31. РП Проектная деятельность 9 класс ФГОС

Краснодарский край
муниципальное образование город Армавир
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 13

Мусейлян
Артур
Владимиров
ич

Подписано
цифровой подписью:
Мусейлян Артур
Владимирович
Дата: 2022.11.12
22:31:23 +03'00'

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2021 года протокол № 1
Директор МБОУ СОШ № 13
_______________ В.М. Мартынова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По курсу

«Проектная и
деятельность»

исследовательская

Уровень образования (класс)

основное общее образование

Количество часов

34

Учитель

Глигор Наталья Николаевна

9 класс

Программа разработана
на основе программы исследовательской и
проектной деятельности обучающихся. Основная школа / С.В. Третьякова,
А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С.В. Третьякова). – М. :
Просвещение, 2013.

















Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся
является средством реализации требований Стандарта к личностным и метапредметным
результатам освоения основной образовательной программы, конкретизирует методы
формирования универсальных учебных действий учащихся на этой ступени образования в
части повышения мотивации и эффективности учебной деятельности обучающихся.
Программа может служить основой для разработки по данному направлению
образовательных программ для общеобразовательных учреждений.
Программа направлена на развитие творческих способностей обучающихся,
формирование у них основ культуры исследовательской и проектной деятельности,
системных представлений и позитивного социального опыта применения методов и
технологий этих видов деятельности, развитие умений обучающихся самостоятельно
определять цели и результаты (продукты) такой деятельности.
Программа обеспечивает требования Стандарта к организации системнодеятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы
обучающихся, развитие критического и формирование инновационного мышления в
процессе достижения личностно значимой цели, представляющей для обучающихся
познавательный или прикладной интерес.
Цели задачи и принципы организации учебно-исследовательской и проектной
деятельности
Цели учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся отражают
тождественные им результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования, а именно:
• формирование универсальных учебных действии обучающихся через:
освоение социальных ролей, необходимых для учебно - исследовательской и
проектной деятельности;
актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение
учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремлённость,
самосознание и готовность преодолевать трудности;
освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни
общества, значимости учебно-исследовательской и проектной работы, инновационной
деятельности; овладение методами и методологией познания, развитие продуктивного
воображения;
развитие компетентности общения;
овладение обучающимися продуктно-ориентированной деятельностью при
помощи последовательного освоения:
основных этапов, характерных для исследования и проектной работы;
методов определения конкретного пользователя продукта (результата) проекта или
исследования;
технологий анализа инновационного потенциала продукта до момента начала его
создания;
развитие творческих способностей и инновационного мышления обучающихся на
базе:
предметного и мета предметного, научного и поли научного содержания;
владения приёмами и методами учебно-исследовательской и проектной
деятельности, творческого поиска решений структурированных и неструктурированных
задач;
общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей,
специалистов за счёт потенциала и многообразия целей, задач и видов учебноисследовательской и проектной деятельности.
Данная Программа преобразует предметно-ориентированную модель обучения, дополняя
её метапредметными возможностями и средствами индивидуализации, дифференциации и























мотивации личностно значимой деятельности. Логика Программы базируется на идее
формирования и развития целостной мировоззренческой картины обучающегося через
использование традиционных методов учебно-исследовательской и проектной
деятельности: моделирования, интегрирования, конструирования, проектирования,
исследования, сотрудничества. При этом само использование проектных и
исследовательских подходов в обучении является показателем высокой квалификации
учителя, его профессиональной компетенции в организации системно-деятельностного
подхода с целью развития обучающихся.
Исходя из целей освоения Программы организационно - методическое обеспечение и
педагогическое сопровождение программы направлены на создание условий для решения
следующих задач:
в отношении обучающихся:
обучение целеполаганию, планированию и контролю;
овладение приёмами работы с неструктурированной информацией (сбор и
обработка, анализ, интерпретация и оценка достоверности, аннотирование,
реферирование, компиляция) и простыми формами анализа данных;
обучение методам творческого решения проектных задач;
формирование умений представления отчётности в вариативных формах;
формирование конструктивного отношения к работе;
создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в
мире профессий;
в отношении учителя:
применение педагогических техник и приёмов, обеспечивающих самоопределение
и самостоятельность обучающегося в процессе работы, и контроль за соблюдением этапов
деятельности;
поддержка научного уровня, ориентированности на результат и инновационной
направленности исследований и проектных разработок;
обучение приёмам и методам учебно-исследовательской и проектной деятельности,
творческого поиска и работы с информацией; разработка банка заданий, проблем, тем и
учебно-методических комплексов для обеспечения многообразия видов деятельности;
владение методами организации учебного сотрудничества и проектной
кооперации, повышения индивидуальной эффективности деятельности отдельных
учащихся и работы группы в целом;
Для успешного управления проектной и учебно-исследовательской деятельностью
учащихся используются следующие принципы организации данного процесса:
доступности — занятие проектно-исследовательской деятельностью предполагает
освоение материала за рамками школьного учебника, и это происходит зачастую на
высоком уровне трудности. Но понятие «высокий уровень трудности» имеет смысл тогда,
когда этот уровень имеет непосредственное отношение к конкретному ученику, а не к
конкретному учебному материалу: что для одного ученика достаточно сложно и
непонятно, для другого просто и доступно;
естественности — тема исследования, за которую берётся обучающийся, не
должна быть надуманной взрослым. Она должна быть интересной и настоящей, а значит,
реально выполнимой. Естественность заключается в том, что ученик сможет исследовать
тему самостоятельно, без каждодневной и постоянной помощи взрослого, когда ребёнок
может сам «потрогать» проблему, ощутить возможности её решения, стать
первооткрывателем без подсказки и руководства учителя;
наглядности, или эксперименталъности, — в исследовательской деятельности
человек познаёт свойства веществ и явлений не только зрением, но и с помощью других
анализаторов. Таким образом, принцип наглядности позволяет учащемуся выходить за
рамки только созерцательной стороны восприятия предметов и явлений и







экспериментировать с теми предметами, материалами, вещами, которые он изучает в
качестве исследователя;
осмысленности — для того чтобы знания, полученные в ходе исследования
(проекта), стали действительно личными ценностями ученика, они должны им
осознаваться и осмысливаться, а вся его деятельность в ходе работы должна быть
подчинена поиску единого поля ценностей в рамках проблемы. Это возможно только в
том случае, если цель, задачи, проблема, гипотеза исследования (проекта) не готовые
выкладки, сформулированные взрослым, а плод раздумий, своеобразный инсайт ученика.
Именно процесс осмысливания хода проектно-исследовательской работы даёт ученику
осознанность выполняемого им действия и формирует умение совершать логические
умственные операции, способность переносить полученные или имеющиеся знания в
новую ситуацию;
культуросообразности — это воспитание в ученике культуры соблюдения
научных традиций, научного исследования с учётом актуальности и оригинальности
подходов к решению научной задачи. Этот принцип можно считать принципом
творческой исследовательской деятельности, когда обучающийся привносит в работу чтото своё, неповторимое, пронизанное своими мироощущением и мировосприятием;
самодеятельности — ученик может овладеть ходом своей исследовательской
(проектной) работы только в том случае, если она основана на его собственном опыте.
Выбор собственной предметной деятельности позволяет школьнику самостоятельно
анализировать результаты и последствия своей деятельности, порождает рефлексию, что
приводит к появлению новых планов и замыслов, которые в дальнейшем
конкретизируются и воплощаются в новые исследования. Самостоятельная деятельность
школьника позволяет ему выйти на новый уровень взаимоотношений со своими
сверстниками и педагогами, он становится партнёром и сотрудником взрослого в решении
той или иной проблемы, в котором они, взрослый и ученик, становятся равными.
Принцип самостоятельности является самым главным из всех вышеперечисленных
принципов, так как именно самостоятельная деятельность в ходе учебной проектноисследовательской работы — основной показатель понимания обучающимся изучаемой
им проблемы, становления его мировоззренческой позиции. Именно принцип
самостоятельности подкрепляется принципами доступности, естественности и
экспериментальное, а не наоборот.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ







Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не
столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие
школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере,
формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение
сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается
как показатель успешности (не успешности) исследовательской деятельности.
Выпускник средней школы научится:
планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя
оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём
научного исследования; отбирать адекватные методы исследования, формулировать
вытекающие из исследования выводы;
применять такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация,
доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии,
опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и
исполнение алгоритма;





























использовать такие естественно - научные методы и приёмы, как наблюдение,
постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование,
использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление
границ применимости модели/теории;
использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: постановка проблемы, опрос, описание, сравнительное историческое
описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые
средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к
суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок,
моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Выпускник средней школы получит возможность научиться:
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование,
учебный и социальный проекты;
использовать догадку, озарение, интуицию;
использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических
возможностей, математическое моделирование;
использовать такие естественно - научные методы и приёмы, как
абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими
известными фактами;
использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных
и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное
отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство
общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности,
осваивать новые языковые средства;
осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за
качество выполненного проекта.
Планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности
обучающихся в основном соответствуют результатам освоения коммуникативных и
познавательных универсальных учебных действий на ступени начального и основного
общего образования, но имеют и ряд специфических отличий за счёт создания учениками
личной продукции и индивидуальных интеллектуальных открытий в конкретной области.
Планируемыми специфическими результатами учебно-исследовательской и проектной
деятельности обучающихся являются:
самоопределение в области познавательных интересов;
умение искать необходимую информацию в открытом, неструктурированном
информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных
ресурсов и каталогов библиотек;
умение на практике применять уже имеющиеся знания и осваивать специфические
знания для выполнения условий проекта или учебного исследования;
умение определять проблему как противоречие, формулировать задачи для
решения проблемы;
умение определять продукты и результаты деятельности;
владение специальными технологиями, необходимыми в процессе создания
итогового проектного или исследовательского продукта;
умение взаимодействовать в группе, работающей над исследованием проблемы
или на конкретный результат;
















умение представлять и продвигать к использованию результаты и продукты
проектной и учебно-исследовательской деятельности.
Результатами освоения познавательных универсальных учебных действий являются:
повышение предметной компетенции обучающихся; расширение кругозора в различных
научных областях; умение оперировать качественными и количественными моделями
явлений; формирование умений организации системы доказательств и её критики и т. п.
Результатами освоения коммуникативных универсальных учебных действий являются
различные умения, способности и приёмы работы в группе: способность к согласованным
действиям с учётом позиции другого; владение нормами и техникой общения; учёт
особенностей коммуникации партнёра и т. п.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся также приобретут опыт
проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию
самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и
эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на
практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства,
принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённое. Учащиеся получат
возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, поиску
нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
В ходе планирования и выполнения учебных исследований обучающиеся освоят умение
оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения,
приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения
различных предположений и их последующей проверки.
В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах
учебного исследования и учебного проекта в ходе освоения системы научных понятий, у
выпускников будут заложены:
потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие
основы знаний, личный, социальный, исторический, жизненный опыт;
основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
основы ценностных суждений и оценок;
уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать
невежество и предрассудки, развивать теоретические знания, продвигаться в
установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;
основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования
различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.
Достижение результатов освоения Программы может учитываться при оценке
эффективности деятельности образовательного учреждения и педагогических работников
по следующим критериям:
средний балл государственной итоговой аттестации выпускников девятых классов;
количество призовых мест в предметных олимпиадах, научно-практических
конференциях, фестивалях и конкурсах, дистанционных олимпиадах и конкурсах
различного уровня;
степень участия образовательного учреждения в реализации муниципальных и
региональных проектов и программ, в том числе сетевых;
наличие разработанных и опубликованных проектов (исследований) в
периодических педагогических изданиях и на интернет-сайтах.
Особое значение при организации и подведении итогов учебно-исследовательской и
проектной деятельности имеют: стендовая информация, школьные сайты (наличие на них
соответствующего раздела и частота его обновления), наличие в образовательном
учреждении системы формирования учащимися своего портфолио.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№

1
2
3
4

Разделы, темы

Количество часов
примерная авторская рабочая программа
программа
проектную
3
3

Тема 1. Введение в
деятельность.
Тема 2. Работа над проектом.
Тема 3. Исследовательский проект.
Тема 4. Инженерный проект.

3
16
12

3
16
12

Курс по программе рассчитан на 1 год (34 ч). Цель курса — теоретическая и
практическая подготовка учащихся к выполнению конкретных видов проектной работы
(включая итоговый проект за курс основной школы). При этом программа занятий
предполагает минимум теории и максимум деятельности обучающихся по проектам.
Программа курса «Технология учебно-исследовательской и проектной деятельности»
содержит следующие тематические модули:
Тема 1. Введение в проектную деятельность. Что такое метод проектов; история
развития проектного метода; возможности и смыслы проектной деятельности.
Классификация проектов (3 ч).
Тема 2. Работа над проектом. Что такое проектный продукт; требования к целям и
содержанию проекта; структура проекта; требования к оформлению проекта; работа над
содержанием проекта; календарный план работы над проектом. Выбор темы
(тренировочных, информационного, игрового, прикладного, социального проектов),
определение результата, составление плана работы, подготовка черновика и защита
проекта (3 ч).
Тема 3. Исследовательский проект. Основы научного знания и теоретической науки;
особенности
научного
исследования;
особенности
учебного
исследования.
Основополагающие принципы естественно-научного исследования. Гуманитарное
исследование. Постановка проблемы; формирование и способы проверки гипотез; поиск
решений, анализ и выводы в научном исследовании. Выбор темы тренировочного
учебного исследования, определение результата, составление плана работы; подготовка
черновика работы; защита результатов (16 ч).
Тема 4. Инженерный проект. Особенности инженерных проектов. Теория решения
изобретательских задач (ТРИЗ). Технологии творческого решения инженерных задач:
морфологический ящик и метод фокальных объектов. Выбор темы тренировочного
инженерного проекта, определение продукта или результата, составление плана работы;
подготовка черновика исследования; защита проекта (12 ч).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Темы, входящие
в разделы

Основное содержание по темам

Тема 1. Введение Что такое метод проектов;
в
проектную история развития проектного
деятельность (3 ч) метода; возможности и смыслы
проектной
деятельности.
Классификация проектов
Тема 2. Работа Что такое проектный продукт;

Характеристика основных видов
деятельности ученика
(на уровне учебных действий)

к
целям
и
над проектом (3 ч) требования
содержанию проекта; структура
проекта;
требования
к
оформлению проекта; работа над
содержанием
проекта;
календарный план работы над
проектом.
Выбор
темы
(тренировочных,
информационного,
игрового,
прикладного,
социального
проектов),
определение
результата, составление плана
работы, подготовка черновика и
защита проекта
Тема 3. ИсследоОсновы научного знания и
теоретической
науки;
вательский
особенности
научного
проект (16 ч)
исследования;
особенности
учебного
исследования.
Основополагающие
принципы
естественно-научного
исследования.
Гуманитарное
исследование.
Постановка
проблемы;
формирование
и
способы проверки гипотез; поиск
решений, анализ и выводы в
научном исследовании. Выбор
темы тренировочного учебного
исследования,
определение
результата, составление плана
работы; подготовка черновика
работы; защита результатов

Тема
Инженерный
проект (12 ч)

Основным видом деятельности
данного типа проектов должна
стать
исследовательская
деятельность. При этом изучение
(поиск,
наблюдение,
систематизация) или решение
обучающимися проблемы
с
заранее неизвестным решением
предполагает наличие основных
этапов,
характерных
для
научного
исследования,
а
именно:
выбор
области
исследования,
определение
проблемы, составление плана и
графика
работы,
изучение
информационных источников по
проблеме, разработка гипотез, их
оценка,
постановка
экспериментальных
задач,
разработка
и
проведение
экспериментов, сопоставление
гипотезы
с
результатами
экспериментов, оценка решений,
основанная
на
экспериментальных
данных,
выводы и постановка новых
проблем или задач.
Учебно-исследовательские
проекты
могут
быть
предметными
и
межпредметными.
Последние
имеют большое значение, так
как
решают
проблему
формирования метапредметных
результатов и представлений.
инженерных Под инженерным проектом как
4. Особенности
проектов.
Теория
решения особым
видом
проекта
изобретательских задач (ТРИЗ). понимается
создание
или

Технологии творческого решения
инженерных
задач:
морфологический ящик и метод
фокальных объектов. Выбор
темы
тренировочного
инженерного
проекта,
определение
продукта
или
результата, составление плана
работы; подготовка черновика
исследования; защита проекта

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей естественно - математического цикла
МБОУ СОШ № 13
от 29 августа 2021 года № 1
_____________ Г.Н. Колесникова

усовершенствование принципов
действия,
схем,
моделей,
образцов
технических
конструкций, устройств, машин.
Эти
проекты
предполагают
наличие
традиционных
для
инженерного проекта этапов:
определение
функциональной
необходимости
изобретения
(улучшения),
определение
критериев
результативности,
планирование
работы,
предварительные исследования и
поиск информации, создание и
оценка реального прототипа
первоначальной
идеи,
корректировка,
доделка,
демонстрация результатов.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________ А.В. Усачев
29 августа 2021 года
.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Результаты Независимой Оценки Качества Образования (НОКО) в 2022 году

Уважаемые пользователи ресурса! На официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях Вы можете выразить своё мнение о качестве условий оказания услуг в нашей организации.


МБОУ СОШ № 13 на сайте bus.gov.ru




Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».