5.1.Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
Муниципальное образование город Армавир
МБОУ СОШ № 13

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
гуманитарного цикла

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора

________________________ ____________________
Добрынина Н.А.
Адаменко Ю.Е.
Приказ № 01-08/75-2
Приказ № 01-08/75-2
от
«01»сентября 2023г
от «01»сентября 2023г
.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
______________________
Мусейлян А.В.
Приказ № 01-08/75-2
от «01»сентября 2023г

АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(вариант 7.1)

учебного предмета «Изобразительное искусство»
для обучающихся 3 класса

Армавир, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1

Дети с задержкой психического развития (ЗПР), которым рекомендовано
обучение в школе VII вида, обучаются по общеобразовательной программе.
Особенности их обучению происходят за счет применения специальных методик,
подходов, а также за счет постоянной психолого-педагогической помощи. Педагоги,
работающие с детьми, которые имеют нарушение развития, планируют свою работу,
учитывая как требования образовательной программы, так и особенности
психического развития определенной категории детей.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом
развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без
создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР–наиболее многочисленная среди детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа
школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая
и/или
функциональная
недостаточность
центральной
нервной
системы,
конституциональные
факторы,
хронические
соматические
заболевания,
неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация.
Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный
диапазон выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню
возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной
отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные
затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными
познавательными
способностями,
специфическими
расстройствами
психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в
организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР
являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших
психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление
познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно
часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики,
зрительного
восприятия
и
пространственной
ориентировки,
умственной
работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит
не только от характера и степени выраженности первичного (как правило,
биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего
обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от
практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно
легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по
структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От
обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться
совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при
получении начального общего образования в систематической и комплексной
(психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР
определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении
2

образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и
потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление
существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью
нарушения психического развития и способностью или неспособностью
обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием
здоровых сверстников.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в начальной школе является
базовым предметом. Он направлен в основном на формирование эмоциональнообразного, художественного типа мышления, что является условием становления
интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной
школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой
части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных
поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации,
накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования
нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и
искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
-обеспечение условий для успешного обучения и социализации детей с ОВЗ
Задачи обучения:
 совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений
искусства и окружающего мира;
 развитие способности видеть проявление художественной культуры в
реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
 формирование навыков работы с различными художественными материалами;
 развитие способностей к художественно-образному, эмоциональноценностному восприятию произведений искусства, выражению в творческих
работах своего отношения к окружающему миру
 развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в
себя
 осознания своих внутренних переживаний
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное
искусство»
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе
должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты:
3 класс
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни каждого человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетической потребности в общении с искусством, природой, в
самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
3

- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы.
Метапредметные результаты
На конец 3 класса
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для поиска дополнительного
материала,
выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике,
моделированию и т.д.;
- умение планировать и осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей,
- умение рационально выстраивать шаги творческой деятельности, умение
организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов.
Обучающиеся:
-овладеют практическими умениями в восприятии произведений пластических
искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке),
живописи,
скульптуре,
архитектуре,
художественном
конструировании,
декоративно-прикладном искусстве;
-смогут понимать образную природу искусства;
- давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям
окружающего мира, к природе, человеку и обществу;
-воплощать художественные образы в различных формах художественнотворческой деятельности;
-научатся применять художественные умения, знания и представления о
пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических
задач;
-получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести
диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и
искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
-смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные
знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и
художественно-практических задач,
-действовать самостоятельно и с помощью взрослых при разрешении проблемнотворческих ситуаций в повседневной жизни.
Предметные результаты 3
класс
Обучающийся научится:
4

– различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись,
скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и
приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
– различать основные виды и жанры пластических искусств;
– эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и
передавать в художественно-творческой деятельности характер объекта средствами
художественного образного языка;
– создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
– использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию,
форму, ритм, линию, цвет, объем; различные художественные материалы для
воплощения собственного художественно-творческого замысла;
– различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками;
использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
– создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица,
фигуры;
– наблюдать, сравнивать пространственную форму предмета; изображать предметы
различной формы; использовать простые формы для создания выразительных
образов в живописи, скульптуре, художественном конструировании;
– использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для
украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм
для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой
деятельности специфику стилистики произведений народных художественных
промыслов в России (с учетом местных условий).
– выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности
для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;
решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта —
природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.
— в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам
данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные
способы действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
– воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в
обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и
содержание в знакомых произведениях;
– видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура,
скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
– высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях,
изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
– пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры,
декоративно-прикладного
искусства,
художественного
конструирования
в
собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные
эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании
живописных композиций на заданные темы;
5

– моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации
известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и
построек средствами изобразительного искусства;
– видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов;
– изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним; –
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и
участвовать в коллективных работах на эти темы.
Обучающиеся:
-овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений
пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике
(рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании,
декоративно-прикладном искусстве;
-смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и
выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе,
человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах
художественно-творческой деятельности;
-научатся применять художественные умения, знания и представления о
пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических
задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТсредств;
-получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести
диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и
искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
-смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные
знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и
художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении
проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись,
скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное
искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя
различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи
собственного замысла;
-различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их
специфику;
-эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные
состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего
национального, российского и мирового искусства, изображающие природу,
человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего
мира и жизненных явлений;
-приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных
музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
6

Выпускник получит возможность научиться:
-воспринимать произведения изобразительного искусства;участвовать в обсуждении
их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых
произведениях;
-видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура,
скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
-высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях,
изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
-создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию,
форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для
воплощения собственного художественно-творческого замысла;
-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками;
использовать их для передачи художественного замысла в собственной
учебно-творческой деятельности;
-создавать средствами живописи, графики, скульптуры,декоративно-прикладного
искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица,
фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений
человека;
-наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму
предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для
создания
выразительных
образов
в
живописи,
скульптуре,
графике,
художественном конструировании;
-использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для
украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм
для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой
деятельности специфику стилистики произведений народных художественных
промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
-пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры,
декоративно-прикладного
искусства,
художественного
конструирования
в
собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные
эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании
живописных композиций на заданные темы;
-моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации
известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и
построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики; выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык
компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства.
О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
-осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной
художественно-творческой деятельности;
7

-выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для
создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;
решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта —
природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи,
графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с
опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
-видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов;
-понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о
красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и
мнениям;
-изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним; изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и
участвовать в коллективных работах на эти темы.
2. Содержание предмета «Изобразительное искусство»
1.Виды художественной деятельности (34 ч)
Восприятие произведений искусства (8 ч) Особенности художественного
творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный
образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в
произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и
эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение
изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в
реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и
разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России).
Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по
выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и
региональные
музеи.
Восприятие
и
эмоциональная
оценка
шедевров
национального, российского и мирового искусства. Представление о роли
изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в
организации его материального окружения.
Рисунок. (5 ч) Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель,
мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль
рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы,
человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение
деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. (4 ч) Живописные материалы. Красота и разнообразие природы,
человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа
языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания
живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и
человека в живописи.
Скульптура. (5ч) Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного
образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными
материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина —
раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка
8

скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных,
выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. (4 ч) Разнообразие материалов для
художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.).
Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания
выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание
формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях
использования навыков художественного конструирования и моделирования в
жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. (8 ч) Истоки декоративно-прикладного
искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной
культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка,
песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной
культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в
изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной
культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как
основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек,
переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с
произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных
условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство? (23 ч)
Композиция (3ч)Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве.
Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции.
Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше —
меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и
маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д.
Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в
композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет (8ч) Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение
цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности
образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами
цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального
состояния.
Линия (3ч) Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные,
острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих,
пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального
состояния природы, человека, животного.
Форма(1 ч) Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в
пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы.
Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на
представление о его характере. Силуэт.
Объём (2 ч) Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи
объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм (6 ч) Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.).
Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в
живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма
элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
9

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? (59 ч)
Земля — наш общий дом (24ч). Наблюдение природы и природных явлений,
различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении
природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи
разных географических широт. Использование различных художественных
материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в
природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства,
изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к
природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов,
стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих,
К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). Знакомство с несколькими наиболее яркими
культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя
Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в
характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве
разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя — Россия (14ч). Роль природных условий в характере традиционной
культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного
строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь
изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями,
сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о
красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ
защитникаОтечества.
Человек и человеческие взаимоотношения (11ч). Образ человека в разных
культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в
искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей,
пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание,
поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие
гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту(10ч). Искусство вокруг нас сегодня.
Использование различных художественных материалов и средств для создания
проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта.
Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной
жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в
пластических искусствах природных, географических условий, традиций,
религиозных верований разных народов (на примере изобразительногои
декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта.
Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и
посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно-творческой деятельности (19 ч)
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и
художественно-конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж,
человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом,
линией, цветом, объёмом, фактурой.
10

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение
элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в
рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции,
пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных
художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации,
компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки,
бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша,
фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений
изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению

11

Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности
Таблица распределения часов по годам обучения и темам
№
п/п
1

Разделы, темы
Виды художественной
деятельности

10

10

10

4

34

Восприятие произведений
искусства

4

в течение
года

3

1

8

в течение
года

3

2

в течение
года

5

2

2

в течение
года

в течение
года

4

в течение
года

3

2

в течение
года

5

Художественное
конструирование и дизайн

2

1

1

в течение
года

4

Декоративно-прикладное
искусство

2

1

2

3

8

Азбука искусства. Как
говорит искусство?

8

9

5

1

23

в течение
года

в течение
года

3

в течение
года

3

Цвет

2

4

2

в течение
года

8

Линия

1

2

в течение
года

в течение
года

3

1

в течение
года

в течение
года

1

Рисунок

Живопись

Скульптура

2

Рабочая программа по классам
1 кл.
2 кл.
3 кл.
4 кл.
Итого

Композиция

Форма

3

Объём

2

в течение
года

в течение
года

в течение
года

2

Ритм

3

2

в течение
года

1

6

10

9

15

25

59

6

3

4

11

24

Значимые темы искусства.
О чём говорит искусство?
Земля — наш общий дом

12

Родина моя — Россия
Человек и человеческие
взаимоотношения
Искусство дарит людям
красоту

4

2

2

2

8

14

4

3

4

11

2

в течение
года

6

2

10

5

6

4

4

19

33

34

34

34

135

Опыт художественнотворческой деятельности.
ИТОГО:

Тематическое планирование

Кол
-во
час.

1.Виды художественной
деятельности
3 класс

10

Разнообразие материалов для
художественного конструирования и
моделирования (пластилин)

1

Ознакомление с произведениями
народных художественных промыслов
в России (с учётом местных условий).

1

Представления
о
богатстве
и
разнообразии
художественной
культуры (на примере культуры
народов России).

1

Характеристика деятельности учащихся

10
Характеризовать связь между формой, декором
посуды (её художественным образом) и её
назначением. Уметь выделять конструктивный образ
(образ формы, постройки) и характер декора,
украшения (деятельность каждого из Братьев –
Мастеров в процессе создания образа посуды).
Овладевать навыками
создания выразительной
формы посуды и её декорирования в лепке, а так же
навыками
изображения
посудных
форм,
объединённых общим образным решением..
Воспринимать и эстетически оценивать
разнообразие вариантов росписи ткани на примере
платка.
Понимать зависимость характера узора, цветового
решения платка от того, кому и для чего он
предназначен. Знать и объяснять основные варианты
композиционного решения росписи платка (с
акцентировкой изобразительного мотива в центре, по
углам, в виде свободной росписи), а также характер
узора
(растительный,
геометрический).Различать
постройку(композицию),
украшение
(характер
декора),
изображение
(стилизацию)в
процессе
создания образа платка. Обрести опыт творчества и
художественно-практические навыки в создании
эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его
назначение (для мамы, бабушки, сестры; праздничный
или повседневный)
Воспринимать, сравнивать, давать
эстетическую оценку чугунным оградам в СанктПетербурге и Москве, в родном городе, отмечая их
роль в украшении города.
Сравнивать между собой ажурные ограды и другие
13

Разнообразие форм в природе как
основа
декоративных
форм
в
прикладном искусстве

1

Человек в реальной жизни: образ
человека в искусстве.

1

Элементарные приёмы работы с 1
пластическими
скульптурными
материалами
для
создания
выразительного образа (пластилин,
глина – раскатывание, набор объёма,
вытягивание формы)

Роль рисунка в искусстве: основная и 2
вспомогательная.
Красота
зданий,
предметов, выраженные средствами
рисунка.

Ведущие
художественные
музеи
России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж)
и региональные музеи.

1

объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой,
дымники и т.д.), выявляя в них общее и особенное.
Различать деятельность Братьев-Мастеров при
создании ажурных оград.
Фантазировать, создавать проект (эскиз) ажурной
решетки.
Использовать
ажурную
решетку
в
общей
композиции с изображением парка или сквера.
Воспринимать,
сравнивать,
анализировать
старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и
других городов, отмечать особенности формы и
украшений.
Различать фонари разного эмоционального звучания.
Уметь объяснять роль художника и БратьевМастеров при создании нарядных обликов фонарей.
Изображать
необычные
фонари,
используя
графические средства или создавать необычные
конструктивные формы фонарей, осваивая приемы работы с бумагой (скручивание, закручивание,
склеивание).
Сравнивать
объекты,
элементы
театральносценического мира, видеть в них интересные
выразительные решения, превращения простых
материалов в яркие образы.
Понимать и уметь объяснять роль театрального
художника в создании спектакля.
Создавать «Театр на столе» — картонный макет с
объемными
(лепными,
конструктивными)
или
плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в
спектакль.
Овладевать
навыками
создания
объемнопространственной композиции.
Иметь представление о разных видах кукол
(перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о
кукольном театре в наши дни.
Придумывать и создавать выразительную куклу
(характерную головку куклы, характерные детали
костюма, соответствующие сказочному персонажу);
применять для работы пластилин, бумагу, нитки,
ножницы, куски ткани.
Использовать куклу для игры в кукольный
спектакль.
Объяснять работу художника по созданию облика
праздничного города.
Фантазировать о том, как можно украсить город к
празднику Победы (9 Мая), Нового года или на
Масленицу, сделав его нарядным, красочным,
необычным.
Создавать в рисунке проект оформления праздника.
Понимать и объяснять роль художественного музея,
учиться понимать, что великие произведения
искусства являются национальным достоянием. Иметь
представление
и
называть
самые
значительные
музеи
искусств
России
—
14

Основные темы скульптуры. Красота
человека и животных, выраженная
средствами скульптуры.

1

2.Азбука искусства. Как говорит
искусство?
3 класс

5

Элементарные приёмы композиции на
плоскости и в пространстве.

1

Передача с помощью цвета характера
персонажа, его эмоционального
состояния

2

Композиционный центр (зрительный
центр
композиции).
Главное
и
второстепенное в композиции

2

3. Значимые темы искусства. О чём
говорит искусство?

15

Государственную
Третьяковскую
галерею,
Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей
изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Иметь представление о самых разных видах музеев и
роли художника в создании их экспозиций.
Рассуждать, эстетически относиться к произведению
скульптуры, объяснять значение окружающего
пространства для восприятия скульптуры.
Объяснять роль скульптурных памятников. Называть
несколько знакомых памятников и их авторов,
уметь рассуждать о созданных образах. Называть
виды скульптуры (скульптура в музеях,
скульптурные памятники, парковая скульптура),
материалы, которыми работает скульптор.
Лепить фигуру человека или животного, передавая
выразительную пластику движения.

5
Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по
созданию витрины как украшения улицы города и
своеобразной рекламы товара.
Уметь
объяснять
связь
художественного
оформления витрины с профилем магазина.
Фантазировать, создавать творческий проект
оформления витрины магазина.
Овладевать композиционными и оформительскими
навыками в процессе создания образа витрины.
Понимать и объяснять важную роль художника в
цирке (создание красочных декораций, костюмов,
циркового реквизита и т.д.).
Придумывать и создавать красочные выразительные
рисунки на тему циркового представления, передавая в
них движение, характеры, взаимоотношения между
персонажами.
Учиться изображать яркое, веселое, подвижное.
Иметь представление о назначении театральной
афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает
название, лаконично рассказывает о самом спектакле).
Уметь видеть и определять в афишах-плакатах
изображение, украшение и постройку.
Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к
спектаклю
или
цирковому
представлению;
добиваться образного единства изображения и
текста.
Осваивать навыки лаконичного, декоративнообобщенного изображения (в процессе создания
афиши или плаката).

15

3 класс

15

Художественное конструирование и
оформление игрушек.

1

Художественное конструирование и
оформление посуды

1

Художественное конструирование и
оформление помещений

1

Художественное конструирование и
оформление книг

1

Единство декоративного строя в
украшении жилища, предметов быта,
орудий труда.

1

Образы
архитектуры
и
декоративно-прикладного искусства.

1

Характеризовать и эстетически оценивать разные
виды игрушек, материалы, из которых они сделаны.
Понимать и объяснять единство материала, формы и
внешнего оформления
игрушек (украшения)
Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек
работу
Мастеров
Постройки,
Украшения
и
Изображения, рассказывать о ней. Учиться видеть и
объяснять образное содержание конструкции и
украшения предмета.
Создавать выразительную пластическую форму
игрушки и украшать её, добиваясь целостности
цветового решения.
Характеризовать и эстетически оценивать разные
виды игрушек, материалы, из которых они сделаны.
Понимать и объяснять единство материала, формы и
внешнего оформления игрушек (украшения).
Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек
работу
Мастеров
Постройки,
Украшения
и
Изображения, рассказывать о ней.
Учиться видеть и объяснять образное содержание
конструкции и украшения предмета.
Создавать выразительную пластическую форму
игрушки и украшать ее, добиваясь целостности
цветового решения.
Понимать роль цвета и декора в создании образа
комнаты. Рассказывать о роли художника и этапах
его работы (постройка, изображение, украшение) при
создании обоев и штор. Обретать опыт творчества и
художественно-практические навыки в создании
эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с
её функциональным назначением.
Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в
создании книги (многообразие форм книг, обложка,
иллюстрации, буквицы и т.д.).
Знать и называть отдельные элементы оформления
книги (обложка, иллюстрации, буквицы).
Узнавать и называть произведения нескольких
художников-иллюстраторов детской книги. Создавать
проект детской книжки-игрушки. Овладевать
навыками коллективной работы.
Участвовать в творческой обучающей игре,
организованной на уроке, в роли зрителей,
художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров.
Осознавать важную роль художника, его труда в
создании среды жизни человека, предметного мира в
каждом доме.
Уметь представлять любой предмет с точки зрения
участия в его создании волшебных Братьев-Мастеров.
Эстетически оценивать работы сверстников.
Учиться видеть архитектурный образ, образ
городской среды.
Воспринимать
и
оценивать
эстетические
достоинства старинных и современных построек
16

Художественное конструирование и
оформление парков

1

Использование
различных
художественных материалов и средств
для
создания
проектов
видов
транспорта.

1

Знакомство с несколькими наиболее
яркими
культурами
мира,
представляющими разные народы и
эпохи

2

Связь изобразительного искусства с
музыкой, песней, танцами, былинами,
сказаниями, сказками.

1

Жанр пейзажа. Пейзажи
географических широт

1

разных

родного города (села).
Раскрывать особенности архитектурного образа
города.
Понимать, что памятники архитектуры — это
достояние народа, которое необходимо беречь.
Различать в архитектурном образе работу каждого из
Братьев-Мастеров.
Изображать архитектуру своих родных мест,
выстраивая композицию листа, передавая в рисунке
неповторимое
своеобразие
и
ритмическую
упорядоченность архитектурных форм
Сравнивать и анализировать парки, скверы,
бульвары с точки зрения их разного назначения и
устроения (парк для отдыха, детская площадка, паркмемориал и др.).
Эстетически воспринимать парк как единый,
целостный художественный ансамбль.
Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или
выстраивая объемно-пространственную композицию
из бумаги.
Овладевать приемами коллективной творческой
работы в процессе создания общего проекта.
Уметь
видеть
образ
в
облике
машины.
Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные
формы автомобилей и их украшение.
Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных
форм с инженерными
конструкциями и образным решением различных
видов транспорта.
Фантазировать, создавать образы фантастических
машин.
Обрести новые навыки в конструировании из
бумаги.
Отмечать характер, настроение, выраженные в маске,
а также выразительность формы и декора, созвучные
образу.
Объяснять роль маски в театре и на празднике.
Конструировать выразительные и острохарактерные
маски к театральному представлению или празднику.
Понимать роль праздничного оформления для
организации праздника.
Придумывать и создавать оформление к школьным и
домашним праздникам.
Участвовать в театрализованном представлении или
веселом карнавале.
Овладевать
навыками
коллективного
художественного творчества.
Иметь представление, что картина — это особый
мир, созданный художником, наполненный его
мыслями, чувствами и переживаниями.
Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем
опыте восприятия произведений изобразительного
искусства.
Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи,
17

Образ современника. Жанр портрета

Темы любви,
искусстве.

дружбы,

семьи

2

в

1

4.Опыт художественно-творческой
деятельности
3 класс

4

Использование
в
индивидуальной
деятельности
различных
художественных техник и материалов:
коллажа, граттажа, аппликации.

1

Использование
в
коллективной
деятельности
различных
художественных техник и материалов:
коллажа,
аппликации,
бумажной
пластики, подручных и природных
материалов.

1

Изображение с натуры, по памяти
(натюрморт).

1

рассказывать о настроении и разных состояниях,
которые художник передает цветом (радостное,
праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.).
Знать имена крупнейших русских художниковпейзажистов.
Изображать пейзаж по представлению с ярко
выраженным настроением.
Выражать настроение в пейзаже цветом.
Иметь представление об изобразительном жанре —
портрете и нескольких известных картинах-портретах.
Рассказывать об изображенном на портрете человеке
(какой он, каков его внутренний мир, особенности его
характера).
Создавать автопортрет по представлению, используя
выразительные возможности цвета.
Иметь представление о картинах исторического и
бытового жанра.
Рассказывать, рассуждать о наиболее
понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и
настроении.
Развивать композиционные навыки.
Изображать сцену из своей повседневной жизни
(дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая
сюжетную композицию.
Осваивать навыки изображения в смешанной технике
(рисунок восковыми мелками и акварель).

4
Понимать и уметь объяснять роль художника и
Братьев-Мастеров в создании форм открыток,
изображений на них.
Создавать открытку к определенному событию или
декоративную закладку (работа в технике граттажа,
графической
монотипии,
аппликации
или
в
смешанной технике).
Приобретать навыки выполнения лаконичного
выразительного изображения
Осознавать и уметь объяснять
важную и всем очень нужную работу художника и
Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в
создании облика города.
Создавать из отдельных детских работ, выполненных
в течение четверти, коллективную композицию.
Овладевать приемами коллективной творческой
деятельности.
Участвовать в занимательной образовательной игре в
качестве экскурсоводов
Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный
рассказ о человеке — хозяине вещей, о времени, в
котором он живет, его интересах.
Понимать, что в натюрморте важную роль играет
настроение, которое художник передает цветом.
Изображать натюрморт по представлению с ярко
18

Участие
в
различных
изобразительной,
декоративно-прикладной
художественно-конструкторской
деятельности

видах

выр
гру
Раз
Зна
жан
Уч
худ
акт
Пр
По
ир

1

и

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Результаты Независимой Оценки Качества Образования (НОКО) в 2022 году

Уважаемые пользователи ресурса! На официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях Вы можете выразить своё мнение о качестве условий оказания услуг в нашей организации.


МБОУ СОШ № 13 на сайте bus.gov.ru




Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».