4. Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Муниципальное образование город Армавир
МБОУ СОШ № 13

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
начальных классов

СОГЛАСОВАНО
Заместитель
директора

________________________
Адаменко Ю.Е.
____________________
Приказ № 01-08/75-2
Добрынина Н.А.
от «01»сентября 2023г
Приказ № 01-08/75-2
.
от «01»сентября 2023г

УТВЕРЖДЕНО
Директор
______________________
Мусейлян А.В.
Приказ № 01-08/75-2
от «01»сентября 2023г

АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(вариант 7.1)

учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся 4 класса

Армавир 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дети с задержкой психического развития (ЗПР), которым
рекомендовано обучение в школе VII вида, обучаются по
общеобразовательной программе. Особенности их обучению происходят
за счет применения специальных методик, подходов, а также за счет
постоянной психолого-педагогической помощи. Педагоги, работающие
с детьми, которые имеют нарушение развития, планируют свою работу,
учитывая как требования образовательной программы, так и
особенности психического развития определенной категории детей.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в
психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие
получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР–наиболее многочисленная среди
детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная
по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут
фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность
центральной нервной системы, конституциональные факторы,
хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия
воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное
разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный
диапазон выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к
уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от
умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени
выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные
недостаточными познавательными способностями, специфическими
расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и
др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения.
Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени
выраженные недостатки в формировании высших психических функций,
замедленный темп либо неравномерное становление познавательной
деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно
часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной
моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки,
умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с
ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного
(как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от
качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и
дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно
велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих

временные и относительно легко устранимые трудности, до
обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями
когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От
обучающихся, способных при специальной поддержке на равных
обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся,
нуждающихся при получении начального общего образования в
систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической)
коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у
обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия
специальной поддержки в получении образования и самих
образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и
потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление
существующих ограничений в получении образования, вызванных
тяжестью нарушения психического развития и способностью или
неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого
по срокам с образованием здоровых сверстников.Изучение курса
«Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:
-формирование целостной картины мира и осознание места в нём
человека на основе единства рационально-научного познания и
эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта
общения с людьми и природой;
-духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
России в условиях культурного и конфессионального многообразия
российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому
пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и
культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия
окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для
обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Планируемые
результаты
освоения
учебного
предмета
«Окружающий мир»
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной
школы следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Планируемые результаты на конец 4 класса
Планируемые результаты

У обучающегося будут сформированы:
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания
«Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её
природного и культурного наследия;
• умение осознанно использовать обществоведческую лексику для
выражения своих представлений о правах и обязанностях
гражданина России, о правах ребёнка, о государственном
устройстве Российской Федерации;
• чувства сопричастности к отечественной истории через историю
своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю
России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом
соотечественников в её развитие;
•
осознание своей этнической принадлежности в контексте
принципа
российской
гражданственности
«Единство
в
многообразии»;
• понимание себя наследником ценностей многонационального
российского общества и всего человечества, в том числе на основе
формирования понятий «Всемирное природное наследие» и
«Всемирное культурное наследие
• целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий, в том числе на основе построения и сопоставления
картины мира с точки зрения астронома, географа, историка,
эколога;
• уважительное отношение к истории и культуре народов России и
мира через понимание их взаимной связи и представление о
необходимости исторической преемственности в жизни общества;
• начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире, в том числе на основе представлений об
историческом развитии родной страны, изменениях в её
современной жизни и возможностях собственного участия в
построении её будущего;
• осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика
(действовать в соответствии с нормами и правилами школьной
жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный
смысл учения;
•
самостоятельность и личностная ответственность за свои
поступки, сохранность объектов природы, будущее России;
• эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие
природы России и родного края, знакомство с культурой регионов
России, развитием культуры страны и родного края в различные
периоды истории;
•
этические чувства, доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам
других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами

великих соотечественников, картинами жизни людей в разные
исторические периоды;
• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении
учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;
• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний
о природном разнообразии России и зависимости труда и быта
людей от природных условий;
• мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное
отношение к материальным и духовным ценностям на основе
знакомства с природным и культурным достоянием России,
вкладом людей многих поколений в создание материальных и
духовых ценностей родной страны и родного края.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
• понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
• сохранять учебную задачу в течение всего урока;
• ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с
изучаемым материалом урока;
• выделять из темы урока известные знания и умения, определять
круг неизвестного по изучаемой теме;
• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность
предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать
обобщение);
• планировать свои действия;
•фиксировать
по
ходу
урока
и
в
конце
его
удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке,
объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
• самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце
действия, так и по ходу его реализации;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• контролировать и корректировать свои действия в учебном
сотрудничестве;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания,
планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
• понимать, толковать и организовывать свою деятельность в
соответствии с условными знаками и символами, используемыми в
учебнике и других образовательных ресурсах для передачи
информации;

• осуществлять поиск необходимой информации из различных
источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных
заданий;
• выделять существенную информацию из текстов и литературы
разных типов и видов (художественных и познавательных);
• использовать знаково-символические средства, в том числе
модели и схемы для решения учебных задач;
•
понимать содержание текста, интерпретировать смысл,
фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем,
рисунков, моделей и пр.;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
•
осуществлять сравнение и классификацию по заданным
критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и
связях;
• строить доказательство своей точки зрения по теме урока в
соответствии с возрастными нормами;
• проявлять творческие способности при выполнении рисунков,
схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ
и пр.;
•
ориентироваться на разнообразие способов решения
познавательных и практических задач, владеть общими приёмами
решения учебных задач;
• моделировать экологические связи в природных сообществах.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное
обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и
активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
• формулировать ответы на вопросы;
• слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не
обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит
собеседник;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• формулировать собственное мнение и позицию в устной и
письменной форме;
• аргументировать свою позицию;
• понимать различные позиции других людей, отличные от
собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
• признавать свои ошибки, озвучивать их;

• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини,
пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за
замечание, я его обязательно учту» и др.;
• понимать и принимать задачу совместной работы, распределять
роли при выполнении заданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
• готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
• составлять рассказ на заданную тему;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и
позиций всех его участников;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что
он знает и видит, а что нет;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
•
достаточно точно, последовательно и полно передавать
информацию, необходимую партнёру.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
• понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о
национальных свершениях, открытиях, победах,
вызывающих чувство гордости за свою страну;
• находить и показывать на карте России государственную границу,
субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город,
другие города современной России, узнавать по фотографиям и
описывать достопримечательности регионов и городов России;
•
называть элементы государственного устройства России,
объяснять их роль в жизни страны;
• называть имя действующего Президента Российской Федерации и
его полномочия как главы государства;
• понимать, в чём различия между государственным устройством
современной России и государственным устройством нашей страны
в другие периоды её истории;
• объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый
главный из них — Конституция Российской Федерации —
защищают наши права, приводить конкретные примеры прав
ребёнка;
•
раскрывать значение государственных символов России,
находить их среди государственных символов других стран;
• называть главные праздники России, объяснять их значение в
жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов
России;

• рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа,
историка, эколога;
• проводить несложные астрономические наблюдения;
• изготавливать модели планет и созвездий;
• использовать глобус и карту мира для получения информации о
Земле;
• анализировать экологические проблемы планеты и предлагать
способы их решения;
• приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных
из международной Красной книги;
• находить и показывать на физической карте России различные
географические объекты, на карте природных зон России —
основные природные зоны;
• объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей
стране, давать характеристику природной зоны по плану,
сравнивать различные природные зоны;
• приводить примеры растений и животных разных природных зон,
в том числе внесённых в Красную книгу России;
• выявлять экологические связи в разных природных зонах,
изображать эти связи с помощью моделей;
• оценивать деятельность людей в разных природных зонах,
раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их
решения, приводить примеры заповедников и национальных парков
России;
• давать краткую характеристику своего края;
• различать и описывать изученные природные объекты своего
края, пользоваться атласом-определителем для распознавания
(определения) объектов неживой и живой природы;
• давать краткую характеристику природных сообществ своего
края;
•
выявлять экологические связи в природных сообществах,
изображать эти связи с помощью моделей;
• оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в
разных природных сообществах;
• рассказывать об охране природы в своём крае;
•
различать отрасли растениеводства и животноводства,
представленные в экономике своего края;
• приводить примеры исторических источников, различать и
сравнивать источники информации о прошлом;
• соотносить дату исторического события с веком, находить место
события на «ленте времени»;
• читать историческую карту;
•перечислять эпохи истории человечества в правильной
последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху,

узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям
прошлого, сохранившимся до наших дней;
• с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету
Земля;
• описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения
людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их
значении в истории человечества;
• показывать на карте границы, территорию, столицу, другие
города России в разные периоды истории, места некоторых важных
исторических событий;
• рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об
изученных событиях истории России;
• соотносить даты и события, определять последовательность и
значение некоторых важных событий в истории России;
• составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого,
высказывать суждения о них;
• описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века,
узнавать их достопримечательности;
• называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории
и культуры России;
• находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
• раскрывать связь современной России с её историей;
•
использовать дополнительную литературу, Интернет для
получения информации и подготовки собственных сообщений о
природе Земли, России и родного края, о жизни общества в
прошлом и настоящем.
Планируемые результаты обучения по курсу «Окружающий
мир»
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на
уровне начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить
исходные представления о природных и социальных объектах и
явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практикоориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести
целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и
его историю, осознают свою этническую и национальную
принадлежность
в
контексте
ценностей
многонационального
российского общества, а также гуманистических и демократических
ценностных ориентаций, способствующих формированию российской
гражданской идентичности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного
отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами

естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и
взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного
опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более
понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в
ближайшем окружении;
- получат возможность осознать свое место в мире на основе
единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного
осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что
станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и
общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе,
ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинноследственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения
под воздействием человека, в том числе на многообразном материале
природы и культуры родного края, что поможет им овладеть
начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТсредствами, поиска информации в электронных источниках и
контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде
текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие
презентации в поддержку собственных сообщений;
- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой
характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного
смысла
учения,
самостоятельности
и
личной
ответственности за свои поступки, в том числе в информационной
деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент
своей экологической и культурологической грамотности, получат
возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и
людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы
адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей
природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой
природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и
явления живой и неживой природы, выделять их существенные
признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе
внешних признаков или известных характерных свойств и проводить
простейшую классификацию изученных объектов природы;

- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить
опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и
измерительные приборы; следовать инструкциям
- и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и
опытов;
- использовать естественно­научные тексты (на бумажных и
электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с
целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы,
объяснений, создания собственных устных или письменных
высказываний;
- использовать различные справочные издания (словарь по
естествознанию, определитель растений и животных на основе
иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для
поиска необходимой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карту, план) для
объяснения явлений или описания свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой
природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для
объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека и природы,
находить примеры влияния этих отношений на природные объекты,
здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения
правил безопасного поведения; использовать знания о строении и
функционировании организма человека для сохранения и укрепления
своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать при проведении практических работ инструменты
ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки
информации, готовить небольшие презентации по результатам
наблюдений и опытов;
- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с
использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из
конструктора;
- осознавать ценность природы и необходимость нести
ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного
поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и
электроэнергии) и природной среде;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия
для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила
рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице,
природной среде, оказывать первую помощь при несложных
несчастных случаях;

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
- узнавать государственную символику Российской Федерации и
своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного
края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России
Москву, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные
исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить
место изученных событий на «ленте времени»;
- используя дополнительные источники информации (на
бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом
Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и
верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать
реальные исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных
социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с
позиции развития этических чувств, доброжелательности и
эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания чувств других
людей и сопереживания им;
- использовать различные справочные издания (словари,
энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью
поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания
собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными
окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и
фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на
будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира
человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах
образовательной организации, социума, этноса, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно
установленные договоренности и правила, в том числе правила общения
со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в
коллективной коммуникативной деятельности в информационной
образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути ее
достижения; договариваться о распределении функций и ролей;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Человек и природа
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник
света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее
представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли.
Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия,
расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей
страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены
дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений).
Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года.
Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее
представление, условное обозначение равнин и гор на карте).
Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на
основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд);
использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая
характеристика на основе наблюдений).
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное
отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые
родного края (2–3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для
хозяйственной жизни человека.
Растения родного края, названия и краткая характеристика на
основе наблюдений.
Животные родного края, их названия, краткая характеристика на
основе наблюдений.
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы
(солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).Круговорот
веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и
укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян
растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные
сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные
природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности
труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон,
охрана природы).
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от
природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека.
Освоение человеком законов жизни природы посредством практической
деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы),
определяющий сезонный труд людей. Положительное и отрицательное

влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере
окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана
природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых,
растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их
роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные
представители растений и животных Красной книги. Посильное участие
в охране природы. Личная ответственность каждого человека за
сохранность природы.
Человек и общество
Человек – член общества, носитель и создатель культуры.
Понимание того, как складывается и развивается культура общества и
каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру
человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.
Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с
представителями разных национальностей, социальных групп:
проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к
чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о
человеческих свойствах и качествах.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как
общественно значимая ценность в культуре народов России и мира.
Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты
своего труда и профессиональное мастерство.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностносмысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна».
Государственная символика России: Государственный герб России,
Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила
поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон
Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства.
Ответственность главы государства за социальное и духовнонравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления
общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей
между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника
Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День России,
День защиты детей, День народного единства, День Конституции.
Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или
стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России.
Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой
театр и др. Характеристика отдельных исторических событий,
связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.).
Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний
дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через
Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни
городов России. Главный город родного края: достопримечательности,
история и характеристика отдельных исторических событий, связанных
с ним.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие
Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору).
Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм,
буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их
религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на
основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт),
регион
(область,
край,
республика):
название,
основные
достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр.
Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных
народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные
особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни
родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие
события общественной и культурной жизни страны в разные
исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство,
Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта,
труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные
исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители
базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и
культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры
своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность
историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран,
народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с
контрастными
особенностями):
название,
расположение
на
политической карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог),
обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на
дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной
безопасности, основные правила обращенияс газом, электричеством,
водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей .
Направления проектной деятельности учащихся.

4 класс
Проект № 1 «Формы земной поверхности»
Проект № 2 «Экологические проблемы и способы их решения».
Проект № 3 «История моей семьи»
Проект № 4 «Достопримечательности Москвы»
Проект № 5 «Забота о здоровье и безопасности окружающих людей —
нравственный долг каждого человека».
Перечень экскурсий
4 класс
Экскурсии в природные сообщества
Перечень практических работ
4 класс
№ 1 Моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг солнца.
№ 2 Полезные ископаемые родного края.
№ 3 Растения родного края.
№ 4 Первая помощь при лёгких травмах
.
Таблица тематического распределения количества часов
№

Разделы

Количество часов по классам

1

2

3

4

Итого:

п/п

1.

Человек и природа

20

18

36

28

102

2.

Человек и общество

9

11

22

37

79

3.

Правила безопасной жизни

4

5

10

3

22

Итого:

33

34

68

68

203

количества

часов,

Тематическое планирование с указанием
отводимых на освоение каждой темы.
Основное содержание по
темам

КолХарактеристика основных видов деятельности
во
часов
28
Человек и природа
4 класс
28
Звёзды и планеты.
1
- понимать учебные задачи урока и стремиться
Солнце — ближайшая
их выполнить;
к нам звезда, источник
— рассказывать о мире с точки зрения астронома;
света и тепла для всего
- работать в паре: изучать по схеме строение

живого на Земле

Смена дня и ночи на Земле. 1
Вращение
Земли
как
причина смены дня и
ночи.Времена года, их
особенности (на основе
наблюдений). Обращение
Земли вокруг Солнца как
причина смены времен
года.

Звезды и планеты.

1

Глобус как модель Земли. 1

Солнечной системы, перечислять планеты
в правильной последовательности, моделировать
строение Солнечной системы;
— извлекать из текста учебника цифровые данные о
Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь;
- работать со взрослыми: находить в дополнительной
литературе, Интернете научные сведения о Солнце и
Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить
сообщения;
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
- Понимать учебные задачи урока и стремиться их
выполнить;
- на основе схемы строения Солнечной системы
характеризовать планеты, перечислять их
в порядке увеличения и уменьшения размеров,
осуществлять самопроверку;
- различать планеты и их спутники;
— работать в паре: анализировать схемы вращения
Земли вокруг своей оси и обращения вокруг
Солнца;
- практическая работа: моделировать движение Земли
вокруг своей оси и вокруг Солнца;
— устанавливать причинно-следственные
связи между движением Земли и сменой дня и
ночи, сменой времён года;
— работать со взрослыми: наблюдать Луну
невооружённым глазом и с помощью бинокля
(телескопа);
— извлекать из дополнительной литературы,
Интернета
информацию
об
исследованиях
астрономов и готовить сообщения;
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
— Понимать учебные задачи урока и стремиться их
выполнить;
— работать в паре: изучать по учебнику правила
наблюдения звёздного неба, соотносить их
с собственным практическим опытом, находить
на карте звёздного неба знакомые созвездия;
- моделировать изучаемые созвездия;
- определять направление на север по Полярной
звезде;
— выполнять задания электронного приложения
к учебнику, пользуясь персональным компьютером;
— работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
- Понимать учебные задачи урока и стремиться их

Географическая карта и
план.
Важнейшие
природные объекты своей
страны, района.

Человек – часть природы. 1
Охрана
природных
богатств: воды, воздуха,
полезных
ископаемых,
растительного и животного
мира.

Формы
земной 1
поверхности:
равнины,
горы,
холмы,
овраги
(общее
представление,
условное
обозначение
равнин и гор на карте).
Проект № 1 «Формы
земной поверхности»

Водоемы, их разнообразие 1
(океан, море, река, озеро,
пруд);
использование
человеком.
Водоемы
родного края (названия,
краткая характеристика на

выполнить;
- сравнивать глобус и карту полушарий;
- находить условные знаки на карте полушарий;
- обсуждать значение глобуса и карт в жизни
человечества;
- составлять рассказ о географических объектах с
помощью глобуса и карты полушарий;
- извлекать информацию о географических
объектах из дополнительных источников и Интернета
и готовить сообщения о них;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
- рассказывать о мире с точки зрения эколога;
- работать в группе: анализировать современные
экологические проблемы, предлагать
меры по их решению;
- знакомиться с международным сотрудничеством в
области охраны окружающей среды;
- находить в Интернете информацию о способах
решения экологических проблем и экологических
организациях в России, готовить сообщения;
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
— Понимать учебные задачи урока и стараться
их выполнить;
— работать в паре: находить и показывать на
физической карте России изучаемые географические
объекты, рассказывать о них по карте;
— различать холмистые и плоские равнины;
- характеризовать формы земной поверхности
России, рассказывать о них по личным впечатлениям;
- извлекать из дополнительной литературы,
Интернета сведения об изучаемых географических
объектах, готовить сообщения;
- выполнять на персональном компьютере задания из
электронного приложения к учебнику;
- работать со взрослыми: готовить материалы
к выставке ≪Где мы были≫;
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке.
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
- работать в паре: находить и показывать на
физической карте России изучаемые моря, озёра,
реки, рассказывать о них по карте;
- различать моря Северного Ледовитого, Тихого и

основе наблюдений).

Природные зоны России: 7
общее
представление,
основные природные зоны
(климат, растительный и
животный
мир,
особенности труда и быта
людей, влияние человека
на природу изучаемых зон,
охрана природы).

Заповедники,
1
национальные парки, их
роль в охране природы.
Красная книга России, ее
значение,
отдельные
представители растений и

Атлантического океанов;
- характеризовать особенности изучаемых
водных объектов;
— находить в Интернете сведения о загрязнении
воды в морях, озерах, реках и о мерах борьбы с
загрязнениями;
- работать со взрослыми: готовить и оформлять в
классе выставку ≪Где мы были≫;
- готовить сочинения на тему урока;
— формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
- работать в паре: знакомиться с картой природных
зон России, сравнивать её с физической
картой России; определять по карте природные
зоны России, высказывать предположения о причинах
их смены, осуществлять самопроверку;
- устанавливать причинно-следственные связи
между освещённостью Солнцем поверхности Земли и
сменой природных зон; работать со схемой
освещённости Земли солнечными лучами;
- находить на карте природных зон области
высотной поясности; - работать в паре: определять по
рисунку
учебника, какие организмы обитают в зоне,
объяснять, как они приспособлены к условиям жизни;
рассказывать по рисунку об экологических связях в
изучаемой
природной
зоне,
моделировать
характерные цепи питания;
- рассказывать об освоении природных богатств
в зоне и возникших вследствие этого экологических
проблемах, о природоохранных мероприятиях и
заповедниках;
- характеризовать зону по плану;
- извлекать из дополнительной литературы,
Интернета сведения о животном мире изучаемой
зоны, готовить сообщения;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— работать в паре: с помощью схемы и текста
учебника раскрывать роль леса в природе и
жизни людей;
— обсуждать экологические проблемы леса,

животных Красной книги.

Особенности поверхности 1
родного
края
(краткая
характеристика на основе
наблюдений).

Водоемы родного края 1
(названия,
краткая
характеристика на основе
наблюдений).

предлагать меры по его охране;
— обсуждать правила поведения в лесу с
использованием книги ≪Великан на поляне≫;
— извлекать из дополнительной литературы
и Интернета сообщения о растениях и животных из
Красной книги России, готовить сообщения;
— совершать виртуальную экскурсию с помощью
Интернета в национальный парк ≪Лосиный
остров≫, обсуждать экологические проекты этого парка;
- характеризовать лесные зоны по плану;
— формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
- описывать по своим наблюдениям формы
земной поверхности родного края; находить на карте
региона основные формы земной поверхности,
крупные овраги и балки; извлекать из
краеведческой
литературы
необходимую
информацию о поверхности края;
- обсуждать меры по охране поверхности своего
края;
- изготавливать макет знакомого участка поверхности
родного края;
- работать со взрослыми: интервьюировать
взрослых о формах поверхности рядом с городом
(селом), о наличии оврагов и истории их
возникновения;
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
- работать в группе: составлять список водных
объектов своего региона; описывать одну из рек по
приведённому в учебнике плану; составлять план
описания другого водного объекта
(например, озера, пруда);
— моделировать значение водных богатств в
жизни людей;
— выявлять источники загрязнения близлежащих
водоёмов;
— обсуждать рассказ ≪Бутылочная почта≫ из
книги ≪Великан на поляне≫;
- участвовать в водоохранных мероприятиях
в городе (селе);
— формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке

Полезные
родного
примера).

ископаемые 1
края
(2–3

Почва, ее состав, значение 1
для живой природы и для
хозяйственной
жизни
человека.
Проект
№
2
«Экологические проблемы
и способы их решения»

Лес,
луг,
водоем
– 3
единство живой и неживой
природы (солнечный свет,
воздух,
вода,
почва,
растения,
животные).Взаимосвязи в
природном
сообществе:
растения – пища и укрытие
для животных; животные –
распространители плодов и
семян растений. Влияние

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
- находить на физической карте России условные
обозначения полезных ископаемых;
- практическая работа в группе: определять
полезное ископаемое, изучать его свойства, находить
информацию о применении, местах и способах
добычи полезного ископаемого; описывать
изученное полезное ископаемое по плану; готовить
сообщение и представлять его классу;
- сравнивать изученные полезные ископаемые;
- работать со взрослыми: выяснять в краеведческом
музее, какие полезные ископаемые
имеются в регионе;
- извлекать из краеведческой литературы сведения о
предприятиях региона по переработке
полезных ископаемых;
- обсуждать рассказ
≪И камень достоин уважения≫ из книги ≪Великан
на поляне≫;
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке.
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
- различать типы почв на иллюстрациях учебника и
образцах;
- работать в паре: извлекать из краеведческой
литературы информацию о типах почв своего
региона; изготавливать макет разреза почвы;
доказывать огромное значение почвы для
жизни на Земле, осуществлять самопроверку;
- выполнять задания из электронного приложения к
учебнику;
- обсуждать рассказ ≪Дороже жемчуга и злата — под
ногами≫ из книги ≪Великан на поляне≫;
- извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе;
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
- работать в паре: описывать лес, луг, водоем по
фотографии, определять растения леса, луга, водоёма
в гербарии; знакомиться с животными леса, луга,
водоёма
по иллюстрации учебника; выявлять
экологические связи нв лесу, на лугу; на водоёме
- рассказывать по своим наблюдениям о
растениях, животных и грибах своего региона;
- моделировать цепи питания, осуществлять
взаимопроверку и коррекцию;

человека на
сообщества.

природные

Природные
сообщества 3
родного края (2–3 примера
на основе наблюдений).
Экскурсии в природные
сообщества родного края
Растения родного края, 1
названия
и
краткая
характеристика на основе
наблюдений.

Животные родного края, их 1
названия,
краткая
характеристика на основе
наблюдений.

- характеризовать сообщество по данному в учебнике
плану;
- сравнивать природные особенности леса и
луга; водоёма
- приводить примеры правильного и неправильного поведения человека, выявлять нарушения
экологических связей по вине человека,
предлагать пути решения экологических проблем;
- обсуждать рассказ ≪Горит трава≫ из книги
≪Великан на поляне≫;
- составлять памятку ≪Как вести себя на лугу, в лесу,
на водоёме≫;
- работать со взрослыми: наблюдать за жизнью луга,
леса, водоёма, определять его обитателей с помощью
атласа-определителя;
— формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
- Наблюдать объекты и явления природы;
- определять природные объекты с помощью
атласа-определителя;
- фиксировать результаты наблюдений;
- сравнивать результаты наблюдений, сделанных в
различных природных сообществах
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
- выявлять зависимость растениеводства в регионе от
природных условий;
— работать в группе: знакомиться по материалам
учебника и краеведческой литературе с одной из
отраслей растениеводства, готовить сообщения,
представлять их классу;
— практическая работа: определять с помощью
иллюстраций учебника полевые культуры
в гербарии; различать зёрна зерновых культур;
— различать сорта культурных растений (на
примерах, характерных для региона);
— работать со взрослыми: наблюдать за весенними
работами в поле, огороде, саду, участвовать в
посильной работе по выращиванию
растений;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— выявлять зависимость животноводства в регионе
от природных условий;
— работать в группе: знакомиться по материалам
учебника и краеведческой литературе с одной из
отраслей животноводства, готовить сообщения,
представлять их классу;

Народный
календарь 1
(приметы,
поговорки,
пословицы),
определяющий сезонный
труд людей.
37
Человек и общество
История Отечества
1

Счет лет в истории

1

Охрана
памятников 2
истории и культуры.

— различать породы домашних животных (на
примерах, характерных для региона);
— работать со взрослыми: наблюдать за трудом
животноводов, участвовать в посильной работе по
уходу за домашними
сельскохозяйственными
животными;
— формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
Выполнять тесты с выбором ответа;
— оценивать правильность/неправильность
предложенных ответов;
— адекватно оценивать свои знания в соответствии с
набранными баллами.
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
- составлять рассказы о мире с точки зрения
историка;
— характеризовать роль исторических источников
для понимания событий прошлого;
- обсуждать роль бытовых предметов для понимания
событий прошлого;
— посещать краеведческий музей и готовить
рассказ на основании его экспонатов о прошлом
своего региона, города (села);
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— определять по ≪ленте времени≫ век, в котором
происходили упоминавшиеся ранее исторические
события;
— обсуждать сроки начала года в разных
летоисчислениях;
— работать в паре: анализировать историческую
карту, рассказывать по ней об исторических
событиях;
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
— Понимать учебные задачи урока и стараться
их выполнить;
— работать в паре: находить и показывать на
физической карте России изучаемые географические
объекты, рассказывать о них по карте;
— различать холмистые и плоские равнины;
- характеризовать формы земной поверхности
России, рассказывать о них по личным впечатлениям;
- извлекать из дополнительной литературы,

Родной край – частица 1
России.
Родной
город
(населенный пункт), регион
(область,
край,
республика):
название,
основные
достопримечательности;
музеи, театры, спортивные
комплексы и пр.
Особенности труда людей 1
родного
края,
их
профессии.

Понимание
того,
как 1
складывается и развивается
культура
общества
и
каждого его члена.
Проект № 3 «История моей
семьи»

Духовно-нравственные
культурные ценности

и 4
–

Интернета сведения об изучаемых географических
объектах, готовить сообщения;
- выполнять на персональном компьютере задания из
электронного приложения к учебнику;
- работать со взрослыми: готовить материалы
к выставке ≪Где мы были≫;
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке.
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
- работать в паре: знакомиться с политикоадминистративной картой России; находить на
политико-административной карте России свой
регион; знакомиться с картой своего региона,
рассказывать по ней о родном крае;
- характеризовать родной край по предложенному в
учебнике плану;
— оценивать свои достижения на уроке
В процессе презентации проектов учащиеся
демонстрируют умения:
- извлекать информацию из дополнительных
источников и Интернета;
- посещать музеи, обрабатывать материалы
экскурсий;
— интервьюировать старших членов семьи,
других взрослых;
— готовить иллюстрации для презентации проекта
(фотографии, слайды, рисунки);
— готовить тексты сообщений;
— выступать с сообщением в классе;
— оценивать свои достижения по выполнению
проекта и достижения товарищей
— понимать учебные задачи урока и стремиться
их выполнить;
— определять по ≪ленте времени≫ длительность
периода первобытной истории;
— обсуждать роль огня и приручения животных;
— анализировать иллюстрации учебника;
— рассказывать на основе экскурсии в краеведческий
музей о жизни, быте и культуре первобытных людей
на территории региона;
— понимать роль археологии в изучении
первобытного общества;
— выполнять задания из электронного приложения к
учебнику;
- работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;

основа жизнеспособности
общества.
Общее
представление о вкладе в
культуру
человечества
традиций и религиозных
воззрений разных народов.

— определять по ≪ленте времени≫ длительность
истории Древнего мира; Средневековья, длительность
периода Нового времени, начало Новейшего времени;

— сопоставлять длительность исторических периодов
Древнего мира и Средневековья, Нового времени
- находить на карте местоположение древних
государств; местоположение крупных
городов, возникших в Средневековье;
— описывать по фотографиям средневековые
достопримечательности современных городов;
— сопоставлять исторические источники по
изучению Древнего мира и Средневековья;
— развивать воображение, реконструируя быт
и рыцарские турниры Средневековья;
- сопоставлять жизненную философию людей
в Средневековье и в Новое время;
- прослеживать по карте маршруты Великих
географических открытий;
- обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени;
- выявлять по фотографиям различия в архитектуре
городов Древнего мира, Средневековья и
Нового времени;
- обсуждать роль великих географических открытий в
истории человечества;
- характеризовать научные открытия и технические
изобретения Нового времени;
— развивать воображение, реконструируя историю
технических изобретений в Новое время;
- извлекать информацию из учебника, анализировать
иллюстрации, готовить сообщения и
презентовать их в классе;
- обобщать сведения о древних государствах, их
культуре, религиях, выявлять общее и отличия;
- понимать роль появления и развития письменности
в древности для развития человечества, сопоставлять
алфавиты древности;
- понимать роль археологических находок для
изучения
истории
древних
государств;
—
сопоставлять мировые религии, выявлять их
сходство и различия: место и время их
возникновения, особенности храмов;
- понимать важность изобретения книгопечатания для
человечества;
— характеризовать значение исследования
Арктики и Антарктики для развития науки;
— характеризовать изменения в политическом
устройстве стран мира;
— рассказывать о научных открытиях и техни-

Картины быта, труда, 1
духовно-нравственные
и
культурные
традиции
людей
в
разные
исторические времена.

Наиболее важные и яркие 18
события общественной и
культурной жизни страны в
разные
исторические
периоды: Древняя Русь,
Московское государство,
Российская
империя,
СССР,
Российская
Федерация
Выдающиеся
люди разных эпох как
носители
базовых
национальных ценностей.

Ческих изобретениях XX—XXI веков;
— выполнять задания из электронного приложения к
учебнику;
- работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
- анализировать карту расселения племён
древних славян;
- выявлять взаимосвязь жизни древних славян и
их занятий с природными условиями того времени;
- характеризовать верования древних славян;
- моделировать древнеславянское жилище;
— составлять план рассказа на материале учебника;
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
- прослеживать по карте Древней Руси путь ≪изваряг
в греки≫ и расширение территории государства в
IX—XI веках;
— характеризовать систему государственной власти в
IX—XI веках в Древней Руси;
- отмечать на ≪ленте времени≫ дату Крещения Руси;
— обсуждать причину введения на Руси христианства
и значение Крещения;
— анализировать былину об Илье Муромце как
отражение борьбы Древней Руси с кочевниками;
— в ходе самостоятельной работы (в группах)
анализировать карты Древнего Киева и Древнего
Новгорода, характеризовать их местоположение,
оборонительные сооружения, занятия горожан,
систему правления, находки берестяных
грамот
в
Новгороде,
готовить
сообщения,
презентовать их на уроке;
— сопоставлять на основе сделанных сообщений
жизнь двух главных городов Древней Руси;
— обсуждать важность находок археологами
берестяных грамот;
- развивать воображение, реконструируя жизнь
древних новгородцев;
— обсуждать, почему былина о Садко могла
появиться только в Новгороде;
- характеризовать значение летописи об основании
Москвы как исторического источника;
- обсуждать роль создания славянской письменности
для распространения культуры в Древней Руси;
- характеризовать состояние грамотности на Руси
после создания славянской азбуки;

- выявлять роль летописей для изучения истории
России;
- характеризовать оформление рукописных книг как
памятников древнерусского искусства;
- сопоставлять оформление древнерусских книг с
современными;
- обсуждать роль рукописной книги в развитии
русской культуры;
— прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь;
- обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе
монгольского нашествия;
— описывать по иллюстрациям учебника вооружение
древнерусских и монгольских воинов;
— рассказывать о монгольском нашествии по плану
учебника;
— находить на карте места сражений Александра
Невского со шведскими и немецкими захватчиками;
— по иллюстрациям в учебнике сравнивать
вооружение русских воинов и немецких рыцарей;
— высказывать своё отношение к личности
Александра Невского;
— работать с терминологическим словариком;
— заполнять ≪Героическую летопись России≫
(вкладка в рабочей тетради);
- приводить факты возрождения северо-восточных
земель Руси;
- рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве
Ивана Калиты;
- прослеживать по карте объединение русских земель
вокруг Москвы;
- обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты
сыграли роль в успехе его правления;
- выполнять задания из электронного приложения к
учебнику;
- прослеживать по карте передвижения русских и
ордынских войск;
- составлять план рассказа о Куликовской битве;
— рассказывать о Куликовской битве по
составленному плану;
— моделировать ход Куликовской битвы;
— отмечать на ≪ленте времени≫ дату Куликовской
битвы;
— обсуждать, почему была так важна для Дмитрия
Донского поддержка Сергия Радонежского;
— рассказывать о поединках богатырей;
— заполнять вкладыш к рабочей тетради
≪Героическая летопись России≫;
— осознавать роль Куликовской битвы в истории
России;
— рассказывать об изменении политики в отношении
Золотой Орды;
— описывать по иллюстрациям в учебнике изменения

в облике Москвы;
—
обсуждать
значение
освобождения
от
монгольского ига;
- выполнять задания из электронного приложения к
учебнику;
- заполнять вкладыш к рабочей тетради ≪Гроическая
летопись России≫;
- отмечать на ≪ленте времени≫ даты освобождения
от монгольского ига, венчания Ивана
Грозного на царство;
- обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на
развитие просвещения и культуры в России;
- на основе самостоятельного изучения материала
учебника
(по
группам)
рассказывать
о
первопечатнике Иване Фёдорове и издании первых
русских учебников;
- сопоставлять современные и первопечатные
учебники по иллюстрациям;
- обсуждать значение организации народного
ополчения и освобождения Москвы от польской
интервенции;
- отмечать на ≪ленте времени≫ год освобождения
Москвы;
- заполнять приложение к рабочей тетради
≪Героическая летопись России≫;
— рассказывать об этом событии от имени участника
ополчения;
- осознавать роль борьбы за независимость в начале
XVI века в истории России
- рассказывать о реформах Петра I на основе
материала учебника;
- извлекать из дополнительной литературы и
Интернета информацию о Петре I, которой нет
в учебнике;
- описывать достопримечательности СанктПетербурга;
- обсуждать, заслуженно ли Пётр I стал называться
Великим;
— отмечать на ≪ленте времени≫ год основания
Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей;
- находить на карте приобретения города, основанные
Петром I;
— высказывать своё отношение к личности
Петра Великого;
- составлять план рассказа о М. В. Ломоносове;
- прослеживать по карте путь М. В. Ломоносова из
Холмогор в Москву;
- обсуждать, каковы были заслуги М. В. Ломоносова в
развитии науки и культуры;
- отмечать на ≪ленте времени≫ дату основания
Московского университета;
- извлекать из Интернета сведения о современном

МГУ им. М. В. Ломоносова;
- высказывать своё отношение к личности М. В.
Ломоносова;
- обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала
называться Великая;
- описывать достопримечательности Петербурга;
- сравнивать положение разных слоев российского
общества;
- рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е.
Пугачёва;
— прослеживать по карте рост территории
государства;
- рассказывать по учебнику о Ф. Ф. Ушакове и
А. В. Суворове;
- извлекать из Интернета сведения о Петербурге,
Москве, других городах России в XVIII веке;
- на основе самостоятельной работы по учебнику
рассказывать о Бородинском сражении;
- отмечать на ≪ленте времени≫ Отечественную
войну 1812 года;
- заполнять приложение к рабочей тетради
≪Героическая летопись России≫;
- обсуждать, почему война 1812 года называется
Отечественной;
— обсуждать, почему после Отечественной войны
1812 года был воздвигнут на Красной площади
памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому;
- извлекать из Интернета сведения о биографиях
героев Отечественной войны 1812 года, готовить
доклады, презентовать их в классе;
- в ходе самостоятельной работы (по группам)
над темами ≪Декабристы≫, ≪Освобождение
крестьян≫, ≪Петербург и Москва≫ изучать текст
учебника, выполнять задания из рабочей тетради и
электронного приложения к учебнику, готовить
сообщения и презентовать их на уроке;
- работать с историческими картами, находить на
карте Транссибирскую магистраль;
- сопоставлять исторические источники;
- извлекать из краеведческой литературы сведения о
технических новшествах, появившихся в XIX веке в
регионе;
- отмечать на ≪ленте времени≫ начало Первой
мировой войны, Февральской и Октябрьской
революций;
- составлять план рассказа о событиях начала
XX века и рассказывать о них по плану;
- интервьюировать взрослых членов семьи
о том, какую роль сыграли Октябрьская революция и
Гражданская война в судьбе семьи;
- развивать воображение, составляя от лица
журналиста начала XX века интервью с учёным,

каким он видит наступивший век;
- знакомиться по карте СССР с административнотерриториальным устройством страны;
— сравнивать гербы России и СССР по
иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном
пособии, знакомиться с символикой герба СССР;
- сравнивать тексты гимнов дореволюционной
России, СССР и Российской Федерации;
— в ходе внеурочной экскурсии по городу выяснять,
какие названия возникли при Советской
власти и какие реалии они отражают;
— знакомиться по фотографиям в Интернете
с обликом довоенных станций метро (для москвичей
— в ходе внеурочной экскурсии);
- прослушивать в записях песни 1930-х годов;
— составлять план рассказа о ходе Великой
Отечественной войны, рассказывать о ней по плану;
— обсуждать, в чём значение Победы в Великой
Отечественной войне для нашей страны и
всего мира;
— встречаться с ветеранами войны, интервьюировать
их;
- прослушивать в записи песню ≪Вставай,
страна огромная≫ и другие песни времён войны;
- делиться впечатлениями от фотографий военных лет
и от картин на тему войны и Парада Победы;
- выяснять в краеведческом музее, какой вклад
внёс город (село) в Победу;
- собирать материал о мероприятиях празднования
годовщины Победы в родном городе (селе),
в регионе;
- интервьюировать старших членов семьи об участии
их в войне, как они встретили День Победы в 1945 году;
- готовить праздник ко Дню Победы;
- извлекать из дополнительной литературы,
Интернета информацию об освоении космоса(для
учащихся Москвы — из внеурочной экскурсии в
музей космонавтики);
— интервьюировать старших членов семьи о том,
как они запомнили день 12 апреля 1961 года;
- прослушивать в записи песни, посвящённые
полёту Юрия Гагарина;
- знакомиться с репродукциями картин космонавта А.
Леонова на космическую тему;
— интервьюировать старших членов своей семьи
о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать
в семейном архиве необходимые фотографии,
готовить сообщение и презентовать его в классе;
- работать с электронным пособием;
- работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
Конституция – Основной 1
закон
Российской
Федерации. Права ребенка
Россия
многонациональная страна.

Президент
Российской 1
Федерации
–
глава
государства.
Ответственность
главы
государства за социальное
и
духовно-нравственное
благополучие граждан.

Государственная
1
символика
России:
Государственный
герб
России, Государственный
флаг
России,
Государственный
гимн
России; правила поведения
при прослушивании гимна.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— находить на политико-административной
карте РФ края, области, республики, автономные
округа, автономные области, города федерального
значения;
— анализировать закреплённые в Конвенции
права ребёнка;
— обсуждать, как права одного человека соотносятся
с правами других людей;
— выполнять задания из электронного приложения к
учебнику;
— готовить проекты ≪Декларации прав≫ (членов
семьи, учащихся класса, учителей и учащихся),
обсуждать их в классе;
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— различать права и обязанности гражданина,
устанавливать их взаимосвязь;
— различать прерогативы Президента, Федерального
Собрания и Правительства;
— следить за государственными делами по
программам новостей ТВ и печатным средствам
массовой информации;
— моделировать деятельность депутата (вносить
предложения по законопроектам в ходе ролевой
игры);
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
— знакомиться с особенностями герба Российской
Федерации, его историей, символикой,
отличать герб России от гербов других государств;
— знакомиться с Государственным флагом России,
его историей, с Красным знаменем Победы;
— выучить текст гимна России, знакомиться
с правилами его исполнения, с историей гимна
России, отличать гимн Российской Федерации
от гимнов других государств;
— обсуждать, зачем государству нужны символы;
— моделировать символы своего класса, семьи;

Праздник
в
жизни
общества как средство
укрепления общественной
солидарности и упрочения
духовно-нравственных
связей
между
соотечественниками.
Новый год, Рождество,
День защитника Отечества,
8 Mарта, День весны и
труда, День Победы, День
России,
День
защиты
детей, День народного
единства,
День
Конституции. Праздники и
памятные даты своего
региона.
Оформление
плаката или стенной газеты
к
общественному
празднику.
Города России. Святыни
городов России. Народы,
населяющие Россию, их
обычаи,
характерные
особенности
быта
(по
выбору).
Главный город родного
края:
достопримечательности,
история и характеристика
отдельных
исторических
событий, связанных с ним.
Названия разных народов,
проживающих в данной
местности, их обычаи,
характерные особенности
быта. Важные сведения из
истории родного края.
Святыни родного края.
Проведение дня памяти
выдающегося земляка.
Проект № 4
«Достопримечательности
Москвы».
Правила
безопасной
жизни
Правила
безопасного
поведения в природе.

1

3

— формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке.
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
различать
праздники
государственные,
профессиональные, церковные, народные, семейные;
- знакомиться с праздниками и Памятными
днями России, обсуждать их значение для страны и
каждого её гражданина;
- выяснять, используя краеведческую литературу,
какие праздники отмечаются в крае, где
живут учащиеся;
- рассказывать о своих любимых праздниках;
- работать со взрослыми: составлять календарь
профессиональных праздников в соответствии с
профессиями родителей;
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке

- Понимать учебные задачи уроков и стремиться их
выполнить;
— знакомиться по материалам учебника и
дополнительной литературе с регионами, городами,
народами России;
— совершать виртуальные экскурсии с помощью
Интернета в разные города России, посещать музеи,
осматривать памятники истории и культуры;
— рассказывать по личным впечатлениям
о разных уголках России, демонстрировать
фотографии, сувениры;
— анализировать и сравнивать гербы городов
России, выяснять их символику;
— пользуясь информацией из различных источников,
готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах,
народах России, знаменитых соотечественниках (по
своему выбору);
— формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроках.

3
1

-Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
-работать в паре: с помощью схемы и текста учебника

Правила
безопасного
поведения на водоёме в
разное время года.

Первая помощь при лёгких 1
травмах (ушиб, порез,
ожог),
обмораживании,
перегреве.
Проект № 5 «Забота о
здоровье и безопасности
окружающих
людей
нравственный
долг
каждого человека»

1

раскрывать роль леса в природе и жизни людей;
-обсуждать экологические проблемы леса, предлагать
меры по его охране;
-обсуждать
правила
поведения
в
лесу
с
использованием книги «Великан на поляне»;
-совершать виртуальную экскурсию с помощью
Интернета в национальный парк «Лосиный остров»,
обсуждать экологические проекты этого парка;
- характеризовать лесные зоны по плану;
-формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке.
-обсуждать правила безопасности во время отдыха у
моря, экологические проблемы Черноморского
побережья Кавказа;
-участвовать в водоохранных мероприятиях в городе
(селе);
-формулировать выводы из изученного материала, твечать на итоговые вопросы и оценивать достижения
на уроке.
В процессе презентации проектов учащиеся
демонстрируют умения:
-извлекать
информацию
из
дополнительных
источников и Интернета;
-обрабатывать материалы экскурсий;
-интервьюировать старших членов семьи,
других взрослых;
-готовить иллюстрации для презентации проекта
(фотографии, слайды, рисунки);- готовить тексты
сообщений;
-выступать с сообщением в классе;
- оценивать свои достижения по выполнению проекта
и достижения товарищей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Результаты Независимой Оценки Качества Образования (НОКО) в 2022 году

Уважаемые пользователи ресурса! На официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях Вы можете выразить своё мнение о качестве условий оказания услуг в нашей организации.


МБОУ СОШ № 13 на сайте bus.gov.ru




Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».