Рабочая программа учебного курса "Школа будущих первоклассников"

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Муниципальное образование город Армавир
МБОУ СОШ № 13

.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора

УТВЕРЖДЕНО
Директор

____________________
Добрынина Н.А.
Приказ № 01-08/75-2
от «01»сентября 2023г

______________________
Мусейлян А.В.
Приказ № 01-08/75-2
от «01»сентября 2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Школа будущих первоклассников»
для детей дошкольного возраста
Составитель: Добрынина Н.А.

г. Армавир, 2023 год

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Школа будущих первоклассников» детей старшего
дошкольного возраста составлена на основе программы Департамента
образования и науки Краснодарского края Краснодарского краевого
института
дополнительного
профессионального
педагогического
образования «Организация работы по предшкольной подготовке в ДОУ
Краснодарского края».
Программа представлена шестью направлениями:1. Подготовка к обучения
грамоте. 2. Познавательная деятельность. 3. Музыкальное занятие. 4.
Математика. 5. Изобразительная деятельность. 6. Коммуникативный тренинг.
Иногда дошкольная подготовка детей сводится к обучению их счету,
чтению, письму. Однако исследования психологов, многолетний опыт
педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе
испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом
знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли
ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и
слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка
думать, стремление узнавать что-то новое.
В связи с этим при реализации
данной программы соблюдаются следующие принципы организации
педагогического процесса в группе предшкольной подготовки:
 образовательный процесс строится на основе баланса свободной
самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности
взрослого с детьми;
 основное внимание педагога направлено на приобретение ребенком
опыта коммуникативного поведения в среде сверстников и на
формирование желания учиться;
 взрослый привлекает детей к занятиям без психологического
принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме
деятельности, занимая позицию заинтересованного партнераучастника.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: способствовать общему развитию
формированию предпосылок учебной деятельности детей.

ребенка

и

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1 группа задач – задачи, направленные на всестороннее и полноценное
развитие детей в дошкольном возрасте и на пороге школы обеспечивающие
ему готовность к школе. Это задачи физического, психического и социальнонравственного развития.
2 группа задач нацелена на формирование предпосылок к учебной
деятельности и требует от педагога умений, обеспечивающих формирование
у ребенка учебной мотивации, развитие функции произвольного поведения,

мыслительной деятельности; на овладение основными компонентами
учебной деятельности, развитие учебно-познавательных умений и
формирование практических умений детей в разных видах деятельности,
направленных в том числе и на решение учебных задач.
Реализация
данной
программы
способствует
успешности
воспитанников и формированию знаний и умений, необходимых им в школе,
что обеспечит плавный и мягкий переход в новые условия жизни.
1. Обучающие задачи:
1.1. Формирование умений звукобуквенного анализа: учить делить
слова на слоги; различать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие
согласные, звонкие и глухие согласные); соотносить звук и букву; определять
ударный слог; составлять предложение из двух, трех, четырех слов.
1.2. Формирование выразительности речи: пользоваться высотой и
силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными
интонациями; выработка дикции.
1.3. Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к
письму.
1.4. Формирование умений принимать учебную задачу и решать ее
самостоятельно.
1.5. Формирование навыков самоконтроля и самооценки выполненной
работы.
1.6. Развитие мотивации учения.
1.7. Развитие умения планировать свои действия, осуществлять
решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять
результат своих действий на основе математических понятий.
2. Развивающие задачи:
2.1. Развитие фонематического слуха: развитие способности
дифференцировать звуки; развитие умений слышать отдельные звуки в
словах, определять место заданного звука в слове; интонационно выделять
звуки в слове и произносить их изолированно.
2.3. Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
2.4. Развитие произвольности психических процессов.
2.5. Развитие образного и вариативного мышления, воображения,
творческих способностей.
2.6. Развитие способности к саморегуляции поведения и проявления
волевых усилий.
2.7. Развитие и формирование мыслительных операций (анализа,
синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии) в процессе
решения математических задач.
3. Воспитательные задачи:
3.1.Развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и
взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа «Школа будущих первоклассников» реализуется в четыре этапа:
1 этап: диагностический.
Цель: набор детей в группы, мониторинг проведения «Школы будущих
первоклассников» на начало учебного года.
2 этап: адаптационный.
Цель: окончательное формирование состава групп, адаптация детей.
3 этап: развивающий. Цель: проведение развивающей «Школы будущих
первоклассников» с детьми.
4 этап: итоговый Цель: мониторинг проведения «Школы будущих
первоклассников» на конец учебного года.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По направлению «Подготовка к обучению грамоте» к концу учебного
года ребенок должен:
- Знать буквы русского алфавита
- Писать буквы русского алфавита в клетке
- Понимать и использовать в речи термины «звук», «буква»
- Определять место звука в слове в начале, в середине и в конце
- Соотносить звук и букву
-Определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим
значком
-Правильно
пользоваться
терминами
«звук»,
«слог»,
«слово»,
«предложение».
По направлению «Познавательная деятельность» к концу учебного
года ребенок должен уметь:
- Устанавливать причинно – следственные связи между явлениями природы и
жизнью живых организмов.
- Знать времена года, последовательность, характерные признаки
-Называть
части
суток,
последовательность
дней
в
неделе,
последовательность месяцев в году.
- Знать разнообразие живой и неживой природы
- Знать профессии людей
-Знать насекомые: бабочка, муравей, кузнечик, пчела.
-Знать птиц нашего края: воробьи, синицы, вороны, грачи, ласточки.
- Уметь дифференцировать животных на домашних и диких
По направлению «Музыкальное занятия» к концу учебного года
ребенок должен уметь:
- Различать характер, настроение произведений

-Отличать четкий, решительный, маршеобразный характер пьесы
-Определять танцевальный характер пьесы
- Исполнять песню подвижно, радостно
- Петь песню протяжно, не спеша, нежно, передавая лирический характер
- Находить нужные интонации, заканчивать музыкальные фразы
-Различать жанр произведения (песня, марш, танец)
-Различать звучание различных музыкальных инструментов.
По направлению «Математика» к концу учебного года ребенок
должен уметь:
-Выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных
предметов и совокупностей.
-Объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь
между частью и целым.
-Считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно
пользоваться порядковыми и количественными числительными.
- Сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.
-Называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее
числа.
- Определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.
- Соотносить цифру с количеством предметов.
-Измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки,
располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их
длины, ширины, высоты.
-Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр,
конус, пирамиду и находить в окружающей обстановке предметы, сходные
по форме.
- Выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе
клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).
По направлению «Изобразительная деятельность» к концу учебного
года ребенок должен уметь:
-Правильно
держать
изобразительный
материал
и
подбирать
соответствующую бумагу для рисования
- Знать многообразие изобразительных материалов: карандаши, краски,
мелки, пастель.
- Получать новые оттенки красок двумя способами: смешиванием и
размыванием.
- Рисовать цельную силуэтную линию
- Изображать один и тот же предмет разными способами
- Рисовать персонажей в действии, передавая динамику движений
- Выполнять эскиз зарисовок.

По направлению «Коммуникативный тренинг» к концу учебного
года ребенок должен уметь:
- Распознавать и произвольно проявлять чувства.
- Осознавать свои негативные эмоции и выражать их в социально
приемлемой форме.
- Осмысливать свои поступки и поступки другого
- Слушать и слышать другого
- Различать черты характера: доброта, злость, жадность, щедрость,
капризность, уравновешенность, лень, трудолюбие, хитрость, грубость,
обидчивость.
- Различать качества, помогающие и мешающие в дружбе: лживость –
правдивость, внимательность – равнодушие, смелость – трусость, щедрость –
жадность.
- Адекватно оценивать свои силы.
- Проявлять эмпатию, а именно понимание, сочувствие и содействие другим
людям.

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
НАПРАВЛЕНИЕ «ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»
№
Тема
Кол-во
п/п
часов
1. Предложение. Знакомство со словом. Слоговой состав слова.
1
2. Звуки речи. Звук У. Звук А.
1
3. Звук О. Звук И.
1
4. Звук Э. Звук Ы.
1
5. Звук М. Звук Н.
1
6. Звук П. Звук Б. Дифференциация звуков П-Б.
1
7. Звук Т. Звук Д. Дифференциация звуков Т-Д.
1
8. Звук К. Звук Х. Звук Г. Дифференциация звуков Г-К-Х.
1
9. Звуки В-Ф.
1
10. Звук С. Звук З. Звуки З-С.
1
11. Звук Л. Звуки Л-Ль, Л-Й.
1
12. Звук Ш. Звук Ж. Дифференциация звуков Ш-Ж, С-Ш, Ж-З.
1
13. Звук Р. Дифференциация звуков Р-Л, Р-Рь.
14. Звук Ц. Дифференциация звуков Ц-С-Ть.
15. Звук Ч. Звук Щ. Дифференциация звуков Ч-Щ.

1
1
1

НАПРАВЛЕНИЕ «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Тема
Неживая природа.
Как следы осени искали. В гостях у осени.
Как выращивают хлеб.
Насекомые.
Что нам осень принесла.
Домашние животные.
Зима. Что мы знаем о птицах.
Дикие животные.
Предметы вокруг нас (мебель, посуда, одежда, обувь.)
Транспорт.
Наша армия сильна.
Весна.
Моя семья. Труд.
Родной край люби и знай. Родная страна.
Поговорим о далеких тех годах.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

НАПРАВЛЕНИЕ «МУЗЫКА»
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Тема
Мы слушаем мир.
Там, где музыка живет.
Звуки шумовые и музыкальные.
Сила звука-динамика.
Громко-тихо запоем.
Радость и грусть.
Темп в музыке.
Длительность звука.
Чувство ритма.
Что такое тембр?
Сольное пение. Ансамбль
Музыкальные загадки.
Композитор. Исполнитель. Слушатель
Народные инструменты.
Мы играем и поем.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

НАПРАВЛЕНИЕ «МАТЕМАТИКА»
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Тема

Кол-во
часов
Различение предметов по цвету, форме, расположению.
1
Уточнение пространственных представлений (снизу1
сверху, между)
Уточнение пространственных представлений (слева,
1
справа)
Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру:
1
большой – маленький, больше – меньше.
Сравнение предметов по размеру: высокий – низкий,
1
выше – ниже.
Ориентация на плоскости: слева, справа.
1
Длина. Длиннее – короче.
1
Сравнение групп предметов по количеству: больше,
меньше, столько же.
Закрепление пройденного материала.
Круг. Многоугольники.
Многоугольники: треугольник, четырехугольник.
Прямоугольник, квадрат.
Сравнение групп предметов по количеству: позже,
раньше.

1

14. Сравнение объектов по массе: легкий – тяжелый, легче –
тяжелее.
15. Закрепление пройденного материала.

1

8.
9.
10.
11.
12.
13.

1
1
1
1
1

1

НАПРАВЛЕНИЕ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.»
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Тема
Акварельные краски. Смешивание.
Гуашь. Хохломские узоры.
Гуашь и акварель. Песни о России.
Волшебные мелки. Природа родного края.
Работа с шаблонами и трафаретами. Секрет матрешки.
Конструирование узоров и орнаментов.
Нарезная мозаика: «Весёлый зайка».
Рисование с натуры. Воздушные шары.
Рисование по представлению. Разноцветная радуга.
Рисование по замыслу. Красивые цветы.
Декоративное рисование. Сказочная птица.
Декоративное рисование. Украсим салфетку.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

13. Тематическое рисование. Папа, мама, я.

1

14. Рисование. Мой любимый сказочный герой.
15. Декоративное
рисование.
Весенний
(коллективное)

1
1

ковер

НАПРАВЛЕНИЕ «КОММУНИКАТИВНЫЙ ТРЕНИНГ»
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Тема
Давайте познакомимся. Радость. Горе.
Гнев, спокойствие. Страх. Удивление.
Радость и горе. Радость и гнев.
Тренинг общения «Страна понимания». Эти
разные, разные люди.
Понимаю себя – понимаю других. Волшебный мир
понимания: интонация, мимика, пантомимика.
Ты мой друг и я твой друг. Я тебя понимаю.
Если бы я был волшебником. Трудное чувство –
дружба.
Дружба – это помощь. Кто твой настоящий друг.
С кем дружить. Какие чувства мешают дружбе
Праздник «Экзамен на звание мастера общения»
Как можно изменить другого человека.
Игра в гости. Поздравления и пожелания. Об
уступчивости.
Вежливая просьба. Поведение в общественном
транспорте.
Утешение. У постели больного
Тренинг «Школа – это трудный и радостный путь
к знаниям». Мне скоро в школу.
В стране знаний. Итоговое.

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

III. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методы и приемы.
Возрастные особенности детей требуют использования игровой формы
деятельности, в связи с чем в программе предложено большое количество
игровых упражнений. Для того, чтобы переключить активность детей
(умственную, речевую, двигательную), не выходя из учебной ситуации
проводятся физкультминутки. Использование тетрадей на печатной основе
помогает организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий.
Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них
правильной самооценки результатов своих действий.
Характеристика средств:
1. Кадры Педагог: учителя начальных классов
2. Материально-технические условия
-

Групповое помещение площадью 42 м2.

-

Доска школьного типа с магнитной поверхностью (1 шт.)

-

Парты на двоих по количеству детей (14 шт.)

-

Стулья, соответствующие ростовой группе (по количеству детей).

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для организации педагогического процесса:
1. Азбука-читалочка. Программа курса тетрадь. – М., 2014
2. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждений. – М., 1993
3. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М., 1991
4. Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. – М.,
1993.
5. Диагностика готовности к чтению и письму детей 6 – 7 лет. Программа
курса тетрадь. М.: Ювента, 2014
6. Ерофеева Т.И., Новикова В.П., Павлова Л.Н. Дети у истоков математики.
Спецкурс: методика обучения математике. – М., 1994.
7. Зак А. Путешествие в Сообразилию, или Как помочь ребенку стать
смышленым. – М,А 1997.
8. Запоминаю буквы. Программа курса тетрадь. М.: Ювента, 2014
9. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет.
Сценарии учебно-игровых занятий. М.: Ювента, 2012
10. Маршак С.Я. От одного до десяти. Веселый счет. – М., 1959.
11. Нечаева Н.В. Обучение грамоте. – М., 1993
12. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М., 1981.

13. От А до Я. Программа курса тетрадь. М.: Ювента, 2014
14. От звука к букве. Демонстрационный материал. М.: Гном и Д, 2001
15. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька...
Практический курс математики для дошкольников. Методические
рекомендации. – М.: Ювента, 2006
16. Потапова Е.Н. Радость познания. – М., 1990
17. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для
работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.:
Просвещение, 1996.
18. Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для детей 5 – 6 лет. Часть
1. – М.: Ювента, 2014
19. Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для детей 5 – 7 лет. Часть
2. – М.: Ювента, 2014
20. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись правильно говорить. – М., 1992
21. Чеплашкина И.Н., Зуева Л.Ю Математика – это интересно. Комплект игр.
М.: Акцидент, 1995.
22. Шибаев А.В. Буква заблудилась. – М., 1986
23. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. – М., 1992


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Результаты Независимой Оценки Качества Образования (НОКО) в 2022 году

Уважаемые пользователи ресурса! На официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях Вы можете выразить своё мнение о качестве условий оказания услуг в нашей организации.


МБОУ СОШ № 13 на сайте bus.gov.ru




Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».