15. Адаптированная рабочая программа по технологии 5-9

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МБОУ СОШ № 13 протокол № 1
от «1» сентября 2023 года
приказ № 01-08/75-2
________________ А.В.Мусейлян
«1» сентября 2023 г

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По технологии
Уровень образования (класс): основное общее образование 5-8 классы
Количество часов: 272 часа
Учитель или группа учителей, разработчиков рабочей программы
Харитоновой Ксенией Николаевной, учитель МБОУ СОШ № 13
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» в редакции приказа
Минобрнауки России от 31.05.2021 г. № 287;
с учетом примерной рабочей программы адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования обучающихся с
задержкой психического развития, одобренной федеральным учебнометодическим объединением по общему образованию (протокол ФУМО от 18
марта 2022 г. №1/22,);
с учетом УМК: В.М. Казакевич, издательство «Просвещение», 2021 год.

Рабочая программа курса «Технология» уровня ООО составлена на основе
требований ФГОС, с учетом примерной программы по технологии, рабочей
программы «Технология. 5—9 классы. Предметная линия учебников В. М. Казакевича
и др.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина,
Г. Ю. Семёнова — М. : Просвещение.
Программа реализуется в рамках завершенной линией учебников:
1. Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семенова Г.Ю. и др./Под ред. Казакевича
В.МТехнология, 5 класс, изд-во «Просвещение»
2. Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семенова Г.Ю. и др./Под ред.
КазакевичаВ.М Технология
3. 6 класс, изд-во «Просвещение», 2021 г. Казакевич В.М., Пичугина Г.В.,
Семенова Г.Ю. и др./Под ред. Казакевича В.М Технология, 7 класс, издво
«Просвещение»
4. Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семенова Г.Ю. и др./Под ред.
КазакевичаВ.М Технология, 8-9 класс, изд-во «Просвещение»
В соответствии с учебным планом ГБОУ СОШ с.Владимировка (34 учебных
недели) рабочая программа по предмету «Технология » в 5-8 классах рассчитана на
238 часов. По классам количество часов составляет:
5класс - 2 часа в неделю, 68 часов в
год; 6класс - 2 часа в неделю, 68 часов
в год; 7класс - 2 часа в неделю, 68
часов в год;8 класс - 1 час в неделю, 34
часа в год;
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
Вид работы
Контрольная
работа

5класс
3

Количество работ за год
6 класс
7 класс
8 класс
2
3
3
Защита
проекта

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные
затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными
познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического
развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности
и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени
выраженные недостатки в формировании высших психических функций,
замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности,
трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся
отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия
и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной
сферы.
У обучающихся с ЗПР выявлен сниженный уровень психического тонуса
(активности) и работоспособности, замедленный темп деятельности при выполнении
заданий, быстрое пресыщение деятельностью, неустойчивость внимания и резервных
возможностей. Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др.
познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности
деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и
школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в
поведении
и
деятельности,
сформированы
недостаточно.
Обучаемость
избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной
привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального
состояния.

Для создания ситуации успеха для обучающихся с ОВЗ данной категории
необходимы активность вербального контакта, преобладание зрительного
запоминания, положительный эмоциональный фон при индивидуальной работе,
наводящая, организующая и обучающая помощь.
К общим потребностям обучающихся с ОВЗ (ЗПР) относятся
• обязательность
непрерывности
коррекционно-развивающего
процесса,
реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе
индивидуальной работы;
• психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с
педагогами и соучениками;
• психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия
семьи и образовательной организации;
• постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы
образовательной организации.
Для обучающихся с ОВЗ (ЗПР), характерны следующие специфические
образовательные потребности:
• с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и
осуществляемых только совместно с классом и под руководством учителя, к овладению
этой учебной деятельностью на уровне основного общего образования, становление
которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции
обучающегося, направленной на самостоятельный познавательный поиск, постановку
учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных
действий;
• упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе
образования;
• специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью;
• необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом
норм поведения;
• обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной
среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и
нейродинамики психических процессов обучающихся с задержкой психического
развития;
• использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения;
• стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании
окружающего мира и во взаимодействии с ним;
• специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование
произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;
•
специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм
коммуникации;
•
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование
навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных
социальных контактов.
Построение образовательного процесса и выбор условий и методик обучения
осуществляется с учётом особенностей подросткового возраста и этапов подросткового
развития (11—13 лет, 5—7 классы; 14—15 лет, 8—9 классы).
Данная программа реализуется с учетом индивидуальных особенностей
учащихся с ОВЗ (ЗПР) и индивидуальных образовательных потребностей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета «Технология»
При изучении
технологии в
основной
школе обеспечивается
достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1.
Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной
области предметной технологической деятельности.
2.
Выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения
текущих и перспективных потребностей.
3.
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
4.
Овладение установками, нормами и правилами научной организации
умственного и физического труда.
5.
Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в
различных сферах с позиций будущей социализации.
6.
Планирование образовательной и профессиональной карьеры.
7.
Осознание необходимости общественно полезного труда как условия
безопасной и эффективной социализации.
8.
Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
9.
Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
10.
Проявление технико-технологического и экономического мышления при
организации своей деятельности.
Метапредметные результаты
1.
Планирование процесса познавательной деятельности.
2.
Ответственное отношение к культуре питания, соответствующего нормам
здорового образа жизни.
3.
Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой
задачи на основе заданных алгоритмов.
4.
Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в
процессе моделирования изделия или технологического процесса.
5.
Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию
оригинальных изделий технического творчества и декоративно-прикладного искусства.
6.
Виртуальное и натурное моделирование художественных и технологических
процессов и объектов.
7.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных
выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения;
отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
8.
Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих
субъективную потребительную стоимость или социальную значимость.
9.
Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет ресурсы и другие
базы данных.
10.
Использование дополнительной информации при проектировании и создании
объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную
стоимость.
11.
Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности
с другими ее участниками.
12.
Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива.

13.
Оценка своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения
нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и
коллективе требованиям и принципам.
14.
Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий
в выполняемых технологических процессах.
15.
Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической
культурой производства.
16.
Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности и
созидательного труда.
Предметные результаты:
В результате обучения по данной программе обучающиеся должны овладеть:
- трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и
использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания
продуктов труда в соответствии с предполагаемыми функциональными и эстетическими
свойствами;
- умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные
интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять
жизненные и профессиональные планы;
- навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; культуры
труда, уважительного отношения к труду и результатам труда;
- ответственным отношением к сохранению своего здоровья и ведению здорового
образа жизни, основой которого является здоровое питание.
При формировании перечня планируемых результатов освоения каждого из
разделов в программу включены результаты базового уровня, обязательного к освоению
всеми обучающимися, и повышенного уровня.
Планируемые результаты по разделам содержания:
Раздел 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности
Выпускник научится:
- Обосновывать и осуществлять учебные проекты материальных объектов,
нематериальных услуг, технологий:
- обосновывать потребность в конкретном материальном благе, услуге или технологии;
- чётко формулировать цель проекта (вид, форму и предназначение изделия, услуги,
технологии);
- разрабатывать программу выполнения проекта;
- составлять необходимую
учебнотехнологическую документацию;
- выбирать технологию с
учётом имеющихся материально-технических
ресурсов;
- осуществлять
технологический процесс в соответствии с разработанной
программой проекта;
- подбирать оборудование и материалы;
- организовывать рабочее место;
- осуществлять технологический
процесс;
- контролировать ход и результаты работы;
- оформлять проектные материалы;
осуществлять презентацию проекта, с использование компьютера.
Выпускник получит возможность научиться:
- Применять методы творческого поиска технических или технологических решений;
- корректировать технологию и программу выполнения проекта с учётом
изменяющихся условий для проектной деятельности;
- применять технологический подход для осуществления любой деятельности;
- овладеть элементами предпринимательской деятельности.

Раздел 2.Производство
Выпускник научится:
- Соотносить изучаемый объект или явления с природной средой и техносферой;
- различать нужды и потребности людей, виды материальных и нематериальных благ
для их удовлетворения;
- устанавливать рациональный перечень потребительских благ для современного
человека;
- ориентироваться в сущностном проявлении основных категорий производства:
продукт труда, предмет труда, средства производства, средства труда, процесс
производства, технологический процесс производства;
- сравнивать и характеризовать различные транспортные средства, применяемые в
процессе производства материальных благ и услуг;
- оценивать уровень совершенства местного производства.
Выпускник получит возможность научиться:
- Изучать характеристики производства;
- оценивать уровень автоматизации и роботизации местного производства;
- оценивать уровень экологичности местного производства;
- определяться в приемлемости для себя той или иной сферы производства или сферы
услуг;
- находить источники информации о перспективах развития современных производств
в области проживания, а также информации об актуальном состоянии и перспективах
развития регионального рынка труда.
Раздел 3. Технология
Выпускник научится:
- Чётко характеризовать сущность технологи как категории производства;
- разбираться в видах и эффективности технологий получения, преобразования и
применения материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной
среды;
- оценивать влияния современных технологий на общественное развитие;
- ориентироваться в современных и перспективных технологиях сферы производства и
сферы услуг, а также в информационных технологиях;
- оптимально подбирать технологии с учётом предназначения продукта труда и
масштабов производства;
- оценивать возможность и целесообразность применимости той или иной технологии, в
том числе с позиций экологичности производства;
- прогнозировать для конкретной технологии возможные потребительские и
производственные характеристики продукта труда
Выпускник получит возможность научиться:
- Оценивать возможность и целесообразность применения современных технологий в
сфере производства и сфере услуг в своём социально-производственном окружении;
- оценивать возможность и целесообразность применения современных технологий для
бытовой деятельности своей семьи.
Раздел 4. Техника
Выпускник научится:
- Разбираться в сущности того, что такое техника, техническая система,
технологическая машина, механизм;
- классифицировать виды техники по различным признакам; находить информацию о
современных видах техники;
- изучать
конструкцию и принципы работы современной техники;
- оценивать область применения и возможности того или иного вида техники;
- разбираться в принципах работы устройств систем управления техникой;

- ориентироваться в видах устройств автоматики в технологических машинах и
бытовой технике;
- различать автоматизированные
и роботизированные устройства;
- собирать из
деталей
конструктора роботизированные устройства;
- проводить и анализировать конструирование механизмов, простейших роботов,
позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых
механизмов, материального или виртуального конструктора); управлять моделями
роботизированных устройств.
Выпускник получит возможность научиться:
- Оценивать технический уровень совершенства действующих машин механизмов;
- моделировать машины и механизмы;
- разрабатывать
оригинальные конструкции
машин
и
механизмов
для сформулированной идеи; проводить модификацию действующих машин
и
механизмов применительно ситуации или выданному заданию.
Раздел 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования
материалов
Выпускник научится:
- Читать и создавать технические рисунки, чертежи, технологические карты;
- анализировать
возможные технологические решения, определять их достоинства
и недостатки в контексте заданной ситуации;
- подбирать и пользоваться ручными инструментами, отдельными машинами и
станками;
- осуществлять изготовление деталей, сборку и отделку изделий;
- изготавливать изделия в соответствии с разработанной технической и технологической документацией;
- выполнять отделку изделий; использовать один из распространенных в регионе видов
декоративно-прикладной обработки материалов;
- осуществлять текущий и итоговый контроль и оценку качества готового изделия,
анализировать ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
- Выполнять чертежи и эскизы с использованием средств компьютерной поддержки;
- разрабатывать оригинальные конструкции в заданной ситуации;
- находить варианты изготовления и испытания изделий с учётом имеющихся
материально-технических условий;
- проектировать весь процесс получения материального продукта;
- разрабатывать и создавать изделия с помощью 3D-принтера;
- совершенствовать технологию получения материального продукта на основе
дополнительной информации.
Раздел 6. Технологии обработки пищевых продуктов
Выпускник научится:
- Ориентироваться в рационах питания для различных категорий людей и
жизненных ситуаций;
- выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках,
углеводах, жирах, витаминах;
- разбираться в способах обработки пищевых продуктов, применять их в бытовой
практике;
- выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов;
- соблюдать санитарно-гигиенические требования при обработке пищевых продуктов;
- пользоваться
различными видами оборудования современной кухни;
- понимать опасность генетически модифицированных продуктов для здоровья
человека;

- определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам,
органолептическими и лабораторными методами;
- соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд;
разбираться и применять технологии заготовки продуктов питания
Выпускник получит возможность научиться:
- Осуществлять рациональный выбор пищевых продуктов с учетом их питательной
ценности и принципов здорового питания;
- составлять индивидуальный режим питания;
- разбираться в особенностях национальной кухни и готовить некоторые блюда;
- сервировать стол, эстетически оформлять блюда;
- владеть технологией оформления торжеств.
Раздел 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии
Выпускник научится:
- Характеризовать сущность работы и энергии;
- разбираться в видах энергии, используемых людьми;
- ориентироваться в способах получения, преобразования, использования и
аккумулирования механической энергии;
- сравнивать эффективность различных источников тепловой энергии;
- ориентироваться в способах получения и использования энергии магнитного поля;
- ориентироваться в способах получения, преобразования, использования и
аккумулирования электрической энергии;
- ориентироваться в способах получения, преобразования и использования химической
энергии;
- осуществлять
использование химической
энергии
при обработке
материалов и получении новых веществ;
- ориентироваться в способах получения, преобразования и использования ядерной и
термоядерной энергии.
Выпускник получит возможность научиться:
- Оценивать эффективность использования различных видов энергии в быту и на
производстве;
- разбираться в источниках различных видов энергии и целесообразности их
применения в различных условиях;
- проектировать электроустановки и составлять их электрические схемы, собирать
установки, содержащие электрические цепи;
- давать сравнительную оценку электромагнитной «загрязнённости»
ближайшего окружения;
- делать оценку экологичности производств, использующих химическую
энергию;
- выносить суждения об опасности и безопасности ядерной и термоядерной
энергетики.
Раздел 8. Технологии получения, обработки и использования информации
Выпускник научится:
- Разбираться в сущности информации и формах её материального воплощения;
- осуществлять технологии получения,
представления, преобразования и использования различных видов информации;
- применять технологии записи различных видов информации;
- разбираться в видах информационных каналов у человека и представлять их
эффективность;
- владеть методами и средствами получения, преобразования, применения и
сохранения информации;

- пользоваться компьютером для получения, обработки, преобразования, передачи и
сохранения информации;
- характеризовать сущность коммуникации как форм связи информационных систем и
людей;
- ориентироваться в сущности менеджмента и иметь представление об основных
методах управления персоналом;
- представлять информацию вербальными и невербальными средствами при
коммуникации с использованием технических средств
Выпускник получит возможность научиться:
- Пользоваться различными современными техническими средствами для получения,
преобразования, предъявления и сохранения информации;
- осуществлять поиск и извлечение информации из различных источников с
применением современных технических средств;
- применять технологии запоминания информации;
- изготовлять информационный продукт по заданному алгоритму;
- владеть приёмами эффективной коммуникации в процессе делового общения;
- управлять конфликтами в бытовых и производственных ситуациях.
Раздел 9. Технологии растениеводства
Выпускник научится:
- Выполнять основные агротехнологические приёмы выращивания культурных
растений;
- определять полезные свойства культурных растений;
- классифицировать культурные растения по группам;
- проводить исследования с культурными растениями;
- классифицировать дикорастущие растения по группам;
- проводить заготовку сырья дикорастущих растений;
- выполнять способы подготовки и закладки сырья дикорастущих растений на
хранение;
- владеть методами переработки сырья дикорастущих растений;
- определять культивируемые грибы по внешнему виду;
- создавать условия для искусственного выращивания культивируемых грибов;
- владеть безопасными способами сбора и заготовки грибов;
- определять микроорганизмы по внешнему виду;
- создавать условия для искусственного выращивания одноклеточных водорослей;
- владеть биотехнологиями использования одноклеточных грибов на примере дрожжей
для получения продуктов питания.
Выпускник получит возможность научиться:
- Проводить фенологические наблюдения за комнатными растениями;
- применять способы и методы вегетативного размножения культурных растений
(черенками, отводками, прививкой, культурой ткани) на примере комнатных
декоративных культур;
- определять виды удобрений и способы их применения;
- приводить аргументированные оценки и прогнозы развития агротехнологий;
- владеть биотехнологиями использования кисломолочных бактерий для получения
кисломолочной продукции (творога, кефира и др.);
- создавать условия для клонального микроразмножения растений;
- приводить аргументированные оценки и прогнозы использования технологий
клеточной и генной инженерии на примере генномодифицированных растений.
Раздел 10. Технологии животноводства
Выпускник научится:
- Описывать роль различных видов животных в удовлетворении материальных и
нематериальных потребностей человека;

- анализировать технологии, связанные с использованием животных;
- выделять и характеризовать основные элементы технологий животноводства;
- собирать информацию и описывать технологии содержания домашних животных;
- оценивать условия содержания животных в квартире, школьном зооуголке, личном
подсобном хозяйстве и их соответствие требованиям;
- составлять по образцам рационы кормления домашних животных в семье (городская
школа) и в личном подсобном хозяйстве (сельская школа);
- подбирать корма, оценивать их пригодность к скармливанию по внешним признакам,
подготавливать корма к скармливанию и кормить животных;
- описывать технологии и основное оборудование для кормления животных и
заготовки кормов; описывать технологии и технические устройства для получения
различных видов продукции (молока, мяса, яиц, шерсти) на современных
животноводческих фермах;
- описывать экстерьер и породные признаки животных по внешнему виду и
справочным материалам;
- описывать работу по улучшению пород животных (в городских школах в
клубах собаководов);
- оценивать по внешним признакам состояние здоровья домашних животных,
проводить санитарную обработку, простые профилактические и лечебные мероприятия
для кошек, собак (в городской школе), для сельскохозяйственных животных (в сельской
школе); описывать содержание труда основных профессий, связанных с технологиями
использования животных
Выпускник получит возможность научиться:
- Приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы
развития технологий животноводства;
- проводить исследования способов разведения и содержания домашних животных в
своей семье, семьях друзей;
- оценивать по внешним признакам и простейшим
исследованиям
качество
продукции животноводства;
- проектировать и изготовлять простейшие технические устройства, обеспечивающие
условия содержания животных и облегчающие уход за ними: клетки, будки для собак,
автопоилки для птиц, устройства для аэрации аквариумов, автоматизированные
кормушки для кошек и др.;
- описывать признаки распространённых заболеваний домашних животных по личным
наблюдениям и информационным источникам; исследовать проблему бездомных
животных как проблему своего микрорайона
Раздел 11. Социальные технологии
Выпускник научится:
- Разбираться в сущности социальных технологий;
- ориентироваться в видах социальных технологий;
- характеризовать технологии сферы услуг, социальные сети как технологию;
- создавать средства получения информации для социальных технологий;
- ориентироваться в профессиях, относящихся к социальным технологиям,
- осознавать сущность категорий «рыночная экономика», «потребность» «спрос»,
«маркетинг», «менеджмент»
Выпускник получит возможность научиться:
- Обосновывать рациональную совокупность личных потребностей и её построение по
приоритетным потребностям;
- готовить некоторые виды инструментария для исследования рынка;
- выявлять и характеризовать потребительский спрос на некоторые виды товаров и
услуг;

- применять методы управления персоналом при коллективном выполнении
практических работ и созидательной деятельности;
- разрабатывать сценарии проведения семейных и общественных мероприятий;
- разрабатывать бизнес-план, бизнеспроект.

СОДЕРЖАНИЕ
5

КЛАСС

Теоретические сведения.
Методы и средства творческой и проектной деятельности
Проектная деятельность. Что такое творчество.
Производство
Что такое техносфера. Что такое потребительские блага. Производство
потребительских благ. Общая характеристика производства.
Технология
Что такое технология. Классификация производств и технологий.
Техника
Что такое техника. Инструменты, механизмы и технические устройства.
Технологии получения, обработки, преобразования и использования
материалов
Виды материалов. Натуральные, искусственные и синтетические материалы.
Конструкционные материалы. Текстильные материалы.
Механические свойства конструкционных материалов. Механические, физические и
технологические свойства тканей из натуральных волокон.
Технология механической обработки материалов. Графическое отображение формы
предмета.
Технологии обработки пищевых продуктов
Кулинария. Основы рационального питания. Витамины и их значение в питании.
Правила санитарии, гигиены и безопасности труда на кухне.
Овощи в питании человека. Технологии механической кулинарной обработки овощей.
Украшение блюд. Фигурная нарезка овощей. Технологии тепловой обработки овощей.
Технологии получения, преобразования и использования энергии
Что такое энергия. Виды энергии. Накопление механической энергии.
Технологии получения, обработки и использования информации
Информация. Каналы восприятия информации человеком. Способы материального
представления и записи визуальной информации.
Технология растениеводства
Растения как объект технологии. Значение культурных растений в жизнедеятельности
человека. Общая характеристика и классификация культурных растений. Исследования
культурных растений или опыты с ними.
Технологии животноводства
Животные и технологии 21 века. Животные и материальные потребности человека.
Сельскохозяйственные животные и животноводство. Животные — помощники человека.
Животные на службе безопасности жизни человека. Животные для спорта, охоты, цирка
и науки.
Социальные технологии
Человек как объект технологии. Потребности людей. Содержание социальных
технологий.
Практические работы

Сбор дополнительной информации о техносфере в Интернете и справочной
литературе. Проведение наблюдений. Составление рациональных перечней
потребительских благ для современного человека. Экскурсии. Подготовка рефератов.
Самооценка интересов и склонностей к какому-либо виду деятельности.
Сбор дополнительной информации о технологиях в Интернете и справочной литературе.
Экскурсия на производство по ознакомлению с технологиями конкретного
производства.
Составление иллюстрированных проектных обзоров техники по отдельным
отраслям и видам.
Ознакомление с образцами различного сырья и материалов. Составление
коллекций сырья и материалов. Просмотр роликов о производстве материалов,
составление отчётов об этапах производства.
Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни. Определение
количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в
витаминах. Определение качества мытья столовой посуды экспресс-методом
химического анализа. Определение доброкачественности пищевых продуктов
органолептическим и методом химического анализа.
Сбор дополнительной информации об энергии в Интернете и справочной
литературе об областях получения и применения механической энергии. Ознакомление
с устройствами, использующими кинетическую и потенциальную энергию.
Изготовление игрушки «Йо-йо».
Оценка восприятия содержания информации в зависимости от установки.
Сравнение скорости и качества восприятия информации различными органами чувств.
Описание основных агротехнологических приёмов выращивания культурных растений.
Определение полезных свойств культурных растений. Классифицирование культурных
растений по группам. Проведение исследований с культурными растениями в условиях
школьного кабинета.
Сбор дополнительной информации и описание примеров разведения животных
для удовлетворения различных потребностей человека, классифицировать эти
потребности.
Тесты по оценке свойств личности. Составление и обоснование перечня личных
потребностей и их иерархическое построение.
Ознакомление с устройством и назначением ручных не электрифицированных
инструментов. Упражнения по пользованию инструментами.
Чтение и выполнение технических рисунков и эскизов деталей. Разметка
проектных изделий и деталей. Изготовление простых изделий для быта из
конструкционных материалов. Обработка текстильных материалов из натуральных
волокон растительного происхождения с помощью ручных инструментов,
приспособлений, машин.
Приготовление кулинарных блюд и органолептическая оценка их качества.
Сушка фруктов, ягод, овощей, зелени. Замораживание овощей и фруктов.
Выполнение основных агротехнологических приёмов выращивания культурных
растений с помощью ручных орудий труда на пришкольном участке. Определение
полезных свойств культурных растений. Классифицирование культурных растений по
группам. Проведение опытов с культурными растениями на пришкольном участке. Сбор
информации и описание основных видов сельскохозяйственных животных своего села и
соответствующих направлений животноводства.
6 КЛАСС
Теоретические сведения.
Методы и средства творческой и проектной деятельности
Введение в творческий проект. Подготовительный этап. Конструкторский этап.
Технологический этап. Этап изготовления изделия. Заключительный этап.

Производство
Труд как основа производства. Предметы труда. Сырьё как предмет труда.
Промышленное сырьё. Сельскохозяйственное и растительное сырьё. Вторичное сырьё и
полуфабрикаты. Энергия как предмет труда. Информация как предмет труда.
Технология
Объекты сельскохозяйственных технологий как предмет труда. Объекты социальных
технологий как предмет труда.
Основные признаки технологии. Технологическая, трудовая и производственная
дисциплина. Техническая и технологическая документация.
Техника
Понятие о технической системе. Рабочие органы технических систем (машин).
Двигатели технических систем (машин). Механическая трансмиссия в технических
системах. Электрическая, гидравлическая и пневматическая трансмиссия в технических
системах.
Технологии получения, обработки, преобразования и использования
материалов
Технологии резания. Технологии пластического формования материалов.
Основные технологии обработки древесных материалов ручными инструментами.
Основные технологии обработки металлов и пластмасс ручными инструментами.
Основные технологии механической обработки строительных материалов ручными
инструментами.
Технологии механического соединения деталей из древесных материалов и металлов.
Технологии соединения деталей с помощью клея. Технологии соединения деталей и
элементов конструкций из строительных материалов. Особенности технологий
соединения деталей из текстильных материалов и кожи. Технологии влажно-тепловых
операций при изготовлении изделий из ткани и кожи.
Технологии наклеивания покрытий. Технологии окрашивания и лакирования.
Технологии нанесения покрытий на детали и конструкции из строительных материалов.
Технологии обработки пищевых продуктов
Основы рационального (здорового) питания. Технология производства молока
и приготовления продуктов и блюд из него. Технология производства кисломолочных
продуктов и приготовление блюд из них. Технология производства кулинарных изделий
из круп, бобовых культур. Технология приготовления блюд из круп и бобовых.
Технология производства макаронных изделий и технология приготовления кулинарных
блюд из них.
Технологии получения, преобразования и использования энергии Что такое
тепловая энергия. Методы и средства получения тепловой энергии. Преобразование
тепловой энергии в другие виды энергии и работу. Передача тепловой энергии.
Аккумулирование тепловой энергии.
Технологии получения, обработки и использования информации
Восприятие информации. Кодирование информации при передаче сведений. Сигналы и
знаки при кодировании информации. Символы как средство кодирования информации.
Технология растениеводства
Дикорастущие растения, используемые человеком. Заготовка сырья дикорастущих
растений. Переработка и применение сырья дикорастущих растений. Влияние
экологических факторов на урожайность дикорастущих растений. Условия и методы
сохранения природной среды.
Технологии животноводства
Технологии получения животноводческой продукции и её основные элементы.
Содержание животных — элемент технологии производства животноводческой
продукции.
Социальные технологии
Виды социальных технологий. Технологии коммуникации. Структура процесса

коммуникации
Практические работы.
Составление перечня и краткой характеристики этапов проектирования
конкретного продукта труда.
Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о
составляющих производства. Ознакомление с образцами предметов труда. Проведение
наблюдений. Экскурсии на производство. Подготовка рефератов.
Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о
технологической дисциплине. Чтение и выполнение технических рисунков, эскизов,
чертежей. Чтение и составление технологических карт.
Ознакомление с конструкцией и принципами работы рабочих органов
различных видов техники.
Упражнения, практические работы по резанию, пластическому формованию
различных материалов при изготовлении и сборке деталей для простых изделий из
бумаги, картона, пластмасс, древесины и древесных материалов, текстильных
материалов, чёрного и цветного металла. Организация экскурсий и интегрированных
уроков с учреждениями СПО соответствующего профиля.
Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную
потребность человека в минеральных веществах. Определение доброкачественности
пищевых продуктов органолептическим методом и экспресс-методом химического
анализа.
Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе об
областях получения и применения тепловой энергии. Ознакомление с бытовыми
техническими средствами получения тепловой энергии и их испытание.
Чтение и запись информации различными средствами отображения
информации.
Классификация дикорастущих растений по группам. Выполнение технологий
подготовки и закладки сырья дикорастущих растений на хранение. Овладение
основными методами переработки сырья дикорастущих растений.
Сделать реферативное описание технологии разведения комнатных домашних
животных, используя свой опыт, опыт друзей и знакомых, справочную литературу и
информацию в Интернете.
Разработка технологий общения при конфликтных ситуациях. Разработка
сценариев проведения семейных и общественных мероприятий
Ознакомление с устройством и назначением ручных электрифицированных
инструментов. Упражнения по пользованию инструментами.
Практические работы по изготовлению проектных изделий из фольги.
Изготовление изделий из папье-маше.
Разметка и сверление отверстий в образцах из дерева, металла, пластмасс.
Практические работы по обработке текстильных материалов из натуральных волокон
животного происхождения с помощью ручных инструментов, приспособлений, машин.
Изготовление проектных изделий из ткани и кожи.
Приготовление кулинарных блюд и органолептическая оценка их качества.
Классификация дикорастущих растений по группам. Освоение технологий
заготовки сырья дикорастущих растений в природной среде на примере растений своего
региона. Выполнение по ГОСТу технологий подготовки и закладки сырья дикорастущих
растений на хранение. Владение методами переработки сырья дикорастущих растений.
Сделать реферативное описание технологии разведения домашних и
сельскохозяйственных животных (основываясь на опыте своей семьи, семей своих
друзей.
7 КЛАСС
Теоретические сведения.
Методы и средства творческой и проектной деятельности

Создание новых идей методом фокальных объектов. Техническая документация в
проекте. Конструкторская документация. Технологическая документация в проекте.
Производство
Современные средства ручного труда. Средства труда современного производства.
Агрегаты и производственные линии.
Технология - 3 часа
Культура производства. Технологическая культура производства. Культура труда.
Техника - 3 часа
Двигатели. Воздушные двигатели. Гидравлические двигатели. Паровые двигатели.
Тепловые машины внутреннего сгорания. Реактивные и ракетные двигатели.
Электрические двигатели.
Технологии получения, обработки, преобразования и использования
материалов
Производство металлов. Производство древесных материалов. Производство
синтетических материалов и пластмасс. Особенности производства искусственных
волокон в текстильном производстве. Свойства искусственных волокон.
Производственные технологии обработки конструкционных материалов резанием.
Производственные технологии пластического формования материалов. Физикохимические и термические технологии обработки материалов.
Технологии обработки пищевых продуктов
Характеристики основных пищевых продуктов, используемых в процессе
приготовлений изделий из теста. Хлеб и продукты хлебопекарной промышленности.
Мучные кондитерские изделия и тесто для их приготовления.
Переработка рыбного сырья. Пищевая ценность рыбы. Механическая и тепловая
кулинарные обработки рыбы. Нерыбные пищевые продукты моря. Рыбные консервы и
пресервы.
Технологии получения, преобразования и использования энергии
Энергия магнитного поля. Энергия электрического тока. Энергия электромагнитного
поля.
Технологии получения, обработки и использования информации Источники
и каналы получения информации. Метод наблюдения в получении новой информации.
Технические средства проведения наблюдений. Опыты или эксперименты для
получения новой информации.
Технология растениеводства
Грибы. Их значение в природе и жизни человека. Характеристика искусственно
выращиваемых съедобных грибов. Требования к среде и условиям выращивания
культивируемых грибов. Технологии ухода за грибницами и получение урожая
шампиньонов и вёшенок. Безопасные технологии сбора и заготовки дикорастущих
грибов.
Технологии животноводства
Корма для животных. Состав кормов и их питательность. Составление рационов
кормления. Подготовка кормов к скармливанию и раздача животным.
Социальные технологии
Назначение социологических исследований. Технология опроса: анкетирование.
Технологии опроса: интервью.
Практические работы.
Чтение различных видов проектной документации. Выполнение эскизов и
чертежей. Анализ качества проектной документации проектов, выполненных ранее
одноклассниками. Разработка инновационного объекта или услуги методом фокальных
объектов.
Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о
современных средствах труда. Экскурсии. Подготовка рефератов о современных
технологических машинах и аппаратах.

Сбор дополнительной информации о технологической культуре и культуре
труда в Интернете и справочной литературе. Составление инструкций по
технологической культуре работника. Самооценка личной культуры труда.
Ознакомление с принципиальной конструкцией двигателей. Ознакомление с
конструкциями и работой различных передаточных механизмов.
Проектные работы по изготовлению изделий на основе обработки
конструкционных и текстильных материалов с помощью ручных инструментов,
приспособлений, станков, машин. Организация экскурсий и интегрированных уроков с
учреждениями НПО, СПО соответствующего профиля.
Определение доброкачественности рыбы и морепродуктов органолептическим и
методом химического анализа.
Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе об
областях получения и применения магнитной, электрической и электромагнитной
энергии.
Составление формы протокола и проведение наблюдений реальных процессов.
Проведение хронометража и фотографии учебной деятельности.
Определение по внешнему виду групп одноклеточных и многоклеточных
грибов. Определение культивируемых грибов по внешнему виду. Создание условий для
искусственного выращивания культивируемых грибов. Владение безопасными
способами сбора и заготовки грибов.
Сбор информации и описание условий содержания домашних животных в своей
семье, семьях друзей. Проектирование и изготовление простейших технических
устройств, обеспечивающих условия содержания животных и облегчающих уход за
ними: клетки, будки для собак, автопоилки для птиц, устройства для аэрации
аквариумов, автоматизированные кормушки для кошек и др. Выявление проблем
бездомных животных для своего микрорайона села, поселка.
Составление вопросников, анкет и тестов для учебных предметов. Проведение
анкетирование и обработка результатов.
Ознакомление с устройством и работой станков. Упражнения по управлению
станками. Учебно-практические работы на станках.
Приготовление кулинарных блюд из теста; десертов и органолептическая
оценка их качества. Механическая обработка рыбы и морепродуктов. Приготовление
блюд из рыбы и морепродуктов.
Определение по внешнему виду групп одноклеточных и многоклеточных
грибов. Определение культивируемых грибов по внешнему виду. Создание условий для
искусственного выращивания культивируемых грибов. Владение безопасными
способами сбора и заготовки грибов. Опыты по осуществлению технологических
процессов промышленного производства культивируемых грибов (в условиях своего
региона).
8 КЛАСС
Теоретические сведения.
Методы и средства творческой и проектной деятельности
Дизайн в процессе проектирования продукта труда. Методы дизайнерской
деятельности. Метод мозгового штурма при создании инноваций.
Производство
Продукт труда. Стандарты производства продуктов труда. Эталоны контроля качества
продуктов труда. Измерительные приборы и контроль стандартизированных
характеристик продуктов труда.
Технология
Классификация технологий. Технологии материального производства. Технологии
сельскохозяйственного производства и земледелия. Классификация информационных
технологий.

Техника
Органы
управления
технологическими
машинами.
Системы
управления.
Автоматическое управление устройствами и машинами. Основные элементы
автоматики. Автоматизация производства.
Технологии получения, обработки, преобразования и использования
материалов
Плавление материалов и отливка изделий. Пайка металлов. Сварка материалов. Закалка
материалов. Электроискровая обработка материалов. Электрохимическая обработка
металлов. Ультразвуковая обработка материалов. Лучевые методы обработки
материалов. Особенности технологий обработки жидкостей и газов.
Технологии обработки пищевых продуктов
Мясо птицы. Мясо животных.
Технологии получения, преобразования и использования энергии
Выделение энергии при химических реакциях. Химическая обработка материалов и
получение новых веществ.
Технологии получения, обработки и использования информации
Материальные формы представления информации для хранения. Средства записи
информации. Современные технологии записи и хранения информации.
Технология растениеводства
Микроорганизмы их строение и значение для человека. Бактерии и вирусы в
биотехнологиях. Культивирование одноклеточных зелёных водорослей. Использование
одноклеточных грибов в биотехнологиях.
Технологии животноводства
Получение продукции животноводства. Разведение животных, их породы и
продуктивность.
Социальные технологии
Основные категории рыночной экономики. Что такое рынок. Маркетинг как технология
управления рынком. Методы стимулирования сбыта. Методы исследования рынка.
Практические работы.
Деловая игра: «Мозговой штурм». Разработка изделия на основе
морфологического анализа. Разработка изделия на основе метода морфологической
матрицы.
Сбор дополнительной информации по характеристикам выбранных продуктов
труда в Интернете и справочной литературе. Проведение наблюдений. Ознакомление с
измерительными приборами и проведение измерений различных физических величин.
Экскурсии.
Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе об
конкретных видах отраслевых технологий. Составление технологических карт для
изготовления возможных проектных изделий или организации услуг.
Изучение конструкции и принципов работы устройств и систем управления
техн и- кой, автоматических устройств бытовой техники. Сборка простых
автоматических устройств из деталей конструктора.
Практические работы по изготовлению проектных изделий посредством
технологий плавления и литья (новогодние свечи из парафина или воска). Закалка и
испытание твердости металла. Пайка оловом. Сварка пластмасс. Организация экскурсий
и интегрированных уроков с учреждениями СПО соответствующего профиля.
Определение доброкачественности мяса птицы и других пищевых продуктов
органолептическим и методом химического анализа.
Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе об
областях получения и применения химической энергии.
Определение микроорганизмов по внешнему виду. Создание условий для
искусственного выращивания одноклеточных зеленых водорослей. Овладение
биотехнологиями использования одноклеточных грибов на примере дрожжей.

Овладение биотехнологиями использования кисломолочных бактерий для получения
кисломолочной продукции (творога, кефира и др.).
Составление рационов для домашних животных, организация их кормления.
Сбор информации и проведение исследования о влиянии на здоровье животных
натуральных кормов.
Составление вопросников для выявления потребностей людей в качествах
конкретного товара. Оценка качества рекламы в средствах массовой информации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс (68 ч)
Разделы и тема программы
1.Методы и средства творческой и проектной деятельности
2. Производство
3. Технология
4. Техника
5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования
материалов
6.Технологии обработки пищевых продуктов
7. Технологии получения, преобразования и использования энергии
8. Технологии получения, обработки и использования информации
9. Технологии растениеводства
10. Технологии животноводства
11.Социальные технологии.
Итоговое занятие
6 класс (68ч)
Разделы и тема программы
1. Методы и средства творческой и проектной деятельности
2. Производство

количество
часов
2
2
3
3
4
4
3
3
4
3
3
1
количество
часов
2
2

3. Технология
4. Техника
5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования
материалов
6.Технологии обработки пищевых продуктов
7. Технологии получения, преобразования и использования энергии
8. Технологии получения, обработки и использования информации
9.Технологии растениеводства
10.
Технологии
животноводства
11.Социально экономические технологии
Итоговая контрольная работа

3
3
4
4
3
3
3
3
3
1

7класс (68 ч)
Разделы и тема программы
1. Методы и средства творческой и проектной деятельности
2. Производство
3. Технология
4. Техника
5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования
материалов
6. Технологии обработки пищевых продуктов
7. Технологии получения, преобразования и использования энергии
8. Технологии получения, обработки и использования информации
9. Технологии растениеводства
10. Технологии животноводства
11. Социальноэкономические технологии
Итоговая контрольная работа
8 класс (34 ч)
Разделы и тема программы
1. Методы и средства творческой и проектной деятельности
2. Производство
3. Технология
4. Техника
5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования
материалов
6. Технологии обработки пищевых продуктов
7. Технологии получения, преобразования и использования энергии
8. Технологии получения, обработки
и использования информации
9. Технологии растениеводства
10. Технологии животноводства
11. Социальные технологии
Итоговая контрольная работа

количество
часов
2
2
3
3
4
4
3
3
4
3
3
1

количество
часов
2
2
3
3
4
4
3
3
4
3
3
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Результаты Независимой Оценки Качества Образования (НОКО) в 2022 году

Уважаемые пользователи ресурса! На официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях Вы можете выразить своё мнение о качестве условий оказания услуг в нашей организации.


МБОУ СОШ № 13 на сайте bus.gov.ru




Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».