Рабочая программа учебного курса "Углубленное изучение отдельных предметов"

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Муниципальное образование город Армавир
МБОУ СОШ № 13

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора

УТВЕРЖДЕНО
Директор

_____________
Добрынина Н.А.
Приказ № 01-08/75-2
от «01»сентября 2023г

______________________
Мусейлян А.В.
Приказ № 01-08/75-2
от «01»сентября 2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Углубленное изучение отдельных предметов»
для обучающихся 9 классов
Составитель: Бреславцев М.В.

г. Армавир, 2023 год

1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета,
курса (личностные, метапредметные УУД, предметные УУД)
- Личностные:
• мотивированность и направленность на активное и
созидательное участие в будущем в общественной и государственной
жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии
различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании
своейстраны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма,
любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и
свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению
исторически сложившегося государственного единства; на признании
равноправия народов, единства разнообразных культур; на
убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на
осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия
и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и
грядущими поколениями.
- Метапредметные:
• умение сознательно организовывать свою познавательную
деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умение
объяснять явления
и
процессы социальной
действительности с научных, социально-философских позиций;
рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и
возможных перспектив;
• способность анализировать реальные социальные ситуации,
выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в
рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель,
потребитель и др.);

овладение различными видами публичных выступлений
(высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и
правилам ведения диалога;

умение выполнять познавательные и практические задания,
направленные на использование элементов причинно-следственного
анализа;

определение сущностных характеристик изучаемого
объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления,
оценки объектов;

поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в
адаптированных источниках различного типа;

перевод информации из одной знаковой системы в другую
(из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор
знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной
ситуации;

объяснение изученных положений на конкретных примерах;

оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей
личности с учетом мнения других людей, в том числе для
корректировки собственного поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм,
экологических требований;

определение собственного отношения к явлениям
современной жизни, формулирование своей точки зрения.


Предметные результаты изучения курса внеурочной деятельности
«Углубленное изучение отдельных предметов»:
познавательные
• относительно целостное представление об обществе и о
человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и
регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного
обществознания
наук:
социологии,
экономической
теории,
политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной
психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления
социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для
сознательного выполнения старшими подростками основных
социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных
источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные
обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в
соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить
их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам,
событиям, процессам с позиций одобряемых в современном
российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационные
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности
человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их
значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и
правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной
жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке

реальных социальных ситуаций, установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной
повседневной жизни;
• приверженность
гуманистическим
и
демократическим
ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовые
• знание особенностей труда как одного из основных видов
деятельности человека; основных требований трудовой этики в
современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую
деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и
дляобщества;
эстетические
• понимание специфики познания мира средствами искусства в
соотнесении сдругими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в
жизниобщества;
коммуникативные
• знание
определяющих
признаков
коммуникативной
деятельности всравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном
обществе, умение использовать современные средства связи и
коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной
информации;
• понимание
языка
массовой
социально-политической
коммуникации,
позволяющее
осознанно
воспринимать
соответствующую
информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные
суждения;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой
работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать
собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления
конфликтов.
Выпускник научится:

понимать цели проведения ОГЭ;

понимать
особенности
проведения
ОГЭ
по
обществознанию;

понимать структуру и содержание КИМов ОГЭ по
обществознанию;

эффективно распределять время на выполнение заданий
различных типов;

оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким
ответом на бланках ответа в соответствии с инструкцией;

оформлять решение заданий с развернутым ответом в
соответствии с требованиями инструкции по проверке;

применять различные методы решения тестовых заданий
различного типа по основным тематическим блокам по
обществознанию;

знание ряда ключевых понятий базовых для школьного
обществознания;

относительно целостное представление об обществе и о
человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и
регуляторах деятельности людей;

умения находить нужную социальную информацию в
различных источниках;

адекватно
ее
воспринимать,
применяя
основные
обществоведческие термины и понятия;

преобразовывать в соответствии с решаемой проблемой,
задачей; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

применять свои знания в стандартной ситуации: решение
тестовых заданий, решение заданий на анализ признаков событий или
явлений, решение заданий на классификацию событий, явлений;
решение заданий на умение дать оценку взглядам, подходам,
событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном
российском обществе социальных ценностей; составление простого
плана.


Выпускник получит возможность научиться:

выполнять несложные практические задания, основанные
на ситуациях, связанных с деятельностью человека;

оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;

использовать элементы причинно-следственного анализа
при характеристике межличностных конфликтов;

наблюдать и характеризовать явления и события,
происходящие в различных сферах общественной жизни;

выявлять причинно-следственные связи общественных
явлений и характеризовать основные направления общественного
развития;

выражать и обосновывать собственную позицию по
актуальным проблемам молодежи;

выполнять несложные практические задания по анализу
ситуаций, связанных с различными способами разрешения конфликтов;

формировать положительное отношение к необходимости
соблюдать здоровый образ жизни;

корректировать собственное поведение в соответствии с
требованиями безопасности жизнедеятельности;

находить
и
извлекать
социальную
информацию
адаптированных источников различного типа;

осознавать
значение
гражданской
активности
и
патриотической позиции в укреплении нашего государства;

соотносить различные оценки политических событий и
процессов и делать обоснованные выводы;

аргументировано обосновывать влияние происходящих в
обществе изменений на положение России в мире;

использовать знания и умения для формирования
способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности
гражданина РФ;

на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать
в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике
модель правомерного социального поведения, основанного на
уважении к закону и правопорядку;

оценивать сущность и значение правопорядка и законности,
собственный возможный вклад в их становление и развитие;

осознанно содействовать защите правопорядка в обществе
правовыми способами и средствами;

анализировать с опорой на полученные знания несложную
экономическую информацию, получаемую из неадаптированных
источников;

выполнять практические задания, основанные на
ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

анализировать и оценивать с позиций экономических
знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

решать с опорой на полученные знания познавательные
задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере
деятельности человека;

грамотно применять полученные знания для определения
экономически рационального поведения и порядка действий в
конкретных ситуациях;

сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально
распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять
семейный бюджет.


2. Содержание учебного курса внеурочной деятельности “Углубленное
изучение отдельных предметов”:

9 КЛАСС (68 ч.)
Раздел I. Человек и общество (10)
Структура КИМ, кодификатор, спецификация. Правила заполнения
бланков
ОГЭ.
Информационные
ресурсы
ОГЭ.
Общество.
Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной
жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке.
Деятельность человека и её основные формы (труд, игра, учение).
Человек и его ближайшее окружение; межличностные отношения.
Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное
решение.
Традиционное,
индустриальное,
постиндустриальное.
Глобальные проблемы человечества.
Раздел II. Сфера духовной культуры (6 часов)
Наука в жизни современного общества. Образование. Религия.
Ступени образования. Религиозные течения. Свобода совести. Долг и
совесть. Моральный выбор – это ответственность. Мораль. Гуманизм.
Патриотизм, гражданственность.
Раздел III. Экономика (14)
Свободные и экономические блага. Экономический выбор.
Альтернативная стоимость. Свободные, экономические блага. Факторы
производства. Традиционная, командная, рыночная, смешанная
экономика. Формы собственности: частная, коллективная, общественная,
муниципальная, государственная. Товары и услуги. Факторы
производства. Распределение труда и специализация. Квалификация.
Натуральный обмен, товарно-денежные отношения. Спрос и
предложение на рынке. Рыночное равновесие. Механизм установления
рыночной цены. Принцип «невидимой руки» рынка. Основные функции
цен. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Функции
денег. Виды зарплаты. Производительность труда. Прожиточный
минимум. Виды налогов (федеральные, региональные, местные, прямые,
косвенные). Поддержание государственных институтов.
Раздел IV. Социальная сфера (10)
Социальная мобильность: горизонтальная и вертикальная.
Социальный статус: приписанный, достигаемый, прирожденный и
приписываемый. Социальная роль. Санкции. Гендерные роли. Виды
семей. Нуклеарная семья. Функции семьи. «Кризис идентичности»,
ролевой конфликт. Санкция. Нормы морали и права. «Золотое правило
нравственности». Дозволение, предписание, запрет. Обычаи, традиции,
ритуалы.
Девиантное
поведение.
Компромисс,
переговоры,
посредничество, арбитраж, применение силы. Соотношение понятий
«нация» и «этнос».
Раздел V. Сфера политики (10)
Политика, политическая власть, СМИ. Государство, суверенитет,
функции государства. Ш. Монтескье, А. Смит, Д. Локк. Монархия,

республика, унитарное, федеративное государство, гражданство.
Тоталитаризм, авторитаризм, демократия, референдум. Глава города,
земства, мэр, глава поселения. Всеобщее избирательное право,
референдум,
политический
экстремизм.
Стадии
выборов.
Альтернативность кандидатов.
Механизм
прямой
демократии.
Плебисцит.
Бюллетень.
Политическая
партия,
общественно-политические
движения.
Политический плюрализм. Гражданское общество, верховенство права,
незыблемость прав и свобод.
Раздел VI. Право (14)
Естественное право, норма права, нормативные акты, закон,
отрасль права, институт права. Закон, подзаконный акт. Указы
Президента РФ. Постановления Правительства РФ. приказы, инструкции.
Локальные нормативные правовые акты. Субъект, объект права,
правоспособность, дееспособность, субъективные юридические права,
юридические обязанности, физические и юридические лица.
Правонарушение, противоправность, действие, бездействие, деяние, вина,
юридическая
ответственность,
презумпция
невиновности.
Конституционный строй, федерация, самоопределение, сепаратизм,
социальное
государство,
светское
государство.
Основы
конституционного строя Российской Федерации. Субъект РФ.
Национальные
и
территориальные
образования.
Парламент,
правительство. Государственная Дума, Совет Федерации, Федеральное
собрание, арбитражный суд. Народные заседатели, суд, присяжные,
прокуратура, адвокатура, нотариат. Судебная система. Группы прав по
Конституции РФ. Гарантии-условия прав человека и гражданина.
Конвенция о правах ребёнка. Несовершеннолетний. Самозащита,
несудебная защита. ООН, ОБСЕ, Красный крест. Амнистия.
Международное гуманитарное право, военные преступления. Субъекты
гражданского права, договор, сделка, дееспособность, потребитель,
моральный вред, безопасность товар, сертификат. Брак, семейные
правоотношения, супруги, родители, алименты. Условия заключения
брака. Трудовой договор, дисциплина труда, льготы. Трудоустройство
несовершеннолетних.
Административные
наказания,
проступки.
Уголовно-правовые отношения, деяние, преступление, общественная
опасность, противоправность, виновность, наказуемость, необходимая
оборона.
Раздел VII. Итоговое повторение (4)
Рефлексия изученного материала и собственной деятельности в
области подготовки к экзамену. Систематизация и обобщение основных
положений курса. Использование приобретенных знаний для решения
заданий. Проведение диагностики результатов обучения.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы.
№
урока
1
2
3
4
5
6
7

Тема урока

Количество часов,
отводимых на
темы
Человек и общество
10
Сфера духовной культуры
6
Экономика
14
Социальная сфера
10
Сфера политики и социального управления
10
Право
14
Итоговое повторение
4

4. Календарно-тематическое планирование:

№
п.п.
1

2

3
4
5

6
7
8

9

Тема урока

Кол-во часов

Структура КИМ, кодификатор, спецификация.
Правила заполнения бланков ОГЭ.
Информационные ресурсы ОГЭ.
Общество. Взаимодействие общества и природы.
Основные сферы общественной жизни, их
взаимосвязь. Биологическое и социальное в
человеке
Деятельность человека и её основные формы
(труд, игра, учение).
Человек и его ближайшее окружение;
межличностные отношения. Общение.
Традиционное, индустриальное,
постиндустриальное. Глобальные проблемы
человечества
Наука в жизни современного общества.
Образование.
Религия. Ступени образования. Религиозные
течения. Свобода совести. Долг и совесть.
Моральный выбор – это ответственность.
Мораль. Гуманизм. Патриотизм,
гражданственность.
Свободные
и экономические блага.

2

2

2
2
2

2
2
2

2

10
11

12

13
14

15
16
17

18

19
20

21
22
23

24

Экономический выбор. Альтернативная
стоимость. Свободные, экономические блага.
Факторы производства. Традиционная,
командная, рыночная, смешанная экономика.
Формы собственности: частная, коллективная,
общественная, муниципальная,
государственная. Товары и услуги
Натуральный обмен, товарно-денежные
отношения. Спрос и предложение на рынке.
Рыночное равновесие. Механизм установления
рыночной цены
Малое предпринимательство и фермерское
хозяйство. Функции денег. Виды зарплаты.
Производительность труда. Прожиточный
минимум. Виды налогов (федеральные,
региональные, местные, прямые, косвенные).
Поддержание государственных институтов.
Социальная мобильность: горизонтальная
и вертикальная.
Социальный статус: приписанный, достигаемый,
прирожденный и приписываемый. Социальная
роль
Санкции. Гендерные роли. Виды семей.
Нуклеарная семья. Функции семьи. «Кризис
идентичности», ролевой конфликт. Санкция.
Нормы морали и права. «Золотое правило
нравственности»
Дозволение, предписание, запрет. Обычаи,
традиции, ритуалы. Девиантное поведение
Компромисс, переговоры, посредничество,
арбитраж, применение силы. Соотношение
понятий «нация» и «этнос».
Политика, политическая власть, СМИ.
Государство, суверенитет, функции государства.
Ш. Монтескье, А. Смит, Д. Локк.
Монархия, республика, унитарное, федеративное
государство, гражданство. Тоталитаризм,
авторитаризм, демократия, референдум. Глава
города, земства, мэр, глава поселения.
Всеобщее избирательное право, референдум,
политический экстремизм. Стадии выборов.
Альтернативность кандидатов. Механизм
прямой демократии. Плебисцит. Бюллетень.

2
2

2

2
2

2
2
2

2

2
2

2
2
2

2

25

26

27

28

29

30

31

32

Политическая партия, общественно- политические
движения. Политический плюрализм.
Гражданское
общество, верховенство права,
незыблемость прав и свобод.
Естественное право, норма права, нормативные
акты, закон, отрасль права, институт права.
Закон, подзаконный акт. Указы Президента РФ.
Постановления Правительства РФ.
Приказы,
инструкции.
Локальные нормативные правовые акты. Субъект,
объект права, правоспособность,
дееспособность, субъективные юридические
права, юридические обязанности, физические и
юридические лица.
Правонарушение, противоправность, действие,
бездействие, деяние, вина, юридическая
ответственность, презумпция невиновности.
Конституционный строй, федерация,
самоопределение, сепаратизм, социальное
государство, светское государство. Основы
конституционного строя Российской Федерации.
Субъект РФ. Национальные и территориальные
образования. Парламент, правительство.
Государственная Дума, Совет Федерации,
Федеральное собрание, арбитражный суд.
Народные заседатели, суд, присяжные,
прокуратура, адвокатура, нотариат. Судебная
система
Группы прав по Конституции РФ. Гарантииусловия прав человека и гражданина. Конвенция о
правах ребёнка. Несовершеннолетний.
Самозащита, несудебная защита. ООН, ОБСЕ,
Красный крест. Амнистия. Международное
гуманитарное право, военные преступления.
Субъекты гражданского права, договор, сделка,
дееспособность, потребитель, моральный вред,
безопасность товар, сертификат. Брак, семейные
правоотношения, супруги, родители, алименты.
Условия заключения брака. Трудовой договор,
дисциплина труда, льготы. Трудоустройство
несовершеннолетних. Административные
наказания, проступки.
Уголовно-правовые отношения, деяние,

2

2

2

2

2

2

2

2

33

34

преступление, общественная опасность,
противоправность, виновность, наказуемость,
необходимая оборона.
Рефлексия изученного материала и собственной
деятельности в области подготовки к экзамену.
Систематизация и обобщение основных
положений
курса.
Использование
приобретенных знаний для решения заданий.
Проведение диагностики результатов обучения.
Использование приобретенных знаний для
решения заданий. Проведение диагностики
результатов обучения.

2

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Результаты Независимой Оценки Качества Образования (НОКО) в 2022 году

Уважаемые пользователи ресурса! На официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях Вы можете выразить своё мнение о качестве условий оказания услуг в нашей организации.


МБОУ СОШ № 13 на сайте bus.gov.ru




Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».