Анализ работы библиотеки (1) (1)

Анализ работы библиотеки
МБОУ СОШ № 13
за 2022 – 2023 гг.
1.Информационная часть анализа.
Контрольные показатели.

2022-2023
2021-2022
2020-2021

417

839

5888

художе
ственн
ая и
методи
ческая
литера
тура

элект
ронн
ые
носит
ели

11385

5665

5720

0

2,01

0,46

Книгообеспеченность

уче
бни
ки

обращаемость

общая
числен
ность
по
состоя
нию
на
01.09.
2022

посещаемость

книжный фонд

книговыдач

посещений

количество

читателей

Год

2896

.

2. Аналитическая частью анализа.
2.1.
2022 год – год Культурного наследия народов РФ.
31 марта 2022 года – 140 лет со дня рождения Корнея Чукотского.
6 октября 2022 года – 130 лет со дня рождения Марины Цветаевой.
4 февраля 2023 года – 150 лет со дня рождения Михаила Пришвина.
12 апреля 2023 года – 200 лет со дня рождения Александра Островского.
3 суббота октября – день кубанского казачества.
23 января – день освобождения Армавира от немецко-фашистких
захватчиков.
Для привлечения обучающихся к чтению проводится работа по раскрытию
книжного фонда. К юбилейным датам русских и советских классиков
оформляются тематические полки и открытые просмотры, для детей
проводятся обзоры: «Сказка добру учит», «Твое здоровье – в твоих руках»,
«День неизвестного солдата», «Подари библиотеке книгу», «Читать это
здорово!»
Проводились библиотечные занятия и мероприятия: «Как стать настоящим
читателем», «Правила обращения с книгой», «День героев Отечества».

Проводилась традиционная благотворительная акция «Подари библиотеке
книгу», принявшим участие учащимся на общешкольной линейке были
вручены благодарности.
2.2. Обслуживание читателей:
1. На 2022-2023 учебный год в библиотека МБОУ СОШ № 13 числятся 417
читателей, 395 обучающихся и 23 педагогических работника. За учебный год
посетили библиотеку 839 раз, выдано 5888 учебников и художественной
литературы. В основной массе обучающиеся пользуются учебным фондом
библиотеки или литературой по внеклассному чтению. Часто обучающиеся
обращаются за книгами определенной тематике после проведения на классных
часах или «Разговорах о важном» мероприятий с отсылкой на литературные
источники. В качестве недочета, стоит отметить отсутствие систематичности в
чтении у детей и подростков. Так же, стоит отметить что больше читают
обучающиеся начальной школы, стоит уделять большее внимание пропаганде
чтения среди учеников средней и старшей школы.
2. Библиотеки МБОУ СОШ № 13 организуют свою деятельность, учитывая
основные группы пользователей, с которыми она работает (школьники и
педагоги), и виды услуг, которые она может предоставить (выдача учебников и
художественной литературы, выход в сеть-Интернет). Существенных
изменений в качественном составе пользователей по сравнению с прошлым
годом не произошло. Однако сохраняется тенденция к снижению одного из
основных показателей деятельности - «книговыдача». Это является
прямым
следствием влияния объективных и субъективных причин: выходом на
рынок книжных новинок различных жанров, расширением интересов
обучающихся. Основной запрос обучающихся к основному фонду – книги
сопровождающие предмет «Литературное чтение» и «Литература»,
произведения авторов изучаемых на этих предметах не входящих в школьную
программу, литература для написания проектов, сообщений и рефератов по
«Окружающему миру», «Географии», «Биологии», «Обществознанию»,
«Истории». Так же в запросах обучающихся можно выделить жанр
«Фантастики» как наиболее предпочитаемый. Так же ученики выделяют
литературу по хобби: бисероплетению,
оригами, программированию.
Обучающиеся начальной школы отдают предпочтение энциклопедиям,
журналам, не объемным сказочным произведениям. Эти запросы обучающихся
в полной мере удовлетворяет фонд художественной литературы, энциклопедии,
хрестоматии, газеты и журналы. В случаи отсутствия или малого количества
запрашиваемой литературы обучающийся перенаправляется в ближайшую
библиотеку имени А.П. Чехова, иные библиотеки или обращаемся к Интернетисточникам. Оснащение библиотеки компьютером с наличием доступа в сеть
Интернет дает возможность обращаться к поисковым системам и электронным
библиотекам, что существенно облегчает поиск необходимой информации или
книги.
3. Одна из главных целей работы библиотеки с художественной
литературой - повысить престиж чтения лучшей художественной литературы, а

одна из главных задач - активное продвижение классической художественной
литературы и стимулирование интереса к мировому и российскому
литературному наследию, раскрытие новых имен в литературе. Именно на это
выполнение направлены усилия библиотекаря путем обеспечения доступа ко
всем видам информации, организацию познавательных массовых мероприятий
и акций, создание интересных книжных выставок.
Продвижению книги и чтения способствовали следующие мероприятия:
- библиотечный квилт «Лучшее время читать». Каждый желающий мог
прийти в библиотеку и посоветовать другу, приятелю или незнакомцу книгу,
которую, обязательно нужно прочитать. Книжный совет записывался на
стикере и крепился на специальном стенде. Любой желающий расширить свои
книжные горизонты мог выбрать предложенную кем – то книгу;
- экскурсии в библиотеку обучающихся 1-ых классов;
- выставки и библиотечные уроки;
- привлечение обучающихся «Школьного ученического самоуправления»
для мероприятий направленных на популяризацию чтения среди обучающихся
школы;
- использование классными руководителями книг и отсылок к
литературным произведениям и героям на классных мероприятиях;
- информирование о книгах находящихся в библиотечном фонде и
использовании электронных библиотек.
4. На базе МБОУ СОШ № 13 организована работа школьного
библиотечного клуба «Книголюб». Основные мероприятия клуба проводятся в
каникулярное время: проведение викторин, интеллектуальных игр,
проигрывание сценок из произведений и тд. В урочное время члены клуба
организуют книжные выставки, библиотечные уроки, конкурсы рисунков,
плакатов, закладок. Основные направления работы библиотеки: проведение
массовых мероприятий, классных часов; подбор литературы, сценариев, стихов
в помощь проведению предметных недель и общешкольных мероприятий, для
проведения родительских собраний, педсоветов; совместно с педагогами
формировался заказ на учебную литературу. Все мероприятия, проводимые
библиотекой, нацелены на литературное, историческое, толерантное
просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному,
эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и
чтения.
Реализованы планы чтения: «Фантастика ставшая реальностью», 5
обучающихся, 13-14 лет, «По страницам русских сказок» 12 обучающихся, 9-10
лет, «ВОВ в литературных произведениях», 3 обучающихся, 14 лет.
5. Новой формой взаимодействия с читателями в 2022-2023 учебном году
стало использование электронных образовательных ресурсов. Электронные
образовательные ресурсы – это средства программного, информационного,
технического и организационного обеспечения учебного процесса. К ним
можно отнести электронные издания, информацию, которую можно найти в
сети как локальной, так и глобальной. ЭОР для учителя и библиотекаря
сегодня позволяет проводить более полноценные занятия, например, посещать

виртуальные музейные экспозиции или анализировать трехмерные
реконструкции архитектурных памятников, проводя одновременно контроль
полученных знаний, умений и навыков учащихся. Тем самым изменяется
способ получения информации. Вместо изучения текстовых описаний
объектов, процессов, явлений, ученик может увидеть их и исследовать в
интерактивном режиме. Большую помощь оказала Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/about/) , которая
представляет собой крупнейшее интернет-хранилище русскоязычных
электронных ресурсов, предназначенных для свободного распространения и
использования в образовательном процессе в качестве средств обучения или их
компонентов. С помощью данного ресурса можно проводить экскурсии по
достопримечательностям.
Портал Федерального центра информационно-образовательных ресурсов
(ФЦИОР) обеспечивает доступ к центральному хранилищу электронных
образовательных ресурсов системы образования по принципу «единого окна» и
предоставляет
для
них
единую
современную
технологическую
платформу: http://fcior.edu.ru/.
В настоящее время в каталоге ФЦИОР представлены электронные учебные
модули открытых мультимедиасистем по многим учебным предметам
школьной
программы
(биологии,
географии,
естествознанию,
изобразительному искусству, иностранному (английскому) языку, истории,
математике, курсу мировой художественной культуры, музыке, русскому
языку, физике, химии).
Опыт использования ЭОР имел лишь положительный характер,
целесообразно использовать данный ресурс в дальнейшем и привлекать к
использованию электронных библиотек обучающихся.
Массовая работа:
6. Библиотечные выставки:
Паспорт книжной выставки
Название выставки: Не уйдет из памяти война
Дата экспонирования: Январь-февраль 2023
Место проведения: фойе МБОУ СОШ № 13
Ф.И.О. ответственного сотрудника: Адаменко Ю.С.
Количество представленной литературы: 16 книг
Количество выданной литературы:
О выставке
Книжная выставка оформлена к Месячнику военно-патриотической и
оборонно-массовой работы. Использованы художественные книги из серии
«Военное детство», энциклопедии о Великой Отечественной войне для детей.
Задача выставки: Патриотическое воспитание
Кем использовалась: использовалась в качестве наглядного материала для
проведения патриотических мероприятий классными руководителями 1-9
классов и библиотекарем.
Использованы книги подразделов ББК: 63.3, 84.0

Список литературы:
Алексеев, С. П. Победа над Курском. 1943. Изгнание фашистов. 1943-1944 :
рассказы для детей / Сергей Алексеев ; худож. А. Лурье. — Москва : Детская
литература, [2019]. — 130 с. : ил. – (Великие битвы Великой Отечественной).
Алексеев, С. П. Подвиг Ленинграда. 1941-1944 : рассказы для детей / Сергей
Алексеев ; худож. А. Лурье. — Москва : Детская литература, 2018. — 81 с. :
ил. – (Великие битвы Великой Отечественной).
Алексеев, С. П. Сталинградское сражение. 1942-1943 : рассказы для детей /
Сергей Алексеев ; худож. А. Лурье. — Москва : Детская литература, [ 2021].
— 106 с. : ил. – (Великие битвы Великой Отечественной).
Бичанина, З. И. Вторая мировая война. Большой иллюстрированный атлас /
Зинаида Ивановна Бичанина, Д. М. Креленко. — Москва : АСТ, 2021. — 192
с. : ил. – (Большой исторический атлас).
Богомолов, В. О. Иван : повесть / Владимир Богомолов ; рис. О. Верейского.
– Москва : Детская литература, 2021. – 93 с. : ил. – (Военное детство).
Водопьянов, М. В. Штурман Фрося : рассказы / Михаил Водопьянов; рис. А.
Лурье. – Москва : Детская литература, 2020. – 72 с. : ил. – (Военное детство).
Кассиль Л. А. Федя из подплава : рассказы / Лев Кассиль ; рис. И. Година. –
Москва : Детская литература, 2021. – 116 с. : ил. – (Военное детство).
Кравцова, Н. Ф. «Ночные ведьмы» : рассказы / Наталья Кравцова ; рис. А.
Акишина. – Москва : Детская литература, 2021. – 149 с. : ил. – (Военное
детство).
Ликсо, Вячеслав Владимирович. Великая Отечественная война / В. В. Ликсо.
— Москва : АСТ, 2019. — 127, [1] с. : ил.— (Моя Родина – Россия!).
Платонов, А. П. Смерти нет! : военные рассказы / Андрей Платонов ; [вступ.
ст. Е. Роженцевой] ; худож. В. Стуковнин. – Москва : Детская литература,
[2021]. – 413 с. : ил. – (Школьная библиотека).
Победа будет за нами! : рассказы / худож. О. Верейский, И. Годин, А.
Рытман. – Москва : Детская литература, [2020]. – 317 с. : ил. – (Школьная
библиотека).
Семёнов, Г. В. К зиме, минуя осень : повесть / Георгий Семёнов ; рис. А.
Тамбовкина. – Москва : Детская литература, 2021. – 142 с. : ил. – (Военное
детство).
Симонов, К. Бессмертная фамилия : рассказы / Константин Симонов ; рис. А.
Акишина. – Москва : Детская литература, 2021. – 101 с. : ил. – (Военное
детство).
Сульдин, А. В. Все великие битвы великой войны. Полная хроника / А. В.
Сульдин. – Москва : АСТ, 2020. – 256 с. – (75 лет Великой Победы).
Сульдин, А. В. Все великие битвы великой войны. Полная хроника / А. В.
Сульдин. – Москва : АСТ, 2020. – 256 с. – (75 лет Великой Победы).
Сульдин, А. В. Все герои Великой войны. Хроника народного подвига (19411942) / А. В. Сульдин. – Москва : АСТ, 2019. – 160 с. – (75 лет Великой
Победы).

6. Мероприятия (по направлениям):
(Патриотическое,
духовно-нравственное,
экологическое
и
ЗОЖ,
эстетическое и др.)
Библиотечный урок по экологическому воспитанию для 5-6 класса «Мы
можем защитить ПРИРОДУ!»
Цели: углубить и расширить знания учащихся по экологии, показать
важность экологических проблем в природе и влияние на экологические
ситуации каждого человека. В ходе урока выявить познавательные интересы
ребят и развить их творческие способности.
Задачи: развитие умения работать сообща, воспитание дружеских
отношений в коллективе. Просвещение и пропаганда экологических знаний,
знакомство с художественными произведениями, затрагивающими проблемы
экологии.
Провел: библиотекарь Адаменко Ю.Е.
Проведено: в 5-6 классах, в кабинетах.
В результате проведения данного библиотечного урока с обучающимися 5-6
классов у обучающихся сформировано бережное отношение к окружающей
природе. Изучены выдержки из произведений М. Пришвина, Божова, Д.
Мамин-Сибиряк про ценность родной природы. Обучающиеся обсудили
экологические проблемы и пришли к выводу, что сохранность природы
зависит от каждого из нас.
Материалы:
Астафьев В.П. Конь с розовой гривой: Рассказы / Худож. Е. Мешков;
Послесл. А. Туркова. – М.: Дет. Лит., 2003. – 267 с.: ил. – (Школьная б-ка)
Крюкова, Н. С. Экологическая игра «Напоминающие знаки» [Текст] / Н. С.
Крюкова // Досуг в школе. – 2002. – № 5. – С. 29-32.
Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе. – Волгоград: Учитель,
2007, - 139 с.
Паустовский К.Г. Золотой линь: Рассказы и сказки / Худож. М. Алесеев и Н.
Строганов. – М.: Сов. Россия, 1987. – 128 с., ил.
Троепольский Г.Н. Белый Бим Чёрное ухо: Повесть. / Рис. О. Варейского.
Оформл. И. Фоминой. – М.: Дет. лит., 1976. – 223 с.: ил.
Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Маленькая энциклопедия
Сибирячка / Составители С.Н. Асламова, С.М. Сергиенко. Художественное
оформление А.М. Муравьев. – Иркутск: Редакция журнала «Сибирячок»,
2002. – 96 с. Ил.
Фадеева Г.А. Неделя экологии в школе. - Волгоград: Учитель, 2007, - 139 с.
2.3. Организация библиотечных фондов:
Работа с фондом:
Работа с фондом включает в себя мероприятия по формированию и
сохранению фонда библиотеки. В этом же разделе должна быть
предусмотрена работа и по изучению книжного фонда, ведению учетных
форм книжного фонда, работа с задолжниками, изъятие ветхой, устаревшей и

непрофильной литературы. Книгохранилище библиотеки МБОУ СОШ № 13
имеет разделы для хранения книг с буквенными разделителями по фамилии
автора, так с стеллажи, где хранятся книги определенной направленности,
например, энциклопедии, «Русская и зарубежная классика», «ВОВ в
литературных произведениях. Стены библиотеки оформлены стендамидемонстрации (оборудуются карманами, в которых расположена интересная
читателю информация – например, о новых книгах, тематические
рекомендации, информационные стенды в библиотеке по ЗОЖ и т.д.).,
полезная информация (правила поведения в библиотеке), литературный
календарь (используется для размещения информации о каком-либо событии
– празднике, памятной дате, юбилее поэта или писателя и многого другого),
стенды «Для юного читателя» (используются яркие контрастные цвета,
изображения книжных героев и персонажей мультфильмов для привлечения
детского внимания). Читатели имеют беспрепятственный и неограниченный
доступ к основному фонду, проверки правильности расстановки
осуществляются 1 раз в год.
Комплектование фонда периодики
1.. Оформлена подписка на такие периодические издания как «Армавирский
собеседник», «Кубанские новости», газета профсоюзов «Человек труда»,
«Мой профсоюз» .
В 2022-2023 учебном году произведено списание из учебного фонда 1908
экземпляров учебников в связи с тем, что они устарели по содержанию, и с
переходом школы на новый образовательный стандарт образования не
используются в образовательном процессе. Так же, закуплены новые
комплекты учебников в соответствии Федеральным перечнем на 1 класс, 5
класс, «Английский язык» 2 класс, ОДНК 4 класс, «История»,
«Обществознание» 6 класс, «Алгебра», «Информатика», «Физика»,
«Геометрия», «Вероятность и статистика» 7 класс, комплект учебников для 2
класса по программе сопровождения 8.1.
Работа с фондом художественной литературы. Закупки или списания
художественной литературы в 2022-2023 учебном году не производилась.
Обеспечение сохранности библиотечных фондов. Для обеспечения
сохранности библиотечных фондов окна кабинета библиотеки оформлены
жалюзи, соблюдается температурный и режим проветривания. Периодически
членами школьного клуба «Книголюб» проводятся рейды по проверке
сохранности учебников и акция «Почини книгу».
Справочно-информационная работа:
Повышение информационной культуры (библиотечные уроки):
«Что для меня учение?», 1-4 класс. Цель мероприятия: популяризация
чтения.
«Что такое? Кто такой?», 3-6 класс. Цель мероприятия: знакомство с
энциклопедиями.

«Как построена книга?», 5-8 класс. Цель мероприятия: углубление знаний о
книгах, обучение самостоятельному поиску информации.
«Книги по естественным наукам», 8-9 класс. Цель мероприятия: дать понятие
о научно-познавательной литературе и ее назначении, показать жанровое и
видовое разнообразие научно-познавательной литературы в помощь
обучению.
2.5. Внешняя деятельность библиотеки:
Связь с другими общественными организациями.
МБОУ СОШ № 13 сотрудничает с библиотекой имени А.П. Чехова.
Организуются такие совместные мероприятия, как театрализованные
постановки «Я был таким, мне было…», «Мудрые советы царевны Любавы
и доктора Айболита», концерты, мероприятия, приуроченные к памятным
датам.

Задачи на 2023-2024 учебный год:
обеспечение
учебно-воспитательной
деятельности
и
самообразования путем библиотечного и информационнобиблиографического обслуживания обучающихся и педагогов;
- обучение читателей пользованию книгой и другими
информационными ресурсами, поиску, отбору и умению оценивать
информацию;
- совершенствование традиционных и освоение новых
библиотечных технологий;
- расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг,
повышение их качества.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».