Функциональная грамотность

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.


В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены 6 направлений: 

математическая грамотность, 

читательская грамотность, 

естественнонаучная грамотность, 

финансовая грамотность, 

глобальные компетенции,

 креативное мышление.


Что такое функциональная грамотность для учителей?

Функциональная грамотность — это  то, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности, — иными словами, способность заниматься саморазвитием и самообразованием.


Когда нужно начинать формирование функциональной грамотности обучающихся?


Начинать формирование функциональной грамотности в 5 классе уже поздно, необходимо это делать уже в начальной школе.


Что такое функциональная грамотность с точки зрения фгос третьего поколения?


ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.


Формирование функциональной грамотности в начальной школе


Начальное звено образования — фундамент школьной учебы, ведь именно здесь закладывается основа для формирования личности будущего гражданина.


В целях использования в образовательной деятельности заданий для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся на федеральном уровне предлагаются следующие ресурсы, включающие фиксацию частоты посещения:


электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/ (для учителей и обучающихся). Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction.


Ресурсы ФГБУ «Федеральный институт педагогических измерений», открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7-9-х классов, сформированный в рамках Федерального проекта «Развитие банка оценочных средств для проведения всероссийских проверочных работ и формирование банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности»: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti;


банк заданий сетевого комплекса информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/), который включает в себя материалы для обучающихся 5-9-х классов и учителей по следующим направлениям: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, глобальные компетенции, финансовая грамотность, креативное мышление.Хочу такой сайт

Многие страны вводят новые образовательные стандарты для детей с учетом тех вызовов, которые им придется решать в будущем. И центральным понятием становится так называемая функциональная грамотность. Что же это такое? Функционально грамотный человек – этот тот, который способен постоянно использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности.

Уровень функциональной грамотности школьников – один из показателей качества образования (сайт Министерство образования, науки и молодежной политики)Хочу такой сайт

Демонстрационные материалы (перейти)

Задания на развитие функциональной грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах:

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (перейти)

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (перейти)

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (перейти)



План мероприятий направленных на формирование ФГ.pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся МБОУ СОШ № 13 в 2024-2025 учебном году.pdf (скачать) (посмотреть)
приказ_ГБОУ_ИРО_Краснодарского_края_О_присвоении_статуса_Инновационная.pdf (скачать) (посмотреть)
Внутришкольная модель оценки метапредметных результатов сформированности функциональной грамотности обучающихся.pdf (скачать) (посмотреть)
Аналитическая справка по итогам 23-24.pdf (скачать) (посмотреть)

Полезные ресурсы

18.01.2023

Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»

http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php

СИПКРО

http://old.sipkro.ru/index.php/86-подразделения/1381-fgo

Издательство «Просвещение»

https://media.prosv.ru/fg/

Банк тестов

https://banktestov.ru/test/3674

Московский центр качества образования

https://mcko.ru/articles/2127

Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник

https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».