2. Адаптированная рабочая программа по литературному чтению 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Муниципальное образование город Армавир
МБОУ СОШ № 13

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
начальных классов

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора

________________________ ____________________
Добрынина Н.А.
Адаменко Ю.Е.
Приказ
№ 01-08/75-2
Приказ № 01-08/75-2
от «01»сентября 2023г
от «01»сентября 2023г
.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
______________________
Мусейлян А.В.
Приказ № 01-08/75-2
от «01»сентября 2023г

АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(вариант 7.1)

учебного предмета «Литературное чтение»
для обучающихся 4 класса

Армавир 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дети с задержкой психического развития (ЗПР), которым
рекомендовано
обучение
в
школе
VII
вида,
обучаются
по
общеобразовательной программе. Особенности их обучению происходят за
счет применения специальных методик, подходов, а также за счет
постоянной психолого-педагогической помощи. Педагоги, работающие с
детьми, которые имеют нарушение развития, планируют свою работу,
учитывая как требования образовательной программы, так и особенности
психического развития определенной категории детей.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в
психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие
получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР–наиболее многочисленная среди детей
с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу
группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать
органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной
системы, конституциональные факторы, хронические соматические
заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и
социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов
обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от
состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний,
требующих отграничения от умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени
выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные
недостаточными
познавательными
способностями,
специфическими
расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.),
нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для
всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки
в формировании высших психических функций, замедленный темп либо
неравномерное становление познавательной деятельности, трудности
произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются
нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и
пространственной ориентировки, умственной работоспособности и
эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР
зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как
правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества
предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик –
от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и
относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными
2

и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективноповеденческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной
поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до
обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования
в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической)
коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся
с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в
получении
образования
и
самих
образовательных
маршрутов,
соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и
направленных на преодоление существующих ограничений в получении
образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и
способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования,
сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Общие цели предмета «Литературное чтение» следующие:
-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным
чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих
умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и
книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в
выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
-развитие художественно-творческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
формирование эстетического отношения к слову и умения понимать
художественное произведение;
-обогащение нравственного опыта младших школьников средствами
художественной литературы; формирование нравственных представлений о
добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к
отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и
других стран.
Задачи предмета «Литературное чтение»:
- в формировании общеучебного навыка чтения и умения работать с
текстом, - пробуждать интерес к чтению художественной литературы и
способствовать общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и
эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает
результативность по другим предметам начальной школы.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет
большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными
произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых
активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует
формированию личных качеств, соответствующих национальным и
общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы
3

развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами
поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного
сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование
навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они
овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про
себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих
знаний об окружающем мире.
В процессе освоения предмета у младших школьников повышается
уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять
диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с
речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно
пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в
словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская
компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя
грамотным читателем, способным к использованию читательской
деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает
потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и
приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного
произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению
художественных
произведений.
Внимание
начинающего
читателя
обращается на словесно-образную природу художественного произведения,
на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные
проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать
красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество
важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к
успешному обучению в средней школе.
Данная программа выбрана потому, что в курсе «Литературное чтение»
для достижения результата предполагается выделить разделы, тексты и
задания о нашей многонациональной стране, о традициях и обычаях её
народов и народов мира, о многообразии природы и необходимости
бережного к ней отношения. Текстовый и иллюстративный материал
направлен на воспитание доброжелательности, отзывчивости, чувства
сопереживания чувствам других людей, взаимопонимания и взаимопомощи.
Система таких знаний позволит учащимся осознавать себя гражданами
страны, формировать общечеловеческую идентичность.

4

Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Литературное чтение»
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками
начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов.
4 класс
Личностные результаты:
- выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной
принадлежности;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев
литературных произведений со своими собственными поступками,
осмысливать поступки героев;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной
деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и
поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта
интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу,
пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
-умение использовать простейшие виды анализа различных текстов:
устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль
произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой
план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
5

- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной
речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение —
письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение
написать отзыв на прочитанное произведение;
- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать
собственный текст на основе художественного произведения, репродукции
картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего
дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе
осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с
художественной литературой. У обучающихся будет формироваться
потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого
себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные,
научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать
собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
Учащиеся получат возможность познакомиться с культурноисторическим наследием России и общечеловеческими ценностями для
развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать
художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные
художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное,
высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат
возможность воспринимать художественное произведение как особый вид
искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками
формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с
некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного
языка, используемыми в художественных произведениях, научатся
соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.
К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к
дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в средней
школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности,
речевого
развития,
сформированы
универсальные
действия,
отражающиеучебную самостоятельность и познавательные интересы, основы
элементарной оценочной деятельности.
Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным
чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания
прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами
анализа, интерпретации и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать
интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками,
осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой
деятельности.
6

Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных
ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении
прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять
несложные монологические высказывания о произведении (героях,
событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять
небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения
и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть)
стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать
перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с
небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты,
презентацию).
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с
учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать
информацию для практической работы.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на
практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила
групповой работы.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
-осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения,
саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического,
нравственного,
познавательного
опыта;
понимать
цель
чтения:
удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск
фактов и суждений, аргументации, иной информации;
-прогнозировать содержание текста художественного произведения по
заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
-читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
-различать на практическом уровне виды текстов (художественный,
учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
-читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста
прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения
после предварительной подготовки;
-использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное
ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в
соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
-ориентироваться в содержании художественного, учебного и
научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про
себя, при прослушивании):
-для художественных текстов: определять главную мысль и героев
произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные
образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать
поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения;
определять основные события и устанавливать их последовательность;
озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в
7

тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания),
заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и
отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять
значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой
справочной литературы;
-для научно-популярных текстов: определять основное содержание
текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное
содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные
сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде;
задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая
ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст,
с использованием словарей и другой справочной литературы;
-использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
-для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между
событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями,
чувствами героев, опираясь на содержание текста;
-для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между
отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и
между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
-использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
-для художественных текстов: формулировать простые выводы,
основываясь
на
содержании
текста;
составлять
характеристику
персонажа;интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые,
структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не
высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки
героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание
текста;
-для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы,
основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в
тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять
описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
-ориентироваться в нравственном содержании прочитанного,
самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с
нравственными нормами (только для художественных текстов);
-различать на практическом уровне виды текстов (художественный и
научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех
видов текстов);
-передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом
специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов
текстов);
-участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста
(задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение,
соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на
текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
8

Выпускник получит возможность научиться:
-осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного
текста и высказывать суждение;
-осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного
текста и высказывать собственное суждение;
-высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном)
произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
-устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от
восприятия других видов искусства;
-составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение,
описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
-осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом
Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
-вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной
и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга
чтения;
-составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение
по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
-работать с тематическим каталогом;
-работать с детской периодикой;
-самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной
форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных
текстов)
Выпускник научится:
-распознавать некоторые отличительные особенности художественных
произведений (на примерах художественных образов и средств
художественной выразительности);
-отличать
на
практическом
уровне
прозаический
текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
-различать художественные произведения разных жанров (рассказ,
басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
-находить средства художественной выразительности (метафора,
олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
-воспринимать художественную литературу как вид искусства,
приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
-сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных
текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и
авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств
9

художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение,
сравнение, эпитет);
-определять позиции героев художественного текста, позицию автора
художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
-создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
-восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или
пополняя его событиями;
-составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или
на основе личного опыта;
-составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с
учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
-вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного
литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание,
например, рассказывать известное литературное произведение от имени
одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
-писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских
аннотации или отзыва;
-создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию
прочитанного (прослушанного) произведения;
-создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с
аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное
(прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в
том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма
Содержание учебного предмета «Литературное чтение».
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование) (5 ч)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание
различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи,
умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения,
определение последовательности событий, осознание цели речевого
высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному,
научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью
авторского стиля.
Чтение (14 ч)
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся
формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
10

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному
чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст.
Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и
интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным
выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей
разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на
произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному
чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить
логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя
(доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения
(изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте
необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста (8 ч)
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном,
научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих
видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании
художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по
вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их
озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы,
выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по
ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративноизобразительных материалов.
Библиографическая культура( 2 ч)
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние
показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание
сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники,
словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка,
алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование
соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения (26 ч)
Понимание
нравственно-эстетического
содержания
прочитанного
произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков
героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина»,
представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов
11

(на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных
народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием
выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов),
последовательное
воспроизведение
эпизодов
с
использованием
специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя),
рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественновыразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и
выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя)
поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по
аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет,
характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского
отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный,
выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной
мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего
текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или
ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из
текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных
высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту:
характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в
тексте,позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия
(выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание
на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных
произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру
поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие
умения
предвосхищать
(предвидеть)
ход
развития
сюжета,
последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами.
Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов
(передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа
различных видов текста: установление причинно-следственных связей,
определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение
микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма
деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой
на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий
пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать
с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
12

Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать
на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно
выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать
свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному,
учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность
к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст
или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе
общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе
литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их
многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного
запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого
объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме
ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи,
эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной
мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или
прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и
художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни,
художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе
(описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана
собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств
(синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического
высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных
его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи) (5 ч)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку
(отражение темы, места действия, характеров героев), использование в
письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы,
сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение),
рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения (6 ч)
Знакомство
с
культурно-историческим
наследием
России,
с
общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые
фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные
сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией
А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других
классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской
литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с
13

учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы,
доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников
мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках
и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая,
фантастическая,
научно-популярная,
справочно-энциклопедическая
литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о
Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности,
юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (13 ч)
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя)
средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений,
метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное
произведение,
искусство
слова,
автор
(рассказчик),
сюжет
(последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь,
поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов
рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет,
интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение),
выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы
(колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание,
различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые,
волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение
(композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение
за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся (8 ч)
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой
деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация,
устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с
деформированным текстом и использование их (установление причинноследственных связей, последовательности событий, изложение с элементами
сочинения, создание собственного текста на основе художественного
произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по
серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие
14

умения различать состояние природы в различные времена года, настроение
людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи.
Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить
литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою,
объяснять свой выбор.
Направления проектной деятельности обучающихся
Направления проектной деятельности обучающихся
4 класс
Проект «Создание календаря исторических событий».
Проект «Природа и мы».
Проект «Они защищали Родину»
Список произведений для заучивания наизусть для учащихся
начальных классов
4 класс
1. Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид...» .
2. А.А.Фет. «Бабочка»
3. Н.А.Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки».
4. И.А.Бунин «Листопад»
5. М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»
6. Н.М.Рубцов «Сентябрь»
7. С.А.Есенин «Бабушкины сказки»
8. Д.Б.Кедрин «Бабье лето»
9. С.А.Есенин «Лебёдушка» (отрывок)
10. А.Н.Толстой «Детство» (отрывок)
11. В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» (отрывок)
12. К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (отрывок»
13. А.С.Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»
14.А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»(отрывок)
15.Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»(отрывок)
16. В.А. Астафьев «Стрижонок Скрип»(отрывок)
17.М.М. Пришвин «Выскочка»(отрывок)

15

Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности учащихся
Таблица тематического распределения часов.

№ п/п Разделы, темы

Количество часов
Рабочая программа по классам
Рабочая
программа 1 кл.
2 кл.
3 кл.
506

132

4 кл.

I.

Обучение грамоте (чтение)

92

92

-

-

-

1.1.

Фонетика

16

16

-

-

-

1.2.

Графика

38

38

-

-

-

1.3

Чтение

28

28

-

-

-

1.4

Слово и предложение

4

4

-

-

-

1.5

Развитие речи

6

6

-

-

-

414

40

136

136

102

II.

Литературное чтение

2.1.

Умение слушать (аудирование)

25

5

8

7

5

2.2.

Чтение

92

7

44

27

14

2.2.1. Чтение вслух

70

7

44

11

8

2.2.2. Чтение про себя

22

16

6

2.3

Работа с разными видами текста

42

4

12

18

8

2.4

Библиографическая культура

10

2

4

2

2

2.5

Работа
с
текстом
художественного произведения

50

4

5

15

26

2.6

Работа с учебными и научнопопулярными текстами

10

1

4

4

1

57

3

21

20

13

20

-

8

6

6

24

3

4

11

6

63

8

24

18

13

2.7
2.8
2.9
2.10

Говорение (культура речевого
общения)
Письмо (культура письменной
речи)
Круг детского чтения
Литературоведческая
пропедевтика
(практическое
освоение)

16

2.11

Творческая
деятельность
обучающихся
(на основе
литературных произведений)

21

3

2

8

8

Итого

506

132

136

136

102

Основное содержание по темам

Характеристика
основных
видов
деятельности
4 класс 136ч
Аудирование/слушание 5 ч
Восприятие
на
слух
звучащей
речи Выражать своё собственное отношение к героям,
(высказывание
собеседника).
Адекватное давать
нравственную
оценку поступкам.
понимание содержания звучащей речи, Оценивать свой ответ. Наблюдать за жизнью
определение последовательности событий, слов в художественном тексте. Отвечать на
осознание цели речевого высказывания, вопросы
по
содержанию
произведения.
умение задавать вопросы по прослушанному Называть
героев
сказки
и
причины,
учебному,
научно-познавательному
и совершаемых ими поступков, давать им
художественному произведениям. Развитие нравственную характеристику. Воспринимать на
умения наблюдать за выразительностью речи, слух художественное произведение. Читать
за особенностью авторского стиля.
вслух лирические стихотворения, передавая
настроение; отражая интонацию начала и конца
предложения; с опорой на знак препинания в
конце предложения.
Воспринимать на слух
художественное произведение
Чтение 14 ч
Ориентация на развитие речевой Читать стихотворения, передавая с помощью
культуры учащихся формирование у них интонации настроение поэта. Сравнивать стихи
коммуникативно-речевых умений и навыков. разных поэтов на одну тему; выбирать
Плавное, осмысленное, правильное чтение понравившиеся, объяснять свой выбор. Читать
целыми словами вслух. Увеличение скорости произведения вслух плавно, осмысленно,
чтения.
Соблюдение
орфоэпических
и целыми словами, постепенно увеличивая
интонационных
норм
чтения.
Чтение скорость чтения. Контролировать себя в
предложений с интонационным выделением процессе чтения, самостоятельно оценивать свои
знаков препинания. Понимание смысловых достижения.
Воспринимать
на
слух
особенностей разных по виду и типу текстов, художественные произведения. Соотносить
передача их с помощью интонирования. пословицы и смысл прозаического текста.
Воспитание эстетической отзывчивости на Пересказывать текст подробно, выборочно.
произведение.
Умение
самостоятельно Характеризовать героев рассказа на основе
подготовиться к выразительному чтению анализа их поступков, личного отношения к
небольшого текста (выбрать тон и темп ним. Выбирать книги по авторам и по темам.
чтения, определить логические ударения и Наблюдать за жизнью слов в художественном
паузы). Осознание смысла произведения при тексте. Определять в тексте красочные яркие
чтении про себя. Определение вида чтения определения (эпитеты). Придумывать свои
(изучающее, ознакомительное, выборочное), собственные эпитеты; создавать на их основе
умение находить в тексте необходимую собственные
небольшие
тексты-описания;
информацию, понимание её особенностей.
тексты- повествования. Находить авторские
сравнения и подбирать свои сравнения.
Подбирать заголовок в соответствии с
содержанием, главной мыслью. Придумывать
17

свои вопросы по содержанию. Подбирать
заголовок в соответствии с содержанием,
главной мыслью. Рассказывать о героях, отражая
собственное отношение к ним; выразительно
читать
юмористические
эпизоды
из
произведения. Составлять план произведения,
пересказывать текст подробно на основе плана.
Определять вид чтения.
Работа с разными видами текста 8 ч
Общее представление о разных видах текста: Сравнивать виды текстов. Наблюдать за жизнью
художественном,
учебном,
научно- слов в художественном тексте. Объяснять
популярном — и их сравнение. Определение интересные выражения тексте. Придумывать
целей создания этих видов текста. Умение собственные сравнения. Планировать работу с
ориентироваться в нравственном содержании произведением, выбирать виды деятельности на
художественных произведении, осознавать уроке. Определять в тексте последовательность
сущность поведения героев. Прогнозирование событий. Умение делить текст на части.
содержания книги по её названию и Определять
героев
произведения;
оформлению. Самостоятельное определение характеризовать их. Выражать своё собственное
темы и главной мысли произведения по отношение к героям, давать нравственную
вопросам и самостоятельное деление текста на оценку поступкам. Работать с разными видами
смысловые части, их озаглавливание. Умение информации. Читать вслух с постепенным
работать с разными видами информации. переходом на чтение про себя. Воспринимать на
Участие в коллективном обсуждении: умение слух прочитанное. Рассказывать о героях,
отвечать на вопросы, выступать по теме, отражая собственное отношение к ним;
слушать выступления товарищей, дополнять выразительно читать эпизоды из произведения.
ответы по ходу беседы, используя текст. Составлять план произведения, пересказывать
Привлечение справочных и иллюстративно- текст подробно на основе плана. Участвовать в
изобразительных материалов.
коллективном обсуждении.
Работать со
справочными
и
иллюстративноизобразительными материалами.
Библиографическая культура 2 ч
Виды информации в книге: научная, Находить
информацию
в
научных,
художественная (с опорой на внешние художественных книгах с опорой на внешние
показатели
книги,
её
справочно- показатели
книги,
её
справочноиллюстративный
материал.Типы
книг иллюстративный материал. Разбираться в типах
(изданий):книга-произведение, книга-сборник, книг и изданий. Самостоятельный выбирать
собрание сочинений, периодическая печать, книги на основе алфавитного и тематического
справочные издания (справочники, словари, каталога.
Самостоятельно
пользоваться
энциклопедии). Самостоятельный выбор книг словарями и справочной литературой.
на основе алфавитного и тематического
каталога.
Самостоятельное
пользование
соответствующими возрасту словарями и
другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения 26 ч
Понимание
нравственно-эстетического Анализировать поступки героев с точки зрения
содержания
прочитанного
произведения, норм морали. Находить сходство и различия тем
осознание мотивации поведения героев, и героев в фольклоре разных народов. Находить
анализ поступков героев с точки зрения норм в тексте слова и выражения для характеристики
морали.
Осознание понятия «Родина», героя и события. Сопоставлять поступки героев.
представления о проявлении любви к Родине в Освоить краткий пересказ (только основные
литературе разных народов (на примере события). Делить текст на фрагменты,
народов России). Схожесть тем и героев в определять
главную
мысль
фрагмента,
18

фольклоре разных народов. Нахождение в составлять план текста, используя вопросы,
тексте слов и выражений, характеризующих предложения из текста. Находить
и
героя и события. Сопоставление поступков сопоставлять эпизоды из разных произведений
героев по аналогии или по контрасту. по общности ситуаций, эмоциональной окраске,
Освоение
разных
видов
пересказа характеру поступков героев.
художественного текста: краткий (передача
основных мыслей). Определение главной
мысли фрагмента, выделение опорных или
ключевых слов, озаглавливание; план (в виде
назывных предложений из текста, в виде
вопросов,
в
виде
самостоятельно
сформулированных высказываний) и на его
основе подробный пересказ всего текста.
Вычленение и сопоставление эпизодов из
разных произведений по общности ситуаций,
эмоциональной окраске, характеру поступков
героев. Характеристика героя произведения
(выбор
слов,
выражений
в
тексте,
позволяющих составить рассказ о герое),
описание места действия (выбор слов,
выражений в тексте. Позволяющих составить
рассказ о герое), описание места действия
(выбор
слов,
выражений
в
тексте.
Позволяющих составить данное описание на
основе текста).
Работа с учебными и научно-популярными текстами 1 ч
Определение особенностей учебного и Различать учебный и научно-популярный текст.
научно-популярного
текстов
(передача Сравнивать их. Находить ключевые и опорные
информации). Ключевые или опорные слова. слова в тексте. Воспроизводить текст по
Построение алгоритма деятельности по алгоритму. Учиться выделять главное в
воспроизведению текста. Краткий пересказ содержании текста. Учиться умению обобщать
текста (выделение главного в содержании по вопросам учителя и самостоятельно.
текста). Умение работать с учебными
заданиями, обобщающими вопросами и
справочным материалом.
Говорение (культура речевого общения) 13 ч
Особенности диалогического общения: Прогнозировать
содержание
раздела.
умение понимать вопросы, отвечать на них и Планировать работу с произведением, выбирать
самостоятельно задавать вопросы по тексту; виды деятельности на уроке.. Читать вслух с
внимательно выслушивать, не перебивая, постепенным переходом на чтение про себя.
собеседника и в вежливой форме высказывать Определять
особенности
юмористического
свою точку зрения по обсуждаемому произведения; характеризовать героя, используя
произведению (художественному, учебному, слова-антонимы. Работать
со словарями.
научно-познавательному).
Работа
со Находить слова, которые помогают высказать
словарями.
свою точку зрения по обсуждаемому вопросу.
Умение построить монологическое речевое Пересказывать текст подробно на основе плана.
высказывание небольшого объёма с опорой на Определять
особенности
юмористического
авторский текст, по предложенной теме или в произведения; характеризовать героя, используя
форме ответа на вопрос. Отражение основной слова-антонимы. Строить монологическую речь.
мысли текста в высказывании. Передача Читать выразительно, отражая настроение
содержания прочитанного или прослушанного произведения. Объяснять лексическое значение
с учётом специфики научно-популярного, некоторых слов на основе словаря учебника и
19

учебного текстов. Передача впечатлений (из толкового словаря. Передавать содержание
повседневной
жизни,
художественного прочитанного или прослушанного текста с
произведения, изобразительного искусства) в учётом его специфики (научно-популярного,
рассказе
(описание,
рассуждение, учебного). Самостоятельно строить план своего
повествование). Самостоятельное построение высказывания.
плана собственного высказывания. Отбор и
использование
выразительных
средств
(синонимы, антонимы, сравнения) с учётом
особенностей монологического высказывания.
Письмо (культура письменной речи) 5 ч
Нормы письменной речи: соответствие Отрабатывать
нормы
письменной
речи.
содержания заголовку (отражение темы, места Рассказывать о героях, отражая собственное
действия, характеров героев), использование в отношение к ним, используя в письменной речи
письменной речи выразительных средств выразительные средства языка. Составлять план
языка (синонимы, антонимы, сравнения) в произведения, пересказывать текст подробно на
мини-сочинениях (повествование, описание, основе плана. Объяснять нормы письменной
рассуждение), рассказ на заданную тему, речи в рассказе. Писать мини-сочинения,
отзыв о прочитанной книге.
рассказы на тему, отзывы о прочитанных книгах.
Круг детского чтения 6 ч
Знакомство
с
культурно-историческим
Понимать
ценность
и
значимость
наследием России, с общечеловеческими литературы для сохранения русской культуры.
ценностями.
Знакомство
с
поэзией Находить в тексте данные о различных
А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. исторических фактах. Читать текст в темпе
Толстого, А.П. Чехова и других классиков разговорной речи, осмысливая его содержание.
отечественной литературы XIX—XX вв. Наблюдать за выразительностью литературного
Тематика чтения обогащена введением в круг языка в произведениях лучших русских
чтения младших школьников мифов древней писателей. Высказывать суждение о значении
греции, житийной литературы и произведений произведений русских классиков для России и
о защитниках и подвижниках Отечества. русской культуры.
Книги
разных
видов:
художественная,
историческая,
приключенческая,
фантастическая,
научно-популярная,
справочно-энциклопедическая
литература,
детские периодические издания.Основные
темы детского чтения: фольклор разных
народов, произведения о Родине, природе,
детях, братьях наших меньших, добре, дружбе,
честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) 13 ч
Первоначальная
ориентировка
в Понимать и сохранять в памяти учебную задачу
литературных понятиях:
художественное урока.Находить
средства
художественной
произведение,
искусство
слова,
автор выразительности; подбирать своисобственные
(рассказчик),
сюжет
(последовательность придуманные слова; создавать с помощью слова
событий), тема. Герой произведения: его собственные картины. Контролировать себя в
портрет, речь, поступки, мысли, отношение процессе чтения, самостоятельно оценивать свои
автора к герою.
достижения. Ориентироваться в литературных
Общее представление об особенностях понятиях. Характеризовать героя произведения.
построения разных видов рассказывания: Иметь
представление
об
особенностях
повествования (рассказ), описания (пейзаж, построения текстов, о жанрах.
портрет, интерьер), рассуждения (монолог
героя, диалог героев).
Рассказ, стихотворение, басня — общее
20

представление о жанре, наблюдение за
особенностями построения и выразительными
средствами.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) 8 ч
Интерпретация
текста
литературного Участвовать в инсценировке, драматизации
произведения в творческой деятельности произведений. Писать изложения с элементами
учащихся: инсценирование, драматизация, сочинения, создавать собственные тексты на
знакомство с различными способами работы с основе произведений, репродукций картин
деформированным текстом и использование русских художников.
их (установление причинно-следственных
связей,
последовательности
событий,
изложение с элементами сочинения, создание
собственного
текста
на
основе
художественного произведения (текст по
аналогии), репродукций картин художников,
по серии иллюстраций к произведению).

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Результаты Независимой Оценки Качества Образования (НОКО) в 2022 году

Уважаемые пользователи ресурса! На официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях Вы можете выразить своё мнение о качестве условий оказания услуг в нашей организации.


МБОУ СОШ № 13 на сайте bus.gov.ru




Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».