1. Адаптированная рабочая программа по русскому языку 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Муниципальное образование город Армавир
МБОУ СОШ № 13

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
начальных классов

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора

________________________ ____________________
Добрынина Н.А.
Адаменко Ю.Е.
Приказ
№ 01-08/75-2
Приказ № 01-08/75-2
от
«01»сентября
2023г
от «01»сентября 2023г
.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
______________________
Мусейлян А.В.
Приказ № 01-08/75-2
от «01»сентября 2023г

АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(вариант 7.1)

учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 4 класса

Армавир 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дети с задержкой психического развития (ЗПР), которым
рекомендовано обучение
в
школе
VII
вида,
обучаются
по
общеобразовательной программе. Особенности их обучению происходят за
счет применения специальных методик, подходов, а также за счет
постоянной психолого-педагогической помощи. Педагоги, работающие с
детьми, которые имеют нарушение развития, планируют свою работу,
учитывая как требования образовательной программы, так и особенности
психического развития определенной категории детей.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в
психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие
получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР–наиболее многочисленная среди детей
с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу
группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать
органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной
системы, конституциональные факторы, хронические соматические
заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и
социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов
обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от
состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний,
требующих отграничения от умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени
выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные
недостаточными
познавательными
способностями,
специфическими
расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.),
нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для
всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки
в формировании высших психических функций, замедленный темп либо
неравномерное становление познавательной деятельности, трудности
произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются
нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и
пространственной ориентировки, умственной работоспособности и
эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР
зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как
правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества
предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик –
от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и
относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными
и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективноповеденческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной
поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до

обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования
в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической)
коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся
с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в
получении
образования
и
самих
образовательных
маршрутов,
соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и
направленных на преодоление существующих ограничений в получении
образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и
способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования,
сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Цели изучения предмета «Русский язык» в начальной школе:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и
формирование на этой основе знаково-символического восприятия и
логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной
и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков
грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры
человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых
обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать
средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений
о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике,
орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений
правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные
устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к
русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и
чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления
совершенствовать свою речь.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
4 класс
Личностные результаты
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе

представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
Метапредметные результаты
- использование различных способов поиска (в справочных
источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты
в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
- определение общей цели и путей её достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
- освоение первоначальных научных представлений о системе и
структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании
(морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их
признаках и особенностях употребления в речи;
- формирование умений опознавать и анализировать основные единицы
языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы
адекватно ситуации речевого общения.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
В результате изучения курса русского языка обучающиеся при
получении начального общего образования научатся осознавать язык как
основное средство человеческого общения и явление национальной
культуры,
у
них
начнет
формироваться
позитивное
эмоционально­ценностное отношение к русскому и родному языкам,
стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык
станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития
их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в
устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ)
потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с
целью поиска необходимой информации в различных источниках для
выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу
начального общего образования, будет сформировано отношение к
правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры
человека. Они получат начальные представления о нормах русского и
родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических)
и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах,
средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных
языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при
составлении несложных устных монологических высказываний и
письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные
действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на
позицию партнера, учет различных мнений и координация различных
позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению
собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на уровне начального общего образования:
-научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений
собственного уровня культуры;
-сможет применять орфографические правила и правила постановки
знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и
предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
-получит первоначальные представления о системе и структуре
русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка –
фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой),
морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить,
характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы,
как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое
предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования
общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих)
универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную
образовательную программу начального общего образования, будет
сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной
учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и
родного языка на следующем уровне образования.
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
–
различать звуки и буквы;

–
характеризовать
звуки
русского
языка:
гласные
ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые
и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
–
пользоваться
русским
алфавитом
на
основе
знания
последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска
необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским
алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для
упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных
словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
–
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в
собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в
объеме представленного в учебнике материала);
–
находить при сомнении в правильности постановки ударения
или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо
обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
–
различать изменяемые и неизменяемые слова;
–
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
–
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами
окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться
–
выполнять морфемный анализ слова в соответствии с
предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его
выполнения;
–
использовать результаты выполненного морфемного анализа для
решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
–
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
–
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью
толкового словаря
–
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
–
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при
их сравнении;
–
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном
значении (простые случаи);
–
оценивать уместность использования слов в тексте;

–
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения
коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
–
распознавать грамматические признаки слов;
–
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на
какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной
группе основных частей речи (имена существительные, имена
прилагательные, глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
–
проводить морфологический разбор имен существительных,
имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения морфологического разбора;
–
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и
наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к
которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
–
различать предложение, словосочетание, слово;
–
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между
словами в словосочетании и предложении;
–
классифицировать предложения по цели высказывания, находить
повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
–
определять восклицательную/невосклицательную интонацию
предложения;
–
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены
предложения;
–
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
–
различать второстепенные члены предложения —определения,
дополнения, обстоятельства;
–
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике
алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения,
синтаксический), оценивать правильность разбора;
–
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
–
применять правила правописания (в объеме содержания курса);
–
определять (уточнять) написание слова по орфографическому
словарю учебника;
–
безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;

–
писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии
с изученными правилами правописания;
–
проверять собственный и предложенный текст, находить и
исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
–
осознавать место возможного возникновения орфографической
ошибки;
–
подбирать примеры с определенной орфограммой;
–
при составлении собственных текстов перефразировать
записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
–
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки
и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в
последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
–
оценивать правильность (уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
–
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и
правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики,
поддерживать разговор);
–
выражать собственное мнение и аргументировать его;
–
самостоятельно озаглавливать текст;
–
составлять план текста;
–
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие
небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
–
создавать тексты по предложенному заголовку;
–
подробно или выборочно пересказывать текст;
–
пересказывать текст от другого лица;
–
составлять устный рассказ на определенную тему с
использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
–
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком
предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
–
корректировать тексты, в которых допущены нарушения
культуры речи;
–
анализировать последовательность собственных действий при
работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным
алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи:
соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением,
задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

–
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном
общении (sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и
способы связи)
Содержание учебного предмета «Русский язык»
Систематический курс 136 часа
Фонетика и орфоэпия (4 ч)
Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в
предложениях.
Словообразующая
функция
ударения.
Ударение,
произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами
современного русского литературного языка. Фонетический анализ (разбор)
слова.
Графика (2 ч)
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа
стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с
непроизносимыми согласными.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками,
каталогами.
Лексика (5 ч) Наблюдение над использованием в речи синонимов и
антонимов, омонимов и фразеологизмов. Наблюдение за их использованием в
тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика) (8 ч) Различение однокоренных слов и
слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно
выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса
(постфикса -ся), основы. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных
словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и
служебные.
Имя существительное.
Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в
котором употреблено имя существительное. Различение падежных и
смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён
существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён
существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Изменение прилагательных по родам, числам и
падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы
имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная
форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных.
Морфологический разбор имён прилагательных.
Числительное.Общее представление о числительных. Значение и
употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и
будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения

глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего
времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов
от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие.Значение и употребление в речи.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова
(осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного
и зависимого слов при помощи вопроса.
Простое предложение.Нахождение главных членов предложения:
подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов
предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между
словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые
и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с
двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление
предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование
интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в
конце предложения).
Сложное предложение(общее представление). Различение простых и
сложных предложений.
Формирование орфографической
Орфография и пунктуация.
зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в
зависимости
от
места
орфограммы
в
слове.
Использование
орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
- сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
- сочетания чк—чн, чт, нч, щни др.;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном
перечне слов);
- непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в
корне слова;
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- разделительные ъ и ь;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь,
рожь, мышь);
- соединительныео и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

- е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочекзамочка);
- безударные падежные окончания имён существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
- безударные падежные окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов с именами существительными;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице
единственного числа (читаешь, учишь);
- мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
- безударные личные окончания глаголов;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательные знаки;
- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
- запятая при обращении в предложениях;
- запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и
где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение
собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения.
Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в
ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение,
благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с
помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение
строить устное монологическое высказывание на определённую тему с
использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте.
Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание,
корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание
собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным
планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с
учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной
речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без
заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное,
изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинениеописание, сочинение-рассуждение.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п Разделы, темы
1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8

Рабочая
программа

Обучение грамоте
Фонетика
Графика
Чтение
Письмо
Слово и предложение
Орфография
Развитие речи
Систематический
курс«Русский язык»
Фонетика и орфоэпия
Графика
Лексика
Состав слова
(морфемика)
Морфология
Синтаксис
Орфография
пунктуация
Развитие речи
Итого:

Количество часов
Рабочая программа по классам
1 кл.
2 кл.
3 кл.
4 кл.

115
10
9

115
10
9

68
10
16
2

68
10
16
2

492
32
23
21

50
10
14
1

170
17
6
12

136
1
1
3

136
4
2
5

25
160
31

1
-

4
46
13

13
54
7

8
60
11

134
65
607

16
8
165

53
19
170

33
24
136

32
14
136

и

Перечень контрольных работ
4 класс
Контрольное списывание № 1 по теме «Повторение»
Контрольный диктант № 1 по теме "Простые и сложные
предложения"
Итоговый контрольный диктант № 2 по теме «Слово в языке и речи»
Контрольный диктант № 3 по теме «Правописание безударных
падежных окончаний имён существительных»

Итоговый контрольный диктант № 4 по теме "Правописание
безударных падежных окончаний имен существительных"
Контрольный словарный диктант № 1
Контрольный диктант № 5 по теме "Падежные окончания имен
существительных и прилагательных"
Итоговый контрольный диктант № 6 по теме «Глагол»
Контрольное списывание № 2 по теме: «Правописание глаголов с
безударными личными окончаниями»
Контрольный диктант по теме № 7 «Правописание безударных личных
окончаний глаголов»
Итоговый контрольный диктант № 8
Контрольный словарный диктант №2
Направления проектной деятельности
4 класс
Проект «Говорите правильно!»
Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке
А.С.Пушкина»
Тематическое планирование с определением основных видов
деятельности учащихся
Основное содержание по темам

Характеристика
деятельности
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия
4 класс (4 ч)

основных

видов

Определять ударение в слове. Наблюдать за
Словесное ударение и логическое
ролью словесного ударения. Составлять
ударение в предложениях.
слогоударные модели слов. Сравнивать
Словообразующая функция ударения.
модели слогоударной структуры слова и
Фонетический анализ слова.
подбирать к ним слова.

Графика
4 класс (2 ч)
Установление соотношения звукового и
буквенного состава слов типа стол, конь:
в словах с непроизносимыми согласными.
Использование алфавита при работе с
каталогами, справочниками.

Различать в слове согласные звуки по их
признакам. Определять на слух парный по
глухости-звонкости согласный звук в корне
слова
перед
согласным.
Обучать
пользоваться алфавитом при работе с
каталогами и справочниками.

Лексика
4 класс (5ч)
Представление
фразеологизмах.
использованием

об
омонимах, Распознавать омонимы, объяснять их
Наблюдение
за лексическое значение. Находить в тексте и в
омонимов
и предложении фразеологизмы, объяснять их

фразеологизмов в тексте.

значение, отличать фразеологизм от
неустойчивого словосочетания. Работать со
словарями омонимов и фразеологизмов,
находить в них нужную информацию.

Состав слова
4 класс (8 ч)
Различие однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями. Сложные слова.
Нахождение корня в однокоренных
словах с чередованием согласных в
корне. Разбор слова по составу.

Различать однокоренные слова и слова с
омонимичными корнями, однокоренные
слова и формы одного и того же слова.
Различать сложные слова, находить в них
корни. Обсуждать алгоритм разбора слов по
составу, планировать учебные действия при
определении в слове значимых частей.

Морфология
4 класс (60 ч)
Части речи. Деление частей речи Различать
изученные
части
речи.
самостоятельные и служебные. Классифицировать слова по частям речи на
изученных
признаков.
Изменение существительных по основе
Анализировать
изученные
грамматические
падежам. Определение падежа, в
котором
употреблено
имя признаки частей речи и соотносить их стой
частью речи, которой они присущи.
существительное.
Различение Подбирать примеры изученных частей речи.
на

падежных
и
смысловых
(синтаксических)
вопросов.
Определение принадлежности имён
существительных к 1, 2, 3-му
склонению.
Словообразование
имён
существительных.
Морфологический разбор имён
существительных
Изменение
прилагательных по родам, числам и
падежам, кроме прилагательных на
-ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость
формы имени прилагательного от
формы имени существительного.
Начальная
форма
имени
прилагательного.
Словообразование
имён
прилагательных. Морфологический
разбор
имён
прилагательных.
Числительное.
Общее
представление о числительных.
Значение и употребление в речи
количественных и порядковых
числительных Глагол. Изменение
глаголов по лицам и числам в
настоящем и будущем времени

(спряжение). Способы определения
І и ІІ спряжения глаголов
(практическое
овладение).
Изменение глаголов прошедшего
времени по родам и числам.
Возвратные
глаголы.
Словообразование глаголов от
других
частей
речи.
Морфологический разбор глаголов.
Наречие.
Значение
и
употребление в речи. Союз. Союзы
и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её
значение.

Синтаксис
4 класс (11ч)
Нахождение
однородных Распознавать предложения с однородными
членов
и
самостоятельное членами, находить их в тексте.
составление предложений с ними Определять, каким членом предложения
являются
однородные
члены.
без союзов и с союзами и, а, но. Распознавать однородные второстепенные
Использование
интонации члены, имеющие при себе пояснительные
перечисления в предложениях с слова.
Соблюдать
интонацию
перечисления
в
предложениях
с
однородными членами.

однородными
членами.
Составлять
предложения с однородными членами без
союзов и с союзами (и, а, но). Объяснять
выбор нужного союза в предложении с
однородными членами. Продолжать ряд
однородных членов. Объяснять постановку
запятых в предложениях с однородными
членами. Различать простые и сложные
предложения, объяснять знаки препинания
внутри сложного предложения. Составлять
из двух простых предложений одно
сложное.
Наблюдать над союзами,
соединяющими
части
сложного
предложения. Ставить запятые между
простыми предложениями, входящими в
состав сложного. Выделять в сложном
предложении его основы. Составлять
сложные предложения.

Орфография и пунктуация
4 класс (14 ч)
Применение

правил

правописания

и Обучать различным способам проверки

пунктуации: проверяемые безударные
гласные в корне слова; парные звонкие и
глухие согласные
в корне слова;
непроизносимые согласные; гласные и
согласные в неизменяемых на письме
приставках; соединительные о и е, в
сложных словах (самолёт, вездеход); е и и
в суффиксах имён существительных
(ключик-ключика,
замочек-замочка);
безударные падежные окончания имён
существительных (кроме существительных
на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов,-ин); безударные
падежные окончания имён прилагательных;
раздельное
написание
предлогов
с
личными местоимениями; мягкий знак
после шипящих на конце глаголов во 2-м
лице единственного числа (читаешь,
учишь); мягкий знак в глаголах в сочетании
-ться; безударные личные окончания
глаголов; знаки препинания (запятая) в
предложениях с однородными членами;
запятая при обращении в предложениях;
запятая между частями в сложном
предложении.

орфограмм. Определять наличие в слове
изученных
орфограмм. Находить и
отмечать
в
словах
орфограммы.
Обсуждать алгоритм орфографических
действий при решении орфографических
задач. Подбирать несколько проверочных
слов с заданной орфограммой. Объяснять,
доказывать, правильность написания слова
с
изученными
орфограммами.
Группировать слова по типу орфограммы,
по месту орфограммы в слове. Приводить
примеры
с
заданной
орфограммой.
Работать с орфографическим словарём.

Развитие речи
4 класс (32 ч)
Практическое овладение монологической
формой речи. Умение строить устное
монологическое
высказывание
на
определённую тему с использованием
разных
типов
речи
(описание,
повествование, рассуждение).

Использовать в речи диалог и монолог.
Участвовать
в
учебном
диалоге.
Составлять по рисункам диалог и монолог.
Уметь
строить
монологическое
высказывание
на определённую тему,
использовать при этом разные типы речи.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Результаты Независимой Оценки Качества Образования (НОКО) в 2022 году

Уважаемые пользователи ресурса! На официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях Вы можете выразить своё мнение о качестве условий оказания услуг в нашей организации.


МБОУ СОШ № 13 на сайте bus.gov.ru




Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».