4.1.Адаптированна рабочая программа по окружающему миру 3 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Муниципальное образование город Армавир
МБОУ СОШ № 13

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
гуманитарного цикла

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора

________________________ ____________________
Добрынина Н.А.
Адаменко Ю.Е.
Приказ
№ 01-08/75-2
Приказ № 01-08/75-2
от «01»сентября 2023г
от «01»сентября 2023г
.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
______________________
Мусейлян А.В.
Приказ № 01-08/75-2
от «01»сентября 2023г

АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(вариант 7.1)

учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся 3 класса

Армавир, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1

Дети с задержкой психического развития (ЗПР), которым
рекомендовано обучение в школе VII вида, обучаются по
общеобразовательной программе. Особенности их обучению происходят
за счет применения специальных методик, подходов, а также за счет
постоянной психолого-педагогической помощи. Педагоги, работающие с
детьми, которые имеют нарушение развития, планируют свою работу,
учитывая как требования образовательной программы, так и
особенности психического развития определенной категории детей.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в
психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие
получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР–наиболее многочисленная среди
детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по
составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут
фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность
центральной
нервной
системы,
конституциональные
факторы,
хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия
воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное
разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный
диапазон выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к
уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от
умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени
выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные
недостаточными познавательными способностями, специфическими
расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и
др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения.
Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени
выраженные недостатки в формировании высших психических функций,
замедленный темп либо неравномерное становление познавательной
деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно
часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной
моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки,
умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с
ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного
(как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от
качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и
дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно
велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих
2

временные и относительно легко устранимые трудности, до
обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями
когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От
обучающихся, способных при специальной поддержке на равных
обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся,
нуждающихся при получении начального общего образования в
систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической)
коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у
обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия
специальной поддержки в получении образования и самих
образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и
потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление
существующих ограничений в получении образования, вызванных
тяжестью нарушения психического развития и способностью или
неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по
срокам с образованием здоровых сверстников.Изучение курса
«Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:
-формирование целостной картины мира и осознание места в нём
человека на основе единства рационально-научного познания и
эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта
общения с людьми и природой;
-духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
России в условиях культурного и конфессионального многообразия
российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому
пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и
культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия
окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для
обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Окружающий мир»
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной
школы следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Планируемые результаты на конец 3 класса
Личностные результаты
3

У обучающегося будут сформированы:
• овладение основами гражданской идентичности личности в
форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и
любящего её природу и культуру;
• проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через
знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого
кольца России;
• формирование гуманистических и демократических ценностных
ориентаций на основе знакомства с историко-культурным
наследием и современной жизнью разных стран,
в том числе стран зарубежной Европы;
• целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур
через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем
мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между
разными странами и народами;
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре
других народов на основе знакомства с многообразием стран и
народов на Земле, выявления общего и различного в политическом
устройстве государств;
• формирование начальных навыков адаптации в мире через
освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в
природной и социальной среде;
• внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия
образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности
(учебно-познавательные, социальные); осознание личностного
смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной
среде и социуме;
• осознание личностной ответственности за свои поступки, в том
числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к
объектам природы и культуры;
• эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее
многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями,
памятниками истории и культуры городов России и разных стан
мира;
• этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем
мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм
экологической этики;
• способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства,
пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической
безопасности
в
семье),
доброжелательное
отношение
к
окружающим,
бесконфликтное
поведение,
стремление
прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и
внеурочной деятельности;
4

• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о
системах органов человека, гигиене систем органов, правилах
поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в
окружающей местности, в природе),
правил экологической безопасности в повседневной жизни;
• мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное
отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения
знаний из области экономики.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
• понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и
уточнённую учителем;
• сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить
её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
• выделять из темы урока известные и неизвестные знания и
умения;
• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность
предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
• планировать свои действия в течение урока;
•фиксировать
в
конце
урока
удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с
помощью средств, разработанных совместно с учителем);
объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
•
оценивать правильность выполнения заданий, используя
«Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
•
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
•
контролировать и корректировать своё поведение с учётом
установленных правил;
•
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные
задачи. Познавательные
Обучающийся научится:
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в
учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для
передачи информации;
• выделять существенную информацию из литературы разных
типов (справочной и научно-познавательной);
• использовать знаково-символические средства, в том числе
элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
• понимать
содержание
текста,
интерпретировать
смысл,
фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков,
фотографий, таблиц;
• анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы,
диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
5

• классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
• сравнивать объекты по различным признакам;
• осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания,
схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями,
объектами;
• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по
теме урока в соответствии с возрастными нормами;
• проявлять индивидуальные творческие способности при
выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений,
иллюстрировании рассказов и т. д.;
• моделировать различные ситуации и явления природы(в том
числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и
сверстниками, проблем и вопросов;
• формулировать ответы на вопросы;
• слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не
обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит
собеседник;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
• высказывать мотивированное, аргументированное суждение по
теме урока;
• проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на
позицию партнёра в общении;
• признавать свои ошибки, озвучивать их;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини,
пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за
замечание, я его обязательно учту» и др.;
• понимать и принимать задачу совместной работы, распределять
роли при выполнении заданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
• готовить сообщения, фото рассказы, проекты с помощью
взрослых;
• составлять рассказ на заданную тему;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов
всех его участников.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
6

• находить на карте города Золотого кольца России, приводить
примеры достопримечательностей этих городов;
• осознавать необходимость бережного отношения к памятникам
истории и культуры;
• находить на карте страны — соседи России и их столицы;
• определять и кратко характеризовать место человека в
окружающем мире;
• осознавать и раскрывать ценность природы для людей,
необходимость ответственного отношения к природе;
• различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и
описывать проявления внутреннего мира человека;
• различать тела, вещества, частицы, описывать изученные
вещества
• проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное
оборудование;
• исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав
почвы, моделировать круговорот воды в природе;
• классифицировать объекты живой природы, относя их к
определённым царствам и другим изученным группам;
• пользоваться атласом-определителем для распознавания
природных объектов;
• обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и
человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать
для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
• приводить примеры растений и животных из Красной книги
России;
• использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники
информации для поиска ответов на вопросы, объяснений,
подготовки собственных сообщений о природе;
• устанавливать связь между строением и работой различных
органов и систем органов человека;
• использовать знания о строении и жизнедеятельности организма
человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
• оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
• вырабатывать правильную осанку;
• выполнять правила рационального питания, закаливания,
предупреждения болезней;
• понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать
соответствующие правила;
• правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
• соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать
дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
• понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны,
предвидеть скрытую опасность и избегать её;
7

• соблюдать правила безопасного поведения в природе;
• понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать
правила экологической безопасности в повседневной жизни;
• раскрывать роль экономики в нашей жизни;
• осознавать значение природных богатств в хозяйственной
деятельности человека, необходимость бережного отношения к
природным богатствам;
• различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между
ними;
• понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы
некоторых стран;
• объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать
необходимость уплаты налогов гражданами страны;
• понимать, как ведётся хозяйство семьи;
• обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить
простейшие экологические прогнозы;
• рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти
сведения информацией из других источников (таблица, текст и
иллюстрации учебника);
• приводить примеры достопримечательностей разных стран,
ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и
народами;
• использовать различные справочные издания, детскую
литературу для поиска информации о человеке и обществе.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Человек и природа
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком.
Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма,
сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена
времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток,
рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры
веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости,
газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями,
газами.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник
света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее
представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли.
Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия,
расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей
страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

8

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня
и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений).
Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года.
Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность,
осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание
погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее
представление, условное обозначение равнин и гор на карте).
Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на
основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд);
использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая
характеристика на основе наблюдений).
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для
растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в
природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни
человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека,
бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные
ископаемые родного края (2–3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для
хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие.части растения (корень, стебель, лист,
цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет,
тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений.
Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль
растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на
основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни
животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их
отличия.
Особенности
питания
разных
животных
(хищные,
растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые,
рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в
природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.
Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе
наблюдений.
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы
(солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).Круговорот
веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и
укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян
9

растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные
сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные
природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности
труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон,
охрана природы).
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от
природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека.
Освоение человеком законов жизни природы посредством практической
деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы),
определяющий сезонный труд людей.Положительное и отрицательное
влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере
окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана
природных
богатств:
воды,
воздуха,
полезных
ископаемых,
растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их
роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные
представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в
охране природы. Личная ответственность каждого человека за
сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов
(опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная,
нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма.
Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты
пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего
здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное
отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о
них.
Человек и общество
Общество – совокупность людей, которые объединены общей
культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя
общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа
жизнеспособности общества.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры.
Понимание того, как складывается и развивается культура общества и
каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру
человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.
Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с
представителями
разных
национальностей,
социальных
групп:
проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к
чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о
человеческих свойствах и качествах.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции.
Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание
посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг
каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии
10

членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи.
Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и
мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке.
Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре
народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная
учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия,
взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми,
сверстниками, культура поведения в школе и других общественных
местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим
русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и
окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как
общественно значимая ценность в культуре народов России и мира.
Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты
своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный,
воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.
Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и
видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса,
Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой
информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностносмысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна».
Государственная символика России: Государственный герб России,
Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила
поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон
Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства.
Ответственность главы государства за социальное и духовнонравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления
общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей
между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника
Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День России, День
защиты детей, День народного единства, День Конституции.
Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или
стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России.
Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой
театр и др. Характеристика отдельных исторических событий,
11

связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.).
Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний
дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву
и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов
России. Главный город родного края: достопримечательности, история и
характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие
Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору).
Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм,
буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их
религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на
основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт),
регион
(область,
край,
республика):
название,
основные
достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр.
Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных
народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные
особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни
родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие
события общественной и культурной жизни страны в разные
исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство,
Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта,
труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные
исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители
базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и
культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры
своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность
историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран,
народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с
контрастными
особенностями):
название,
расположение
на
политической карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха врежиме дня;
личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как
условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и
укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера
телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах
(ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
12

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на
дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной
безопасности, основные правила обращенияс газом, электричеством,
водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей .
Направления проектной деятельности учащихся.
3 класс
Проект № 1 «Богатства, отданные людям»
Проект № 2 «Разнообразие природы родного края»
Проект № 3 «Школа кулинаров»
Проект № 4 «Кто нас защищает»
Проект № 5 «Экономика родного края»
Проект № 6 «Музей путешествий»
Перечень экскурсий
3 класс
Экскурсия № 1. Игры на свежем воздухе как условие укрепления
здоровья.
Экскурсия № 2 Правила безопасного поведения на дорогах в разное
время года.
Экскурсия № 3. Правила поведения в природе.
Экскурсия № 4 Дикие и домашние животные.
Экскурсия № 5 Роль животных в природе и жизни людей,
Перечень практических работ
3 класс
№ 1. Обнаружению крахмала в продуктах питания.
№ 2. Исследование свойств воды.
№ 3. Исследовать состав почвы.
№ 4. Измерение роста и массы человека.
№ 5. Измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в
минуту при разной нагрузке.
№ 6. Знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для
очистки воды
№ 7. Исследовать сельскохозяйственное растение.
Таблица тематического распределения количества часов
№

Разделы

Количество часов по классам

п/п
1

2

3

4
Итого:

1.

Человек и природа

20
13

18

36

28

102

2.

Человек и общество

9

11

22

37

79

3.

Правила безопасной жизни

4

5

10

3

22

Итого:

33

34

68

68

203

количества

часов,

Тематическое планирование с указанием
отводимых на освоение каждой темы.
Основное содержание по
темам

КолХарактеристика основных видов деятельности
во
часов
36
Человек и природа
3 класс
36
Природа.
Зависимость 1
-понимать учебную задачу урока и стремиться её
жизни
человека
от
выполнить;
природы.
Этическое
и
-доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что
эстетическое
значение
природа удивительно разнообразна;
природы в жизни человека.
раскрывать ценность природы для людей;
- работать в паре: анализировать текст учебника,
извлекать из него необходимую информацию;
сравнивать объекты неживой и живой природы по
известным признакам; предлагать задание к рисунку
учебника и оценивать ответы одноклассников;
классифицировать
объекты
живой
природы,
осуществлять самопроверку;
-формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке.
Человек — часть природы. 1
-понимать учебную задачу урока и стремиться её
Народный
календарь
выполнить;
(приметы,
поговорки,
- находить сходство человека и живых существ и
пословицы), определяющий
отличия его от животных;
сезонный труд людей.
- различать внешность человека и его внутренний
Проект
«Богатства,
мир; анализировать проявления внутреннего
отданные людям»
мира человека в его поступках, внешности,
взаимоотношениях с людьми, отношении к природе;
оценивать богатство внутреннего мира человека; работать в паре: наблюдать и описывать проявления
внутреннего мира человека; обсуждать,
как возникают богатства внутреннего мира человека;
- моделировать ступени познания человеком
окружающего мира в ходе ролевых игр; формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке.
Освоение
человеком 1
-понимать учебную задачу урока и стремиться её
законов жизни природы
выполнить;
14

посредством практической
деятельности.

Положительное
и 1
отрицательное
влияние
деятельности человека на
природу (в том числе на
примере
окружающей
местности).

Вещество. Твердые тела, 1
жидкости,
газы.
Простейшие практические
работы
с
веществами,
жидкостями, газами.

-анализировать текст учебника с целью обнаружения
взаимосвязей в природе, между природой и
человеком, прослеживать по схеме обнаруженные
взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему;
- работать в паре: анализировать схемы учебника и с
их помощью классифицировать экологические связи;
приводить примеры взаимосвязей живого и неживого,
растений и животных, человека и природы;
описывать окружающую среду для природных
объектов и человека; моделировать связи организмов с
окружающей средой, обсуждать и оценивать
предложенные модели;
-формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
- понимать учебную задачу и стремиться её
выполнить;
- устанавливать причинно-следственные связи между
поведением людей, их деятельностью и состоянием
окружающей среды; различать положительное и
отрицательное влияние человека на природу;
сравнивать заповедники и
национальные парки как виды особо охраняемых
природных территорий;
- работать в группе: сопоставлять (по фотографиям в
учебнике)
примеры
отрицательного
и
положительного воздействия человека на природу;
рассуждать о том, почему люди не могут полностью
прекратить использование природных богатств;
объяснять, какое отношение к природе можно назвать
ответственным,
приводить
примеры
такого
отношения
из
современной жизни;
- моделировать в виде схемы воздействие человека на
природу;
- обсуждать, как каждый может помочь природе;
- работать со взрослыми: готовить сообщение о
заповедниках и национальных парках
в своём регионе, о природоохранных мероприятиях в
своём городе (селе); участвовать в природоохранной
деятельности;
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
- понимать учебные задачи раздела и данного
урока и стремиться их выполнить;
-характеризовать
понятия
«тела»,
«веществ»,
«частицы»;
-классифицировать тела и вещества, приводить
примеры естественных и искусственных тел, твёрдых,
жидких и газообразных веществ;
-наблюдать опыт с растворением вещества,
15

Разнообразие веществ в 1
окружающем
мире.
Примеры веществ: соль,
сахар, вода, природный газ

Воздух – смесь газов. 1
Свойства
воздуха.
Значение
воздуха
для
растений,
животных,
человека.

Вода. Свойства воды.

1

высказывать предположения, объясняющие результат
опыта, доказывать на основе опыта, что тела и
вещества состоят из частиц;
-работать в группе: проверять с помощью
учебника правильность приведенных утверждений;
различать
тела
и
вещества,
осуществлять
самопроверку; моделировать процесс растворения,
а также расположение частиц в твердом, жидком
и газообразном веществах;
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
-понимать учебную задачу урока и стараться её
выполнить;
- наблюдать и характеризовать свойства поваренной
соли, сахара, крахмала, кислоты;
-практическая
работа:
ставить
опыты
по
обнаружению крахмала в продуктах питания,
использовать
лабораторное
оборудование,
фиксировать результаты исследования в рабочей
тетради;
- работать в паре: описывать изучаемые вещества по
предложенному плану; использовать информацию из
текста учебника для объяснения содержания
рисунков;
-работать со взрослыми: различать сахар, соль,
крахмал по характерным признакам;
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
-понимать учебную задачу урока и стараться её
выполнить;
- анализировать схему (диаграмму) с целью
определения состава воздуха;
- исследовать с помощью опытов свойства воздуха;
различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать
результаты исследования в рабочей тетради;
-работать в паре: объяснять свойства воздуха,
используя знания о частицах; осуществлять
самопроверку; извлекать из текста учебника
информацию в соответствии с заданием;
-работать со взрослыми: интервьюировать
взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе;
-формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
- понимать учебную задачу урока и стараться
её выполнить;
-практическая работа: исследовать по инструкции
учебника свойства воды (определять и называть цель
16

Состояния
воды,
ее 1
распространение
в
природе. Круговорот воды
в природе.

Значение
для
живых 1
организмов
и
хозяйственной
жизни
человека.
Охрана
природных богатств: воды.

каждого опыта, устно описывать его ход,
формулировать выводы и фиксировать их в рабочей
тетради);
— работать в паре: находить главные мысли учебного
текста,
раскрывать
их,
используя
информацию из текста; анализировать схемы
учебника и применять их для объяснения свойств
воды; рассказывать об использовании в быту
воды как растворителя, сравнивать свой ответ с
ответами одноклассников, обобщать информацию;
- работать со взрослыми: проводить миниисследование об использовании питьевой воды в
семье;
- формулировать
выводы
из
изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке
- понимать учебную задачу урока и стараться
её выполнить;
-высказывать предположения о состояниях
воды в природе; различать три состояния воды;
- наблюдать в ходе учебного эксперимента
образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах
образования облаков и выпадении дождя,
-работать в паре: анализировать рисунок- схему,
объяснять с его помощью особенности образования
льда; рассказывать по схеме о круговороте воды в
природе,
осуществлять
взаимопроверку;
моделировать
кругооборот
воды
в
природе,
осуществлять самопроверку;
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
- понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
- высказывать предположения о том, почему нужно
беречь воду; находить и использовать при ответе на
вопрос цифровые данные из учебника;
- работать в паре: извлекать из текста учебника
информацию в соответствии с заданием;
анализировать схему в учебнике, сопоставлять
полученные сведения с информацией из текста;
рассматривать фотодокументы и высказывать
соответствующие суждения; моделировать
в виде динамической схемы источники загрязнения
воды, рассказывать о загрязнении воды с помощью
модели;
обсуждать
способы
экономного
использования воды;
-работать со взрослыми: интервьюировать
взрослых о мерах по охране чистоты воды в родном
городе (селе);
- формулировать выводы из изученного материала,
17

Полезные
родного
примера).

ископаемые 1
края
(2–3

Почва, ее состав, значение 1
для живой природы и для
хозяйственной
жизни
человека.

Растения, их разнообразие

1

отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
-понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
- высказывать предположения о причинах разрушения
горных пород в природе;
- наблюдать процесс расширения твёрдых тел
в ходе учебного эксперимента; моделировать
в виде схемы увеличение расстояний между
частицами твёрдых тел при нагревании и уменьшение при охлаждении;
- характеризовать процесс разрушения горных пород в
результате нагревания, охлаждения,
замерзания воды в трещинах и укоренения растений в
них;
-работать
со
взрослыми:
наблюдать
и
фотографировать в природе проявления разрушения
горных пород, готовить рассказ на основе
наблюдений;
-формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
-понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
- анализировать рисунок учебника по предложенным
заданиям и вопросам;
- высказывать предположения (гипотезы)
о том, почему почва плодородна, обосновывать
их;
- практическая работа: исследовать состав
почвы в ходе учебного эксперимента, использовать
полученные данные для проверки выдвинутых
гипотез;
- анализировать схему связей почвы и растения; на
основе схемы моделировать связи почвы и растений;
- обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого
в почве;
-характеризовать процессы образования и разрушения
почвы; характеризовать меры по охране почвы от
разрушения (на основе материала учебника о
деятельности В. В. Докучаева);
- обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевого
черв» из книги «Великан на поляне»;
-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
- понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
- доказывать, используя свои знания и рисунок
учебника, что растения очень разнообразны;
- знакомиться с группами растений по материалам
учебника;
- работать в группе: классифицировать растения из
18

Условия, необходимые для 1
жизни
растения
(свет,
тепло, воздух, вода).Роль
растений в природе и
жизни людей, бережное
отношение
человека
к
растениям.

Наблюдение
растений,
изменений

роста 1
фиксация

Роль растений в природе и 1
жизни
людей.
Положительное
и
отрицательное
влияние
деятельности человека на
природу (в том числе на
примере
окружающей
местности)Охрана
природных
богатств:

предложенного списка, предлагать подобные задания
одноклассникам, проверять и оценивать их ответы;
знакомиться по учебнику с понятием «виды
растений»; использовать предложенную информацию
при характеристике групп растений; определять
растения
с
помощью
атласа-определителя,
осуществлять взаимопроверку;
- приводить примеры растений разных групп и видов с
помощью атласа-определителя;
- используя книгу «Зелёные страниц», подготавливать
сообщение об одном из видов растений любой
группы;
-формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
- выявлять с помощью схемы сходство и различие
процессов питания и дыхания растений;
- моделировать процессы дыхания и питания
растений, рассказывать об этих процессах с помощью
выполненной схемы;
- выявлять роль листьев, стебля и корня в питании
растений;
- доказывать, что без растений невозможна жизнь
животных и человека;
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
- характеризовать условия, необходимые для
размножения растения и их распространения;
- наблюдать в природе, как распространяются семена
деревьев;
- выявлять роль животных в размножении и
развитии растений;
-характеризовать с помощью схем стадии развития
растения из семени;
-работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
-понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
-актуализировать сведения, полученные в 1—2
классах, об исчезающих и редких растениях,
Красной книге, правилах поведения в природе; характеризовать факторы отрицательного воздействия
человека на мир растений;- обсуждать материалы
книги «Великан на поляне» с целью выяснения
правил поведения человека в природе;
19

растительного мира

Животные,
их 1
разнообразие
Экскурсия № 3 «Дикие и
домашние животные»

Особенности
питания 1
разных
животных
(хищные,
растительноядные,
всеядные).
Растения родного края, 1
названия
и
краткая
характеристика на основе
наблюдений.
Животные
родного края, их названия,
краткая характеристика на
основе наблюдений. Проект
№ 2 «Разнообразие природы
родного края»

Размножение
животных 1
(насекомые, рыбы, птицы,
звери).

-оформлять памятку (книжку) «Берегите растения»; формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
-понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
- актуализировать знания о животном мире,
полученные в 1—2 классах;
-классифицировать животных из списка,
предложенного одноклассниками;
-приводить примеры животных разных групп;
- с помощью атласа-определителя «От земли
до неб» определять животных, изображённых
на рисунках, и относить их к определённой группе; обсуждать рассказ «История с пиявкой» из
Книги «Великан на поле»;
- работать с электронным приложением к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке.
-понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
-характеризовать животных по типу питания; приводить примеры животных по типу питания;
- анализировать схемы цепей питания;
- характеризовать защитные приспособления растений
и животных;
- обсуждать материал книги «Зелёные страницы» о
божьих коровках;
-обсуждать
роль хищников в поддержании
равновесия в природе;
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке.
В ходе выполнения проекта дети учатся:
- определять цель и этапы работы;
- распределять обязанности;
- совместно со взрослыми определять с помощью
атласа-определителя растения, птиц, другие
природные объекты, делать фотографии, зарисовки;
- находить в краеведческой литературе материалы о
природе родного края;
- составлять и презентовать «Книгу природы
родного края»
- понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
-характеризовать животных разных групп по
способу размножения;
- моделировать стадии размножения животных разных
групп;
- рассказывать, как заботятся домашние животные о
20

Охрана
природных 1
богатств: животного мира.
Красная книга России, ее
значение,
отдельные
представители
животных
Красной книги.

Грибы:
съедобные
и 1
ядовитые. Правила сбора
грибов.

Круговорот
веществ. 1
Взаимосвязи в природном
сообществе: растения –
пища
и
укрытие
для
животных; животные
–
распространители плодов и
семян растений.

своем потомстве;
- обсуждать материалы книг «Зелёные страницы» и
«Великан на поляне» о размножении животных;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
- понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
- актуализировать знания о редких и исчезающих
животных, Красной книге России, полученные в 1—2
классах;
- характеризовать факторы отрицательного
воздействия человека на животный мир;
- с помощью атласа-определителя и электронного
приложения определять животных, занесённых в
Красную книгу России;
- обсуждать меры по охране животных;
- обсуждать материалы книги «Великан на поляне»
об исчезновении насекомых;
- формулировать с помощью экологических знаков
правила поведения в природе;
- с помощью дополнительной литературы готовить
сообщение о животных, занесённых в Красную книгу,
которые не изучались ранее;
- создать книжку-малышку. «Береги животных»
;- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
- характеризовать строение шляпочных грибов;
- с помощью иллюстраций учебника и атласаопределителя различать съедобные, несъедобные и
ядовитые грибы;
- обсуждать материал рассказа «Кому нужен
Мухомор» из книги «Великан на поляне»;
- моделировать различие грибов-двойников;
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
- характеризовать организмы-производители,
организмы-потребители и организмы-разрушители;обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из
звеньев цепи круговорота веществ в природе;
- моделировать круговорот веществ в природе;
- рассказывать о круговороте веществ на Земле;
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
21

Системы органов, их роль в 1
жизнедеятельности
организма.

Системы органов (органы 1
чувств),их
роль
в
жизнедеятельности
организма).

Гигиена систем органов. 1
Измерение
температуры
тела
человека,
частоты
пульса

Системы органов (опорно- 1
двигательная),их роль в
жизнедеятельности
организма)

- понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
- актуализировать знания по анатомии и физиологии
человеческого организма, полученные во 2 классе;
- характеризовать системы органов человека (их
части и назначение);
- обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и
гигиены;
- анализировать схемы расположения органов
тела человека, уметь показывать расположение
внутренних органов на своём теле и теле
собеседника;
-практическая работа в паре: измерение роста и массы
тела человека;
-работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
- понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
- работать в группе: самостоятельно изучать
материал
темы
и
готовить
рассказы
по
предложенному плану;
- распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе
учебного эксперимента;
- формулировать правила гигиены органов чувств;
- работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
-понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
- практическая работа: изучить свойства кожи;
- характеризовать средства гигиены и ухода за кожей; характеризовать меры первой помощи при
повреждениях кожи;
- работать в паре: осваивать приёмы оказания первой
помощи
при
повреждениях
кожи;подготовить рассказ об уходе за кожей;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать
на
итоговые
вопросы
и
оценивать достижения на уроке
- понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
-характеризовать роль скелета и мышц в
жизнедеятельности организма;
-раскрывать роль правильной осанки для здоровья
человека;
- следить за правильной осанкой на уроке и вне его; выполнять физкультминутки;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала,
22

Системы органов
1
(пищеварительная),
их
роль в жизнедеятельности
организма.
Проект № 3 «Школа
кулинаров»

Системы органов
1
(дыхательная, кровеносная),
их роль в
жизнедеятельности
организма

Личная
ответственность 1
каждого
человека
за
состояние своего здоровья
и здоровья окружающих
его людей.

отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
- понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
- практическая
работа:
определять
наличие
питательных веществ в продуктах питания;
- моделировать строение пищеварительной системы;
- характеризовать изменения, которые происходят с
пищей в процессе переваривания;
- обсуждать правила рационального питания;
- составлять меню здорового питания;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке;
Выступать с подготовленными сообщениями,
иллюстрировать их наглядными материалами;
- обсуждать выступления учащихся;
- оценивать свои достижения и достижения
других учащихся
- понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
- актуализировать знания о лёгких и сердце,
полученные во 2 классе;
- характеризовать строение дыхательной системы и её
роль в организме;
- моделировать строение дыхательной системы;
- характеризовать строение кровеносной системы и
роль крови и кровеносной системы в организме;
- моделировать строение кровеносной системы;
- обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной
систем;
- практическая работа в паре: измерять пульс на
запястье и подсчитывать количество его ударов в
минуту при разной нагрузке;
- работать с терминологическим словариком;
- работать со взрослыми: измерять пульс у членов
своей семьи;
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке.
- понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
-характеризовать
факторы
закаливания;
—
формулировать правила закаливания;
-составлять памятку по закаливанию;
- составлять инструкцию по предупреждению
инфекционных заболеваний;
- работать с терминологическим словариком;
- регулярно проводить закаливание своего организма;
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
23

Внимание, уважительное 1
отношение к людям с
ограниченными
возможностями здоровья,
забота о них.

Полезные ископаемые, их 1
значение
в
хозяйстве
человека,
бережное
отношение
людей
к
полезным ископаемым.

Дикорастущие
и 1
культурные растения. Роль
растений в природе и
жизни людей, бережное
отношение
человека
к
растениям.

достижения на уроке
-понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
- различать факторы, укрепляющие здоровье,
и факторы, негативно на него влияющие;
- обсуждать и формулировать правила здорового
образа жизни и стараться его соблюдать;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке.
- понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
-актуализировать знания о полезных ископаемых,
полученные в 1—2 классах;
-определять полезные ископаемые с помощью атласаопределителя «От земли до неба»;- выявлять, при
производстве каких товаров
применяются изучаемые полезные ископаемые; характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры,
нефтяные вышки);
-с помощью атласа-определителя готовить сообщения
о каком-либо полезном ископаемом;
- работать с терминологическим словариком;
- работать со взрослыми: в краеведческом музее
выяснять, какие полезные ископаемые добываются в
регионе;
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать
на
итоговые
вопросы
и
оценивать достижения на уроке.
- понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
- актуализировать знания о дикорастущих и
культурных растениях, полученные в 1—2 классах;
- практическая работа в паре: исследовать
выданное учителем сельскохозяйственное растение и
описывать его по плану;
-обсуждать,
зачем
люди
занимаются
растениеводством;
- различать и классифицировать культурные растения;
- определять с помощью атласа-определителя
культурные растения;
- характеризовать роль выращивания культурных
растений в экономике и труд растениеводов; -выявлять
связь растениеводства и промышленности;
- работать с терминологическим словариком; исследовать, какие продукты растениеводства
используются в семье в течение дня;
-работать
со
взрослыми:
интервьюировать
работников сельского хозяйства;
24

Дикие
и
домашние 1
животные. Роль животных
в природе и жизни людей,
бережное
отношение
человека к животным.
Экскурсия № 4 «Роль
животных в природе и
жизни людей»

Положительное
и 2
отрицательное
влияние
деятельности человека на
природу (в том числе на
примере
окружающей
местности)

Человек и общество
22
3 класс
22
Общество – совокупность 1
людей,
которые
объединены
общей
культурой и связаны друг с
другом
совместной
деятельностью
во
имя
общей цели. Человек –

-формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
- понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
-актуализировать знания о диких и домашних
животных, полученные в 1—2 классах; классифицировать домашних сельскохозяйственных
животных;
-характеризовать
роль
разведения
сельскохозяйственных животных в экономике и труд
животноводов;
-выявлять
взаимосвязь
растениеводства,
животноводства и промышленности;
-работать с терминологическим словариком; исследовать, какие продукты животноводства
использует семья в течение дня;
-работать
со
взрослыми:
интервьюировать
работников животноводства;
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
-понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
- актуализировать знания о влиянии человека
на окружающую среду, полученные в 1—2 классах;
- характеризовать вредное воздействие различных
отраслей экономики на окружающую среду;
- раскрывать взаимосвязь между экономикой
и экологией;
-обсуждать, почему при осуществлении любого
экономического проекта в настоящее время
осуществляется экологическая экспертиза;
- приводить примеры изменения экономических
проектов под влиянием экологов;
- моделировать экологические прогнозы;
- работать с терминологическим словариком; работать со взрослыми: выяснять, какие
меры экологической безопасности предпринимаются в
регионе;
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
- понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
- определять место человека в мире;
- характеризовать семью, народ, государство
как части общества;
- обсуждать вопрос о том, почему семья является
важной частью общества;
25

член общества, носитель и
создатель культуры.

Значение труда в жизни 1
человека и общества

Трудолюбие
как 1
общественно
значимая
ценность
в
культуре
народов России и мира.
Проект № 5 «Экономика
родного края

Профессии людей

Личная
человека

1

ответственность 1
за результаты

- сопоставлять формы правления в государствах мира;
- работать в группе: анализировать таблицу
с целью извлечения необходимой информации;
описывать по фотографиям достопримечательности
разных стран; соотносить страны и народы,
осуществлять
самопроверку;
рассуждать
о
многообразии и единстве стран и народов в
современном мире;
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
- понимать учебные задачи раздела и данного урока и
стремиться их выполнить;
- раскрывать понятия «экономик», «потребности»,
«товары», «услуги»;
- различать товары и услуги; приводить примеры
товаров и услуг;
- характеризовать роль труда в создании товаров и
услуг;
- работать с терминологическим словариком;
- работать со взрослыми: прослеживать, какие
товары и услуги были нужны семье в течение дня;
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
В ходе выполнения проекта дети учатся: -собирать
информацию об экономике своего края (города,
села);
- оформлять собранные материалы в виде
фотовыставки, стенгазеты, альбома и т. д.; коллективно составлять книгу-справочник
«Экономика родного края»;
- презентовать и оценивать результаты проектной
деятельности
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
- характеризовать отрасли промышленности по их
роли в производстве товаров;
- соотносить продукцию и отрасли промышленности;
- выявлять взаимосвязь отраслей промышленности;
- характеризовать труд работников отраслей
промышленности;
- работать с терминологическим словариком;
- работать со взрослыми: найти в краеведческой
литературе или выяснить у взрослых членов семьи,
какие отрасли промышленности, какие крупные
предприятия есть в регионе;
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
26

своего
труда
профессиональное
мастерство.

и

Личная
ответственность 1
человека за результаты
своего
труда
и
профессиональное
мастерство.

Семья – самое близкое 1
окружение
человека.Внутренний мир
человека:
общее
представление
о
человеческих свойствах и
качествах.

Города Золотого кольца 3
России (по выбору).

- характеризовать виды обмена товарами
(бартер и купля-продажа); моделировать ситуации
бартера и купли-продажи;
-раскрывать роль денег в экономике;
- различать денежные единицы разных стран;
- практическая работа в паре: рассматривать и
сравнивать монеты России по внешнему
виду, устно описывать их;
-работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
- характеризовать государственный бюджет,
его доходы и расходы;
- определять, люди каких профессий получают
зарплату из государственного бюджета;
- выявлять взаимосвязь между доходами и расходами
государства;
- моделировать доходы и расходы государства
в виде математических задач;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать
на
итоговые
вопросы
и
оценивать достижения на уроке
Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
-характеризовать семейный бюджет, его
доходы и расходы;
-выявлять сходство и различия государственного и
семейного бюджета и их взаимосвязь;
-определять, какие доходы и из каких источников
может иметь семья;
-обсуждать, какие расходы семьи являются
первостепенными, а какие — менее важными; моделировать семейный бюджет;
-работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
- понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
- прослеживать маршрут путешествия по карте
в учебнике и настенной карте России;
- рассказывать о достопримечательностях городов
Золотого кольца;
- узнавать достопримечательности городов Золотого
кольца по фотографиям;
- составлять вопросы к викторине по Золотому
кольцу;
- моделировать маршрут Золотого кольца, используя
27

Наша Родина – Россия, 1
Российская
Федерация.
Города России.
Проект № 6 «Музей
путешествий»

Россия
на
карте, 1
государственная
граница
России. Страны и народы
мира.

Общее представление о 1
многообразии
стран,
народов, религий на Земле.
Культура
общения
с
представителями
разных
национальностей,
социальных
групп:
проявление
уважения,
взаимопомощи,
умения
прислушиваться к чужому
мнению.

фотографии достопримечательностей,
сувениры и т. д.;
- выполнять задания из электронного приложения к
учебнику;
- с помощью Интернета готовить сообщение о любом
городе Золотого кольца;
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
В ходе выполнения проекта дети учатся:
- собирать экспонаты для музея (фотографии,
открытки, значки и др.), составлять этикетки
(кем, когда и где собран материал);
- оформлять экспозицию музея;
- готовить сообщения (экскурсии по музею); презентовать свои сообщения с демонстрацией
экспонатов
- понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
-показывать на карте России её границы и
пограничные государства, их столицы, в том числе
страны, граничащие только с Калининградской
областью или имеющие с Россией только морские
границы;
-обсуждать, почему с государствами-соседями
нужно иметь добрососедские отношения;
- выполнять задания из электронного приложения к
учебнику;работать
с
терминологическим
словариком;
- с помощью дополнительной литературы готовить
сообщения о странах, граничащих с Россией;
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
- понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
- работать в группе: самостоятельно изучить материал
учебника о странах севера Европы (каждой группе по
одной стране), подготовить сообщения с показом
местоположения страны и её
столицы на политической карте Европы; выступать
одному из представителей группы или распределять
материал на несколько сообщений;
- соотносить государства и их флаги;
- узнавать по фотографиям достопримечательности
изучаемых стран; её замечательных людей;
- составлять вопросы к викторине по странам
севера Европы;
- работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие
товары поступают из стран севера Европы; формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
28

Знакомство
с
3–4 1
(несколькими) странами (с
контрастными
особенностями): название,
расположение
на
политической
карте,
столица,
главные
достопримечательности.

Знакомство
с
3–4 1
(несколькими) странами (с
контрастными
особенностями): название,
расположение
на
политической
карте,
столица,
главные
достопримечательности.

Знакомство
с
3–4 1
(несколькими) странами (с
контрастными
особенностями): название,
расположение
на
политической
карте,
столица,
главные
достопримечательности.

достижения на уроке
-понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
-работать в группе: самостоятельно изучить материал о
странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране),
подготовить сообщения с показом местоположения
страны и её столицы на политической карте Европы;
выступать одному
из представителей группы или распределять материал
на несколько сообщений;
- составлять вопросы к викторине по странам
Бенилюкса
;- описывать достопримечательности стран Бенилюкса
по фотографиям;
- выполнять задания электронного приложения к
учебнику;
— используя дополнительную литературу, находить
несколько интересных фактов по изучаемым странам;
— работать со взрослыми: в магазинах выяснять,
какие товары поступают из Бельгии, Голландии,
Люксембурга;
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
-понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
-работать в группе: самостоятельно изучить материал о
странах центра Европы (каждой группе по одной
стране),
подготовить
сообщения
с
показом
местоположения страны и
её столицы на политической карте Европы; выступать
одному из представителей группы или
распределять материал на несколько сообщений;
- узнавать и описывать достопримечательности по
фотографиям;
- выполнять задания по электронному приложению к
учебнику;
- моделировать достопримечательности из
Пластилина
;- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
- понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
- работать в группе: самостоятельно изучить материал
о Франции, подготовить сообщения
с показом местоположения страны и её столицы
на политической карте Европы; выступать одному из
представителей группы или распределять материал на
несколько сообщений;
- описывать достопримечательности Франции
по фотографиям;
29

Знакомство
с
3–4 1
(несколькими) странами (с
контрастными
особенностями): название,
расположение
на
политической
карте,
столица,
главные
достопримечательности.

Знакомство
с
3–4 1
(несколькими) странами (с
контрастными
особенностями): название,
расположение
на
политической
карте,
столица,
главные
достопримечательности

- составлять вопросы для викторины о Франции;
- выполнять задания из электронного приложения к
учебнику;
- в дополнительной литературе и Интернете
находить интересные факты о Франции;
- работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие
товары поступают из Франции;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке.
- понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
- работать в группе: самостоятельно изучить материал
о Великобритании, подготовить сообщения с показом
местоположения страны и её
столицы на политической карте Европы; выступать
одному из представителей группы или распределять
материал на несколько сообщений;
- описывать достопримечательности Великобритании
по фотографиям;
-составлять
вопросы
для
викторины
о
Великобритании;
- выполнять задания из электронного приложения к
учебнику;
- в дополнительной литературе и Интернете
найти интересные факты о Великобритании;
- работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие
товары поступают из Великобритании;
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
- понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
- работать в группе: самостоятельно изучить материал
о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом
местоположения стран и их столиц на политической
карте Европы; выступать одному из представителей
группы или распределять материал на несколько
сообщений;
- составлять вопросы к викторине по Греции и
Италии;
- описывать достопримечательности Греции и
Италии по фотографиям;
- выполнять задания электронного приложения к
учебнику;
- используя дополнительную литературу, находить
интересные факты об изучаемых странах;
-работать со взрослыми: в магазинах выяснить, какие
товары поступают из Греции и
Италии;- формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
30

Охрана
памятников 2
истории
и
культуры.
Посильное
участие
в
охране
памятников
истории и культуры своего
края.

Личная
ответственность 2
каждого
человека
за
сохранность
историкокультурного
наследия
своего края.

Правила безопасной
10
жизни
3 класс
10
Физическая
культура, 1
закаливание,
игры
на
воздухе
как
условие
сохранения и укрепления
здоровья
Экскурсия № 1 «Игры на
свежем воздухе»
Ценность
здоровья
и 1
здорового образа жизни.
Проект № 4 «Кто нас
защищает»

Личная
ответственность 1
каждого
человека
за
сохранение и укрепление
своего
физического
и
нравственного здоровья.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
- соотносить памятники архитектуры и искусства с
той страной, в которой они находятся;
- обсуждать цели международного туризма;
- работать с картой;
-описывать
по
фотографиям
изучаемые
достопримечательности;
- находить в дополнительной литературе и
в Интернете материал о достопримечательностях
разных стран, готовить сообщения;
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
-выполнять тесты с выбором ответа;
-оценивать
правильность/неправильность
предложенных ответов;
- адекватно оценивать свои знания в соответствии с
набранными баллами
-выступать с подготовленными сообщениями,
иллюстрировать их наглядными материалами;
- обсуждать выступления учащихся;
-оценивать свои достижения и достижения
других учащихся.

-формулировать правила закаливания;
-составлять памятку по закаливанию;
-составлять
инструкцию
по
предупреждению
инфекционных заболеваний;
- работать с терминологическим словариком;
- регулярно проводить закаливание своего организма; формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и
оценивать достижения на уроке.
-понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
-различать факторы, укрепляющие здоровье,и
факторы, негативно на него влияющие;
-обсуждать и формулировать правила здорового
образа жизни и стараться его соблюдать;
-работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала,
-отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке.
-понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
- различать факторы, укрепляющие здоровье,
и факторы, негативно на него влияющие;
- обсуждать и формулировать правила здорового
образа жизни и стараться его соблюдать;
31

Правила
пожарной 1
безопасности,
основные
правила обращения с газом,
электричеством, водой.

Дорога от дома до школы, 1
правила
безопасного
поведения на дорогах

Дорога от дома до школы,
1
правила
безопасного
поведения на дорогах
Экскурсия № 2 Правила
безопасного поведения на
дорогах в разное время
года.

Забота
о
здоровье
и 1
безопасности окружающих

- работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке.
- понимать учебные задачи раздела и данного урока и
стремиться их выполнить;
-актуализировать знания об опасностях в быту,
полученные в 1—2 классах;
-характеризовать действия при пожаре, аварии
водопровода и утечке газа;
-моделировать действия при этих ситуациях в виде
схем и ролевой игры;
-называть наизусть телефоны экстренного вызова,
родителей, соседей;
-работать с терминологическим словариком; анализировать схему эвакуации из школы и
моделировать её в ходе учебной тревоги; формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
-понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
-актуализировать правила безопасного поведения на
улице, полученные в 1—2 классах;
- работать в группах: изучать по материалам учебника
правила поведения на улице и в транспорте, готовить
сообщения;
обсуждать
предложенные
ситуации,
которые
являются потенциально опасными;
-выполнять
тесты
с
выбором
ответа
о
правильном/неправильном поведении на улице и в
транспорте;
- моделировать свои действия в ходе ролевой игры;
- формулировать выводы из изученного материала,
отвечать
на
итоговые
вопросы
и
оценивать достижения на уроке
-понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
-актуализировать
знание
дорожных
знаков,
полученное в 1—2 классах;
-анализировать разные типы знаков, обсуждать, как
они помогают пешеходам;
-выполнять тесты с выбором ответа, требующие
знания дорожных знаков;
- моделировать в виде схемы путь от дома до школы с
обозначением имеющихся дорожных знаков;
- работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
в ходе выполнения проекта дети учатся:
-находить в Интернете и других источниках
32

людей. Проект «Кто нас
защищает»

Номера
телефонов 1
экстренной
помощи.
Первая помощь при лёгких
травмах
(ушиб,
порез,
ожог),
обмораживании,
перегреве.

Правила
безопасного 1
поведения в природе.
Экскурсия № 3«Правила
поведения в природе»

Правила
безопасного 1
поведения в лесу, на
водоёме в разное время
года.

информации сведения о Вооружённых Силах
России, деятельности полиции, службы пожарной
охраны, МЧС;
-интервьюировать ветеранов Великой Отечественной
войны, военнослужащих, сотрудников полиции,
пожарной охраны, МЧС;
-оформлять собранные материалы в виде стендов,
альбомов и т. д.;
-презентовать и оценивать результаты проектной
деятельности.
-понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
-актуализировать полученные ранее знания о
потенциально опасных местах;
-обсуждать потенциальные опасности в доме и вне
его;
-работать со взрослыми: составлять схему своего
двора и окрестностей с указанием опасных мест; формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке..
-понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
- характеризовать опасности природного характера;
- находить в атласе-определителе «От земли до неба»
информацию о ядовитых растениях и грибах; обсуждать рассказ «Опасные двойники» из
книги «Зелёные страницы»;
-характеризовать правила гигиены при общении с
домашними животными;- отличать гадюку от ужа; формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке.
-Понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
-анализировать по схеме цепь загрязнения;приводить примеры цепей загрязнения; -моделировать
пути поступления загрязняющих веществ в
организм;
-обсуждать проблему экологической безопасности и
меры по охране окружающей среды;
-практическая работа: знакомиться с устройством и
работой бытового фильтра для очистки воды; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке.

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Результаты Независимой Оценки Качества Образования (НОКО) в 2022 году

Уважаемые пользователи ресурса! На официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях Вы можете выразить своё мнение о качестве условий оказания услуг в нашей организации.


МБОУ СОШ № 13 на сайте bus.gov.ru




Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».