МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Муниципальное образование город Армавир МБОУ СОШ № 13 . СОГЛАСОВАНО Заместитель директора УТВЕРЖДЕНО Директор ____________________ Добрынина Н.А. Приказ № 01-08/75-2 от «01»сентября 2023г ______________________ Мусейлян А.В. Приказ № 01-08/75-2 от «01»сентября 2023г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Реальная математика» для обучающихся 2-4 классов Составитель: Тимофеева А.Н. г. Армавир, 2023 год Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296). Программа разработана на основе авторской программы О.А.Захаровой. Цель: развитие интеллектуальных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий по математике, изучение окружающего мира математическими средствами. Задачи: - Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности. - Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности. - Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор. - Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей. - Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков в реальной жизни. - Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества. Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению практических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Предлагаемая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Практические задачи являются средством и условием формирования способности детей применять полученные на уроках по математике знания и умения в ситуациях, отличных от тех, в которых происходило их становление. В процессе освоения программы выполняют расчёты, строят схемы, чертежи и карты, конструируют модели из бумаги и пластилина. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Условия реализации: Программа рассчитана на 204 часа с проведением занятий 2 раза в неделю. Срок реализации 3 года (24 класс): 2 класс – 68 часа 3 класс – 68 часа 4 класс – 68 часа Во 2-м классе учащимся предлагается заняться изучением вопросов, ответы на которые можно получить при помощи математических исследований и моделирования. Планируемые результаты Личностными результатами изучения данного курса являются: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные результаты: сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания, моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения практической задачи; использовать его в ходе самостоятельной работы, применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с практическими задачами, анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами. включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его, выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии, аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения, сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием, контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки, искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы, моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации. участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи. конструировать несложные задачи. Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа, задания в печатной тетради. Итоговый контроль: учащиеся ведут Листы самооценки «Мои достижения». Основными задачами их введения являются: развитие познавательных интересов обучающихся создание ситуации успеха для каждого ученика повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка приобретение навыков саморефлексии Тематическое планирование Темы занятий Элементы содержания Колво часов 1 Арифметика в Работа с фольклорными произведениями. Где используются числа? литературе Оформление и представление результатов 5 2 Магическая арифметика Магия чисел. Математические фокусы. 5 3 Зеленая арифметика Создание «Книги растений-рекордсменов» 5 4 Как найти сокровища? Чтение и заполнение строк, столбцов таблицы. Предоставление информации в таблице. Использование таблицы для формулировки задания. Географическая карта и план местности. Условные обозначения плана. Ориентирование на местности (пропедевтика). 5 5 Далеко ли до Солнца? «Круглые» двузначные числа. Сложение и вычитание «круглых» двузначных чисел. Числовые равенства и неравенства. Числовые выражения. Краткая запись задачи. Круговая схема. Планеты и звёзды. 5 6 Солнце — Сложение (вычитание) двузначных чисел и однозначных чисел. обыкновенный Прямоугольник и квадрат. Сравнение двузначных чисел. Разностное жёлтый карлик сравнение. Задачи на разностное сравнение. Сложение (вычитание) двузначных чисел. Сотня. Соотношение единиц измерения: дм – м; кг – ц; см – м. Планеты и звёзды. 5 7 Спутники планет Действие умножения. Таблица умножения на 1, 2, 3 и 4. Периметр прямоугольника и квадрата. Планеты и звёзды. Таблица умножения на 5, 6, 7, 8 и 9. Длина ломаной. Угол. Виды углов. Углы многоугольника. Планеты и звёзды. 5 8 Кто строит «Круглые» сотни. Сложение (вычитание) «круглых» сотен. Сравнение дома трёхзначных чисел. Составные задачи. Запись решения по действиям и на воде? в виде одного выражения. Живая природа Земли. 5 9 Кто построил 5 Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Запись и способ это гнездо? сложения (вычитания) столбиком. Вычитание суммы из суммы. Живая природа Земли. 10 Едят ли птицы Известное и неизвестное. Уравнение. Уравнения на сложение и сладкое? вычитание. Живая природа Земли. 5 11 Почему яйцу Деление. Доля. Уменьшение в несколько раз. Живая природа Земли. нельзя переохлаждать ся? 5 12 Московский Кремль Время и части суток. Единицы измерения времени. Римские цифры. Числовой луч и натуральный ряд чисел Данное и искомое. Обратная задача. Проверка решения. Геометрические построения.. Родная страна — Россия. 5 13 Итоговое занятие Представление итогов работы (Листы самооценки «Мои достижения») 8 ИТОГО 68 ч 3 класс 1 Что находится Трёхзначные числа. Запись сложения и вычитания чисел столбиком. внутри Земли? Умножение и деление. Периметр четырёхугольника. Окружность и круг. Планета, на которой мы живём. 5 2 Помогите Пете Изображение куба. Связь умножения и деления. Табличные случаи Семёнову деления. 5 3 Много ли на Класс тысяч. Название четырёхзначных чисел. Сравнение Земле льда? четырёхзначных чисел. Неживая природа (три состояния воды). (начало) 5 4 Много ли на Сравнение величин. Алгоритм сложения и вычитания столбиком. Земле льда? Таблица для записи условия задачи. Неживая природа (три состояния (окончание) воды). 5 5 Где хранится Умножение суммы на число. Группировка множителей. Умножение пресная вода? числа на произведение. Запись умножения столбиком. Неживая природа (три состояния воды). 5 6 «Многоэтажна Кратное сравнение чисел и величин. Числовой луч. Задачи на кратное я» атмосфера сравнение. Диаграмма для записи условия задачи. Значение воздуха на Земли Земле. 5 7 Облака треугольника. 5 8 Сказочный Умножение на число 10. Умножение числа на сумму. Умножение на мир горных двузначное число. Запись умножения столбиком. Горные породы. пещер 5 9 Жизнь Землёй под Частные случаи деления (на число 1, числа 0, на число 0). Деление суммы (разности) на число. Горные породы 5 10 Природное Сравнение и измерение площади многоугольника. Соотношение сообщество — между различными единицами измерения площади. Вычисление аквариум площади прямоугольника. Природные сообщества. 5 11 Озеро Байкал Задачи с недостающими данными. Задачи с избыточными данными. Выбор рационального пути решения. Водоем 5 12 Стены Древ Деление на число 10, число 100 и число 1000. Деление на однозначное него Кремля число. Деление на двузначное число. Наша страна — Россия 5 Сравнение углов. Неживая природа. Углы треугольника. Стороны ИТОГО 68 ч 4 класс 1 Путь «Из варяг Чертёж как способ краткой записи задачи. Задачи с заданным в греки» результатом разностного сравнения величин. Задачи с заданным 5 результатом кратного сравнения величин. Алгоритм умножения столбиком. История Отечества. 2 Славянские цифры Класс миллионов. Постоянная и переменная величины. Буквенное выражение. Значение буквенного выражения. История Отечества. 5 3 Лесные бога Цена. Задача определения стоимости. Задача определения количества. тства России Родная страна — Россия. 5 4 Земли, освоенные человеком 5 не Деление с остатком. Деление нацело. Запись деления столбиком. Охрана природы. 5 Дневник путешествия Скорость. Задача на определение расстояния. Задача на определение времени. Родная страна – Россия. 6 Сколько соли Вместимость. Объём. Единицы измерения объема. в солёной воде? 5 7 Трудолюбивые Производительность. Задача на определение времени работы. Задача пчёлы на определение объема работы. Насекомые. 5 8 Быстро ли растет человек? Деление на однозначное и двузначное числа столбиком. Алгоритм деления столбиком. Человек – часть природы. 5 9 Волосы Сложение и вычитание величин. Умножение величины и числа. Деление величины на число. Нахождение части от величины и величины по её части. Человек – часть природы. 5 10 Скорость, с Когда время движения постоянно. Когда длина пройденного пути которой течет постоянна. Движение в одном направлении. Человек – часть природы. кровь 5 11 «Производител Когда время работы постоянно. Когда объем выполненной работы ьность» сердца постоянен. Производительность при совместной работе. Время совместной работы. Человек – часть природы. 5 12 Сколько стоят Когда количество постоянно. Когда стоимость постоянна. Цена набора деньги? товаров. Человек и общество. 5 ИТОГО 5 68 ч