5. Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского
края
Муниципальное образование город Армавир
МБОУ СОШ № 13

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
начальных классов

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора

________________________ ____________________
Добрынина Н.А.
Адаменко Ю.Е.
Приказ № 01-08/75-2
Приказ № 01-08/75-2
от
«01»сентября 2023г
от «01»сентября 2023г
.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
______________________
Мусейлян А.В.
Приказ № 01-08/75-2
от «01»сентября 2023г

АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(вариант 7.1)

учебного предмета «Изобразительное искусство»
для обучающихся 4 класса

Армавир 2023

\

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дети с задержкой психического развития (ЗПР), которым рекомендовано
обучение в школе VII вида, обучаются по общеобразовательной программе.
Особенности их обучению происходят за счет применения специальных методик,
подходов, а также за счет постоянной психолого-педагогической помощи. Педагоги,
работающие с детьми, которые имеют нарушение развития, планируют свою работу,
учитывая как требования образовательной программы, так и особенности
психического развития определенной категории детей.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом
развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без
создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР–наиболее многочисленная среди детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа
школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая
и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы,
конституциональные
факторы,
хронические
соматические
заболевания,
неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация.
Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный
диапазон выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню
возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной
отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные
затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными
познавательными
способностями,
специфическими
расстройствами
психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в
организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР
являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших
психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление
познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно
часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики,
зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной
работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит
не только от характера и степени выраженности первичного (как правило,
биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего
обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от
практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно
легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по
структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности.
От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться
совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при
получении начального общего образования в систематической и комплексной
(психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР
определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении
образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям
и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление
существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью
нарушения психического развития и способностью или неспособностью
обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием
здоровых сверстников.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в начальной школе является
базовым предметом. Он направлен в основном на формирование эмоциональнообразного, художественного типа мышления, что является условием становления
интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной
школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой
части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных
поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации,
накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования
нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и
искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
-обеспечение условий для успешного обучения и социализации детей с ОВЗ
Задачи обучения:
 совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений
искусства и окружающего мира;
 развитие способности видеть проявление художественной культуры в
реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
 формирование навыков работы с различными художественными материалами;
 развитие способностей к художественно-образному, эмоциональноценностному восприятию произведений искусства, выражению в творческих
работах своего отношения к окружающему миру
 развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в
себя
 осознания своих внутренних переживаний
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное
искусство»
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе
должны быть достигнуты определенные результаты.
4 класс
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и
мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;

- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с
искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему
миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
На конец 4 класса
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных
учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного
материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи,
графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественнотворческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов.
Обучающиеся:
-овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений
пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике
(рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании,
декоративно-прикладном
искусстве;
человеку
и
обществу;
воплощать
художественные образы в различных формах художественно-творческой
деятельности;
-научатся применять художественные умения, знания и представления о
пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических
задач,
-познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТсредств;
-получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести
диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и
искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
-смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные
знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и
художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении
проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.

Предметные результаты
4 класс
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального
общего образования у обучающихся:
-будут сформированы основы художественной культуры: представление о
специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве
и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях
языка искусства;
-начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебнотворческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа
произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к
миру, явлениям действительности и художественный вкус;
-сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности
оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных
идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу,
государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле,
должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и
действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных
устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи,
уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого
человека;
-появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в
духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие,
оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру,
диалогичность;
-установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных
ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного
края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля»,
«моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций
многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально
ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий;
-будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
появится осознание своей этнической и национальной принадлежности,
ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
-овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений
пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике
(рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании,
декоративно-прикладном искусстве;
-смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и
выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе,
человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах
художественно-творческой деятельности;

-научатся применять художественные умения, знания и представления о
пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических
задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТсредств;
-получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести
диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и
искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
-смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные
знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и
художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении
проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись,
скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно­прикладное
искусство) и участвовать в художественно­творческой деятельности, используя
различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи
собственного замысла;
-различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их
специфику;
-эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и
передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные
состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
-узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего
национального, российского и мирового искусства, изображающие природу,
человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего
мира и жизненных явлений;
-приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных
музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
-воспринимать произведения изобразительного искусства;участвовать в обсуждении
их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых
произведениях;
-видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура,
скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
-высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях,
изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
-создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
-использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию,
форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы
для воплощения собственного художественно­творческого замысла;
-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками;
использовать их для передачи художественного замысла в собственной
учебно­творческой деятельности;

-создавать средствами живописи, графики, скульптуры,декоративно­прикладного
искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица,
фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений
человека;
-наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму
предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы
для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике,
художественном конструировании;
-использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для
украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм
для создания орнамента; передавать в собственной художественно­творческой
деятельности специфику стилистики произведений народных художественных
промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
-пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры,
декоративно­прикладного искусства, художественного конструирования в
собственной художественно­творческой деятельности; передавать разнообразные
эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании
живописных композиций на заданные темы;
-моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации
известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и
построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
-выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык
компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства.
О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
-осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной
художественно­творческой деятельности;
-выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности
для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к
ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта —
природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи,
графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с
опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
-видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов;
-понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о
красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам
и мнениям;
-изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;
-изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и
участвовать в коллективных работах на эти темы.

Содержание предмета «Изобразительное искусство»
1.Виды художественной деятельности (4 ч)
Восприятие произведений искусства (1 ч) Представления о богатстве и
разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России).
Рисунок (в течение года) Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер,
уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими
материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и
разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами
рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись(в течение года) Живописные материалы. Красота и разнообразие
природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи.
Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для
создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы
природы и человека в живописи.
Скульптура (в течение года) Материалы скульптуры и их роль в создании
выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими
скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин,
глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка
скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных,
выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн (в течение года) Разнообразие
материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин,
бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами
для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма,
вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о
возможностях использования навыков художественного конструирования и
моделирования в жизни человека.
Декоративно­прикладное искусство (3 ч) Представления народа о мужской и
женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях.
Сказочные образы в народной культуре и декоративно­прикладном искусстве.
Азбука искусства. Как говорит искусство? (1 ч)
Композиция (в течение года) Элементарные приёмы композиции на плоскости и в
пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении
композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе —
больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и
высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и
динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции).
Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет (в течение года) Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета.
Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и
выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое
овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера
персонажа, его эмоционального состояния.
Линия (в течение года) Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые,
волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый

характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью
линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма(в течение года) Разнообразие форм предметного мира и передача их на
плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические
формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на
представление о его характере. Силуэт.
Объём (в течение года) Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы
передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм (1 ч) Особая роль ритма в декоративно­прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? (25 ч)
Земля — наш общий дом (11ч).
Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях
авторов — представителей разных культур, народов, стран (например,
А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн,
В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими
разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония
или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных
народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и
декоративно­прикладного искусства.
Родина моя — Россия (8ч) Роль природных условий в характере традиционной
культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного
строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь
изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями,
сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о
красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ
защитникаОтечества.
Человек и человеческие взаимоотношения (4ч) Образ человека в разных
культурах мира. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве.
Искусство дарит людям красоту(2ч) Отражение в пластических искусствах
природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных
народов (на примере изобразительного и декоративно­прикладного искусства
народов России).
Опыт художественно­творческой деятельности (4 ч)
Участие в различных видах изобразительной, декоративно­прикладной и
художественно­конструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи.
Изображение пейзажа. Использование в индивидуальной и коллективной
деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа,
аппликации, пластилина, глины, подручных и природных материалов

Тематическое
деятельности

планирование

с

определением

основных

видов

учебной

1 ч в неделю, всего 135 ч
Таблица распределения часов по годам обучения и темам
№
п/п
1

Разделы, темы
Виды художественной
деятельности

10

10

10

4

34

Восприятие произведений
искусства

4

в течение
года

3

1

8

в течение
года

3

2

в течение
года

5

2

2

в течение
года

в течение
года

4

в течение
года

3

2

в течение
года

5

Художественное
конструирование и дизайн

2

1

1

в течение
года

4

Декоративно­прикладное
искусство

2

1

2

3

8

Азбука искусства. Как
говорит искусство?

8

9

5

1

23

в течение
года

в течение
года

3

в течение
года

3

Цвет

2

4

2

в течение
года

8

Линия

1

2

в течение
года

в течение
года

3

1

в течение
года

в течение
года

1

Рисунок

Живопись

Скульптура

2

Рабочая программа по классам
1 кл.
2 кл.
3 кл.
4 кл.
Итого

Композиция

Форма

3

Объём

2

в течение
года

в течение
года

в течение
года

2

Ритм

3

2

в течение
года

1

6

Значимые темы искусства.

10

9

15

25

59

О чём говорит искусство?
Земля — наш общий дом
Родина моя — Россия
Человек и человеческие
взаимоотношения
Искусство дарит людям
красоту

4

6
2

3
2

4
2

11
8

24
14

4

3

4

11

2

в течение
года

6

2

10

5

6

4

4

19

33

34

34

34

135

Опыт художественнотворческой деятельности.
ИТОГО:

Тематическое планирование

Кол
-во
час.

1.Виды художественной
деятельности
4 класс
Представления о богатстве и
разнообразии художественной
культуры (на примере культуры
народов России).

4

Сказочные образы в народной
культуре и декоративно­прикладном
искусстве.

1

Представления народа о мужской и
женской красоте, отражённые в
изобразительном искусстве, сказках,
песнях.

2

4
1

Характеристика деятельности учащихся

Уметь анализировать ценность и неповторимость
памятников древнерусской архитектуры.
Воспринимать и эстетически переживать красоту
городов,
сохранивших
исторический
облик,
свидетелей нашей истории.
Выражать свое отношение к архитектурным и
историческим ансамблям древнерусских городов.
Рассуждать об общем и особенном в древнерусской
архитектуре разных городов России.
Уметь
объяснять
значение
архитектурных
памятников древнего зодчества для современного
общества.
Создавать образ древнерусского города.
Иметь представление о развитии декора городских
архитектурных построек и декоративном украшении
интерьеров (теремных палат).
Различать деятельность каждого из БратьевМастеров (Мастер Изображения, Мастер Украшения
и Мастер Постройки) при создании теремов и палат.
Выражать в изображении праздничную нарядность,
узорочье интерьера терема(подготовка фона для
следующего задания)
Приобретать представление об
особенностях национального образа мужской и
женской красоты.
Понимать и анализировать конструкцию русского
народного костюма.
Приобретать опыт эмоционального восприятия
традиционного народного костюма.
Различать деятельность каждого из БратьевМастеров
(Мастера
Изображения,
Мастера
Украшения и Мастера Постройки) при создании

русского народного костюма.
Характеризовать и эстетически оценивать образы
человека в произведениях художников.
Создавать женские и мужские народные образы
(портреты).
Овладевать
навыками
изображения
фигуры
человека.
Изображать сцены труда из крестьянской жизни.
2.Азбука искусства. Как говорит
искусство?
4 класс
Особая
роль
ритма
в
декоративно­прикладном искусстве.

1

3. Значимые темы искусства. О чём
говорит искусство?
4 класс

25

Пейзажи родной природы

1

Роль природных условий в характере
традиционной
культуры
народов
России.

1

Единство декоративного строя в
украшении жилища
Связь изобразительного искусства с
музыкой, песней, танцами

1

1
1

Получать представление о конструкции здания
древнерусского каменного храма.
Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре
древних соборов.
Моделировать или изображать древнерусский храм
(лепка или постройка макета здания; изобразитель
ное решение).

25

2

Характеризовать красоту природы родного края.
Характеризовать особенности красоты природы
разных климатических зон.
Изображать характерные особенности пейзажа
родной природы.
Использовать выразительные средства живописи для
создания образов природы.
Овладевать живописными навыками работы гуашью
Воспринимать и эстетически оценивать красоту
русского деревянного зодчества.
Характеризовать значимость гармонии постройки с
окружающим ландшафтом.
Объяснять особенности конструкции русской избы и
назначение ее отдельных элементов.
Изображать графическими или живописными
средствами образ русской избы и других построек
традиционной деревни.
Овладевать
навыками
конструирования
—
конструировать макет избы.
Создавать коллективное панно (объемный макет)
способом объединения индивидуально сделанных
изображений.
Овладевать навыками коллективной деятельности,
работать организованно в команде одноклассников
под руководством учителя.
Эстетически оценивать красоту и значение
народных праздников.
Знать и называть несколько произведений русских
художников на тему народных праздников.

Образы архитектуры и
декоративно­прикладного искусства.

1

Единство декоративного строя в
украшении жилища, предметов быта,
орудий труда, костюма.

1

Образ защитника Отечества

1

Знакомство с несколькими наиболее
яркими
культурами
мира,
представляющими разные народы и
эпохи (Япония)

2

Создавать индивидуальные композиционные работы
и коллективные панно на тему народного праздника.
Овладевать на практике элементарными основами
композиции.
Понимать и объяснять роль и значение
древнерусской архитектуры.
Знать конструкцию внутреннего пространства
древнерусского города (кремль, торг, посад).
Анализировать роль пропорций в архитектуре,
понимать
образное значение вертикалей
и
горизонталей в организации городского пространства.
Знать
картины
художников,
изображающие
древнерусские города.
Создавать макет древнерусского города.
Эстетически оценивать красоту древнерусской
храмовой архитектуры.
Знать и называть основные структурные части
города, сравнивать и определять их функции,
назначение.
Изображать и моделировать наполненное жизнью
людей пространство древнерусского города.
Учиться понимать красоту исторического образа
города и его значение для современной архитектуры.
Интересоваться историей
Знать
и
называть
картины
художников,
изображающих древнерусских воинов — защитников
Родины (В. Васнецов, И. Билибин, П. Корин и др.).
Изображать древнерусских воинов (князя и его
дружину).
Овладевать
навыками
изображения
фигуры
человека.
Обрести знания о многообразии представлений
народов мира о красоте. Иметь интерес к иной и
необычной художественной культуре.
Иметь представления о целостности и внутренней
обоснованности различных художественных культур.
Воспринимать эстетический характер традиционного
для Японии понимания красоты природы.
Иметь представление об образе традиционных
японских построек и конструкции здания храма
(пагоды).
Сопоставлять традиционные представления о
красоте русской и японской женщин.
Понимать особенности изображения, украшения и
постройки в искусстве Японии.
Изображать природу через детали, характерные для
японского искусства (ветка дерева с птичкой; цветок с
бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка
цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор),
развивать живописные и графические навыки.
Создавать женский образ в национальной одежде в
традициях японского искусства.
Создавать образ праздника в Японии в коллективном
панно.
Приобретать новые навыки в изображении

природы и человека, новые конструктивные навыки,
новые композиционные навыки.
Приобретать новые умения в работе с
выразительными
средствами
художественных
материалов.
Осваивать новые эстетические представления о
поэтической красоте мира.
Роль природных условий в характере
культурных традиций разных народов
мира.

2

Понимать и объяснять разнообразие и красоту
природы различных регионов нашей страны,
способность человека, живя в самых разных
природных условиях, создавать свою самобытную
художественную культуру.
Изображать сцены жизни людей в степи и в горах,
передавать красоту пустых пространств и величия
горного пейзажа.
Овладевать живописными навыками в процессе
создания самостоятельной творческой работы.
Понимать и объяснять разнообразие и красоту
природы различных регионов нашей страны,
способность человека, живя в самых разных
природных условиях, создавать свою самобытную
художественную культуру.
Изображать сцены жизни людей в степи и в горах,
передавать красоту пустых пространств и величия
горного пейзажа.
Овладевать живописными навыками в процессе
создания самостоятельной творческой работы.

Отражение в пластических искусствах
природных, географических условий,
традиций, религиозных верований
разных народов

2

Знакомство с несколькими наиболее
яркими
культурами
мира,
представляющими разные народы и
эпохи (Древняя Эллада)

1

Характеризовать
особенности
художественной
культуры Средней Азии.
Объяснять связь архитектурных построек с
особенностями природы и природных материалов.
Создавать образ древнего средне- азиатского города.
Овладевать навыками конструирования из бумаги и
орнаментальной графики.
Эстетически
воспринимать
произведения
искусства Древней Греции, выражать свое
отношение к ним. Уметь отличать древнегреческие
скульптурные и архитектурные произ- ведения.
Уметь характеризовать отличительные черты и
конструктивные элементы древнегреческого храма,
изменение образа при изменении пропорций
постройки.
Моделировать из бумаги конструкцию греческих
храмов.
Осваивать основы конструкции, соотношение
основных пропорций фигуры человека.
Изображать олимпийских спортсменов (фигуры в
движении) и участников праздничного шествия
(фигуры в традиционных одеждах).
Создавать
коллективные
панно
на
тему
древнегреческих праздников.

Знакомство с несколькими наиболее
яркими
культурами
мира,
представляющими разные народы и
эпохи (Древняя Греция)

1

Знакомство с несколькими наиболее
яркими
культурами
мира,
представляющими разные народы и
эпохи (средневековая Европа)

2

Образ человека в искусстве разных
народов

1

Тема семьи в искусстве.

1

Представления народа о красоте
человека (внешней и духовной),
отражённые в искусстве.

1

Образ человека
культуре

1

в

традиционной

Видеть и объяснять единство форм костюма и
архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.
Использовать
выразительные
возможности
пропорций в практической творческой работе.
Создавать коллективное панно.
Использовать и развивать навыки конструирования
из бумаги (фасад храма).
Развивать навыки изображения че ловека в условиях
новой образной системы.
Видеть и объяснять единство форм костюма и
архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.
Использовать
выразительные
возможности
пропорций в практической творческой работе.
Создавать коллективное панно.
Использовать и развивать навыки конструирования
из бумаги (фасад храма).
Развивать навыки изображения че ловека в условиях
новой образной системы.
Осознавать
цельность
каждой
культуры,
естественную взаимосвязь ее проявлений.
Рассуждать
о
богатстве
и
многообразии
художественных культур народов мира.
Узнавать
по
предъявляемым
произведениям
художественные культуры, с которыми знакомились
на уроках.
Соотносить особенности традиционной культуры
народов мира в высказываниях, эмоциональных
оценках, собственной художественно-творческой
деятельности.
Осознать как прекрасное то, что человечество столь
богато разными художественными культурами.
Узнавать и приводить примеры
произведений искусства, выражающих красоту
материнства.
Рассказывать о своих впечатлениях от общения с
произведениями
искусства,
анализировать
выразительные средства произведений.
Развивать навыки композиционного изображения.
Изображать образ материнства (мать и дитя),
опираясь на впечатления от произведений искусства и
жизни.
Развивать
навыки
восприятия
произведений
искусства.
Наблюдать проявления духовного мира в лицах
близких людей.
Создавать
в
процессе
творческой
работы
эмоционально выразительный образ пожилого
человека (изображение по представлению на основе
наблюдений).
Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях
искусства выражается печальное и трагическое
содержание.
Эмоционально откликаться на образы страдания в
произведениях искусства, пробуждающих чувства
печали и участия.

Темы любви, дружбы в искусстве.

1

Образ человека в разных культурах
мира

1

Общность тематики, передаваемых
чувств, отношения к природе в
произведениях
авторов –
представителей
разных
культур,
народов, стран

1

4.Опыт художественно­творческой
деятельности
4 класс
Изображение пейзажа

4

Выражать художественными средствами свое
отношение при изображении печального события.
Изображать в самостоятельной творческой работе
драматический сюжет.
Приводить
примеры
произведений
изобразительного искусства, посвященных теме
детства, юности, надежды, уметь выражать свое
отношение к ним.
Выражать художественными средствами радость при
изображении темы детства, юности, светлой мечты.
Объяснять и оценивать свои впечатления от
произведений искусства разных народов.
Узнавать и называть, к каким художественным
культурам относятся предлагаемые (знакомые по
урокам) произведения искусства и традиционной
культуры.
Рассказывать об особенностях художественной
культуры разных (знакомых по урокам) народов, об
особенностях понимания ими красоты.
Объяснять, почему многообразие художественных
культур (образов красоты) является богатством и
ценностью всего мира.
Обсуждать и анализировать свои работы и работы
одноклассников с позиций творческих задач, с точки
зрения выражения содержания в работе.
Участвовать в обсуждении выставки.
Объяснять и оценивать свои впечатления от
произведений искусства разных народов.
Узнавать и называть, к каким художественным
культурам относятся предлагаемые (знакомые по
урокам) произведения искусства и традиционной
культуры.
Рассказывать об особенностях художественной
культуры разных (знакомых по урокам) народов, об
особенностях понимания ими красоты.
Объяснять, почему многообразие художественных
культур (образов красоты) является богатством и
ценностью всего мира.
Обсуждать и анализировать свои работы и работы
одноклассников с позиций творческих задач, с точки
зрения выражения содержания в работе.
Участвовать в обсуждении выставки.

4
1

Характеризовать красоту природы родного края.
Характеризовать особенности красоты природы
разных климатических зон.
Изображать характерные особенности пейзажа
родной природы.
Использовать выразительные средства живописи для
создания образов природы.
Овладевать живописными навыками работы гуашью

Использование
в
коллективной
деятельности
различных
художественных техник и материалов:
аппликации

1

Использование
в
коллективной
деятельности
различных
художественных техник и материалов:
пластилина, глины, подручных и
природных материалов.

1

Участие
в
различных
видах
изобразительной,
декоративно­прикладной
и
художественно­конструкторской
деятельности.

1

Понимать роль постройки, изображения, украшения
при создании образа древнерусского города.
Создавать изображения на тему праздничного пира в
теремных палатах.
Создавать
многофигурные
композиции
в
коллективных панно.
Сотрудничать
в процессе создания общей
композиции.
Приобретать творческий композиционный опыт в
создании героического образа.
Приводить примеры памятников героям Отечества.
Приобретать творческий опыт создания проекта
памятника героям (в объеме).
Овладевать навыками изображения в объеме,
навыками композиционного построения в скульптуре.
Объяснять и оценивать свои впечатления от
произведений искусства разных народов.
Узнавать и называть, к каким художественным
культурам относятся предлагаемые (знакомые по
урокам) произведения искусства и традиционной
культуры.
Рассказывать об особенностях художественной
культуры разных (знакомых по урокам) народов, об
особенностях понимания ими красоты.
Объяснять, почему многообразие художественных
культур (образов красоты) является богатством и
ценностью всего мира.
Обсуждать и анализировать свои работы и работы
одноклассников с позиций творческих задач, с точки
зрения выражения содержания в работе.
Участвовать в обсуждении выставки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Результаты Независимой Оценки Качества Образования (НОКО) в 2022 году

Уважаемые пользователи ресурса! На официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях Вы можете выразить своё мнение о качестве условий оказания услуг в нашей организации.


МБОУ СОШ № 13 на сайте bus.gov.ru




Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».