7.1.Адаптированная рабочая программа по музыке 3 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Муниципальное образование город Армавир
МБОУ СОШ № 13

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
гуманитарного цикла

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора

________________________ ____________________
Добрынина Н.А.
Адаменко Ю.Е.
Приказ
№ 01-08/75-2
Приказ № 01-08/75-2
от «01»сентября 2023г
от «01»сентября 2023г
.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
______________________
Мусейлян А.В.
Приказ № 01-08/75-2
от «01»сентября 2023г

АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(вариант 7.1)

учебного предмета «Музыка»
для обучающихся 3 класса

Армавир, 2023
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2

Дети с задержкой психического развития (ЗПР), которым
рекомендовано
обучение
в
школе
VII
вида,
обучаются
по
общеобразовательной программе. Особенности их обучению происходят за
счет применения специальных методик, подходов, а также за счет
постоянной психолого-педагогической помощи. Педагоги, работающие с
детьми, которые имеют нарушение развития, планируют свою работу,
учитывая как требования образовательной программы, так и особенности
психического развития определенной категории детей.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в
психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие
получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР–наиболее многочисленная среди детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу
группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать
органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной
системы,
конституциональные
факторы,
хронические
соматические
заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и
социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов
обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от
состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний,
требующих отграничения от умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени
выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные
недостаточными
познавательными
способностями,
специфическими
расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.),
нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для
всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в
формировании высших психических функций, замедленный темп либо
неравномерное становление познавательной деятельности, трудности
произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются
нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и
пространственной
ориентировки,
умственной
работоспособности
и
эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР
зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как
правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества
предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от
практически нормально развивающихся, испытывающих временные и
относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и
сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно3

поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной
поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до
обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в
систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической)
коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с
ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в
получении
образования
и
самих
образовательных
маршрутов,
соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и
направленных на преодоление существующих ограничений в получении
образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и
способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования,
сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в начальной школе является
базовым предметом. Он направлен в основном на формирование
эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является
условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей
личности.
Цель массового музыкального образования и воспитания —
формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной
культуры — наиболее полно отражает интересы современного общества в
развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
- воспитание интереса, эмоционально – ценностного отношения и любви к
музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и
эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине;
уважение к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира
на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем
многообразии его форм и жанров;
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности:
- развитие ассоциативно – образного мышления детей, музыкальной памяти и
слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия
лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно –
образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке,
формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе
развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах
музыкальной деятельности
Планируемые результаты освоения учебного предмета

4

Личностные результаты отражаются в индивидуальных
качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в
процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
в 3 классе:
 развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
овладения навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
 ориентация в культурном многообразии окружающей действительности,
участие в музыкальной жизни класса, школы, города;
 наличие учебно - познавательного интереса к новому учебному
материалу и способам решения новой частной задачи;
 наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания
«я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою
Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее
благополучие;
 наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле
поступков как собственных. Так и окружающих людей;
 наличие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
 выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе
знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной
культуры;
 позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей;
.
Метапредметные
результаты
характеризуют
сформированности
универсальных
учебных
действий
проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

уровень
учащихся,

в 3 классе:
 освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии,
позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;
 овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов»
различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и
задачами деятельности;
 приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о
содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений
разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами
коммуникации;
 умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме (в
соответствии с требованиями учебника для 3-го класса);
 умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и
художественно-творческих задач;
5

 умение использовать знаково-символические средства, представленные в
нотных примерах учебника;
Предметные результаты освоения программы должны отражать:
сформированность первоначальных представлений о роли музыки в
жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на
материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного
вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к
музыкальному произведению;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и
музыкально-пластических
композиций,
исполнении
вокально-хоровых
произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и
игре на музыкальных инструментах.
Предметные результаты по видам деятельности обучающихся
В результате освоения программы обучающиеся должны научиться в
дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в
различных
видах
познавательной,
музыкально-исполнительской
и
творческой деятельности.
Основные виды музыкальной деятельности обучающихся основаны
на принципе взаимного дополнения и направлены на гармоничное
становление личности школьника, включающее формирование его духовнонравственных качеств, музыкальной культуры, развитие музыкальноисполнительских и творческих способностей, возможностей самооценки и
самореализации.
Освоение программы позволит обучающимся принимать активное
участие в общественной, концертной и музыкально-театральной жизни
школы, города, региона.
Слушание музыки
Обучающийся:
1. Узнает изученные музыкальные произведения и называет имена их
авторов.
2. Умеет определять характер музыкального произведения, его образ,
отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику,
регистр.
3. Имеет представление об интонации в музыке, знает о различных типах
интонаций, средствах музыкальной выразительности, используемых при
создании образа.
4. Имеет представление об инструментах симфонического, камерного,
духового, эстрадного, джазового оркестров, оркестра русских народных
инструментов. Знает особенности звучания оркестров и отдельных
инструментов.
6

5. Знает особенности тембрового звучания различных певческих голосов
(детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских,
смешанных, а также народного, академического, церковного) и их
исполнительских возможностей и особенностей репертуара.
6. Имеет представления о народной и профессиональной (композиторской)
музыке; балете, опере, мюзикле, произведениях для симфонического
оркестра и оркестра русских народных инструментов.
7. Имеет представления о выразительных возможностях и особенностях
музыкальных форм: типах развития (повтор, контраст), простых двухчастной и
трехчастной формы, вариаций, рондо.
8. Определяет жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.
9. Имеет слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки,
отечественной и зарубежной классики.
10.Умеет импровизировать под музыку с использованием танцевальных,
маршеобразных движений, пластического интонирования.
Хоровое пение
Обучающийся:
1. Знает слова и мелодию Гимна Российской Федерации.
2. Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без
сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.
3. Знает о способах и приемах выразительного музыкального интонирования.
4. Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения
правильное певческое дыхание.
5. Поет преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет
твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни. Поет
доступным по силе, не форсированным звуком.
6. Ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком,
отчетливо произносит согласные; использует средства артикуляции для
достижения выразительности исполнения.
7. Исполняет одноголосные произведения, а также произведения с
элементами двухголосия.
Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле)
Обучающийся:
1. Имеет представления о приемах игры на элементарных инструментах
детского оркестра, блокфлейте, синтезаторе, народных инструментах и др.
2. Умеет исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
3. Имеет первоначальные навыки игры в ансамбле – дуэте, трио (простейшее
двух-трехголосие). Владеет основами игры в детском оркестре,
инструментальном ансамбле.
4. Использует возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре, в
том числе тембровые возможности синтезатора.

7

Основы музыкальной грамоты
Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий:
1. Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр,
громкость.
2. Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное
представление о клавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху
попевок и простых песен.
3. Метроритм. Длительности: восьмые, четверти, половинные. Пауза.
Акцент в музыке: сильная и слабая доли. Такт. Размеры: 2/4; 3/4; 4/4.
Сочетание восьмых, четвертных и половинных длительностей, пауз в
ритмических упражнениях, ритмических рисунках исполняемых песен, в
оркестровых партиях и аккомпанементах. Двух- и трехдольность –
восприятие и передача в движении.
4. Лад: мажор, минор; тональность, тоника.
5. Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в
объеме первой-второй октав, диез, бемоль. Чтение нот первой-второй октав,
пение по нотам выученных по слуху простейших попевок (двухступенных,
трехступенных, пятиступенных), песен, разучивание по нотам хоровых и
оркестровых партий.
6. Интервалы в пределах октавы. Трезвучия: мажорное и минорное.
Интервалы и трезвучия в игровых упражнениях, песнях и аккомпанементах,
произведениях для слушания музыки.
7. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Инструментальный концерт.
Музыкально-сценические жанры: балет, опера, мюзикл.
8. Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление,
заключение. Простые двухчастная и трехчастная формы, куплетная форма,
вариации, рондо.
В результате изучения музыки на уровне начального общего образования
обучающийся получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в
различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации
музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкальнопластическом движении и импровизации);
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкальнотворческую деятельность; музицировать;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме
при пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и
участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении
заинтересовавших его музыкальных образов;
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять
инициативу в выборе образцов профессионального и музыкальнопоэтического творчества народов мира;
8

оказывать помощь в организации и проведении школьных культурномассовых мероприятий; представлять широкой публике результаты
собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование,
драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека,
видеотека).
В 3 классе:

формирование устойчивого интереса и различным видам музыкально –
творческой деятельности;

умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к
музыкальным произведениям;
Обучающийся научится:

демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих
голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

проявлять личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие
музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой
деятельностью;

выражать понимание интонационно-образной природы музыкального
искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке,
многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений
разных видов искусств;

эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить
свое впечатление в пении, игре или пластике;

показать определенный уровень развития образного и ассоциативного
мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

знать имена выдающихся зарубежных и отечественных композиторов
(П.Чайковский, В.Моцарт, А.Бородин, Н.Римский- Корсаков, М.Глинка);

уметь соотносить простые образы народной и профессиональной
музыки.
Обучающийся получит возможность научиться:

знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных
смычковых и деревянных инструментов;

умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки и
несложные элементы двухголосия;

определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и
музыкальный язык народного и профессионального музыкального
творчества разных стран мира;

использовать систему графических знаков для ориентации в нотном
письме при пении простейших мелодий.
Содержание учебного предмета музыка
1 класс (33 часа)
Мир музыкальных звуков
9

Классификация музыкальных звуков. Свойства музыкального звука:
тембр, длительность, громкость, высота.
Содержание обучения по видам деятельности:
Восприятие и воспроизведение звуков окружающего мира во всем
многообразии. Звуки окружающего мира; звуки шумовые и музыкальные.
Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота.
Знакомство со звучанием музыкальных инструментов разной высоты и
тембровой окраски (просмотр фрагментов видеозаписей исполнения на
различных инструментах). Прослушивание фрагментов музыкальных
произведений с имитацией звуков окружающего мира.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Первые
опыты игры детей на инструментах, различных по способам
звукоизвлечения, тембрам.
Пение попевок и простых песен. Разучивание попевок и простых
народных песен и обработок народных песен, в том числе, зарубежных;
песен из мультфильмов, детских кинофильмов, песен к праздникам.
Формирование правильной певческой установки и певческого дыхания.
Ритм – движение жизни
Ритм окружающего мира. Понятие длительностей в музыке. Короткие и
длинные звуки. Ритмический рисунок. Акцент в музыке: сильная и слабая доли.
Содержание обучения по видам деятельности:
Восприятие и воспроизведение ритмов окружающего мира. Ритмические
игры. «Звучащие жесты» («инструменты тела»): хлопки, шлепки, щелчки,
притопы и др. Осознание коротких и длинных звуков в ритмических играх:
слоговая система озвучивания длительностей и их графическое изображение;
ритмоинтонирование слов, стихов; ритмические «паззлы».
Игра в детском шумовом оркестре. Простые ритмические
аккомпанементы к музыкальным произведениям.
Игра в детском шумовом оркестре: ложки, погремушки, трещотки,
треугольники, колокольчики и др. Простые ритмические аккомпанементы к
инструментальным пьесам (примеры: Д.Д. Шостакович «Шарманка»,
«Марш»; М.И. Глинка «Полька», П.И. Чайковский пьесы из «Детского
альбома» и др.). Чередование коротких и длинных звуков; формирование
устойчивой способности к равномерной пульсации; формирование
ощущения сильной доли; чередование сильных и слабых долей.
Использование «звучащих жестов» в качестве аккомпанемента к
стихотворным текстам и музыкальным пьесам. Простые ритмические
аккомпанементы к пройденным песням.
Мелодия – царица музыки
Мелодия – главный носитель содержания в музыке. Интонация в музыке и
в речи. Интонация как основа эмоционально-образной природы музыки.
Выразительные свойства мелодии. Типы мелодического движения.
Аккомпанемент.
10

Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений яркого интонационно-образного
содержания. Примеры: Г. Свиридов «Ласковая просьба», Р. Шуман «Первая
утрата», Л. Бетховен Симфония № 5 (начало), В.А. Моцарт Симфония № 40
(начало).
Исполнение песен с плавным мелодическим движением. Разучивание и
исполнение
песен
с
поступенным
движением,
повторяющимися
интонациями. Пение по «лесенке»; пение с применением ручных знаков.
Музыкально-игровая деятельность – интонация-вопрос, интонацияответ. Интонации музыкально-речевые: музыкальные игры «вопрос-ответ»,
«поставь точку в конце музыкального предложения» (пример, А.Н.
Пахмутова «Кто пасется на лугу?»).
Освоение приемов игры мелодии на ксилофоне и металлофоне.
Ознакомление с приемами игры на ксилофоне и металлофоне. Исполнение
элементарных мелодий на ксилофоне и металлофоне с простым ритмическим
аккомпанементом.
Музыкальные краски
Первоначальные знания о средствах музыкальной выразительности.
Понятие контраста в музыке. Лад. Мажор и минор. Тоника.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений с контрастными образами, пьес
различного ладового наклонения. Пьесы различного образноэмоционального содержания. Примеры: П.И. Чайковский «Детский альбом»
(«Болезнь куклы», «Новая кукла»); Р. Шуман «Альбом для юношества»
(«Дед Мороз», «Веселый крестьянин»). Контрастные образы внутри одного
произведения. Пример: Л. Бетховен «Весело-грустно».
Пластическое интонирование, двигательная импровизация под музыку
разного характера. «Создаем образ»: пластическое интонирование
музыкального образа с применением «звучащих жестов»; двигательная
импровизация под музыку контрастного характера.
Исполнение песен, написанных в разных ладах. Формирование ладового
чувства в хоровом пении: мажорные и минорные краски в создании песенных
образов. Разучивание и исполнение песен контрастного характера в разных
ладах.
Игры-драматизации. Театрализация небольших инструментальных пьес
контрастного ладового характера. Самостоятельный подбор и применение
элементарных инструментов в создании музыкального образа.
Музыкальные жанры: песня, танец, марш
Формирование первичных аналитических навыков. Определение
особенностей основных жанров музыки: песня, танец, марш.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений, имеющих ярко выраженную
жанровую основу. Песня, танец, марш в музыкальном материале для
11

прослушивания и пения (в том числе, на основе пройденного материала):
восприятие и анализ особенностей жанра. Двигательная импровизация под
музыку с использованием простых танцевальных и маршевых движений.
Сочинение
простых
инструментальных
аккомпанементов
как
сопровождения к песенной, танцевальной и маршевой музыке. Песня, танец,
марш в музыкальном материале для инструментального музицирования:
подбор инструментов и сочинение простых вариантов аккомпанемента к
произведениям разных жанров.
Исполнение хоровых и инструментальных произведений разных жанров.
Двигательная
импровизация.
Формирование
навыков
публичного
исполнения на основе пройденного хоровой и инструментальной музыки
разных жанров. Первые опыты концертных выступлений в тематических
мероприятиях.
Музыкальная азбука или где живут ноты
Основы музыкальной грамоты. Нотная запись как способ фиксации
музыкальной речи. Нотоносец, скрипичный ключ, нота, диез, бемоль.
Знакомство с фортепианной клавиатурой: изучение регистров фортепиано.
Расположение нот первой октавы на нотоносце и клавиатуре. Формирование
зрительно-слуховой связи: ноты-клавиши-звуки. Динамические оттенки
(форте, пиано).
Содержание обучения по видам деятельности:
Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного
материала. Освоение в игровой деятельности элементов музыкальной
грамоты: нотоносец, скрипичный ключ, расположение нот первой октавы на
нотоносце, диез, бемоль. Знакомство с фортепианной клавиатурой (возможно
на основе клавиатуры синтезатора). Установление зрительно-слуховой и
двигательной связи между нотами, клавишами, звуками; логика
расположения клавиш: высокий, средний, низкий регистры; поступенное
движение в диапазоне октавы.
Слушание музыкальных произведений с использованием элементарной
графической записи. Развитие слухового внимания: определение динамики и
динамических оттенков. Установление зрительно-слуховых ассоциаций в
процессе прослушивания музыкальных произведений с характерным
мелодическим рисунком (восходящее и нисходящее движение мелодии) и
отражение их в элементарной графической записи (с использованием знаков –
линии, стрелки и т.д.).
Пение с применением ручных знаков. Пение простейших песен по
нотам. Разучивание и исполнение песен с применением ручных знаков.
Пение разученных ранее песен по нотам.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Первые
навыки игры по нотам.
Я – артист
12

Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное).
Творческое соревнование.
Содержание обучения по видам деятельности:
Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в
школьных мероприятиях.
Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального
материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги».
Развитие навыка импровизации, импровизация на элементарных
музыкальных инструментах с использованием пройденных ритмоформул;
импровизация-вопрос, импровизация-ответ; соревнование солистов –
импровизация простых аккомпанементов и ритмических рисунков.
Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения
программы по учебному предмету «Музыка» в первом классе.
Содержание обучения по видам деятельности:
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и
проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка
сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных
композиций с использованием пройденного хорового и и нструментального
материала. Подготовка и разыгрывание сказок, театрализация песен.
Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие
в разработке сценариев, подготовке музыкально- инструментальных
номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкальнотеатрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты»,
«музыканты», «художники» и т.д.
2 класс
Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды
Музыкальный фольклор. Народные игры. Народные инструменты.
Годовой круг календарных праздников
Содержание обучения по видам деятельности:
Музыкально-игровая деятельность. Повторение и инсценирование
народных песен, пройденных в первом классе. Разучивание и исполнение
закличек, потешек, игровых и хороводных песен. Приобщение детей к
игровой традиционной народной культуре: народные игры с музыкальным
сопровождением. Примеры: «Каравай», «Яблонька», «Галка», «Заинька».
Игры народного календаря: святочные игры, колядки, весенние игры (виды
весенних хороводов – «змейка», «улитка» и др.).
Игра на народных инструментах. Знакомство с ритмической партитурой.
Исполнение произведений по ритмической партитуре. Свободное
дирижирование
ансамблем
одноклассников.
Исполнение
песен
с
инструментальным сопровождением: подражание «народному оркестру»
(ложки, трещотки, гусли, шаркунки). Народные инструменты разных
регионов.
13

Слушание произведений в исполнении фольклорных коллективов.
Прослушивание народных песен в исполнении детских фольклорных
ансамблей, хоровых коллективов (пример: детский фольклорный ансамбль
«Зоренька», Государственный академический русский народный хор имени
М.Е. Пятницкого и др.). Знакомство с народными танцами в исполнении
фольклорных и профессиональных ансамблей (пример: Государственный
ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева; коллективы разных
регионов России и др.).
Широка страна моя родная
Государственные символы России (герб, флаг, гимн). Гимн – главная
песня народов нашей страны. Гимн Российской Федерации.
Мелодия. Мелодический рисунок, его выразительные свойства,
фразировка. Многообразие музыкальных интонаций. Великие русские
композиторы-мелодисты: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов.
Содержание обучения по видам деятельности:
Разучивание и исполнение Гимна Российской Федерации. Исполнение
гимна своей республики, города, школы. Применение знаний о способах и
приемах выразительного пения.
Слушание музыки отечественных композиторов. Элементарный анализ
особенностей
мелодии.
Прослушивание
произведений
с
яркой
выразительной мелодией. Примеры: М.И. Глинка «Патриотическая песня»,
П.И. Чайковский Первый концерт для фортепиано с оркестром (1 часть), С.В.
Рахманинов «Вокализ», Второй концерт для фортепиано с оркестром
(начало). Узнавание в прослушанных произведениях различных видов
интонаций (призывная, жалобная, настойчивая и т.д.).
Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен с несложным
(поступенным) движением. Освоение фактуры «мелодия-аккомпанемент» в
упражнениях и пьесах для оркестра элементарных инструментов.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Развитие
приемов игры на металлофоне и ксилофоне одной и двумя руками:
восходящее и нисходящее движение; подбор по слуху с помощью учителя
пройденных песен; освоение фактуры «мелодия-аккомпанемент» в
упражнениях и пьесах для оркестра элементарных инструментов.
Музыкальное время и его особенности
Метроритм. Длительности и паузы в простых ритмических рисунках.
Ритмоформулы. Такт. Размер.
Содержание обучения по видам деятельности:
Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного
материала. Восьмые, четвертные и половинные длительности, паузы.
Составление ритмических рисунков в объеме фраз и предложений,
ритмизация стихов.
Ритмические игры. Ритмические «паззлы», ритмическая эстафета,
ритмическое эхо, простые ритмические каноны.
14

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Чтение
простейших ритмических партитур. Соло-тутти. Исполнение пьес на
инструментах малой ударной группы: маракас, пандейра, коробочка (вудблок), блоктроммель, барабан, треугольник, реко-реко и др.
Разучивание и исполнение хоровых и инструментальных произведений с
разнообразным ритмическим рисунком. Исполнение пройденных песенных и
инструментальных мелодий по нотам.
Музыкальная грамота
Основы музыкальной грамоты. Расположение нот в первой-второй
октавах. Интервалы в пределах октавы, выразительные возможности
интервалов.
Содержание обучения по видам деятельности:
Чтение нотной записи. Чтение нот первой-второй октав в записи
пройденных песен. Пение простых выученных попевок и песен в размере 2/4 по
нотам с тактированием.
Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного
материала. Игры и тесты на знание элементов музыкальной грамоты:
расположение нот первой-второй октав на нотном стане, обозначения
длительностей (восьмые, четверти, половинные), пауз (четверти и восьмые),
размера (2/4, 3/4, 4/4), динамики (форте, пиано, крещендо, диминуэндо).
Простые интервалы: виды, особенности звучания и выразительные
возможности.
Пение мелодических интервалов с использованием ручных знаков.
Прослушивание
и
узнавание
в
пройденном
вокальном
и
инструментальном музыкальном материале интервалов (терция, кварта,
квинта, октава). Слушание двухголосных хоровых произведений
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Простое
остинатное сопровождение к пройденным песням, инструментальным пьесам с
использованием интервалов (терция, кварта, квинта, октава). Ознакомление с
приемами игры на синтезаторе.
«Музыкальный конструктор»
Мир музыкальных форм. Повторность и вариативность в музыке.
Простые песенные формы (двухчастная и трехчастная формы). Вариации.
Куплетная форма в вокальной музыке. Прогулки в прошлое. Классические
музыкальные формы (Й. Гайдн, В.А Моцарт, Л. Бетховен, Р. Шуман, П.И.
Чайковский, С.С. Прокофьев и др.).
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений. Восприятие точной и
вариативной повторности в музыке. Прослушивание музыкальных
произведений в простой двухчастной форме (примеры: Л. Бетховен Багатели,
Ф. Шуберт Экосезы); в простой трехчастной форме (примеры: П.И.
Чайковский пьесы из «Детского альбома», Р. Шуман «Детские сцены»,
«Альбом для юношества», С.С. Прокофьев «Детская музыка»); в форме
15

вариаций (примеры: инструментальные и оркестровые вариации Й. Гайдна,
В.А. Моцарта, Л. Бетховена, М.И. Глинки); куплетная форма (песни и
хоровые произведения).
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Исполнение пьес в простой двухчастной, простой трехчастной и куплетной
формах
в
инструментальном
музицировании.
Различные
типы
аккомпанемента как один из элементов создания контрастных образов.
Сочинение простейших мелодий. Сочинение мелодий по пройденным
мелодическим моделям. Игра на ксилофоне и металлофоне сочиненных
вариантов. «Музыкальная эстафета»: игра на элементарных инструментах
сочиненного мелодико-ритмического рисунка с точным и неточным
повтором по эстафете.
Исполнение песен в простой двухчастной и простой трехчастной
формах. Примеры: В.А. Моцарт «Колыбельная»; Л. Бетховен «Сурок»; Й.
Гайдн «Мы дружим с музыкой» и др.
Жанровое разнообразие в музыке
Песенность, танцевальность, маршевость в различных жанрах вокальной и
инструментальной музыки. Песенность как отличительная черта русской
музыки. Средства музыкальной выразительности. Формирование первичных
знаний о музыкально-театральных жанрах: путешествие в мир театра
(театральное здание, театральный зал, сцена, за кулисами театра). Балет,
опера.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание классических музыкальных произведений с определением их
жанровой
основы.
Элементарный
анализ
средств
музыкальной
выразительности, формирующих признаки жанра (характерный размер,
ритмический рисунок, мелодико-интонационная основа). Примеры: пьесы из
детских альбомов А.Т. Гречанинова, Г.В. Свиридова, А.И. Хачатуряна,
«Детской музыки» С.С. Прокофьева, фортепианные прелюдии Д.Д.
Шостаковича и др.).
Пластическое интонирование: передача в движении характерных
жанровых признаков различных классических музыкальных произведений;
пластическое и графическое моделирование метроритма («рисуем музыку»).
Создание презентации «Путешествие в мир театра» (общая панорама,
балет, опера). Сравнение на основе презентации жанров балета и оперы.
Разработка и создание элементарных макетов театральных декораций и афиш
по сюжетам известных сказок, мультфильмов и др.
Исполнение песен кантиленного, маршевого и танцевального характера.
Примеры: А. Спадавеккиа «Добрый жук», В. Шаинский «Вместе весело
шагать», А. Островский «Пусть всегда будет солнце», песен современных
композиторов.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Исполнение пьес различных жанров. Сочинение простых пьес с различной
16

жанровой основой по пройденным мелодическим и ритмическим моделям
для шумового оркестра, ансамбля элементарных инструментов.
Я – артист
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное).
Творческое соревнование.
Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника
Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных
праздников и другие), подготовка концертных программ.
Содержание обучения по видам деятельности:
Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в
школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным
событиям.
Подготовка концертных программ, включающих произведения для
хорового и инструментального (либо совместного) музицирования.
Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкальноисполнительских фестивалях, конкурсах и т.д.
Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального
материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с
применением усложненных ритмоформул.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Совершенствование навыка импровизации. Импровизация на элементарных
музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе с
использованием пройденных мелодических и ритмических формул.
Соревнование солистов – импровизация простых аккомпанементов и
мелодико-ритмических рисунков.
Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения
программы во втором классе.
Содержание обучения по видам деятельности:
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и
проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка
сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных
композиций с использованием пройденного хорового и инструментального
материала. Театрализованные формы проведения открытых уроков,
концертов. Подготовка и разыгрывание сказок, фольклорных композиций,
театрализация хоровых произведений с включением элементов
импровизации. Участие родителей в музыкально- театрализованных
представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкальноинструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.).
Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей:
«режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.
3 класс
Музыкальный проект «Сочиняем сказку».
17

Применение приобретенных знаний, умений и навыков в творческоисполнительской деятельности. Создание творческого проекта силами
обучающихся, педагогов, родителей. Формирование умений и навыков
ансамблевого и хорового пения. Практическое освоение и применение
элементов музыкальной грамоты. Развитие музыкально-слуховых
представлений в процессе работы над творческим проектом.
Содержание обучения по видам деятельности:
Разработка плана организации музыкального проекта «Сочиняем
сказку» с участием обучающихся, педагогов, родителей. Обсуждение его
содержания: сюжет, распределение функций участников, действующие лица,
подбор музыкального материала. Разучивание и показ.
Создание информационного сопровождения проекта (афиша,
презентация, пригласительные билеты и т. д.).
Разучивание и исполнение песенного ансамблевого и хорового
материала как части проекта. Формирование умений и навыков ансамблевого и
хорового пения в процессе работы над целостным музыкальнотеатральным проектом.
Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты.
Разучивание оркестровых партий по ритмическим партитурам. Пение
хоровых партий по нотам. Развитие музыкально-слуховых представлений в
процессе работы над творческим проектом.
Работа над метроритмом. Ритмическое остинато и ритмические каноны в
сопровождении музыкального проекта. Усложнение метроритмических
структур с использованием пройденных длительностей и пауз в размерах 2/4,
3/4, 4/4; сочинение ритмоформул для ритмического остинато.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Совершенствование игры в детском инструментальном ансамбле (оркестре):
исполнение оркестровых партитур для различных составов (группы ударных
инструментов различных тембров, включение в оркестр партии синтезатора).
Соревнование классов на лучший музыкальный проект «Сочиняем
сказку».
Широка страна моя родная
Творчество народов России. Формирование знаний о музыкальном и
поэтическом фольклоре, национальных инструментах, национальной одежде.
Развитие навыков ансамблевого, хорового пения. Элементы двухголосия.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных и поэтических произведений фольклора;
русских народных песен разных жанров, песен народов, проживающих в
национальных республиках России; звучание национальных инструментов.
Прослушивание песен народов России в исполнении фольклорных и
этнографических ансамблей.
Исполнение песен народов России различных жанров колыбельные,
хороводные, плясовые и др.) в сопровождении народных инструментов.
18

Пение a capella, канонов, включение элементов двухголосия. Разучивание
песен по нотам.
Игра на музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение на
народных инструментах (свирели, жалейки, гусли, балалайки, свистульки,
ложки, трещотки, народные инструменты региона и др.) ритмических
партитур и аккомпанементов к музыкальным произведениям, а также
простейших наигрышей.
Игры-драматизации. Разыгрывание народных песен по ролям.
Театрализация небольших инструментальных пьес разных народов России.
Самостоятельный подбор и применение элементарных инструментов в
создании музыкального образа.
Хоровая планета
Хоровая музыка, хоровые коллективы и их виды (смешанные, женские,
мужские, детские). Накопление хорового репертуара, совершенствование
музыкально-исполнительской культуры.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание произведений в исполнении хоровых коллективов:
Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.
Александрова, Государственного академического русского народного хора п/у
А.В. Свешникова, Государственного академического русского народного хора
им. М.Е. Пятницкого; Большого детского хора имени В. С. Попова и др.
Определение вида хора по составу голосов: детский, женский, мужской,
смешанный.
Определение
типа
хора
по
характеру
исполнения:
академический, народный.
Совершенствование хорового исполнения: развитие основных хоровых
навыков, эмоционально-выразительное исполнение хоровых произведений.
Накопление хорового репертуара. Исполнение хоровых произведений
классической и современной музыки с элементами двухголосия.
Мир оркестра
Симфонический оркестр. Формирование знаний об основных группах
симфонического оркестра: виды инструментов, тембры. Жанр концерта:
концерты для солирующего инструмента (скрипки, фортепиано, гитары и
др.) и оркестра.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание фрагментов произведений мировой музыкальной классики с
яркой оркестровкой в исполнении выдающихся музыкантов-исполнителей,
исполнительских коллективов. Узнавание основных оркестровых групп и
тембров
инструментов
симфонического
оркестра.
Примеры
М.П.
Мусоргский «Картинки с выставки» (в оркестровке М. Равеля); Б. Бриттен
«Путеводитель по оркестру для молодежи» и другие. Прослушивание
фрагментов концертов для солирующего инструмента (фортепиано, скрипка,
виолончель, гитара и др.) и оркестра.
19

Музыкальная викторина «Угадай инструмент». Викторина-соревнование
на определение тембра различных инструментов и оркестровых групп.
Игра на музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение
инструментальных миниатюр «соло-тутти» оркестром элементарных
инструментов.
Исполнение песен в сопровождении оркестра элементарного
музицирования. Начальные навыки пения под фонограмму.
Музыкальная грамота
Основы музыкальной грамоты. Чтение нот. Пение по нотам с
тактированием. Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия.
Содержание обучения по видам деятельности:
Чтение нот хоровых и оркестровых партий.
Освоение новых элементов музыкальной грамоты: интервалы в пределах
октавы, мажорные и минорные трезвучия. Пение мелодических интервалов и
трезвучий с использованием ручных знаков.
Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен на
металлофоне, ксилофоне, синтезаторе.
Музыкально-игровая деятельность: двигательные, ритмические и
мелодические каноны-эстафеты в коллективном музицировании.
Сочинение ритмических рисунков в форме рондо (с повторяющимся
рефреном), в простой двухчастной и трехчастной формах. Сочинение
простых аккомпанементов с использованием интервалов и трезвучий.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Импровизация с использованием пройденных интервалов и трезвучий.
Применение интервалов и трезвучий в инструментальном сопровождении к
пройденным песням, в партии синтезатора.
Разучивание хоровых и оркестровых партий по нотам; исполнение по
нотам оркестровых партитур различных составов.
Слушание многоголосных (два-три голоса) хоровых произведений
хорального склада, узнавание пройденных интервалов и трезвучий.
Формы и жанры в музыке
Простые двухчастная и трехчастная формы, вариации на новом
музыкальном материале. Форма рондо.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений, написанных в разных формах и
жанрах. Определение соединений формы рондо и различных жанров.
Примеры: Д.Б. Кабалевский «Рондо-марш», «Рондо-танец», «Рондо-песня»; Л.
Бетховен «Ярость по поводу потерянного гроша». Прослушивание
оркестровых произведений, написанных в форме вариаций. Примеры: М. И.
Глинка «Арагонская хота»; М. Равель «Болеро». Активное слушание с
элементами пластического интонирования пьес-сценок, пьес-портретов в
простой двухчастной и простой трехчастной формах и др.
20

Музыкально-игровая деятельность. Форма рондо и вариации в
музыкально-ритмических играх с инструментами (чередование ритмического
тутти и ритмического соло на различных элементарных инструментах (бубен,
тамбурин и др.).
Исполнение хоровых произведений в форме рондо. Инструментальный
аккомпанемент с применением ритмического остинато, интервалов и
трезвучий.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Сочинение и исполнение на элементарных инструментах пьес в
различных формах и жанрах с применением пройденных мелодикоритмических формул, интервалов, трезвучий, ладов.
Я – артист
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное).
Творческое соревнование.
Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника
Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных
праздников, праздники церковного календаря и другие), подготовка
концертных программ.
Содержание обучения по видам деятельности:
Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в
школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным
событиям.
Подготовка концертных программ, включающих произведения для
хорового и инструментального (либо совместного) музицирования, в том
числе музыку народов России.
Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкальноисполнительских фестивалях, конкурсах и т.д.
Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального
материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с
применением усложненных ритмоформул.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Совершенствование навыка импровизации. Импровизация на элементарных
музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе с
использованием пройденных мелодических и ритмических формул.
Соревнование солиста и оркестра – исполнение «концертных» форм.
Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения
программы в третьем классе.
Содержание обучения по видам деятельности:
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и
проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка
сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных
композиций с использованием пройденного хорового и инструментального
21

материала. Рекомендуемые темы: «Моя Родина», «Широка страна моя
родная», «Сказка в музыке», «Наша школьная планета», «Мир природы» и
другие. Театрализованные формы проведения открытых уроков, концертов.
Подготовка и разыгрывание сказок, фольклорных композиций, театрализация
хоровых произведений с включением элементов импровизации. Участие
родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в
разработке сценариев, подготовке музыкально- инструментальных номеров,
реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкальнотеатрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты»,
«музыканты», «художники» и т.д.
4 класс
Песни народов мира
Песня как отражение истории культуры и быта различных народов мира.
Образное и жанровое содержание, структурные, мелодические и
ритмические особенности песен народов мира.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание песен народов мира с элементами анализа жанрового
разнообразия, ритмических особенностей песен разных регионов, приемов
развития (повтор, вариантность, контраст).
Исполнение песен народов мира с более сложными ритмическими
рисунками (синкопа, пунктирный ритм) и различными типами движения
(поступенное, по звукам аккорда, скачками).
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Исполнение оркестровых партитур с относительно самостоятельными по
ритмическому рисунку партиями (например, ритмическое остинато / партия,
дублирующая ритм мелодии; пульсация равными длительностями / две
партии – ритмическое эхо и др.). Исполнение простых ансамблевых дуэтов,
трио; соревнование малых исполнительских групп.
Музыкальная грамота
Основы музыкальной грамоты. Ключевые знаки и тональности (до двух
знаков). Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов.
Интервалы и трезвучия. Средства музыкальной выразительности.
Содержание обучения по видам деятельности:
Чтение нот хоровых и оркестровых партий в тональностях (до двух
знаков). Разучивание хоровых и оркестровых партий по нотам с
тактированием, с применением ручных знаков. Исполнение простейших
мелодических канонов по нотам.
Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Сочинение ритмических рисунков в форме рондо, в простой двухчастной и
простой трехчастной формах, исполнение их на музыкальных инструментах.
Ритмические каноны на основе освоенных ритмоформул. Применение
простых интервалов и мажорного и минорного трезвучий в аккомпанементе к
22

пройденным хоровым произведениям (в партиях металлофона, ксилофона,
синтезатора).
Инструментальная и вокальная импровизация с использованием
простых интервалов, мажорного и минорного трезвучий.
Оркестровая музыка
Виды оркестров: симфонический, камерный, духовой, народный,
джазовый, эстрадный. Формирование знаний об основных группах,
особенностях устройства и тембров инструментов. Оркестровая партитура.
Электромузыкальные инструменты. Синтезатор как инструмент-оркестр.
Осознание
тембровых
возможностей
синтезатора
в
практической
исполнительской деятельности.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание произведений для симфонического, камерного, духового,
народного оркестров. Примеры: оркестровые произведения А. Вивальди, В.
Блажевича, В. Агапкина, В. Андреева; песни военных лет в исполнении
духовых оркестров, лирические песни в исполнении народных оркестров;
произведения для баяна, домры, балалайки-соло, народных инструментов
региона и др.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Игра
оркестровых партитур с самостоятельными по ритмическому рисунку
партиями. Игра в ансамблях различного состава; разучивание простых
ансамблевых дуэтов, трио, соревнование малых исполнительских групп.
Подбор тембров на синтезаторе, игра в подражание различным
инструментам.
Музыкально-сценические жанры
Балет, опера, мюзикл. Ознакомление с жанровыми и структурными
особенностями и разнообразием музыкально-театральных произведений.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание и просмотр фрагментов из классических опер, балетов и
мюзиклов. Сравнение особенностей жанра и структуры музыкальносценических произведений, функций балета и хора в опере. Синтез искусств в
музыкально-сценических жанрах: роль декораций в музыкальном спектакле;
мастерство художника-декоратора и т.д. Примеры: П.И. Чайковский
«Щелкунчик», К. Хачатурян «Чиполлино», Н.А. Римский- Корсаков
«Снегурочка».
Драматизация
отдельных
фрагментов
музыкально-сценических
произведений. Драматизация песен. Примеры: р. н. п. «Здравствуй, гостья
зима», Р. Роджерс «Уроки музыки» из мюзикла «Звуки музыки», английская
народная песня «Пусть делают все так, как я» (обр. А. Долуханяна).
Музыка кино
Формирование знаний об особенностях киномузыки и музыки к
мультфильмам. Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским
фильмам и мультфильмам.
23

Содержание обучения по видам деятельности:
Просмотр фрагментов детских кинофильмов и мультфильмов. Анализ
функций
и
эмоционально-образного
содержания
музыкального
сопровождения:
характеристика действующих лиц (лейтмотивы), времени и среды
действия;
создание эмоционального фона;
выражение общего смыслового контекста фильма.
Примеры: фильмы-сказки «Морозко» (режиссер А. Роу, композитор Н.
Будашкина), «После дождичка в четверг» (режиссер М. Юзовский,
композитор Г. Гладков), «Приключения Буратино» (режиссер Л. Нечаев,
композитор А. Рыбников). Мультфильмы: У. Дисней «Наивные симфонии»;
музыкальные характеристики героев в мультфильмах российских
режиссеров-аниматоров В. Котеночкина, А. Татарского, А. Хржановского,
Ю. Норштейна, Г. Бардина, А. Петрова и др. Музыка к мультфильмам:
«Винни Пух» (М. Вайнберг), «Ну, погоди» (А. Державин, А. Зацепин),
«Приключения Кота Леопольда» (Б. Савельев, Н. Кудрина), «Крокодил Гена и
Чебурашка» (В. Шаинский).
Исполнение песен из кинофильмов и мультфильмов. Работа над
выразительным исполнением вокальных (ансамблевых и хоровых)
произведений с аккомпанированием.
Создание музыкальных композиций на основе сюжетов различных
кинофильмов и мультфильмов.
Учимся, играя
Музыкальные викторины, игры, тестирование, импровизации, подбор по
слуху, соревнования по группам, конкурсы, направленные на выявление
результатов освоения программы.
Содержание обучения по видам деятельности:
Музыкально-игровая деятельность. Ритмические игры, игрысоревнования на правильное определение на слух и в нотах элементов
музыкальной речи. Импровизация-соревнование на основе заданных
моделей, подбор по слуху простых музыкальных построений. Исполнение
изученных песен в форме командного соревнования.
Я – артист
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное).
Творческое соревнование.
Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника
Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных
праздников, праздники церковного календаря
и другие), подготовка
концертных программ.
Содержание обучения по видам деятельности:
Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в
школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным
24

событиям. Исполнение песен в сопровождении двигательно-пластической,
инструментально-ритмической импровизации.
Подготовка концертных программ, включающих произведения для
хорового и инструментального (либо совместного) музицирования и
отражающих полноту тематики освоенного учебного предмета.
Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкальноисполнительских фестивалях, конкурсах и т.д.
Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального
материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с
применением всего разнообразия пройденных ритмоформул.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле, оркестре.
Импровизация на элементарных музыкальных инструментах, инструментах
народного оркестра, синтезаторе с использованием всех пройденных
мелодических и ритмических формул. Соревнование: «солист –солист»,
«солист –оркестр».
Соревнование классов: лучшее исполнение произведений хорового,
инструментального, музыкально-театрального репертуара, пройденных за
весь период обучения.
Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как итоговый результат
освоения программы.
Содержание обучения по видам деятельности:
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и
проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка
сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных
композиций с использованием пройденного хорового и инструментального
материала. Подготовка и разыгрывание музыкально- театральных
постановок, музыкально-драматических композиций по мотивам известных
мультфильмов, фильмов-сказок, опер и балетов на сказочные сюжеты.
Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие
в разработке сценариев, подготовке музыкально- инструментальных
номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкальнотеатрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты»,
«музыканты», «художники» и т.д.
Основное содержание курса представлено следующими содержательными
линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности
музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека - 60 часа. Истоки возникновения музыки.
Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера
человека.
25

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных
сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня,
танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость.
Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное
творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы,
действа, обряды, скороговорки, загадки, игры - драматизации. Историческое
прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка.
Сочинение отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в
творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства – 24 часа.
Интонационно
–
образная
природа
музыкального
искусства.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное
состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация источник
музыкальной
речи.
Основные
средства
музыкальной
выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика и др.)
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное
воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности
музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл.
Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека,
музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приемы
музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно –
образного содержания произведения. Формы одночастные, двух- и
трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира – 51 час. Интонационное богатство
музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны.
Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца.
Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические).
Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей:
радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи, (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая,
оркестровая. Певчие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский,
женский, мужской, смешанный. Оркестры: симфонический, духовой,
народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира.
Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций.
Региональные музыкально – поэтические традиции: содержание, образна
сфера и музыкальный язык.
26

Тематическое распределение количества часов в соответствии с
содержательными линиями в 1 – 4 классах. «Музыка в жизни человека» - 42
часа, «Основные закономерности музыкального искусства» - 9 часов во 2
классе, 8 часов в 3 классе, 7 часов в 4 классе, «Музыкальная картина мира» - 16
часов во 2 классе, 17 часов в 3 классе, 18 часов в 4 классе.
Учебный контроль.
Тестирование по музыке 3,4 классов проводится по итогам пройденного
материала для выявления динамики полученных знаний по предмету за
1,2,3,4 четверти по программе Е.Д.Критской.
четверть

1

2

3

4

1

1

1

1

1

1

3 класс
тесты

1
4 класс

тесты

1

Таблица распределения часов по годам обучения и по темам
Содержание программы
ООП
УМК
Мир музыкальных звуков.
Ритм – движение жизни.
Мелодия – царица музыки.
Музыкальные
краски.
Музыкальные жанры:
песня, танец, марш.
Музыкальная азбука или
где живут ноты.
Я – артист. Музыкальнотеатрализованное
представление.
Широка страна моя
родная.

Количество часов

1 класс 2 класс 3 класс
Музыка в жизни человека. (60 часов)
Музыка вокруг нас.
16

Музыка и ты.

17

Россия — Родина
моя.

Народное музыкальное искусство. Традиции и
обряды.

27

3

День, полный событий.

5

4 класс

Хоровая планета

День, полный событий.

Музыкальная грамота

Россия — Родина моя.

Оркестровая музыка

День, полный событий.

Основные закономерности музыкаль
Музыкальное время и его особенности.
Музыкальная грамота.

О России петь — что стремиться в
храм.

«Музыкальный конструктор».

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Мир оркестра. Музыкальная грамота.

О России петь — что стремиться в
храм.

Формы и жанры в музыке.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
О России петь — что стремиться в
храм.

Песни народов мира.
Музыка кино

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Музыкальная картина мира. (51
В музыкальном театре.

Жанровое разнообразие в музыке.
Музыкально- театрализованное
представление.

В концертном зале.

Я – артист.

Чтоб музыкантом
надобно уменье.

быть,

так

быть,

так

Музыкальный проект «Сочиняем сказку».
В музыкальном театре.
Музыкально-сценические жанры
В музыкальном театре.
Я – артист. Учимся, играя.

Чтоб музыкантом
надобно уменье.

Итого
ИТОГО

33
135

4. Тематическое планирование
28

3 класс (34 ч)
Кол-во
часов

Темы
ООП

Основные виды
деятельности обучающихся

УМК
3 класс (34 ч)
Широка страна моя родная.

Творчество народов
России. Формирование
знаний
о
музыкальном
и
поэтическом
фольклоре,
национальных
инструментах,
национальной одежде.
Развитие навыков
ансамблевого,
хорового
пения.
Элементы
двухголосия

Мелодия — душа 5
музыки.
Природа и музыка.
Звучащие картины.
Виват, Россия! Наша
слава — русская
держава.
Кантата «Александр
Невский».
Опера
«Иван
Сусанин».
Родина
моя! Русская земля...
Да будет во веки
ве¬ков сильна...

День, полный событий
Утро.
4
Мир оркестра.
Портрет в музыке. В
Симфонический
каждой
интонации
оркестр.
спрятан человек.
Формирование знаний
В детской. Игры и
об основных группах
игрушки.
На
симфонического
прогулке. Вечер.
оркестра:
виды
Обобщающий урок I
инструментов,
четверти.

29

Выявлять
настроения
и
чувства человека, выраженные
в музыке
Выражать
свое
эмоциональное отношение к
искусству
в
процессе
исполнения
музыкальных
произведений
(пение,
художественное
движение,
пластическое интонирование и
др.).
Петь мелодии с ориентаций на
нотную запись.
Передавать в импровизации
интонационную
выразительность музыкальной
и поэтической речи.
Знать песни о героических
событиях истории Отечества и
исполнять их на уроках и
школьных праздниках.
Интонационно
осмысленно
исполнять сочинения разных
жанров.
Выполнять
творческие
задания из рабочей тетради.
Распознавать и оценивать
выразительные
и
изобразительные особенности
музыки в их взаимодействии.
Понимать
художественнообразное
содержание
музыкального произведения и
раскрывать
средства
его
воплощения.

тембры.
Жанр
концерта.
Музыкальная грамота
Основы музыкальной
грамоты.
Чтение
нот. Пение по нотам
с
тактированием.
Исполнение канонов.
Интервалы
и
трезвучия.

Хоровая планета.
Хоровая
музыка,
хоровые коллективы
и
их
виды
(смешанные, женские,
мужские, детские).
Накопление хорового
репертуара,
совершенствование
музыкальноисполнительской
культуры.

Передавать
интонационномелодические
особенности
музыкального образа в слове,
рисунке, движении.
Находить
(обнаруживать)
общность интонаций в музыке,
живописи, поэзии.
Разрабатывать
сценарии
отдельных
сочинений
программного
характера,
разрывать их и исполнять во
время досуга.
Выразительно, интонационно
осмысленно
исполнять
сочинения разных жанров и
стилей соло, в ансамбле, хоре,
оркестре.
Выявлять
ассоциативнообразные связи музыкальных
и живописных произведений.
Участвовать в сценическом
воплощении
отдельных
сочинений
программного
характера.
Выполнять
творческие
задания из рабочей тетради.
О России петь — что стремиться в храм
Радуйся,
Мария! 4
Обнаруживать сходство и
Богородице
Дево,
различия
русских
и
радуйся. Древнейшая
западноевропейских
песнь материнства.
произведений
религиозного
Тихая моя, нежная
искусства
(музыка,
моя, добрая моя мама!
архитектура, живопись).
Вербное воскресенье.
Определять обратный строй
Вербочки.
музыки с помощью «словаря
эмоций».
Святые
земли
Знакомиться
с
жанрами
Русской.
церковной музыки (тропарь,
молитва, величание), песнями,
балладами на религиозные
сюжеты.
Иметь
представление
о
религиозных
праздниках
народов России и традициях
их воплощения. Интонационно
осмысленно исполнять
сочинения разных жанров и
стилей.
Выполнять
творческие
задания из рабочей тетради.
30

Формы и жанры в
музыке.
Простые двухчастная
и трехчастная
формы, вариации на
новом музыкальном
материале.
Форма
рондо.

Музыкальный проект
«Сочиняем сказку».
Применение
приобретенных
знаний, умений и
навыков в творческоисполнительской
деятельности.
Создание творческого
проекта силами
обучающихся,
педагогов, родителей.
Формирование умений
и навыков
ансамблевого
и
хорового
пения.
Практическое
освоение
и
применение

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Настрою гусли на 4
Выявлять
общность
старинный лад…
жизненных
истоков
и
Певцы
русской
особенности
народного
и
старины. Былина о
профессионального
Садко и Морском
музыкального творчества.
царе.
Лель,
мой
Рассуждать
о
значении
Лель…
повтора,
контраста,
сопоставления как способов
Звучащие картины.
развития музыки.
Прощание
с
Разыгрывать народные песни
Масленицей.
по ролям, участвовать в
Обобщающий урок II
коллективных
играхчетверти.
драматизациях.
Выполнять
творческие
задания из рабочей тетради.
Принимать
участие
в
традиционных
праздниках
народов России.
Участвовать в сценическом
воплощении
отдельных
фрагментов
оперных
спектаклей.
Выразительно, интонационно
осмысленно
исполнять
сочинения разных жанров и
стилей.
Выполнять
творческие
задания из рабочей тетради.
В музыкальном театре
Опера «Руслан и 6
Рассуждать
о
значении
Людмила»: Я славил
дирижера,
режиссера,
лирою
преданья.
художника-постановщика
в
Фарлаф. Увертюра.
создании
музыкального
Опера «Орфей и
спектакля.
Эвридика».
Участвовать в сценическом
Опера «Снегурочка».
воплощении
отдельных
Волшебное
дитя
фрагментов
музыкального
природы.
Полна
спектакля (дирижер, режиссер,
чудес
могучая
действующие лица и др.)
природа…
В
Рассуждать о смысле и
заповедном лесу.
значении
вступления,
Океан — море синее.
увертюры к опере и балету.
Балет
«Спящая
Сравнивать
образное
красавица». Две феи.
содержание музыкальных тем
Сцена на балу.
по нотной записи.
В
современных
Воплощать в пении или
ритмах.
пластическом интонировании
сценические образы на уроках и
школьных концертах.
31

элементов
музыкальной
грамоты.

Исполнять
интонационно
осмысленно мелодии песен,
тем
из
мюзиклов,
опер,
балетов.

В концертном зале
МузыкальноМузыкальное
6
театрализованное
состязание.
представление.
Музыкальные
Музыкальноинструменты.
театрализованное
Звучащие картины.
представление
как Музыкальные
результат освоения инструменты. Сюита
программы
в «Пер
Гюнт».
третьем классе.
Странствия
Пера
Гюнта. Севера песня
родная.
«Героическая».
Призыв к мужеству.
Вторая
часть
симфонии.
Финал
симфонии.
Мир Бетховена.
Обобщающий урок
III четверти.

Наблюдать
за
развитием
музыки
разных
форм
и
жанров.
Узнавать
стилевые
особенности,
характерные
черты
музыкальной
речи
разных композиторов.
Моделировать в графике
звуковысотные и ритмические
особенности
мелодики
произведения.
Определять виды музыки,
сопоставлять
музыкальные
образы в звучании различных
музыкальных инструментов.
Различать на слух старинную
и современную музыку.
Узнавать
тембры
музыкальных инструментов.
Называть
исполнительские
коллективы и имена известных
отечественных и зарубежных
исполнителей.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…
Выявлять
изменения
Я – артист.
Чудо-музыка. Острый 5
музыкальных
образов,
Сольное
и ритм — джаза
озвученных
различными
звуки.
ансамблевое
инструментами.
Люблю я грусть
музицирование
Разбираться в музыкальной
(вокальное
и твоих просторов. Мир
элементах
инструментальное). С. Прокофьева.
(нотной)
Певцы
родной
Творческое
грамоты.
32

соревнование.

природы.
Прославим радость
на земле. Радость к
солнцу нас зовет.
Обобщающий урок
IV
четверти
заключительный урок
- концерт.

33

Импровизировать мелодии в
соответствии с поэтическим
содержанием в духе песни,
танца, марша.
Определять
особенности
построения
(формы)
музыкальных сочинений.
Различать характерные черты
языка современной музыки.
Определить принадлежность
музыкальных произведений к
тому или иному жанру.
Инсценировать (в группе, в
паре) музыкальные образы
песен, пьес программного
содержания.
Участвовать в подготовке
заключительного
урокаконцерта.
Интонационно
осмысленно
исполнять сочинения разных
жанров и стилей.
Выполнять
творческие
задания из рабочей тетради.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Результаты Независимой Оценки Качества Образования (НОКО) в 2022 году

Уважаемые пользователи ресурса! На официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях Вы можете выразить своё мнение о качестве условий оказания услуг в нашей организации.


МБОУ СОШ № 13 на сайте bus.gov.ru




Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».