Подписано цифровой Мусейлян подписью: Мусейлян Артур Владимирович Артур Дата: 2023.05.24 09:54:02 Владимирович +03'00' Создание условий для профессионального развития и наиболее полной самореализации личности педагога становится важной составляющей процессов модернизации образования в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. Преобразования, происходящие в современной школе, находятся в прямой зависимости от уровня профессионально-педагогической компетентности учителя, его личностных качеств, уровня развития мотивационно-ценностной ориентации на профессию «педагог». Непрерывное профессиональное развитие помогает педагогу обеспечить одно из самых главных прав обучающихся – право на качественное образование. В документах и материалах Правительства Российской Федерации по вопросам модернизации образования подчёркивается, что достижение нового качества образования – это, прежде всего, ориентация на развитие личности, её познавательных и созидательных способностей. Развитие – ключевое слово образовательного процесса, одно из приоритетных направлений которого является самостоятельная активная познавательная и преобразовательная деятельность обучающихся, с учётом их особенностей и возможностей. Сегодня профессиональному сообществу нужны уверенные в себе профессионалы, которые умеют правильно рассчитывать собственные силы и возможности, оценивать результаты своей деятельности, как в обычной своей жизни, так и в профессии, обладают высокой творческой активностью, ответственностью, способностью анализировать, прогнозировать, конструктивно решать конфликтные ситуации, делать самостоятельный осознанный выбор, адекватно выражать свои эмоции, контролировать своё поведение, учиться, стремиться к самоактуализации – более полному развитию своих личностных возможностей, реализации способностей и талантов. Чтобы воспитать такого профессионала, педагогу необходимо постоянно совершенствовать свои личностные и профессиональные качества. Не случайно современная образовательная система не мыслима без непрерывного повышения профессионального уровня педагогических кадров, а, следовательно, и непрерывного профессионального развития, важным условием которого является профессиональное саморазвитие педагога, развитие его профессиональной компетентности. Профессиональное развитие педагогов – важный ресурс, обеспечивающий качественное образование разных категорий обучающихся. Профессиональное развитие – многогранный процесс. Это рост и становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений. Это активное качественное преобразование педагогом своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новым способам профессиональной деятельности, развитию положительной мотивации на профессиональное саморазвитие, повышению педагогического мастерства и самореализации. 2 Говоря о профессиональном саморазвитии педагогов, прежде всего, следует подчеркнуть целенаправленность данного процесса на повышение уровня своей профессиональной компетентности, педагогической техники, развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности, собственной программой и технологической картой индивидуального профессионального развития педагога. Профессиональное саморазвитие предполагает непрерывное профессиональное самообразование, движущей силой которого выступает потребность в самосовершенствовании. Одним из главных качеств педагога, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей, является профессиональная компетентность, а именно гармоничное сочетание элементов деятельностной и коммуникативной подструктур (культура общения, навыки социального поведения). Профессионально компетентным можно назвать учителя, который: - постоянно повышает уровень своих профессиональных компетенций: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой; - достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся; - гармонично сочетает элементы деятельностной и коммуникативной подструктур. Опыт управленческой деятельности МОУ СОШ №13 показывает, что, если в образовательной организации поддержка профессионального развития организована и реализуется на системной основе, то она обеспечивает возможность: - гибкого реагирования педагогических работников на меняющуюся ситуацию в образовании; - развития творческой индивидуальности, освоения современных педагогических технологий, формирования восприимчивости к педагогическим инновациям; - повышения профессионального уровня педагогов на рабочем месте в течение всей карьеры через проектирование индивидуального маршрута их профессионального развития, саморазвития и самореализации в избранной профессии. При этом управленческая деятельность в школе реализуется через функции планирования, организации, мотивации, регулирования, контроль, которые находятся во взаимосвязи и направлены на создание условий, обеспечивающих профессиональное развитие педагогических работников. Деятельность по поддержке профессионального развития педагогов предполагает выстраивание модели, представляющей системное видение управленческой и методической работы. В данном случае речь идёт о внутришкольной модели поддержки профессионального развития педагогов. 3 «Модель поддержки профессионального развития педагогов» включает несколько процессов. Во-первых, процесс разработки нормативных, организационных механизмов, обеспечивающих профессиональное развитие при одновременно протекающих процессах самореализации, индивидуализации педагогов. Это достигается за счёт разработки нормативно-правового обеспечения профессионального развития педагогов. Систематизация разработанных нормативно-правовых документов позволяет создать банк, в котором следует выделить целевую программу школы «Повышение профессионального мастерства педагогов» и локальные акты: - Положение о методическом совете МОУ СОШ №13 - Положение «О школьном методическом объединении». - Положение об инновационной деятельности педагогических работников. - Положение о самообследовании МОУ СОШ №13 - Положение о предметной неделе МОУ СОШ №13 Во-вторых, процесс организации методической службы в школе. Методическая служба – важное, многофункциональное направление деятельности в школе, связанное с решением задач кадрового, концептуального, программно-методического обеспечения жизнедеятельности школы и общеобразовательного процесса. Анализ деятельности методической службы позволяет выявить наиболее её приоритетные функции, среди которых: аналитическая, оценочно-результативная – изучение: профессиональной культуры педагога, владения культурой речи, методами взаимодействия с обучающимися (с классом), методикой организации и проведения урока, занятий по внеурочной деятельности; проведение диагностики качества преподавания; оценивание уровня профессиональных компетентностей педагога, анализ его участия в профессиональных конкурсах, семинарах, конференциях и др. - организационная – организация и проведение методических, предметных недель, организация работы творческих и проектных групп педагогов, вопросами целеполагания, поддержкой профессионального развития педагогов; содержательно-технологическая, консультативная – оказание аналитической, практической, консультативной и иной помощи в разработке и внедрении инновационных форм работы, в обобщении и представлении опыта работы педагогов; рефлексивно-перспективная связана с ценностями, интересами, мотивами педагогической деятельности, сопровождением по дальнейшему конструированию индивидуальной траектории профессионального развития педагога – персонального пути реализации личностного роста учителя. Построение индивидуальной траектории профессионального развития учителя в современных условиях заключается в самостоятельном овладении совокупностью педагогических ценностей, смыслов, технологий, опытом творчества, определении направления движения учителя относительно уровня своих компетентностей. 4 Методическая служба организует повышение квалификации педагогических работников через: - курсы повышения квалификации по вопросам внедрения ФГОС НОО, ООО, СОО нового поколения, по подготовке обучающихся к ГИА, по моделированию урока деятельностного типа и др. - проведение педагогических советов, методических советов, школьных методических объединений, обучающих и тематических семинаров с элементами тренинга, проблемных педагогических консультаций; - создание и организацию деятельности творческих (рабочих) групп, сотрудничество и наставничество. Деятельности методической службы обеспечивает обобщение и внедрение наиболее эффективности форм и методов работы по повышению профессионального уровня педагогов. Это тематические педагогические советы, методические советы «Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов повышения профессиональной компетентности педагогов», «Освоение мотивационного компонента (повышение потребности педагогов в совершенствовании своей профессиональной деятельности и саморазвитии)», обучающие семинары с элементами тренингов: «Выработка индивидуального стиля учителя», «Техника педагогической рефлексии»; «Портфолио педагога как средство саморазвития и самореализации»; «Бесконфликтное общение»; «Самоанализ и самооценка». А также самоанализ и самооценка, корпоративное обучение, коучинг, супервизии, участие в работе творческих (рабочих) групп, педагогические мастерские, супервизии, делегирование, ротация, методический ринг, мозговой штурм, организованный диалог, проблемная ситуация и др. Педагоги включены в процесс разработки и проведения педагогических и методических советов, семинаров-практикумов, тренингов, направленных на освоение новых технологий, методик по разработке социальных и профессиональных проб, проблемно-ситуативных заданий, совершенствование педагогической техники, формирование компетентности психологопедагогического сопровождения обучающихся, в том числе в процессе подготовки и сдачи ГИА по всем предметам. Эффективной формой поддержки профессионального развития педагогов является и методическая \ предметная неделя. Она включает в себя проведение панорамы открытых интерактивных уроков, занятий по внеурочной деятельности с приглашением представителей различных профессий, родительской общественности. Предъявление и обобщение передового педагогического опыта предполагает: показ опыта в режиме реального времени в форме серии открытых уроков, занятий внеурочной деятельности; - организацию взаимопосещения уроков, занятий по внеурочной деятельности, посещение мастер-классов и открытых уроков в школе и в других общеобразовательных организациях; - ознакомление педагогов с документальным обеспечением реализуемых нововведений; 5 составление краткого описания предъявленного опыта и создание информационной базы; - регулярное проведение группового анализа и обсуждения педагогами результатов, достижений и проблем преподавания, психолого-педагогического сопровождения профессионального мастерства, участие в семинарах, конференциях, проведение которых даёт педагогу возможность распространения инновационного опыта среди коллег, способствует профессиональному становлению молодых педагогов. Организация совместной творческой деятельности позволяет педагогам получить консультации по проблемным вопросам, овладеть технологией психолого-педагогического сопровождения разных категорий обучающихся. Создание творческих (рабочих) групп, внедрение «наставничества» обеспечивает выявление затруднений у молодых педагогов в преподавании, организацию совместной деятельности педагогов разного уровня профессионального развития по разработке сценариев уроков, занятий по внеурочной деятельности, социальных практик и т.д. При создании творческих (рабочих) групп следует учитывать принципы конфиденциальности, активности, исследовательской творческой позиции, объективности (осознания) поведения – обратной связи, партнёрского общения. Творческие (рабочие) группы во взаимодействии с администрацией школы организуют деятельность по отслеживанию процесса и результата: - разработки индивидуальной программы профессионального развития педагога; - повышения уровня квалификации педагогических работников, профессиональной компетентности; - вовлечения педагогических работников в инновационную, творческую деятельность (участие в реализации образовательных проектов, в конференциях, конкурсах и т.д.) - проведения открытых уроков, занятий по внеурочной деятельности, профориентационных мероприятий, их количества и качества проведения; - диагностики профессионально значимых характеристик личности педагогов, уровня развития профессиональных компетенций; - удовлетворённости педагогов изменениями, происходящими в результате инновационной деятельности. Следует подчеркнуть, что формирование готовности педагога к инновационной деятельности является важнейшим условием его профессионального развития. Поддержка профессионального развития педагогов осуществляется и в период аттестации, когда педагог через творческую деятельность может представить свой уровень профессионального развития. Следует помнить, что аттестация является механизмом совершенствования управления качеством образования. В период аттестации за педагогами, нуждающимися в поддержке, закрепляются опытные педагоги-наставники. Все формы и методы поддержки профессионального развития педагогов носят практико-ориентированный характер деятельности, 6 позволяющий педагогам не только получить новые представления о чём-то, овладеть основными способами и алгоритмами действий, но и сформировать навыки поисковой, эвристической деятельности. В-третьих, процесс разработки инструментария, позволяющего провести диагностику профессионально значимых характеристик личности педагога, процесс определения показателей оценки профессионального развития педагогов. В зависимости от целей диагностики подбираются тесты, анкеты, карточки с тестовыми заданиями различной содержательной направленности. В ходе диагностики используется количественная и качественная аналитическая обработка данных, что позволяет с высокой степенью достоверности судить об эффективности реализации модели поддержки профессионального развития педагогов. Разработка нормативно-правового, информационно-методического, мотивационного и аналитического обеспечения функционирования модели – важное условие организации непрерывного профессионального развития педагогов. Среди главных факторов, мотивирующих педагогических работников на непрерывное профессиональное развитие: - организационная структура управления, которая позволяет педагогам включиться в принятие управленческих решений; - коллегиальность и профессионализм - установленные нормы действия и поведения, позволяющие педагогам включаться в совместное планирование и анализ действий с участием администрации, педагогов и партнёров школы в деятельность по развитию персонала; - усиление общих ключевых ценностей – восстановление морального потенциала школы, привлечения всех участников образовательного процесса к формированию школьной среды педагогических работников, обучающихся, родительской общественности; - активное взаимодействие и сотрудничество - сочетание поддержки и требовательности, как на горизонтальном, так и вертикальном уровне; - инвестирование в развитие персонала - профессиональный рост учителей улучшает отношения между сотрудниками, облегчает взаимодействие и обмен идеями; - психологическое сопровождение профессионального развития педагогов; - усиление индивидуальной и дифференцированной работы с педагогом, сопровождение планирования профессионального развития, повышения квалификации; - формирование культуры сотрудничеств – школы с культурой сотрудничества в большей степени способны улучшить своё состояние и повысить учебные результаты обучающихся; - планирование времени педагогов заключается в реорганизации школьного распорядка так, чтобы освободить время для профессионального развития педагогов, совместного планирования, работы творческих\проектных групп, общения. 7 - возможность для рефлексии собственного опыта профессиональной деятельности в обстановке доверия и сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи. Данные факторы усиливают все процессы поддержки профессионального развития педагогов. Нормативно-правовое обеспечение № п\п 1 2 3 4 5 Наименование нормативного правового акта (прилагается в электронном виде к заявке) Положение о методическом совете МБОУ-СОШ №13 Основные положения Методический совет школы является основным структурным подразделением методической службы школы, обеспечивающим сопровождение учебновоспитательной, методической и инновационной работы в школе Положение «О школьном Регламентирует деятельность школьного методическом объединении» методического объединения (ШМО, которое является структурным подразделением методической службы образовательного учреждения, объединяющим учителей по предметам, образовательным областям, воспитательной работе). Положение об инновационной Инновационной площадкой является деятельности организация, реализующая образовательную инициативу, т.е. подразумевающую деятельность, направленную на новое содержание, методы, формы организации образовательного процесса и адекватные им системы управления. Положение о самообследовании Целями проведения самообследования в МБОУ-СОШ №13 является обеспечение доступности и открытости информации о состоянии образовательной деятельности учреждения, а также подготовка отчёта о результатах самообследования. Самообследование носит системный характер, направлено на развитие образовательной среды и педагогического процесса. Положение «О предметной Школьные предметные декады – это неделе» совокупная форма методической, учебной и внеклассной работы», представляющей собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на развитие познавательного интереса, кругозора и творческих способностей обучающихся. 8