Рабочая программа учебного курса "Языкознание" для 8-9 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Муниципальное образование город Армавир
МБОУ СОШ № 13

.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора

УТВЕРЖДЕНО
Директор

____________________
Добрынина Н.А.
Приказ № 01-08/75-2
от «01»сентября 2023г

______________________
Мусейлян А.В.
Приказ № 01-08/75-2
от «01»сентября 2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Языкознание»
для обучающихся 8-9 классов

Составитель: Эпель Д.А.

г. Армавир, 2023 год

1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета,
курса (личностные, метапредметные УУД, предметные УУД)
- Личностные:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о
русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
осознание национального своеобразия русского языка; формирование
познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому
языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного
отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование
волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;
воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
овладение культурой межнационального общения;

совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,
обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в
разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса
и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности
к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому
самосовершенствованию;

углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях
и категориях современного русского литературного языка, которые
обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в
различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского
языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной
специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и
фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом
этикете;
- Метапредметные:

совершенствование
умений
опознавать,
анализировать,
классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения
нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с
текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;

развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение
практического опыта исследовательской работы по русскому языку,
воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Предметные результаты изучения курса внеурочной деятельности
«Языкознание»:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения,
говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с
окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности в процессе образования и
самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного
языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание
взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики,
основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического,
морфемного,
словообразовательного,
лексического,
морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения,
а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение
объема используемых в речи грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю
общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными),
нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой
практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к
речевому самосовершенствованию;
8)
формирование
ответственности
за
языковую
культуру
как
общечеловеческую ценность.
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
- использовать различные виды монолога (повествование, описание,
рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях
общения;
- использовать различные виды диалога в ситуациях формального и
неформального, межличностного и межкультурного общения;
- соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
- оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с
точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения
коммуникативных
целей
речевого
взаимодействия,
уместности
использованных языковых средств;
- предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого
общения.
Выпускник получит возможность научиться:
- выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично
представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать
собственную позицию, доказывать её, убеждать;
- понимать основные причины коммуникативных неудач и

объяснять их.
Речевая деятельность
Выпускник научится:
- различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной
коммуникативной задачей в устной форме;
- понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную
задачу,
основную
мысль,
логику
изложения
учебно-научного,
публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов,
распознавать в них основную и дополнительную информацию,
комментировать её в устной форме;
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать и комментировать речь в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
передавать схематически представленную информацию в виде
связного текста;
использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и
другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы
Интернета;
отбирать и систематизировать материал на определённую тему,
анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в
соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую
(подтекстовую)
информацию
в
прочитанных
текстах
разной
функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
извлекать информацию по заданной проблеме (включая
противоположные точки зрения на её решение) из различных источников
(учебно-научных текстов, текстов СМИ,
в том числе представленных в электронном виде на различных
информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать
собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
- создавать устные монологические и диалогические высказывания (в
том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные,
нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе
лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых
учебных предметов) разной коммуникативной направленности в
соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад
в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история,
участие в беседе, споре);
- обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой

учебной деятельности, распределение частей работы; извлекать из различных
источников, систематизировать и анализировать материал на определённую
тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
- соблюдать в практике устного речевого общения основные
орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского
литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и
фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать устные монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых
учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
Письмо
Выпускник научится:
- создавать письменные монологические высказывания разной
коммуникативной направленности;
- излагать содержание прослушанного или прочитанного текста
(подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также
тезисов, плана;
- соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические,
орфографические и пунктуационные нормы современного русского
литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и
фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
- писать рефераты;
- составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты.
Текст
Выпускник научится:
- создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи,
стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты со
спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
- владеть практическими умениями различать тексты разговорного
характера,
научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной
литературы
(экстралингвистические
особенности,
лингвистические
особенности на уровне употребления лексических средств, типичных
синтаксических конструкций);
- речи; оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной
функциональной направленности с точки зрения соответствия их
коммуникативным требованиям и языковой правильности;
- исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
- выступать
перед
аудиторией
сверстников
с
небольшими

информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на
учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
- различать и анализировать тексты разговорного характера, научные,
публицистические,
официально-деловые,
тексты
художественной
литературы с точки зрения специфики использования в них лексических,
морфологических, синтаксических средств;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольноэтикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
- характеризовать основные социальные функции русского языка в
России.
место русского языка среди славянских языков, роль старославянского
(церковнославянского) языка в развитии русского языка;
- определять различия между литературным языком и диалектами,
просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и
характеризовать эти различия;
- оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
- характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие
русистики.
Язык и культура
Выпускник научится:
- выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом
значения в произведениях устного народного творчества, в художественной
литературе и исторических текстах;
- приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского
родного языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
- уместно использовать правила русского речевого этикета в
учебной деятельности и повседневной жизни.
- Выпускник
получит
возможность
научиться:
характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры
и истории народа — носителя русского родного языка.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
- проводить фонетический анализ слова;
- соблюдать основные орфоэпические правила современного русского
литературного языка;
- извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и
справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
- опознавать основные выразительные средства фонетики
(звукопись);
- выразительно читать прозаические и поэтические

тексты;
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
- делить слова
на
морфемы на
основе
смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа слова;
- различать изученные способы словообразования;
- анализировать
и
самостоятельно
составлять
словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию в
практике правописания, а также при проведении грамматического и
лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
- характеризовать
словообразовательные
цепочки
и
словообразовательные
гнёзда,
устанавливая
смысловую
и
структурную связь однокоренных слов;
- опознавать основные выразительные средства словообразования
в художественной речи и оценивать их;
- извлекать
необходимую
информацию
из
морфемных,
словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в
том числе мультимедийных;
- использовать этимологическую справку для объяснения
правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
- опознавать фразеологические обороты;
- соблюдать лексические нормы в устных и письменных
высказываниях;
- использовать лексическую синонимию как средство исправления
неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в
тексте;
- пользоваться различными видами лексических словарей
(толковым
словарём,
словарём
синонимов,
антонимов,
фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную
информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
- объяснять общие принципы классификации словарного состава
русского языка;
- аргументировать различие лексического и грамматического
значений слова;
- опознавать омонимы разных видов;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;
- извлекать необходимую информацию из лексических словарей
разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов,
устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.)

и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту
информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
- опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их
формы, служебные части речи;
- анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той
или иной части речи;
- употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с
нормами современного русского литературного языка;
- применять морфологические знания и умения в практике
правописания, в различных видах анализа;
- распознавать явления грамматической омонимии, существенные
для решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать синонимические средства морфологии; различать
грамматические омонимы;
- опознавать основные выразительные средства морфологии в
публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять
особенности употребления морфологических средств в текстах
научного и официально-делового стилей речи;
- извлекать
необходимую
информацию
из
словарей
грамматических трудностей,
в том числе мультимедийных;
использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание,
предложение) и их виды;
- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с
точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной
предназначенности;
- употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами
современного русского литературного языка;
- использовать разнообразные синонимические синтаксические
конструкции в собственной речевой практике;
- применять синтаксические знания и умения в практике
правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать синонимические средства синтаксиса;
- опознавать основные выразительные средства синтаксиса в
публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять
особенности употребления синтаксических конструкций в текстах
научного и официально-делового стилей речи;
- анализировать особенности употребления синтаксических
конструкций с точки зрения их функционально-стилистических

качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
- соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе
письма (в объёме содержания курса).
Выпускник получит возможность научиться:
- демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче
смысловой стороны речи;
- извлекать необходимую информацию из мультимедийных
орфографических словарей и справочников по правописанию;
использовать эту информацию в процессе письма.
1. Содержание учебного курса внеурочной деятельности “Языкознание” :
8-9 классы (68 ч.)
Раздел 1. Язык и культура (6 ч)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа
(обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их
национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения
(прецедентные тексты) из произведений художественной литературы,
кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о
внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах
в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).
Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» –
рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в
языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии,
активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (20 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка. Активные процессы в области произношения и
ударения. Отражение произносительных вариантов в современных
орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные
лексические
нормы
современного
русского
литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность.
Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚
связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные
ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической
нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные
грамматические
нормы
современного русского
литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование.
Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по

с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным
значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение
словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу,
обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов
о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с
Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности
родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚
предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка
рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚
повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение
в сложное предложение лишних указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных
грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет
Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии,
Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового
общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (36 ч)
Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и
богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп),
способы тренировки (скороговорки).
Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.
Эффективные приёмы чтения. Эффективные приёмы слушания.
Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Основные методы, способы и средства получения, переработки
информации.
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и
тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала,
самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от
инициативы, завершение диалога и др.
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при
общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные
формы описания, повествования, рассуждения.
Основные признаки текста: смысловая цельность, информативность,
связность. Виды абзацев. Заголовки текстов, их типы. Информативная
функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение,
доказательство, объяснение.
Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации.
Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации
в учебно-научном общении.

Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства.
Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента:
критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование
графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы
и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите
проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном
произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.

2. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы.
№
Тема урока
урока

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Количество
часов,
отводимых
на темы
Отражение в русском языке культуры и истории
2
русского народа
Ключевые слова русской культуры
4
Крылатые слова и выражения в русском языке
4
Развитие русского языка как закономерный
2
процесс
Основные тенденции развития современного
2
русского языка
Заимствования в современном русском языке
4
Новые иноязычные заимствования в современном
4
русском языке
Словообразовательные
неологизмы
в
2
современном русском языке
Переосмысление значений слов в современном
2
русском
Стилистическая переоценка слов в современном
4
русском литературном языке
Проверочная работа № 1 (представление
2
проектов, результатов исследовательской работы)
Орфоэпические нормы современного русского
4
литературного языка
Лексические нормы современного русского
6

14
15
16
17
18
19
20
21

литературного языка
Грамматические нормы современного русского
языка
Речевой этикет в деловом общении
Виды преобразования текстов
Правила сетевого этикета
Проверочная работа № 2 (представление
проектов, результатов исследовательской работы)
Русский язык в Интернете
Разговорная речь
Официально-деловой стиль. Деловое письмо.

6
4
4
4
2
4
2
2

3. Календарно-тематическое планирование:

№п.п. Тема урока
1

2

3
4

5
6
7

8

9
10

Кол-во часов

Русский язык как зеркало национальной культуры
и истории народа. Роль родного языка в жизни
человека
Примеры ключевых слов (концептов) русской
культуры, их национально-историческая
значимость
Крылатые слова и выражения в русском языке

1

Крылатые слова и выражения (прецедентные
тексты) из произведений художественной
литературы, кинофильмов, песен, рекламных
текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс

1

Развитие языка как объективный процесс
Общее представление о внешних и внутренних
факторах языковых изменений, об активных
процессах в современном русском языке
(основные тенденции, отдельные примеры).
Общее представление о внешних и внутренних
факторах языковых изменений, об активных
процессах в современном русском языке
(основные тенденции, отдельные примеры).
Стремительный рост словарного состава языка,
«неологический бум»
Стремительный рост словарного состава языка,

1
1

1

1

1

1

1
1

11
12
13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

«неологический бум»
Р/Р. Контрольный тест по разделу «Язык и
культура»
Работа над ошибками контрольного теста
Основные орфоэпические нормы современного
русского литературного языка. Активные
процессы в области произношения и ударения
Основные орфоэпические нормы современного
русского литературного языка. Активные
процессы в области произношения и ударения
Отражение произносительных вариантов в
современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как
художественный приём.
Отражение произносительных вариантов в
современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как
художественный приём.
Основные лексические нормы современного
русского литературного языка. Лексическая
сочетаемость слова и точность. Свободная и
несвободная лексическая сочетаемость. Типичные
ошибки‚ связанные с нарушением лексической
сочетаемости.
Основные лексические нормы современного
русского литературного языка. Лексическая
сочетаемость слова и точность. Свободная и
несвободная лексическая сочетаемость. Типичные
ошибки‚ связанные с нарушением лексической
сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология.
Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с
речевой избыточностью.
Речевая избыточность и точность. Тавтология.
Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с
речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение
вариантов лексической нормы в современных
словарях. Словарные пометы.
Современные толковые словари. Отражение
вариантов лексической нормы в современных
словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного
русского литературного языка. Типичные

1
1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

24

25

26

27

28

29

30

31
32
33

34

35

36

грамматические ошибки. Управление. Правильное
построение словосочетаний по типу управления.
Правильное употребление предлогов.
Основные грамматические нормы современного
русского литературного языка. Типичные
грамматические ошибки. Управление. Правильное
построение словосочетаний по типу управления.
Правильное употребление предлогов.
Нормы употребления причастных и
деепричастных оборотов‚ предложений с
косвенной речью. Типичные ошибки в построении
сложных предложений.
Нормы употребления причастных и
деепричастных оборотов‚ предложений с
косвенной речью. Типичные ошибки в построении
сложных предложений.
Отражение вариантов грамматической нормы в
современных грамматических словарях и
справочниках. Словарные пометы.
Отражение вариантов грамматической нормы в
современных грамматических словарях и
справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет. Этика и этикет в электронной
среде общения. Этикетное речевое поведение в
ситуациях делового общения
Речевой этикет. Этика и этикет в электронной
среде общения. Этикетное речевое поведение в
ситуациях делового общения
Р/Р. Контрольный тест по разделу «Культура речи»
Работа над ошибками контрольного теста.
Виды речевой деятельности. Точность и
логичность речи. Выразительность, чистота и
богатство речи. Интонация и жесты. Формы речи:
монолог и диалог.
Виды речевой деятельности. Точность и
логичность речи. Выразительность, чистота и
богатство речи. Интонация и жесты. Формы речи:
монолог и диалог.
Эффективные приёмы чтения. Эффективные
приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и
послетекстовый этапы работы. Основные методы,
способы и средства получения, переработки
информации.
Эффективные приёмы чтения. Эффективные

1

1

1

1

1

1

1

1
1
1

1

1

1

37

38

39

40
41

42
43
44

45

46

47

48

49

50

приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и
послетекстовый этапы работы. Основные методы,
способы и средства получения, переработки
информации.
Традиции русского речевого общения.
Коммуникативные стратегии и тактики устного
общения
Традиции русского речевого общения.
Коммуникативные стратегии и тактики устного
общения
Русский язык в Интернете. Правила
информационной безопасности при общении в
социальных сетях.
Орфографический и пунктуационный практикум
Русский язык в Интернете. Правила
информационной безопасности при общении в
социальных сетях.
Текст и его основные признаки. Композиционные
формы описания, повествования, рассуждения.
Текст и его основные признаки. Композиционные
формы описания, повествования, рассуждения.
Основные признаки текста. Виды абзацев.
Заголовки текстов. Тексты аргументативного типа:
рассуждение, доказательство, объяснение.
Основные признаки текста. Виды абзацев.
Заголовки текстов. Тексты аргументативного типа:
рассуждение, доказательство, объяснение.
Структура аргументации: тезис, аргумент.
Способы аргументации. Правила эффективной
аргументации. Причины неэффективной
аргументации в учебно-научном общении.
Структура аргументации: тезис, аргумент.
Способы аргументации. Правила эффективной
аргументации. Причины неэффективной
аргументации в учебно-научном общении.
Доказательство и его структура. Прямые и
косвенные доказательства. Способы опровержения
доводов оппонента
Доказательство и его структура. Прямые и
косвенные доказательства. Способы опровержения
доводов оппонента
Виды преобразования текстов: аннотация,
конспект. Использование графиков, диаграмм,
схем для представления информации.

1

1

1

1
1

1
1
1

1

1

1

1

1

1

51

52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Виды преобразования текстов: аннотация,
конспект. Использование графиков, диаграмм,
схем для представления информации.
Р/Р. Контрольный тест по разделу «Текст как
единица языка и речи»
Работа над ошибками контрольного теста.

1

Разговорная речь.
Разговорная речь.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его
структурные элементы и языковые особенности.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его
структурные элементы и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь
оппонента на защите проекта.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь
оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль.
Публицистический стиль.
Язык художественной литературы.
Язык художественной литературы.

1
1
1

Р/Р. Контрольный тест по разделу «Речь. Речевая
деятельность. Текст»
Анализ контрольного теста
Повторение пройденного
Повторение пройденного
Повторение пройденного

1

1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Результаты Независимой Оценки Качества Образования (НОКО) в 2022 году

Уважаемые пользователи ресурса! На официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях Вы можете выразить своё мнение о качестве условий оказания услуг в нашей организации.


МБОУ СОШ № 13 на сайте bus.gov.ru




Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».