3. Адаптированная рабочая программа по математике 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Муниципальное образование город Армавир
МБОУ СОШ № 13

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
начальных классов

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора

________________________ ____________________
Добрынина Н.А.
Адаменко Ю.Е.
Приказ
№ 01-08/75-2
Приказ № 01-08/75-2
от «01»сентября 2023г
от «01»сентября 2023г
.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
______________________
Мусейлян А.В.
Приказ № 01-08/75-2
от «01»сентября 2023г

АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(вариант 7.1)

учебного предмета «Математика»
для обучающихся 4 класса

Армавир 2023 г

Дети с задержкой психического развития (ЗПР), которым рекомендовано
обучение в школе VII вида, обучаются по общеобразовательной программе.
Особенности их обучению происходят за счет применения специальных
методик, подходов, а также за счет постоянной психолого-педагогической
помощи. Педагоги, работающие с детьми, которые имеют нарушение
развития, планируют свою работу, учитывая как требования образовательной
программы, так и особенности психического развития определенной
категории детей.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Дети с задержкой психического развития (ЗПР), которым
рекомендовано обучение
в
школе
VII
вида,
обучаются
по
общеобразовательной программе. Особенности их обучению происходят за
счет применения специальных методик, подходов, а также за счет
постоянной психолого-педагогической помощи. Педагоги, работающие с
детьми, которые имеют нарушение развития, планируют свою работу,
учитывая как требования образовательной программы, так и особенности
психического развития определенной категории детей.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в
психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие
получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР–наиболее многочисленная среди детей
с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу
группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать
органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной
системы, конституциональные факторы, хронические соматические
заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и
социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов
обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от
состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний,
требующих отграничения от умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени
выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные
недостаточными
познавательными
способностями,
специфическими
расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.),
нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для
всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки
в формировании высших психических функций, замедленный темп либо
неравномерное становление познавательной деятельности, трудности

произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются
нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и
пространственной ориентировки, умственной работоспособности и
эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР
зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как
правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества
предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик –
от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и
относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными
и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективноповеденческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной
поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до
обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования
в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической)
коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся
с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в
получении
образования
и
самих
образовательных
маршрутов,
соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и
направленных на преодоление существующих ограничений в получении
образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и
способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования,
сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Общими целями начального обучения математике являются:
-математическое развитие младших школьников;
-формирование системы начальных математических знаний;
-воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на
достижение основных целей начального математического образования:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной
деятельности на основе овладения несложными математическими методами
познания окружающего мира (умений устанавливать, описывать,
моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развитие
основ
логического,
знаково-символического
и
алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их
применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

- формирование первоначальных представлений о компьютерной
грамотности;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать
высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика»
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
записи и выполнения алгоритмов.
4 класс
Личностные результаты
- Осознание роли своей страны в мировом развитии;
- Творческий подход к выполнению заданий.
- Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и
управлять ими.
- Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Метапредметные результаты
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора,
обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного
предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры
компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и
анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с
аудио-, видео- и графическим сопровождением.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесение к известным понятиям.
- Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты
- Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами
и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить
алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать
геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и
диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать
данные.
- Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать
текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной
теме, распечатывать ее на принтере).
Планируемые результаты
В результате изучения курса математики обучающиеся на уровне начального
общего образования:
-научатся использовать начальные математические знания для описания
окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и
пространственных отношений;
-овладеют основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, приобретут
необходимые вычислительные навыки;
-научатся применять математические знания и представления для решения
учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических
знаний в повседневных ситуациях;
-получат представление о числе как результате счета и измерения, о
десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно
арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент
арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его
значение; накопят опыт решения текстовых задач;
-познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся
распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют
способами измерения длин и площадей;
-приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для
практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные
с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться
извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые
формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и
прогнозы.
Числа и величины
Выпускник научится:
-читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая
последовательность, и составлять последовательность по заданному или
самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на
несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

-группировать числа по заданному или самостоятельно установленному
признаку;
-классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять
свои действия;
-читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь,
скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения
между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда;
километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр —
сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Выпускник получит возможность научиться:
-выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади,
времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Выпускник научится:
-выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение,
вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в
пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел,
алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с
остатком);
-выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных,
двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в
пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);-выделять неизвестный
компонент арифметического действия и находить его значение;
-вычислять
значение
числового
выражения
(содержащего
2—3
арифметических действия, со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
-выполнять действия с величинами;
-использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
-проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного
действия, прикидки и оценки результата действия и др.).
Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:
-устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче,
планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
-решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и
задачи, связанные с повседневной жизнью;
-решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее
доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
-оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос
задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
-решать задачи в 3—4 действия;
-находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения

Геометрические фигуры
Выпускник научится:
-описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на
плоскости;
-распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок,
ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат,
окружность, круг);
-выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями
(отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
-использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
-распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
-соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник получит возможность научиться :
распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед,
пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Выпускник научится:
-измерять длину отрезка;
-вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь
прямоугольника и квадрата;-оценивать размеры геометрических объектов,
расстояния приближенно (на глаз).
Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр
многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.
Работа с информацией
Выпускник научится:
-читать несложные готовые таблицы;
-заполнять несложные готовые таблицы;
-читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
-читать несложные готовые круговые диаграммы;
-достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
-сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах
несложных таблиц и диаграмм;
-понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова
(«…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все»,
«некоторые», «не»);
-составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план
поиска информации;
-распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме
(таблицы и диаграммы);
-планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную
информацию с помощью таблиц и диаграмм;

-интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных
исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и
прогнозы).
Содержание учебного предмета « Математика»
Числа и величины (18 ч)
Образование, название и запись чисел от 0 до 1000000. Разряды и
классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных
слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм,
килограмм, центнер, тонна); времени (секунда, минута, час, сутки, неделя,
месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных
величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины
(половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия (69 ч)
Умножение
и
деление.
Таблица
умножения.
Взаимосвязь
арифметических действий (умножения и деления). Нахождение неизвестного
компонента арифметического действия. Нахождение значения числового
выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о
порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы
письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и
деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трехзначное
число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия,
взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата,
проверка вычислений на калькуляторе).
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной
переменной вида а ± 28, 8 ∙ b, c : 2; с двумя переменными вида: a + b, a - b, a
∙ b, c : d (d≠0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в
них букв. Использование буквенных выражений при формировании
обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0
(1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения
неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе
взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических
действий).
Работа с текстовыми задачами (24 ч)
Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс
движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара
(цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при
изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов,
общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и
продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по
его доле.
Решение задач разными способами.

Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка,
схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры (6 ч)
Свойства сторон прямоугольника.
Виды
треугольников
по
углам:
прямоугольный,
тупоугольный,
остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон:
разносторонний, равнобедренный (равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль)
для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и
называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.
Геометрические величины (9 ч)
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади
(квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр,
квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с
помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление
площади прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией (10 ч)
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов,
чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному
правилу.
Перечень контрольных работ
4 класс
Контрольная работа № 1 по теме «Числовые выражения. Нахождение
значения числового выражения»
Контрольная работа № 2 по теме «Использование свойств арифметических
действий в вычислениях»
Контрольная работа № 3 по теме «Алгоритм письменного умножения
многозначного числа на однозначное»
Контрольная работа № 4 по теме ««Решение текстовых задач
арифметическим способом»
Контрольная работа № 5 по теме «Алгоритм письменного деления
многозначного числа на однозначное число»»
Контрольная работа № 6 по теме «Текстовые задачи, раскрывающие смысл
арифметических действий»
Контрольная работа № 7 по теме «Алгоритм письменного деления
многозначного числа на двузначное число».
Контрольная работа № 8 по теме «Решение текстовых задач
арифметическим способом»

Направления проектной деятельности обучающихся
деятельности учащихся
4 класс
Проект: «Математика вокруг нас» Создание математического справочника
«Наш город».
Проект: «Математика вокруг нас» Составление сборника математических
задач и заданий.
Таблица тематического распределения количества часов.
Количество часов
№
п/п

Разделы, темы

Рабочая
программа

1. Числа и величины.

Рабочая программа по классам
1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

67

26

9

14

18

296

71

80

76

69

89

17

26

22

24

25

7

4

8

6

30

4

11

6

9

33

7

6

10

10

540

132

136

136

136

Арифметические
2.

3.

действия.
Работа с текстовыми
задачами.
Пространственные
отношения.

4.

Геометрические
фигуры.
Геометрические

5.

величины.
Работа

6.

с информацией.
Итого:

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности
Числа и величины
4 класс (18 ч)

Разряды и классы. Представление Считать предметы десятками, сотнями, тысячами.

многозначных чисел в виде суммы
разрядных слагаемых. Единицы
измерения величин: массы (центнер,
тонна);
времени
(год,
век).
Соотношения между единицами
измерения однородных величин.
Доля величины (тысячная).

Читать и записывать любые числа в пределах
миллиона. Заменять многозначное число суммой
разрядных слагаемых. Выделять в числе единицы
каждого разряда. Определять и называть общее
количество единиц любого разряда, содержащихся в
числе. Сравнивать классы и числа по разрядам.
Упорядочивать заданные числа. Переводить одни
единицы массы в другие: мелкие в более крупные и
крупные в более мелкие.

Арифметические действия
4 класс ( 69 ч)
Умножение и деление. Таблица
умножения.
Взаимосвязь
арифметических
действий
(умножения и деления). Нахождение
значения числового выражения.
Использование
свойств
арифметических действий и правил
о порядке выполнения действий в
числовых выражениях. Алгоритмы
письменного сложения и вычитания
многозначных чисел, умножения и
деления многозначных чисел на
однозначное,
двузначное
и
трёхзначное
число.
Способы
проверки правильности вычислений
(проверка
вычислений
на
калькуляторе).
Элементы
алгебраической
пропедевтики.
Решение уравнений (на
основе
взаимосвязей между компонентами и
результатами
арифметических
действий).

Выполнять письменное умножение и деление на
однозначные, двузначные, трёхзначные
числа.
Осуществлять пошаговый контроль правильности
выполнения арифметических действий (умножение и
деление многозначных чисел). Выполнять письменно
умножение и деление чисел на двузначное и
трёхзначное число, опираясь на знание алгоритмов
письменного выполнения действия умножение,
деление. Объяснять каждый шаг в алгоритмах
письменного деления и умножения многозначного
числа на двузначное и трёхзначное число.
Осуществлять пошаговый контроль правильности и
полноты выполнения алгоритма арифметических
действий умножение и деление. Проверять выполнение
действия с помощью калькулятора. Решать уравнения
на основе взаимосвязей между компонентами и
результатами арифметических действий.

Работа с текстовыми задачами
4 класс (24)
Текстовые
задачи,
содержащие
зависимости,
характеризующие
процесс движения (скорость, время,
пройденный путь). Задачи на
определение
начала,
конца,
продолжительности события. Задачи

Исследовать ситуации, требующие сравнения событий
по продолжительности, упорядочивать их. Решать
задачи на определение начала, продолжительности и
конца события.
Моделировать взаимозависимости между величинами:
скорость, время, расстояние. Переводить одни единицы

на нахождение доли целого и целого скорости в другие. Решать задачи с величинами:
по его доле. Решение задач разными скорость, время, расстояние. Читать и строить
способами. Представление текста диаграммы.
задачи в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
4 класс ( 6ч)
Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников. Использование
чертёжных
инструментов
для
построения геометрических фигур.
Геометрические
формы
в
окружающем мире. Распознавание и
называние геометрических тел: куб,
пирамида, шар.

Изучить
свойства
сторон
прямоугольника.
Использовать чертёжный инструмент для построения
любой
геометрической
фигуры.
Находить
геометрические формы в окружающем мире.
Распознавать геометрические фигуры и называть их.

Геометрические величины
4 класс (9 ч)
Площадь геометрической фигуры.
Единицы площади (квадратный
миллиметр, квадратный километр).
Точное и приближённое (с помощью
палетки)
измерение
площади
геометрической фигуры.

Вычислять площадь геометрической фигуры. Знать
соотношение величин, уметь переводить из одних
единиц площади в другие. Определять площади фигур
произвольной формы, используя палетку.

Работа с информацией
4 класс ( 10 ч)
Интерпретация данных таблицы и
столбчатой диаграммы. Составление
конечной последовательности
геометрических фигур.

Выполнять задания творческого и поискового
характера. Собирать и классифицировать информацию.
Дополнять задачи-расчеты недостающими данными и
решать их.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Результаты Независимой Оценки Качества Образования (НОКО) в 2022 году

Уважаемые пользователи ресурса! На официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях Вы можете выразить своё мнение о качестве условий оказания услуг в нашей организации.


МБОУ СОШ № 13 на сайте bus.gov.ru




Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».