Рабочая программа учебного курса "Реальная математика" 2-4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского
края
Муниципальное образование город Армавир
МБОУ СОШ № 13

.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора

УТВЕРЖДЕНО
Директор

____________________
Добрынина Н.А.
Приказ № 01-08/75-2
от «01»сентября 2023г

______________________
Мусейлян А.В.
Приказ № 01-08/75-2
от «01»сентября 2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Реальная математика»
для обучающихся 2-4 классов
Составитель: Тимофеева А.Н.

г. Армавир, 2023 год

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования второго поколения; Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования; методических рекомендаций об организации внеурочной
деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования (письмо
Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296).
Программа разработана на основе авторской программы О.А.Захаровой.
Цель:
развитие интеллектуальных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий по математике,
изучение окружающего мира математическими средствами.
Задачи:
- Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
- Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
- Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий
кругозор.
- Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.
- Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков в реальной жизни.
- Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир
младшего школьника, обучение решению практических задач творческого и поискового характера будет
проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.
Предлагаемая программа предназначена для развития математических способностей учащихся,
коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и
использованием современных средств обучения.
Практические задачи являются средством и условием формирования способности детей применять
полученные на уроках по математике знания и умения в ситуациях, отличных от тех, в которых происходило
их становление. В процессе освоения программы выполняют расчёты, строят схемы, чертежи и карты,
конструируют модели из бумаги и пластилина. Программа предусматривает включение задач и заданий,
трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью
ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность,
формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В
процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять
причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем
движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться,
стараться и самому найти выход – ответ.
Условия реализации:
Программа рассчитана на 204 часа с проведением занятий 2 раза в неделю. Срок реализации 3 года (24 класс):
2 класс – 68 часа
3 класс – 68 часа
4 класс – 68 часа

Во 2-м классе учащимся предлагается заняться изучением вопросов, ответы на которые можно
получить при помощи математических исследований и моделирования.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения данного курса являются:
 развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного
и эвристического характера;
 развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности –
качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
 воспитание чувства справедливости, ответственности;
 развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
 сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного
задания,
 моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения практической задачи;
использовать его в ходе самостоятельной работы,
 применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с практическими
задачами,














анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами.
включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать
собственное мнение и аргументировать его,
выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии,
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения,
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием,
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки,
искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в
таблице, для ответа на заданные вопросы,
моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи,
использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
конструировать несложные задачи.

Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа,
задания в печатной тетради.
Итоговый контроль: учащиеся ведут Листы самооценки «Мои достижения». Основными задачами их
введения являются:
 развитие познавательных интересов обучающихся
 создание ситуации успеха для каждого ученика
 повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
 максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка
 приобретение навыков саморефлексии
Тематическое планирование
Темы занятий
Элементы содержания
Колво
часов
1

Арифметика в Работа с фольклорными произведениями. Где используются числа?
литературе
Оформление и представление результатов

5

2

Магическая
арифметика

Магия чисел. Математические фокусы.

5

3

Зеленая
арифметика

Создание «Книги растений-рекордсменов»

5

4

Как найти
сокровища?

Чтение и заполнение строк, столбцов таблицы. Предоставление
информации в таблице. Использование таблицы для формулировки
задания. Географическая карта и план местности. Условные
обозначения плана. Ориентирование на местности (пропедевтика).

5

5

Далеко ли до
Солнца?

«Круглые» двузначные числа. Сложение и вычитание «круглых»
двузначных чисел. Числовые равенства и неравенства. Числовые
выражения. Краткая запись задачи. Круговая схема. Планеты и
звёзды.

5

6

Солнце —
Сложение (вычитание) двузначных чисел и однозначных чисел.
обыкновенный Прямоугольник и квадрат. Сравнение двузначных чисел. Разностное
жёлтый карлик сравнение. Задачи на разностное сравнение. Сложение (вычитание)
двузначных чисел. Сотня. Соотношение единиц измерения: дм – м; кг
– ц; см – м. Планеты и звёзды.

5

7

Спутники
планет

Действие умножения. Таблица умножения на 1, 2, 3 и 4. Периметр
прямоугольника и квадрата. Планеты и звёзды. Таблица умножения на
5, 6, 7, 8 и 9. Длина ломаной. Угол. Виды углов. Углы многоугольника.
Планеты и звёзды.

5

8

Кто
строит «Круглые» сотни. Сложение (вычитание) «круглых» сотен. Сравнение
дома
трёхзначных чисел. Составные задачи. Запись решения по действиям и
на воде?
в виде одного выражения. Живая природа Земли.

5

9

Кто построил

5

Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Запись и способ

это гнездо?

сложения (вычитания) столбиком. Вычитание суммы из суммы. Живая
природа Земли.

10

Едят ли птицы Известное и неизвестное. Уравнение. Уравнения на сложение и
сладкое?
вычитание. Живая природа Земли.

5

11

Почему яйцу
Деление. Доля. Уменьшение в несколько раз. Живая природа Земли.
нельзя
переохлаждать
ся?

5

12

Московский
Кремль

Время и части суток. Единицы измерения времени. Римские цифры.
Числовой луч и натуральный ряд чисел Данное и искомое. Обратная
задача. Проверка решения. Геометрические построения.. Родная
страна — Россия.

5

13

Итоговое
занятие

Представление итогов работы (Листы самооценки «Мои достижения»)

8

ИТОГО

68 ч
3 класс

1

Что находится Трёхзначные числа. Запись сложения и вычитания чисел столбиком.
внутри Земли? Умножение и деление. Периметр четырёхугольника. Окружность и
круг. Планета, на которой мы живём.

5

2

Помогите Пете Изображение куба. Связь умножения и деления. Табличные случаи
Семёнову
деления.

5

3

Много ли на Класс тысяч. Название четырёхзначных чисел. Сравнение
Земле
льда? четырёхзначных чисел. Неживая природа (три состояния воды).
(начало)

5

4

Много ли на Сравнение величин. Алгоритм сложения и вычитания столбиком.
Земле
льда? Таблица для записи условия задачи. Неживая природа (три состояния
(окончание)
воды).

5

5

Где хранится Умножение суммы на число. Группировка множителей. Умножение
пресная вода? числа на произведение. Запись умножения столбиком. Неживая
природа (три состояния воды).

5

6

«Многоэтажна Кратное сравнение чисел и величин. Числовой луч. Задачи на кратное
я» атмосфера сравнение. Диаграмма для записи условия задачи. Значение воздуха на
Земли
Земле.

5

7

Облака

треугольника.

5

8

Сказочный
Умножение на число 10. Умножение числа на сумму. Умножение на
мир
горных двузначное число. Запись умножения столбиком. Горные породы.
пещер

5

9

Жизнь
Землёй

под Частные случаи деления (на число 1, числа 0, на число 0). Деление
суммы (разности) на число. Горные породы

5

10

Природное
Сравнение и измерение площади многоугольника. Соотношение
сообщество — между различными единицами измерения площади. Вычисление
аквариум
площади прямоугольника. Природные сообщества.

5

11

Озеро Байкал

Задачи с недостающими данными. Задачи с избыточными данными.
Выбор рационального пути решения. Водоем

5

12

Стены
Древ Деление на число 10, число 100 и число 1000. Деление на однозначное
него Кремля
число. Деление на двузначное число. Наша страна — Россия

5

Сравнение углов.
Неживая природа.

Углы

треугольника.

Стороны

ИТОГО

68 ч

4 класс
1

Путь «Из варяг Чертёж как способ краткой записи задачи. Задачи с заданным
в греки»
результатом разностного сравнения величин. Задачи с заданным

5

результатом кратного сравнения величин. Алгоритм умножения
столбиком. История Отечества.
2

Славянские
цифры

Класс миллионов. Постоянная и переменная величины. Буквенное
выражение. Значение буквенного выражения. История Отечества.

5

3

Лесные бога Цена. Задача определения стоимости. Задача определения количества.
тства России
Родная страна — Россия.

5

4

Земли,
освоенные
человеком

5

не Деление с остатком. Деление нацело. Запись деления столбиком.

Охрана природы.

5

Дневник
путешествия

Скорость. Задача на определение расстояния. Задача на определение
времени. Родная страна – Россия.

6

Сколько соли
Вместимость. Объём. Единицы измерения объема.
в солёной воде?

5

7

Трудолюбивые Производительность. Задача на определение времени работы. Задача
пчёлы
на определение объема работы. Насекомые.

5

8

Быстро ли
растет человек?

Деление на однозначное и двузначное числа столбиком. Алгоритм
деления столбиком. Человек – часть природы.

5

9

Волосы

Сложение и вычитание величин. Умножение величины и числа.
Деление величины на число. Нахождение части от величины и
величины по её части. Человек – часть природы.

5

10

Скорость,
с Когда время движения постоянно. Когда длина пройденного пути
которой течет постоянна. Движение в одном направлении. Человек – часть природы.
кровь

5

11

«Производител Когда время работы постоянно. Когда объем выполненной работы
ьность» сердца постоянен. Производительность при совместной работе. Время
совместной работы. Человек – часть природы.

5

12

Сколько стоят Когда количество постоянно. Когда стоимость постоянна. Цена набора
деньги?
товаров. Человек и общество.

5

ИТОГО

5

68 ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Результаты Независимой Оценки Качества Образования (НОКО) в 2022 году

Уважаемые пользователи ресурса! На официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях Вы можете выразить своё мнение о качестве условий оказания услуг в нашей организации.


МБОУ СОШ № 13 на сайте bus.gov.ru




Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».