Краснодарский край муниципальное образование город Армавир муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 13 Мусейлян Артур Владимиров ич Подписано цифровой подписью: Мусейлян Артур Владимирович Дата: 2022.11.12 22:31:23 +03'00' УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 30 августа 2021 года протокол № 1 Директор МБОУ СОШ № 13 _______________ В.М. Мартынова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По курсу «Проектная и деятельность» исследовательская Уровень образования (класс) основное общее образование Количество часов 34 Учитель Глигор Наталья Николаевна 9 класс Программа разработана на основе программы исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Основная школа / С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С.В. Третьякова). – М. : Просвещение, 2013. Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся является средством реализации требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, конкретизирует методы формирования универсальных учебных действий учащихся на этой ступени образования в части повышения мотивации и эффективности учебной деятельности обучающихся. Программа может служить основой для разработки по данному направлению образовательных программ для общеобразовательных учреждений. Программа направлена на развитие творческих способностей обучающихся, формирование у них основ культуры исследовательской и проектной деятельности, системных представлений и позитивного социального опыта применения методов и технологий этих видов деятельности, развитие умений обучающихся самостоятельно определять цели и результаты (продукты) такой деятельности. Программа обеспечивает требования Стандарта к организации системнодеятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы обучающихся, развитие критического и формирование инновационного мышления в процессе достижения личностно значимой цели, представляющей для обучающихся познавательный или прикладной интерес. Цели задачи и принципы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности Цели учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся отражают тождественные им результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, а именно: • формирование универсальных учебных действии обучающихся через: освоение социальных ролей, необходимых для учебно - исследовательской и проектной деятельности; актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремлённость, самосознание и готовность преодолевать трудности; освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни общества, значимости учебно-исследовательской и проектной работы, инновационной деятельности; овладение методами и методологией познания, развитие продуктивного воображения; развитие компетентности общения; овладение обучающимися продуктно-ориентированной деятельностью при помощи последовательного освоения: основных этапов, характерных для исследования и проектной работы; методов определения конкретного пользователя продукта (результата) проекта или исследования; технологий анализа инновационного потенциала продукта до момента начала его создания; развитие творческих способностей и инновационного мышления обучающихся на базе: предметного и мета предметного, научного и поли научного содержания; владения приёмами и методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска решений структурированных и неструктурированных задач; общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей, специалистов за счёт потенциала и многообразия целей, задач и видов учебноисследовательской и проектной деятельности. Данная Программа преобразует предметно-ориентированную модель обучения, дополняя её метапредметными возможностями и средствами индивидуализации, дифференциации и мотивации личностно значимой деятельности. Логика Программы базируется на идее формирования и развития целостной мировоззренческой картины обучающегося через использование традиционных методов учебно-исследовательской и проектной деятельности: моделирования, интегрирования, конструирования, проектирования, исследования, сотрудничества. При этом само использование проектных и исследовательских подходов в обучении является показателем высокой квалификации учителя, его профессиональной компетенции в организации системно-деятельностного подхода с целью развития обучающихся. Исходя из целей освоения Программы организационно - методическое обеспечение и педагогическое сопровождение программы направлены на создание условий для решения следующих задач: в отношении обучающихся: обучение целеполаганию, планированию и контролю; овладение приёмами работы с неструктурированной информацией (сбор и обработка, анализ, интерпретация и оценка достоверности, аннотирование, реферирование, компиляция) и простыми формами анализа данных; обучение методам творческого решения проектных задач; формирование умений представления отчётности в вариативных формах; формирование конструктивного отношения к работе; создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в мире профессий; в отношении учителя: применение педагогических техник и приёмов, обеспечивающих самоопределение и самостоятельность обучающегося в процессе работы, и контроль за соблюдением этапов деятельности; поддержка научного уровня, ориентированности на результат и инновационной направленности исследований и проектных разработок; обучение приёмам и методам учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска и работы с информацией; разработка банка заданий, проблем, тем и учебно-методических комплексов для обеспечения многообразия видов деятельности; владение методами организации учебного сотрудничества и проектной кооперации, повышения индивидуальной эффективности деятельности отдельных учащихся и работы группы в целом; Для успешного управления проектной и учебно-исследовательской деятельностью учащихся используются следующие принципы организации данного процесса: доступности — занятие проектно-исследовательской деятельностью предполагает освоение материала за рамками школьного учебника, и это происходит зачастую на высоком уровне трудности. Но понятие «высокий уровень трудности» имеет смысл тогда, когда этот уровень имеет непосредственное отношение к конкретному ученику, а не к конкретному учебному материалу: что для одного ученика достаточно сложно и непонятно, для другого просто и доступно; естественности — тема исследования, за которую берётся обучающийся, не должна быть надуманной взрослым. Она должна быть интересной и настоящей, а значит, реально выполнимой. Естественность заключается в том, что ученик сможет исследовать тему самостоятельно, без каждодневной и постоянной помощи взрослого, когда ребёнок может сам «потрогать» проблему, ощутить возможности её решения, стать первооткрывателем без подсказки и руководства учителя; наглядности, или эксперименталъности, — в исследовательской деятельности человек познаёт свойства веществ и явлений не только зрением, но и с помощью других анализаторов. Таким образом, принцип наглядности позволяет учащемуся выходить за рамки только созерцательной стороны восприятия предметов и явлений и экспериментировать с теми предметами, материалами, вещами, которые он изучает в качестве исследователя; осмысленности — для того чтобы знания, полученные в ходе исследования (проекта), стали действительно личными ценностями ученика, они должны им осознаваться и осмысливаться, а вся его деятельность в ходе работы должна быть подчинена поиску единого поля ценностей в рамках проблемы. Это возможно только в том случае, если цель, задачи, проблема, гипотеза исследования (проекта) не готовые выкладки, сформулированные взрослым, а плод раздумий, своеобразный инсайт ученика. Именно процесс осмысливания хода проектно-исследовательской работы даёт ученику осознанность выполняемого им действия и формирует умение совершать логические умственные операции, способность переносить полученные или имеющиеся знания в новую ситуацию; культуросообразности — это воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций, научного исследования с учётом актуальности и оригинальности подходов к решению научной задачи. Этот принцип можно считать принципом творческой исследовательской деятельности, когда обучающийся привносит в работу чтото своё, неповторимое, пронизанное своими мироощущением и мировосприятием; самодеятельности — ученик может овладеть ходом своей исследовательской (проектной) работы только в том случае, если она основана на его собственном опыте. Выбор собственной предметной деятельности позволяет школьнику самостоятельно анализировать результаты и последствия своей деятельности, порождает рефлексию, что приводит к появлению новых планов и замыслов, которые в дальнейшем конкретизируются и воплощаются в новые исследования. Самостоятельная деятельность школьника позволяет ему выйти на новый уровень взаимоотношений со своими сверстниками и педагогами, он становится партнёром и сотрудником взрослого в решении той или иной проблемы, в котором они, взрослый и ученик, становятся равными. Принцип самостоятельности является самым главным из всех вышеперечисленных принципов, так как именно самостоятельная деятельность в ходе учебной проектноисследовательской работы — основной показатель понимания обучающимся изучаемой им проблемы, становления его мировоззренческой позиции. Именно принцип самостоятельности подкрепляется принципами доступности, естественности и экспериментальное, а не наоборот. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (не успешности) исследовательской деятельности. Выпускник средней школы научится: планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования; отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; применять такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма; использовать такие естественно - научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории; использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опрос, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. Выпускник средней школы получит возможность научиться: самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проекты; использовать догадку, озарение, интуицию; использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование; использовать такие естественно - научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами; использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность; целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта. Планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в основном соответствуют результатам освоения коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий на ступени начального и основного общего образования, но имеют и ряд специфических отличий за счёт создания учениками личной продукции и индивидуальных интеллектуальных открытий в конкретной области. Планируемыми специфическими результатами учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся являются: самоопределение в области познавательных интересов; умение искать необходимую информацию в открытом, неструктурированном информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов и каталогов библиотек; умение на практике применять уже имеющиеся знания и осваивать специфические знания для выполнения условий проекта или учебного исследования; умение определять проблему как противоречие, формулировать задачи для решения проблемы; умение определять продукты и результаты деятельности; владение специальными технологиями, необходимыми в процессе создания итогового проектного или исследовательского продукта; умение взаимодействовать в группе, работающей над исследованием проблемы или на конкретный результат; умение представлять и продвигать к использованию результаты и продукты проектной и учебно-исследовательской деятельности. Результатами освоения познавательных универсальных учебных действий являются: повышение предметной компетенции обучающихся; расширение кругозора в различных научных областях; умение оперировать качественными и количественными моделями явлений; формирование умений организации системы доказательств и её критики и т. п. Результатами освоения коммуникативных универсальных учебных действий являются различные умения, способности и приёмы работы в группе: способность к согласованным действиям с учётом позиции другого; владение нормами и техникой общения; учёт особенностей коммуникации партнёра и т. п. В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся также приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённое. Учащиеся получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. В ходе планирования и выполнения учебных исследований обучающиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки. В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования и учебного проекта в ходе освоения системы научных понятий, у выпускников будут заложены: потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический, жизненный опыт; основы критического отношения к знанию, жизненному опыту; основы ценностных суждений и оценок; уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретические знания, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами; основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох. Достижение результатов освоения Программы может учитываться при оценке эффективности деятельности образовательного учреждения и педагогических работников по следующим критериям: средний балл государственной итоговой аттестации выпускников девятых классов; количество призовых мест в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, фестивалях и конкурсах, дистанционных олимпиадах и конкурсах различного уровня; степень участия образовательного учреждения в реализации муниципальных и региональных проектов и программ, в том числе сетевых; наличие разработанных и опубликованных проектов (исследований) в периодических педагогических изданиях и на интернет-сайтах. Особое значение при организации и подведении итогов учебно-исследовательской и проектной деятельности имеют: стендовая информация, школьные сайты (наличие на них соответствующего раздела и частота его обновления), наличие в образовательном учреждении системы формирования учащимися своего портфолио. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА № 1 2 3 4 Разделы, темы Количество часов примерная авторская рабочая программа программа проектную 3 3 Тема 1. Введение в деятельность. Тема 2. Работа над проектом. Тема 3. Исследовательский проект. Тема 4. Инженерный проект. 3 16 12 3 16 12 Курс по программе рассчитан на 1 год (34 ч). Цель курса — теоретическая и практическая подготовка учащихся к выполнению конкретных видов проектной работы (включая итоговый проект за курс основной школы). При этом программа занятий предполагает минимум теории и максимум деятельности обучающихся по проектам. Программа курса «Технология учебно-исследовательской и проектной деятельности» содержит следующие тематические модули: Тема 1. Введение в проектную деятельность. Что такое метод проектов; история развития проектного метода; возможности и смыслы проектной деятельности. Классификация проектов (3 ч). Тема 2. Работа над проектом. Что такое проектный продукт; требования к целям и содержанию проекта; структура проекта; требования к оформлению проекта; работа над содержанием проекта; календарный план работы над проектом. Выбор темы (тренировочных, информационного, игрового, прикладного, социального проектов), определение результата, составление плана работы, подготовка черновика и защита проекта (3 ч). Тема 3. Исследовательский проект. Основы научного знания и теоретической науки; особенности научного исследования; особенности учебного исследования. Основополагающие принципы естественно-научного исследования. Гуманитарное исследование. Постановка проблемы; формирование и способы проверки гипотез; поиск решений, анализ и выводы в научном исследовании. Выбор темы тренировочного учебного исследования, определение результата, составление плана работы; подготовка черновика работы; защита результатов (16 ч). Тема 4. Инженерный проект. Особенности инженерных проектов. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Технологии творческого решения инженерных задач: морфологический ящик и метод фокальных объектов. Выбор темы тренировочного инженерного проекта, определение продукта или результата, составление плана работы; подготовка черновика исследования; защита проекта (12 ч). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Темы, входящие в разделы Основное содержание по темам Тема 1. Введение Что такое метод проектов; в проектную история развития проектного деятельность (3 ч) метода; возможности и смыслы проектной деятельности. Классификация проектов Тема 2. Работа Что такое проектный продукт; Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) к целям и над проектом (3 ч) требования содержанию проекта; структура проекта; требования к оформлению проекта; работа над содержанием проекта; календарный план работы над проектом. Выбор темы (тренировочных, информационного, игрового, прикладного, социального проектов), определение результата, составление плана работы, подготовка черновика и защита проекта Тема 3. ИсследоОсновы научного знания и теоретической науки; вательский особенности научного проект (16 ч) исследования; особенности учебного исследования. Основополагающие принципы естественно-научного исследования. Гуманитарное исследование. Постановка проблемы; формирование и способы проверки гипотез; поиск решений, анализ и выводы в научном исследовании. Выбор темы тренировочного учебного исследования, определение результата, составление плана работы; подготовка черновика работы; защита результатов Тема Инженерный проект (12 ч) Основным видом деятельности данного типа проектов должна стать исследовательская деятельность. При этом изучение (поиск, наблюдение, систематизация) или решение обучающимися проблемы с заранее неизвестным решением предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а именно: выбор области исследования, определение проблемы, составление плана и графика работы, изучение информационных источников по проблеме, разработка гипотез, их оценка, постановка экспериментальных задач, разработка и проведение экспериментов, сопоставление гипотезы с результатами экспериментов, оценка решений, основанная на экспериментальных данных, выводы и постановка новых проблем или задач. Учебно-исследовательские проекты могут быть предметными и межпредметными. Последние имеют большое значение, так как решают проблему формирования метапредметных результатов и представлений. инженерных Под инженерным проектом как 4. Особенности проектов. Теория решения особым видом проекта изобретательских задач (ТРИЗ). понимается создание или Технологии творческого решения инженерных задач: морфологический ящик и метод фокальных объектов. Выбор темы тренировочного инженерного проекта, определение продукта или результата, составление плана работы; подготовка черновика исследования; защита проекта СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей естественно - математического цикла МБОУ СОШ № 13 от 29 августа 2021 года № 1 _____________ Г.Н. Колесникова усовершенствование принципов действия, схем, моделей, образцов технических конструкций, устройств, машин. Эти проекты предполагают наличие традиционных для инженерного проекта этапов: определение функциональной необходимости изобретения (улучшения), определение критериев результативности, планирование работы, предварительные исследования и поиск информации, создание и оценка реального прототипа первоначальной идеи, корректировка, доделка, демонстрация результатов. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ А.В. Усачев 29 августа 2021 года .