Муниципальное образование город Армавир муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 13 Мусейлян Подписано цифровой подписью: Артур Мусейлян Артур Владимиро Владимирович Дата: 2022.11.28 вич 20:59:07 +03'00' УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 31 августа 2022 года протокол № 1 Директор МБОУ СОШ № 13 _____________А.В. Мусейлян РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Социальное направление ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ Срок реализации 1 год 1 класс Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании следующих документов: -Федеральный государственный образовательный стандарт начального общегообразования. -Финансовая грамотность: учебная программа 1-4 классы общеобразоват.орг./Е.А.Вигдорчик, И.В.Липсиц, Ю.Н. Корлюгова- М.: ВИТАПРЕСС,2014-16с.(Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению) -Методические рекомендации для учителей начальной школы к учебно — методическому комплексу «Введение в финансовую грамотность», Москва, 2019 Программа курса соответствует современным принципам обучения: доступности, преемственности, индивидуальности, результативности. Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования. Преподавание курса основывается наинтерактивных формах работы учеников, моделировании различных простейших экономических ситуаций и выполнении творческих заданий. Поэтому, имея социальноэкономическую направленность, данная программа создает условия для развития не только экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы. На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших задач с экономическим содержанием, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, магазины, торговые центры вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Это позволит у младших школьников сформировать представлениео богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищахприроды, искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества труда. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 33учебных часа, из расчёта 1 час в неделю. Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - развитие экономического образа мышления; - воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье; - формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Основные содержательные линии курса: - деньги, их история, виды, функции; семейный бюджет. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений. Планируемые результаты. Личностные результаты: осознание себя как члена семьи, общества и государства; овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности. Метапредметные результаты. Регулятивные. Обучающийся научится: понимать цели своих действий; составлять простые планы с помощью учителя проявлять познавательную и творческую инициативу; оценивать правильность выполнения действий; адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей. Познавательные. Обучающийся научится: освоению способов решения проблем творческого и поискового характера; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Коммуникативные. Обучающийся научится: составлять текст в устной и письменной формах; слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные. Обучающийся научится: понимать и правильно использовать экономические термины; иметь представление о роли денег в семье и обществе; уметь характеризовать виды и функции денег; знать источники доходов и направлений расходов семьи; уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения проводить элементарные финансовые расчеты. Основные формы контроля: - практикумы; - творческие задания; - проектная, исследовательская деятельность; - конкурсы; - деловые и ролевые игры; - олимпиады Межпредметные связи: Значительную помощь в овладении младшими школьниками экономическими понятиями оказывают межпредметные связи. Уроки экономики тесно связаны с русским языком, математикой, изобразительным искусством, окружающим миром. Решение задач и проблемных ситуаций с экономическим содержанием показывает прагматическую направленность экономических знаний. Математика: - Построение и чтение столбчатых и круговых графиков; - Решение математических задач с экономическим содержанием; - Сравнение нескольких величин; - Нахождение части от числа и числа по его части; - Решение задач на сообразительность. Русский язык: - Написание сочинений; - Подготовка сообщений; - Обогащение словарного запаса детей; - Ведение словаря экономических терминов; - Разгадывание ребусов, шарад и других занимательных заданий; - Решение проблемных ситуаций. Изобразительное искусство: - Выполнение творческих заданий в рисунке и чертеже; - Раскрашивание; - Конкурсные задания по рисунку на экономические темы; - Эстетичное оформление творческих работ и сообщений. Окружающий мир: - Экология родного края; - Природные ресурсы; - Потребности, необходимые для поддержания здоровья человека; - Обычаи и жизнь народов разных стран; - Города и страны. Результат 1-го года обучения: К концу 1 -го года обучения школьники должны знать: - что изучает экономика; - что такое потребности, какие бывают потребности, возможности их удовлетворения; - отличия товаров и услуг, кто производит товары и услуги; - для чего нужна реклама, роль рекламы в продвижении товаров и услуг; - что такое деньги, их роль в жизни людей, деньги старинные и современные, деньги разных стран; - что такое маркетинг. Должны уметь: - выделять общие и основные потребности, находить источники их удовлетворения; - пользоваться деньгами; - классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг; - определять цену товара. № п/п 1 2 Содержание учебного предмета Раздел Кол-во часов Введение в экономику 1 Потребности 5 3 4 Источники удовлетворения потребностей Домашнее хозяйство 3 4 5 Товары и услуги 5 6 Деньги 8 7 Маркетинг 5 8 Задачи от Гнома - Эконома 2 Итого: 33 Календарно-тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7—8 9 10 11 12 — 13 14 15 16 17 — 18 19 — 20 21 22 23 24 — 25 26 27 28 — 29 30 31 32 33 Т е м ы Введение. Что изучает наука «экономика» Давайте познакомимся: Гном – Эконом рассуждает о понятии «потребность» Какие бывают потребности? Личные потребности. Что нам необходимо в жизни? Материальные, социальные, духовные потребности Урок от Гнома-Эконома: все потребности важны, все потребности нужны Источники удовлетворения потребностей Урок от Гнома-Эконома: почему все потребности нельзя удовлетворить? Домохозяйство и домашний труд. Домашние обязанности в семье. Бюджет семьи Урок от Гнома – Эконома: правила ведения домашнего хозяйства. Как товар попадает в магазин? Где можно приобрести товары? Зачем нужна реклама? Реклама и упаковка Уроки Гнома-Эконома: реклама - «двигатель торговли» Зачем нужны деньги? Как и где хранятся деньги? Урок от Гнома-Эконома: деньги и страны Как появились деньги? Первые деньги. Современные деньги. Деньги и товары Что такое доходы и расходы? Доходы и расходы моей семьи. Роль денег в жизни человека Урок от Гнома-Эконома: знакомимся с понятием «маркетинг» («рынок») Рынок. Обмен. Торговля Продавец и покупатель Конкуренция Гном – Эконом проводит «Экономическое Поле Чудес» Подводим итоги первого экономического года Количе ство часов 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 2 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 6