2.1.Адаптированная рабочая программа по литературному чтению 3 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Муниципальное образование город Армавир
МБОУ СОШ № 13

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
гуманитарного цикла

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора

________________________ ____________________
Добрынина Н.А.
Адаменко Ю.Е.
Приказ
№ 01-08/75-2
Приказ № 01-08/75-2
от «01»сентября 2023г
от «01»сентября 2023г
.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
______________________
Мусейлян А.В.
Приказ № 01-08/75-2
от «01»сентября 2023г

АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(вариант 7.1)

учебного предмета «Литературное чтение»
для обучающихся 3 класса

Армавир, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дети с задержкой психического развития (ЗПР), которым
рекомендовано
обучение
в
школе
VII
вида,
обучаются
по
общеобразовательной программе. Особенности их обучению происходят за
счет применения специальных методик, подходов, а также за счет
постоянной психолого-педагогической помощи. Педагоги, работающие с
детьми, которые имеют нарушение развития, планируют свою работу,
учитывая как требования образовательной программы, так и особенности
психического развития определенной категории детей.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в
психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие
получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР–наиболее многочисленная среди детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу
группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать
органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной
системы,
конституциональные
факторы,
хронические
соматические
заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и
социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов
обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от
состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний,
требующих отграничения от умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени
выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные
недостаточными
познавательными
способностями,
специфическими
расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.),
нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для
всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в
формировании высших психических функций, замедленный темп либо
неравномерное становление познавательной деятельности, трудности
произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются
нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и
пространственной
ориентировки,
умственной
работоспособности
и
эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР
зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как
правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества
предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от
практически нормально развивающихся, испытывающих временные и
2

относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и
сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективноповеденческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной
поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до
обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в
систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической)
коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с
ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в
получении
образования
и
самих
образовательных
маршрутов,
соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и
направленных на преодоление существующих ограничений в получении
образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и
способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования,
сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Общие цели предмета «Литературное чтение» следующие:
-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным
чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих
умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и
книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в
выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
-развитие художественно-творческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
формирование эстетического отношения к слову и умения понимать
художественное произведение;
-обогащение нравственного опыта младших школьников средствами
художественной литературы; формирование нравственных представлений о
добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к
отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и
других стран.
Задачи предмета «Литературное чтение»:
- в формировании общеучебного навыка чтения и умения работать с
текстом, - пробуждать интерес к чтению художественной литературы и
способствовать общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и
эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает
результативность по другим предметам начальной школы.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет
большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными
произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых
активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует
формированию личных качеств, соответствующих национальным и
3

общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы
развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами
поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного
сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование
навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они
овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про
себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих
знаний об окружающем мире.
В процессе освоения предмета у младших школьников повышается
уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять
диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с
речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно
пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в
словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская
компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя
грамотным читателем, способным к использованию читательской
деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает
потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и
приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного
произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению
художественных
произведений.
Внимание
начинающего
читателя
обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на
отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные
проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать
красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество
важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к
успешному обучению в средней школе.
Данная программа выбрана потому, что в курсе «Литературное чтение»
для достижения результата предполагается выделить разделы, тексты и
задания о нашей многонациональной стране, о традициях и обычаях её
народов и народов мира, о многообразии природы и необходимости
бережного к ней отношения. Текстовый и иллюстративный материал
направлен на воспитание доброжелательности, отзывчивости, чувства
сопереживания чувствам других людей, взаимопонимания и взаимопомощи.
Система таких знаний позволит учащимся осознавать себя гражданами
страны, формировать общечеловеческую идентичность.

4

Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Литературное чтение»
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками
начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов.
3 класс
Личностные результаты:
-воспитание
художественно-эстетического
вкуса,
эстетических
потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания
наизусть произведений художественной литературы;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов.
Метапредметные результаты:
- использование различных способов поиска учебной информации в
справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с
целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в
соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и
письменной формах.
Предметные результаты:
-достижение необходимого для продолжения образования уровня
читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение
чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа
художественных,
научно-познавательных
и
учебных
текстов
с
использованием элементарных литературоведческих понятий;
-умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику
различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать
нравственную оценку поступков героев.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего
дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе
осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с
художественной литературой. У обучающихся будет формироваться
потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого
себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные,
научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать
собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
Учащиеся получат возможность познакомиться с культурноисторическим наследием России и общечеловеческими ценностями для
развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.
5

Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать
художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные
художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное,
высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат
возможность воспринимать художественное произведение как особый вид
искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками
формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с
некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного
языка, используемыми в художественных произведениях, научатся
соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.
К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к
дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в средней
школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности,
речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие
учебную
самостоятельность
и
познавательные
интересы,
основы
элементарной оценочной деятельности.
Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным
чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания
прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами
анализа, интерпретации и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать
интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками,
осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой
деятельности.
Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных
ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении
прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять
несложные монологические высказывания о произведении (героях,
событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять
небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и
описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть)
стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать
перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с
небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты,
презентацию).
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с
учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать
информацию для практической работы.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на
практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила
групповой работы.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
6

-осознавать
значимость
чтения
для
дальнейшего
обучения,
саморазвития;
воспринимать
чтение
как
источник
эстетического,
нравственного,
познавательного
опыта;
понимать
цель
чтения:
удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск
фактов и суждений, аргументации, иной информации;
-прогнозировать содержание текста художественного произведения по
заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
-читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
-различать на практическом уровне виды текстов (художественный,
учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
-читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста
прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения
после предварительной подготовки;
-использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное
ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в
соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
-ориентироваться в содержании художественного, учебного и научнопопулярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при
прослушивании):
-для художественных текстов: определять главную мысль и героев
произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные
образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать
поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения;
определять основные события и устанавливать их последовательность;
озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в
тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания),
заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и
отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять
значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой
справочной литературы;
-для научно-популярных текстов: определять основное содержание
текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное
содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные
сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде;
задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая
ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с
использованием словарей и другой справочной литературы;
-использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
-для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между
событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями,
чувствами героев, опираясь на содержание текста;
-для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между
отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и
между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
7

-использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
-для художественных текстов: формулировать простые выводы,
основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;
интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные,
языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в
тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев,
объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
-для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы,
основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в
тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять
описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
-ориентироваться
в
нравственном
содержании
прочитанного,
самостоятельно
делать
выводы,
соотносить
поступки
героев
с
нравственными нормами (только для художественных текстов);
-различать на практическом уровне виды текстов (художественный и
научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех
видов текстов);
-передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом
специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов
текстов);
-участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста
(задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение,
соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на
текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
-осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного
текста и высказывать суждение;
-осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного
текста и высказывать собственное суждение;
-высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном)
произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
-устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от
восприятия других видов искусства;
-составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение,
описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
-осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом
Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
-вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и
внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга
чтения;
-составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по
заданному образцу.
8

Выпускник получит возможность научиться:
-работать с тематическим каталогом;
-работать с детской периодикой;
-самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной
форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных
текстов)
Выпускник научится:
-распознавать некоторые отличительные особенности художественных
произведений (на примерах художественных образов и средств
художественной выразительности);
-отличать
на
практическом
уровне
прозаический
текст от
стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
-различать художественные произведения разных жанров (рассказ,
басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
-находить средства художественной выразительности (метафора,
олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
-воспринимать художественную литературу как вид искусства,
приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
-сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных
текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и
авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств
художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение,
сравнение, эпитет);
-определять позиции героев художественного текста, позицию автора
художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
-создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
-восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или
пополняя его событиями;
-составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или
на основе личного опыта;
-составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с
учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
-вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного
литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание,
например, рассказывать известное литературное произведение от имени
одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
-писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских
аннотации или отзыва;
9

-создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию
прочитанного (прослушанного) произведения;
-создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с
аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное
(прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в
том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
Содержание учебного предмета «Литературное чтение». Раздел
«Обучение грамоте» представлен в рабочей программе по русскому языку.
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание
различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи,
умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения,
определение последовательности событий, осознание цели речевого
высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному,
научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью
авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся
формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному
чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст.
Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и
интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным
выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей
разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на
произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному
чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить
логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя
(доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения
(изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте
необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном,
научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих
10

видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании
художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по
вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их
озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы,
выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу
беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративноизобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний.
Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания.
Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание
или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние
показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание
сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники,
словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка,
алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование
соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение
особенностей
художественного
текста:
своеобразие
выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия
произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание
нравственно-эстетического
содержания
прочитанного
произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков
героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина»,
представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на
примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов.
Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных
средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное
воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного
произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям,
пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественновыразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и
выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя)
поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по
11

аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет,
характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского
отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный,
выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной
мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего
текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или
ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из
текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных
высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту:
характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в
тексте,позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия
(выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на
основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных
произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру
поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие
умения
предвосхищать
(предвидеть)
ход
развития
сюжета,
последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами.
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его
содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного
текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами
анализа различных видов текста: установление причинно-следственных
связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части.
Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение
алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с
опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста.
Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение
работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным
материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения:
умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать
вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в
вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому
произведению (художественному, учебному, научно-познавательному).
Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство
12

собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт.
Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с
особенностями
национального
этикета
на
основе
литературных
произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их
многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного
запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого
объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа
на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной
выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в
высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с
учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного
текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного
произведения,
изобразительного
искусства)
в
рассказе (описание,
рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного
высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы,
антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его
сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку
(отражение темы, места действия, характеров героев), использование в
письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы,
сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение),
рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с
общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые
фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные
сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С.
Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других
классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской
литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с
учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы,
доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников
мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и
подвижниках Отечества.
13

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая,
фантастическая,
научно-популярная,
справочно-энциклопедическая
литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о
Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности,
юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя)
средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений,
метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное
произведение,
искусство
слова,
автор
(рассказчик),
сюжет
(последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь,
поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов
рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет,
интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение),
выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы
(колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание,
различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые,
волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение
(композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за
особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой
деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация,
устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с
деформированным текстом и использование их (установление причинноследственных связей, последовательности событий, изложение с элементами
сочинения, создание собственного текста на основе художественного
произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по
серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие
умения различать состояние природы в различные времена года, настроение
людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи.
Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить
литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою,
объяснять свой выбор.
14

Направления проектной деятельности обучающихся 3
класс
Проект: «Сочиняем волшебную сказку».
Проект «Праздник поэзии».
7. С.Михалков «Важный совет»
8. Ю.Энтин «Про дружбу»
3 класс
1. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»
2. А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...»
3. И.С.Суриков «Детство» (отрывок)
4. А.С.Пушкин «Зимнее утро» (отрывок)
5. А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало...»
6. М.Ю.Лермонтов «Осень»
7. Н.А.Некрасов «Славная осень!...»
8. К.Д.Бальмонт «Золотое слово»
9. И.А.Бунин «Полевые цветы»
10.
Е.А.Благинина «Кукушка»
11.
С.Чёрный «Воробей»
12.
А.А.Блок «Ветхая избушка»
13.
С.А.Есенин «Черёмуха»
14.
С.Я.Маршак «Гроза днём»
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности учащихся
Таблица тематического распределения часов.

№ п/п Разделы, темы

Количество часов
Рабочая программа по классам
Рабочая
программа 1 кл.
2 кл.
3 кл.
506

132

4 кл.

I.

Обучение грамоте (чтение)

92

92

-

-

-

1.1.

Фонетика

16

16

-

-

-

1.2.

Графика

38

38

-

-

-

1.3

Чтение

28

28

-

-

-

1.4

Слово и предложение

4

4

-

-

-

1.5

Развитие речи

6

6

-

-

-

414

40

136

136

102

25

5

8

7

5

II.
2.1.

Литературное чтение

Умение слушать (аудирование)

15

2.2.

Чтение

92

7

44

27

14

2.2.1. Чтение вслух

70

7

44

11

8

2.2.2. Чтение про себя

22

16

6

2.3

Работа с разными видами текста

42

4

12

18

8

2.4

Библиографическая культура

10

2

4

2

2

2.5

Работа
с
текстом
художественного произведения

50

4

5

15

26

2.6

Работа с учебными и научнопопулярными текстами

10

1

4

4

1

57

3

21

20

13

20

-

8

6

6

24

3

4

11

6

2.7
2.8
2.9

Говорение (культура речевого
общения)
Письмо (культура письменной
речи)
Круг детского чтения

2.10

Литературоведческая
пропедевтика
(практическое
освоение)

63

8

24

18

13

2.11

Творческая
деятельность
обучающихся
(на основе
литературных произведений)

21

3

2

8

8

Итого

506

132

136

136

102

Характеристика
основных
видов
деятельности
3 класс 136ч
Аудирование/слушание 7 ч
Восприятие
на
слух
звучащей
речи. Определять
героев
произведения;
Адекватное понимание содержания звучащей характеризовать их. Выражать своё собственное
речи.
Развитие
умения
наблюдать
за отношение к героям, давать нравственную
выразительностью речи, за особенностью оценку поступкам. Оценивать свой ответ.
авторского стиля. Умение задавать вопросы по Проверять себя и самостоятельно оценивать
прослушанному учебному произведению.
свои достижения на основе диагностической
работы, представленной в учебнике. Сравнивать
произведения разных поэтов на одну тему.
Рисовать словесные картины осенней природы с
опорой на текст стихотворения. Подбирать
музыкальное
сопровождение
к
текстам;
Основное содержание по темам

16

придумывать свою музыку.
Наблюдать за жизнью слов в художественном
тексте.
Чувствовать ритм и мелодику
стихотворения
Чтение 27 ч
Развитие поэтического слуха. Воспитание Читать стихотворения, передавая с помощью
эстетической отзывчивости на произведение. интонации настроение поэта, сравнивать стихи
Постепенное увеличение скорости чтения. разных поэтов на одну тему; выбирать
Соблюдение орфоэпических и интонационных понравившиеся,
объяснять
свой
выбор.
норм
чтения.
Чтение
предложений
с Различать стихотворный и прозаический текст.
интонационным
выделением
знаков Сравнивать. Находить средства художественной
препинания. Осознание смысла произведения выразительности; подбирать свои собственные
при чтении про себя. Темп чтения придуманные слова; создавать с помощью слова
позволяющий осознать текст. Соблюдение собственные картины. Читать произведения
орфоэпических и интонационных норм чтения. вслух с постепенным переходом на чтение про
Ориентация на развитие речевой культуры себя, называть волшебные события и предметы.
учащихся
и
формирование
у
них Определять
в
тексте
красочные
яркие
коммуникативно-речевых умений и навыков. определения (эпитеты). Придумывать свои
Развитие умения переходить от чтения вслух к собственные эпитеты; создавать на их основе
чтению про себя.
собственные
небольшие
тексты-описания;
Умение самостоятельно подготовиться к тексты- повествования. Находить авторские
выразительному
чтению.
Постепенный сравнения и подбирать свои сравнения.
переход
от
слогового
к
плавному, Придумывать свои вопросы по содержанию,
осмысленному, правильному чтению целыми сравнивать их с необычными вопросами из
словами. Чтение про себя. Осознание смысла детских журналов. Подбирать заголовок в
произведения при чтении про себя (доступных соответствии с содержанием, главной мыслью.
по объёму и жанру произведений). Понимание Читать вслух с постепенным переходом на
смысловых особенностей разных по виду и чтение про себя.
Воспринимать на слух
типу текстов передача их с помощью прочитанное.
Отличать журнал от книги.
интонирования.
Подбирать
заголовок
в
соответствии
с
содержанием, главной мыслью.
Работа с разными видами текста 18 ч
Сравнивать
художественный
и
научноОбщее представление о разных видах текста:
художественном,
учебном,
научно- познавательный текст. Наблюдать за жизнью
популярном и их сравнение. Прогнозирование слов в художественном тексте. Объяснять
содержания книги по её названию и интересные выражения в лирическом тексте.
собственные
сравнения.
оформлению. Определение целей создания Придумывать
художественного текста. Самостоятельное Планировать работу с произведением, выбирать
определение темы и главной мысли виды деятельности на уроке. Читать вслух с
произведения. Привлечение справочных и постепенным переходом на чтение про себя.
иллюстративно-изобразительных материалов. Сравнивать сказки и рассказы о животных.
последовательность
событий.
Самостоятельное
деление
текста
на Определять
смысловые части, их озаглавливание. Участие в Умение делить текст на части. Определять
коллективном обсуждении: умение отвечать на героев произведения; характеризовать их.
Выражать своё собственное отношение к героям,
вопросы.
нравственную
оценку
поступкам.
Умение ориентироваться в нравственном давать
содержании художественных произведений, Находить нужную информацию по заданной
осознавать
сущность
поведения
героев. теме. Читать вслух с постепенным переходом на
Участие в коллективном обсуждении: слушать чтение про себя. Воспринимать на слух
прочитанное. Рассказывать о героях, отражая
выступление товарищей.
собственное отношение к ним; выразительно
читать эпизоды из произведения. Составлять
17

план
произведения,
пересказывать
текст
подробно на основе плана.
Библиографическая культура 2 ч
Книга как особый вид искусства. Элементы Ориентироваться в учебнике по литературному
книги: содержание или оглавление, титульный чтению. Знать и применять систему условных
лист,
аннотация,
иллюстрации.
Общее обозначений при выполнении заданий. Находить
представление о первых книгах на Руси. нужную главу и нужное произведение в
Начало книгопечатания.
содержании учебника. Предполагать на основе
названия содержания главы. Пользоваться
словарём в конце учебника. Понимать и
сохранять в памяти учебную задачу урока.
Находить
нужную,
дополнительную
информацию в школьной библиотеке. Готовить
выступление на заданную тему. Читать вслух с
постепенным переходом на чтение про себя.
Размышлять над прочитанным
Работа с текстом художественного произведения 15 ч
Подробный пересказ текста (деление текста на Характеризовать героев сказки, соотносить
части, определение главной мысли каждой качества с героями сказок. Называть другие
части и всего текста, озаглавливание каждой русские народные сказки; перечислять героев
части и всего текста). Развитие умения сказок. Соотносить пословицу и сказочный
предвосхищать (предвидеть) ход развития текст, определять последовательность событий,
сюжета,
последовательности
событий. составлять план. Рассказывать сказку (по
Характеристика героя произведения: портрет, иллюстрациям, по плану, от лица другого героя
характер, выраженные через поступки и речь. сказки). Соотносить рисунок и содержание
делать
подписипод
рисунками.
Самостоятельный выборочный пересказ по сказки;
заданному
фрагменту.
Самостоятельное Придумывать свои собственные сказочные
воспроизведение екста с использованием сюжеты. Исправлять допущенные ошибки при
выразительных средств языка (синонимов, повторном чтении. Контролировать своё чтение,
антонимов,
сравнений,
эпитетов), самостоятельно оценивать свои достижения.
последовательное воспроизведение эпизодов с Придумывать свои собственные сказочные
Рассматривать сборники стихов,
использованием специфической для данного сюжеты.
произведения лексики по вопросам учителя), определять их содержание по названию
пересказ. Характеристика героя произведения с сборника.
использованием
художественно
выразительных
средств
данного
текста.
Анализ (с помощью учителя) поступка
персонажа и его мотивов. Выявление
авторского отношения к герою на основе
анализа текста, авторских помет, имён героев.
Развитие наблюдательности при чтении
поэтических текстов.
Работа с учебными и научно-популярными текстами 4 ч
Знакомство с простейшими приёмами анализа Различать стихотворный и прозаический текст.
различных
видов
текста:
установление Сравнивать
их.
Составлять
палитру
причинно-следственных связей, определение прочитанного стихотворения с помощью красок.
главной мысли текста. Деление текста на Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного
части. Определение микротем. Подробный текста. Находить средства художественной
пересказ текста. Воспроизведение текста с выразительности; подбирать спои собственные
опорой на ключевые слова, модель, схему.
придуманные слова; создавать с помощью слова
собственные картины Пересказывать подробно
по плану произведение. Умение делить текст на
18

части.
Определять
героев
произведения;
характеризовать их. Выражать своё собственное
отношение к героям, давать нравственную
оценку поступкам. Оценивать свой ответ.
Придумывать
необычные
вопросы
для
произведения и ответы к ним. Рисовать
иллюстрации к тексту. Планировать возможный
вариант исправления допущенных ошибок.
Говорение (культура речевого общения) 20 ч
Работа со словом (распознавать прямое и Прогнозировать
содержание
раздела.
переносное
значение
слов,
их Планировать работу с произведением, выбирать
многозначность). Самостоятельное построение виды деятельности на уроке. Читать вслух с
плана собственного высказывания. Устное постепенным переходом на чтение про себя.
сочинение как продолжение прочитанного Воспринимать
на
слух
прочитанное.
произведения.
Передача
впечатлений Придумывать свои вопросы по содержанию,
(художественного произведения) в рассказе сравнивать их с необычными вопросами из
(повествование).
Короткий
рассказ
по детских журналов. Определять особенности
рисункам либо на заданную тему. Знакомство с юмористического
произведения;
особенностями национального этикета на характеризовать
героя,
используя
словаоснове
литературных
произведений. антонимы. Находить слова, которые помогают
Формирование грамматически правильной представить
сюжет
произведения.
речи, эмоциональной выразительности и Пересказывать текст подробно на основе
содержательности.
Работа
со
словом. картинного плана, высказывать своё мнение.
Целенаправленное
пополнение
активного Находить слова, которые с помощью звука
словарного запаса. Устное сочинение как помогают
представить
образ
героя
продолжение прочитанного произведения. произведения.
Определять
особенности
Доказательство собственной точки зрения с юмористического
произведения;
опорой на текст или личный опыт. Осознание характеризовать
героя,
используя
словадиалога как вида речи. Передача содержания антонимы.
Рассказывать о героях, отражая
прочитанного или прослушанного с учётом собственное отношение к ним; выразительно
специфики художественного текста. Умение читать
юмористические
эпизоды
из
проявлять доброжелательность к собеседнику. произведения. Составлять план произведения,
Использование норм речевого этикета
в пересказывать текст подробно на основе плана.
процессе общения.
Читать выразительно, отражая настроение
произведения. Объяснять лексическое значение
некоторых слов на основе словаря учебника и
толкового словаря.
Письмо (культура письменной речи) 6 ч
Рассказ на заданную тему, отзыв о Писать (составлять) свои рассказы и стихи для
прочитанной
книге.
Использование
в детского журнала. Планировать возможный
письменной речи выразительных средств вариант исправления допущенных ошибок.
необычные
вопросы
для
языка (синонимов, антонимов, сравнения). Придумывать
Нормы
письменной
речи:
соответствие произведения и ответы к ним. Рисовать
содержания заголовку (характеров героев). иллюстрации к тексту. Объяснять лексическое
значение - некоторых слов на основе словаря
Отзыв о прочитанной книге.
учебника и толкового словаря.
Круг детского чтения 11 ч
Знакомство с творчеством А.С. Пушкина, Читать произведения вслух с постепенным
М.Ю.Лермонтова, Л.Н. Толстого, классиков переходом на чтение про себя, называть
детской
литературы,
знакомство
с волшебные события и предметы в произведении.
произведениями современной отечественной Знакомство с мифами Древней Греции.
(с учётом многонационального характера Объяснять лексическое значение - некоторых
19

России)
и
зарубежной
литературы, слов на основе словаря учебника и толкового
доступными
для
восприятия
младших словаря.
школьников.
Тематика чтения обогащена
введением в круг чтения младших школьников
мифов Древней Греции.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) 18 ч
Малые фольклорные формы (пословицы, Объяснять
смысл
пословиц.
Соотносить
поговорки колыбельные песни): узнавание, пословицы с содержанием книг и жизненным
различение, определение основного смысла. опытом. Придумывать рассказ по пословице;
Сказки о животных, бытовые, волшебные.
соотносить содержание рассказа с пословицей.
Жанровое
разнообразие
произведений. Находить созвучные окончания слов в песне.
Художественные особенности сказок: лексика, Сочинять
колыбельные
песни.
Сочинять
построение (композиция). Первоначальная потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на
ориентировка в литературных понятиях: опыт создания народного творчества. Находить
художественное произведение. Нахождение в
различия в потешках и прибаутках, сходных по
тексте художественного произведения средств теме. Находить слова, которые помогают
выразительности: сравнений, метафор и представить
героя
произведений
устного
осмысление
их
значения.
Сравнение народного творчества. Рассказывать сказку (по
прозаической и стихотворной речи, выделение иллюстрациям, по плану, от лица другого героя
особенностей стихотворного произведения. сказки). Соотносить рисунок и содержание
Литературная (авторская) сказка. Герой сказки; делать подписи под рисунками.
произведения: его портрет, речь, поступки, Понимать и сохранять в памяти учебную задачу
мысли, отношение автора к герою. Басня- урока. Находить средства художественной
общее представление о жанре. Выделение выразительности; контролировать своё чтение,
особенностей стихотворного произведения самостоятельно оценивать свои достижения.
(ритм, рифма).
Находить
средства
художественной
Первоначальная ориентировка в литературных выразительности; подбирать свои собственные
понятиях.
придуманные слова; создавать с помощью слова
собственные картины. Контролировать себя в
процессе чтения, самостоятельно оценивать свои
достижения. Сравнивать художественный и
научно-познавательный текст. Наблюдать за
жизнью слов в художественном тексте.
Объяснять интересные выражения в лирическом
тексте. Придумывать собственные сравнения.
Сравнивать
художественный
и
научнопознавательный текст. Наблюдать за жизнью
слов в художественном тексте. Объяснять
интересные выражения в лирическом тексте.
Придумывать
собственные
сравнения.
Сравнивать авторские и народные произведения.
Характеризовать героев рассказа и сказки на
основе анализа их поступков, авторского
отношения к ним; собственных впечатлений о
герое. Определять в тексте красочные яркие
определения (эпитеты), придумывать свои
собственные эпитеты, находить авторские
сравнения и подбирать свои сравнения.
Составлять устно текст-описание героя и тексрассуждение по сказке. Представлять картины
природы.
Воспринимать
на
слух
художественные произведения. Пересказывать
20

текст подробно, выборочно. Знать особенности
басенного текста. Соотносить пословицы и
смысл басенного текста.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) 8 ч
Интерпретация
текста
литературного Читать выразительно, отражая настроение
произведения в творческой деятельности стихотворения.
Сравнивать
произведения
учащихся: чтение по ролям. Устное словесное разных поэтов на одну тему. Рисовать словесные
рисование. Развитие умения сравнивать свои картины с опорой на текст.
тексты
с
художественными
текстамиописаниями.
Находить
литературные
произведения,
созвучные
своему
эмоциональному настрою, объяснять свой
выбор.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Результаты Независимой Оценки Качества Образования (НОКО) в 2022 году

Уважаемые пользователи ресурса! На официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях Вы можете выразить своё мнение о качестве условий оказания услуг в нашей организации.


МБОУ СОШ № 13 на сайте bus.gov.ru




Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».