Мусейлян Артур Владимиро вич Подписано цифровой подписью: Мусейлян Артур Владимирович Дата: 2022.11.23 01:26:45 +03'00' Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Настольный теннис» рассчитана на три года обучения, относится к физкультурно – спортивной направленности. Актуальность и педагогическая целесообразность программы. Настольный теннис доступен всем. Играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей. Программа направлена на создание условий для развития личности ребёнка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребёнка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей. Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно – силовых качеств, формированию двигательных навыков. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы. Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъём поддерживает постоянную активность и интерес к игре. Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих установок, настольный теннис, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребёнка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма. Новизна программы и ее отличие от уже существующих в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди школьников, являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития. Целью данной программы является создание условий для развития физических качеств, оздоровления и укрепления организма обучающихся посредством занятий настольным теннисом. Задачи: Образовательные: - обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса; - научить регулировать свою физическую нагрузку. Развивающие: - развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции; - развивать двигательные способности посредством игры в настольный теннис; - формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга. Воспитательные: - воспитывать чувство самостоятельности, ответственности; - воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность; - пропагандировать здоровый образ жизни. Программа рассчитана на обучающихся с 7 лет. Основной контингент объединения младшие школьники и подростки. Для работы по программе формируются постоянные группы численностью 10-15. При зачислении в группу необходимо предоставить справку о состоянии здоровья. Группы могут формироваться по возрастному признаку. Дети могут приниматься на второй и третий год обучения на основании дополнительных вступительных испытаний в форме выявления практических навыков и умений игры в настольный теннис. Для детей, успешно прошедших всю программу и желающих продолжить обучение могут, разрабатываться индивидуальные образовательные маршруты. Срок реализации программы 3 года: 1год - 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа) 2 год – 216 часов (3 раза в неделю по 2 часа) 3 год – 216 часов (3 раза в неделю по 2 часа). Методы и формы обучения. Занятие является основной формой организации учебного процесса. Для повышения интереса занимающихся к занятиям настольного тенниса и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий: словесные методы, наглядные методы, практические (игровой, соревновательный, метод упражнений и метод круговой тренировки). Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели я буду использовать: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания. Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях. Практические методы: 1. Метод упражнений; 2.Игровой метод; 3.Соревновательный; 4.Метод круговой тренировки. Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений. Упражнения разучиваются двумя методами - в целом и по частям. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры. Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах. Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся. Формы обучения: индивидуальная, групповая. Ожидаемые результаты: К концу первого года: Будут знать: - о положительном влиянии систематических занятий физическими упражнениями; - особенности правильного распределения физической нагрузки; - правила игры в настольный теннис; - правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни; - правила проведения соревнований. Будут уметь: - поводить специальную разминку теннисиста; - владеть основами техники настольного тенниса; - владеть основами судейства в настольном теннисе. Разовьют следующие качества: - улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость; - улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим нагрузкам; - повысят адаптивные возможности организма; - разовьют коммуникабельность в результате коллективных действий. К концу второго года: Будут знать: - сведения о технических приёмах в настольном теннисе; - сведения о положении дел в современном настольном теннисе. Будут уметь: - поводить специальную разминку теннисиста; - владеть основами техники настольного тенниса; - владеть основами судейства в настольном теннисе; - составлять график соревнований в личном зачёте и определять победителя. Разовьют следующие качества: - улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость; - улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим нагрузкам; - повысят адаптивные возможности организма; - разовьют коммуникабельность в результате коллективных действий. К концу третьего года: Будут знать: - сведения о технических приёмах в настольном теннисе; - сведения о положении дел в современном настольном теннисе. Будут уметь: - поводить специальную разминку теннисиста; - владеть основами техники настольного тенниса; - владеть основами судейства в настольном теннисе; - составлять график соревнований в личном зачёте и определять победителя. Разовьют следующие качества: - улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость; - улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим нагрузкам; - повысят адаптивные возможности организма; - разовьют коммуникабельность в результате коллективных действий; - освоят накат справа и слева по диагонали; - освоят накат справа и слева поочерёдно «восьмёрка»; - освоят накат справа и слева в один угол стола; - научатся правильно делать подрезки справа и слева в любом направлении; - топ – пин справа по подставке справа; - топ – пин слева по подставке; - топ – пин справа по подрезке справа; - топ – пин слева по подрезке слева; - умение проведения и судейства соревнований в группах младшего возраста. Контроль результатов обучения по программе Текущий контроль успеваемости проводится по итогам обучения по разделам программы в форме итогового занятия, на котором проводится наблюдение за игрой детей. Промежуточная аттестация проводится по окончании 1-го, 2-го и 3-го года обучения в форме зачета. Зачет предполагает проведение спарринг игр и сдачу нормативов. Учебный план № Наименование Количество часов Форма учебного модуля Всего Теория Практика промежуточной аттестации 1 Учебный 144 47 97 Зачет в модуль первого года форме обучения спарринг игры и сдачи нормативов 2 Учебный 216 модуль второго года обучения 71 145 3 Учебный 216 модуль третьего года обучения 59 157 177 399 Итого: 576 Зачет в форме спарринг игры и сдачи нормативов Зачет в форме спарринг игры и сдачи нормативов N п/п . Рабочая программа учебного модуля первого года обучения Теория Практика Наименование темы 1 Техника: совершенствование передвижения и координации. 1 Инструктаж по технике безопасности. .1 1 Правила распорядка. .2 .1 .2 2 Упражнения с ракеткой и (набивание). 2 Техника передвижений у координация. 2 Точность попадания, техника. мячом стола, .3 2 Атака, контратака. 2 Подача мяча .4 .5 .6 . 2 Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости 3 Тактика: отработка технико – тактической комбинации. 3 Удар справа, удар слева. .1 3 Срезка в ближнюю и дальнюю зону. 3 Тактические приёмы и комбинации. 3 Возврат мяча срезка слева влево. 3 Теоретические примеры. .2 .3 .4 .5 .6. 3 Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости 4 Индивидуальная подготовка. . .1 4 Совершенствование техники выполнения индивидуального приёма. Общее кол-во часов 3 15 15 2 - 2 2 - 2 2 2 4 2 4 6 2 2 4 2 4 6 2 2 4 1 1 2 11 17 2 2 4 2 2 4 2 4 6 2 4 6 2 4 6 1 1 2 6 10 1 3 0 2 8 1 6 4 4.2 Индивидуальный разбор упражнений. 6 4 .3 4 Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости 5 Игры на счёт. . 5 Правила игры (теория). .1 .2 .3 . 5 Практика (игры на счёт: короткие и длинные партии). 5 Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости 6 Простые упражнения по элементам (без усложнений). 6 Имитация ударов на столе. .1 6 Упражнения на развитие скорости удара. 6 Совершенствование подач и их приёма. .2 .3 .4. . 6 Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости 7 Контроль нормативов физического развития. 7 Сдача нормативов. .1 7 Тесты игровые. 7 Индивидуальная работа. .2 .3 .4 7 Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости 9 Промежуточная аттестация . 1 0 1 1 2 5 27 4 - - 26 1 1 6 10 2 2 4 2 4 6 1 3 4 1 1 2 3 17 1 1 2 1 1 2 0 14 1 1 2 1 1 2 47 97 3 2 4 2 6 2 1 6 2 0 1 4 ИТОГО: Рабочая программа учебного модуля второго года обучения 1 44 Те N п/п ория О 20 24 2 - 5 5 4 6 Имитационные упражнения. 2 4 бщее кол-во часов 4 4 2 1 0 1 0 6 Активный приём подачи накатом. 3 5 8 Подрезка мяча справа и слева. 3 3 6 1 1 2 16 26 3 7 3 7 Стойка. Координация у стола. 3 3 6 Перемещение у стола. Точность попадания. Техника. 3 1 3 7 4 1 1 1 11 31 5 15 Наименование темы 1 Пра ктика Тактическая подготовка. Инструктаж по технике безопасности. Виды ударов (атакующие, промежуточные, защитные). Тренировки сложных подач и их приёма. Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости 2 Техническая подготовка. . Восемь принципов выполнения удара. Игра различными ударами без потери мяча. Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости. 3 Игровая подготовка. . Игры на счёт. Парные игры. 15 5 Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости 1 4 Упражнения по элементам (тренинг). . Упражнения для освоения совершенствования техники игры. и 4 2 1 0 1 0 0 2 4 2 2 0 2 0 1 11 31 5 15 2 4 2 2 0 Комбинированные серии ударов Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости 5 Индивидуальная работа. . Индивидуальная короткая подача. Отработка технических приёмов настольного тенниса. Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости 6 Промежуточная аттестация . ИТОГО: N п/п 15 1 1 11 31 5 15 5 15 1 1 2 2 2 4 71 145 Рабочая программа учебного модуля третьего года обучения Те Пра ория ктика Наименование темы 1 Тактическая подготовка. . Тренировка сложных подач и их приёма. Подрезка мяча слева и справа по прямой. Активный приём подач «накатом». Имитационные упражнения. Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости 2 Техническая подготовка. . Игра различными ударами без потери мяча. Техника передвижений у стола. Стойка. Точность попадания. Техника обработки мяча. Восемь принципов выполнения удара. 2 5 15 27 4 6 4 6 4 6 2 8 1 1 11 31 3 7 3 7 2 8 2 8 0 2 4 2 2 0 2 0 2 16 О бщее кол-во часов 4 2 1 0 1 0 1 0 1 0 2 4 2 1 0 1 0 1 0 1 0 Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости 3 Игровая подготовка. . Игры на счёт. Парные игры. Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости 4 Упражнения по элементам (тренинг). . Упражнения для освоения техники и тактики игры 5 Комбинированные серии ударов. Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости 7 Индивидуальная работа. . Отработка технических настольного тенниса. Судейская практика приёмов Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости 9 Промежуточная аттестация . ИТОГО: 1 1 11 31 5 15 5 15 1 1 11 31 15 2 4 2 2 0 2 0 2 4 2 2 0 2 5 15 1 1 9 15 4 18 4 16 1 1 2 2 2 4 59 157 0 2 4 4 2 2 2 0 2 16 Содержание программы 1 год обучения. 1. Техника: совершенствование, передвижения и координация Теоретический компонент: Упражнения с ракеткой и мячом. Техника передвижения у стола, координация. Точность попадания. Практический компонент: Атака, контратака. Подача мяча. 2. Тактика: отработка технико-тактической комбинации Теоретический компонент: Теоретические примеры. Практический компонент: Удары справа и слева. Срезка в ближнюю и дальнюю зону. Тактические приёмы. Возврат мяча срезкой слева влево. 3. Индивидуальная подготовка Теоретический компонент: Индивидуальный разбор упражнений. Практический компонент: Совершенствование техники выполнения индивидуального приёма. 4. Игры на счёт Теоретический компонент: Правила игры. Практический компонент: Практика. Игры на счёт: короткие и длинные партии. 5. Простые упражнения по элементам (без усложнений) Теоретический компонент: Совершенствование подач и их приёма. Практический компонент: Имитация ударов на столе. Упражнения на развитие скорости удара. 6. Контроль нормативов физического развития Теоретический компонент: Контроль нормативов технической подготовки. Тесты итоговые. Практический компонент: Сдача нормативов. Индивидуальная работа. Содержание программы 2 год обучения. 1. Тактическая подготовка Теоретический компонент: Виды ударов. Тренировка сложных подач и их приёма. Практический компонент: Имитационные упражнения. Активный приём подачи «накатом». Подрезка мяча слева и справа. 2. Техническая подготовка Теоретический компонент: Восемь принципов выполнения удара. Игра различными ударами без потери мячи. Практический компонент: Стойка. Координация у стола. Перемещение у стола. Точность попадания, техника. 3. Игровая подготовка Теоретический компонент: Игры на счёт. Парные игры. Практический компонент: Игры на счёт. Парные игры. 4. Упражнения по элементам. Тренинг. Теоретический компонент: Упражнения для освоения и совершенствования техники игры. Комбинированные серии ударов. Практический компонент: Упражнения для освоения и совершенствования техники игры. Комбинированные серии ударов. 5. Индивидуальная работа Теоретический компонент: Индивидуальная короткая подача. Отработка технических приёмов настольного тенниса. Практический компонент: Индивидуальная короткая подача. Отработка технических приёмов настольного тенниса. Содержание программы 3 год обучения. 1.Тактическая подготовка Теоретический компонент: Виды ударов. Тренировка сложных подач и их приёма. Практический компонент: Имитационные упражнения. Активный приём подачи «накатом». Подрезка мяча слева и справа, по прямой. 2. Техническая подготовка Теоретический компонент: Восемь принципов выполнения удара. Игра различными ударами без потери мячи. Практический компонент: Стойка. Координация у стола. Перемещение у стола. Точность попадания, техника обработки мяча. 3. Игровая подготовка Теоретический компонент: Игры на счёт. Парные игры. Практический компонент: Игры на счёт. Парные игры. 4. Упражнения по элементам. Тренинг. Теоретический компонент: Упражнения для освоения и совершенствования техники игры. Комбинированные серии ударов. Практический компонент: Упражнения для освоения и совершенствования техники игры. Комбинированные серии ударов. 5. Индивидуальная работа Теоретический компонент: Отработка технических приёмов настольного тенниса. Судейская практика. Практический компонент: Отработка технических приёмов настольного тенниса. Судейская практика. Условия реализации программы Обучение проходит в отдельном кабинете, соответствующем нормам САНПИН, оборудованным всем необходимым: теннисные столы, сетки для настольного тенниса, ракетки для настольного тенниса, мячи для настольного тенниса, методическая литература. Работу по программе осуществляет педагог дополнительного образования с высшим педагогическим образованием физкультурноспортивной направленности, обладающим знаниями и навыками обучения игре в настольный теннис. Методическое обеспечение 1-й год обучения № п/п Разделы и Форм темы ы заняти я Приемы и методы организац ии занятий Методически Техническое й и оснащение дидактическ ий материал 1 Техника: Беседа, совершенст рассказ вование , показ. передвиже ния и координац ии. Словесный , наглядный. Литература, фотоматериал . Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, теннисные столы, сетки для настольного тенниса, ракетки для настольного тенниса, мячи для настольного тенниса. 2 Тактика: отработка технико – тактическо й комбинаци и. Беседа, рассказ , показ. Словесный , наглядный. Литература, фотоматериал . Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, теннисные столы, сетки для настольного тенниса, ракетки для настольного тенниса, мячи для настольного тенниса. 3 Индивидуа льная подготовка . Беседа, рассказ , показ. Словесный , наглядный. Литература, фотоматериал . Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, теннисные столы, сетки для настольного тенниса, ракетки для настольного тенниса, мячи для настольного тенниса. 4 Игры на счёт. Беседа, рассказ , показ. Словесный , наглядный. Литература, фотоматериал . Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, теннисные столы, сетки для настольного тенниса, ракетки для настольного тенниса, мячи для настольного тенниса. 5 Простые упражнени я по элементам (без усложнени й). Беседа, рассказ , показ. Словесный , наглядный. Литература, фотоматериал . Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, теннисные столы, сетки для настольного тенниса, ракетки для настольного тенниса, мячи для настольного тенниса. 6 Контроль Беседа, нормативо рассказ в , показ. физическог о развития. Словесный , наглядный. Литература, фотоматериал . Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, теннисные столы, сетки для настольного тенниса, ракетки для настольного тенниса, мячи для настольного тенниса. Методическое обеспечение 2-й год обучения № п/п Разделы и Фортемы мы занятия Приемы и методы организац ии занятий Методически Техническое й и оснащение дидактическ ий материал 1 Тактическая подготовка . Словесный , наглядный. Литература, фотоматериал . Беседа, рассказ , показ. Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, теннисные столы, сетки для настольного тенниса, ракетки для настольного тенниса, мячи для настольного тенниса. 2 Техническа Беседа, я рассказ подготовка , показ. . Словесный , наглядный. Литература, фотоматериал . Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, теннисные столы, сетки для настольного тенниса, ракетки для настольного тенниса, мячи для настольного тенниса. 3 Игровая подготовка . Беседа, рассказ , показ. Словесный , наглядный. Литература, фотоматериал . Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, теннисные столы, сетки для настольного тенниса, ракетки для настольного тенниса, мячи для настольного тенниса. 4 Упражнени Беседа, я по рассказ элементам. , показ. Тренинг. Словесный , наглядный. Литература, фотоматериал . Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, теннисные столы, сетки для настольного тенниса, ракетки для настольного тенниса, мячи для настольного тенниса. 5 Индивидуа льная работа. Словесный , наглядный. Литература, фотоматериал . Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, теннисные столы, сетки для настольного тенниса, ракетки для настольного тенниса, мячи для настольного тенниса. Беседа, рассказ , показ. Методическое обеспечение 3-й год обучения № п/п Разделы и Форм темы ы занятия Приемы и методы организации занятий МетодичесТехническое оснащение кий и дидактический материал 1 Тактическа я подготовка . Беседа, рассказ , показ. Словесный , наглядный. Литература, фотоматериал . Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, теннисные столы, сетки для настольного тенниса, ракетки для настольного тенниса, мячи для настольного тенниса. 2 Техническа Беседа, я рассказ подготовка , показ. . Словесный , наглядный. Литература, фотоматериал . Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, теннисные столы, сетки для настольного тенниса, ракетки для настольного тенниса, мячи для настольного тенниса. 3 Игровая подготовка . Беседа, рассказ , показ. Словесный , наглядный. Литература, фотоматериал . Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, теннисные столы, сетки для настольного тенниса, ракетки для настольного тенниса, мячи для настольного тенниса. 4 Упражнени Беседа, я по рассказ элементам. , показ. Тренинг. Словесный , наглядный. Литература, фотоматериал . Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, теннисные столы, сетки для настольного тенниса, ракетки для настольного тенниса, мячи для настольного тенниса. 5 Индивидуа льная работа. Словесный , наглядный. Литература, фотоматериал . Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, теннисные столы, сетки для настольного тенниса, ракетки для настольного тенниса, мячи для настольного тенниса. Беседа, рассказ , показ. Оценочные материалы Критерии текущего контроля успеваемости, проводимых в форме наблюдения Низкий уровень – учащийся имеет знания о правилах игры, владеет простейшими основами техники настольного тенниса, умеет проводить специальную разминку теннисиста, знаком с правилами проведений соревнований по данному виду спорта. Средний уровень – учащийся имеет более глубокие знания о правилах игры и спорных ситуациях, хорошо владеет арсеналом технических приёмов и применяет их на практике, знаком с основами судейства в настольном теннисе, умеет составлять график соревнований в личном зачёте и определять победителя. Высокий уровень - учащийся имеет глубокие знания о правилах игры в настольный теннис, владеет такими техническими приемами как: накат справа и слева по диагонали, накат справа и слева поочерёдно, накат справа и слева в один угол стола, топ – пин из разных положений. Учащийся умеет проводить и судить соревнования в группах младшего возраста. Оценочные материалы для промежуточной аттестации, проводимой в форме сдачи нормативов и спарринг - тренировки. Упражнения для сдачи нормативов Набивание мяча (кол-во раз) - Юноши: 20 – 25. Девушки: 15 – 20. Подрезка (кол – во секунд без потери мяча) – Юноши: 30 – 35 с. Девушки: 25 – 30 с. Накат (кол – во раз в серии) – Юноши: 15-20. Девушки: 10 – 15. Подача (кол – во раз, 10 попыток) – Юноши: 9 попаданий. Девушки: 7 попаданий. Спарринг игра – это вид игры в настольном теннисе, при котором ваш партнёр – игрок заменяет соперника во время тренировки. Для спарринга лучше выбирать игрока более высокой квалификации. Такая тренировка дает возможность увидеть уровень исполнения технических элементов, к которому стоит стремиться. Критерии оценки результатов: • Высокий уровень - ученик самостоятельно и правильно справился с заданием; • Средний уровень - для правильного выполнения задания ученику требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога; • Низкий уровень - ученик не выполнил задание даже после подсказки педагога. Список литературы для педагога. 1. Авторы: М.А.Виленский, И.М.Туревский, Т.Ю.Торочкова, В.А.Соколкина, Г.А.Баландин, Н.Н.Назарова, Т.Н. Казакова, Н.С.Алёшина, З.В.Гребенщикова, А.Н.Крайнов Физическая культура 5 – 6 – 7 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.Я.Виленского Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2010. 2. Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич Физическая культура 8 – 9 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.И.Ляха А.А.Зданевича Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2010. 3. Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич Физическая культура 10 – 11 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.И.Ляха Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2011. Список литературы для детей. 1. Г.Б. Барчукова, В.А. Воробьев. Настольный теннис: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. М.: Советский спорт, 2004год. 2. Ю.П.Байгулов. Основы настольного тенниса. М.: Ф и С, 1979год. 3. О.В. Матыцин. Настольный теннис. Неизвестное об известном. М.: РГАФК,1995 год.