27. РП Музыка 5-8 классы ФГОС

Муниципальное образование город Армавир Краснодарского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя
общеобразовательная школа № 13

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2021 года
протокол № 1
Директор МБОУ СОШ № 13
_________ В.М. Мартынова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ

Основное общее образование: 5-8 классы
Количество часов: 136
Разработчик: Воробьевская Ксения Николаевна

Программа разработана в соответствии и на основе:
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования" (с дополнениями
и изменениями)
примерной основной образовательной программы основного общего
образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением
по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/5)
УМК «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной и сборника
рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д.
Критской. Музыка. 5-8 классы. Искусство. 8-9 классы: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова.
– М.: Просвещение, 2017

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В
данной
программе
нашли
отражение
изменившиеся
социокультурные условия деятельности современных образовательных
организаций, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания
и новые технологии общего музыкального образования.
Цель: музыкального образования и воспитания — формирование
основ музыкальной культуры и грамотности как части общей и духовной
культуры школьников, развитие музыкальных способностей обучающихся,
а также способности к сопереживанию произведениям искусства через
различные виды музыкальной деятельности, овладение практическими
умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой
деятельности.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются
следующие задачи и направления:
- приобщение школьников к музыке как эмоциональному,
нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных
явлений, раскрывающих духовный опыт поколений;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора
школьников; воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к
музыке своего народа и других народов мира, классическому и
современному музыкальному наследию;
- развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления,
воображения, позволяющих проявить творческую индивидуальность в
различных видах музыкальной деятельности;
- развитие способности к эстетическому освоению мира, способности
оценивать произведения искусства по законам гармонии и красоты;
- овладение основами музыкальной грамотности в опоре на
способность эмоционального восприятия музыки как живого образного
искусства во взаимосвязи с жизнью, на специальную терминологию и
ключевые понятия музыкального искусства, элементарную нотную грамоту.
В учебном плане основной школы МБОУ СОШ №13 программа по
музыке рассчитана на 5-8 класс в количестве - 136 часов (5 класс -34 часа,
6 класс – 34 часа, 7 класс – 34 часа, 8 класс – 34 часа по 1 часу в неделю).

Таблица распределения часов по годам обучения и по темам

№

Содержание программы

ООП
Музыка
как
1.
искусства.

Количество часов
Рабочая программа
5 6
7
8
кл. кл. кл.
кл.

УМК
вид Раздел 1.
Музыка и литература

68
17

Мир образов вокальной
17
Народное музыкальное
2.
и
инструментальной
творчество.
музыки.
Русская музыка от
Особенности
эпохи Средневековья
3.
драматургии
до рубежа XIX – XX
сценической музыки.
вв.
Зарубежная музыка от
эпохи Средневековья Классика
и
4.
до рубежа XIX – XX современность
вв.
Русская и зарубежная Раздел 2.
и 17
5. музыкальная культура Музыка
изобразительное
XX – XXI вв.
искусство.
Современная
Мир образов камерной и
17
6.
музыкальная жизнь.
симфонической музыки.
Основные направления
17
Значение музыки в музыкальной культуры
7.
жизни человека.
Традиции и новаторство
в музыке
2.

17

17

68

17

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные
результаты
отражаются
в
индивидуальных
качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в
процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
в 5 классе:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю
России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия
народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей
многонационального российского общества;
2

— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
в 6 классе:
— ответственное отношение к учению, готовность и способность к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре
других народов; понимание чувств других людей и сопереживание им;
в 7 классе:
— компетентность в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным
поступкам;
— коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно –
полезной, учебно– исследовательской, творческой и других видах
деятельности;
в 8 классе:
—участие в общественной жизни школы в пределах возрастных
компетенций с учетом религиозных и этнокультурных особенностей;
— признание ценности жизни во всех её проявления и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи;
— эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое
сознание как результат освоения художественного наследия народов Росси
и мира, творческой деятельности музыкально – эстетического характера.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся а
познавательной и практической деятельности учащихся;
в 5 классе:
—умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе
развития познавательных мотивов и интересов;
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
— умение анализировать собственную учебную деятельность;
в 6 классе:
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений
и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
— умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии,
классифицировать, размышлять, рассуждать, делать выводы;
— смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
в 7 классе:
3

— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками;
в 8 классе:
— формирование и развитие компетентности в области использования
информационно – коммуникационных технологий;
— стремление к самостоятельному общению с искусством и
художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на
следующей ступени общего образования и отражают;
в 5 классе:
— сформированность основ музыкальной культуры;
— сформированность потребности в общении с музыкой для
дальнейшего духовно – нравственного развития;
обучающийся научится:
- находить ассоциативные связи между художественными образами
музыки, изобразительного искусства и литературы;
- понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
- называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и
женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
- определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере)
исполнения: народные, академические;
- владеть навыками вокально-хорового музицирования;
- применять навыки вокально-хоровой работы при пении с
музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);
творчески
интерпретировать
содержание
музыкального
произведения в пении;
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности,
используя
различные
формы
индивидуального
и
группового
музицирования;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать
суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
- передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной
форме;
- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкальноэстетической деятельности;
- понимать значение интонации в музыке как носителя образного
смысла;
анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию,
ритм, темп, динамику, лад;

4

- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных
произведений на основе полученных знаний об интонационной природе
музыки;
- понимать значение устного народного музыкального творчества в
развитии общей культуры народа;
определять основные жанры русской народной музыки: былины,
лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и
народного музыкального творчества;
- выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами
искусства;
- находить жанровые параллели между музыкой и другими видами
искусств;
- сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного
произведений;
- понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и
литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
обучающийся получит возможность научиться:
- понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные
черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных
стран мира;
- понимать особенности языка западноевропейской музыки на
примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
в 6 классе:
—
сформированность
мотивационной
направленности
на
продуктивную музыкально – творческую деятельность;
— воспитание эстетического отношения к миру;
— расширение музыкального и общего культурного кругозора;
воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего
народа и других народов мира, классическому и современному
музыкальному наследию;
обучающийся научится:
- определять характер музыкальных образов (лирических,
драматических, героических, романтических, эпических);
- понимать специфику перевоплощения народной музыки в
произведениях композиторов;
— развитие общих музыкальных способностей, ассоциативного
мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально –
ценностного отношения к явлениям жизни искусства;
- распознавать художественные направления, стили и жанры
классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и
музыкальной драматургии;

5

- определять основные признаки исторических эпох, стилевых
направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской
классической музыкальной школы;
- определять основные признаки исторических эпох, стилевых
направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;
узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших
русских и зарубежных композиторов;
- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных
произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
- различать жанры вокальной, инструментальной, вокальноинструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
определять тембры музыкальных инструментов;
- называть и определять звучание музыкальных инструментов:
духовых, струнных, ударных, современных электронных;
- определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного,
оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
- владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
- узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной
классики, образцы народного музыкального творчества, произведения
современных композиторов;
- анализировать творчество исполнителей авторской песни;
обучающийся получит возможность научиться:
- понимать особенности языка отечественной духовной и светской
музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
- определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
в 7 классе:
— овладение основами музыкальной грамотности: способностью
эмоционально воспринимать музыку как живое образной искусство во
взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми
понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в
рамках изучаемого курса;
обучающийся научится:
- называть основные жанры светской музыки малой (баллада,
баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната,
симфония, кантата, концерт и т.п.);
узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную,
вариации, рондо);
- определять характерные особенности музыкального языка;
эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные
произведения;
- анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и
современности;
- анализировать единство жизненного содержания и художественной
формы в различных музыкальных образах;
6

творчески
интерпретировать
содержание
музыкальных
произведений;
- выявлять особенности интерпретации одной и той же
художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
- анализировать различные трактовки одного и того же произведения,
аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
- различать интерпретацию классической музыки в современных
обработках;
определять характерные признаки современной популярной музыки;
- называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы,
рок-н-ролла и др.;
обучающийся получит возможность научиться:
- распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской
церковной музыки;
- различать формы построения музыки (сонатно-симфонический
цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии
музыкальных образов;
- выделять признаки для установления стилевых связей в процессе
изучения музыкального искусства;
в 8 классе:
—
приобретение
устойчивых
навыков
самостоятельной,
целенаправленной и содержательной музыкально – учебной деятельности;
— сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих
проектов, решения различных музыкально – творческих задач.
обучающийся научится:
- понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в
жизни человека и общества;
- эмоционально проживать исторические события и судьбы
защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
- приводить примеры выдающихся (в том числе современных)
отечественных и - зарубежных музыкальных исполнителей и
исполнительских коллективов;
- применять современные информационно-коммуникационные
технологии для записи и воспроизведения музыки;
- обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных
произведений различных стилей и жанров;
- использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на
занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
- использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и
сценической);
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений
разных жанров;
7

- различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития
образов музыкальных произведений;
- различать многообразие музыкальных образов и способов их
развития;
производить
интонационно-образный
анализ
музыкального
произведения;
понимать основной принцип построения и развития музыки;
- анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и
музыкальных образов;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая
суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных
особенностях, жанре, исполнителях;
обучающийся получит возможность научиться:
различать
и
передавать
в
художественно-творческой
деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к
природе, человеку, обществу;
- исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных
произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
- активно использовать язык музыки для освоения содержания
различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего
мира, математики и др.).
4.
Содержание учебного предмета музыка
Основное содержание музыкального образования в Примерной
программе основного общего образования представлено следующими
содержательными линиями:
• Музыка как вид искусства.
• Народное музыкальное творчество.
• Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.
• Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв.
• Русская и зарубежная музыкальная культура XX—XXI вв.
• Современная музыкальная жизнь.
• Значение музыки в жизни человека.
Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение
преемственности с предметом «Музыка» для начальной школы.
Музыка как вид искусства. (20 часов) Интонация — носитель
образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений.
Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и
средоточие смысла. Средства музыкальной выразительности в создании
музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной,
инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической
и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная
и трёхчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их
8

возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг
музыкальных
образов
(лирические,
драматические,
героические,
романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Программная
музыка. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие
музыки и литературы в музыкальном театре. Многообразие связей музыки с
изобразительным искусством. Взаимодействие музыки и различных видов и
жанров изобразительного искусства в музыкальном театре.
Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в
музыке и изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры,
музыки. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые
направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся
отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской
интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).
Народное музыкальное творчество. (20 часов) Устное народное
музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные
черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной
вокальной и инструментальной музыки. Русские народные музыкальные
инструменты. Русская народная музыка: песенное и инструментальное
творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народнопесенные истоки русского профессионального музыкального творчества.
Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное
своеобразие, образцы традиционных обрядов. Этническая музыка.
Знакомство с разнообразными явлениями музыкальной культуры, народным
и профессиональным музыкальным творчеством своего региона. Различные
исполнительские
типы
художественного
общения
(хоровое,
соревновательное, сказительное).
Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.
(20 часов) Роль фольклора в становлении профессионального музыкального
искусства. Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа
древнерусской храмовой музыки. Музыка религиозной традиции русских
композиторов. Русская музыка XVII—XVIII вв., русская музыкальная
культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика
русской национальной школы).
Взаимодействие музыкальных образов,
драматургическое и интонационное развитие на примере произведений
русской музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства
(литература, изобразительное искусство, театр, кино). Родство зрительных,
музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных
средств разных видов искусства.
Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX
вв. (19 часов) Роль фольклора в становлении профессионального
зарубежного
музыкального
искусства.
Духовная
музыка
западноевропейских композиторов. Григорианский хорал как основа
9

западноевропейской религиозной музыки. Музыка религиозной традиции
зарубежных композиторов.
Зарубежная музыка XVII—XVIII вв., зарубежная музыкальная
культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика
национальных школ). Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими
видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино).
Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и
различие выразительных средств разных видов искусства.
Русская и зарубежная музыкальная культура XX—XXI вв. (19
часов) Творчество русских и зарубежных композиторов XX—XXI вв. Стиль
как отражение мироощущения композитора. Стилевое многообразие
музыки XX—XXI вв. (импрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и
др.). Музыкальное творчество русских и зарубежных композиторов
академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная
музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рокн-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка, эстрадная музыка.
Современная музыкальная жизнь. (19 часов) Музыкальный
фольклор народов России. Истоки и интонационное своеобразие
музыкального фольклора разных стран. Современная музыка религиозной
традиции. Выдающиеся отечественные и зарубежные композиторы,
исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Классика в
современной обработке. Электронная музыка. Синтетические жанры
музыки (симфония-сюита, концерт, симфония, симфония-действо и др.).
Обобщение представлений школьников о различных исполнительских
составах (пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a
capella; певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон,
бас; хоры: народный, академический; музыкальные инструменты: духовые,
струнные, ударные, современные электронные; виды оркестра:
симфонический, духовой, камерный, оркестр народных инструментов,
эстрадно-джазовый оркестр). Всемирные центры музыкальной культуры и
музыкального
образования.
Информационно-коммуникационные
технологии в музыкальном искусстве. Панорама современной музыкальной
жизни в России и за рубежом.
Значение музыки в жизни человека. (19 часов) Воздействие музыки
на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как
воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила
музыки как вида искусства. Противоречие как источник непрерывного
развития музыки и жизни. Вечные проблемы жизни, их воплощение в
музыкальных образах. Разнообразие функций музыкального искусства в
жизни человека, общества. Влияние средств массовой информации, центров
музыкальной культуры (концертные залы, фольклорные объединения,
музеи) на распространение традиций и инноваций музыкального искусства.
Всеобщность, интернациональность музыкального языка. Музыка мира как
диалог культур.
10

Направления проектной деятельности:
5 класс. Темы проектов: «Стань музыкою слово…», «Всю жизнь мою
несу Родину в душе…», «Распахни мне, природа, объятья…», «О подвигах,
о доблести, о славе…», «Небесное и земное в звуках и красках…»,
«Музыкальный театр: содружество муз…», «Что сердце заставляет
говорить…», «В каждой душе звучит музыка…», «Музыка и литература в
залах картинной галереи»;
6 класс. Темы проектов: «Образы родины, родного края в
музыкальном искусстве», «Образы защитников отечества в музыке,
изобразительном искусстве, литературе», «Народная музыка: истоки,
направления, сюжеты и образы, известные исполнители и исполнительские
коллективы», «Вечные темы жизни в классическом музыкальном искусстве
прошлого и настоящего», «Музыка в храмовом синтезе искусств: от
прошлого к будущему», «Музыка серьёзная и лёгкая: проблемы, суждения,
мнения», «». «Авторская песня: любимые барды», «Что такое
современность в музыке»;
7 класс. Темы проектов: «Жизнь дает для песни образы и звуки…»,
«Музыкальная культура родного края», «Классика на мобильных
телефонах», «Есть ли у симфонии будущее?», «Музыкальный театр:
прошлое и настоящее», «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»,
«Музыка народов мира: красота и гармония»;
8 класс. Темы проектов: «История Отечества в музыкальных
памятниках», «Известные интерпретации /интерпретаторы/ классической
музыки», «Музыка и религия: обретение вечного», «Музыка мира: диалог
культур», «Композиторы «читают» литературную классику», «Современная
популярная музыка: любимые исполнители», «Музыка в моей семье»,
«Народные праздники в нашем городе», «Музыкальные инструменты моей
малой родины», «Песни, которые пели бабушки и дедушки», «Культурные
центры нашего города».
Учебный контроль.
Проводится по итогам пройденного материала разделов программы
для выявления динамики полученных знаний по предмету за 1,2,3,4
четверти.
четверть

1

тест

1

тест

1

тест

1

тест

1

2
5 класс
1
6 класс
1
7 класс
1
8 класс
1

3

4

1

1

1

1

1

1

1

1
11

5. Тематическое планирование
Класс 5 (34 часа)
Содержание программы
Колво
ООП
УМК
часов
Музыка и литература (17 часов)
Музыка как вид
Что роднит музыку с
17
искусства.
литературой.
Народное
Вокальная музыка. Россия,
музыкальное
Россия, нет слова красивей…
творчество.
Звучащие картины. Здесь
Русская музыка от мало услышать, здесь
эпохи
вслушаться нужно... (3 ч)
Средневековья до Фольклор в музыке русских
рубежа XIX—XX
композиторов. Стучит,
вв.
гремит Кикимора... Что за
прелесть эти сказки... (2 ч)
Зарубежная
музыка от эпохи
Жанры инструментальной
Средневековья до и вокальной музыки.
рубежа XIX— XX Мелодией одной звучат
вв.
печаль и радость... Песнь моя
летит с мольбою…(1 ч)
Русская и
зарубежная
Вторая жизнь песни. (1 ч.)
музыкальная
Живительный родник
культура XX—
творчества.
XXI вв.
Обобщение материала I
Современная
четверти. (1 ч)
музыкальная
Всю жизнь мою несу родину
жизнь.
в душе…«Перезвоны».
Значение музыки в Звучащие картины. Скажи,
жизни человека.
откуда ты приходишь, красота (1 ч). Писатели и поэты о
музыке и музыкантах.
Слово о мастере. Гармонии
задумчивый поэт. Ты,
Моцарт, бог, и сам того не
знаешь... Был он весь окутан
тайной — черный гость... (2
ч).
Первое путешествие в
музыкальный театр. Опера.
Оперная мозаика. Операбылина «Садко». Звучащие
картины. Поклон вам, гости
именитые, гости заморские!
(1 ч).
Второе путешествие в
музыкальный театр. Балет.
Балетная мозаика. Балетсказка «Щелкунчик» (1 ч).

Основные виды
деятельности обучающихся
Выявлять общность истоков
и взаимосвязь музыки и
литературы.
Проявлять эмоциональную
отзывчивость,
личностное
отношение к музыкальным
произведениям
при
их
восприятии и исполнении.
Исполнять народные песни,
песни
о
родном
крае
современных композиторов;
понимать
особенности
музыкального
воплощения
стихотворных текстов.
Воплощать художественно –
образное
содержание
музыкальных и литературных
произведений
в
драматизации, инсценировке,
пластическом
движении,
свободном дирижировании.
Импровизировать в пении,
ирге
на
музыкальных
инструментах, пластике, в
театрализации.
Находить
ассоциативные
связи
между
художественными образами
музыки и других видов
искусства.
Владеть
музыкальными
терминами и понятиями в
пределах изучаемой темы.
Размышлять о знакомом
музыкальном произведении,
высказывать суждение об
основной идее, средствах и
формах ее воплощения.
Импровизировать
в
соответствии
с
представленным
учителем
или
самостоятельно
выбранным
литературным
образом.
12

Музыка в театре, кино, на
телевидении (1 ч).
Третье путешествие в
музыкальный театр.
Мюзикл.(1 ч).
Мир композитора. (1 ч).
Обобщение материала II
четверти. (1 ч).

Находить
жанровые
параллели между музыкой и
другими видами искусства.
Творчески
интерпретировать
содержание
музыкального
произведения
в
пении,
музыкально – ритмическом
движении,
поэтическом
слове,
изобразительной
деятельности.
Рассуждать об общности и
различии
выразительных
средств музыки и литературы.
Определять
специфику
деятельности
композитора,
поэта
и
писателя.
Определять
характерные
признаки
музыки
и
литературы.
Понимать
особенности
музыкального
воплощения
стихотворных текстов.
Самостоятельно подбирать
сходные и/или контрастные
литературные музыкальные
произведения к изучаемой
музыке.
Самостоятельно исследовать
жанры русских народных
песен и виды музыкальных
инструментов.
Определять
характерные
черты
музыкального
творчества народов России и
других стран при участии в
народных играх и обрядах,
действиях т.п.
Участвовать в коллективной
исполнительской
деятельности
(пении,
пластическом
интонировании,
импровизации,
игре
на
инструментах
–
элементарных
и
электронных).
Передавать
свои
музыкальные впечатления в
устной и письменной форме.
Самостоятельно работать в
творческих тетрадях.
13

Делиться впечатлениями о
концертах, спектаклях, и т.п.
со
сверстниками
и
родителями.
Использовать
образовательные
ресурсы
Интернета
для
поиска
произведений
музыки
и
литературы.
Собирать коллекцию
музыкальных и литературных
произведений.
Музыка и изобразительное искусство (17 часов)
Музыка как вид
общность
Что роднит музыку с
17 Выявлять
искусства.
жизненных
истоков
и
изобразительным
взаимосвязь
музыки
с
Народное
искусством. (1 ч).
литературой
и
музыкальное
Небесное и земное в звуках
изобразительным искусством
творчество.
и красках. Три вечные
как различными способами
Русская музыка от струны: молитва, песнь,
художественного
познания
эпохи
любовь. Любить. Молиться.
мира.
Средневековья до Петь. Святое назначенье...
рубежа XIX—XX
В минуты музыки
Соотносить художественно –
печальной... Есть сила
вв.
образное
содержание
благодатная в созвучье слов
музыкального произведения с
Зарубежная
живых... (1 ч).
формой его воплощения.
музыка от эпохи
Средневековья до Звать через прошлое к
Находить
ассоциативные
рубежа XIX— XX настоящему. Александр
связи
между
художественными образами
вв.
Невский. За отчий дом, за
музыки и изобразительного
русский край... Ледовое побоРусская и
искусства.
ище. После побоища.(2 ч).
зарубежная
музыкальная
Наблюдать за процессом и
Музыкальная живопись и
живописная музыка. Ты
культура XX—
результатом
музыкального
развития, выявляя сходство и
раскрой мне, природа,
XXI вв.
различие интонаций, тем,
объятья... Мои помыслы —
Современная
образов, в произведениях
музыкальная
краски, мои краски —
разных форм и жанров.
жизнь.
напевы... И это все весенних
Значение музыки в дней приметы! Фореллен Распознавать
жизни человека.
квинтет. Дыхание русской
художественный
смысл
песенности.(1 ч).
различных форм построения
музыки.
Колокольность в музыке и
Участвовать в совместной
изобразительном искусстве.
деятельности
при
Весть святого торжества.
воплощении
различных
Древний храм златой
музыкальных образов.
вершиной блещет ярко... (1
ч).
Исследовать интонационно –
образную
природу
Портрет в музыке и
музыкального искусства.
изобразительном искусстве.
Самостоятельно подбирать
Звуки скрипки так дивно
сходные и/или контрастные
звучали... Неукротимым дупроизведения
хом своим он побеждал зло (1
изобразительного искусства
ч).
(живописи, скульптуры) к
Волшебная палочка
14

дирижера. Дирижеры мира.
Образы борьбы и победы в
искусстве. О, душа моя,
ныне — Бетховен с тобой!
Земли решается судьба.
Оркестр Бетховена играет…(1 ч).
Обобщение материала III
четверти. (1 ч). Застывшая
музыка. Содружество муз в
храме. (1 ч).
Полифония в музыке и
живописи. В музыке Баха
слышатся мелодии космоса...
(1 ч).
Музыка на мольберте.
Композитор-художник. Я
полечу в далекие миры, край
вечной красоты...Вселенная
представляется мне большой
симфонией...(1 ч).
Импрессионизм в музыке и
живописи. Музыка ближе
всего к природе... Звуки и
запахи реют в вечернем
воздухе.(1 ч).
О подвигах, о доблести, о
славе… О тех, кто уже не
придет никогда, — помните!
Звучащие картины. (1 ч).
В каждой мимолетности
вижу я миры... Прокофьев!
Музыка и молодость в
расцвете... Музыкальная
живопись Мусоргского. (1 ч).
Мир композитора.
Исследовательский проект.
(1 час)
С веком наравне.
Обобщение материала IV
четверти.(1 ч).

изучаемой музыке.
Определять взаимодействие
музыки с другими видами
искусства
на
основе
осознания специфики языка
каждого из них (музыки,
литературы,
изобразительного искусства,
театра, кино и др.).
Владеть
музыкальными
терминами и понятиями в
пределах изучаемой темы.
Проявлять эмоциональную
отзывчивость,
личностное
отношение к музыкальным
произведениям
при
их
восприятии и исполнении.
Использовать
различные
формы музицирования и
творческих
заданий
в
освоении
содержания
музыкальных произведений.
Исполнять песни и темы
инструментальных
произведений отечественных
и зарубежных композиторов.
Различать виды оркестра и
группы
музыкальных
инструментов.
Анализировать и обобщать
многообразие связей музыки,
литератур и изобразительного
искусства.
Воплощать художественно –
образное содержание музыки
и
произведений
изобразительного искусства в
драматизации,
инсценировании,
пластическом
движении,
свободном дирижировании.
Импровизировать в песни,
игре, пластике.
Формировать
личную
фонотеку,
видеотеку,
коллекцию
произведений
изобразительного искусства.
Осуществлять
поиск
музыкально-образной
информации в сети Интернет.
Самостоятельно работать с
обучающими
15

образовательными
программами.
Оценивать
собственную
музыкально-творческую
деятельность и деятельность
своих сверстников.
Защищать творческие
исследовательские проекты
(вне сетки часов).
Класс 6 (34 часа)
Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 часов)
Музыка как вид
Различать простые и сложные жанры
Удивительный
17
искусства.
вокальной,
инструментальной,
мир
сценической музыки.
Народное
музыкальных
музыкальное
Характеризовать
музыкальные
образов.
творчество.
произведения (фрагменты).
Образы романсов
Русская музыка от и песен русских
Определять жизненно – образное
эпохи
содержание
музыкальных
композиторов.
Средневековья до Старинный
произведений
разных
жанров;
русский романс.
рубежа XIX—XX
различать лирические, эпические,
Песня – романс.
вв.
драматические музыкальные образы.
Наблюдать за развитием музыкальных
Мир чарующих
Зарубежная
звуков. (1 ч).
музыка от эпохи
образов.
Средневековья до Два музыкальных
Анализировать
приемы
рубежа XIX— XX посвящения. «Я
взаимодействия и развития образов
помню чудное
музыкальных сочинений.
вв.
мгновенье». «И
Русская и
Владеть навыками музицирования:
жизнь, и слёзы, и
зарубежная
исполнение
песен
(народных,
любовь». Вальс –
музыкальная
классического
репертуара,
фантазия. (1 ч)
культура XX—
современных
авторов),
напевание
Портрет в музыке
запомнившихся мелодий знакомых
XXI вв.
и живописи.
музыкальных сочинений.
Современная
Картинная
музыкальная
Разыгрывать народные песни.
галерея. (1ч).
жизнь.
Участвовать в коллективных играх драматизациях.
Значение музыки в «Уноси мое
жизни человека.
сердце в
Участвовать
в
коллективной
звонящую
деятельности
при
подготовке
и
даль…».
проведении
литературно
–
Музыкальный
музыкальных композиций.
образ и мастерство
Инсценировать песни, фрагменты
исполнителя.
опер, спектаклей.
Картинная
Воплощать
в
различных видах
галерея. (1 ч.)
музыкально – творческой деятельности
знакомые литературные и зрительные
Обряды и обычаи
образы.
в фольклоре и
творчестве
Называть отдельных выдающихся
композиторов.
отечественных
и
зарубежных
Песня в свадебном
исполнителей, включая музыкальные
обряде. Сцены
коллективы, и др.
свадьбы в операх
Ориентироваться
в
составе
русских
исполнителей
вокальной
музыки,
композиторов.(1
наличии и отсутствии музыкального
16

ч).
Образы песен
зарубежных
композиторов.
Искусство
прекрасного
пения.(1 ч).
Старинной песни
мир. Песни
Франца Шуберта.
Баллада. «Лесной
царь». Картинная
галерея. (1 ч).
Обобщение
материала I
четверти. (1 ч).
Образы русской
народной и
духовной
музыки. Народное
искусство Древней
Руси.(1 ч). Русская
духовная музыка.
Духовный
концерт. (1 ч).
«Фрески Софии
Киевской».
«Орнамент».
Сюжеты и образы
фресок. (1 ч).
«Перезвоны».
Молитва. (1 ч).
Образы духовной
музыки Западной
Европы.
«Небесное и
земное» в музыке
Баха. Полифония.
Фуга. Хорал.
Образы скорби и
печали.
«Stabatmater».
Реквием. (1 ч)
Фортуна правит
миром. «Кармина
Бурана». (1 ч).
Авторская песня:
прошлое и
настоящее. Песни
вагантов.
Авторская песня
сегодня. «Глобус

сопровождения.
и
определять
Воспринимать
разновидности хоровых коллективов по
манере исполнения.
Использовать
различные
формы
музицирования и творческих заданий в
освоении содержания музыкальных
образов.
Анализировать различные трактовки
одного и того же произведения,
аргументируя
исполнительскую
интерпретацию замысла композитора.
Раскрывать
образный
строй
музыкальных произведений на основе
взаимодействия
различных
видов
искусства.
Принимать участие в создании
танцевальных и вокальных композиций
в джазовом стиле.
Выполнять инструментовку мелодий
(фраз) на основе простейших приемов
аранжировки музыки на элементарных
и электронных инструментов.
Выявлять
возможности
эмоционального воздействия музыки на
человека (на личном примере).
Приводить примеры преобразующего
воздействия музыки.
Сотрудничать со сверстниками в
процессе исполнения классических и
современных
музыкальных
произведений
(инструментальных,
вокальных, театральных и т.п.).
Исполнять музыку, передовая ее
художественный смысл.
Оценивать
и
корректировать
собственную музыкально – творческую
деятельность.
Исполнять
отдельные
образцы
народного музыкального творчества
своей республики, края, региона.
Подбирать
простейший
аккомпанемент в соответствии с
жанровой основой произведения.
Ориентироваться в джазовой музыке,
называть ее отдельных выдающихся
исполнителей и композиторов.
Участвовать
в
разработке
и
воплощении
сценариев
народных
праздников, игр, обрядов, действ.
Находить информацию о наиболее
значительных явлениях музыкальной
17

крутится,
жизни в стране и за ее пределами.
вертится…».
Подбирать музыку для проведения
дискотеки в классе, школе и др.
Песни Булата
Окуджавы. (1 ч).
Составлять отзывы о посещении
концертов, музыкально – театральных
Джаз – искусство
спектаклей и др.
XX в.Спиричуэл и
блюз. Джаз –
Выполнять задания из творческой
тетради.
музыка легкая или
серьезная?(1 ч).
Защищать
творческие
Обобщение
исследовательские проекты (вне сетки
материала II
часов).
четверти. (1 ч).
Мир образов камерной и симфонической музыки (17 часов)
Музыка как вид
Соотносить основные образно –
Вечные темы
17
искусства.
эмоциональные
сферы
музыки,
искусства и
специфические
особенности
Народное
жизни.
произведений разных жанров.
музыкальное
Образы камерной
творчество.
Сопоставлять различные образцы
музыки. Могучее
народной и профессиональной музыки.
Русская музыка от царство Шопена.
Вдали от Родины.
Выявлять
эпохи
характерные
свойства
Средневековья до Инструментальная
народной и композиторской музыки.
баллада.
рубежа XIX—XX
Передавать в собственном исполнении
Рождаются
вв.
(пении,
игре
на
инструментах,
великие творения.
музыкально – пластическом движении)
Зарубежная
Ночной пейзаж.
музыка от эпохи
различные музыкальные образы.
Средневековья до Ноктюрн.
Анализировать
и
обобщать
рубежа XIX— XX Картинная
многообразие
связей
музыки,
вв.
галерея. (3 ч).
литературы
и
изобразительного
искусства.
Русская и
Инструментальны
зарубежная
й концерт.
Инсценировать фрагменты мюзиклов
музыкальная
«Времена года».
и рок – опер.
культура XX—
«Итальянский
Называть имена выдающихся русских
концерт». (1 ч).
и зарубежных композиторов, приводить
XXI вв.
примеры их произведений.
«Космический
Современная
пейзаж». «Быть
музыкальная
Определять
по
характерным
может, вся
жизнь.
признакам
принадлежность
музыкальных
произведений
к
Значение музыки в природа – мозаика
соответствующему жанру и стилю –
жизни человека.
цветов?».
музыка
классическая,
народная,
Картинная
религиозная, современная.
галерея. (1 ч).
Различать виды оркестра и группы
Образы
музыкальных инструментов.
симфонической
Осуществлять
исследовательскую
музыки.
художественно
«Метель».
–
эстетическую
Музыкальные
деятельность.
иллюстрации к
Выполнять индивидуальные проекты,
повести
участвовать в коллективных проектах.
А.С.Пушкина.
Импровизировать
в
одном
из
«Тройка».
современных
жанров
популярной
«Вальс». «Весна и
музыки и оценивать собственное
осень». «Романс».
исполнение.
«Пастораль».
Оценивать собственную музыкально –
18

«Военный марш».
творческую деятельность.
самообразованием
«Венчание». «Над
Заниматься
(совершенствовать умения и навыки
вымыслом слезами
самообразования).
обольюсь». (2 ч).
Применять
информационно
–
Симфоническое
коммуникационные технологии для
развитие
музыкального самообразования.
музыкальных
образов. «В
Использовать
различные
формы
музицирования и творческих заданий в
печали весел, а в
освоении содержания музыкальных
веселье печален».
произведений.
Связь времён (1 ч).
Обобщение
Защищать
творческие
материала
III
исследовательские проекты (вне сетки
четверти.(1 ч).
часов).
Программная
увертюра.
Увертюра
«Эгмонт». Скорбь
и радость. (2 ч).
Увертюра –
фантазия «Ромео
и Джульетта».(1
ч).
Мир
музыкального
театра. Балет
«Ромео и
Джульетта».
Мюзикл
«Вестсайдская
история». Опера
«Орфей и
Эвридика». Рок –
опера «Орфей и
Эвридика». (3 ч).
Образы
киномузыки.
«Ромео и
Джульетта» в кино
XX века. Музыка в
отечественном
кино.(1 ч).
Исследовательск
ий проект.
Обобщение
материала IV
четверти. (1 ч).
Класс 7 (34 часа)
Особенности драматургии сценической музыки (17 часов)
Музыка как вид
Определять роль музыки в жизни
Классика и
17
искусства.
человека.
современность.
Народное
Совершенствовать представление о
Музыкальная
19

музыкальное
творчество.
Русская музыка от
эпохи
Средневековья до
рубежа XIX—XX
вв.
Зарубежная
музыка от эпохи
Средневековья до
рубежа XIX— XX
вв.
Русская и
зарубежная
музыкальная
культура XX—
XXI вв.
Современная
музыкальная
жизнь.
Значение музыки в
жизни человека.

драматургия –
развитие музыки.
(2 ч).
В музыкальном
театре. Опера.
Опера «Иван
Сусанин». Новая
эпоха в русском
музыкальном
искусстве.
«Судьба
человеческая –
судьба народная».
«Родина моя!
Русская земля». (2
ч).
В концертном
зале. (1 ч)
Симфония.
Симфония № 40 В.
А. Моцарта.
Литературные
страницы.
«Улыбка» Р.
Брэдбери.
Симфония № 5 Л.
Бетховена (2 ч).
Героическая
тема в музыке (1
ч). В
музыкальном
театре. Балет
Обобщение
материала I
четверти. (1 ч).
Камерная
музыка.
Вокальный цикл (2
ч).
Инструментальн
ая музыка. Этюд.
Транскрипция.
Прелюдия.
Концерт. Концерт
для скрипки с
оркестром А.
Хачатуряна.
«Concerto grosso»
А. Шнитке. Сюита
(5 ч).
Обобщающий урок
(1 ч)

триединстве музыкальной деятельности
(композитор – исполнитель слушатель).
Эмоционально – образно
воспринимать и оценивать
музыкальные произведения различных
жанров и стилей классической и
современной музыки.
Обосновывать свои предпочтения в
ситуации выбора.
Выявлять особенности претворения
вечных тем искусства и жизни в
произведениях разных жанров и
стилей.
Выявлять (распознавать)
особенности музыкального языка,
музыкальной драматургии, средства
музыкальной выразительности.
Называть имена выдающихся
отечественных и зарубежных
композиторов и исполнителей,
узнавать наиболее значимые их
произведения и интерпретации.
Исполнять народные и современные
песни, знакомые мелодии изученных
классических произведений.
Анализировать и обобщать
многообразие связей музыки,
литературы и изобразительного
искусства.
Творчески интерпретировать
содержание музыкальных
произведений, используя приемы
пластического интонирования,
музыкально – ритмического движения,
импровизации.
Использовать различные формы
индивидуального, группового и
коллективного музицирования.
Решать творческие задачи.
Участвовать в исследовательских
проектах.
Выявлять особенности
взаимодействия музыки с другими
видами искусства.
Анализировать художественно –
образное содержание, музыкальный
язык произведений мирового
музыкального искусства.
Осуществлять поиск музыкально –
образной информации в справочной
литературе и Интернете в рамках
20

изучаемой темы.
Самостоятельно исследовать
творческие биографии композиторов,
исполнителей, исполнительских
коллективов.
Собирать коллекции классических
произведений.
Проявлять творческую инициативу в
подготовке и проведении музыкальных
конкурсов, фестивалей в классе, школе
и т. д.
Применять информационно –
коммуникационные технологии для
музыкального самообразования.
Заниматься музыкально –
просветительской деятельностью с
младшими школьниками,
сверстниками, родителями, жителями
микрорайона.
Использовать различные формы
музицирования и творческих заданий в
процессе освоения содержания
музыкальных произведений.
Основные направления музыкальной культуры (17 часов)
Музыка как вид
Сравнивать
музыкальные
Религиозная
17
искусства.
произведения разных жанров и стилей,
музыка. Сюжеты
выявлять интонационные связи.
Народное
и образы
музыкальное
Проявлять инициативу в различных
религиозной
творчество.
сферах музыкальной деятельности, в
музыки.
музыкально – эстетической жизни
Русская музыка от «Высокая месса»
эпохи
И. С. Баха. От
класса, школы (музыкальные вечера,
Средневековья до страдания к
музыкальные гостиные, концерты для
рубежа XIX—XX
радости.
младших школьников и др.).
Литературные
вв.
Совершенствовать умения и навыки
самообразования при организации
Зарубежная
страницы.
культурного досуга, при составлении
музыка от эпохи
«Могила Баха» Д.
домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Средневековья до Гранина.
Называть крупнейшие музыкальные
рубежа XIX— XX «Всенощное
бдение» С.
вв.
центры мирового значения (театры
Рахманинова.
оперы и балета, концертные залы,
Русская и
музеи).
зарубежная
Образы «Вечерни»
музыкальная
и «Утрени».
Анализировать
приемы
культура XX—
взаимодействия и развития одного или
Литературные
нескольких образов в произведениях
страницы.
XXI вв.
разных форм и жанров.
«Христова
Современная
Всенощная» И.
музыкальная
Анализировать и обобщать жанрово –
Шмелёва (5 ч).
жизнь.
стилистические
особенности
музыкальных произведений.
Значение музыки в Рок-опера «Иисус
жизни человека.
Размышлять о модификации жанров в
Христос — суперсовременной музыке.
звезда». Вечные
темы. Главные
Общаться и взаимодействовать в
образы (3 ч).
процессе ансамблевого , коллективного
21

(хорового
и
инструментального)
воплощения
различных
художественных образов.
Самостоятельно
исследовать
творческую биографию одного из
популярных
исполнителей,
музыкальных коллективов и т. п.
Обмениваться
впечатлениями
о
текущих событиях музыкальной жизни
в отечественной культуре и за рубежом.
Импровизировать
в
одном
из
современных
жанров
популярной
музыки и оценивать собственное
исполнение.
Ориентироваться в джазовой музыке,
называть ее отдельных выдающихся
исполнителей и композиторов.
Самостоятельно исследовать жанровое
разнообразие популярной музыки.
Определять специфику современной
популярной
отечественной
и
зарубежной музыки, высказывать
собственное
мнение
о
ее
художественной ценности.
Осуществлять
проектную
деятельность.
Участвовать в музыкальной жизни
школы, города, страны и др.
Использовать
различные
формы
музицирования и творческих заданий
для освоения содержания музыкальных
произведений.
Защищать
творческие
исследовательские проекты (вне сетки
часов).
Класс 8 (34 часа)
Классика и современность (17 часов)
Понимать значение классической
Классика в
17
музыки в жизни людей, общества.
нашей жизни (1
ч).
Знакомиться
с
классическим
музыкальным наследием в процессе
В музыкальном
самообразования,
внеурочной
театре. Опера.
музыкальной деятельности, семейного
Опера «Князь
досуга.
Игорь». Русская
эпическая опера.
Понимать закономерности и приёмы
Ария князя Игоря.
развития
музыки,
особенности
Портрет половцев.
музыкальной драматургии оперного
«Плач Ярославны»
спектакля; выявлять в процессе
(2 ч).
интонационно-образно- го анализа
взаимозависимость и взаимодействие
В музыкальном
происходящих в нём явлений и
театре. Балет.
событий. Устанавливать причинноБалет

Светская
музыка. Соната.
Соната № 8
(«Патетическая»)
Л. Бетховена.
Соната № 2 С.
Прокофьева.
Соната № 11 В. А.
Моцарта (2 ч).
Рапсодия в стиле
блюз Дж.
Гершвина (1 ч).
Симфоническая
картина.
«Празднества» К.
Дебюсси.
Симфония № 1 В.
Калинникова.
Картинная галерея
(2 ч).
Музыка народов
мира (1 ч).
Международные
хиты (1 ч). Рокопера «Юнона и
Авось» А.
Рыбникова (1 ч).
Исследовательски
й проект (вне
сетки часов).
Вместо
заключения.
Обобщающий урок
(1 ч).

Музыка как вид
искусства.
Народное
музыкальное
творчество.
Русская музыка от
эпохи
Средневековья до
рубежа XIX—XX
вв.
Зарубежная
музыка от эпохи
Средневековья до
рубежа XIX— XX
вв.

22

Русская и
зарубежная
музыкальная
культура XX—
XXI вв.
Современная
музыкальная
жизнь.
Значение музыки в
жизни человека.

«Ярославна».
Вступление. «Стон
Русской земли».
«Первая битва с
половцами».
«Плач
Ярославны».
«Молитва» (1 ч).
В музыкальном
театре. Мюзикл.
Рок - опера.
Человек есть
тайна. Рок-опера
«Преступление и
наказание».
Мюзикл «Ромео и
Джульетта: от
ненависти до
любви» (4 ч).
Музыка к
драматическому
спектаклю.
«Ромео и
Джульетта».
Музыкальные зарисовки для
большого
симфонического
оркестра. Музыка
Э. Грига к драме
Г. Ибсена «Пер
Гюнт». «Гогольсюита». Из
музыки к
спектаклю
«Ревизская сказка». Образы
«Гоголь-сюиты»
(4 ч).
Музыка в кино.
Ты отправишься в
путь, чтобы
зажечь день...
Музыка к фильму
«Властелин
колец» (1 ч). В
концертном зале.
Симфония:
прошлое и
настоящее.
Симфония № 8
(«Неоконченная»)

следственные
связи,
делать
умозаключения, выводы и обобщать.
национальную
Распознавать
принадлежность
произведений,
выявлять
единство
родного,
национального
и
общезначимого,
общечеловеческого.
Находить
и
классифицировать
информацию о музыке, её создателях и
исполнителях,
критически
её
оценивать.
Определять понятия, устанавливать
аналогии, классифицировать жанры,
самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации.
Осознавать
духовно-нравственную
ценность
шедевров
русской
и
зарубежной музыкальной классики и её
значение для развития мировой
музыкальной культуры.
Совершенствовать умения и навыки
музицирования
(коллективного,
ансамблевого, сольного).
Идентифицировать
термины
и
понятия музыки с художественным
языком других искусств в процессе
интонационно-образного и жанровостилевого
анализа
фрагментов
симфоний.
Использовать
информационнокоммуникационные технологии (вести
поиск информации о симфониях и их
создателях в Интернете, переписывать
(скачивать) полюбившиеся фрагменты
с
целью
пополнения
домашней
фонотеки и подготовки проекта «Есть
ли у симфонии будущее?»).
Участвовать
в
дискуссиях,
размышлениях о музыке и музыкантах,
выражать
своё
отношение
в
письменных
высказываниях.
Расширять
представления
об
ассоциативно-образных связях музыки
с другими видами искусства.
Раскрывать драматургию развития
музыкальных образов симфонической
музыки на основе формы сонатного
allegro.
Воспринимать
контраст
образных
сфер
как
принцип
драматургического
развития
в
симфонии.
Рассуждать о содержании симфоний
23

Ф. Шуберта.
разных композиторов.
Симфония № 5 П.
Вести дискуссию, осуществлять поиск
ответов на проблемные вопросы,
Чайковского.
используя интернет-ресурсы
Симфония № 1
(«Классическая»)
С. Прокофьева.
Музыка — это
огромный мир,
окружающий
человека... (3 ч).
Обобщающий
урок (1 ч).
Традиции и новаторство в музыке (17 часов)
Музыка как вид
Размышлять
о
традициях
и
Музыканты —
17
искусства.
новаторстве в произведениях разных
извечные маги. И
жанров и стилей. Оперировать
Народное
снова в
терминами и понятиями музыкального
музыкальное
музыкальном
искусства.
театре… Опера
творчество.
Русская музыка от «Порги и Бесс»
Расширять представления об оперном
(фрагменты). Дж.
эпохи
искусстве зарубежных композиторов.
Средневековья до Гершвин. Развитие
Выявлять особенности драматургии
традиций
рубежа XIX—XX
классической оперы.
оперного
вв.
Проявлять
стремление
к
спектакля (2 ч).
продуктивному
общению
со
Зарубежная
Опера «Кармен»
сверстника- ми, учителями; уметь
музыка от эпохи
Средневековья до (фрагменты). Ж.
аргументировать
(в
устной
и
рубежа XIX— XX Бизе. Портреты
письменной речи) собственную точку
зрения, принимать (или опровергать)
вв.
великих
мнение собеседника, участвовать в
Русская и
исполнителей.
Елена Образцова
дискуссиях,
спорах
по
поводу
зарубежная
(3 ч). Балет
различных явлений в музыке и других
музыкальная
«Кармен-сюита»
видах
искусства.
Понимать
культура XX—
художественный язык, особенности
(фрагменты). Р.
XXI вв.
современной музыкальной драматургии
Щедрин.
Современная
как новаторского способа подачи
Портреты великих
музыкальная
литературных сюжетов.
исполнителей.
жизнь.
Значение музыки в Майя Плисецкая
Анализировать
особенности
(3 ч).
жизни человека.
интерпретации
произведений
различных жанров и стилей. Оценивать
Современный
современные
исполнительские
музыкальный
театр. Великие
интерпретации классической музыки с
духовно-нравственных и эстетических
мюзиклы мира.
Классика в
позиций; видеть границы между
современной
новаторскими
тенденциями,
обработке (2 ч). В
развивающими
традиции
и
разрушающими их. Эмоционально и
концертном зале.
осознанно воспринимать образное
Симфония №7
(«Ленинградская»)
содержание и особенности развития
(фрагменты). Д.
музыкального
материала
Шостакович.
инструментально
симфонической
Литературные
музыки.
страницы.
Устанавливать
ассоциативно24

«Письмо к Богу»
неизвестного
солдата (3 ч).
Музыка в
храмовом синтезе
искусств.
Литературные
страницы. Стихи
русских поэтов.
Галерея
религиозных
образов.
Неизвестный
Свиридов. «О
России петь — что
стремиться в
храм…» Запевка,
слова И.
Северянина.
Хоровой цикл
«Песнопения и
молитвы»
(фрагменты). Г.
Свиридов. Свет
фресок
Дионисия —
миру («Фрески
Дионисия». Р.
Щедрин).
Музыкальные
завещания
потомкам
(«Гейлигенштадтс
кое завещание
Л. Бетховена». Р.
Щедрин) (4 ч).
Исследовательск
ий проект (вне
сетки часов).
Вместо
заключения. Пусть
музыка звучи.

образные связи явлений жизни и
искусства
на
основе
анализа
музыкальных образов.
Выражать личностное отношение,
уважение к прошлому и настоящему
страны, воссозданному в разных видах
искусства. Уважительно относиться к
религиозным
чувствам,
взглядам
людей; осознавать значение религии в
развитии культуры и истории, в
становлении гражданского общества и
российской
государственности.
Самостоятельно
осуществлять
музыкально-практическую, творческую
деятельность:
пение,
игра
на
музыкальных инструментах, включая
синтезатор,
пластическое
интонирование,
музыкальноритмические движения, свободное
дирижировании, инсценировка песен и
фрагментов музыкальных спектаклей,
программных сочинений.
Общаться
и
сотрудничать
со
сверстниками, детьми старшего и
младшего возраста, взрослыми в
процессе музыкально-образовательной,
общественно
полезной,
исследовательской и других видов
деятельности.
Понимать свою ответственность за
достижение общего художественноэстетического результата.
Участвовать
в
концертных
представлениях для одноклассников и
родителей, в подготовке и защите
исследовательских проектов.
Активно применять информационнокоммуникационные технологии в целях
самообразования

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Результаты Независимой Оценки Качества Образования (НОКО) в 2022 году

Уважаемые пользователи ресурса! На официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях Вы можете выразить своё мнение о качестве условий оказания услуг в нашей организации.


МБОУ СОШ № 13 на сайте bus.gov.ru




Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».