Мусейлян Подписано цифровой подписью: Артур Мусейлян Артур Владимиро Владимирович Дата: 2022.11.28 вич 20:02:03 +03'00' 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Изучение математики по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программе воспитания. Личностные результаты в том числе в части: 1. Патриотического воспитания: ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимая значения математики в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной математики, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; 2.Гражданского воспитания и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей: представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать свое поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; 3.Популяризации научных знаний среди детей (Ценности научного познания): Мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной 2 картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли математики в познании закономерностей; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по математике, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; 4.Физического воспитания и формирования культуры здоровья Осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни; 5.Трудового воспитания и профессионального самоопределения коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учетом личностных интересов и способности к математике, общественных интересов и потребностей; 6.Экологического воспитания экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе ее существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов математики; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике. Метапредметные результаты: • развитие умений поиска информации, необходимой для решения 3 математических задач; • формирование умений представлять информацию в виде информационной модели (таблицы, схемы, графика, диаграммы и т.п.); • развитие логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей; • развитие речи посредством овладения предметными и межпредметными понятиями; • формирование навыков планирования действий с помощью учителя и самостоятельно; • развитие способности критического отношения к полученным результатам: самооценка и взаимооценка, корректировка действий, принятие идей и замечаний других людей; • развитие навыков коммуникации: составление устных и письмен- ных текстов, ведение диалога, принятие других точек зрения, рас- пределение функций и ролей при совместной деятельности; • умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку ситуации; • умение переложить знакомую математическую задачу в контекст проблемной ситуации других дисциплин, в окружающей жизни. Предметные результаты: • освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов. • приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения бытовых задач в области семейной экономики:доходы и расходы семьи, составление семейного бюджета, инве- стирование, прогнозирование и анализ полученных результатов; • определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; • развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению обществен- ных дисциплин Обучающийся научится: • оперировать на базовом уровне понятиями: цена товара, скидка, распродажа, продажа по акции, сбережение и увеличение капитала; • оперировать на базовом уровне понятиями: бюджет идоход страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства объектов народного хозяйства; бюджет семьи, статьи расходов семьи, взаимосвязь доходов и расходов и др.; • пользоваться денежными знаками (купюрами, монетами); • применять формулу стоимости покупки для расчета цены, стоимости или количества товара; • оценивать достаточность имеющейся суммы денег для покупки то4 вара, вычислять причитающуюся сдачу; • решать задачи на стоимость товаров и услуг, выбор оптимального варианта покупки с помощью составления числовых выражений; • рассчитывать зарплату, премию; • принимать участие в расчетах семейного бюджета • решать задачи на снижение и увеличение цены, применяя пропорции и линейные уравнения; • применять к решению задач соотношение: прибыль = выручка – себестоимость; Обучающийся получит возможность научиться: • приёмам грамотного распределения семейного бюджета; • оптимизировать доходы и расходы посредством математических механизмов; • применять аппарат математические методы для решения разнообразных задач из смежных предметов и практической деятельности; • выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач; • применять полученные знания при решении задач повышенной сложности. 2. Содержание курса РАЗДЕЛ. Доходы и расходы семьи Тема 1. Деньги (6 ч) История и причины возникновения денег. Денежные отношения на Руси. Валюта РФ, Госхран РФ. Золотой запас страны. Современные деньги России и других стран. Что такое банк. Для чего нужны банки. Денежные расчёты. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Тема 2. Доходы и расходы (4 ч) Статьи расходов. Статьи доходов. Бюджет и доходы страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строитель- ства объектов народного хозяйства и др. Тема 3. Семейный бюджет (24 ч) Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Заработная плата. Услуги. Коммунальные услуги и платежи. Детские расходы. Формирование личных и семейных сбережений. Рациональное планирование, в частности оптимальный выбор, позволяющий минимизировать расходы. 5 3.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности (1 час в неделю, всего 34 часа) № урока Тема занятия Колво часов Основные виды деятельности обучающихся (науровне учебных действий) Основные направления воспитательн ой деятельности Деньги (6 ч) 1-2 История и причины возникновения денег. Денежные отношения на Руси. Валюта РФ, Госхран РФ. Золо- той запас страны. Современные деньги России и других стран. Что 1 Объяснение проблем бартерного (товарного) обмена. Описание свойств предмета, выполняющего роль 1,3 такое банк. Для чего банки. 3-6 нужны Денежные расчёты. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Доходы и расходы (4 ч) Статьи расходов. Статьи доходов. Бюджет и доходы 7-10 страны, средства, выделяемые на образование, ме- дицинское обслуживание, стоимость строительства объектов народного хозяйства и др. Семейный бюджет (24 ч) 11-14 15-18 Предметы первой необходимости. Товары текущегопотребления. Товары длительного пользования. Заработная плата. Услуги. Коммунальные услуги и платежи. денег. Ознакомление с понятием золотой запас страны, валюта. Объяснение, почему изготовление фальши- вых денег – преступление. Решение задач на соотнесение, составление схем, таблиц. Перечисление видов денег. Примеры товарных денег. Сравнение преимуществ и недостатков разных видов денег. Составление и решение задачи с денежными расчётами. 2 2 2 2 2,4,5 Рассмотреть, какие существуют статьи доходов и рас- ходов семьи и государства. Решение простейших расчётных задач. 3,6,5,7 Объяснение причин, по которым люди 6 делают покупки. Описание направлений расходов семьи. Решение простейших задач на расчёт стоимости товаров, необ- ходимых в повседневной жизни. Описание и сравнение источников доходов семьи.Расчёт расходов семьи на условных примерах. Обсуждение 1,6 4,7,3 5,2,6 19-22 23-26 27-30 31-34 2 Детские расходы. Формирование личных и семейных сбережений. Рациональное планирование, в частности опти- мальный выбор, позволяющий минимизировать расходы. 2 2 2 воздействия рекламы и промоакций на принятие решений о покупке. Расчёт доли расходов на разные товары и услуги. Какие существуют коммунальные платежи. Расчёт расходов семьи на коммунальные услуги. Статьи расходов семейного бюджета на детей. Расчёт расходов семьи на нужды детей. Управление доходами и расходами. Семейный бюд- жет, формирование личных и семейных сбережений. Кредит. Вклады. Составление семейного бюджета на условных примерах. Сравнение доходов и расходов и принимать решения. Последствия превышения расходов над доходами. Решение задач на 7 оптимизацию затрат. 1,4 7,5,6 1,3,5 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УМР _______________ Н.А. Добрынина 30 августа 2021 года