17. Кубановедение 2 -4 классы ФГОС

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МБОУ СОШ №13 МО города Армавир
от «30» августа 2022 года протокол № 1
Председатель ________ А.В.Мусейлян

.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУБАНОВЕДЕНИЮ
Уровень образования (класс) начальное общее образование 1-4 классы
Количество часов: 135
Учитель или группы учителей, разработчиков программы
Скрипниченко Е.Ю., учитель МБОУ СОШ №13
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным
образовательным
стандартом
начального
общего
образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06 октября 2009 г. № 373, в редакции приказа Минобрнауки
России от 11.12.2020 г. № 712
с учётом примерной основной образовательной программы начального
общего образования, одобренной федеральным учебно-методическим
объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15).
с учётом УМК Кубановедение: программы для 1–4 классов
общеобразовательных учреждений Краснодарского края, доработанная с
учётом требований Федерального государственного образовательного
стандарта начального образования. Ерёменко Е.Н., Мирук М.В., Зыгина
Н.М., Шевченко Г.В./ Краснодар: Перспективы образования,2018 г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса «Кубановедение»
Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное
формирование учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному,
познавательному и социальному развитию растущего человека. В соответствии с требованиями к
результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта учебники для 1—4 классов
направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов
по кубановедению.
1 класс
Личностные результаты
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, за свою семью;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины;
- развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.
Метапредметные результаты
- формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории,
культуре;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской
деятельности, поиск средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- ориентация в культурном многообразии окружающей среды, участие в общественной
жизни класса, школы, города и др.;
- освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани (наблюдение, запись,
сравнение, классификация и др., с получением информации из из семейных архивов, от
окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Предметные результаты.
Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 1-м классе является
сформированность следующих умений.
Обучающийся научится:
•называть своё полное имя, имена своих родных, домашний адрес;
•знать адрес школы, определять основные помещения школы, их предназначение,
ориентироваться в их месторасположении;
•соблюдать традиции своей школы;
•ориентироваться в улицах, расположенных вблизи школы и дома, безопасный путь из дома в
школу и обратно;
•определять основные учреждения культуры, быта, образования своего города (села, станицы и
др.) ;
•приводить примеры основных достопримечательностей родного города (села, станицы и др.) ;
•приводить примеры профессий жителей своего города (села, станицы и др.) ;
•различать основных представителей растительного и животного мира своей местности
(ближайшее окружение)
Обучающийся получит возможность научиться:
•соблюдать правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни;
2

•составлять рассказ-описание по картине, увиденному, пересказывать сказки, выразительно читать
литературные произведения;
• различать герб родного города (села, станицы и др.) ;
•находить географические объекты на карте-схеме;
•реализовывать коллективный исследовательский или творческий проект
2 класс
Личностные результаты
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в его
историческом и культурном ракурсе;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов,
населяющих Краснодарский край;
-развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе
исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания
родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта (улицы, района);
- наблюдения за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной
деятельности;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления.
Предметными результатами изучения курса
«Кубановедение» во 2-м классе является
формирование следующих умений
Обучающийся научится:
•различать особенности времен года своей местности;
•определять характерные особенности рельефа своей местности ;
•приводить примеры названий водоёмов, крупных населённых пунктов своей местности и
Краснодарского края;
•приводить примеры названий и отличительных признаков некоторых растений и животных,
обитающих на территории своей местности, правила защитников природы;
•значение Красной книги Краснодарского края;
•особенности труда и быта земляков;
•родственные связи в семье, уклад семьи;
•герб, флаг, гимн Краснодарского края;
•знать кубанские песни, пословицы и поговорки;
•соблюдать основные правила поведения в окружающей среде;
в общественных местах, на дорогах, у водоёмов, в школе;
•называть выдающихся деятелей искусства, культуры и др. своего района
Обучающийся получит возможность научиться:
•показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой
населённый пункт;
•рассказывать о достопримечательностях родного город; станицы;
•различать растения своей местности по видам (травы, деревья, кустарники, лекарственные и
ядовитые растения) ;
•соблюдать правила поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага;
.•соблюдать правила поведения у водоёмов, в лесу, в горах;

3

Учащиеся могут использовать приобретённые знания и умении в практической деятельности и
повседневной жизни для
поиска и обработки
дополнительной информации о растительном и животном мире
Краснодарского края, промыслах и ремёслах, распространённых на Кубани, и т. д. ;
•планирования и реализации индивидуального проекта
3 класс
Личностные результаты
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах поведения в обществе;
- умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-формирование уважительного отношения к культуре других народов.
Метапредметные результаты
- осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- аргументация своей точки зрения и оценка событий:
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Предметные результаты
Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 3-м классе является
формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
-определять связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани;
-различать природные условия, территориальную принадлежность, коренное население,
особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры населения Краснодарского края;
-различать формы земной поверхности Краснодарского края;
-разновидности водоёмов края;
-приводить примеры названий и отличительных признаков наиболее распространённых в
Краснодарском крае растений и животных;
-называть основные особенности различных видов карт Краснодарского края (физической,
административной и исторической);
-различать герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города
(станицы), района;
-называть фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т.д.;
-узнавать в окружающей природе ядовитые растения, грибы и животных, опасных для человека;
-различать особо охраняемые растения и редких животных Краснодарского края;
-ориентироваться по карте Краснодарского края;
-давать описание истории возникновения своего населённого пункта, его
достопримечательностей;
Обучающийся получит возможность научиться:
-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения
над особенностями труда и быта людей своей местности;
-выполнять правила сбора грибов в своей местности;
-выполнять правила поведения у водоёма в разное время года
- выполнять правила поведения во время стихийных действий;
-бережно относиться к растениям и животным
4

4 класс
Личностные результаты
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской
деятельностью;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности.
Метапредметные результаты
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных
технологий для решения исследовательских задач;
- использование различных способов поиска (а справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи
и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными, познавательными,
исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры,
фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения,
звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео-, фото- и графическим
сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении
различных краеведческих задач;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с
использованием различных средств информации и коммуникации.
Предметные результаты.
Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 4-м классе является
формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
-различать природные зоны Краснодарского края;
-различные виды карт Краснодарского края (физическая, административная, историческая) и их
отличительные особенности;
-рассказывать о природных богатствах родного края и их использовании человеком;
-отличать символику Краснодарского края;
-называть органы местного самоуправления;
-называть даты важнейших событий в истории края, города, станицы, хутора и т.д.;
-различать особенности культуры и быта народов, населяющих достопримечательности
Краснодарского края;
-знать особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края;
-называть важнейшие экологические проблемы Краснодарского края;
-рассказывать о заповеднике, находящемся на территории Краснодарского края;
-называть фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей Кубани
Обучающийся получит возможность научиться:
5

-определять месторасположение Краснодарского края на физической карте России;
-узнавать наиболее распространённые лекарственные растения своей местности;
-определять хронологическую последовательность основных событий (исторических, культурных,
спортивных);
-правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории Краснодарского края;
-исполнять гимн Краснодарского края
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для
-правильного поведения во время исполнения гимнов России и Кубани
-выполнения изученных правил бережного и безопасного поведения
-исполнения знакомых народных песен
- выполнения исследовательских проектов
2.
Содержание учебного предмета.
В соответствии с приложением к письму министерства образования, науки и молодежной
политики Краснодарского края от 08.08.2016 г. № 13-13834/16-1 «О преподавании учебного предмета
(курса) ОПК в 2016-2017 учебном году» в каждый год обучения учебного предмета «Кубановедение»
вводится тематический раздел «Духовные истоки Кубани» (4 часа). Данный раздел реализуется в мае в
объеме 4 часов вместо отводимых на повторение и обобщение в каждом классе.
Таблица тематического распределения количества часов
Количество часов
№
п/п

Введение. Мой
родной край
Раздел 1. Я и моя
2
семья
Раздел 2. Я и моя
3
школа
Раздел 3. Я и мои
4
родные места
Раздел 4. Я и природа
5
вокруг меня
Раздел 5. Духовные
6
истоки Кубани
ИТОГО в 1 классе
Введение. Символика
района (города), в
1
котором я живу
Раздел 1. Природа
2
моей местности
Раздел 2. Населенные
3
пункты
Раздел 3. Труд и быт
4
моих земляков
Раздел 4. Духовные
5
истоки Кубани
1

Авторская программа

Разделы, темы

1 класс

Рабочая программа

2 класс 3 класс 4 класс 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

1

1

7

7

6

6

8

8

7

7

-

4

29

33
1

1

12

12

6

6

11

11

-

4
6

ИТОГО во 2 классе
Введение. Изучаем
1
родной край
Раздел 1. Нет в мире
2
краше Родины нашей
Раздел 2. Без
3
прошлого нет
настоящего
Раздел 3. Казачьему
4
роду нет переводу
Раздел 4. Духовные
5
истоки Кубани
ИТОГО в 3 классе
Введение. Мой край
1
на карте России
Раздел 1. Береги
2
землю родимую, как
мать любимую
Раздел 2. Земля
3
отцов- моя земля
Раздел 3. Жизнь дана
4
на добрые дела
Раздел 4. Духовные
5
истоки Кубани
ИТОГО в 4 классе
ИТОГО в 1- 4 классах

34

34
1

1

10

10

9

9

10

10

-

4

34

34
1

1

9

9

12

12

8

8

-

4

34
135

34
135

Содержание учебного предмета «Кубановедение»
1 класс (33 часа)
Введение. Мой родной край (1 час)
Раздел 1. Я и моя семья (7 часов)
Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья. Обязанности и увлечения в нашей
семье. Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. Будем жить одной семьёй
(творческий проект)
Раздел 2. Я и моя школа (6 часов)
Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Традиции нашей школы.
Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. Мои одноклассники. Правила школьной
дружбы. Мы такие разные, но так похожи (творческий проект)
Раздел 3. Я и мои родные места (8 часов)
Главный город Краснодарского края. Достопримечательности. Мой адрес. Улица, на которой я
живу. Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. Труд жителей моего
населённого пункта. Труд моих родных. Какой я житель (исследовательский проект).
7

Раздел 4. Я и природа вокруг меня (7 часов)
Растения и животные вокруг меня. Что где растёт, кто где живёт. Забота о комнатных растениях и
домашних животных. Красота природы моей местности. Поэты, прозаики, художники о красоте
родного края. Милый сердцу уголок (творческая мастерская).
Раздел 5. Духовные истоки Кубани (4часа)
Семья. Родители. Родительская любовь и благословение.
Традиции казачьей семьи
Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.
Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины.
2 класс (34 часа)
Введение. Символика района (города), в котором я живу (1 час)
Раздел 1. Природа моей местности (12 часов)
Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1: «Уж небо осенью дышало».
Времена года на Кубани. Формы земной поверхности моей местности. Водоёмы моей местности и
их обитатели. Правила поведения у водоёмов. Растительный мир моей местности. Лекарственные
растения. Правила сбора и использование лекарственных растений. Ядовитые растения. Первая
помощь при отравлении ядовитыми растениями. Животный мир моей местности. Красная книга
Краснодарского края. Правила защитников природы. Растения и животные в природе и жизни
людей (исследовательский проект).
Раздел 2. Населённые пункты (3 часа)
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 2: «Зимушка-зима, зима снежная была».
Мой родной город (станица, аул, хутор, село). Улицы моего населённого пункта. История
образования города (района). Глава города (района). Населённые пункты Краснодарского края.
Где я могу проводить свободное время (исследовательский проект).
Раздел 3. Труд и быт моих земляков (13 часов)
Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков. Особенности казачьего быта. Уклад
кубанской семьи. Ремёсла на Кубани. Труженики родной земли.
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит».
Профессии и место работы членов моей семьи. Мои земляки в годы Великой Отечественной
войны. Семья и семейные традиции. Труд в моей семье (творческий проект).
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 4: «Здравствуй, лето!».
Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4часа)
Родная земля. Родина. Поклонные кресты.
Духовные родники жизни. Религиозные традиции моих земляков.
Красный угол. Икона. "Нет больше той любви, чем жизнь отдать за други своя"
8

3 класс (34 часа)
Введение. Изучаем родной край (1 час)
Раздел 1. Нет в мире краше Родины нашей (10 часов).
Рельеф Краснодарского края. Природные явления и стихийные бедствия. Правила безопасного
поведения. Водоёмы Краснодарского края. Растительный и животный мир Кубани. Кубань —
территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Красота окружающего мира: талантливые
люди о нашем крае. Нет в мире краше Родины нашей (творческий проект).
Раздел 2. Без прошлого нет настоящего (9 часов).
Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние города. История на карте . Переселение казаков
на Кубань. С верою в сердце. Символика Краснодарского края: история и современность. Добрые
соседи. Майкоп - столица Республики Адыгея. Без прошлого нет настоящего (исследовательский
проект)
Раздел 3. Казачьему роду нет переводу (10 часов).
Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твоё имя ,имена в твоей семье. Из истории
кубанских фамилий. Семейные ценности. Мама. Твои земляки - труженики. Кубанские умельцы.
Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Казачьему роду нет переводу (проектная
работа).
Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4часа)
Святые источники Кубани. Храмы. Внутреннее и внешнее устройство. Именины. Подвиг
материнства.
4 класс (34 часа)
Введение. Краснодарский край на карте России (1 час)
Раздел 1. Береги землю родимую, как мать любимую (9 часов)
Природные зоны Краснодарского края. Заповедники, заказники, школьные лесничества,
расположенные на территории края. Использование и охрана водоёмов. Типы почв. Защита и
охрана почв. Полезные ископаемые края, их использование. Значение природных богатств
Краснодарского края для жителей России. Береги землю родимую, как мать любимую (проектная
работа).
Раздел 2. Земля отцов - моя земля (12 часов).
Как изучают историю Кубани: исторические источники. Вещественные исторические источники.
История Кубани в архитектуре. Екатеринодар – Краснодар. Современный облик
административного центра. Вещи рассказывают о прошлом. Краснодарский государственный
историко – археологический музей – заповедник имени Е.Д. Фелицына. Предметы быта различных
эпох. Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. Народные ремёсла и промыслы на
Кубани. Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. Письменные исторические источники.
История Кубани в документах, литературных, научных источниках. Современные письменные
источники. Символика Краснодарского края: гербы городов и районов. Устная история родного
края. Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. Земля отцов - моя земля (проектная
работа).
Раздел 3. Жизнь дана на добрые дела (8 часов).
Просветители земли кубанской. Защитники Отечества. Труженики полей. Наши земляки гордость страны. Радетели земли кубанской. Ты – наследник земли отцов. Жизнь дана на добрые
дела (проектная работа).
9

Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4часа)
Библия. Библиотеки. Культурное наследие Кубани. Музеи - хранители материальной и духовной
культуры. Я как хранитель духовного наследия Кубани. 10 заповедей.
Библия. Библиотеки. Культурное наследие Кубани. Музеи-хранители материальной и духовной
культуры. Я как хранитель духовного наследия Кубани. 10 заповедей.
Направления проектной деятельности учащихся
1 класс
Творческий проект «Будем жить одной семьёй».
Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи».
Исследовательский проект «Какой я житель».
Творческая мастерская «Милый сердцу уголок».
2 класс
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 1: «Уж небо осенью дышало»
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 2: «Зимушка-зима, зима снежная была».
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит».
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 4: «Здравствуй лето!»
Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей».
Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время»
Творческий проект «Труд в моей семье».
3 класс
Творческий проект «Нет в мире краше Родины нашей».
Исследовательский проект «Без прошлого нет настоящего»
Проектная работа «Казачьему роду нет переводу».
4 класс
Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую».
Проектная работа «Земля отцов - моя земля».
Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела».
3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
на освоение каждой темы
Содержание
(разделы, темы)

отводимых

Характеристика деятельности
обучающихся

Содержание урока
1 класс

Введение.

1. Мой родной край

Раздел 1 «Я и моя
семья» - 7 часов

2.Будем знакомы! Кто я?
Какой я?

Объяснять, что изучает кубановедение.
Характеризовать понятие «малая родина».
Называть край, район, населённый пункт, в
котором проживают.
Называть своё имя (полное, сокращённое,
уменьшительно-ласкательное), называть имена
родных, одноклассников.
Описывать свой характер, рассказывать о
своей мечте.
Анализировать способы разгадывания ребусов.
10

Раздел 2 «Я и моя
школа» - 6 часов

Составлять ребус своего имени одним из
способов.
3. Любимые занятия
Составлять рассказ о своём любимом занятии,
4.Любимые занятия
иллюстрировать
рассказ
рисунком,
фотографией, видеозаписями.
Рассказывать о своём участии в коллективных
занятиях,
анализировать
правила
взаимодействия во время этих занятий.
5.Моя семья
Составлять рассказ о своей семье, называть её
членов, описывать их.
Изображать свою семью. Рассказывать о
любимых совместных занятиях, семейных
играх.
6.Обязанности и увлечения Характеризовать понятия «обязанность» и
в моей семье
«увлечение».
Перечислять домашние обязанности членов
своей семьи.
Рассказывать о домашней работе, которую
умеет выполнять.
Демонстрировать
умение
пользоваться
различными инструментами, предметами быта.
Составлять рассказ об увлечениях в своей
семье.
7.Семейные традиции,
Характеризовать
понятие
«традиция».
Праздники, которые мы
Сопоставлять семейные традиции с временами
отмечаем вместе
года.
Рассказывать о любимом семейном празднике.
Иллюстрировать
рассказ
рисунком,
фотографией.
Сопоставлять
и
сравнивать
традиции
празднования одного и того же праздника в
разных семьях.
8. Будем жить одной семьей Участвовать
в
коллективном
проекте.
(творческий проект)
Рассказывать о своей работе, анализировать
качество выполнения действий.
Описывать коллективный проект, оценивать
участие каждого.
9.Наша школа. Правила
Рассказывать о своей школе. Называть отличия
различных
видов
школ
(спортивной,
поведения в школе.
музыкальной, воскресной и др.).
Рассказывать о школьных принадлежностях,
классифицировать их, анализировать способы
бережного отношения к ним.
Анализировать своё поведение и других детей
в школе, сопоставлять с нормами.
Составлять правила поведения во время
экскурсии по школе.
10.Знакомство со школой.
Ходить
на
экскурсию
вместе
с
11

Традиции нашей школы.

Раздел 3 «Я и мои
родные места» - 8
часов

одноклассниками. По результатам экскурсии
записывать адрес школы, отмечать различные
кабинеты и помещения, объяснять их
предназначение.
Обсуждать с одноклассниками и изображать
символическое обозначение своего кабинета.
Анализировать своё поведение во время
экскурсии.
Слушать рассказ об истории своей школы, её
традициях.
11.Школьные поручения и
Характеризовать понятие «поручение».
Анализировать
деятельность
в
ходе
обязанности. Мой
выполнения школьных поручений.
режим дня.
Оценивать свои возможности и обосновывать
своё желание выполнять то или иное
поручение.
Анализировать учебное и свободное время.
Составлять режим дня, сопоставлять свой
режим с нормами здорового образа жизни.
12.Мои одноклассники.
Называть имена своих одноклассников.
13.Правила школьной
Характеризовать общие интересы, совместные
занятия.
дружбы.
Обсуждать с одноклассниками правила
школьной дружбы.
Анализировать своё поведение в соответствии
с этими правилами.
14. Мы такие разные, но так Объединяться в группы, руководствуясь
похожи (творческий
общими интересами.
проект)
Участвовать в групповом проекте.
Определять свою часть работы, анализировать
качество её выполнения.
15.Главный город
Слушать рассказ о Краснодаре.
Рассказывать о своих впечатлениях с опорой
Краснодарского края.
на
фотографии,
картины,
рисунки.
Характеризовать
понятие
«достопримечательность».
Рассказывать
об
известных
достопримечательностях Краснодарского края
об
известных
16. Достопримечательности Рассказывать
достопримечательностях своего района.
Описывать места отдыха своей семьи.
Участвовать в составлении плана рассказа
«Достопримечательности нашего населённого
пункта».
17. Мой адрес. Улица, на
Называть свой адрес.
которой я живу.
Описывать свою улицу, опираясь на
наблюдения, иллюстративный материал.
12

18. Правила поведения в
общественных местах, на
улице, в транспорте.
19. Правила поведения в
общественных местах, на
улице, в транспорте.

20.Труд жителей моего
населённого пункта.
21. Труд моих родных.

22. Какой я житель
(исследовательский проект)

Раздел 4. «Я и
природа вокруг
меня» - 7 часов

23. Растения и животные
вокруг меня.
24. Что, где растёт. Кто где
живёт.

25. Забота о комнатных
растениях и домашних
животных.

Анализировать опасности, подстерегающие на
улице.
Проговаривать правила поведения пешехода.
Описывать знаки дорожного движения.
Классифицировать
различные
виды
транспорта, описывать их.
Анализировать
правила
поведения
в
общественном транспорте.
Сопоставлять своё поведение с нормами.
Обсуждала правила перехода через дорогу в
зависимости от вида транспорта.
Составлять план безопасного движения из
дома в школу и обратно.
Описывать труд людей разных профессий.
Называть
профессии
своих
родных,
рассказывать об особенности их деятельности.
Слушать рассказы представителей различных
профессий.
Характеризовать понятия «индивидуальный» и
«коллективный» труд.
Обсуждать
с
одноклассниками
тему
бережного отношения к чужому труду.
Участвовать в групповом проекте.
Отвечать на вопросы о своём населённом
пункте (достопримечательности, памятные
места, парки и пр.).
Рассказывать, как вести себя на улице, в
общественных местах, в транспорте.
Анализировать работу каждого участника
группы в соответствии с поставленной
Называть
растения
своей
местности.
Составлять сообщение об одном из них,
иллюстрировать повествование рисунками,
фотографиями. рассказывать об окружающих
растениях, классифицировать их. Участвуют в
викторине, узнают о растениях по описанию,
отвечают на вопросы о растениях и их местах
обитания.
Называть
животных
своей
местности. Составлять сообщение об одном из
них,
иллюстрировать
повествование
рисунками, фотографиями. рассказывать об
окружающих животных, классифицировать их.
Участвуют в викторине, узнают о животных по
описанию, отвечают на вопросы о животных и
их местах обитания.
Анализировать
способы
заботливого
отношения к комнатным растениям и
домашним животным.
13

Наблюдать за деятельностью ветеринара (или
слушать рассказ).
26.Красота природы моей
местности.
27.Поэты, прозаики,
художники о красоте
родного края.
28. Милый сердцу уголок
(творческая мастерская)
29. Милый сердцу уголок
(творческая мастерская)
Раздел 4. «Духовые 30.Семья. Родители.
истоки Кубани» - 4 Родительская любовь и
благословение
часа

31.Традиции казачьей
семьи

Введение. «Раздел
1.

Анализировать различные способы описания
красоты природы родного края.
Сопоставлять свои впечатления, мысли,
чувства с чужими.
Анализировать произведения художников,
писателей, воспевающих красоту родного края.
Выбирать
для
описания
(рисования,
фотоизображения и др.) объект природы.
Анализировать его достоинства.
Использовать средства выразительности речи
и пр. для передачи своего отношения к
данному объекту.
Характеризовать
понятие
«Любовь
к
ближнему.»
Рассказывать, что залог успеха детей –
послушание родителям и уважение старших.
Рассказывать о выполнении заповеди о
семейных ценностях "Почитай отца и матерь
твою...".
Раскрыть значение слова "благословение".
Характеризовать
понятие
"традиция".
Рассказывать о православных традициях в
казачьих семьях: казак - отец, глава семьи.
Казачка – мать, хранительница домашнего
очага.

32. Наша школа.
Характеризовать понятие «воскресная школа».
Воскресная школа.
Сопоставлять традиции воскресной и светской
Светские и православные
школы.
традиции школы.
33.Достопримечательности. Характеризовать понятие «духовные святыни».
Духовные святыни моей
Описывать святые места Кубани.
малой Родины.
2 класс
1. Символика
Оценивать
духовно-нравственный
смысл
района (города), в котором понятия «малая родина»,
я живу.
Характеризовать понятия «гимн», «флаг»,
«герб».
Анализировать символику своего района.
Изображать или делать аппликацию флага и
герба своего района.
Демонстрировать знание правил поведения во
время слушания гимна.
Совместно с учителем и одноклассниками
составлять план экскурсии.
Анализировать задания экскурсионного листа.
14

Раздел.1«Природа
моей местности» 12 часов

2.Времена года на Кубани.

Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с
наблюдениями одноклассников.
Анализировать сезонные изменения в природе
и жизни человека.
Перечислять дары осени, классифицировать их
и описывать.
Анализировать
картины
художников,
составлять натюрморт из фруктов и овощей,
рисовать его.

3. Годовой
исследовательский проект
сезонных изменений. Часть
1: «Уж небо осенью
дышало».

Совместно с учителем и одноклассниками
составлять план экскурсии.
Анализировать задания экскурсионного листа.
Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с
наблюдениями одноклассников.
Характеризовать
понятия:
«горная»
и
«равнинная» часть Краснодарского края,
физическая карта Краснодарского края,
условные обозначения.

4.Водоёмы моей местности
и их обитатели. Правила
поведения у водоёмов.

Перечислять названия известных водоёмов,
описывать занятия людей у водоёмов.
Описывать Чёрное и Азовское моря,
сравнивать их основные характеристики.
Показывать моря на карте. Узнавать по
описанию реку Кубань, находить и называть
города, расположенные на её берегах.
Называть
водоёмы
своей
местности,
составлять о них рассказ по плану.
Анализировать правила поведения у водоёмов.
Перечислять
названия
растений
своей
местности.
Классифицировать растения на группы.
Характеризовать культурные и дикорастущие
растения.
Описывать растения различными способами
(научное
описание,
художественно
поэтическое).
Иллюстрировать свой рассказ фотографиями
или рисунками.
Характеризовать понятие «лекарственные
растения».
Перечислять
лекарственные
растения,
произрастающие на Кубани, анализировать
правила их сбора.
Описывать
способы
применения
лекарственных растений.

5. Разнообразный
растительный мир моей
местности.
6.Разнообразный
растительный мир моей
местности.

7.Лекарственные растения.
Правила сбора и
использование
лекарственных растений.

15

Раздел 2.
«Населенные
пункты» - 6 часов

8.Ядовитые растения. Пер- Характеризовать
понятие
«ядовитые
вая помощь при отравлении растения».
ядовитыми растениями.
Определять их основные признаки.
Перечислять действия при оказании первой
помощи при отравлении растениями.
9. Животный мир моей
Перечислять названия животных своей
местности.
местности.
Классифицировать их.
10.Животный мир моей
Составлять рассказы о диких и домашних
местности.
животных, искать в энциклопедической
литературе необходимые сведения о них.
Анализировать внешний вид и повадки
животных, опираясь на художественные
произведения,
картины
художников,
скульптурные произведения.
Составлять рассказ о своём любимом
животном, иллюстрируя рисунком
или
фотографией.
11.Красная книга
Знать названия некоторых растений и
животных, занесённых в Красную книгу
Краснодарского края.
Краснодарского края.
Слушать рассказ учителя об исчезающих
животных и растениях своего района.
Составлять сообщение об одном из них,
иллюстрируя
рассказ
фотографиями
и
рисунками.
12.Правила защитников
Анализировать с одноклассниками правила
защитников природы.
природы.
Рисовать (делать аппликации, фотографии)
условные обозначения к данным правилам в
виде запрещающих и разрешающих знаков.
Понимать важность размещения таких знаков
в различных общественных местах.
13. Растения и животные в
Планировать и выполнять индивидуальный
природе и жизни людей
проект.
(исследовательский проект) Анализировать значение растений и животных
в жизни человека.
Создавать рекламу какому-либо изделию или
продукту.
14.Годовой
Фиксировать наблюдения за погодными
исследовательский проект
условиями.
сезонных изменений. Часть Перечислять признаки зимы, описывать
2. «Зимушка-зима, зима
особенности зимы в Краснодарском крае.
снежная была».
Анализировать зимние занятия земляков.
Изучать произведения художников, писателей
15. Улицы моего
о зиме.
населённого пункта.
Называть свой населённый пункт, перечислять
названия улиц.
16

16.История образования
города. Глава города.

17.Населенные пункты
Краснодарского края.

Раздел 3. «Труд и
быт моих
земляков» - 11
часов

18. Где я могу проводить
свободное время
(исследовательский
проект)
19. Где я могу проводить
свободное время
(исследовательский
проект)
20.Казачья станица.
Религиозные традиции
моих земляков.

21.Особенности казачьего
быта.
22.Особенности казачьего
быта.

23.Уклад кубанской семьи.

Называть главную улицу.
Классифицировать названия по различным
признакам.
Называть фамилии людей, в честь которых
названы улицы.
Рассказывать об одном из них.
Соотносить
различные
учреждения
(образовательные, спортивные, культурные) с
их местом расположения.
Выстраивать вместе с учителем маршрут по
улицам своего населённого пункта.
Слушать рассказ об истории образования
своего района, фиксировать дату образования,
связанные с этим события.
Называть главу района, описывать его
деятельность.
Характеризовать типы населенных пунктов:
район, город, станица, село, хутор, аул.
Классифицировать населенные пункты своего
района. Находить различные типы населенных
пунктов на карте своего района, называть их.
Участвовать в групповом проекте, выбрав
группу по схожим интересам.
Описывать
место
свободного
времяпрепровождения,
режим
работы,
направленность.

Характеризовать понятия «станица», «хата».
Перечислять материалы для строительства хат
на Кубани, объяснять их выбор.
Составлять
рассказ
о
строительстве
турлучных и саманных хат.
Называть храмы, культовые сооружения
религиозных конфессий своей местности.
Перечислять
календарные
православные
праздники, составлять рассказ об одном из
них.
Перечислять и описывать предметы казачьего
быта.
Оценивать
духовно-нравственный
смысл
понятия «кубанское гостеприимство».
Исполнять народную песню.
Составлять рецепт блюда кубанской кухни.
Характеризовать понятие «кубанская семья».
Рассказывать о её традициях и укладе.
Составлять рассказ о своей семье по плану,
17

24.Ремёсла на Кубани.

25.Труженики родной
земли.

26. Годовой
исследовательский проект
сезонных изменений. Часть
3: «Ласточка с весною в
сени к нам летит».
Профессии и место работы
членов семьи.

.

27.Мои земляки в годы
Великой Отечественной
войны.
28.Семья и семейные
традиции
29. Труд в моей семье
(Творческий проект)

30.Годовой
исследовательский проект
сезонных изменений. Часть
4. «Здравствуй, лето!».

иллюстрируя рисунком или фотографией.
Перечислять ремёсла, распространённые в
своей местности.
Составлять рассказ об одном из предметов
быта, выполненном кубанскими мастерами.
Описывать виды деятельности жителей своего
района.
Перечислять
основные
производства,
профессии своих земляков, характеризовать их
деятельность.
Перечислять знаменитых земляков.
Определять понятие «Доска почёта».
Фиксировать наблюдения за погодными
условиями.
Перечислять признаки весны, описывать
особенности весны в Краснодарском крае.
Анализировать задания экскурсионного листа.
Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с
наблюдениями одноклассников.
Перечислять предприятия, на которых
побывал во время экскурсии, профессии
людей, работающих на этих предприятиях,
описывать деятельность одного из них.
Анализировать занятия земляков весной.
Изучать произведения художников, писателей
о весне.
Слушать рассказы о Великой Отечественной
войне.
Планировать беседу с родными и близкими.
Рассказывать о своей семье, используя план.
Анализировать пословицы о семье.
Выбирать стихотворения кубанских поэтов о
семье.
Выполнять индивидуальный проект.
Планировать свои действия, выполнять по
плану, корректировать, анализировать и
оценивать полученные результаты.
Анализировать изученные темы, перечислять
темы, особо заинтересовавшие, а также те,
которые вызвали затруднение. Ставить цели
изучения кубановедения на следующий
учебный год. Планировать самостоятельную
экскурсию, анализируя экскурсионный лист.
Характеризовать понятие "Родина", "малая
родина»

Раздел 4. «Духовые 31. Родная земля. Родина.
истоки Кубани» Поклонные кресты.
4 часа
32. Духовные родники Перечислять
источники
духовного
жизни.
Религиозные становления человека: храм, семья, книги,
традиции моих земляков.
традиции и др.
18

33. Красный угол. Икона.

34. "Нет больше той любви,
чем жизнь отдать за други
своя"

Введение – 1 час

Раздел 1 «Нет в
мире краше
Родины нашей» 10 часов

Характеризовать понятие «красный угол».
Перечислять иконы, составляющие "красный
угол".
Рассказывать о почитаемых иконах в
православных
Рассказывать о защите Родины как священном
долге.
Составлять рассказ о подвиге во имя жизни
других людей.
Слушать рассказы о святых заступники Руси

3 класс
Знать называние своего края.
Рассказывать о том, что было изучено.
Знакомиться с учебным пособием, с
условными обозначениями.
Составлять вопросы для викторины.
2.Рельеф Краснодарского
Характеризовать рельеф Краснодарского края
края.
(возвышенности,
низменности,
равнины,
горы).
Показывать на карте горную и равнинную
части Краснодарского края.
3.Природные явления и
Перечислять и характеризовать природные
стихийные бедствия.
явления, характерные для Краснодарского края
Правила безопасного
(дождь, ветер, снег, туман, гололед).
поведения.
Описывать одно их них. Составлять календарь
народных примет.
Перечислять и характеризовать стихийные
бедствия (землетрясение, смерч, наводнение,
сель, бора).
Обсуждать безопасное поведение во время
стихийного бедствия.
Приводить примеры борьбы земляков с последствиями стихийных бедствий.
4. Водоёмы Краснодарского Перечислять типы водоёмов (моря, реки, озёра,
края.
плавни, лиманы) Краснодарского края,
5.Водоёмы Краснодарского показывать их на карте. Классифицировать
водоёмы (соленые и пресные).
края.
Составлять рассказ об одном из них с опорой
на план.
6. Растительность и
Описывать растительный и животный мир с
животный мир Кубани.
опорой на карты-схемы.
Сравнивать растительность и животный мир
7.Растительность и
равнинной и горной частей Краснодарского
животный мир Кубани.
края.
Характеризовать
понятие
«культурное
растение», классифицировать культурные
растения.
Составлять рассказ об одном из них.
1. Изучаем родной край

19

8.Кубань - территория
здоровья. Курорты Краснодарского края. Спорт,
туризм.

9.Красота окружающего
мира: талантливые люди о
нашем крае.
10.Нет в мире краше
Родины нашей (проектная
работа).
11. Нет в мире краше
Родины нашей (проектная
работа).
Раздел 2. «Без
прошлого нет
настоящего» - 9
часов

12. Прошлое и настоящее.
«Лента времени».
13. Древние города.

14. История на карте.
Переселение казаков на
Кубань
15. История на карте.
Переселение казаков на
Кубань.

16.С верою в сердце.

Называть грибы, распространённые на
территории
Краснодарского
края.
Рассказывать о правилах сбора.
Перечислять и характеризовать курорты
Краснодарского края.
Показывать их на карте.
Составлять сообщение об одном из курортов,
используя свои наблюдения, материалы
СМИ(в том числе Интернет).
Анализировать
творчество
писателей,
художников, которые старались передать
красоту родного края.
Характеризовать понятие «талант».
Отвечать на вопросы, выполнять задания,
подтверждая свои ответы текстом учебника,
своими наблюдениями и исследованиями.
Планировать и реализовать проект «Нет в мире
краше Родины нашей».
Анализировать
картину
художника,
высказывать своё мнение и аргументировать
его.
Характеризовать понятие «лента времени».
Определять последовательность исторических
событий, фиксировать их на «ленте времени».
Показывать на карте местонахождение
древнегреческих городов (Горгиппия и
Гермонасса).
Фиксировать на «ленте времени» годы их
основания.
Описывать их, опираясь на иллюстрацию,
энциклопедический материал.
Показывать на исторической
карте пути
переселения казаков с опорой на текст
учебника.
Описывать
переселение
казаков
по
представлению.
Называть первые станицы и показывать их на
карте.
Рассказывать историю основания своего
населённого пункта.
Чертить план (схему) своего населённого
пункта (микрорайона, квартала, улицы),
используя условные обозначения.
Анализировать отличия православного храма
от культовых сооружений иных религий и
других архитектурных сооружений.
Рассказывать о святом (или православном
празднике), во имя которого освящён храм
20

17.Символика Краснодарского края. История и
современность.

18.Добрые соседи. Майкоп
- столица Республики Адыгея.

19. Без прошлого нет
настоящего
(исследовательская работа).
20.Без прошлого нет
настоящего
(исследовательская работа).
Раздел 3
«Казачьему роду
нет переводу» - 10
часов

21.Твоя родословная.
История твоей семьи.

22.Ты и твоё имя, имена в
моей семье.

23.Из истории кубанских
фамилий.

24.Семейные ценности.
Мама.

(празднуется праздник) в своём городе
(районе).
Проанализировать
исторические
факты,
предметы, традиции, отражённые в символике
края.
Знать текст гимна Краснодарского края,
правила поведения во время исполнения
гимна, поднятия и спуска флага.
Оценивать
духовно-нравственный
смысл
понятия «дружба народов».
Показывать на карте Республику Адыгея и её
столицу.
Описывать маршрут из своего населённого
пункта в Майкоп.
Фиксировать на «ленте времени» год
основания Майкопа.
Отвечать на вопросы, выполнять задания,
подтверждая свои ответы текстом учебника,
своими наблюдениями и исследованиями.
Планировать и реализовывать проект «Лента
времени».
Анализировать
картину
художника,
высказывать своё мнение и аргументировать
его.
Составлять рассказ об истории своей семьи с
опорой на план.
Рисовать генеалогическое дерево.
Оформлять альбом «Моя родословная».
Рассказывать о своём имени, о его значении.
Слушать
рассказы
одноклассников
о
происхождении их имён.
Составлять календарь с именинами родных и
друзей.
Анализировать кубанские фамилии, фамилии
одноклассников. Классифицировать фамилии
по различным признакам.
Рассказывать о значении своей фамилии по
результатам
опроса
родных,
изучения
словарей.
Делать записи в альбоме «Моя родословная».
Характеризовать
понятия
«семейные
ценности», «честь семьи и рода» с этической
точки зрения.
Описывать ситуации, в которых выражаются
семейные ценности.
Приводить примеры, когда отстаивалась честь
рода, семьи, Родины.
Используя различные источники информации
21

25.Твои земляки труженики.

26.Кубанские умельцы

27.Народные обычаи и
традиции.

28.Казачий фольклор.

29. Казачьему роду нет
переводу (проектная
работа).
30. Казачьему роду нет
переводу (проектная
работа).
Раздел 4. «Духовые 31. Святые источники
истоки Кубани» - 4 Кубани
часа
32.Храмы. Внутреннее и
внешнее устройство.
33.Именины
34.Подвиг материнства

(рассказы взрослых, материалы СМИ и пр.),
составлять рассказ о подвиге солдатских
матерей своего района, о матерях-героинях.
Составлять рассказ о своей маме на основе
беседы с ней.
Анализировать и устанавливать связь между
природно-климатическими
условиями
Краснодарского края и занятиями его жителей.
Рассказывать об известных людях труда земляках, опираясь на заметки в СМИ.
Сочинять сказку.
Перечислять ремёсла, распространённые на
Кубани.
Составлять рекламу изделиям народноприкладного искусства.
Рассказывать, какими ремёслами владеют
родные и близкие.
Характеризовать народные обычаи и традиции.
Анализировать
взаимосвязь
обычаев
и
традиций, пришедших из глубины веков и
оставшихся в нашей жизни до сегодняшних
дней.
Делать записи в альбоме «Моя родословная».
Перечислять основные виды фольклора,
распространённые на Кубани. Подбирать
примеры.
Рассказывать правила народной игры.
Делать записи в альбоме «Моя родословная».
Отвечать на вопросы, выполнять задания,
подтверждая свои ответы текстом учебника,
своими наблюдениями и исследованиями.
Планировать и реализовать проект «Моя семья
в истории Кубани». Анализировать скульптуру
художника, высказывать свое мнение и
аргументировать его.
Раскрыть духовный смысл православных
праздников.
Характеризовать
понятие
«Крещение
Господне».
Рассказать о значении крещения.
Перечислять крещенские традиции.
Рассказывать об истории возникновения
святых источников.
Показывать карту святых источников края.
Рассказывать об устройстве храма и его
значение,
особенностях
архитектуры,
иконостасе.
Перечислять храмовые традиции (престольный
22

Введение – 1 час

Раздел 1. «Береги
землю родимую,
как мать
любимую» - 9
часов

праздник, храмовая икона, памятные даты)
Характеризовать понятие «именины».
День небесного покровителя. Святые.
Традиции имянаречения.
Мерные иконы
Любовь матери.
Материнский труд, уважительное отношение к
нему.
Жизнь и материнский подвиг Пресвятой
Богородицы.
Многодетная семья.
4 класс
1.Мой край на карте России Определять
месторасположение
Краснодарского края по отношению к другим
регионам, странам.
Определять регионы, соседствующие с
Краснодарским краем.
Знать о видах связи (железнодорожная и
воздушная) с другими регионами нашей
страны.
2.Природные зоны КрасПеречислять природные зоны Краснодарского
края (степи, лесостепи, леса, субтропики,
нодарского края.
субальпийские и альпийские луга, вечные
снега).
Описывать одну из них.
Выбирать способ исследования и определять
природную зону своей местности, составлять
рассказ о природной зоне своей местности,
иллюстрируя его рисунками, фотографиями.
3.Заповедники. Заказники.
Определять по карте территорию Кавказского
государственного биосферного заповедника.
Школьные лесничества.
Рассказывать о заказниках и их значении для
жизни животных.
Анализировать
действия земляков
по
сохранению лесных богатств края.
4. Роль водоемов в природе Называть
и
показывать
на
карте
и жизни человека.
Краснодарского края водоёмы.
Использование и охрана
Анализировать их роль в жизни людей
(перевозка людей и грузов, ловля рыбы,
водоёмов.
разведение птицы, отдых людей).
Определять пользу водоёмов.
Характеризовать понятия «естественный» и
«искусственный» водоемы.
Находить и обсуждать причины, которые
приводят к загрязнению водоёмов.
Анализировать и определять степень своего
участия в очистке водоёмов.
23

5.Типы почв. Защита и
охрана почв.

6. Полезные ископаемые
края, их использование.

7.Значение природных
богатств Краснодарского
края для жителей России.
8. Значение природных
богатств Краснодарского
края для жителей России.
9. Береги землю родимую,
как мать любимую (проектная работа).
10.Береги землю родимую,
как мать любимую (проектная работа).

Характеризовать основные типы почв,
распространённые в Краснодарском крае.
Показывать территорию их распространения
на карте-схеме.
Собирать и анализировать образцы почв.
Характеризовать чернозёмные почвы, их
значение в жизни человека.
Характеризовать
значение
почвы
для
человека, пользу, которую приносят почвы
Краснодарского края стране.
Анализировать различные меры, принимаемые
в борьбе с ветровой и водной эрозией (в том
числе лесополоса).
Составлять письменный рассказ - заметку в
газету об охране и защите почв с
иллюстрациями.
Перечислять
полезные
ископаемые
и
показывать их местонахождение на карте
(нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс,
известняк).
Описывать области применения полезных
ископаемых.
Показывать на карте районы, где найдены
целебные источники и грязи.
Характеризовать
понятие
«природные
богатства».
Анализировать их значение для жителей
страны.
Объяснять
необходимость
бережного
отношения человека к природным богатствам.
Отвечать на вопросы, выполнять задания,
подтверждая свои ответы текстом учебника,
своими наблюдениями и исследованиями.
Планировать и реализовывать проект «Книга
для гостей нашего края».
Оформлять выставку плакатов «Защитим
природу родного края».
Анализировать
скульптуру
художника,
высказывать своё мнение и аргументировать
его.

24

Раздел 2. «Земля
отцов - моя земля»
- 12 часов

11.Как изучают историю
Кубани: исторические
источники.

12.История Кубани в
архитектуре. Жилища
людей разных эпох.

13. Екатеринодар –
Краснодар. Современный
облик административного
центра.

14.Вещи рассказывают о
прошлом. Предметы быта
различных эпох.
15.Вещи рассказывают о
прошлом. Предметы быта
различных эпох.
16.Народные ремёсла и
промыслы на Кубани.

17.Письменные
исторические источники.
История Кубани в
документах, литературных,
научных источниках.
18. Символика

Исследовать и характеризовать исторические
вещественные источники. Объяснять понятие
«вещественные исторические источники»,
приводить примеры таких источников.
Рассказывать о работе археологов, понимать
значение археологических исследований для
исторической науки. Называть наиболее
известные археологические раскопки на
территории края. Представлять современные
вещи в качестве вещественных источников для
будущих исследователей.
Анализировать архитектурный объект с точки
зрения
вещественного
исторического
источника. Показывать на карте значимые в
истории объекты: стоянку древнего человека
(п. Ильский), меотское городище (ст.
Елизаветинская),
выставочный
комплекс
«Атамань»
(ст.Тамань).
Описывать
и
сравнивать жилища людей разных эпох.
Рассказывать об истории главного города
Краснодарского края, используя различные
исторические источники. Характеризовать
понятие
«административный
центр».
Понимать
значение
реконструкции
и
восстановления памятников архитектуры.
Описывать старинные архитектурные здания
своего района, рассказывать об одном из них.
Знать историю образования Краснодарского
государственного историко- археологического
музея- заповедника им. Фелицына. Составлять
рассказ о залах и экспозициях музея.
Сопоставлять предметы быта различных эпох.

Сопоставлять
место
проживания,
географические особенности с видом народноприкладного искусства, распространённого в
данной местности.
Составлять вопросы для интервью с
народными умельцами. Наблюдать за их
работой и описывать её.
Исследовать и характеризовать письменные
исторические
источники.
Представлять
современные записи в качестве данного вида
источников в будущем.
Анализировать символические изображения.
25

Краснодарского края: гербы
городов и районов.

19.Устная история родного
края.
20.Обычаи и традиции
народов, живущих на
Кубани.

21. Земля отцов - моя земля
(проектная работа).
22.Земля отцов - моя земля
(проектная работа).
Раздел 2. «Жизнь
дана на добрые
дела» - 8 часов

23.Просветители земли
кубанской.

24.Защитники Отечества.

25.Труженики полей.

26.Радетели земли
кубанской. Наши земляки гордость страны.
27. Радетели земли
кубанской. Наши земляки гордость страны.

Понимать значение символов, изображенных
на гербах городов и районов Краснодарского
края. Знать и описывать герб своего района
(города).
Определять, каким образом отразились
культурно-исторические традиции в устном
народном творчестве.
Планировать и реализовывать проект «Мы дети Кубани» на основе изучения обычаев и
традиций
народностей,
представители
которых живут в твоей местности и учатся в
данной школе.
Отвечать на вопросы, выполнять задания,
подтверждая свои ответы текстом учебника,
своими наблюдениями и исследованиями.
Планировать
и
реализовывать
проект
«Письменный исторический источник».
Анализировать произведения живописи.
Фиксировать на «ленте времени» год
основания первой школы на Кубани.
Сопоставлять
школьные
предметы,
принадлежности, особенности современной
школы и той, в которой учились предки.
Анализировать причины, изменившие школу.
Перечислять и рассказывать о героях Великой
Отечественной войны, тыла.
Планировать и реализовывать проект «Книга
славы».
Фиксировать на «ленте времени» дату
освобождения края (своего населённого
пункта) от немецко- фашистских захватчиков.
Составлять
рассказ
о
людях
труда.
Анализировать
качества
учёныхселекционеров, позволивших им добиться
мировой известности.
Составлять статью «Герои кубанских полей» с
опорой на СМИ, рассказы очевидцев, свои
наблюдения.
Характеризовать нравственный смысл понятий
«гордость
страны»,
«радетели
земли
кубанской».
Составлять энциклопедическую статью об
одном из выдающихся земляков, объединив
статьи
одноклассников,
создавать
энциклопедию «Радетели земли кубанской»
(по выбору: о выдающихся деятелях науки,
образования,
искусства,
культуры,
26

28.Ты - наследник земли
отцов.

29. Жизнь дана на добрые
дела (проектная работа).
30. Жизнь дана на добрые
дела (проектная работа).

Раздел 4. «Духовые 31. Библия. Библиотеки.
истоки Кубани» - 4
часа
32. Культурное наследие
Кубани

33. Музеи - хранители
материальной и духовной
культур.
34. Я как хранитель
духовного наследия
Кубани. 10 заповедей

космонавтах,
врачах,
спортсменах,
политиках).
Определять и обосновывать цели на будущее.
Сопоставлять свои цели с целями общества, в
котором живёшь.
Обозначать степень ответственности за
сохранение
культурно-исторического
наследия.
Отвечать на вопросы, выполнять задания,
подтверждая свои ответы текстом учебника,
своими наблюдениями и исследованиями.
Планировать и реализовывать проект «Письмо
моим наследникам».
Анализировать
картину
художника,
высказывать своё мнение и аргументировать
его.
Характеризовать Евангелие – главную книга
казаков.
Рассказывать о возникновении библиотек при
храмах и монастырях.
Рассказывать о православных традициях в
музыкальных, художественных, литературных
произведения
известных,
талантливых
земляков
Характеризовать
нравственный
смысл
духовных
сокровищ
краеведческих,
художественных музеев.
Итоговый
урок:
подведение
итогов
исследовательских проектов. Планировать и
реализовать проект «Моя семья в истории
Кубани».

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей начальных классов
МБОУ СОШ № 13
от «30» августа 2022 года № 1
__________ Ю.Е. Адаменко

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УМР
___________ Н.А. Добрынина
«31» августа 2022года

27

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Результаты Независимой Оценки Качества Образования (НОКО) в 2022 году

Уважаемые пользователи ресурса! На официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях Вы можете выразить своё мнение о качестве условий оказания услуг в нашей организации.


МБОУ СОШ № 13 на сайте bus.gov.ru




Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».