16. РП ОРКСЭ 1-4 классы ФГОС

Муниципальное образование город Армавир Краснодарского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 13

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2021 года
протокол № 1
Директор МБОУ СОШ № 13
_________ В.М. Мартынова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР
И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Начальное общее образование: 1-4 классы
Количество часов: 34
Разработчик: Добрынина Надежда Александровна
Программа разработана в соответствии и на основе:
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования" (с
дополнениями и изменениями)
примерной основной образовательной программы начального общего
образования (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/5) на основе примерных
рабочих программ комплексного курса «Основы религиозных культур и
светской этики. 4 класс» под редакцией А.Кураева. –
М.: Просвещение, 2016
«Основы светской этики» 4 класс. А.И. Шемшурина, г. Москва,
«Просвещение»,2016г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе:
- Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
− Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115;
−

Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи
(постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП
2.4.3648-20»);

− Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования" (с
изменениями и дополнениями от 11 декабря 2020 года)
− основной образовательной программы школы, на основе
примерных рабочих программ комплексного курса «Основы религиозных
культур и светской этики. 4 класс» под редакцией А.Кураева. – М.:
Просвещение, 2016

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом предмет «Основы
религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе по одному часу в
неделю. Общий объём учебного времени, отводимого на предмет, составляет
34 часа в год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии
культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к
истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе; развитие этнических чувств как регуляторов
морального поведения;
- воспитание
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в
части:
1. Патриотического воспитания
Ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и
научному наследию, понимания значения ОРКСЭ в жизни современного
общества, способности владеть достоверной информацией о передовых
достижениях, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира
и общества
2. Гражданского воспитания и нравственного воспитания детей на
основе российских традиционных ценностей
Представления о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной
деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении
экспериментов,
создании
учебных
проектов,
стремления
к
взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности;
готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков
3. Популяризации научных знаний среди детей (Ценности научного
познания)
Мировоззренческих представлений соответствующих современному
уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности
научной картины мира; представлений об основных закономерностях
развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли
предмета в познании закономерностей;
Познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по
предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;
Познавательной и информационной культуры, в том числе навыков

самостоятельной работы с учебными тестами, справочной литературой,
доступными техническими средствами информационных технологий;
Интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и
способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к
осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем.
4. Физического воспитания и формирования культуры здоровья
Осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему
здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и
неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил
безопасности в быту и реальной жизни.
5. Трудового воспитания и профессионального самоопределения
Коммуникативной
компетентности
в
общественно
полезной,
учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в
том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора
индивидуальной траектории продолжения образования с учетом
личностных интересов и способности к ОРКСЭ, общественных интересов
и потребностей
6. Экологического воспитания
Экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни
на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и
безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному
физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения
правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в
ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
Способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для
решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения
уровня экологической культуры, осознания глобального характера
экологических проблем и путей их решения посредством методов
ОРКСЭ;
Экологического
мышления,
умения
руководствоваться
им
в
познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Метапредметные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на

основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное
использование
речевых
средств
и
средств
информационнокоммуникационных технологий для решения различных
коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять
информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с
задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,
обобщения
классификации,
установление
аналогий
и
причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о
распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество,
нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных
традиций многонационального народа России.
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и
их роли в истории и современности России.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Модуль «Основы православной культуры» (34 ЧАСА)
1.Россия – наша Родина. Россия как государство. Россия как часть планеты
Земля. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и
для чего они существуют.
2.Культура и религия. Культура и духовные ценности человечества. Общие
духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия. Религиозная
культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство.

Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных
религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Нравственный закон
в светской и религиозной жизни. Как человек создаёт культуру. О чем говорит
религия.
3.Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога
может влиять на поступки людей. Кого православная культура называет
Творцом. Вечные вопросы человечества.
4.Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная
культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
повседневной жизни православных верующих.
5.Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Библия — священная книга
христианства. Ветхий Завет и Новый Завет. Библия как источник знаний,
мудрости и нравственности. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.
Создание славянской азбуки и распространение Евангелия среди славянских
народов.
6.Проповедь Христа. Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Чему учил
Христос. Какое сокровище нельзя украсть. Как христиане относятся к мести,
и почему. Чему учил Христос. Смысл проповедей Христа. Ученики Иисуса
Христа. Что является духовными сокровищами. Какое богатство христиане
считают истинным и вечным.
7.Христос и Его крест. События, предшествующие рождению Иисуса Христа.
Благовещение. Как Бог стал человеком. События жизни Иисуса Христа.
Рождество, детство и юность, начало проповеднической деятельности. Деяния
Иисуса Христа. Чудеса. Предательство Иуды. Распятие. Воскресение.
Вознесение. Апостолы и их проповедническая деятельность. Христианские
представления об Иисусе Христе как Спасителе. Почему Христос не
уклонился от казни. Какова символика креста.
8.Пасха. Воскресение Христа. Пасха – главный христианский праздник.
Великий пост. Правила Великого поста. Смысл поста для православных
верующих. Подготовка к Пасхе. Русская Пасха. Как празднуют Пасху.
Традиционные пасхальные блюда. Пасхальная служба в храме. Крестный ход.
Пасхальные колокольные звоны.
9.Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ
Божий в человеке. Чем человек отличается от животного. Что такое
«внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как
Библия рассказывает о происхождении души христианина.
10.Совесть и раскаяние. Что христиане считают добром, злом, грехом, что
такое совесть, раскаяние, покаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как
исправить ошибки. Совесть в системе нравственных ценностей православия.

11.Заповеди. Какие заповеди даны людям. Божественное происхождение
заповедей согласно христианскому учению. Значение заповедей. Смысл
заповедей. Заповеди об отношении к Богу. Заповеди об отношении человека к
себе и другим людям. Любовь как основа всех заповедей. Что общего у
убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
12.Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого
называют ближним. Как христианин должен относиться к людям. Милосердие
как нравственное качество и христианская добродетель. Житие Николая
Чудотворца. Подвиги любви к ближнему. Что нужно делать человеку, чтобы
стать милосердным. Какие существуют дела милосердия.
13.Золотое правило этики. Что такое «этика». Главное правило человеческих
отношений. Что такое неосуждение. Почему главное правило этики
называется «золотое».
14.Храм. Храм как культурно-историческое наследие. Значение храма в жизни
православных верующих. Традиции строительства храмов на Руси. Храмы как
произведения архитектуры и искусства. Различное и общее во внешнем облике
православных храмов. Правила поведения в храме. Забота государства и
Русской Православной Церкви о сохранении шедевров православной
архитектуры и искусства. Каноны строительства храма.
Строительство новых храмов. Внутреннее строение и убранство храма.
15.Икона. Фрески и иконы в храме. Технология, правила и традиции создания
фресок. Икона как особый священный предмет для православных верующих.
Назначение иконы. Отношение верующих к иконе. Чудотворные иконы.
Фрески и иконы как произведения искусства и культурное достояние России.
Андрей Рублев. Особенности изображения на иконе фигур и фона. Детали
изображения на иконе. Система символов в иконописи. Символика цвета и
света в иконописи.
16.Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений. Подведение итогов.
Выполнение праздничного проекта.
17.Как христианство пришло на Русь. Принятие христианства на Руси.
Летописные свидетельства о крещении Руси. Представления о Боге в
христианстве. Представление о сотворении мира в христианстве. Первые
люди, грехопадение Адама и Евы, появление в человеческой жизни страданий
и зла. Иисус Христос. Православие. Распространение православия в мире.
Православие как традиционная религия России.
18.Подвиг. Что такое подвиг, жертвенность. Пример подвижнической жизни
архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. Ценности, ради которых люди
жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью.
19.Заповеди блаженств. Что делает христианина счастливым. Почему
христиане благодарны Иисусу Христу. Текст Заповедей Блаженства

20.Зачем творить добро? Свобода воли и проблема выбора как нравственная
проблема. Ответственность человека за свой выбор и свои поступки. Забота
человека о своей душе. Нравственные поступки. Любовь, уважение и терпение
как основа человеческих взаимоотношений. Прощение, умение прощать.
21.Чудо в жизни христианина. Чудеса, совершенные Иисусом Христом
согласно Евангелию. В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что
такое христианские добродетели и в чём они проявляются. Почему христиане
верят в бессмертие. Творение добра. Как вера в Божий суд влияет на поступки
христиан.
22.Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему
христиане верят в бессмертие.
23.Таинство Причастия. Церковные таинства, их смысл и значение для
верующих. Таинство крещения. Обряд крещения в православной традиции.
Смысл обряда крещения. Наречение имени в православной традиции.
Таинство миропомазания. Смысл обряда миропомазания. Таинство покаяния.
Таинство причащения. Происхождение и смысл таинства причащения.
Таинство брака. Обряд венчания в православной традиции. Обрядовая и
духовная составляющие церковных таинств.
24.Монастырь. Монастыри в истории Древней Руси. Внешний вид
православного монастыря. Стены и надвратная церковь. Защитные функции
монастыря в военное время. Монашество как духовный подвиг. Монашеский
постриг и монашеские обеты. Правила монашеской жизни, монастырский
устав. Послушания. Архитектурный ансамбль монастыря. Монастыри как
центры культуры, просвещения и благотворительности. Монастыри как
объекты культурного наследия. Монашество в православной традиции.
25.Отношение христианина к природе. Какие качества делают человека
«выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение
природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным. Почему
человек стал оказывать губительное воздействие на природу?
26.Христианская семья. Основа семьи в православной традиции. Почему
заключение брака в церкви называется «венчание». День семьи, любви и
верности – светский и церковный праздник. Служение в семье. Долг членов
семьи по отношению друг к другу. Послушание и смирение как христианские
добродетели.
27.Защита Отечества. Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда
война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе
сражались разные народы. Какие поступки недопустимы даже на войне.
Монахи-воины. Пересвет и Ослябя. Поединок Пересвета с Челубеем.
28.Христианин в труде. Какие заповеди получили первые люди от Творца.
Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину.

Какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей,
на благо своей Родины. Какой труд напрасен.
29.Любовь и уважение к Отечеству. Главные ценности для человека, к какой
бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина,
семья, жизнь, культура. Благотворительность и милосердие в православной
традиции. Подвиги любви. Жертвенность как основа любви. Защита Родины.
30. Итоговая презентация творческих проектов учащихся. В ходе изучения
предмета предусмотрена проектная деятельность обучающихся, поэтапная
подготовка к ним и защита проектов на основе изученного материала. В
зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты)
могут носить индивидуальный или коллективный характер.
Модуль «Основы светской этики» (34 часа)
Первое полугодие (17 часов)
Введение (1 час)
Этика – наука о нравственной жизни человека
Раздел 1. Этика общения (4 часа)
Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил
— добрые слова и поступки. Каждый интересен.
Раздел 2. Этикет (4 часа)
Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние
правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. Раздел 3.Этика человеческих
отношений (4 часа)
В развитии добрый чувств — творение души. Природа — волшебные двери к
добру и доверию. Чувство родины. Жизнь протекает среди людей. Раздел 4.
Этика отношений в коллективе (3 часа)
Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс — мои
друзья.
Второе полугодие (17 часов)
Введение ( 1 час)
Ежели душевны вы и к этике не глухи.
Раздел 1. Простые нравственные истины (4 часа)
Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие — закон жизни.
Жить во благо себе и другим.
Раздел 2. Душа обязана трудиться (4 часа)
Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь
понять и простить. Простая этика поступков.
Раздел 3. Посеешь поступок – пожнешь характер (4 часа)
Общение и источники преодоления. Ростки нравственного поведения.

Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со» — вместе.
Раздел 4. Судьба и Родина едины (3 часа)
С чего начинается Родина… В тебе взрослеет патриот и гражданин. Человек
как чело века.
Повторение (1 час)
Слово, обращённое к себе

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Модуль «Основы православной культуры» (34 ЧАСА)
№
п/п

Раздел (тема)
программы

К-во
часов

Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)

1

Россия – наша
Родина

1

Осознают чувство гордости за
свою Родину, свой народ;
Осознают свою принадлежность
к многонациональному
российскому обществу;
Знакомятся с терминами и
понятиями: Россия = Родина =
Отечество, патриотизм,
государственная символика;
Узнают государственную
символику;
Знакомятся с содержанием
учебника «Основы православной
культуры»;
Знакомятся с принципами
работы с учебником «Основы
православной культуры»;
Осознают достойное и
уважительное отношение к иному
мировоззрению, вере,
историческому и культурному
наследию.

Основные
направления
воспитательной
работы,
реализуемые на
уроках
Патриотическое
воспитание

2

Культура и религия

1

3

Человек и Бог в
православии

1

4

Православная
молитва

1

5

Библия и Евангелие

1

6

Проповедь Христа

1

Стремятся к осмыслению
приоритета духовных ценностей
над материальными;
Формулируют вопросы по
прочитанному тексту модуля
«Основы православной
культуры» и ответить на них;
Знакомятся с терминами и
понятиями: религия, духовность,
культурные традиции, памятники
культуры.
Проявляют интерес к познанию
Православия;
Знакомятся с терминами и
понятиями: Бог, Творец, Иисус
Христос, Богочеловек,
Богородица, духовный мир
человека;
Составляют план по изучаемой
теме по имеющемуся алгоритму;
Работают в парах и группах,
применяя правила
сотрудничества.
Развивают познавательный
интерес к новому учебному
предмету;
Знакомятся с терминами и
понятиями: молитва,
благодать, апостолы, святые;
Соотносят правильно
дидактический материал,
иллюстрации в учебнике с
текстом (контекстом);
Раскрывают авторский замысел
картины (художественного
произведения), с выделением
основной мысли.
Знакомятся с терминами и
понятиями: Библия, Священное
Предание, Священное Писание,
Евангелие, евангелисты,
христиане;
Работают с карточками по
определению и классификации
новых терминов и понятий;
Находят в текстах произведений
библейские сюжеты.
Сопоставляют информацию,

Духовное и
нравственное
воспитание

Духовное и
нравственное
воспитание

Духовное и
нравственное
воспитание
Ценности научного
познания

Духовное и
нравственное
воспитание

Духовное и

7

Христос и Его
крест

1

8

Пасха

1

полученную из различных
источников;
Выделяют значимую и
существенную информацию в
текстах учебника «Основы
православной культуры»;
Знакомятся с терминами и
понятиями: учение Иисуса
Христа, проповедь, новизна;
Осознают ответственность за
свои поступки на основе
представлений о нравственности,
изложенных в Нагорной
проповеди;
Работают со сравнительными
таблицами по изучаемому
материалу.
Узнают основные события
земной жизни Иисуса Христа;
Знакомятся с терминами и
понятиями: крест, Голгофа,
жертва Христа, распятие,
символика;
Выявляют элементы
общечеловеческих ценностей;
При помощи учителя
определяют нравственные
принципы собственного развития.
Знакомятся с терминами и
понятиями: Спаситель,
Воскресение Христа, Пасха,
пасхальный гимн, жертвенная
любовь, любовь, победившая
смерть;
Учатся осознанному
осмыслению материала,
изученного на уроке; Учатся
уметь передавать содержание
в сжатом, выборочном или
развёрнутом виде;
Знакомятся с приёмами
монологической и диалогической
речи;
Учатся устанавливать
причинноследственные связи,
выстраивая логическую цепочку
рассуждений.

нравственное
воспитание
Гражданское
воспитание

Духовное и
нравственное
воспитание
Ценности научного
познания

Духовное и
нравственное
воспитание

9

Православное
учение о человеке

1

10

Совесть и
раскаяние

1

11

Заповеди

1

12

Милосердие и
сострадание

1

Узнают смысл православного
учения о человеке;
Знакомятся с терминами и
понятиями: крест, душа, образ
Божий, предназначение человека,
уникальность,
неприкосновенность, ценность
человеческой жизни;
Отвечают на вопросы, заданные
учителем и одноклассниками по
изучаемой теме.
Знакомятся с терминами и
понятиями: совесть, отречение,
раскаяние, покаяние;
Классифицируют и оценивают
свои поступки;
Приводят примеры ситуаций,
когда человеку бывает стыдно;
Принимают готовность слушать
и слышать собеседника.
Выбирают правильно
информативные источники для
получения дополнительных
знаний;
Знакомятся с терминами и
понятиями: заповедь, скрижали,
гора Синай, пророк Моисей,
нравственные требования;
Подбирают к изучаемому
термину его синоним или новое
значение.
Учатся понимать значимость
милосердия, сострадания,
сопереживания в жизни каждого
человека;
Знакомятся с терминами и
понятиями: сострадание,
сопереживание, милосердие,
милостыня, бескорыстие,
благодушие,
благожелательность; Учатся
проявлять заботу о родных и
близких, нуждающихся людях.

Духовное и
нравственное
воспитание

Духовное и
нравственное
воспитание
Гражданское
воспитание

Духовное и
нравственное
воспитание
Ценности научного
познания

Гражданское
воспитание

13

Золотое правило
этики

1

14

Храм

1

15

Икона

1

Находят примеры применения
золотого правила этики в
обыденной жизни;
Выделяют основные категории
золотого правила
нравственности;
Знакомятся с терминами и
понятиями: золотое правило
этики, не осуждение,
доброжелательность, честность,
искренность, тактичность;
Учатся выстраивать правильные
взаимоотношения с
родственниками, педагогами,
одноклассниками, друзьями;
Знакомятся с общепринятыми
человеческими нормами морали
и нравственности.
Учатся делать правильный
личностный выбор в различных
жизненных ситуациях;
Знакомятся с терминами и
понятиями: православный храм,
приход, устройство храма,
алтарь, клирос,
священнослужители,
благословение священника,
церковное пение;
Учатся находить правильный
ответ в тестовых заданиях по
изучаемой теме.
Усваивают основы работы с
текстами по теме «Иконопись»;
Знакомятся с новым
материалом;
Знакомятся с терминами и
понятиями: икона, иконописцы,
нимб, свеча, фрески, лик,
православные праздники,
церковнославянский язык.

Гражданское
воспитание

Ценности научного
познания
Эстетическое
воспитание

Эстетическое
воспитание

16

Творческие работы
учащихся

1

17

Подготовка
проектов

1

18

Как христианство
пришло на Русь

1

Определяют цель учебной
деятельности с помощью
учителя;
Определяют и формулируют
самостоятельно цель
деятельности;
Ищут пути и средства её
осуществления;
Составляют план действий по
написанию творческой работы;
Сверяют свои действия с
поставленной целью, работая по
плану, и, при необходимости,
исправлять ошибки с помощью
учителя.
Выбирают темы проекта с
помощью учителя;
Находят пути решения проблем
творческого и поискового
характера выполнения проекта
совместно с учителем;
Составляют план выполнения
этапов проекта;
Выполняют презентацию своего
проекта;
Учатся находить причины
неуспеха и способы выхода из
подобной ситуации.
Знакомятся с терминами и
понятиями: именах собственных:
княгиня Ольга, князь Владимир
Красное Солнышко, государство,
образующая религия, крещение,
святая Русь, Киев, Новгород;
Принимают участие в ведении
группового диалога;
Учатся правильно соотнести
разрозненные части пословиц и
поговорок по изучаемой теме.

Гражданское
воспитание

Ценности научного
познания

Духовное и
нравственное
воспитание

19

Подвиг

1

20

Заповеди
блаженств

1

Учатся творить добрые дела,
полезные Отечеству, людям;
Учатся понимать
осмысленно значимость и
ценность человеческой
жизни; Учатся понимать
разницу и сходство понятий
«подвиг», «подвижничество»;
Знакомятся с терминами и
понятиями: подвиг во имя
других, жертвенность,
подвижничество, подвижник;
Учатся делать правильный
личностный выбор.
Знакомятся с заповедями
блаженств;
Знакомятся с терминами и
понятиями: нищие духом =
смиренные, плачущие =
скорбящие о грехах, кроткие,
алчущие = желающие правды,
милостивые, чистые сердцем,
миротворцы, изгнанные за
правду, неправедно злословить;
Формулируют разницу между
понятиями «заповеди» и
«заповеди блаженств»; Учатся
избегать конфликтов, находить
компромиссный выход из
любых спорных ситуаций;
Учатся осознанному
построению речевых
высказываний по теме урока;
Приобретают навыки
смыслового чтения изучаемого
материала.

Патриотическое
воспитание

Духовное и
нравственное
воспитание

21

Зачем творить
добро?

1

22

Чудо в жизни
христианина

1

23

Православие о
Божием суде

1

Знакомятся с терминами и
понятиями: даром приняли –
даром отдавайте, искренность,
честь, достоинство,
сопричастность,
самоотверженность,
сопереживание;
Знакомятся с христианскими
воззрениями на суть борьбы
добра и зла в мире; Стремятся к
совершению добрых дел и
поступков; Оценивают свои
поступки, классифицируя их как
хорошие и плохие;
Приобретают навыки работы с
опорным конспектом.
Знакомятся с терминами и
понятиями: гимн любви,
добродетель, порядочность,
бескорыстие, взаимопонимание,
долготерпение, не искать
своего, не радоваться неправде;
Учатся понимать разницу и
сходство понятий «вера»,
«верность»;
Учатся выстраиванию добрых и
хороших отношений с людьми (в
семье, классе);
Стремятся к бережному
отношению ко всему, что создано
природой и человеком;
Осознают значимость и
жизненную ценность таких
категорий как любовь, верность,
дружба, доверие.
Учатся объяснять
происхождение понятия «Божий
суд»;
Знакомятся с терминами и
понятиями: Божий суд,
бессмертие души, легенда;
Учатся понимать значимость
личной ответственности за
совершаемые поступки;
Учатся самостоятельно выявлять
в текстах библейские сюжеты;
Учатся составлять план урока с
опорой на учебный материал.

Духовное и
нравственное
воспитание

Духовное и
нравственное
воспитание

Ценности научного
познания Духовное
и нравственное
воспитание

24

25

Таинство
Причастия

Монастырь

1

1

Знакомятся с сутью
православных таинств;
Знакомятся с терминами и

Духовное и
нравственное
воспитание

понятиями: Тайная Вечеря,
таинство, Евхаристия, литургия;
Учатся преобразовывать
информацию из одной формы в
другую, с выбором наиболее
удобную для усвоения и
запоминания;
Учатся самостоятельно
анализировать сюжеты текстов
из учебника «Основы
православной культуры»;
Учатся составлять сложный
план по учебному тексту.
Знакомятся с терминами и
понятиями: монастырь,
монашество, монах, насельник,
послушание, мирская жизнь,
монашеское облачение;
Учатся составлять устный
рассказа по изучаемой теме с
опорой на вопросы и задания
учебника;
Приобретают навыки работы с
дополнительным текстом
учебника через анализ по
алгоритму;
Учатся умению оформлять
мысли в письменной речи;
Учатся развивать
эмоциональную отзывчивость.

Духовное и
нравственное
воспитание

26

Отношение
христианина к
природе

1

27

Христианская
семья

1

Знакомятся с терминами и
понятиями: личная
ответственность, экологический
кризис, природоохранные зоны,
праведник Ной, всемирный
потоп;
Учатся осознавать значимость и
ценность всех форм жизни в
природе;
Учатся умению уважительно и
внимательно слушать
собеседника при ведении
диалога;
Учатся самостоятельно отбирать
нужную и полезную информацию
для выполнения заданий
творческого характера.
Узнают о значимости семьи и
семейных взаимоотношениях;
Узнают о добрых
взаимоотношениях в семье со
всеми её членами;
Учатся отказываться ради них от
своих личных желаний; Узнают
семейные традиции и стремятся к
сохранению лучших из них;
Подбирают самостоятельно
пословицы и поговорки о семье;
Знакомятся с терминами и
понятиями: крест, обычай,
традиция, помолвка, заключение
брака, таинство венчания, венец,
родословная, тактичность,
семейная этика.

Экологическое
воспитание

Духовное и
нравственное
воспитание

28

Защита Отечества

1

29

Христианин в труде

1

30

Любовь и уважение к
Отечеству

1

31

Подготовка
творческих
проектов учащихся

1

32

Подготовка
творческих
проектов учащихся

1

Знакомятся с терминами и
понятиями в именах собственных:
защита Отечества, вера, святые
защитники, воин – христианин,
миротворец, справедливая война,
Дмитрий
Донской, Сергий Радонежский,
Илья Муромец, Александр
Невский, Фёдор Ушаков;
Учатся проявлять уважение к
защитникам Отечества,
ветеранам Великой
Отечественной войны; Учатся
самостоятельно подготовить
выступление по теме
«Защитники Отечества»;
Учатся брать на себя личную
ответственность за содеянные
поступки.
Осознают значимость труда в
жизни человека и общества.
Учатся уважительно относиться к
любому общественнополезному
труду;
Учатся проявлять уважительное
отношение к чужому труду;
Учатся добросовестно исполнять
поручения классного коллектива;
Совершенствуют навыки
самообслуживающего труда.
Учатся испытывать чувство
гордости за свою Родину;
Развивают патриотическое
самосознание; стремятся к выбору
активной жизненной позиции;
Учатся понимать мотивацию
собственных поступков;
Повторяют новые понятия,
термины, изученные на уроках
«Основы православной
культуры»;
Составляют план выполнения
творческой работы;

Патриотическое
воспитание

Трудовое воспитание

Патриотическое
воспитание

Духовное и
нравственное
воспитание
Духовное и
нравственное
воспитание

33

Подготовка
творческих
проектов учащихся

1

34

Резервный урок.
Промежуточная
аттестация.

1

Всего:

Соотносят результаты
деятельности с поставленной
целью, задачами;
Оценивают результаты
деятельности;
Договариваются и распределять
роли в совместной деятельности.
Защита проектов.

Духовное и
нравственное
воспитание

Духовное и
нравственное
воспитание

34

Модуль «Основы светской этики» (34 часа)

№
п/п

Тема урока

Колво
часов

Основные виды
Деятельности обучающихся ( на
уровне универсальных учебных
действий)

Основные
направления
воспитательной
работы, реализуемые
на уроках

Введение ( 1 час)

1

Россия - наша Родина
.
Этика – наука о
нравственной жизни
человека.

1

Добрым жить на свете
веселей.
2

1

Правила общения для
всех.
3

4

1

От добрых правил –
добрые слова и
поступки.

1.

Вести учебный, социокультурный
диалог. Определять понятия добра и
зла. Сопоставлять проявления добра
и зла. Аргументировать свою точку
зрения. Применять полученные
знания в жизни. Составлять
небольшой текст-рассуждение на
темы добра и зла
Раздел 1 Этика общения ( 4 часа)

Духовное и
нравственное
воспитание
Патриотическое
воспитание

Вести учебный, социокультурный
диалог. Определять понятия добра и
зла. Сопоставлять проявления добра
и зла. Аргументировать свою точку
зрения. Применять полученные
знания в жизни. Составлять
небольшой текст-рассуждение на
темы добра и зла
Объяснять значение изучаемых
понятий. Определять основные
характеристики общения.
Анализировать особенности
общения на основе золотого правила
нравственности. Аргументировать
свою позицию
Различать проявления добра и зла.
Осмысливать с этих позиций своё
поведение и поведение
окружающих. Осознавать с позиции

Духовное и
нравственное
воспитание

Духовное и
нравственное
воспитание
Гражданское
воспитание
Духовное и
нравственное
воспитание

Каждый интересен.

5

1

Премудрости этикета.

6

1

Красота этикета.

7

8

1

Простые школьные и
домашние правила
этикета.

1

Чистый ручеёк нашей
речи.

9

1

нравственности свои поступки.
Характеризовать примеры добрых
правил. Уметь вести диалог о
значении добрых слов и поступков
Определять особенности
индивидуального проявления
окружающих. Находить нужные
слова при общении с другими.
Осознанно определять значение
моральных норм во взаимодействии
людей. С пониманием отвечать на
учебные вопросы разных типов
Раздел 2 Этикет ( 4 часа)
Уметь охарактеризовать правила
этикета. Осознанно соблюдать
правила этикета. Вырабатывать в
поведении соответствие правилам
этикета. С пониманием
комментировать иллюстрации
правил, соотносить с ними своё
поведение. Обосновывать свою
точку зрения
Обозначать сущность понятия
«этикет». Обосновывать
необходимость соблюдения правил
этикета. Накапливать знания по
правилам этикета, уметь
аргументировать их значение и
смысл
Знать основные правила этикета.
Уметь обосновать необходимость
соблюдения правил этикета в школе
и дома, обозначать их перечень.
Осознанно комментировать текст
учебника
Осознавать значение понятия
«речь». Видеть и выражать
многогранность взаимосвязи
понятий «речь» и «речка».
Характеризовать образную
выразительность слова.
Использовать ключевые понятия
урока в собственной устной и
письменной речи. Составлять
небольшой рассказ, используя
образные речевые средства
Раздел 3 Этика человеческих
отношений (4 часа)

Духовное и
нравственное
воспитание

Ценности научного
познания

Духовное и
нравственное
воспитание

Духовное и
нравственное
воспитание
Гражданское
воспитание
Ценности научного
познания

В развитие добрых
чувств – творение
души.
10

1

Природа – волшебные
двери к добру и
доверию.
11

1

Чувство Родины.

12

1

Жизнь протекает среди
людей.

13

1

Чтобы быть
коллективом.
14

1

Объяснять, в чём этическая и
эмоциональная основа понятия
«душа». Использовать
индивидуальные знания по
предметам «Окружающий мир» и
«Литературное чтение» для
объяснения данного понятия.
Осознанно характеризовать понятия
«духовность», «душевность».
Соотносить понятия «душа»,
«духовность»
Определять смысловое значение
понятия «справедливость».
Иллюстрировать примеры
значимости природы в жизни
человека из личного опыта и опыта
других людей. Осознавать
взаимосвязь природы и жизни
человека, аргументировать свои
высказывания
Объяснять смысловую основу
понятий «род», «Родина».
Осознанно определять, что значит
быть патриотом. Анализировать
текст учебника в соответствии с
изучаемыми понятиями. Составлять
небольшой текст-рассуждение на
тему родины, патриотизма.
Находить в литературе иллюстрации
обсуждаемых понятий
Понимать значение понятия
«человечности». Осознанно
аргументировать влияние
взаимодействий с людьми на
нравственный рост человека.
Расширять знания, дополненные
другими учебными предметами,
обогащённые личным опытом и
опытом людей, в определении
изучаемых понятий. Осознанно
комментировать текст учебника
Раздел 4 Этика отношений в
коллективе ( 4 часа)
Аргументированно отвечать на
вопрос «Что такое коллектив?»
Анализировать особенности
коллектива. Объяснять соотношение
понятий «коллектив» и «личность».
Приводить примеры взаимодействия
коллектива и личности из

Духовное и
нравственное
воспитание

Духовное и
нравственное
воспитание
Экологическое
воспитание

Патриотическое
воспитание

Гражданское
воспитание

Гражданское
воспитание

собственного опыта и материала
других предметов

Коллектив начинается
с меня.

15

1

Мой класс – мои
друзья.
16

1

Скажи себе сам

17

1

Ежели душевны вы и к
этике не глухи.
18

1

Осознавать понятия
«индивидуальность», «дружба»,
«уважение». Анализировать
возможности улучшения отношений
в коллективе. Уметь вырабатывать
правила для себя и для других.
Аргументированно объяснять, что
значит быть единомышленником в
коллективе
Умение понять состояние другого
человека. Разумно, с пониманием
реагировать на состояние другого
человека. Осознавать значение семьи
для человека, общества и
государства. Стремиться
корректировать своё поведение в
процессе преодоления обид
Применять на практике полученные
знания. Уметь планировать свою
деятельность. Раскрывать
содержание изучаемых понятий.
Понимать необходимость
осознанного отношения к
собственным поступкам.
Аргументировать свою точку зрения
Введение ( 1 час) Второе
полугодие
Осознавать значение золотого
правила этики. Размышлять о
причинах появления золотого
правила этики и его применении.
Объяснять сущность и содержание
общечеловеческих ценностей.
Аргументировать свою точку зрения
Раздел 1. Простые нравственные
истины ( 4 часа)

Духовное и
нравственное
воспитание

Гражданское
воспитание

Духовное и
нравственное
воспитание

Духовное и
нравственное
воспитание

Жизнь священна.

19

1

Человек рождён для
добра.

20

1

Милосердие – закон
жизни.

21

22

1

Жить во благо себе и
другим.

1

Понимать значение понятий
«смысл», «нравственный закон»,
«жизнь» Уметь размышлять о том,
какую роль играют духовные
ценности в жизни человека.
Аргументировать свою точку зрения.
Использовать ключевые понятия
урока в собственной устной и
письменной речи
Характеризовать понятия
«бескорыстность», «доброта»,
«совесть». Объяснять смысл сказок и
народных пословиц, связь между
ними. Понимать необходимость
осознанного отношения к
собственным поступкам.
Аргументировать свою точку
зрения. Составлять небольшой
текст-рассуждение на тему добра и
бескорыстия
Объяснять значение понятий
«сочувствие» и «сопереживание»,
«сострадание» и «милосердие».
Осознанно аргументировать роль
совести как внутреннего регулятора
человеческого поведения.
Использовать знания по
литературному чтению, примеры из
личного опыта и опыта других
людей для характеристики действия
совести
Анализировать конфликтную
ситуацию, обозначая возможные
способы выхода из неё.
Доброжелательно
взаимодействовать с людьми любой
национальности. Осознанно
следовать правилам тактичного
поведения. Применять усвоенные
знания в общении
Раздел 2. Душа обязана трудиться
( 4 часа)

Духовное и
нравственное
воспитание

Духовное и
нравственное
воспитание

Духовное и
нравственное
воспитание
Ценности научного
познания

Духовное и
нравственное
воспитание

Следовать
нравственной
установке.

23

1

Достойно жить среди
людей.

24

1

Уметь понять и
простить.
25

1

Простая этика
поступков.
26

1

Общение и источники
преодоления обид.
27

28

1

Ростки нравственного
опыта поведения.

1

Устанавливать связь между
намерением и поступком.
Осознанно раскрывать суть понятия
«нравственная установка».
Сопоставлять понятия
«нравственная установка»,
«нравственные усилия».
Аргументировать свою точку
зрения. Составлять небольшой
текст-рассуждение на тему
«Образцы нравственного поведения
в современной жизни»
Обосновывать значение понятий
«достоинство», «бескорыстие»,
«гуманность». Анализировать свои
поступки, чувства, помыслы.
Осознавать необходимость
соблюдения норм этикета.
Совершенствовать умения в области
коммуникации. Аргументировать
свои рассуждения
Чётко представлять, что такое
понимание, гармония, прощение.
Составлять небольшой
текстрассуждение на заданную тему.
Контролировать свои поступки и
высказывания. Соотносить своё
поведение с опытом поколений
Аргументированно объяснять, что
означает нравственный выбор.
Совершенствовать умения в области
общения. Корректировать свои
высказывания и поведение с учётом
этики поступков. Проявлять
терпимость и дружелюбие при
взаимодействии с окружающими
Раздел 3. Посеешь поступок –
пожнёшь характер (4 часа)
Комментировать основное
содержание урока и его важнейшие
понятия. Отвечать на учебные
вопросы. Систематизировать и
обобщать полученные знания.
Делать выводы. Адекватно
использовать полученные знания в
практике общения
Объяснять понятие
«нравственность».
Систематизировать и обобщать
полученные знания. Анализировать

Духовное и
нравственное
воспитание

Духовное и
нравственное
воспитание

Гражданское
поведение

Духовное и
нравственное
воспитание

Гражданское
поведение

Духовное и
нравственное
воспитание

Доброте сопутствует
терпение.
29

1.

Действия с приставкой
«СО».
30

1

С чего начинается
Родина.

31

1

В тебе рождается
патриот и гражданин.
32

1

Человек – чело века.
33

1

Слово, обращённое к
тебе.
34

1

и сопоставлять факты. Находить
аналогии. Соотносить
моральнонравственные проблемы с
анализом личного опыта поведения.
Аргументировать свои рассуждения
Осознанно раскрывать суть понятий
«терпение», «терпимость»,
«деликатность». Соотносить свои
представления с опытом поведения
других людей. Анализировать своё
поведение и высказывания.
Обобщать полученные знания
Систематизировать и обобщать
этические знания. Анализировать и
сопоставлять факты поведения
человека. Находить аналогии.
Рассуждать на морально-этические
темы. Соотносить
моральнонравственные проблемы с
личным опытом
Раздел 4. Судьба и Родина едины
(3 часа)
Соотносить понятия «Родина»,
«Отечество». Осознанно
анализировать изучаемые понятия.
Находить аналогии. Вырабатывать
умение, рассуждать на
моральноэтические темы и делать
выводы. Осмысливать
моральнонравственные проблемы в
соотнесении с личным опытом
поведения
Осознанно раскрывать понятия
«патриот», «патриотизм»,
«гражданин», «гражданственность».
Выделять главное в тексте учебника.
Соотносить полученные знания с
собственным опытом поведения,
уметь анализировать его
Сравнивать чувство любви к Родине
и матери. Выделять общее и
различия. Аргументировать свои
высказывания. Объяснять, что
значит быть защитником Отечества
Подведение итогов. ( 1 час)
Обобщать знания, полученные при
изучении курса. Применять на
практике полученные знания. Уметь
планировать свою работу.
Подводить её итоги, представлять
результаты. Аргументировать свою
позицию

Духовное и
нравственное
воспитание

Духовное и
нравственное
воспитание Ценности
научного познания

Патриотическое
воспитание

Патриотическое
воспитание

Духовное и
нравственное
воспитание

Духовное и
нравственное
воспитание


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Результаты Независимой Оценки Качества Образования (НОКО) в 2022 году

Уважаемые пользователи ресурса! На официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях Вы можете выразить своё мнение о качестве условий оказания услуг в нашей организации.


МБОУ СОШ № 13 на сайте bus.gov.ru




Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».