РП театр 1-4 классы

Муниципальное образование город Армавир
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 13
Мусейлян
Артур
Владимирови
ч

Подписано
цифровой подписью:
Мусейлян Артур
Владимирович
Дата: 2022.11.28
20:09:16 +03'00'

УТВЕРЖДЕНО
Решением педагогического совета
От 31 августа 2022 года протокол № 1
Директор МБОУ СОШ № 13
_________ А.В.Мусейлян

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Духовно – нравственное направление
Кружок театральной деятельности
«УЛЫБКА»

Уровень образования начальное общее образование, 1-4 классы
Количество часов по программе: 136 часа
Учитель или группа учителей, разработчиков рабочей программы: Харитонова
Ксения Николаевна
Программа разработана в соответствии и на основе:
Программы курса внеурочной деятельности «Театр в школе», одобренной и
утвержденной педагогическим советом МБОУ СОШ №13 муниципального
образования город Армавир, протокол № 1 от 31.08.2022 г

Армавир, 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Улыбка» реализует общекультурное направление внеурочной
деятельности в 1-4 классах в соответствии с:
1. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования.
2. Моделью внеурочной деятельности школы.
3. Положением об организации внеурочной деятельности обучающихся в начальных
классах.
4. Положением о рабочей программе внеурочной деятельности.
Отличительной особенностью данной программы
является синтез типовых
образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и
современных образовательных технологий.
Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И
поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать
любовь к театральному искусству.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит
стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью
выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест,
пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных
произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать
события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра
способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского
творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в
жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению
культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность –
предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей,
так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во
взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями
танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их
как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и
синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира.
Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других,
развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального
искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая
максимально положительный результат.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства,
с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на формирование
личностных и метапредметных результатов, направлена на гуманизацию воспитательнообразовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития
младших школьников.
Актуальность
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики,
позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса,
чувства ритма, пластики движений.
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный
процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ
зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний

о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что
способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Программа способствует формированию духовно-нравственной культуры и отвечает
запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование
процесса развития и воспитания детей.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность,
позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать,
планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Структура программы
В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи,
которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных
особенностей ребенка средствами детского театра.
Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с
развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в
детском театре.
Целью программы является эстетическое, интеллектуальное, нравственное развитие
воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и
отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический,
оперный, театр балета, музыкальной комедии).
- поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и
воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
- развитие речевой культуры;
- развитие эстетического вкуса.
- воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества,
как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
Место курса в плане внеурочной деятельности.
Программа рассчитана для учащихся 1-4 классов, на 4 года обучения.
На реализацию театрального кружка «Улыбка» в 1-4 классах отводится по 34 ч в
год
(1 час в неделю). Занятия проводятся по 45 минут.
70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность
учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение театров.
Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных
презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы
будут использованы Интерет-ресурсы, посещение спектаклей.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха
Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это
ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной
составляющей окружающего мира.
Принцип динамики.
Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса,
собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
Принцип демократии.
Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности;
обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

Принцип доступности.
Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных
возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности.
В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты,
аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности.
Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так
в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время
добиться больших результатов.
Особенности реализации программы:
Программа включает следующие разделы
1. Роль театра в культуре.
2. Театрально-исполнительская деятельность.
3. Занятия сценическим искусством.
4. Основы терминов.
5. Просмотр профессионального театрального представления.
6. Основы пантомимы.
Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл
познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте
вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы
направлена на получение навыков актерского мастерства.
Формы работы:
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции,
мезансцены.
Основными формами проведения занятий являются:
 театральные игры,
 конкурсы,
 викторины,
 беседы,
 экскурсии в театр и музеи,
 спектакли
 праздники.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев
школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных
произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и
мастерству.
Методы работы:
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку
театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы.
Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром,
учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их
действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся
выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть
осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его
видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление
спектакля.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над
декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает
воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности
детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети
напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной,
костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей,
фильмов; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях,
сочинения.
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями
реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественновоспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и
практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в
себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап
предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает
необходимую информацию по теме.
Планируемые результаты освоения программы:
Учащиеся научатся
- правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
- виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и
т.д.);
- чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
- наизусть стихотворения русских авторов.
Учащиеся будут уметь
- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на
заданную тему;
- произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
- произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя
логические ударения; строить диалог с партнером на заданную тему;
- подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными
героями.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности
можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний):
Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о
ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к
социальной реальности): Получение школьником опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания,
культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями
других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации
совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический
опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в
соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

1. Личностные результаты:
1.1 потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение,
стремление прислушиваться к мнению
одноклассников;
1.2 целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
1.3 этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе
опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
1.4 осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса
является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).
2 . Регулятивные УУД:
2.1 понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
2.2 планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
2.3 осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
2.4
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя
позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
3.Познавательные УУД:
3.1 пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей,
проводить сравнение и анализ поведения героя;
3.2 понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
3.3 проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов,
сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
4. Коммуникативные УУД:
4.1 включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность
4.2 работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
4.3 обращаться за помощью;
4.4 формулировать свои затруднения;
4.5 предлагать помощь и сотрудничество;
4.6 слушать собеседника;
4.7 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
приходить к общему решению;
4.8 формулировать собственное мнение и позицию;
4.9 осуществлять взаимный контроль;
4.10 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание программы (136 часов)
Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.
1 раздел. (15 часов) Роль театра в культуре.
На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный
ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на
кружке, с инструкциями по охране труда. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»:
«Колобок».
-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств. Дети
приобретают навыки, необходимые для верного сценического общения ,участвуют в этюдах
для выработки выразительной сценической жестикуляции(«Немое кино» «Мультяшки анимашки») Знакомятся с древнегреческим ,современным, кукольным, музыкальным,
цирковым театрами. Знакомятся с создателями спектакля: писатель, поэт, драматург.
2 раздел. (36часов) Театрально-исполнительская деятельность.
Упражнения, направленные на развитие у детей чувства ритма. Образно-игровые
упражнения (поезд, мотылек, бабочка.). Упражнения, в основе которых содержатся
абстрактные образы( огонь снег).Основы актерского мастерства. Мимика. Театральный
этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Импровизация. Диалог.
Монолог.

3 раздел. (35 часов) Занятия сценическим искусством. Упражнения и игры:
превращения предмета превращение в предмет, живой алфавит, ручеек, волна. Игры
одиночные Дети выполняют этюды по картинкам. На практических занятиях
рассматриваются приемы релаксации. Концентрации внимания, дыхания.
4 раздел. (1 час) Освоение терминов. Знакомятся с понятиями : драматический,
кукольный театр, спектакль, этюд, партнер, премьера, актер.
5 раздел. (3 часа) Просмотр профессионального театрального спектакля.
Посещение театра, беседа после просмотра спектакля .Иллюстрирование.
6 раздел. (30 часов) Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на
авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем –
от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.
Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки
действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах
и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями,
выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито,
удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.);
пополнять словарный запас, образный строй речи.
7 раздел. (15часов) Основы пантомимы. Дети знакомятся с позами актера в
пантомиме, как основное выразительное средство.
Жест, маска пантомимном действии.

Тематическое планирование
№

1 класс (34 часа)
Раздел программы

1.

Роль театра в культуре. 1

2

Театрально
исполнительская
деятельность

3.

Количество Количество часов
часов
Теория
Практика

Характеристика деятельности обучающихся

1

Знакомятся с учителем и одноклассниками. Знакомство ребенка
в игровой форме с самим собой и с окружающим миром. (игра
«Снежный ком»). Разыгрывание этюдов и упражнений,
требующих целенаправленного воздействия словом.

2

7

На
практических
занятиях
выполняются
упражнения,
направленные на развитие чувства ритма. Выполнение
упражнений, в основе которых содержатся абстрактные образы
(огонь, солнечные блики, снег). Знакомятся с терминологией
(мимика, пантомима, этюд, дикция, интонация, рифма, ритм).
Импровизируют известные русские народные сказки «Теремок»,
«Колобок».

Занятия
сценическим 11
искусством.

-

11

Упражнения и игры: превращения предмета, превращение в
предмет, живой алфавит, ручеек, волна, переходы в полукруге.
Чтение учителем сказок-миниатюр
Дж. Родари. Выбор ролей, разучивание. Участвуют в обсуждении
декораций и костюмов.

4.

Освоение терминов.

1

1

-

Знакомятся с понятиями драматический, кукольный театр,
спектакль, этюд, партнер, премьера, актер.

5.

Просмотр
3
профессионального
театрального спектакля.

1

2

Участвуют в ролевой игре, разыгрывая ситуации поведения в
театре. Коллективно под руководством педагога посещают театр.
Презентуют свои мини-сочинения, в которых делятся
впечатлениями, полученными во время посещения спектакля,
выполняют зарисовки увиденного. Участвуют в творческих играх
и конкурсах.

Итого

4 часа

21 часа

9

34 часа

№

2 класс (34 часа)
Раздел программы

1.

Роль театра в культуре. 1

-

1

Участники приобретают навыки, необходимые для верного
сценического общения. Участвуют в этюдах для выработки
выразительной сценической жестикуляции («Немое кино»,
«Мультяшки - анимашки»)

2

Театральноисполнительская
деятельность.

3

5

На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов
выражают благодарность, сочувствие, обращаются за помощью.
Игры
«Маски»,
«Иностранец»,
«Прикосновения».
Взаимодействуют в группах. На практических занятиях участвуют
в спорах, дискуссиях. Обсуждают различные ситуации.

3.

Занятия
сценическим 15
искусством.

3

12

Упражнения и игры одиночные – на выполнение простого
задания, на основе предлагаемых обстоятельств, на сценическое
общение к предмету. Участвуют в этюдах по картинкам.

4.

Работа
над
серией 10
мини-спектаклями.

1

9

Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более
подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся
главный персонаж.

Итого

7 часа

27 часа

№

3 класс (34 часа)
Раздел программы

1.

Количество Количество часов
часов
Практика
Теория

8

34 часа

Характеристика деятельности обучающихся

Количество Количество часов
часов
Теория
Практика

Характеристика деятельности обучающихся

Роль театра в культуре.

1

1

-

Участники знакомятся с древнегреческим, современным,
кукольным, музыкальным, цирковым театрами. В процессе
дискуссии делятся своим жизненным опытом.

2

Занятия сценическим
искусством.

10

3

7

На практических занятиях рассматриваются приемы релаксации,
концентрации внимания, дыхания; снятия мышечных зажимов.

3.

Театральноисполнительская
деятельность.

8

3

5

Работа над образами: я – предмет, я – стихия, я – животное, я –
фантастическое животное, внешняя характерность.

4.

Работа и показ
театрализованного
представления.

15

5

10

Итого

34 часа

12 часов

22 часа

Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более
подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся
главный персонаж. Разучивание ролей, изготовление костюмов.

№

4 класс (34 часа)
Раздел программы

1.

Роль театра в культуре. 4

4

-

Участники знакомятся с создателями спектакля: писатель, поэт,
драматург. Театральными жанрами.

2

Театральноисполнительская
деятельность.

10

3

7

Упражнения для развития хорошей дикции, интонации, темпа
речи. Диалог, монолог.

3.

Основы пантомимы.

15

3

12

Участники знакомятся с позами актера в пантомиме, как основное
выразительное средство. Куклы-марионетки, надувные игрушки,
механические куклы. Жест, маска в пантомимном действии.

4.

Работа
и
показ 5
театрализованного
представления.

1

4

Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более
подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся
главный персонаж. Разучивание ролей, изготовление костюмов.
Выступление перед учащимися и родителями.

Итого

11 часа

23 часа

Количество Количество часов
часов
Теория
Практика

34 часа

Характеристика деятельности обучающихся

Структура курса
№

Раздел программы

Содержание раздела

1.

Роль театра в культуре.

Дети приобретают навыки, необходимые для верного сценического 15
общения. Участвуют в этюдах для выработки выразительной
сценической жестикуляции («Немое кино», «Мультяшки-анимашки»).
Знакомятся с древнегреческим, современным, кукольным, музыкальным,
цирковым театрами. В процессе дискуссии делятся своим жизненным
опытом. Знакомятся с создателями спектакля: писатель, поэт, драматург.
Театральными жанрами.

2.

Театральноисполнительская
деятельность.

Упражнения, направленные на развитие у детей чувства ритма. Образно- 36
игровые упражнения (поезд, мотылек, бабочка). Упражнения, в основе
которых содержатся абстрактные образы (огонь, солнечные блики,
снег). Основы актёрского мастерства. Мимика. Театральный этюд. Язык
жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Импровизация.
Диалог. Монолог.

3.

Занятия
искусством.

4.

Освоение терминов.

Знакомятся с понятиями драматический, кукольный театр, спектакль,
этюд, партнер, премьера, актер.

1

5.

Просмотр
профессионального
театрального спектакля

Посещение
театра,
Иллюстрирование

3

6.

Работа
и
театрализованного
представления.

7.

Основы пантомимы.

Итого

Количество часов

сценическим Упражнения и игры: превращения предмета, превращение в предмет, 35
живой алфавит, ручеек, волна, переходы в полукруге. Игры одиночные –
на выполнение простого задания,
на основе предлагаемых
обстоятельств, на сценическое общение к предмету. Дети выполняют
этюды по картинкам. На практических занятиях рассматриваются
приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания; снятия
мышечных зажимов.

беседа

после

просмотра

спектакля.

показ Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более
подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся
главный персонаж.

30

Дети знакомятся с позами актера в пантомиме, как основное
выразительное средство. Куклы-марионетки, надувные игрушки,
механические куклы. Жест, маска в пантомимном действии.

15

136 часов

Календарно-тематическое планирование кружка «Улыбка» 1 класс
№
Тема
урок
а
1
Вводное занятие.
2

3

4-5

6

Основное содержание занятия

Задачи и особенности занятий в театральном кружке,
коллективе. Игра «Театр – экспромт»: «Колобок».
Здравствуй, театр!
Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и
воображения. Познакомить с понятием «театр».
Знакомство с театрами Омска (презентация).
Театральная игра
Как вести себя на сцене. Учить детей
ориентироваться в пространстве, равномерно
размещаться на площадке. Учимся строить диалог с
партнером на заданную тему.
Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки,
подбирать простейшие рифмы.
Репетиция
сказки Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе
«Теремок».
игр: «Репортаж с соревнований по гребле»,«Шайба в
воротах»,
«Разбилась любимая мамина чашка».
В мире пословиц.
Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц.
Игра-миниатюра с пословицами «Объяснялки»

Количес
тво
часов
1

Формы
методы
работы
игра

1

Фронтальная
работа

1

Распределение ролей

1

Индивидуаль
ная работа

Показ
презентации
«Пословицы
в
картинках»
Презентация
«Виды
театрального искусства»

9-11
12

Театральная азбука.

8

Понятие
«экспромт»
использование
Интернетресурсов
Знакомство с правилами Понятие
поведения на сцене
«рифма»

Индивидуаль
ная работа

Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их 1
обыгрывание

Словесные
формы
работы

игра

Отработка
дикции
Индивидуаль
ная работа

Примечание

Игры на знакомство,
сплочение коллектива.
Просмотр презентаций

2

Виды театрального Рассказать детям в доступной форме о видах 1
искусства
театрального искусства.
Упражнения на развитие дикции (скороговорки,
чистоговорки). Произнесение скороговорок по
очереди с разным темпом и силой звука, с разными
интонациями.
Чтение сказки Н.Грибачёва «Заяц Коська и его
друзья». Инсценирование понравившихся диалогов.
Правила поведения в Познакомить детей с правилами поведения в театре
1
театре
Как вести себя на сцене. Учить детей
ориентироваться в пространстве, равномерно
размещаться на площадке. Учимся строить диалог с
партнером на заданную тему
Кукольный театр.
Мини-спектакль с пальчиковыми куклами.
3

7

и Вид деятельности

Интернетресурсы
Интернет
ресурсы

-

Электронная
Правила диалога
презентация «Правила
поведения в театре»

соревнование

1

Фронтальная
работа

Отгадывание
викторины

мультсказки, 3

Фронтальная
работа

Распределение
ролей,
работа над дикцией,
выразительностью

Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, 1
наблюдательность.
Учимся находить ключевые слова в предложении и
выделять их голосом.
Основы театральной Театр - искусство коллективное, спектакль - 1
культуры
результат творческого труда многих людей
различных профессий
Музыкальные пластические игры и упражнения
Инсценирование
Знакомство с
содержанием, выбор сказки, 3
народных сказок о распределение ролей, диалоги героев, репетиции,
животных.
показ
Кукольный
театр.
Постановка
с
использованием
кукол.
Чтение
в
лицах Знакомство с содержанием, выбор литературного 1
стихов А. Барто, материала, распределение ролей, диалоги героев,
И.Токмаковой,
репетиции, показ
Э.Успенского

Групповая
работа,
словесные
методы
Групповая
работа,
поисковые
методы
Фронтальная
работа,
словесные
методы

Дети
самостоятельно
разучивают диалоги в
микрогруппах

Индивидуаль
ная работа

Конкурс
чтеца

23

Театральная игра

Игры на развитие образного мышления, фантазии, 1
воображения, интереса к сценическому искусству.
Игры-пантомимы.

2427

Постановка
сказки
«Пять
забавных
медвежат»
В.
Бондаренко
Культура и техника
речи
Инсценирование

Знакомство с содержанием, распределение ролей, 4
диалоги героев, репетиции, показ

Групповая
Разучиваем
игры- Что
такое
работа.
пантомимы
пантомима
Методы
поисковые,
наглядные
Словесные и Репетиции,
подбор
наглядные
костюмов, реквизита
методы

13

1416

17

18

1921

22

2829

Театральная
игра
«Сказка,
сказка,
приходи».
Инсценирование
мультсказок
По книге «Лучшие
мультики малышам»
Театральная игра

Викторина по сказкам
Знакомство с текстом, выбор
распределение ролей, диалоги героев.

Упражнения на постановку дыхания (выполняется 2
стоя). Упражнения на развитие артикуляционного
аппарата. 1.Упражнения
«Дуем на свечку

заданий Электронная
презентация

Подбор
музыкальных фонохрестомати
произведений
к я
знакомым сказкам
Работа с текстом сказки:
распределение
ролей,
репетиции
с
пальчиковыми куклами

на

Отработка
умения работать
с пальчиковыми
куклами

лучшего

Словесные и Работа над постановкой
наглядные
дыхания.
Репетиция
методы.
сказки

сказки «Пых»

(одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем
щёки».
2.Упражнения для языка.
Упражнения для
губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер,
жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.).
Знакомство с содержанием сказки, распределение
ролей, диалоги героев, репетиции, показ
Создание образов с помощью жестов, мимики. 1
Учимся создавать образы животных с помощью
выразительных пластических движений.

30

Ритмопластика

3033

Инсценирование
сказок
К.И.Чуковского

Чтение сказок, распределение ролей, репетиции и 3
показ

34

Заключительное
занятие.

Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ 1
успехов каждого воспитанника.
Отчёт, показ
любимых инсценировок.

Итого:

Групповая
работа

Наглядные
методы

Работа над созданием
образов животных с
помощью жестов и
мимики
Словесные и Репетиции,
подбор
наглядные
костюмов, реквизита
методы
Фронтальная
работа.
Словесные
методы

«Капустник» - показ
любимых инсценировок

Просмотр фото и
видеозаписи
выступлений
детей в течении
года

34

Календарно-тематическое планирование кружка «Улыбка» 2класс
№
урока

Тема

1

Вводное занятие.

2

Здравствуй, театр!

3

Роль театра в культуре.

Основное содержание занятия

Количес
тво
часов
Задачи и особенности занятий в театральном 1
кружке, коллективе. Игра «Театр – экспромт»:
«Колобок».
Дать детям возможность окунуться в мир 1
фантазии и воображения. Повторить понятие
«театр».
Знакомство с театрами Омска (презентация).
Как вести себя на сцене. Учить детей 1
ориентироваться в пространстве, равномерно
размещаться на площадке. Учимся строить
диалог с партнером на заданную тему.
Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки,

Формы
и Вид деятельности
методы
работы
Беседа, игра
Решение
организационных
вопросов.
Фронтальная Просмотр презентаций
работа

Примечание

Возможно
использование
Интернетресурсов
Знакомство с правилами Понятие
поведения на сцене
«рифма»

9-11

подбирать простейшие рифмы.
сказки Работа над темпом, громкостью, мимикой на
основе игр: «Репортаж с соревнований по
гребле»,«Шайба в воротах»,
«Разбилась любимая мамина чашка».
В мире пословиц.
Разучиваем
пословицы.
Инсценировка
пословиц. Игра-миниатюра с пословицами
«Объяснялки»
Виды
театрального Рассказать детям в доступной форме о видах
искусства
театрального искусства.
Упражнения на развитие дикции (скороговорки,
чистоговорки). Произнесение скороговорок по
очереди с разным темпом и силой звука, с
разными интонациями.
Чтение сказки Н.Грибачёва «Заяц Коська и его
друзья».
Инсценирование
понравившихся
диалогов.
Правила поведения в Познакомить детей с правилами поведения в
театре
театре
Как вести себя на сцене. Учить детей
ориентироваться в пространстве, равномерно
размещаться на площадке. Учимся строить
диалог с партнером на заданную тему
Кукольный театр.
Мини-спектакль с пальчиковыми куклами.

12

Театральная азбука.

1

13

Разучивание скороговорок, считалок, потешек и
их обыгрывание
игра Викторина по сказкам

Театральная
«Маски».
Инсценирование сказки Знакомство с текстом,
«Три медведя»
диалоги героев.

1

распределение ролей,

3

4-5

6

7

8

14-16

17

18

Репетиция
«Репка».

Театральная игра

2

Индивидуаль
ная работа

Распределение ролей

1

Индивидуаль
ная работа

1

Словесные
формы
работы

Показ
презентации
«Пословицы
в
картинках»
Презентация
«Виды
театрального искусства»

1

игра

3

Отработка
дикции
Индивидуаль
ная работа
Фронтальная
работа
Фронтальная
работа

Учимся
развивать
зрительное,
слуховое 1
внимание, наблюдательность.
Учимся
находить ключевые слова в
предложении и выделять их голосом.
Основы театральной Театр - искусство коллективное, спектакль - 1
культуры
результат творческого труда многих людей
различных профессий

Групповая
работа,
словесные
методы
Групповая
работа,
поисковые

Интернетресурсы
Интернет
ресурсы

-

Электронная
Правила диалога
презентация «Правила
поведения в театре»

соревнование
Отгадывание
заданий Электронная
викторины
презентация
Распределение
ролей,
работа над дикцией,
выразительностью
Дети
самостоятельно
разучивают диалоги в
микрогруппах
Подбор
музыкальных фонохрестомати
произведений
к я
знакомым сказкам

19-21

22

23

Инсценирование
народных
сказок о
животных.
Кукольный
театр.
Постановка
с
использованием кукол.
Чтение в лицах стихов
А.
Барто,
И.Токмаковой,
Э.Успенского
Театральная игра

Музыкальные пластические игры и упражнения
Знакомство с
содержанием, выбор сказки,
распределение
ролей,
диалоги
героев,
репетиции, показ

методы
Фронтальная
работа,
словесные
методы

Работа с текстом сказки:
распределение
ролей,
репетиции
с
пальчиковыми куклами

Знакомство
с
содержанием,
выбор 1
литературного материала, распределение ролей,
диалоги героев, репетиции, показ

Индивидуаль
ная работа

Конкурс
чтеца

Игры на развитие образного
мышления, 1
фантазии,
воображения,
интереса
к
сценическому искусству. Игры-пантомимы.

Групповая
Разучиваем
игры- Что
такое
работа.
пантомимы
пантомима
Методы
поисковые,
наглядные
Словесные и Репетиции,
подбор
наглядные
костюмов, реквизита
методы
Словесные и Работа над постановкой
наглядные
дыхания.
Репетиция
методы.
сказки
Групповая
работа

3

24-27

Постановка
сказки Знакомство с содержанием, распределение 4
«Три поросенка»
ролей, диалоги героев, репетиции, показ

28-29

Культура и техника
речи
Инсценирование сказки
«Волк
и
семеро
козлят»

30

Ритмопластика

30-33

Инсценирование
сказок С.Я.Маршака»

Упражнения
на
постановку
дыхания 2
(выполняется стоя). Упражнения на развитие
артикуляционного аппарата. 1.Упражнения
«Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко,
пушинку)», «Надуваем щёки».
2.Упражнения для языка.
Упражнения для
губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует
ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и
т. п.).
Знакомство
с
содержанием
сказки,
распределение
ролей,
диалоги
героев,
репетиции, показ
Создание образов с помощью жестов, мимики. 1
Учимся создавать образы животных с помощью
выразительных пластических движений.
Чтение сказок, распределение ролей, репетиции 3
и показ

Наглядные
методы

на

Отработка
умения работать
с пальчиковыми
куклами

лучшего

Работа над созданием
образов животных с
помощью жестов и
мимики
Словесные и Репетиции,
подбор
наглядные
костюмов, реквизита
методы

34

Заключительное
занятие.

Подведение итогов обучения, обсуждение и 1
анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт,
показ любимых инсценировок.

Итого:

Фронтальная
работа.
Словесные
методы

«Капустник» - показ
любимых инсценировок

Просмотр фото и
видеозаписи
выступлений
детей в течении
года

34

Календарно-тематическое планирование кружка «Улыбка» 3 класс
№
урока

Тема

1

Вводное занятие.

2

Здравствуй, театр!

3

Роль театра в культуре.

4-5

Репетиция
«Бременские
музыканты»

6

7

Основное содержание занятия

Количес
тво
часов
Задачи и особенности занятий в театральном 1
кружке, коллективе. Игра «Театр – экспромт»:
«Колобок».
Дать детям возможность окунуться в мир 1
фантазии и воображения. Повторить понятие
«театр».
Знакомство с театрами Омска (презентация).
Знакомство с древнегреческим ,современным 1
,кукольным, музыкальным ,цирковым театрами.

Формы
и Вид деятельности
методы
работы
Беседа, игра, Решение
дискуссия
организационных
вопросов.
Фронтальная Просмотр презентаций
работа
дискуссия

Примечание

Возможно
использование
Интернетресурсов

Знакомство
с
различными
видами
театров. Делятся своим
жизненным опытом.
Распределение ролей

сказки Работа над темпом, громкостью, мимикой на 2
основе игр: «Репортаж с соревнований по
гребле»,«Шайба в воротах»,
«Разбилась любимая мамина чашка».
В мире пословиц.
Разучиваем
пословицы.
Инсценировка 1
пословиц. Игра-миниатюра с пословицами
«Объяснялки»

Индивидуаль
ная работа
Индивидуаль
ная работа

Показ
презентации Интернет«Пословицы
в ресурсы
картинках»

Виды
театрального Рассказать детям в доступной форме о видах 1
искусства
театрального искусства.
Упражнения на развитие дикции (скороговорки,
чистоговорки). Произнесение скороговорок по
очереди с разным темпом и силой звука, с
разными интонациями.
Инсценирование понравившихся диалогов.

Словесные
формы
работы

Презентация
«Виды Интернет
театрального искусства» ресурсы

-

9-11

Правила поведения в Познакомить детей с правилами поведения в 1
театре
театре
Как вести себя на сцене. Учить детей
ориентироваться в пространстве, равномерно
размещаться на площадке. Учимся строить
диалог с партнером на заданную тему
Кукольный театр.
Мини-спектакль с пальчиковыми куклами.
3

12

Театральная азбука.

1

13

Разучивание скороговорок, считалок, потешек и
их обыгрывание
игра Викторина по сказкам

Театральная
«Маски».
Инсценирование сказки Знакомство с текстом,
«Три поросенка»
диалоги героев.

1

распределение ролей,

3

8

14-16

17

18

19-21

22

23

24-27

Театральная игра

Учимся
развивать
зрительное,
слуховое 1
внимание, наблюдательность.
Учимся
находить ключевые слова в
предложении и выделять их голосом.
Основы театральной Театр - искусство коллективное, спектакль - 1
культуры
результат творческого труда многих людей
различных профессий
Музыкальные пластические игры и упражнения
Инсценирование
Знакомство с
содержанием, выбор сказки, 3
народных
сказок о распределение
ролей,
диалоги
героев,
животных.
репетиции, показ
Кукольный
театр.
Постановка
с
использованием кукол.
Чтение в лицах стихов Знакомство
с
содержанием,
выбор 1
русских поэтов
литературного материала, распределение ролей,
диалоги героев, репетиции, показ
Театральная игра
Игры на развитие образного
мышления, 1
фантазии,
воображения,
интереса
к
сценическому искусству. Игры-пантомимы.
Постановка
сказки Знакомство с содержанием, распределение 4
«Три поросенка»
ролей, диалоги героев, репетиции, показ

игра

Отработка
дикции
Индивидуаль
ная работа
Фронтальная
работа
Фронтальная
работа
Групповая
работа,
словесные
методы
Групповая
работа,
поисковые
методы
Фронтальная
работа,
словесные
методы
Индивидуаль
ная работа

Электронная
Правила диалога
презентация «Правила
поведения в театре»

соревнование
Отгадывание
заданий Электронная
викторины
презентация
Распределение
ролей,
работа над дикцией,
выразительностью
Дети
самостоятельно
разучивают диалоги в
микрогруппах
Подбор
музыкальных фонохрестомати
произведений
к я
знакомым сказкам
Работа с текстом сказки:
распределение
ролей,
репетиции
с
пальчиковыми куклами
Конкурс
чтеца

на

Отработка
умения работать
с пальчиковыми
куклами

лучшего

Групповая
Разучиваем
игры- Что
такое
работа.
пантомимы
пантомима
Методы
поисковые,
наглядные
Словесные и Репетиции,
подбор
наглядные
костюмов, реквизита

28-29

Культура и техника
речи
Инсценирование сказки
«Мороз Иванович»

Упражнения
на
постановку
дыхания 2
(выполняется стоя). Упражнения на развитие
артикуляционного аппарата. 1.Упражнения
«Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко,
пушинку)», «Надуваем щёки».
2.Упражнения для языка.
Упражнения для
губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует
ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и
т. п.).
Знакомство
с
содержанием
сказки,
распределение
ролей,
диалоги
героев,
репетиции, показ
Создание образов с помощью жестов, мимики. 1
Учимся создавать образы животных с помощью
выразительных пластических движений.

30

Ритмопластика

30-33

Инсценирование
сказок К.Чуковского

Чтение сказок, распределение ролей, репетиции 3
и показ

34

Заключительное
занятие.

Подведение итогов обучения, обсуждение и
анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт,
показ любимых инсценировок.

Итого:

1

методы
Словесные и Работа над постановкой
наглядные
дыхания.
Репетиция
методы.
сказки
Групповая
работа

Наглядные
методы

Работа над созданием
образов животных с
помощью жестов и
мимики
Словесные и Репетиции,
подбор
наглядные
костюмов, реквизита
методы
Фронтальная «Капустник» - показ
работа.
любимых инсценировок
Словесные
методы

Просмотр фото и
видеозаписи
выступлений
детей в течении
года

34

Календарно-тематическое планирование кружка «Улыбка» 4 класс
№
урока

Тема

1

Создатели спектакля:
писатель,
поэт,
драматург
Создатели спектакля:
писатель,
поэт,
драматург

2

Основное содержание занятия

Количес
тво
часов
Участники знакомятся с создателями спектакля: 1
писатель, поэт, драматург. Театральными
жанрами
Участники знакомятся с создателями спектакля: 1
писатель, поэт, драматург.

Формы
и Вид деятельности
методы
работы
Беседа, игра
Решение
организационных
вопросов.
Фронтальная Просмотр презентаций
работа

Примечание

Возможно
использование
Интернетресурсов

3-4

Театральные жанры

5

Язык жестов.

6-9

10-11

Дикция. Упражнения Разучиваем
пословицы.
Инсценировка 4
для развития хорошей пословиц.
дикции.
Интонация
2
Упражнения
на
развитие
интонации
(скороговорки, чистоговорки). Произнесение
скороговорок по очереди с разным темпом и
силой звука, с разными интонациями.

12-13

Темп
Ритм.

14

Искусство декламации.

речи.

Рифма. Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки, 2
подбирать простейшие рифмы

15

16

Знакомство с театральными жанрами. Учимся 2
строить диалог с партнером на заданную тему.
Работа над темпом, громкостью, мимикой .
1

Скороговорки.
Считалки.
Импровизация.

Мини-спектакль с пальчиковыми куклами.

1

Разучивание скороговорок, считалок, потешек и
их обыгрывание

1

Викторина по сказкам

1

17-19

Инсценирование
спектакля по басне И.
Крылова «Зеркало и
Обезьяна»

20-22

Работа над спектаклем Учимся
развивать
зрительное,
слуховое 3
по басне И. Крылова внимание, наблюдательность.
«Ворона и Лисица»
Учимся
находить ключевые слова в
предложении и выделять их голосом.
Основы театральной Театр - искусство коллективное, спектакль - 1
культуры
результат творческого труда многих людей
различных профессий
Музыкальные пластические игры и упражнения
Посещение
театра Знакомство с содержанием, распределение 1
кукол «Сказка».
ролей, диалоги героев, репетиции, показ

23

24

Знакомство с текстом,
диалоги героев.

распределение ролей,

3

Индивидуаль
ная работа
Индивидуаль
ная работа
Словесные
формы
работы

игра
Отработка
дикции
Индивидуаль
ная работа

Знакомство с правилами Понятие
поведения на сцене
«рифма»
Распределение ролей
Показ
презентации
«Пословицы
в
картинках»
Презентация
«Виды
театрального искусства»

Интернетресурсы
Интернет
ресурсы

-

Электронная
Правила диалога
презентация «Правила
поведения в театре»
соревнование

Фронтальная
работа
Фронтальная
работа

Отгадывание
заданий Электронная
викторины
презентация
Распределение
ролей,
работа над дикцией,
выразительностью

Групповая
работа,
словесные
методы
Групповая
работа,
поисковые
методы
Фронтальная
работа,
словесные

Дети
самостоятельно
разучивают диалоги в
микрогруппах
Подбор
музыкальных фонохрестомати
произведений
к я
знакомым сказкам
Работа с текстом сказки: Отработка
распределение
ролей, умения работать
репетиции
с с пальчиковыми

25

26

27-30

31-33

34

Чтение в лицах стихов Знакомство
с
содержанием,
выбор 1
русских поэтов.
литературного материала, распределение ролей,
диалоги героев, репетиции, показ
Театральная игра
Игры на развитие образного
мышления, 1
фантазии,
воображения,
интереса
к
сценическому искусству. Игры-пантомимы.
Работа над спектаклем
по сказке А. С.
Пушкина « Сказка о
рыбаке и рыбке»
Работа над сказкой К.
Чуковского «Телефон»

Заключительное
занятие.
Итого:

Знакомство с содержанием, распределение 4
ролей, диалоги героев, репетиции, показ
Упражнения
на
постановку
дыхания 3
(выполняется стоя). Упражнения на развитие
артикуляционного аппарата. 1.Упражнения
«Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко,
пушинку)», «Надуваем щёки».
2.Упражнения для языка.
Упражнения для
губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует
ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и
т. п.).
Знакомство
с
содержанием
сказки,
распределение
ролей,
диалоги
героев,
репетиции, показ
Создание образов с помощью жестов, мимики. 1
Учимся создавать образы животных с помощью
выразительных пластических движений.
34

методы
Индивидуаль
ная работа

пальчиковыми куклами куклами
Конкурс на лучшего
чтеца

Групповая
Разучиваем
игры- Что
такое
работа.
пантомимы
пантомима
Методы
поисковые,
наглядные
Словесные и Репетиции,
подбор
наглядные
костюмов, реквизита
методы
Словесные и Работа над постановкой
наглядные
дыхания.
Репетиция
методы.
сказки
Групповая
работа

Наглядные
методы

Работа над созданием
образов животных с
помощью жестов и
мимики

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
 Музыкальный центр;
 музыкальная фонотека;
 аудио и видео кассеты;
 СД– диски;
 костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
 элементы костюмов для создания образов;
 пальчиковые куклы;
 сценический грим;
 видеокамера для съёмок и анализа выступлений.
 Электронные презентации «Правила поведения в театре»,
 «Виды театрального искусства»
 Сценарии сказок, пьес, детские книги
Список литературы для учителя:
1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического
искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы
Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование.
Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального
искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc
Список литературы для детей:
К.С.Станиславский «Работа актера над собой»
К.С.Станиславский «Работа актера над ролью»

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения
классных руководителей
МБОУ СОШ № 13 МО город Армавира от 30 августа
2022 года № 1 ____________ Е.Ю. Скрипниченко

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________Н.А. Добрынина
30 августа 2022 года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Результаты Независимой Оценки Качества Образования (НОКО) в 2022 году

Уважаемые пользователи ресурса! На официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях Вы можете выразить своё мнение о качестве условий оказания услуг в нашей организации.


МБОУ СОШ № 13 на сайте bus.gov.ru




Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».