9 РП Физика 7-9класс ФГОС

Муниципальное образование город Армавир Краснодарского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя
общеобразовательная школа № 13
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2021года
протокол № 1
Директор МБОУ СОШ № 13
_________ В.М. Мартынова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ
Основное общее образование: 7-9 классы
Количество часов: 238(68-68-102)
Разработчик: Глигор Денис Чезарьевич
Программа разработана в соответствии и на основе:
Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115;
санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи (постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении Санитарных правил
СП 2.4.3648-20»);
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.
№ 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования" (с дополнениями и изменениями)
примерной основной образовательной программы основного общего образования,
одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию
(протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/5)
УМК Физика. 7—9 классы : рабочие программы сост. Ф50 Е. Н. Тихонова. — 15-е изд.,
перераб. — М. : Дрофа, 2015. Авторской программы «Программы основного общего
образования. Физика. 7-9 классы» Авторы программы: А. В. Перышкина, Н. В.
Филонович, Е. М.Гутник.

1

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Общие цели и задачи учебного предмета.
Рабочая программа по физике определяет цели изучения физики в
основной школе, содержание тем курса, дает распределение учебных часов по
разделам курса, перечень рекомендуемых демонстрационных экспериментов
учителя, опытов и лабораторных работ, выполняемых учащимися, а также
планируемые результаты обучения физике.
Цели изучения физики в основной школе следующие:
•
усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики,
взаимосвязи между ними;
•
формирование системы научных знаний о природе, ее
фундаментальных законах для построения представления о физической
картине мира;
•
систематизация знаний о многообразии объектов и явлений
природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания
возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем
развитии цивилизации;
•
формирование убежденности в познаваемости окружающего мира
и достоверности научных методов его изучения;
•
организация экологического мышления и ценностного отношения
к природе;
•
развитие познавательных интересов и творческих способностей
учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний
и выбора физики как профильного предмета.
Задачи, обеспечивающие достижение этих целей:
•
знакомство учащихся с методом научного познания и методами
исследования объектов и явлений природы;
•
приобретение учащимися знаний о механических, тепловых,
электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах,
характеризующих эти явления;
•
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления
и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования
с использованием измерительных приборов, широко применяемых в
практической жизни;
•
овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как
природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза,
теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

2

•
понимание учащимися отличий научных данных от не
проверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых,
производственных и культурных потребностей человека.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2.1 Личностные результаты:
•
сформированность познавательных интересов на основе развития
интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
•
убежденность в возможности познания природы, в необходимости
разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего
развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники,
отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
•
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических
умений;
•
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с
собственными интересами и возможностями;
•
мотивация образовательной деятельности школьников на основе
личностно-ориентированного подхода;
•
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю,
авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Патриотического воспитания
Ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и
научному наследию, понимания значения физической науки в жизни
современного общества, способности владеть достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной физики,
заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества
2. Гражданского воспитания и нравственного воспитания детей на
основе российских традиционных ценностей
Представления о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной
деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении
экспериментов,
создании
учебных
проектов,
стремления
к
взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности;
готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков
3. Популяризации научных знаний среди детей (Ценности научного
познания)
3

Мировоззренческих представлений соответствующих современному
уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности
научной картины мира; представлений об основных закономерностях
развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли
предмета в познании закономерностей;
Познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по
предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и
явлений;
Познавательной и информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с учебными тестами, справочной литературой,
доступными техническими средствами информационных технологий;
Интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и
способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к
осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем. 4.
Физического воспитания и формирования культуры здоровья Осознания
ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на
здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек,
необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни.
5. Трудового воспитания и профессионального самоопределения
Коммуникативной компетентности в общественно полезной,
учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в
том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора
индивидуальной траектории продолжения образования с учетом
личностных интересов и способности к физике, общественных интересов и
потребностей
6. Экологического воспитания
Экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни
на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и
безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному
физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения
правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в
ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
Способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для
решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения
уровня экологической культуры, осознания глобального характера
экологических проблем и путей их решения посредством методов физики;
Экологического
мышления,
умения
руководствоваться
им
в
познавательной, коммуникативной и социальной практике.
2.2.Метапредметные результаты:
4

•
овладение навыками самостоятельного приобретения новых
знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования,
самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть
возможные результаты своих действий;
•
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для
их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение
универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения
известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез,
разработки теоретических моделей процессов или явлений;
•
формирование умений воспринимать, перерабатывать и
предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах,
анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с
поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного
текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
•
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора
информации с использованием различных источников и новых
информационных технологий для решения познавательных задач;
•
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать
свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку
зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
•
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения проблем;
•
формирование умений работать в группе с выполнением
различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и
убеждения, вести дискуссию.
2.3.Предметные результаты обучения физике в основной школе
представлены в содержании курса по темам.
Предметные результаты по 7 классу:
1.Введение:
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
-понимание физических терминов: тело, вещество, материя;
-умение проводить наблюдения физических явлений; измерять
физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру;
-владение
экспериментальными
методами
исследования
при
определении цены деления шкалы прибора и погрешности измерения;
-понимание роли ученых нашей страны в развитии современной физики
и влиянии на технический и социальный прогресс.
2.Первоначальные сведения о строении вещества.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
-понимание и способность объяснять физические явления: диффузия,
большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
-владение
экспериментальными
методами исследования
при
5

определении размеров малых тел;
-понимание причин броуновского движения, смачивания и
несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей
и газов;
-умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических
величин в кратные и дольные единицы;
-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт,
экология, охрана окружающей среды).
3.Взаимодействия тел.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
-понимание и способность объяснять физические явления:
механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция,
всемирное тяготение;
-умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения,
силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил,
действующих на тело и направленных в одну и в противоположные стороны;
-владение экспериментальными методами исследования зависимости:
пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы,
силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади
соприкосновения тел и силы нормального давления;понимание смысла
основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука;
-владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости
(средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела,
объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных
по одной прямой;
-умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести
и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и
объемом, силой тяжести и весом тела;
-умение переводить физические величины из несистемных в СИ и
наоборот;
-понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в
повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их
использовании;
-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт,
экология, охрана окружающей среды).
4.Давление твердых тел, жидкостей и газов.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
-понимание и способность объяснять физические явления: атмосферное
давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел,
воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах,
6

существование воздушной оболочки Землю; способы уменьшения и
увеличения давления;
-умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и
стенки сосуда, силу Архимеда;
-владение экспериментальными методами исследования зависимости:
силы Архимеда от объема вытесненной телом воды, условий плавания тела в
жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда;
-понимание смысла основных физических законов и умение применять
их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда;
-понимание принципов действия барометра-анероида, манометра,
поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса и способов
обеспечения безопасности при их использовании;
-владение способами выполнения расчетов для нахождения: давления,
давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствии с
поставленной задачей на основании использования законов физики;
-умение использовать полученные знания в повседневной жизни
(экология, быт, охрана окружающей среды)
5.Работа и мощность. Энергия.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
-понимание и способность объяснять физические явления: равновесие
тел, превращение одного вида механической энергии в другой;
-умение измерять: механическую работу, мощность, плечо силы, момент
силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию;
-владение
экспериментальными
методами
исследования
при
определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;
-понимание смысла основного физического закона: закон сохранения
энергии; понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости
и способов обеспечения безопасности при их использовании;
-владение способами выполнения расчетов для нахождения:
механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге,
момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии; -умение
использовать полученные знания в повседневной жизни (экология,
быт, охрана окружающей среды).
Предметные результаты по 8 классу:
1.Тепловые явления.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
-понимание и способность объяснять физические явления: конвекция,
излучение, теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в
результате теплопередачи или работы внешних сил, испарение (конденсация)
и плавление (отвердевание) вещества, охлаждение жидкости при испарении,
кипение, выпадение росы; умение измерять: температуру, количество
теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления
вещества, влажность воздуха;
7

-владение экспериментальными методами исследования: зависимости
относительной влажности воздуха от давления водяного пара, содержащегося
в воздухе при данной температуре; давления насыщенного водяного пара;
определения удельной теплоемкости вещества;
-понимание принципов действия конденсационного и волосного
гигрометров, психрометра, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины
и способов обеспечения безопасности при их использовании;
-понимание смысла закона сохранения и превращения энергии в
механических и тепловых процессах и умение применять его на практике;
-овладение способами выполнения расчетов для нахождения: удельной
теплоемкости, количества теплоты, необходимого для нагревания тела или
выделяемого им при охлаждении, удельной теплоты сгорания топлива,
удельной теплоты плавления, влажности воздуха, удельной теплоты
парообразования и конденсации, КПД теплового двигателя;
-умение использовать полученные знания в повседневной жизни
(экология, быт, охрана окружающей среды).
2.Электрические явления.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
-понимание и способность объяснять физические явления: электризация
тел, нагревание проводников электрическим током, электрический ток в
металлах, электрические явления с позиции строения атома, действия
электрического тока;
-умение измерять: силу электрического тока, электрическое напряжение,
электрический заряд, электрическое сопротивление;
-владение экспериментальными методами исследования зависимости:
силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического
сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и
материала;
-понимание смысла основных физических законов и умение применять
их на практике: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для
участка цепи, закон Джоуля—Ленца;
-понимание
принципа
действия
электроскопа,
электрометра,
гальванического элемента, аккумулятора, фонарика, реостата, конденсатора,
лампы накаливания и способов обеспечения безопасности при их
использовании;
-владение способами выполнения расчетов для нахождения: силы тока,
напряжения, сопротивления при параллельном и последовательном
соединении проводников, удельного сопротивления проводника, работы и
мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого
проводником с током, емкости конденсатора, работы электрического поля
конденсатора, энергии конденсатора;
-умение использовать полученные знания в повседневной жизни
(экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности).
8

3.Электромагнитные явления.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
-понимание и способность объяснять физические явления:
намагниченность железа и стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие
проводника с током и магнитной стрелки, действие магнитного поля на
проводник с током;
-владение экспериментальными методами исследования зависимости
магнитного действия катушки от силы тока в цепи;
-умение использовать полученные знания в повседневной жизни
(экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности).
4. Световые явления.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
-понимание и способность объяснять физические явления:
прямолинейное распространение света, образование тени и полутени,
отражение и преломление света;
-умение измерять фокусное расстояние собирающей линзы,
оптическую силу линзы;
-владение экспериментальными методами исследования зависимости:
изображения от расположения лампы на различных расстояниях от линзы,
угла отражения от угла падения света на зеркало;
-понимание смысла основных физических законов и умение применять
их на практике: закон отражения света, закон преломления света, закон
прямолинейного распространения света;
-различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы,
оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и
рассеивающую линзы, изображения, даваемые собирающей и рассеивающей
линзой;
-умение использовать полученные знания в повседневной жизни
(экология, быт, охрана окружающей среды).
Предметные результаты по 9 классу
1.Законы взаимодействия и движения тел
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
-понимание и способность описывать и объяснять физические явления:
поступательное движение, смена дня и ночи на Земле, свободное падение тел,
невесомость, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью;
-знание и способность давать определения/описания физических
понятий: относительность движения, геоцентрическая и гелиоцентрическая
системы мира; [первая космическая скорость], реактивное движение;
физических моделей: материальная точка, система отсчета; физических
1 В квадратные скобки заключен материал, не являющийся
обязательным для изучения. величин: перемещение, скорость равномерного
9

прямолинейного движения, мгновенная скорость и ускорение при
равноускоренном прямолинейном движении, скорость и
центростремительное ускорение при равномерном движении тела по
окружности, импульс;
-понимание смысла основных физических законов: законы Ньютона,
закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса, закон сохранения
энергии и умение применять их на практике;
-умение приводить примеры технических устройств и живых
организмов, в основе перемещения которых лежит принцип реактивного
движения; знание и умение объяснять устройство и действие космических
ракет-носителей;
-умение измерять: мгновенную скорость и ускорение при
равноускоренном прямолинейном движении, центростремительное ускорение
при равномерном движении по окружности;
-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт,
экология, охрана окружающей среды).
2.Механические колебания и волны. Звук.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
-понимание и способность описывать и объяснять физические явления:
колебания математического и пружинного маятников, резонанс (в том числе
звуковой), механические волны, длина волны, отражение звука, эхо; знание и
способность давать определения физических понятий: свободные колебания,
колебательная система, маятник, затухающие колебания, вынужденные
колебания, звук и условия его распространения; физических величин:
амплитуда, период и частота колебаний, собственная частота колебательной
системы, высота, [тембр], громкость звука, скорость звука; физических
моделей:
[гармонические колебания], математический маятник;
-владение экспериментальными методами исследования зависимости
периода и частоты колебаний маятника от длины его нити.
3. Электромагнитное поле.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
-понимание и способность описывать и объяснять физические
явления/процессы: электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление
света, дисперсия света, поглощение и испускание света атомами,
возникновение линейчатых спектров испускания и поглощения;
-знание и способность давать определения/описания физических
понятий: магнитное поле, линии магнитной индукции, однородное и
неоднородное магнитное поле, магнитный поток, переменный электрический
ток, электромагнитное поле, электромагнитные волны, электромагнитные
колебания, радиосвязь, видимый свет; физических величин: магнитная
10

индукция, индуктивность, период, частота и амплитуда электромагнитных
колебаний, показатели преломления света;
-знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон
преломления света и правило Ленца, квантовых постулатов Бора;
-знание назначения, устройства и принципа действия технических
устройств: электромеханический индукционный генератор переменного тока,
трансформатор, колебательный контур, детектор, спектроскоп, спектрограф; [понимание сути метода спектрального анализа и его возможностей].
4. Строение атома и атомного ядра.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
-понимание и способность описывать и объяснять физические явления:
радиоактивность, ионизирующие излучения;
-знание и способность давать определения/описания физических
понятий: радиоактивность, альфа-, бета- и гамма-частицы; физических
моделей: модели строения атомов, предложенные Д. Томсоном и Э.
Резерфордом; протонно-нейтронная модель атомного ядра, модель процесса
деления ядра атома урана; физических величин: поглощенная доза излучения,
коэффициент качества, эквивалентная доза, период полураспада;
-умение приводить примеры и объяснять устройство и принцип действия
технических устройств и установок: счетчик Гейгера, камера Вильсона,
пузырьковая камера, ядерный реактор на медленных нейтронах;
-умение измерять: мощность дозы радиоактивного излучения бытовым
дозиметром;
-знание формулировок, понимание смысла и умение применять: закон
сохранения массового числа, закон сохранения заряда, закон радиоактивного
распада, правило смещения;
-владение экспериментальными методами исследования в процессе
изучения зависимости мощности излучения продуктов распада радона от
времени;
-понимание сути экспериментальных методов исследования частиц;
-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт,
экология, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
5.Строение и эволюция Вселенной
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
-представление о составе, строении, происхождении и возрасте
Солнечной системы;
-умение применять физические законы для объяснения движения планет
Солнечной системы;

11

-знать, что существенными параметрами, отличающими звезды от
планет, являются их массы и источники энергии (термоядерные реакции в
недрах звезд и радиоактивные в недрах планет);
-сравнивать физические и орбитальные параметры планет земной
группы с соответствующими параметрами планет-гигантов и находить в них
общее и различное;
-объяснять суть эффекта Х. Доплера; формулировать и объяснять суть
закона Э. Хаббла, знать, что этот закон явился экспериментальным
подтверждением модели нестационарной Вселенной, открытой А. А.
Фридманом.
Особенности оценки метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку
достижения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные
учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия»,
«Познавательные
универсальные
учебные
действия»
программы
формирования универсальных учебных действий, а также планируемых
результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных
программ. Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт
основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.
Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в
ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения
метапредметных результатов является защита итогового индивидуального
проекта.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и
индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,
выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства
достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному
плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные:
справочная литература, физические приборы, компьютер.
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и
целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно
подобранные средства.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и
находить способы выхода из ситуации неуспеха.
12

Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной
образовательной деятельности.
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков
я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне
для этого надо сделать»).
Средством формирования регулятивных УУД служат технология
проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология
оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные
понятия.
Строить
логичное
рассуждение,
включающее
установление
причинноследственных связей.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать
удобную для себя форму фиксации и представления информации.
Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое,
ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных
аудиторий, соблюдать правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии
как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные
задаче программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный
материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на
развития:
–
проектирование и проведение наблюдения природных явлений с
использованием необходимых измерительных приборов,
–
воспитание убежденности в возможности диалектического
познания природы,
–
применение полученных знаний и умений для решения
практических задач повседневной жизни.
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их
фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою
мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
13

Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения),
доказательства (аргументы, факты), гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми
иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат соблюдение
технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и
организация работы в малых группах, также использование на уроках
элементов технологии продуктивного чтения.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Таблица тематического распределения количества часов в 7 классе:
Количество часов
№ п/п

Разделы, темы

Рабочая программа

Авторская
программа
4

1.

Введение

4

2.

Первоначальные сведения о строении
вещества

4

3.

Взаимодействие тел

22

4.

Давление твердых тел, жидкостей и
газов

22

5.

Работа и мощность. Энергия

13

13

6.

Повторение. Проектная деятельность

3

-

7.

Резервное время

-

3

68

70

Итого:

6
23
21

Таблица тематического распределения количества часов в 8 классе:
Количество часов
№ п/п

Разделы, темы

Рабочая программа

Авторская
программа

1.

Тепловые явления

26

23

2.

Электрические явления

22

29

3.

Электромагнитные явления

8

5

4.

Световые явления

9

10

5.

Повторение. Проектная деятельность

3

-

6.

Резервное время

-

3

68

70

Итого:

14

Таблица тематического распределения количества часов в 9 классе:
Количество часов
№ п/п

Разделы, темы

Рабочая
программа

Авторская
программа

1.

Законы взаимодействия и движения тел

31

23

2.

Механические колебания и волны. Звук.

17

12

3.

Электромагнитное поле

20

16

4.

Строение атома и атомного ядра

17

11

5.

Строение и эволюция Вселенной

11

5

6.

Повторение. Проектная деятельность

6

-

7.

Резервное время

-

3

102

70

Итого:

4. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
7 класс
Разделы
Темы,
Колич
Основные виды
Основные
програм
деятельности
направления
входящие в
ество
мы
обучающихся (на
воспитательной
данный раздел часов
уровне
работы,
универсальных
реализуемые на
учебных действий)
уроках
Физика — наука 4
о природе.
Введение Физические
явления.
(4 часа) Физические
свойства тел.
Наблюдение и
Тема 1.

Ценности научного
Регулятивные УУД:
Самостоятельно
познания
обнаруживать
и
формулировать
проблему в классной и
индивидуальной
учебной деятельности.

15

описание
физических
явлений.
Физические
величины.
Измерения
физических
величин: длины,
времени,
температуры.
Физические
приборы.
Международная
система единиц.
Точность и
погрешность
измерений.
Физика и техника.
ФРОНТАЛЬНАЯ
ЛАБОРАТОРНАЯ
РАБОТА
1.Определение
цены деления
измерительного
при бора.

Выдвигать
версии
решения
проблемы,
осознавать конечный
результат, выбирать из
предложенных средств
и
искать
самостоятельно
средства
достижения цели.
Работая
по
предложенному и (или)
самостоятельно
составленному плану,
использовать наряду с
основными средствами
и
дополнительные:
справочная литература,
физические приборы,
компьютер.
Работать
по
самостоятельно
составленному плану,
сверяясь с ним и целью
деятельности,
исправляя
ошибки,
используя
самостоятельно
подобранные средства.

Эстетическое
воспитание
Трудовое
воспитание
и
профессиональное
самоопределение

Ценности научного
познания
Физическое
воспитание и
формирование
культуры здоровья
Трудовое воспитание
и профессиональное
самоопределение
Познавательные УУД: Экологическое
воспитание

16

Строение
вещества. Опыты,
Первонач доказывающие
альные атомное строение
сведения вещества.
Тепловое
о
движение
строении
и
вещества атомов
молекул.
Броуновское
(4 часов) движение.
Диффузия
в
газах,
жидкостях
и
твердых телах.
Взаимодействи
е
частиц
вещества.
Агрегатные
состояния
Тема 2.

4

вещества. Модели
строения твердых тел,
жидкостей и газов.
Объяснение свойств
газов, жидкостей
и твердых тел на
основе
молекулярнокинетических
представлений.
ФРОНТАЛЬНАЯ
ЛАБОРАТОРНАЯ
РАБОТА
2.Определение размеров
малых тел.

Анализировать,
сравнивать,
классифицировать
и
обобщать
изученные
понятия.
Строить логичное
рассуждение,
включающее
установление
причинноследственных
связей.
Представлять
информацию в
виде конспектов,
таблиц, схем,
графиков.
Преобразовывать
информацию из одного
вида в другой и
выбирать удобную для
себя форму фиксации и
представления
информации.

Гражданское
воспитание

Популяризаци
я научных знаний
среди детей
(Ценности научного
познания)

Экологическо
е воспитание

Использовать
различные виды
чтения
(изучающее,
просмотровое,
ознакомительное,
поисковое),
приемы
слушания.
Коммуникативные
УУД:
Отстаивая свою
точку зрения,
приводить
аргументы,
подтверждая их
фактами.

17

Механичес кое
движение.
Взаимоде Траектория.
Путь.
Равнойствия
тел
мерное
и
неравномерное движение.
Скорость.
(22ч)
Графики
зависимости
пути и модуля скорости от
времени движения.
Инерция.
Инертность
тел.
Взаимодействи е тел.
Масса тела.
Измерение массы тела.
Плотность
вещества.
Сила. Сила тяжести. Сила
упругости.
Закон Гука. Вес тела.
Связь
между
силой
тяжести и массой тела.
Тема 3.

22

В

дискуссии
уметь
выдвинуть
контраргументы,
перефразировать
свою
мысль
(владение
механизмом
эквивалентных
замен). Учиться
критично
относиться к
своему
мнению,
уметь
признавать
ошибочность
своего
мнения
(если
оно таково)
и
корректировать его.
Средством
формирования
коммуникативных
УУД служат
соблюдение
технологии
проблемного
диалога
(побуждающий
и
подводящий
диалог)
и
организация работы
в малых группах,
также
использование на
уроках элементов
технологии
продуктивного
чтения.

Гражданское
воспитание

Популяризаци
я научных знаний
среди детей
(Ценности научного
познания)

18

Сила тяжести на
других планетах.
Динамометр. Сложение
двух
сил, направленных
по
одной прямой.
Равнодействую щая двух
сил. Сила
трения.
Физическая природа
небесных
тел
Солнечной системы.
ФРОНТАЛЬНЫЕ
ЛАБОРАТОРНЫЕ
РАБОТЫ
3. Измерение массы тела
на рычажных весах.
4.Измерение объема тела.
5.Определение плотности
твердого тела.
6.Градуирование
пружины и измерение сил
динамометром.
7.Измерение силы трения
с помощью динамометра.

19

Тема 4.

Давление. Давление
твердых
тел.
Давление Давление газа.
твердых Объяснение давления
газа на
тел,
основе
жидкосте
молекулярнокинетических
й и газов
представлений. Передача
давления
(22 ч)
газами
и
жидкостями.

22

Гражданское
воспитание
Физическое
воспитание и
формирование
культуры здоровья

Экологическо
е воспитание

Закон
Паскаля.
Сообщающиеся
сосуды.
Атмосферное
давление. Методы
измерения
атмосферного
давления.
Барометр,
манометр,
поршневой
жидкостный
насос.
Закон
Архимеда.
Условия плавания
тел.
Воздухоплаван
ие.
ФРОНТАЛЬНЫЕ
ЛАБОРАТОРНЫЕ
РАБОТЫ
8.Определение
выталкивающей
силы,
действующей на
погруженное в
жидкость
тело.
9. Выяснение
условий плавания
тела в жидкости.

20

Тема 5.

Механичес
кая
работа.
Работа и Мощность.
мощность Простые
. Энергия механизмы.
Момент
силы.
(13ч)
Условия
равновесия
рычага. «Золотое
правило»
механики. Виды
равновесия.
Коэффициент
полезного
действия (КПД).
Энергия.

13
Гражданское
воспитание
Популяризация
научных
знаний
среди детей
(Ценности научного
познания)

Экологическо
е воспитание

Потенциальная и
кинетическая
энергия.
Превращение
энергии.
ФРОНТАЛЬН
ЫЕ
ЛАБОРАТОРНЫЕ
РАБОТЫ
10.
Выяснение
условия
равновесия
рычага. 11.
Определение КПД
при подъеме тела
по наклонной
плоскости.

Резерв
(3часа)

Повторение.
Проектная
деятельность

3

8 класс

21

Разделы
программ
ы

Тема 1.
Тепловые
явления
(26 часов)

Темы, входящие
в данный раздел

Колич
ество
часов

Тепловое
26
движение.
Тепловое
равновесие.
Температура.
Внутренняя
энергия. Работа и
теплопередача.
Теплопроводность.
Конвекция.
Излучение.
Количество
теплоты. Удельная
теплоемкость.
Расчет количества

Основные виды
деятельности
обучающихся (на
уровне
универсальных
учебных действий)

Основные
направления
воспитательной
работы,
реализуемые на
уроках

Регулятивные УУД:
Самостоятельно
обнаруживать
и
формулировать
проблему в классной и
индивидуальной
учебной деятельности.
Выдвигать
версии
решения
проблемы,
осознавать конечный
результат, выбирать из
предложенных средств
и
искать
самостоятельно
средства достижения
цели.
Составлять
(индивидуально или в
группе) план решения
проблемы.

Гражданское
воспитание
Популяриза
ция научных
знаний среди детей
(Ценности
научного познания)
Экологическ
ое воспитание

22

теплоты при теплообмене.
Закон
сохранения
и
превращения энергии в
механических
и
тепловых процессах.
Плавление
и
отвердевание
кристаллическ их тел.
Удельная теплота
плавления.
Испарение и
конденсация. Кипение.
Влажность воздуха.
Удельная теплота
парообразовани
я.
Объяснение
изменения агрегатного
состояния
вещества
на
основе
молекулярнокинетических
представлений.
Преобразовани е энергии в
тепловых
машинах.
Двигатель
внутреннего
сгорания.
Паровая
турбина. КПД теплового
двигателя. Экологические
проблемы использования
тепловых машин.
ФРОНТАЛЬН ЫЕ
ЛАБОРАТОРНЫЕ

Работая по
предложенному и (или)
самостоятельно
составленному
плану,
использовать наряду с
основными средствами и
дополнительные:
справочная литература,
физические
приборы,
компьютер.
Планировать
свою
индивидуальную
образовательную
траекторию.
Работать
по
самостоятельно
составленному
плану, сверяясь с
ним и целью
деятельности, исправляя
ошибки,
используя
самостоятельно
подобранные средства.
Самостоятельно
осознавать
причины
своего
успеха
или
неуспеха и находить
способы
выхода
из
ситуации неуспеха.
Уметь
оценить
степень
успешности
своей индивидуальной
образовательной
деятельности.

Познавательные УУД:
Анализировать,
сравнивать,
классифицировать
и
обобщать
изученные
понятия.
Строить
логичное
рассуждение,
включающее
установление
23

причинноследственных
связей.
Представлять
информацию в
виде
конспектов, таблиц,
схем, графиков.
Преобразовывать
информацию из одного

24

РАБОТЫ
1.
Сравнение
количеств
теплоты
при
смешивании
воды разной
температуры. 2.
Измерение
удельной
теплоемкости
твердого тела.
3. Измерение
влажности
воздуха.

вида в другой и выбирать
удобную для себя форму
фиксации и
представления
информации.
Использовать
различные виды чтения
(изучающее,
просмотровое,
ознакомительное,
поисковое), приемы
слушания.
Самому создавать
источники информации
разного типа и для
разных
аудиторий,
соблюдать
правила

25

Электризац
ия
тел.
Два
Электриче
рода
ские
электрических
явления
зарядов.
Взаимодействи
(22 ч)
е
заряженн
ых тел.
Проводники,
диэлектрики и
полупроводник
и.
Электрическое
поле. Закон
сохранения
электрического
заряда.
Делимость
электрического
заряда.
Электрон.
Строение
атома.
Электрический
ток. Действие
электрического
поля на
электрические
заряды.
Источники
тока.
Электрическая
цепь. Сила
тока.
Электрическое
напряжение.
Тема 2.

22

информационной
безопасности.
Уметь использовать
компьютерные
и
коммуникационные
технологии
как
инструмент
для
достижения своих целей.
Уметь
выбирать
адекватные задаче
программно-аппаратные
средства и сервисы.
Средством
формирования
познавательных
УУД
служит
учебный
материал, и прежде всего
продуктивные задания
учебника, нацеленные на
развития:
– проектирование и
проведение наблюдения
природных явлений
с
использованием
необходимых
измерительных
приборов,

Гражданское
воспитание
Популяриза
ция научных
знаний среди детей
(Ценности
научного познания)
Физическое
воспитание
и
формирование
культуры здоровья
Трудовое
воспитание
и
профессиональное
самоопределение
Экологическ
ое воспитание

Коммуникативные
УУД:
Отстаивая свою точку
зрения,
приводить
аргументы, подтверждая
их фактами.

26

Электрическое
сопротивление.
Закон Ома для
участка
цепи.
Последователь
ное
и
параллельное
соединение
проводников.
Работа
и
мощность
электрического
тока. Закон
Джоуля—
Ленца.
Конденсатор.
Правила
безопасности при
работе с
электроприбор
ами.
ФРОНТАЛЬН
ЫЕ
ЛАБОРАТОРНЫЕ
РАБОТЫ
4.
Сборка
электрической
цепи
и
измерение силы
тока в ее
различных
участках.
5.
Измерение
напряжения на
различных
участках
электрической
цепи.
6Регулировани е
силы тока
реостатом.
7.
Измерение
сопротивления
проводника
при
помощи
амперметра
и
вольтметра.
8.
Измерение
мощности и

В

дискуссии уметь
выдвинуть
контраргументы,
перефразировать
свою мысль
(владение
механизмом
эквивалентных замен).
Учиться
критично
относиться к своему
мнению,
уметь
признавать ошибочность
своего мнения (если оно
таково)
и
корректировать его.
Средством
формирования
коммуникативных УУД
служат
соблюдение
технологии проблемного
диалога (побуждающий
и подводящий диалог) и
организация работы в
малых группах, также
использование на уроках
элементов технологии
продуктивного чтения.

27

работы тока в
электрической
лампе.

28

Опыт
Эрстеда.
Электрома Магнитное поле.
Магнитное поле
гнитные
прямого
явления
тока.
Магнитное поле
(8 ч)
катушки с током.
Постоянные
магниты.
Магнитное поле
постоянных
магнитов.
Магнитное поле
Земли.
Взаимодействи е
магнитов.
Действие
магнитного
поля на
проводник с
током.
Электрический
двигатель.
ФРОНТАЛЬН
ЫЕ
ЛАБОРАТОРНЫЕ
РАБОТЫ
9. Сборка
электромагнита и
испытание его
действия. 10.
Изучение
электрического
двигателя
постоянного тока
(на модели).
Тема 3.

8

Гражданское
воспитание
Эстетическое
воспитание
Популяриза
ция научных знаний
среди детей
(Ценности
научного познания)
Физическое
воспитание и
формирование
культуры здоровья
Трудовое
воспитание и
профессиональное
самоопределение

29

Тема 4.
Световые
явления
(9ч)

Источники
света.
Прямолинейно
е
распространен ие
света.
Видимое
движение

9

Эстетическое
воспитание

ция

светил.
Отражение света.
Закон
отражения света.
Плоское зеркало.
Преломление
света.
Закон
преломления
света.
Линзы.
Фокусное
расстояние линзы.
Оптическая сила
линзы.
Изображения,
даваемые линзой.
Глаз
как
оптическая
система.
Оптические
приборы.
ФРОНТАЛЬН
АЯ
ЛАБОРАТОРНАЯ
РАБОТА
11. Получение
изображения при
помощи линзы.

Повторен
ие и
обобщени
е
(3 часа)

Повторение.
Проектная
деятельность

Гражданское
воспитание

Популяриза
научных

знаний среди детей
(Ценности
научного познания)
Формирование
культуры здоровья

3

Гражданское
воспитание
Популяриза
ция научных
знаний среди детей
(Ценности
научного познания)
30

9 класс
Разделы
программ
ы

Темы,
входящие в
данный раздел

Колич
ество
часов

Основные виды
деятельности
обучающихся (на
уровне универсальных
учебных действий)

Основные
направления
воспитательной
работы,
реализуемые на
уроках

31

Материаль 31
ная
точка.
Законы Система
взаимодей отсчета.
ствия и Перемещение.
движения Скорость
прямолинейног
тел
о равномерного
движения.
(31 ч)
Прямолинейно
е
равноускоренн
ое
движени
е:
мгновенная
скорость,
ускорение,
перемещение.
Графики
зависимости
кинематически
х величин от
времени
при
равномерном и
равноускоренн
ом
движени
и.
Относительнос
ть
механического
движения.
Геоцентрическ
ая
и
гелиоцентричес
кая
системы
мира.
Инерциальная
система
отсчета.
Законы
Ньютона.
Свободное
падение.
Невесомость.
Закон
всемирного
тяготения.
Тема 1.

Регулятивные УУД:
Самостоятельно
обнаруживать
и
формулировать
проблему в классной и
индивидуальной учебной
деятельности.
Выдвигать
версии
решения
проблемы,
осознавать
конечный
результат, выбирать из
предложенных средств и
искать самостоятельно
средства
достижения
цели.
Составлять
(индивидуально или в
группе) план решения
проблемы.
Работая по
предложенному и (или)
самостоятельно
составленному
плану,
использовать наряду с
основными средствами и
дополнительные:
справочная литература,
физические
приборы,
компьютер.
Планировать
свою
индивидуальную
образовательную
траекторию.
Работать
по
самостоятельно
составленному
плану, сверяясь с
ним и целью
деятельности, исправляя
ошибки,
используя
самостоятельно
подобранные средства.
Самостоятельно
осознавать
причины
своего
успеха
или
неуспеха и находить
способы
выхода
из
ситуации неуспеха.

Гражданское
воспитание
Популяриза
ция научных
знаний среди детей
(Ценности
научного познания)

32

[Искусственны
е
спутники
Земли.]1
Импульс. Закон
сохранения
импульса.
Реактивное

Уметь
оценить
степень
успешности
своей индивидуальной
образовательной
деятельности.

33

34

движение.
ФРОНТАЛЬН
ЫЕ
ЛАБОРАТОРНЫЕ
РАБОТЫ
1.
Исследование
равноускоренн
ого движения без
начальной
скорости.
2.
Измерение
ускорения
свободного
падения.

Давать оценку своим
личностным качествам и
чертам характера («каков
я»),
определять
направления
своего
развития («каким я хочу
стать», «что мне для
этого надо сделать»).
Средством
формирования
регулятивных
УУД
служат
технология
проблемного диалога на
этапе изучения нового
материала и технология
оценивания
образовательных
достижений (учебных
успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать,
сравнивать,
классифицировать
и
обобщать
изученные
понятия.
Строить
логичное
рассуждение,
включающее
установление
причинноследственных
связей.
Представлять
информацию в
виде
конспектов, таблиц,
схем, графиков.
Преобразовывать
информацию из одного
вида в
другой
и выбирать
удобную для себя форму
фиксации и
представления
информации.
Использовать
различные виды чтения
(изучающее,
просмотровое,
ознакомительное,
35

поисковое), приемы
слушания.
Самому создавать
источники информации

36

37

Тема 2.
Механичес
кие
колебания
и волны.
Звук
(17ч.)

Колебатель
ное движение.
Колебания
груза
на
пружине.
Свободные
колебания.
Колебательная
система.
Маятник.
Амплитуда,
период, частота
колебаний.
[Гармонические
колебания].
Превращение
энергии
при
колебательном
движении.
Затухающие
колебания.
Вынужденные
колебания.
Резонанс.
Распространен
ие колебаний в
упругих средах.
Поперечные и
продольные
волны. Длина
волны. Связь
длины волны со
скоростью
ее
распространен
ия и периодом
(частотой).
Звуковые
волны.
Скорость
звука. Высота,
тембр и
громкость
звука. Эхо.
Звуковой
резонанс.
[Интерференци
я звука].
ФРОНТАЛЬН
АЯ

разного типа и для
разных
аудиторий,
соблюдать
правила
информационной
безопасности.
Уметь использовать
компьютерные
и
коммуникационные
технологии
как
инструмент
для
достижения своих целей.
Уметь
выбирать
адекватные задаче
программно-аппаратные
средства и сервисы.
Средством
формирования
познавательных
УУД
служит
учебный
материал, и прежде всего
продуктивные задания
учебника, нацеленные на
развития:
– проектирование и
проведение наблюдения
природных явлений
с
использованием
необходимых
измерительных
приборов,
– воспитание
убежденности в
возможности
диалектического
познания природы,
– применение
полученных знаний
и умений
для
решения
практических
задач
повседневной жизни.
Коммуникативные
УУД:
Отстаивая свою точку
зрения,
приводить
аргументы, подтверждая
их фактами.
В дискуссии уметь

•
определять
колебательное
движение по его
признакам;
приводить примеры
колебаний;
описывать
динамику
свободных
колебаний
пружинного и
математического
маятников;
измерять жесткость
пружины или
резинового шнура •
описывать и
объяснять
физические
явления: колебания
математического и
пружинного
маятников,
резонанс (в том
числе звуковой),
механические
волны, длина
волны, отражение
звука, эхо;
•
давать
определения
физических
понятий: свободные
колебания,
колебательная
система, маятник,
затухающие
колебания,
вынужденные
колебания, звук и
условия его
распространения;
физических
величин:
амплитуда, период
и частота
колебаний,
собственная
частота
колебательной
38

выдвинуть
контраргументы,
перефразировать

свою

39

мысль
(владение
механизмом
эквивалентных замен).

40

Колебатель
ное движение.
Механичес Колебания
груза на
кие
колебания пружине.
и волны. Свободные
колебания.
Звук.
Колебатель
ная
система.
(17 ч.)
Маятник.
Амплитуда,
период, частота
колебаний.
Гармониче
ские колебания.
Превращен
ие энергии при
колебательном
движении.
Затухающие
колебания.
Вынужденные
колебания.
Резонанс.
Распростра
нение
колебаний в
упругих средах.
Поперечные и
продольные
волны.
Длина
волны. Связь
длины волны со
скоростью
ее
распространен
ия и периодом
(частотой).
Звуковые
волны.
Скорость звука.
Высота,
тембр
и
громкость
Тема 2.

17

Учиться
критично
относиться к своему
мнению,
уметь
признавать ошибочность
своего мнения (если оно
таково) и корректировать
его.
Различать
в
письменной и устной
речи
мнение
(точку
зрения), доказательства
(аргументы,
факты),
гипотезы,
аксиомы,
теории.
Уметь взглянуть на
ситуацию с иной позиции
и договариваться с
людьми иных позиций.
Средством
формирования
коммуникативных УУД
служат
соблюдение
технологии проблемного
диалога (побуждающий и
подводящий диалог) и
организация работы в
малых группах, также
использование на уроках
элементов
технологии
продуктивного чтения.

Гражданское
воспитание
Эстетическое
воспитание
Популяризация
научных знаний
среди детей
(Ценности
научного познания)

41

звука.
Эхо.
Звуковой
резонанс.
Интерфере
нция звука.
ЛАБОРАТ
ОРНАЯ
РАБОТА
3.
Исследование
зависимости
периода
и
частоты
свободн
ых
колебаний
маятника
от
длины
его
нити.

42

Тема 3.
Однородно
Электрома е
и
гнитное неоднородное
поле
магнитное поле.
Направление
тока
и
(20ч.)
направление
линий
его
магнитного
поля. Правило
буравчика.
Обнаружение
магнитного
поля. Правило
левой
руки.
Индукция
магнитного
поля.
Магнитный
поток.
Опыты
Фарадея.
Электромагнит
ная
индукци
я. Направление
индукционного
тока. Правило
Ленца. Явление
самоиндукции.
Переменный
ток. Генератор
переменного
тока. Преоб-

20
Гражданское
воспитание
Популяриза
ция научных знаний
среди детей
(Ценности
научного познания)
Физическое
воспитание и
формирование
культуры здоровья

43

разования
энергии
в
электрогенерат
орах.
Трансформатор .
Передача
электрической
энергии
на
расстояние.
Электромагнитное
поле.
Электромагнит
ные
волны.
Скорость
распространения
электромагнит
ных волн.
Влияние
электромагнитных
излучений на
живые организмы.
Колебательный
контур.
Получение
электромагнит
ных колебаний.
Принципы
радиосвязи и
телевидения.
[Интерференци
я
света.]
Электромагнит
ная
природа
света.
Преломление
света.
Показатель
преломления.
Дисперсия света.
Цвета тел.
[Спектрограф
и
спектроскоп.]
Типы оптических
спектров.
[Спектральный
анализ.]

44

Поглощение
и
испускание
света
атомами.
Происхождени
е
линейчатых
спектров.
ФРОНТАЛЬН
ЫЕ
ЛАБОРАТОРНЫЕ
РАБОТЫ
4. Изучение явления
электромагнит ной
индукции. 5.
Наблюдение
сплошного и
линейчатых
спектров
испускания.

45

Тема 4.
Строение
атома и
атомного
ядра
(17 ч.)

Радиоактив
ность
как
свидетельство
сложного строения
атомов.
Альфа-,
бета- и
гаммаизлучения.
Опыты
Резерфорда. Ядерная
модель атома.
Радиоактивные
превращения
атомных
ядер.
Сохранение
зарядового
и
массового
чисел
при
ядерных реакциях.
Экспериментал ьные
методы
исследования
частиц.
Протоннонейтронная
модель
ядра.
Физический смысл
зарядового и
массового

17

Гражданское
воспитание
Патриотичес
кое воспитание
Популяриза
ция научных
знаний среди детей
(Ценности
научного познания)
Физическое
воспитание и
формирование
культуры здоровья
Экологическ
ое воспитание

46

чисел.
Изотопы. Правила
смещения
для
альфа- и бетараспада
при ядерных
реакциях.
Энергия
связи
частиц в ядре.
Деление
ядер
урана.
Цепная
реакция. Ядерная
энергетика.
Экологические
проблемы работы
атомных
электростанций .
Дозиметрия.
Период
полураспада.
Закон
радиоактивного
распада.
Влияние
радиоактивных
излучений
на
живые
организмы.
Термоядерная
реакция.
Источники
энергии
Солнца и звезд.
ФРОНТАЛЬН ЫЕ
ЛАБОРАТОРНЫЕ
РАБОТЫ
6.Измерение
естественного
радиационного
фона
дозиметром
.
7.
Изучение
деления
ядра
атома урана по
фотографии
треков.
8.Оценка периода
полураспада

47

находящихся в
воздухе
продуктов
распада
газа
радона.
9.Изучение
треков
заряженных
частиц
по
готовым
фотографиям.
Состав,
строение
и
Строение происхождение
Солнечной
и
эволюция системы.
и
Вселенной Планеты
малые тела
Солнечной
(11 ч.)
системы.
Строение,
излучение
и
эволюция
Солнца и звезд.
Строение
и
эволюция
Вселенной.
Тема 5.

Повторен
ие и
обобщени
е
(6час)

Повторение.
Проектная
деятельность

11

Гражданское
воспитание
Популяриза
ция научных
знаний среди детей
(Ценности
научного познания)

6

Гражданское
воспитание
Популяриза
ция научных
знаний среди детей
(Ценности научного
познания)

48


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Результаты Независимой Оценки Качества Образования (НОКО) в 2022 году

Уважаемые пользователи ресурса! На официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях Вы можете выразить своё мнение о качестве условий оказания услуг в нашей организации.


МБОУ СОШ № 13 на сайте bus.gov.ru




Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».