РП вокал

Муниципальное образование город Армавир
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 13
Мусейлян
Подписано цифровой
подписью: Мусейлян
Артур
Артур Владимирович
Владимирови Дата: 2022.11.28
20:08:51 +03'00'
ч

УТВЕРЖДЕНО
Решением педагогического совета
От 31 августа 2022 года протокол № 1
Директор МБОУ СОШ № 13
_________ А.В.Мусейлян

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Художественное направление
Вокальный кружок
«ГОЛОС»

Уровень образования
образование, 8-14 лет

начальное общее образование и основное общее

Количество часов по программе: 2 года
Учитель или группа учителей, разработчиков рабочей программы: Харитонова
Ксения Николаевна
Программа разработана в соответствии и на основе:
Программы курса дополнительного образования «Вокал», одобренной и
утвержденной педагогическим советом МБОУ СОШ №13 муниципального
образования город Армавир, протокол № 1 от 31.08.2022 г

Армавир, 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, которая
выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством
дополнительных образовательных программ и услуг.
К общей проблеме совершенствования методов воспитания школьников относится и
проблема поиска новых путей эстетического развития детей. Приобщение учащихся к
музыкальному искусству через пение как один из доступнейших видов музыкальной
деятельности является важным средством улучшения их художественного и эстетического
вкуса.
На современном этапе возрос интерес к новым музыкальным синтетическим жанрам, и
одна из задач педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку разобраться во всём многообразии
музыкальной палитры и дать возможность каждому учащемуся проявить себя в разных видах
музыкальной деятельности.
Вокальное воспитание детей осуществляется главным образом через хоровое пение на
уроках музыки. Из-за ограниченности учебных часов данного предмета в образовательной
школе реализация задач, связанных развитием детского голоса, возможна при введении
дополнительного курса.
Дополнительная общеразвивающая программа «Вокал» разработана в соответствии с
действующим законодательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, с
основными нормативными документами:

Декларация прав ребенка.

Конвенция о правах ребенка.

Конституция Российской Федерации.

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29декабря
2012 года № 273-ФЗ) (ГЛАВА 2. Статья 12. Часть 2, 4,5. Статья 13. ГЛАВА 10. Статья 75.)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29
августа 2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ.

О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных
программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания
детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).

Примерные требования к программам дополнительного образования детей
Актуальность данной программы обусловлена также её практической значимостью:
занимаясь в вокальной (хоровой) группе, дети приобретают опыт совместной творческой
работы, опыт участия в концертной деятельности на разных уровнях (школа, районный
конкурсы, фестивали).
Актуально на сегодняшний день и то, что содержание программы направлено на
создание условий для развития личности ребенка; развитие его творческих способностей,
мотивации к познанию и творчеству; социального, культурного и профессионального
самоопределения; творческой самореализации; интеграции учащихся в системе мировой и
отечественной культур; укрепление их психического и физического здоровья.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что современная
модель образования направлена на создание условий, в которых каждый ребенок смог бы
получить условия для развития своих способностей, удовлетворения своих интересов и
потребностей. Задача дополнительного образования сегодня - дать возможность ребенку
реализовать свой творческий потенциал. Важную роль в этом сыграют занятия музыкальным
творчеством, в том числе вокальным.

Вокальное искусство наряду с выполнением воспитательно-эстетических функций,
обладает еще и мощным оздоровительным потенциалом. Певческая деятельность играет
большую роль в здоровьесбережении детей. Она помогает формировать у каждого ребенка
здоровый голосовой аппарат, развивать способность к гибкому и разнообразному его
функционированию. При регулярной и правильной певческой деятельности улучшается и
физическое здоровье детей, а значит, пение можно рассматривать как физиологический
процесс. Великий Авиценна считал, что лучшим упражнением для сохранения здоровья
является пение. Народная мудрость гласит: «Кто много поет, того хворь не берет!».
Цель программы - эстетическое и духовное развитие личности ребёнка путём
овладения основами хорового пения.
Логика освоения учебных тем определяется обучающими, развивающими,
воспитательными задачами:
Обучающие:
- приобрести вокально-хоровые знания, умения, навыки.
- изучить стилевые особенности вокального эстрадного жанра, приёмы стилизации в
контексте эстрадной песни;
- освоить приёмы сольного и ансамблевого пения.
Развивающие:
- развивать музыкальные способности учащихся: музыкальный слух, музыкальную
память, чувство ритма;
- осуществлять индивидуальный подход в развитии творческих способностей учащихся;
- развивать интерес учащихся к песенному творчеству, приобщать к культуре
исполнительского мастерства.
Воспитательные:
- формировать эмоциональную отзывчивость на музыку и умение воспринимать
исполняемое произведение в единстве его формы и содержания.
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Вокал» состоит в новом решении проблем дополнительного образования. Данная программа
позволяет удовлетворить потребность в занятиях вокально-хоровым творчеством у детей с
самой разной мотивацией. Одни придут на занятия, чтобы получить общие музыкальные
представления, заполнить свободное время, побороть стеснительность и научиться выступать
на сцене, что, безусловно, очень важно для благополучия ребенка при его дальнейшей
социализации во взрослую жизнь. Другие – приобретут музыкальную грамотность, вокальный,
концертный опыт, которые, возможно, будут использовать в своей будущей профессии.
Отличительная особенность
Особенность данной программы в том, что она разработана для учащихся
общеобразовательной школы, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь в хоре.
При этом дети имеют разные стартовые способности. Данная программа отличается от других
подбором репертуара и предназначена для всех желающих детей.
Основные направления развития по программе:

развитие музыкального слуха;

развитие вокальных способностей;

развитие ритмических способностей (координация слуховых и двигательных
навыков);

теоретическая часть дается в форме бесед
и вокальных и дыхательных
упражнений .
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного
процесса позволяет делать занятия более эмоционально - и информационно-насыщенными.

Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих
задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости
допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.
В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести
систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков.
Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:
- подготовку голосового аппарата;
- развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных
выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную
зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самореализации.
Результаты освоения программы вокального кружка
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное,
познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается
эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать
художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается
воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально
значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и
др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация
интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется
целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое
переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и
самопознание.
Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая
компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного
края, нации, этнической общности.
Ожидаемые результаты:
Дети должны знать:
- об искусстве вокала (голос, его возможности)
- язык музыки (нотная грамотность, основные понятия);
- о культуре поведения на сцене;
Должны научиться, должны уметь:
- слушать и слышать музыку;
- вовремя вступать после музыкального вступления;
- движения ребенка, должны ограниченно сочетаться с музыкой;
- ритмично двигаться под музыку;
- красиво выходить на сцену;
- ориентироваться в пространстве сцены;
- красиво уходить со сцены.

Методическое обеспечение программы.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Возраст детей от 8 до 14лет.
Режим занятий. Общее количество часов в год для каждой группы – 144; количество
часов в неделю – четыре, количество занятий в неделю – два. Каждая группа занимается два
раза в неделю, продолжительность занятия – два часа (рекомендовано СанПин).
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
– концерты;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры
Песенный репертуар подбирается в соответствии с возрастными особенностями детей.
Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими
интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами
которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:
- главными из которых является сольное и ансамблевое пение,
- слушание различных интерпретаций исполнения,
- пластическое интонирование,
- добавление элементов импровизации,
- движения под музыку,
- элементы театрализации.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой,
сценическим искусством, ритмикой.
Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические
блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала,
элементарных музыкальных понятий, охрану и гигиену голоса, строение голосового аппарата.
Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и
музыкальных произведений.
Музыкальную основу программы составляют произведения для детей и песни
современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно
обновленный репертуар композиторов. Песенный материал играет важную воспитательную
роль в освоении содержания программы.
Песенный репертуар может варьироваться и постоянно обновляться.
Основными формами работы на занятии являются: распевание, пение по слуху, работа
над вокальным номером. Домашнее задание не задается.
Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме.
Занятия строятся на основе упражнений на дыхание, дикцию, артикуляцию,
звукообразование, чистоту интонирования, учитывается здоровьесберегающий фактор.
Занятия предполагают подачу материала от простого к сложному и учитывают
проведение и подготовку вокальных номеров к праздникам и концертам.

Содержание программы
Стартовый уровень.
Стартовый уровень программы (1 год обучения) предполагает формирование и развитие
музыкально-творческих способностей учащихся средствами хорового пения, а именно:
формирование у учащихся певческой культуры, творческого отношения к исполняемым
музыкальным произведениям, на развитие у учащихся знаний и умений, связанных с усвоением
способов вокальной техники, на воспитание любви к музыке, эстетического вкуса, способности
наслаждаться красотой, испытывать чувства радости от общения с прекрасным. В основе
развития музыкальных способностей лежат два главных вида деятельности учащихся: изучение
теории и творческая вокальная практика. Содержание программы расширяет представления
учащихся о музыкальных жанрах, стилях и направлениях в эстрадном искусстве, знакомит с
традициями и новаторством вокального пения.
Стартовый уровень программы реализуется в течение одного учебного года (9 месяцев,
36 недель). По учебному плану на этот период предусмотрено 144 часа занятий на каждую
группу (рекомендовано СанПин).
Режим занятий. Общее количество часов в год для каждой группы – 144; количество
часов в неделю – четыре, количество занятий в неделю – два. Каждая группа занимается два
раза в неделю, продолжительность занятия – два часа (рекомендовано СанПин).
В группу могут быть зачислены дети, уже имеющие опыт хоровой деятельности и дети
без подготовки, но имеющие природные способности к пению.
Планируемые результаты.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
По завершению первого года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- знать о стилевых особенностях вокального эстрадного жанра;
- иметь представление о средствах создания сценического имиджа;
- уметь пользоваться ТСО (СД-диск, микрофон, колонки, минусовки);
- овладеть следующими вокальными навыками:
- соблюдать певческую установку;
- петь только с мягкой атакой, чистым, лёгким звуком;
- формировать правильно гласные и чётко произносить согласные звуки;
- не форсировать звучание при исполнении песен героического склада;
- петь выразительно. Осмысленно простые песни;
- петь чисто и слаженно в унисон, несложные двухголосные музыкальные упражнения;
- уметь исполнять сольно;
- знать правила охраны детского голоса.
Базовый уровень.
Цель: создание условий для творческого развития детей через вокальное пение.
Базовый уровень программы (2 года обучения) предполагает формирование и развитие
музыкально-эстетических интересов и потребностей учащихся средствами хорового искусства,
а именно: развитие и укрепление параметров вокального исполнительства (расширение
певческого диапазона, выравнивание звучности голоса на протяжении всего диапазона,
совершенствование исполнительских навыков).
Базовый уровень программы реализуется в течение одного года (9 месяцев, 36 недель).
По учебному плану на второй год обучения предусмотрено 144 часа занятий на каждую группу
(рекомендовано СанПиН). В группу базового уровня зачисляются дети, освоившие стартовый
уровень программы.
Режим занятий. Для второго года обучения общее количество часов в год для каждой
группы – 144; количество часов в неделю – четыре, количество занятий в неделю – два. Каждая
группа занимается два раза в неделю, продолжительность занятия – два часа (рекомендовано
СанПиН).

Планируемые результаты.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
По завершению второго года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- чисто интонировать в сходящемся и расходящемся двухголосии;
- чисто интонировать в простом унисоне;
- владеть основными упражнениями для расширения диапазона голоса;
- находить единую манеру звукоизвлечения;
- сохранять правильное звуковедение при небольших танцевальных нагрузках;
- сохранять чистоту интонирования при исполнении «а капелла»;
- иметь понятие о сценической культуре;
- свободно владеть микрофоном.
По итогам освоения базового
уровня программы учащимися освоены
специализированные знания, умения и навыки в объеме, позволяющим создать общую и
целостную картину изучаемого предмета.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает оперативное управление
учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и
корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют
объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.
В процессе реализации программы применяются следующие виды контроля:
1.
Входной контроль (в начале освоения программы);
2.
Текущий контроль (в процессе занятий по данной программе).
3.
Промежуточный контроль (в конце 1 года обучения).
4.
Итоговый контроль (по окончании освоения программы - в конце 2-ого года
обучения).
Входной контроль проводится с целью выявления музыкальных способностей
учащихся.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо
раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины,
выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может
носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно педагогом.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень
освоения им учебных задач на данном этапе.
При прохождении итоговой аттестации учащийся должен продемонстрировать знания,
умения и навыки в соответствии с программными требованиями.
Контроль результата освоения программы отслеживается и оценивается с помощью
следующих форм:
1.
Опрос.
2.
Наблюдение.
3.
Прослушивание.
4.
Открытое занятие.
5.
Творческий отчет.
6.
Концертное прослушивание.
7.
Выступления.
8.
Конкурс.
9.
Фестиваль.
Эти формы позволяют педагогу и учащимся увидеть и обсудить результаты своего
труда, позволяют педагогу внести изменения в учебный процесс, определить эффективность
обучения по программе, создают хороший психологический климат в коллективе.
В качестве форм фиксации образовательных результатов могут быть использованы
аудиозапись, видеозапись, грамоты, дипломы, фотодокументы.
Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов являются
концерты, конкурсы, фестивали.
Для успешной реализации программы необходимо определенное обеспечение.

Материально-техническое:
Данная программа реализовывается при взаимодействии следующих составляющих её
обеспечение. Оформление и техническое обеспечение кабинета соответствует содержанию
программы, постоянно обновляется учебным материалом и наглядными пособиями. Общие
требования к обстановке в кабинете: чистота, освещённость, проветриваемость кабинета; стол
педагога, ученическая доска. Свободный доступ или возможность организации занятий на
сцене актового зала.
Информационное:
 музыкальный центр;
 пианино;
 микрофоны шнурованные и радиомикрофоны;
 стойки для микрофонов;
 микшерский пульт;
 СD - диски;
 компьютер.
Методическое обеспечение программы:

методические разработки и планы – конспекты занятий, методические указания и
рекомендации к практическим занятиям;

развивающие и дидактические материалы: дидактические и психологические игры
и упражнения;

видео материалы.

Тематический план
1 год обучения (стартовый уровень 144 часа)
№

Общее кол-во часов

Название тем

Всего

Теория

Практика

Формы аттестации

1.

Вводное занятие

3

3

2.

Знакомство с основными вокальнохоровыми навыками пения

6

2

4

Практическая работа

3.

Певческое дыхание.

12

6

6

Практическая работа

4.

Музыкальный звук.
Высота звука.

13

3

10

Практическая работа

5.

Работа над дикцией и
артикуляцией.

18

6

12

Практическая работа

6.

Формирование сценической
культуры. Работа с фонограммой.

14

4

10

Практическая работа

7.

«Цепное» дыхание.

12

2

10

Практическая работа

8.

Работа над чистотой
интонирования.

11

3

8

Практическая работа

9.

Работа над дикцией и
артикуляцией.

12

4

8

Практическая работа

10.

Умение согласовывать пение с
ритмическими движениями.

15

3

12

Практическая работа

Работа над выразительным
11. исполнением песни и созданием
сценического образа.

18

2

16

Практическая работа

12. Концертная деятельность

7

7

13. Итоговое занятие

3

1

2

144

46

98

Итого:

Прослушивание

Опрос
Выступления

Содержание программы
1 год обучения стартовый уровень (144 часа)
1.
Вводное занятие (3 часа)
Теория: Знакомство с учащимися. Знакомство с кабинетом, его оборудованием. Задачи и
содержание работы. Внутренний распорядок в кабинете, общие правила безопасности труда и
личной гигиены. Правила безопасности на занятиях. Прослушивание.
2.
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения (6 часов)
Теория: Посадка певца, положение корпуса, головы.
Практика: Навыки пения сидя и стоя.
3.
Певческое дыхание (12 часов)
Теория: Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные
типы дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения:
медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения.
Практика: Смена дыхания в процессе пения.
4.
Музыкальный звук. Высота звука (13 часов)

Теория: Звуковедение и чистота интонирования. Естественный свободный звук без крика
и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных
регистрах (головное звучание).
Практика: Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный
свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их
формирования в различных регистрах (головное звучание).
5.
Работа над дикцией и артикуляцией (18 часов)
Теория: Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют
качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот,
правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти,
свободное положение языка во рту).
Практика: Работа над дикцией и артикуляцией: умение открывать рот, правильное
положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное
положение языка во рту.
6.
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой (14 часов)
Теория: Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью
аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе.
Практика: Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей
культуру поведения на сцене.
7.
«Цепное» дыхание (12 часов)
Теория: Понятия «Цепное дыхание», «Цезура».
Практика: Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и
активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). Цезуры,
знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения;
исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).
8.
Работа над звуковедением и чистотой интонирования (11 часов)
Теория: Понятия регистр, легато и нон легато.
Практика: Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне
детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры.
9.
Работа над дикцией и артикуляцией (12 часов)
Теория: Понятие артикуляция.
Практика: Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных,
умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое
выговаривание согласных Формирование чувства ансамбля.
10.
Умение согласовывать пение с ритмическими движениями (15 часов)
Теория: Понятие ритм (ровный, пунктирный, синкопированный).
Практика: Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении
простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач:
интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в
более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые,
пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных
двухголосных песен без сопровождения.
11.
Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического
образа (18 часов)

Теория: Понятие фонограмма (минусовая, плюсовая).
Практика: Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под
фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с
ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием
сценического образа.
12.
Концертная деятельность (7 часов)
Теория. Выступление перед публикой. Выявление недочетов и скованности.
13.
Итоговое занятие (3 часа)
Теория: Анализ выступлений. Подведение итогов первого учебного года.
Практика: Выступления, отчетный концерт, концерт для родителей.

№
п/п

Название тем

2 год обучения
Базовый уровень(144 часа)
Общее кол-во часов
Всего

Теория

Практика

Формы аттестации

1.

Вводное занятие

3

3

2.

Певческая установка и навыки
певческого дыхания.

6

2

4

Практическая работа

3.

Упражнения
на
выявление
тембровой окраски голоса.

12

6

6

Практическая работа

4.

Постановка вокального дыхания.

13

3

10

Практическая работа

5.

Дыхательная гимнастика.

18

6

12

Практическая работа

6.

Пение
учебно-тренировочного
материала.

14

4

10

Практическая работа

7.

Распевания на дикцию, на
развитие
и
укрепление
певческого дыхания.

12

2

10

Практическая работа

8.

Совершенствуем
несложные
элементы двухголосия.

11

3

8

Практическая работа

9.

Дикция
и
правильное
голосообразование.
Скороговорки. Артикуляционная
гимнастика.

12

4

8

Практическая работа

10. Репертуарная практика.

15

3

12

Практическая работа

Тренинг
на
эмоции
и
11. сценическую речь. Сценическая
практика.

18

2

16

Практическая работа

12. Концертная деятельность

7

7

13. Итоговое занятие.

3

1

2

144

46

98

Итого:

Прослушивание

Опрос
Выступления

Содержание программы
2 год обучения (144 часа)
1.Вводное занятие (3 часа)
Теория: Техника безопасности, соответствующая внутренним инструкциям. Правила
поведения на занятиях и в образовательном учреждении (внимание, аккуратность, вежливость,
сменная обувь и т.д.)
2. Певческая установка и навыки певческого дыхания. (6 часа)
Теория: Певческая установка и навыки певческого дыхания. «Зевок» - методический
приём произвольного опускания гортани. Теория образования звука и работа вокального
аппарата.
Практика: Укрепление и развитие певческого диапазона. «Слушать и слышать себя!»
3.Упражнения на выявление тембровой окраски голоса(12 часов)
Теория: Упражнения на выявление тембровой окраски голоса: акапелла, двухголосие
(параллельное движение 3, 6), на разные виды голосоведения, на отработку ровного дыхания, на
выравнивание гласных.

Практика: Пение в унисон упражнений и мелодий разучиваемых песен, пение
упражнений а’капелла; упражнений на освоение двухголосия (параллельное движение 3, 6) – для
ансамбля.
Упражнения на разные виды голосоведения, на отработку ровного дыхания, на
выравнивание гласных. Развитие ощущения правильного резонирования и активности работы
артикуляционного аппарата. Прорабатываем упражнения на развитие гармонического слуха.
4. Постановка вокального дыхания (13 часов)
Теория: Дыхательные упражнения на разные виды техники: «Свечка (3, 5, 7 свечей)»,
«Снайпер», «Упрямая свечка», «Комарик», «Раздувание огня», « Собачка» и др.
Практика: Певческое дыхание и развитие всего организма. Длинные фразы - разумный,
экономичный выдох. Вдох между фразами в быстром произведении. Упражнения на грамотное
распределение дыхания. Дыхательные упражнения на разные виды техники: «Свечка (3, 5, 7
свечей)», «Снайпер», «Упрямая свечка», «Комарик», «Раздувание огня», « Собачка» и др.
5. Дыхательная гимнастика (для постановки правильного дыхания по
Стрельниковой) (18 часов)
Теория: Дыхательная гимнастика (по Стрельниковой).
Практика: Упражнения для развития и укрепления вокального дыхания. Отработка
правильного диафрагматического дыхания. Знакомство с навыками «цепного дыхания» (для
ансамбля). Работа над произнесением одной мысли на одном дыхании.
6. Пение учебно-тренировочного материала (14 часов)
Теория: Разъяснение теоретических основ применения упражнений.
Практика: Распевания, содержащие дыхательные упражнения, мелодии -попевки на
необходимые виды техники (пение с закрытым ртом, на определённые гласные, слоги, на
сглаживание разницы в произношении гласных звуков, на переходные звуки, на улучшение
звукообразования, на расширение диапазона, на отработку мелодических или ритмических
сложностей).
7. Распевание как эмоциональная настройка вокалиста (12 часов)
Теория: Распределение внимания и слуховой контроль.
Практика: Распевания на дикцию, на развитие и укрепление певческого дыхания.
Проработка упражнений с усложнением и ускорением. Мышечный автоматизм и слуховой
«контроль» поющего. Упражнения на переходы к многоголосию от унисона, через квинты к
трезвучиям.
8. Совершенствуем несложные элементы двухголосия (11 часов)
Теория: Понятие полифония и гомофония в музыке.
Практика: Совершенствуем несложные элементы двухголосия – подголоски,
фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип
«веера» (для ансамбля). Упражнения на создание ритмического ансамбля (для ансамбля). Пение
с микрофоном упражнений и отрывков из песен и запись в компьютер с последующим
прослушиванием и просмотром записи.
9. Дикция и правильное голосообразование. Скороговорки. Артикуляционная
гимнастика (12 часов)
Теория: Понятие резонаторы и их расположение.
Практика: Отрабатываем отдельные гласные и согласные звуки. Гласные – «носители»
вокального звука. Упражнения на подачу звука. Упражнения на развитие и укрепление
ощущения резонаторов. Анализ внутренних ощущений. Упражнения на развитие грудного
резонатора. Упражнения на снятие зажатий.
10. Репертуарная практика
(15 часов)
Теория: Разнообразие репертуара: включение произведений различных по форме, жанру,
содержанию. Выбор произведений, способствующих развитию и укреплению голоса,
составление репертуарного плана.
Практика: Усложнение репертуара: двухголосие (для ансамбля); тесситурные
возможности; интонационные, ритмические, динамические трудности; наличие аккомпанемента
(«живой инструментальный ансамбль» или «фонограмма»). Технические моменты репертуара.
Разучивание произведения по партиям, работаем над унисоном, текст отрабатываем в виде

мелодической «речитации». Учимся распределять дыхание во время сценического движения.
Художественный этап в отработке репертуара - пение осмысленное и выразительное.
11. Тренинг на эмоции и сценическую речь (18 часов)
Теория: Введение в сценическую репетиционную работу таких понятий, как идея, тема
песни, предлагаемые обстоятельства, темпоритм.
Практика: Нарабатываем «специальное состояние», которое позволяет комфортней
чувствовать себя в жизни, на сцене, отрабатываем навыки актёрского мастерства. Работа над
эстрадным номером: развиваем умение раскрыть индивидуальность песни, выстроить
драматургию номера. Этюды для тренировки актёрской природы в разнообразных сценических
ситуациях. Учимся не только петь, но и красиво, грамотно оформлять свои действия на сцене.
Уметь сочетать пение с простейшими танцевальными движениями. Вырабатываем осознанное
ощущение пространства для грамотного и уверенного расположения ансамбля на сцене.
14.
12. Концертная деятельность (7 часов)
Теория. Выступление перед публикой. Выявление недочетов и скованности.
13. Итоговое занятие (3 часов)
Теория: Анализ выступлений. Подведение итогов второго учебного года.
Практика: Выступления, отчетный концерт, концерт для родителей.
Методическое обеспечение
Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении
материала требуют от педагога применения различных подходов к учащимся, учитывающих
оценку их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровень
подготовки.
Основное время на занятии отводится практической деятельности, поэтому создание
творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие
музыкально-исполнительских данных учащихся зависят непосредственно от того, насколько
тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.
Предлагаемые репертуарные списки, включающие художественный и учебный материал
различной степени трудности, являются примерными, предполагающими варьирование,
дополнение в соответствии с творческими намерениями преподавателя и особенностями
учащихся.
Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной
степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для
публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления.
Все это определяет содержание учебного плана.
На заключительном этапе учащиеся имеют опыт исполнения произведений классической
и современной музыки, опыт хорового и ансамблевого музицирования. Исходя из этого опыта,
они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно
с формированием практических умений и навыков учащиеся получают знания музыкальной
грамоты.
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и
возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.
Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского
материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений
(сольных и ансамблевых).
Методика работы с детским голосом рассматривается с позиций: эстетической,
возрастной, охраны здоровья растущего организма, целесообразности для эффективного
развития певческих навыков. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- Словесный (объяснение, беседа, рассказ).
- Наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы). Наглядный метод исполнение педагогом музыкального материала, показ видеоматериала, иллюстраций.
- Практический (освоение приемов хорового пения, разучивание, работа с упражнениями,

тренинги;).
- Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Метод повторения.
 Репродуктивный метод.
 Интерактивные игры, способствующие лучшему формированию и закреплению
вокально-хоровых навыков (дикция, артикуляция, ритмическая организация и т.д.);
 Метод сравнительного анализа - обучающиеся учатся не только слушать, но и слышать
себя, что формирует навыки самоконтроля.
Каждый метод представляет собой систему приемов: приемы развития слуха, направлены
на формирование слуховых восприятий и вокально-слуховых представлений; основные приёмы
развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию. Все эти методы
способствуют реализации задач, которые осуществляются в различных видах вокальной
деятельности, главными из которых является хоровое пение, а также слушание различных
интерпретаций исполнения.
Теоретический блок
1. Введение.
- Инструкция по технике безопасности работы с используемым оборудованием (муз.
центр, кассеты, СД-диски, микшерский пульт, стойки под микрофон).
- История развития вокального эстрадного жанра (менестрели, трубадуры, труверы –
французские шансонье – современная эстрада).
- Особенности вокального эстрадного жанра (условия, предназначение).
2. Фонограмма, её особенности и возможности:
- раскрытие значения слова «фонограмма»,
- возможности фонограмм: «плюсовки» и «минусовки»;
- понятие «аранжировка» и её связь с фонограммой.
3. Приёмы работы с микрофоном:
- виды микрофонов (стационарные, проводные, беспроводные);
- приёмы работы с микрофонами: у стойки, положение «микрофон в руке», «со сменой
рук»;
- передвижение с микрофоном по сцене.
4. Пластическое интонирование:
- понятие «пластическое интонирование»;
- сценическое движение и его роль.
5. Сценический имидж:
- понятие «имидж»;
- виды сценического имиджа;
- связь сценического имиджа с пластикой и образом песни.
6. Вокальный ансамбль:
- виды ансамблей вокальных и инструментальных,
- состав ансамблей: «дуэт», «трио», «квартет», «квинтет», «секстет»…
7. Приёмы ансамблевого исполнения:
- понятие «приёмы ансамблевого исполнения»,
- понятие «многоголосие».
8. «Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре:
- понятие «бек-вокал» и его задачи,
- роль «бек-вокалистов» и их состав,
- приёмы исполнения «бек-вокалистов».
9. Пение произведений:
- беседы о разучиваемых произведениях,
- современная эстрадная песня: сообщение о композиторе, раскрытие содержания музыки
и текста, её актуальности, музыкально – выразительных средств.
Практический блок

- обучение умению соблюдать певческую установку; правильному звукообразованию,
спокойному вдоху, экономному выдоху;
- формирование основных свойств певческого голоса: звонкости, полётности, вибрато,
ровности, разборчивости;
- обучение правильному формированию гласных и согласных звуков;
- развитие певческого рабочего диапазона ре1 – си1, опевание этой зоны;
- формирование ансамблевого строя: унисона, ритмического, динамического,
орфоэпического, темпового, тембрального.
Развитие умения анализировать и кратко характеризовать исполняемое
произведение в единстве его формы и содержания:
- обучение осмысленному и выразительному пению.

Список литературы для педагога:
1.
Вербов А. М. «Техника постановки голоса» 1931.
2.
Емельянова В. В. «Фонопедический метод развития» 2016.
3.
Емельянов В.В. Развитие голоса: координация и тренинг. – Санкт-Петербург, 2000.
4.
Методики Стрельниковой А. Н. «Учитесь правильно дышать» 2017.
5.
Музыкальная палитра (программа дополнительного образования для детей 6-12
лет) // Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации / авт.-сост.
Е.Х Афанасенко, С.А. Клюнеева, К.Б. Шишова, А.И. Коняшов. – Волгоград: Учитель, 2009.
6.
Огороднов Д. Е. «Методика комплексного воспитания вокально - речевой и
эмоционально-двигательной культуры человека» 1994.
7.
Петрушин В. И. «Музыкальная психотерапия» 2015.
8.
Попов А. И. «Физвокализ» 2011.
9.
Струве Г.А. Школьный хор. – М.: 1981.
10.
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. –
М.: «Прометей» МПГУ им. В.И. Ленина, 1992.
11.
Теплов Б. М. «Развитие эмоционально-образного обучения» 1953.
для учащихся:
1. Белованова М. Музыкальный учебник для детей. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
2. Дабаева И.П., Твердохлебова О.В. Музыкальный энциклопедический словарь. – Ростов
н/Д.: Феникс, 2010.
3. Елисеева-Шмидт Э. Энциклопедия хорового искусства. – М.: Добросвет, КДУ, 2011.
4. Жабинский К. Энциклопедический музыкальный словарь. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
5. Комарова И. Музыканты и композиторы. Краткий биографический словарь. – М.: Рипол
Классик, 1999.
6. Крылатова М. Мои первые нотки. – СПб.: Композитор, 2006.
7. Лидина Т.Б. Я умею петь. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
8. Прозорова А.Н. Первые шаги в мире музыки. – М.: Терра, 2005.
9. Римко О.Д. Первое музыкальное путешествие. – М.: Белый город, 2011.
10. Сафронова О.Л. Распевки. Хрестоматия для вокалистов. – СПб.: Планета Музыки,
2014.
11. Хамель П. Через музыку к себе. Как мы познаем и воспринимаем музыку. – М.:
Классика-XXI, 2007.
12. Шалаева Г. Музыка. – М.: АСТ, 2009.
Приложение
Дыхательная гимнастика.
Комплекс 1 «Лесорубы».
-Идем в лес за дровами- ходьба на месте с ритмичным дыханием: носом вдох, ртом-выдох
с энергичной работой рук. 0.5 мин.
-Пилим дерево- имитация пилки дров. Руки вперед, потянуться за руками- вдох, резким
движением руки к себе- выдох- «ж-жик». 4-8 раз.
-Распиливаем дрова бензопилой- плавно руки вперед-вдох, руки к себе-удлиненный
максимально выдох «ж-ж-ж». 4-8 раз.
-Рубим сучья- И.п.(исходное положение): широкая стойка, кисти в «замок». Вдох-поднять
руки вверх назад, прогнуться. Выдох- резкий наклон вперед, руки вниз, сказать «у-ух!»,
наклоняясь, расслабить спину. 6-10 раз.
-Раздуваем огонь- И.п.: сед на пятках. Сделать свободный вдох и задержать дыхание, пока
это приятно. Сложить губы трубочкой и сделать 3 редких выдоха- «фу-фу-фу». 2-4 раза.
-Жарим хлеб- И.п.: сед на пятках. Вдох свободный, выдох предельно затягивается. Язык
располагается так, что создает сопротивление выходящему воздуху- «ш-ш-ш». 3-4 раза.
-Идем домой- ходьба на месте с ритмичным дыханием: носом вдох, ртом-выдох с
энергичной работой рук. 0,5-1мин.

Комплекс 2 «В зоопарке».
-Ослик- ходьба или бег на месте. Громко прокричать «йа», «йа». Произнесение этих
звуков укрепляет связки гортани. 4-6 раз.
-Аист- И.п.:о.с.(основная стойка). Вдох-медленно поднять руки в стороны, ногу,
согнутую в колене гордо вынести вперед, зафиксировать положение. Удерживать равновесие.
Продолжительный выдох- опуская ногу и руки, сделать небольшой шаг, произнося «ш-ш-ш».6-8
раз.
-Гуси- И.п.:о.с., руки назад книзу. Вдох- поднять голову. Наклониться вперед.
Прогнувшись, вытянуть шею- выдох, произнося «ш-ш-ш». 3-5 раз.
-Лошадка- И.п.:о.с., цоканье языком с изменением громкости и темпа. Имитировать
идущую и скачущую, приближающуюся и удаляющуюся лошадку. 20-30 раз.
-Волк- И.п.: сед на пятках. На вдохе поднять голову вверх. На выдохе протяжно тянуть
«у-у-у-у-у», напрягая мышцы шеи, губы сложить трубочкой. Вернуться в И.п. Пропевание звука
изменять по громкости, с нарастанием и убыванием; по тембру звучания- низко или высоко.34раза.
Комплекс 3 «Покорители космоса»
-Надеваем скафандр- И.п.:о.с. Вдох самопроизвольный. Имитация натягивания левой и
правой штанины скафандра, рукавов, надевания шлема-«ш-ш-шик», застегиваем молнию- резко
«вжик». Проверяем герметичность- повороты головы с выдохами в стороны, коротко «ш-ш-ш».
20-30мин.
-Полет на Луну- И.п.:о.с. сед на пятках, ладони на коленях. На выдохе тянем звук «а»,
медленно поднимая руки вверх (достигнуть Луны) и, не прерывая звука, опустить руки. Это
упражнение укрепляет голосовые связки, достигается длительная задержка дыхания на выдохе.
2-4 раза.
-Полет к Солнцу- все так же как в «Полете на Луну», только звук громче и длиннее, т.к.
Солнце намного дальше от Земли и от Луны, поэтому лететь мы будем дольше, а звук будет
громче. Достигаем Солнца и возвращаемся на одном звуке. 2-4 раза.
-На планете дышится легко- упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы
подставленная к лицу ладонь не ощущала струю воздуха. Медленный вдох через нос. Когда
грудная клетка начнет расширяться, остановиться и сделать паузу(кто сколько сможет).Затем
плавный выдох через нос. 3-4 раза.
-Часы(пора возвращаться)- размахивая прямыми руками( не резко) вперед-назад, в
одном темпе(не быстро) и с одной интонацией произносить «тик-так» 8-10 раз.
Комплекс 4 «Эх, мороз, мороз»
-Холодно- вдыхаем свежий морозный воздух. И.п.:о.с. Вдох- плавно руки в стороны.
Вдыхая, обхватить себя, сжать грудную клетку. Следить за плавным вдохом и выдохом. 4-6 раз.
-Погреемся- И.п.:о.с. Вдох- поднять плечи, на выдохе похлопать себя по плечам, сказать
«у-ух-х».4-6раз.
-Конькобежец- И.п.: широкая стойка. Руки соединены за спиной. На выдохе перенести
вес тела на полусогнутую ногу вправо, руки влево. Сказать «ж-ж- ж». Так же в другую сторону.
Корпус слегка наклонить вперед. Вдох самопроизвольный.4-6раз.
-Лыжник- И.п.:о.с. руки полусогнуты. Имитация ходьбы на лыжах: полуприседая, делать
движения руками вперед- назад. Смена рук- шумный короткий вдох носом, следующая сменавыдох- «ох». 6-8 раз.
-На санях с горы- И.п.: сед, руками обхватить колени. Встать, руки вверх- вдох, присестьвыдох, опуская руки вниз cказать «у-ух». Вернуться в И.п.3-4 раза.
-Дровосек- И.п.: широкая стойка. Свободный глубокий вдох - поднять руки вверх назад,
прогнуться. Выдох- резкий наклон вперед, руки вниз, сказать «ха». Ноги не сгибать. Темп
средний. 2-4 раза.
-Снежки- имитация игры в снежки. Дыхание произвольное. Брать поочередно левой и
правой рукой, наклоняясь к полу, брать «снежок». В момент броска воображаемого снежка
называть имя того, в кого хочешь попасть или предмета. Упражнение улучшает эмоциональное
состояние.1 мин.

Комплекс 5 «Весенняя сказка»
-Снег тает- И.п.:о.с. Вдох-плавно руки поднять прямо и вверх, подняться на носки.
Задержать дыхание на 2-3 сек. Выдох- медленно опускаясь, сесть, представляя себя растаявшим
снегом, расслабиться и сказать- «ш-ш-ш». 2-4-раза.
-Капель- И.п. по желанию. Вдох носом, на выдохе произносить «кап-кап» в разных
вариантах. С изменением громкости и темпа произнесения. Губы напряжены- «к», «п»- твердыми
губами. 2-3 раза.
- Подснежники распускаются- И.п.: присед, руками обхватить колени. Вдох- вставая,
медленно поднять руки вверх. В стороны, зафиксировать положение, задержав дыхание.
Задержка дыхания производится в момент максимального увеличения объёма грудной клетки.
Выдох- вернуться в И.п. 3-5 раз.
-Весёлая пчёлка- И.п.: по желанию. Вдох свободный. Представить, что пчёлка села на нос
(звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. 3-4раза.
-Птицы возвращаются- И.п.:о.с. Руками имитируем полёт птиц. Руки поднять- вдох.
Выдох- опустить, пропевая «гу-y-y-y». Следить за координацией движений с дыханием. 0,51мин.
-Медведь проснулся- и.п.: сидя за партой, «спим». Просыпаемся, вдох- руки и ноги
выпрямляем, потянуться, прогнуться. Выдох- опускаем руки, произнося «р-р-р». 2-4 раза.
Упражнение нормализует диафрагмальное дыхание.
-Весна пришла- И.п.:о.с. Улыбнуться, представить запахи весны. Вдох-подняться на
носки, плечи вверх. На выдохе расслабиться- «ха-а-а». 2-3-раза.
Некоторые вокальные упражнения:
-Бабушкин пирожок- (упражнение способствует спокойному ненапряженному вдоху,
помогает избавиться от зажатости, от поднятия плеч). Представим, что нюхаем бабушкины
пирожки, надо (по знаку дирижёра) с удовольствием сделать вдох носом, затаить на миг дыхание
и со звуком через рот выдохнуть.
-Морозный узор- быстрый вдох-удивление, задержка, сложить губы трубочкой, дуем
долго на стекло (можно подставить ладошку). У кого будет дольше выдох. Упражнение
формирует продолжительный регулируемый выдох.
- Озвученный выдох- некоторые дети во время бесшумного выдоха незаметно «добирают»
дыхание, сами того не замечая. Чтобы этого не происходило – озвучиваем выдох, например
звуком «с-с-с»- за окошком ветер, или «ж-ж-ж-ж»- пчёлка и т.д. нет предела вашей фантазии.
-Колыбельная- (упражнение способствует выработке певческого дыхания, штриха легатоплавного долгого выдоха). Поём колыбельную песню, качая младенца, закрытым ртом на звук
«м-м». вдох- произвольный, выдох- максимально долгий- «м/м\м/м\»-голосом вверх-вниз.
Можно упражнение усложнить - выполнять на звук «а-а-а».
-Капель (упражнение тренирует пресс. Диафрагму, способствует выработке штриха
стаккато- отрывистого исполнения, твердой атаки звука). И.п.: стоя. Закрытым ртом, звук «м-мм» на одном тоне, активно, отрывисто, как капли капают. Темп произвольный. Упражнение
можно усложнить, выполняя на звук «а-а-а».
-Радуга- (упражнение на формирование представлений о фразировке). Руки сложить
вместе, слева от лица. Слегка раскрыть перед началом пения(\/)-«галочка». С началом пения
ладони закрыть и рисуем плавную лигу- «радугу», ведя руки в лево. Закончив фразу, ладони
раскрываем. С началом новой фразы ладони опять закрываем и -движение в другую сторону.
Учитель показывает всё в зеркальном положении.
-Посчитаем шарики (упражнение на развитие диапазона голоса, особенно верхних нот).
Представим себе, что у нас много шариков, мы их держали за веревочку и отпустили. И вот наши
шарики летят к небе все выше и выше. Давайте их посчитаем: 1,2, 3, 4,5….и т.д., но голос
поднимается вслед за шарами выше и выше (кто как сможет, максимально тонко «попищать»).
- Маляр- ( упражнение на развитие диапазона голоса). Красим забор кисточкой, при этом
ведем рукой и говорим «вве-е-px»- «вни-и-из», и голос ведем вслед за рукой, поднимая его то
вверх, то вниз.
- Скакалка (по методике Л.Серебряной, упражнение повышенной сложности, на

выработку контролируемого выдоха, твердость диафрагмы). Исполняется стоя, на одном
дыхании. Усложнённый вариант- прыгая.
Со скакалкой я скачу, научиться я хочу
Так владеть дыханием, чтобы звук держать могло,
Чтоб всегда ритмично было и меня не подводило.
Я скачу без передышки, и в помине нет одышки.
Голос звонок, льётся ровно, и не прыгаю я словно.
Раз-два, раз-два, раз-два, раз, можно прыгать целый час.
- «Тридцать три Егорки»- (упражнение на выработку чистого унисона и долгий
контролируемый выдох). Поётся на одном звуке. Перечисление Егорок- как можно дольше на
выдохе, кто сколько сможет.
Как на горке, на пригорке, стоят 33 Егорки.
Раз Егорка, 2 Егорка, 3 Егорка, 4 Егорка…. и т.д. (до 33 Егорок).
- Марсианский язык ( по системе В. Емельянова). Учитель может творчески подойти к
«словам» марсианского языка, и придумать свои. Представим, что мы полетели на Марс. И
встретили там марсиан, которые говорят на своем, марсианском языке. Мы не знаем их язык, но
очень хотим научиться, поэтому отвечаем им точно так же, как они. Учитель говорит слова с
вопросительной интонацией (голос вверх), а дети отвечают утвердительной интонацией (голос
вниз). Упражнение способствует развитию диапазона (верхнего регистра), а также звук «у»
расслабляет гортань.
Ушу?-Ушу. Уша?-Уша. Ушы?-Ушы. Усы?- Усы. Уса?- Уса. И тд….
У-шу-жу?- У-шу-жу. У-сузу?- У-су-зу. У-са-за?- У-сы-зы?- У-сы-зы. И т.д…

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения
классных руководителей
МБОУ СОШ № 13 МО город Армавира от 30 августа
2022 года № 1 ____________ Е.Ю. Скрипниченко

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________Н.А. Добрынина
30 августа 2022 года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Результаты Независимой Оценки Качества Образования (НОКО) в 2022 году

Уважаемые пользователи ресурса! На официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях Вы можете выразить своё мнение о качестве условий оказания услуг в нашей организации.


МБОУ СОШ № 13 на сайте bus.gov.ru




Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».