МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Муниципальное образование город Армавир МБОУ СОШ № 13 РАССМОТРЕНО Руководитель МО начальных классов ________________________ Адаменко Ю.Е. Приказ № 01-08/75-2 от «01»сентября 2023г СОГЛАСОВАНО Заместитель директора УТВЕРЖДЕНО Директор ____________________ Добрынина Н.А. Приказ № 01-08/75-2 от «01»сентября 2023г ______________________ Мусейлян А.В. Приказ № 01-08/75-2 от «01»сентября 2023г . АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (вариант 7.1) учебного предмета «Технология» для обучающихся 1-2 классов Армавир 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ) разработана рабочая программа учебного предмета «Технология» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1). Вариант 7.1 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы). Вариант 7.1 предназначен для образования обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить НОО, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки. Одним из важнейших условий является устойчивость форм адаптивного поведения. Программа по технологии на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Основной целью программы по технологии является успешная социализация обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе освоения культурологических и конструкторскотехнологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им практических умений. Программа по технологии направлена на решение системы задач: формирование общих представлений о культуре и организации трудовой деятельности как важной части общей культуры человека; становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном (рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся и современных производствах и профессиях; формирование основ чертёжно-графической грамотности, умения работать с простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж, эскиз, схема); формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений; развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера через формирование практических умений; расширение культурного кругозора, развитие способности творческого использования полученных знаний и умений в практической деятельности; развитие познавательных психических процессов и приёмов умственной деятельности посредством включения мыслительных операций в ходе выполнения практических заданий; развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к изобретательской деятельности; воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям, понимания ценности предшествующих культур, отражённых в материальном мире; развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности; воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной созидательной деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к творческой самореализации; становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира с миром природы; воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей. Содержание программы по технологии включает характеристику основных структурных единиц (модулей), которые являются общими для каждого года обучения: 1. Технологии, профессии и производства. 2. Технологии ручной обработки материалов: технологии работы с бумагой и картоном, технологии работы с пластичными материалами, технологии работы с природным материалом, технологии работы с текстильными материалами, технологии работы с другими доступными материалами (например, пластик, поролон, фольга, солома). 3. Конструирование и моделирование: работа с «Конструктором» (с учётом возможностей материально-технической базы образовательной организации), конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов, природных и текстильных материалов, робототехника (с учётом возможностей материально-технической базы образовательной организации). 4. Информационно-коммуникативные технологии (далее – ИКТ) (с учётом возможностей материально-технической базы образовательной организации). В процессе освоения программы по технологии обучающиеся овладевают основами проектной деятельности, которая направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и использовать информацию. В программе по технологии осуществляется реализация межпредметных связей с учебными предметами: «Математика» (моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами), «Изобразительное искусство» (использование средств художественной выразительности, законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна), «Окружающий мир» (природные формы и конструкции как универсальный источник инженерно-художественных идей для мастера; природа как источник сырья, этнокультурные традиции), «Родной язык» (использование важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности), «Литературное чтение» (работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии). Общее число часов, рекомендованных для изучения технологии – 135 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1 КЛАСС Технологии, профессии и производства Природное и техническое окружение человека. Природа как источник сырьевых ресурсов и творчества мастеров. Красота и разнообразие природных форм, их передача в изделиях из различных материалов. Наблюдения природы и фантазия мастера – условия создания изделия. Бережное отношение к природе. Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении, разнообразии. Подготовка к работе. Рабочее место, его организация в зависимости от вида работы. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, поддержание порядка во время работы, уборка по окончании работы. Рациональное и безопасное использование и хранение инструментов. Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами. Профессии сферы обслуживания. Традиции и праздники народов России, ремёсла, обычаи. Технологии ручной обработки материалов Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов. Использование конструктивных особенностей материалов при изготовлении изделий. Основные технологические операции ручной обработки материалов: разметка деталей, выделение деталей, формообразование деталей, сборка изделия, отделка изделия или его деталей. Общее представление. Способы разметки деталей: на глаз и от руки, по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров) и изготовление изделий с опорой на рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему. Чтение условных графических изображений (называние операций, способов и приёмов работы, последовательности изготовления изделий). Правила экономной и аккуратной разметки. Рациональная разметка и вырезание нескольких одинаковых деталей из бумаги. Способы соединения деталей в изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и другое. Приёмы и правила аккуратной работы с клеем. Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и другое). Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов в зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты и приспособления (ножницы, линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и другие), их правильное, рациональное и безопасное использование. Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и другое). Приёмы изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка на глаз, отделение части (стекой, отрыванием), придание формы. Наиболее распространённые виды бумаги. Их общие свойства. Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание и другое. Резание бумаги ножницами. Правила безопасной работы, передачи и хранения ножниц. Картон. Виды природных материалов (плоские – листья и объёмные – орехи, шишки, семена, ветки). Приёмы работы с природными материалами: подбор материалов в соответствии с замыслом, составление композиции, соединение деталей (приклеивание, склеивание с помощью прокладки, соединение с помощью пластилина). Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах. Швейные инструменты и приспособления (иглы, булавки и другие). Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка. Использование дополнительных отделочных материалов. Конструирование и моделирование Простые и объёмные конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и другое) и способы их создания. Общее представление о конструкции изделия, детали и части изделия, их взаимное расположение в общей конструкции. Способы соединения деталей в изделиях из разных материалов. Образец, анализ конструкции образцов изделий, изготовление изделий по образцу, рисунку. Конструирование по модели (на плоскости). Взаимосвязь выполняемого действия и результата. Элементарное прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого (необходимого) результата, выбор способа работы в зависимости от требуемого результата (замысла). Информационно-коммуникативные технологии Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях. Информация. Виды информации. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ) ДЕЙСТВИЯ Изучение технологии в 1 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические и исследовательские действия: ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного); воспринимать и использовать предложенную инструкцию (устную, графическую); анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять основные и второстепенные составляющие конструкции; сравнивать отдельные изделия (конструкции), находить сходство и различия в их устройстве. Работа с информацией: У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: воспринимать информацию (представленную в объяснении учителя или в учебнике), использовать её в работе; понимать и анализировать простейшую знаково-символическую информацию (схема, рисунок) и строить работу в соответствии с ней. Коммуникативные универсальные учебные действия участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное мнение, отвечать на вопросы, выполнять правила этики общения: уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого; строить несложные высказывания, сообщения в устной форме (по содержанию изученных тем). Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация и самоконтроль: принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную учебную задачу; действовать по плану, предложенному учителем, работать с опорой на графическую инструкцию учебника, принимать участие в коллективном построении простого плана действий; понимать и принимать критерии оценки качества работы, руководствоваться ими в процессе анализа и оценки выполненных работ; организовывать свою деятельность: производить подготовку к уроку рабочего места, поддерживать на нём порядок в течение урока, производить необходимую уборку по окончании работы; выполнять несложные действия контроля и оценки по предложенным критериям. Совместная деятельность: проявлять положительное отношение к включению в совместную работу, к простым видам сотрудничества; принимать участие в парных, групповых, коллективных видах работы, в процессе изготовления изделий осуществлять элементарное сотрудничество. 2 КЛАСС Технологии, профессии и производства Рукотворный мир – результат труда человека. Элементарные представления об основном принципе создания мира вещей: прочность конструкции, удобство использования, эстетическая выразительность. Средства художественной выразительности (композиция, цвет, тон и другие). Изготовление изделий с учётом данного принципа. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия, выстраивание последовательности практических действий и технологических операций, подбор материалов и инструментов, экономная разметка, обработка с целью получения (выделения) деталей, сборка, отделка изделия, проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Изготовление изделий из различных материалов с соблюдением этапов технологического процесса. Традиции и современность. Новая жизнь древних профессий. Совершенствование их технологических процессов. Мастера и их профессии, правила мастера. Культурные традиции. Техника на службе человеку. Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые проекты. Технологии ручной обработки материалов Многообразие материалов, их свойств и их практическое применение в жизни. Исследование и сравнение элементарных физических, механических и технологических свойств различных материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов в процессе изготовления изделия: разметка деталей (с помощью линейки (угольника, циркуля), формообразование деталей (сгибание, складывание тонкого картона и плотных видов бумаги и другое), сборка изделия (сшивание). Подвижное соединение деталей изделия. Использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от вида и назначения изделия. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, схема. Чертёжные инструменты – линейка (угольник, циркуль). Их функциональное назначение, конструкция. Приёмы безопасной работы колющими (циркуль) инструментами. Технология обработки бумаги и картона. Назначение линий чертежа (контур, линия разреза, сгиба, выносная, размерная). Чтение условных графических изображений. Построение прямоугольника от двух прямых углов (от одного прямого угла). Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Использование измерений, вычислений и построений для решения практических задач. Сгибание и складывание тонкого картона и плотных видов бумаги – биговка. Подвижное соединение деталей на проволоку, толстую нитку. Технология обработки текстильных материалов. Строение ткани (поперечное и продольное направление нитей). Ткани и нитки растительного происхождения (полученные на основе натурального сырья). Виды ниток (швейные, мулине). Трикотаж, нетканые материалы (общее представление), его строение и основные свойства. Строчка прямого стежка и её варианты (перевивы, наборы) и (или) строчка косого стежка и её варианты (крестик, стебельчатая, ёлочка). Лекало. Разметка с помощью лекала (простейшей выкройки). Технологическая последовательность изготовления несложного швейного изделия (разметка деталей, выкраивание деталей, отделка деталей, сшивание деталей). Использование дополнительных материалов (например, проволока, пряжа, бусины и другие). Конструирование и моделирование Основные и дополнительные детали. Общее представление о правилах создания гармоничной композиции. Симметрия, способы разметки и конструирования симметричных форм. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по простейшему чертежу или эскизу. Подвижное соединение деталей конструкции. Внесение элементарных конструктивных изменений и дополнений в изделие. Информационно-коммуникативные технологии Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях. Поиск информации. Интернет как источник информации. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Изучение технологии во 2 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические и исследовательские действия: ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного); выполнять работу в соответствии с образцом, инструкцией, устной или письменной; выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, группировки с учётом указанных критериев; строить рассуждения, делать умозаключения, проверять их в практической работе; воспроизводить порядок действий при решении учебной (практической) задачи; осуществлять решение простых задач в умственной и материализованной форме. Работа с информацией: получать информацию из учебника и других дидактических материалов, использовать её в работе; понимать и анализировать знаково-символическую информацию (чертёж, эскиз, рисунок, схема) и строить работу в соответствии с ней. Коммуникативные универсальные учебные действия выполнять правила участия в учебном диалоге: задавать вопросы, дополнять ответы других обучающихся, высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, проявлять уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого; делиться впечатлениями о прослушанном (прочитанном) тексте, рассказе учителя, о выполненной работе, созданном изделии. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация и самоконтроль: понимать и принимать учебную задачу; организовывать свою деятельность; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану; прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу; выполнять действия контроля и оценки; воспринимать советы, оценку учителя и других обучающихся, стараться учитывать их в работе. Совместная деятельность: выполнять элементарную совместную деятельность в процессе изготовления изделий, осуществлять взаимопомощь; выполнять правила совместной работы: справедливо распределять работу, договариваться, выполнять ответственно свою часть работы, уважительно относиться к чужому мнению. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы по технологии на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. В результате изучения технологии на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, уважительное отношение к труду и творчеству мастеров; осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы, ответственное отношение к сохранению окружающей среды; понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире, чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов; проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды, эстетические чувства – эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты форм и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной культуры; проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации, мотивация к творческому труду, работе на результат, способность к различным видам практической преобразующей деятельности; проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с доступными проблемами; готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения, проявление толерантности и доброжелательности. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения технологии на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические и исследовательские действия: У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных высказываниях; осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и несущественных признаков; сравнивать группы объектов (изделий), выделять в них общее и различия; делать обобщения (технико-технологического и декоративнохудожественного характера) по изучаемой тематике; использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической творческой деятельности; комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в соответствии с технической, технологической или декоративнохудожественной задачей; понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и законов природы, доступного исторического и современного опыта технологической деятельности. Работа с информацией: осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в учебнике и других доступных источниках, анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой задачей; анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для решения задач в умственной и материализованной форме, выполнять действия моделирования, работать с моделями; использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом), оценивать объективность информации и возможности её использования для решения конкретных учебных задач; следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках. Коммуникативные универсальные учебные действия: вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения, формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать, выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге; объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия. Регулятивные универсальные учебные действия: рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и наведение порядка, уборка после работы); выполнять правила безопасности труда при выполнении работы; планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью; устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов; выполнять действия контроля и оценки, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы. Совместная деятельность: организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя (лидера) и подчинённого, осуществлять продуктивное сотрудничество; проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания, оказывать при необходимости помощь; понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения, предъявлять аргументы для защиты продукта проектной деятельности. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 1 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по технологии: правильно организовывать свой труд: своевременно подготавливать и убирать рабочее место, поддерживать порядок на нём в процессе труда; применять правила безопасной работы ножницами, иглой и аккуратной работы с клеем; действовать по предложенному образцу в соответствии с правилами рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала, экономия материала при разметке); определять названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла, шаблон, стека и другие), использовать их в практической работе; определять наименования отдельных материалов (например, бумага, картон, фольга, пластилин, природные, текстильные материалы) и способы их обработки (сгибание, отрывание, сминание, резание, лепка и другие), выполнять доступные технологические приёмы ручной обработки материалов при изготовлении изделий; ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия; выполнять разметку деталей сгибанием, по шаблону, на глаз, от руки, выделение деталей способами обрывания, вырезания и другое, сборку изделий с помощью клея, ниток и другое; оформлять изделия строчкой прямого стежка; понимать смысл понятий «изделие», «деталь изделия», «образец», «заготовка», «материал», «инструмент», «приспособление», «конструирование», «аппликация»; выполнять задания с опорой на готовый план; обслуживать себя во время работы: соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их, соблюдать правила гигиены труда; рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы (по вопросам учителя), анализировать простейшую конструкцию изделия: выделять основные и дополнительные детали, называть их форму, определять взаимное расположение, виды соединения, способы изготовления; распознавать изученные виды материалов (природные, пластические, бумага, тонкий картон, текстильные, клей и другие), их свойства (цвет, фактура, форма, гибкость и другие); называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и приспособления (шаблон, стека, булавки и другие), безопасно хранить и работать ими; различать материалы и инструменты по их назначению; называть и выполнять последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономно выполнять разметку деталей на глаз, от руки, по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров), точно резать ножницами по линиям разметки, придавать форму деталям и изделию сгибанием, складыванием, вытягиванием, отрыванием, сминанием, лепкой и прочее, собирать изделия с помощью клея, пластических масс и другое, эстетично и аккуратно выполнять отделку раскрашиванием, аппликацией, строчкой прямого стежка; использовать для сушки плоских изделий пресс; с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, шаблон; различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий; понимать простейшие виды технической документации (рисунок, схема), конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку; осуществлять элементарное сотрудничество, участвовать в коллективных работах под руководством учителя; выполнять несложные коллективные работы проектного характера. К концу обучения во 2 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по технологии: понимать смысл понятий «инструкционная» («технологическая») карта, «чертёж», «эскиз», «линии чертежа», «развёртка», «макет», «модель», «технология», «технологические операции», «способы обработки» и использовать их в практической деятельности; выполнять задания по самостоятельно составленному плану; распознавать элементарные общие правила создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия, равновесие), наблюдать гармонию предметов и окружающей среды, называть характерные особенности изученных видов декоративноприкладного искусства; выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности; самостоятельно готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место; анализировать задание (образец) по предложенным вопросам, памятке или инструкции, самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на инструкционную (технологическую) карту; самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы, исследовать свойства новых изучаемых материалов (толстый картон, натуральные ткани, нитки, проволока и другие); читать простейшие чертежи (эскизы), называть линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба, линия симметрии); выполнять экономную разметку прямоугольника (от двух прямых углов и одного прямого угла) с помощью чертёжных инструментов (линейки, угольника) с опорой на простейший чертёж (эскиз), чертить окружность с помощью циркуля; выполнять биговку; выполнять построение простейшего лекала (выкройки) правильной геометрической формы и разметку деталей кроя на ткани по нему/ней; оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками; понимать смысл понятия «развёртка» (трёхмерного предмета), соотносить объёмную конструкцию с изображениями её развёртки; отличать макет от модели, строить трёхмерный макет из готовой развёртки; определять неподвижный и подвижный способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами; конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу; решать несложные конструкторско-технологические задачи; применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности; делать выбор, какое мнение принять – своё или другое, высказанное в ходе обсуждения; выполнять работу в малых группах, осуществлять сотрудничество; понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС Количество часов № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Наименование разделов и тем программы Природное и техническое окружение человека Природные материалы. Свойства. Технологии обработки Способы соединения природных материалов Композиция в художественнодекоративных изделиях Пластические массы. Свойства. Технология обработки Изделие. Основа и детали изделия. Понятие «технология» Получение различных форм деталей изделия из пластилина Бумага. Ее основные свойства. Виды бумаги Картон. Его основные свойства. Виды картона Сгибание и складывание бумаги Ножницы – режущий инструмент. Резание бумаги и Контрольные работы Практические работы 2 0 0 5 0 0 1 0 0 2 0 0 1 0 0 1 0 0 2 0 0 1 0 0 1 0 0 3 0 0 3 0 0 Всего Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://resh.edu.ru/subject/8/1/ https://resh.edu.ru/subject/8/1/ https://resh.edu.ru/subject/8/1/ https://resh.edu.ru/subject/8/1/ https://resh.edu.ru/subject/8/1/ https://resh.edu.ru/subject/8/1/ https://resh.edu.ru/subject/8/1/ https://resh.edu.ru/subject/8/1/ https://resh.edu.ru/subject/8/1/ https://resh.edu.ru/subject/8/1/ https://resh.edu.ru/subject/8/1/ тонкого картона ножницами. Понятие «конструкция» Шаблон – приспособление. 12 Разметка бумажных деталей по шаблону Общее представление о тканях и 13 нитках Швейные иглы и 14 приспособления Варианты строчки прямого 15 стежка (перевивы). Вышивка 16 Резервное время ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ https://resh.edu.ru/subject/8/1/ 5 0 0 1 0 0 1 0 0 3 0 0 1 0 0 33 0 0 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ https://resh.edu.ru/subject/8/1/ https://resh.edu.ru/subject/8/1/ https://resh.edu.ru/subject/8/1/ 2 КЛАСС Количество часов № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Наименование разделов и тем программы Повторение и обобщение пройденного в первом классе Средства художественной выразительности (композиция, цвет, форма, размер, тон, светотень, симметрия) в работах мастеров Биговка. Сгибание тонкого картона и плотных видов бумаги Технология и технологические операции ручной обработки материалов (общее представление) Элементы графической грамоты Разметка прямоугольных деталей от двух прямых углов по линейке Угольник – чертежный (контрольно-измерительный) инструмент. Разметка прямоугольных деталей по угольнику Циркуль – чертежный Всего 1 Контрольные работы Практические работы 0 0 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://resh.edu.ru/subject/8/2/ https://resh.edu.ru/subject/8/2/ 4 0 0 4 0 0 https://resh.edu.ru/subject/8/2/ https://resh.edu.ru/subject/8/2/ 1 0 0 2 0 0 3 0 0 https://resh.edu.ru/subject/8/2/ https://resh.edu.ru/subject/8/2/ https://resh.edu.ru/subject/8/2/ 1 0 0 2 0 0 https://resh.edu.ru/subject/8/2/ (контрольно-измерительный) инструмент. Разметка круглых деталей циркулем Подвижное и неподвижное соединение деталей. Соединение 9 деталей изделия «щелевым замком» 10 Машины на службе у человека Натуральные ткани. Основные 11 свойства натуральных тканей Виды ниток. Их назначение, 12 использование Технология изготовления швейных изделий. Лекало. 13 Строчка косого стежка и ее варианты 14 Резервное время ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ https://resh.edu.ru/subject/8/2/ 5 0 0 2 0 0 1 0 0 1 0 0 https://resh.edu.ru/subject/8/2/ https://resh.edu.ru/subject/8/2/ https://resh.edu.ru/subject/8/2/ https://resh.edu.ru/subject/8/2/ 6 0 0 1 0 0 34 0 0 https://resh.edu.ru/subject/8/2/ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п/п 1 2 3 4 Количество часов Тема урока Мир вокруг нас (природный и рукотворный) Техника на службе человека (в воздухе, на земле и на воде) Природа и творчество. Природные материалы Сбор листьев и способы их засушивания 5 Семена разных растений. Составление композиций из семян 6 Объемные природные материалы (шишки, жёлуди, каштаны). Конструирование объемных изделий из них 7 Объемные природные материалы (шишки, жёлуди, каштаны). Конструирование объемных изделий из них Всего Контрольные работы Практические работы 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 Электронные цифровые образовательные ресурсы https://resh.edu.ru/subject/8/1/ https://resh.edu.ru/subject/8/1/ https://resh.edu.ru/subject/8/1/ https://resh.edu.ru/subject/8/1/ https://resh.edu.ru/subject/8/1/ https://resh.edu.ru/subject/8/1/ 1 0 0 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ 1 0 0 8 9 10 Способы соединения природных материалов Понятие «композиция». Центровая композиция. Точечное наклеивание листьев «Орнамент». Разновидности композиций, Композиция в полосе 1 0 0 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ 1 0 0 1 0 0 11 Материалы для лепки (пластилин, пластические массы) 1 0 0 12 Изделие. Основа и детали изделия.Понятие «технология» 1 0 0 13 Формообразование деталей изделия из пластилина 1 0 0 14 Объемная композиция. Групповая творческая работа – проект («Аквариум», «Морские обитатели») 1 0 0 15 Бумага. Ее основные свойства. Виды бумаги 1 0 0 1 0 0 16 17 Картон. Его основные свойства. Виды картона Сгибание и складывание бумаги. (Cоставление композиций из несложной сложенной детали) https://resh.edu.ru/subject/8/1/ https://resh.edu.ru/subject/8/1/ https://resh.edu.ru/subject/8/1/ https://resh.edu.ru/subject/8/1/ https://resh.edu.ru/subject/8/1/ https://resh.edu.ru/subject/8/1/ https://resh.edu.ru/subject/8/1/ https://resh.edu.ru/subject/8/1/ https://resh.edu.ru/subject/8/1/ 1 0 0 18 19 20 Сгибание и складывание бумаги (Основные формы оригами и их преобразование) Складывание бумажной детали гармошкой Режущий инструмент ножницы. Их назначение, конструкция. Правила пользования https://resh.edu.ru/subject/8/1/ 1 0 0 1 0 0 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ 1 0 0 21 Приемы резания ножницами по прямой, кривой и ломаной линиям 1 0 0 22 Резаная аппликация 1 0 0 23 Шаблон – приспособление для разметки деталей. Разметка по шаблону 1 0 0 24 Разметка по шаблону и вырезание нескольких деталей из бумаги 1 0 0 1 0 0 1 0 0 25 26 Преобразование правильных форм в неправильные Составление композиций из деталей разных форм https://resh.edu.ru/subject/8/1/ https://resh.edu.ru/subject/8/1/ https://resh.edu.ru/subject/8/1/ https://resh.edu.ru/subject/8/1/ 27 Изготовление деталей по шаблону из тонкого картона 1 0 0 28 Общее представление о тканях и нитках 1 0 0 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ https://resh.edu.ru/subject/8/1/ https://resh.edu.ru/subject/8/1/ https://resh.edu.ru/subject/8/1/ https://resh.edu.ru/subject/8/1/ 29 Швейные иглы и приспособления. Назначение. Правила обращения. Строчка прямого стежка 30 Вышивка – способ отделки изделий. Мережка (осыпание края заготовки из ткани) 1 0 0 31 Строчка прямого стежка, ее варианты – перевивы 1 0 0 32 Отделка швейного изделия (салфетки, закладки) строчками прямого стежка 1 0 0 33 Резервный урок 1 0 0 33 0 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ https://resh.edu.ru/subject/8/1/ 1 0 0 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ https://resh.edu.ru/subject/8/1/ https://resh.edu.ru/subject/8/1/ https://resh.edu.ru/subject/8/1/ 2 КЛАСС № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Тема урока Повторение и обобщение пройденного в первом классе Средства художественной выразительности: цвет, форма, размер. Общее представление Средства художественной выразительности: цвет в композиции Виды цветочных композиций (центральная, вертикальная, горизонтальная) Светотень. Способы ее получения формообразованием белых бумажных деталей Биговка – способ сгибания тонкого картона и плотных видов бумаги Биговка по кривым линиям Изготовление сложных выпуклых форм на деталях из тонкого картона и плотных видов бумаги Количество часов Контрольные Всего работы 1 0 Практические работы 0 Электронные цифровые образовательные ресурсы https://resh.edu.ru/subject/8/2/ https://resh.edu.ru/subject/8/2/ 1 0 0 https://resh.edu.ru/subject/8/2/ 1 0 0 https://resh.edu.ru/subject/8/2/ 1 0 0 https://resh.edu.ru/subject/8/2/ 1 0 0 https://resh.edu.ru/subject/8/2/ 1 0 0 1 0 0 1 0 0 https://resh.edu.ru/subject/8/2/ https://resh.edu.ru/subject/8/2/ 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Конструирование складной открытки со вставкой Технология и технологические операции ручной обработки материалов (общее представление) Линейка – чертежный (контрольно-измерительный) инструмент. Понятие «чертеж». Линии чертежа (основная толстая, тонкая, штрих и два пунктира) Понятие «чертеж». Линии чертежа (основная толстая, тонкая, штрих и два пунктира) Разметка прямоугольных деталей от двух прямых углов по линейке Конструирование усложненных изделий из полос бумаги Конструирование усложненных изделий из полос бумаги Угольник – чертежный (контрольно-измерительный) инструмент. Разметка прямоугольных деталей по угольнику Циркуль. Его назначение, 1 0 0 https://resh.edu.ru/subject/8/2/ https://resh.edu.ru/subject/8/2/ 1 0 0 https://resh.edu.ru/subject/8/2/ 1 0 0 https://resh.edu.ru/subject/8/2/ 1 0 0 https://resh.edu.ru/subject/8/2/ 1 0 0 1 0 0 1 0 0 https://resh.edu.ru/subject/8/2/ https://resh.edu.ru/subject/8/2/ https://resh.edu.ru/subject/8/2/ 1 0 0 1 0 0 https://resh.edu.ru/subject/8/2/ 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 конструкция, приемы работы. Круг, окружность, радиус Чертеж круга. Деление круглых деталей на части. Получение секторов из круга Подвижное и соединение деталей. Шарнир. Соединение деталей на шпильку Подвижное соединение деталей шарнирна проволоку Шарнирный механизм по типу игрушки-дергунчик «Щелевой замок» - способ разъемного соединения деталей Разъемное соединение вращающихся деталей (пропеллер) Транспорт и машины специального назначения Макет автомобиля Натуральные ткани, трикотажное полотно, нетканые материалы Виды ниток. Их назначение, использование Строчка косого стежка. Назначение. Безузелковое закрепление нитки на ткани. https://resh.edu.ru/subject/8/2/ 1 0 0 https://resh.edu.ru/subject/8/2/ 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 https://resh.edu.ru/subject/8/2/ https://resh.edu.ru/subject/8/2/ https://resh.edu.ru/subject/8/2/ https://resh.edu.ru/subject/8/2/ 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 https://resh.edu.ru/subject/8/2/ https://resh.edu.ru/subject/8/2/ https://resh.edu.ru/subject/8/2/ https://resh.edu.ru/subject/8/2/ https://resh.edu.ru/subject/8/2/ 1 0 0 Зашивания разреза Разметка и выкраивание 29 прямоугольного швейного изделия. Отделка вышивкой Сборка, сшивание швейного 30 изделия Лекало. Разметка и выкраивание 31 деталей швейного изделия по лекалу Изготовление швейного изделия 32 с отделкой вышивкой Изготовление швейного изделия 33 с отделкой вышивкой 34 Резервный урок ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ https://resh.edu.ru/subject/8/2/ 1 0 0 1 0 0 https://resh.edu.ru/subject/8/2/ https://resh.edu.ru/subject/8/2/ 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 34 0 0 https://resh.edu.ru/subject/8/2/ https://resh.edu.ru/subject/8/2/ https://resh.edu.ru/subject/8/2/ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Технология, 1 класс/ Лутцева Е.А., Зуева Т.П., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Технология, 2 класс/ Лутцева Е.А., Зуева Т.П., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева. Технология. 1 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. М.: «Просвещение». Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева. Технология. 2 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. М.: «Просвещение». ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://infourok.ru https://nsportal.ru https://resh.edu.ru