МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13 352906 Краснодарский край, г. Армавир, ул. Центральная, 1, тел/факс: (86137) 3-32-03 ИНН 2302038854 КПП 230201001 ОГРН 1022300636544 СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ СОШ №13 УТВЕРЖДЕНО Директор И.Г. Ткаченко ________________________ Протокол от 29.08.2024 г. №1 ________________________ Приказ № 01-08/132-1 от «29» августа 2024 г. Положение о порядке ведения тетрадей по учебным предметам в МБОУ-СОШ № 13 Положение о порядке ведения тетрадей по учебным предметам в МБОУ-СОШ № 13 1.Общие положения 1.1.Настоящее положение определяет цели, задачи, единые требования к порядку ведения тетрадей по учебным предметам в общеобразовательной организации. Положение разработано в соответствии с нормативными документами: Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»; Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 22 марта 2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Письмом министерства просвещения Российской Федерации от 23 октября 2019 года № ВБ-47/04 «Об использовании рабочих тетрадей»; Примерным положением о порядке ведения тетрадей по предметам (федеральный портал «Единое содержание общего образования»); Уставом МБОУ-СОШ № 26. 1.2. Настоящее Положение носит практико-ориентированный характер, содержит конкретные требования к ведению тетрадей по учебным предметам. 1.3. Положение направлено на создание условий для формирования единого образовательного пространства на основе единых требований к ведению тетрадей по учебным предметам. 1.4.Положение устанавливает требования к ведению и оформлению тетрадей обучающихся, определяет количество и назначение тетрадей по предметам, порядок проведения текущего контроля и оценивания уровня образовательных достижений обучающихся. 1.5. Ведение тетрадей обучающимися является обязательным по с 1 по 11 класс учебным предметам. 1.6. Проверка тетрадей является способом контроля уровня знаний обучающихся. 1.7.Тетради для контрольных, практических и лабораторных работ, работ по развитию речи хранятся в соответствующем учебном кабинете общеобразовательной организации в течение учебного года. 1.8. Педагогические работники несут ответственность за проверку тетрадей в соответствии с нормами оценивания по учебному предмету, требованиями Положения о формах, периодичности и текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, требованиями Положения о едином речевом режиме. 1.9. Контроль за порядком ведения и качеством проверки осуществляется на постоянной основе согласно интегрированному плану ВШК и ВСОКО на соответствующий учебный год. 2.Общие требования к оформлению и ведению тетрадей 2.1.Обучающиеся в ходе образовательной деятельности пользуются стандартными тетрадями, состоящими из 12, 18, 24, 48 листов (в зависимости от требований к ведению тетрадей по конкретному учебному предмету и уровня образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование). 2.2.Обучающиеся должны вести записи в тетради аккуратно, разборчиво, с соблюдением требований орфографии и пунктуации. 2.3.Записи в тетрадях делаются пастой (чернилами) синего (фиолетового цвета). При проверке тетрадей учитель имеет право делать записи только пастой (чернилами) красного цвета. 2.4. Учитель имеет право, помимо выставления оценки, делать в тетради записи, касающиеся только непосредственно проверяемой работы в соответствии с критериями оценивания. 2.5. В качестве оценки может быть использован только один из следующих символов: «2», «3», «4», «5». Допускается выставление нескольких оценок за каждый вид деятельности в соответствии с Положением о порядке, формах и периодичности текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся. Запись «См.» не допускается (работа оценивается в соответствии с критериями). 2.6. С целью повышения качества проверки и оценки уровня усвоения обучающимися изученного материала учителю-предметнику необходимо ознакомить обучающихся с критериями выставления оценок в тетради. 2.7. Учителя-предметники обязаны следить за аккуратным единообразием надписей, грамотным оформлением всех записей, исправлять орфографические, пунктуационные, речевые, грамматические ошибки в соответствии с требованиями единого орфографического режима. 2.8. Необходимо единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначается тетрадь (для работ по русскому языку, для контрольных работ и т.п.), класс, номер и местонахождение школы, фамилию и имя обучающегося. Например: Тетрадь для работ (для контрольных работ) по русскому языку (математике) обучающегося 5 класса А МБОУ - СОШ № 26 г. Армавира Фамилия Имя (в форме Р.п.). Тетради по иностранному языку подписываются на изучаемом языке. 2.9. При выполнении записей в тетрадях необходимо соблюдать поля, размер которых устанавливается в зависимости от специфики учебного предмета. Поля размещаются с внешней стороны. 2.10. В тетради необходимо указывать дату выполнения работы по центру строки. В тетрадях по русскому языку число и месяц записываются словами в форме именительного падежа (например: Десятое сентября). Следует указывать на отдельной строке место выполнения работы (классная или домашняя), название темы урока, а также темы письменных работ (контрольных работ, изложений, сочинений, практических, лабораторных и других работ). 2.11. Следует указывать номер упражнения (например: Упражнение 35), задачи или указывать вид выполняемой работы (план, конспект, ответы на вопросы и т. д.). Слова «упражнение», «задача» и т.д. записываются без сокращений. В тетрадях для контрольных работ и работ по развитию речи по русскому языку и литературе по центру строки записывается вид работы и строкой ниже – ее название. Например: Десятое октября. Контрольная работа по теме «Фонетика». Десятое октября. Подробное изложение. О нравственности. Десятое октября. Сочинение. В чем польза чтения книг? В тетрадях по математике, физике, информатике, биологии, географии, истории, обществознанию, химии дату (число и месяц) следует указывать цифрами на полях тетради. В тетрадях по английскому языку дата указывается согласно правилам b[ написания на английском языке: The 26 th of September. 2.12.Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях по русскому языку строку не следует пропускать. В тетрадях в клетку (по математике, и др.) во всех этих случаях пропускать только 2 клетки. Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях в линейку пропускать 2 линейки, а в тетрадях в клетку – 4 клетки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу). 2.13.Выполнять аккуратно подчеркивания, чертежи, условные обозначения карандашом или ручкой (в начальных классах только карандашом), в случае необходимости – с применением линейки или циркуля. 2.14.Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак, а также пробел на месте пропуска знака препинания подчёркивать линией, вынося соответствующее графическое обозначение ошибки на поля; часть слова, слово, предложение – подчёркивать тонкой горизонтальной линией; над подчёркнутым не надписывать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверные написания в скобки. 2.15.В случае применения критериального оценивания письменных работ по любому предмету, предполагающего суммирование выставленных баллов по каждому критерию, внизу работы необходимо указать, какие баллы получил обучающийся по каждому критерию, и общую сумму баллов. Рядом выставляется оценка. При необходимости возможно указание процента выполнения работы. Запись может выглядеть следующим образом: «1+0+1+2=4 б. 4». 2.16.Учителя-предметники проверяют тетради по предметам, рабочие тетради в зависимости от количества часов на учебный предмет в соответствии с учебным планом образовательной организации (требования к периодичности и особенностям проверки тетрадей по учебным предметам прилагаются). 1.Требования к ведению и проверке тетрадей по русскому языку и литературе № п/п Виды тетрадей 1 2 3 Тетради по учебному предмету «Русский язык» (5-11класс) Количество Периодичность проверки тетради листов в тетради Рабочая тетрадь, в которой выполняются Тетрадь в линию В 5 классе и в первом полугодии 6 класса тетради различные виды работ на уроке, (объем - не проверяются после каждого урока у всех домашние работы. менее 18 обучающихся (все домашние и классные работы). листов). Во втором полугодии 6 класса и в 7 — 9 классах проверяются после каждого урока только у обучающихся, испытывающих трудности в обучении, а у остальных обучающихся — не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы раз в неделю тетради всех обучающихся проверялись. В 6-7-х классах рекомендуется проверять 3 раза, в 8-9-х классах - 2 раза в неделю. В 10-11 классах проверяются после каждого урока у обучающихся, испытывающих трудности в обучении; у остальных проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы 1 раз в месяц учителем были проверены тетради всех обучающихся. Отметки за отдельные виды работ и проверку тетрадей могут быть выставлены в журнал (в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ОО). Тетрадь для контрольных работ Тетрадь в линию В 5-11-х классах проверяются и возвращаются (контрольные диктанты, контрольные объемом не обучающимся к следующему уроку. сочинения, изложения, словарные менее 12-18 Отметки за контрольные работы обязательно диктанты, другие виды контрольных листов выставляются в журнал. работ) Тетрадь для работ по развитию речи В 5-11-х классах проверяются и возвращаются (обучающие сочинения, изложения, обучающимся не позднее, чем через десять дней. Хранение тетрадей Рабочие тетради находятся у обучающихся, после проверки им возвращаются. Тетради в течение всего учебного года хранятся в ОО и выдаются обучающимся для выполнения в них соответствующих анализ текста, выписки, тезисы, разные виды планов, письма и т.д.) Отметки за сочинения и изложения обязательно выставляются в журнал, за остальные виды работ оценки могут быть выставлены в журнал выборочно (в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ОО). № Тетради по учебному предмету «Литература» (5 -11 класс) п/п Виды тетрадей Количество Периодичность проверки тетради листов в тетради 1. Рабочая тетрадь, в которой выполняются Тетрадь в линию В 5-11 классах проверяются не реже 1 раза в месяц. различные виды работ на уроке, объемом 24-48 Отметки за отдельные виды работ и проверку домашние работы. листов тетрадей могут быть выставлены в журнал (в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ОО). 2. Тетрадь для письменных работ по Тетрадь в линию литературе (классные и домашние объемом 18 сочинения, развернутые ответы на листов вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворения и т.д.) В 5-11 классах проверяются и возвращаются обучающимся не позднее, чем через десять дней. Отметки за сочинения обязательно выставляются в журнал. *Первая отметка за содержание сочинения ставится в журнале на страницу учебного предмета «Литература», вторая отметка за грамотность работы ставится на страницу учебного предмета «Русский язык» на ближайшую дату с указанием вида работы «Классное/домашнее сочинение по литературе» и соответствующим весом контрольной работы. Отметки за остальные виды работ могут быть выставлены в журнал выборочно (если это предусмотрено Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ОО). работ. Хранение тетрадей Рабочие тетради находятся у обучающихся, после проверки им возвращаются. Тетради в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются обучающимся для выполнения в них соответствующих работ. Примечание 1. В проверяемых работах согласно Положению о едином речевом режиме в общеобразовательной организации учителям необходимо отмечать и допущенные обучающимися орфографические, пунктуационные, речевые и грамматические ошибки. При проверке работ по русскому языку и литературе учитель отмечает и исправляет допущенные орфографические ошибки, руководствуясь следующими методическими рекомендациями: «В методике орфографии существует несколько способов фиксации орфографических ошибок в тетрадях обучающихся: 1) ошибка подчеркивается одной чертой, зачеркивается и исправляется (в работах обучающихся, входящих в группу учебного риска); 2) ошибка подчеркивается, зачеркивается, но не исправляется; 3) обозначается часть слова, в которой есть ошибка; 4) подчеркивается все слово, в котором есть ошибка; 5) никаких подчеркиваний не делается, на полях ставится условный знак орфографической ошибки (в предыдущих случаях на полях тоже ставится знак орфографической ошибки). Способ фиксации орфографических ошибок избирается учителем в зависимости от цели работы (обучающая она или контрольная). При проверке контрольных работ, а также изложений и сочинений используются два первых способа. При выполнении обучающих упражнений используются все перечисленные выше способы фиксации ошибок. Последовательность их применения определяется целями обучения обучающихся умению находить и исправлять ошибки. Первый способ показывает, как нужно обозначать, как зачеркивать и как исправлять ошибки; следующий - учит исправлению ошибки; третий способ - нахождению и исправлению ошибки в той или иной морфеме; четвертый - учит поиску ошибок в слове, а пятый - в ряде слов в строке. Не все обучающиеся одновременно овладевают перечисленными умениями, поэтому в одной и той же работе учитель будет использовать разные способы фиксации ошибок и у разных обучающихся, но в течение учебного года необходимо всех обучающихся провести через все способы фиксации». Аналогично могут фиксироваться и другие ошибки. Ошибки, допущенные обучающимся в работе по русскому языку или литературе, учитель обозначает на полях тетради определенными условными знаками (I — орфографическая ошибка, V —пунктуационная, С – содержание (включает Ф – фактическая, Л – логическая), Р – речевая, Г – грамматическая). При применении критериального оценивания письменных работ по любому предмету целесообразно использовать систему условных обозначений (сокращение, обозначение № критерия, заглавная буква, соответствующая ключевому слову критерия или позиции оценивания, и т.д.). Подчеркивание и исправление ошибок, а также выставление оценки производится учителем красной пастой. Проверив диктант, изложение или сочинение, учитель сначала подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, затем выставляет оценку. Образец: количество орфографических ошибок/количество пунктуационных ошибок (0/0 «5»). При применении критериального оценивания письменных работ, предполагающего суммирование выставленных баллов по каждому критерию (формат ЕГЭ и ОГЭ), внизу работы необходимо указать, какие баллы получил обучающийся по каждому критерию, и общую сумму баллов (например, К1-2, К2 -3, К3-2. Итого: 7 баллов). Рядом также может выставляться оценка. При необходимости возможно указание процента выполнения работы. Запись может выглядеть следующим образом: 1+0+1+2=4 б. «4». Примечание 2. В тетрадях по русскому языку (рабочие, контрольные, по развитию речи) и в тетрадях для письменных работ по литературе обязательно выполняется работа над ошибками, предполагающая разбор ошибок с определением их типов, подробным объяснением и графическим выделением орфограммы, также необходимо подбирать однотипные слов на орфограмму, в которой была допущена ошибка. При исправлении пунктуационных ошибок необходимо выписать предложение и выполнить элементы пунктуационного разбора. Не допускается обычное списывание слов и предложений с ошибками. Учитель после проверки оценивает работу над ошибками, выставляя отметку. 2.Требования к ведению и проверке тетрадей по математике, физике, информатике № п/ п Виды тетрадей 1 Рабочие тетради по предмету Периодичность проверки рабочих тетрадей Наименование предмета Математика Физика Информатика Математика 5-6 класс Алгебра 7-9 класс Геометрия Вероят7-9 класс ность и статистика 7-9 класс Геометрия Вероят10-11 ность и класс статистика 10-11 класс Алгеб 7-11 класс ра и начала анали за 10-11 класс 7-11 класс 2 2 1 1 1 1 В 5 классе: ежедневно после каждого урока у всех обучающихся – домашняя, классная, самостоятельн ые работы контролирующ его характера. В 6 классе (первое полугодие) ежедневная проверка, после каждого урока, во втором полугодии – 1 раз в неделю у всех обучающихся, Текущая проверка – 1 раз в неделю у всех обучающихся, самостоятельные работы контролирующего характера – после проведения работы у каждого обучающегося. 1 1 После каждого урока - только у слабоуспевающих обучающихся, у остальных проверяются наиболее важные по своей значимости работы. Текущая проверка должна осуществляться не менее 2-х раз в месяц. 1 После каждого 1 раз в четверть урока - только у слабоуспевающ их обучающихся, у остальных проверяю-тся наиболее важные по своей значимости работы. Текущая проверка должна осуществляться не менее 2-х раз в месяц. 2 Тетради для контрольных работ Периодичность проверки рабочей тетради 3 Тетрадь для лабораторных/прак тических работ Периодичность проверки самостоятельные работы контролирующего характера – после проведения работы у каждого обучающегося Тетрадь для контрольных работ по математике -1 Проверяется и возвращается к следующему уроку. В тетрадях выполняется работа над ошибками - - Тетрадь для контрольных работ по математике -1 Тетрадь для контрольных работ по математике -1 Проверяется к следующему уроку. В тетрадях выполняется работа над ошибками Тетрадь для контроль-ных работ по физике -1 Проверяется к следующему Проверяет-ся уроку. В тетрадях не позже, чем выполняется работа над через неделю. ошибками В тетрадях выполняет-ся работа над ошибками - - - - - - - - - - - - Тетрадь для лаборатор-ных работ - 1 Тетрадь для контрольных работ по информа-тике -1 Проверяется не позже, чем через неделю. В тетрадях выполняется работа над ошибками Практические работы выполняются в электронном виде, хранятся в электронном виде у учителя в именной папке ученика Проверяет-ся и возвращается обучающимся не позже, чем через неделю 3.Требования к ведению и проверке тетрадей по истории № п/ п 1 2 3 Виды тетрадей 5 класс 1 Рабочие тетрадь по предмету Периодичность проверки рабочих тетрадей Тетрадь для проверочных и контрольных работ Периодичность проверки контрольных работ 1 раз в четверть - Наименование предмета История 7 класс 8 класс 9 класс 1 1 6 класс 1 раз в четверть - - 1 раз в четверть/ по требованию 1 согласно КТП, графику контрольных работ 10-11 класс 1 по требованию 1 согласно КТП, графику контрольных работ Тетрадь/ накопительная папка для диагностических материалов в виде тестов, исторических текстов, картографии - - 1 1 Периодичность проверки - - согласно КТП, по требованию согласно КТП, по требованию 4.Требования к ведению и проверке тетрадей по обществознанию № п/ п 1 Виды тетрадей Рабочая тетрадь по предмету 5 класс - 6 класс 7 класс 1 Наименование предмета Обществознание 8 класс 9 класс 1 10-11 класс 1 2 3 Периодичность проверки рабочих тетрадей Тетрадь для проверочных и контрольных работ Периодичность проверки контрольных работ Тетрадь/ накопительная папка для диагностических материалов в виде тестов, схем, обществоведческих текстов Периодичность проверки 1 раз в четверть 1 раз в четверть по требованию - 1 1 - согласно КТП, графику согласно КТП, графику контрольных работ контрольных работ - - 1 1 - - согласно КТП/ по требованию согласно КТП/ по требованию 5. Требования к ведению и проверке тетрадей по химии № п/п Виды тетрадей 1 Рабочая тетрадь, в которой выполняются различные виды работ на уроке, домашние работы, оформляются отчеты по выполнению химического эксперимента (8-9кл.); экспериментальных методов изучения веществ и их превращений (10 -11кл.). 2 Тетрадь для практических работ Тетради по учебному предмету «Химия» (8-11класс) Количество Периодичность проверки тетради листов в тетради Тетрадь в У слабоуспевающих обучающихся тетради клеточку проверяются 1 раз в неделю; в 8-х-9-х классах объемом не не реже 1-2 раз в месяц; менее 48 листов в 10 –х - 11 - х классах - не реже 1-2 раз в учебную четверть. Отметки за отдельные виды работ и проверку тетрадей могут быть выставлены в журнал (в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ОО). Тетрадь в Проверяется в течение недели с занесением Хранение тетрадей Рабочие тетради находятся у обучающихся, после проверки им возвращаются. В течение всего учебного 3 Тетрадь для контрольных работ клеточку объемом 12 - 18 листов. отметок в классный журнал. Проверяется к следующему уроку (в течение недели при наличии в параллели 3-х и более классов) с занесением отметок в классный журнал. В тетрадях выполняется работа над ошибками. года хранятся в школе и выдаются обучающимся для выполнения в них соответствующих работ. 6. Требования к ведению и проверке тетрадей по английскому языку № п/п 1 2 Виды тетрадей Английский язык 5-6 класс по 1 ( тетрадь в клетку объемом 18 листов) Рабочие тетради предмету Периодичность После каждого урока у обучающихся с проверки рабочих низкой мотивацией, у остальных - лишь тетрадей наиболее значимые по своей важности работы, но не реже 1-го раза в 2 недели Тетради для контрольных работ Периодичность проверки контрольной тетради 1 Периодичность проверки Не реже 1 раза в 2 недели Проверяется не позже чем через неделю. В тетрадях выполняется работа над ошибками по некоторым видам контроля Английский язык 7-9 класс 1 (тетрадь в клетку объемом 48 листов) Английский язык 10-11 класс 1 (тетрадь в клетку объемом 48 листов) Не реже 1 раза в неделю у слабоуспевающих обучающихся, у остальных - лишь наиболее значимые по своей важности работы, но не реже 1-го раза в месяц 1 Не реже одного раза в две недели у обучающихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, а у остальных – лишь наиболее значимые по своей важности работы, но не реже 2-х раз в полугодие. 1 Проверяется не позже чем через неделю. В тетрадях выполняется работа над ошибками по некоторым видам контроля - Проверяется не позже чем через неделю. В тетрадях выполняется работа над ошибками по некоторым видам контроля - Объем и количество заданий в контрольной работе по английскому языку должны соответствовать времени выполнения - не более 40 минут. Необходимо планировать контрольные работы в течение учебного года с учетом планируемых результатов ФОП. В течение всего учебного года должны быть проведены все четыре вида контроля (аудирование, говорение, чтение, письмо). В тетрадях по английскому языку дата указывается согласно правилам b[ написания на английском языке: The 26 th of September. При оформлении контрольной работы в тетради после даты необходимо указывать вид контроля речевой деятельности (Vocabulary and grammar, Reading, Listening, Speaking, Writing). При осуществлении контроля письменной речи рекомендуется ориентироваться на критерии оценивания задания «Личного письма», представленные в демонстрационном варианте ЕГЭ по английскому языку. При осуществлении контроля устной речи рекомендуется ориентироваться на критерии оценивания выполнения заданий устной части, представленные в демонстрационном варианте ЕГЭ по английскому языку. Контрольные тетради по английскому языку рекомендуется подписывать в едином орфографическом режиме: Название предмета - English. Класс обучения - Form 6-A. Школа - School 10. Имя и фамилия - Ivan Ivanov (следует помнить, что в английском языке сначала пишется имя, а потом фамилия). 7.Требования к ведению и проверке тетрадей по географии № Наименование п\п тетради Коли Требование к тетради чество 1. Рабочая тетрадь по географии 1 Тетрадь в клетку: для 5-6 классов – 12-18 листов; для 7-11 классов - не менее 24 листов 2. Тетрадь для практических работ по географии 1 3. Тетрадь для контрольных (проверочных) работ по географии 1 Тетрадь в клетку: для 5-6 классов – не менее 18 листов; для 7-11 классов - не менее 24 листов Тетрадь в клетку, 12-18 листов 4. Контурные карты 1 Набор контурных карт «Полярная звезда» Периодичность проверки Примечание Поурочный фронтальный контроль за выполнением классных и домашних заданий в тетради. Итоговый контроль за ведением тетради в конце каждой учебной четверти Оцениваются все практические работы, предусмотренные федеральной рабочей программой; проверяются в течение недели после выполнения работы Оценивается ведение тетради с выставлением отметки в журнал Контрольные (проверочные) работы проверяются к следующему уроку географии Проверка выполнения задания - в течение недели после выполнения работы (к следующему уроку) Допускается использование тетрадей на печатной основе для проверочных работ, входящих в УМК по учебному предмету Допускается ведение накопительной папки с контрольно-измерительными материалами (тестирование, работа с текстовой географической информацией 8. Требования для обучающихся к выполнению практических работ на контурной карте Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе. Нельзя копировать карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные учителем задания (избегайте нанесение «лишней информации» (отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации). Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов). Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе «Условные знаки»). Правильно подпишите географические объекты –названия городов и поселков, расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы, надписи делайте по возможности мелко, но четко, обязательно черной пастой. Работа должна быть выполнена аккуратно, без грамматических ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов). Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы. 9.Требования к ведению и проверке тетрадей по биологии № Наименование п\п тетради 1. Коли Требование чество тетради Рабочая тетрадь 1 по биологии к Периодичность проверки Система оценивания Тетрадь в Поурочный фронтальный контроль за Оценивается ведение тетради с клетку, не менее выполнением классных и домашних заданий в выставлением отметки в журнал 48 листов тетради Итоговый контроль за ведением тетради в конце 2. Тетрадь для лабораторных и практических работ по биологии 1 Тетрадь в клетку, 18 листов каждой учебной четверти Оцениваются лабораторные, практические работы, выполнение которых связано с самостоятельной деятельностью обучающегося, в течение недели после выполнения работы Оцениваются обязательные лабораторные и практические работы с выставлением отметки в журнал. Остальные работы оцениваются на усмотрение учителя 10.Требования к ведению и проверке тетрадей на уровне начального общего образования № п/п Виды тетрадей 1 2 3 Тетради по учебному предмету «Русский язык» (1-4 класс) Количество Периодичность проверки тетради листов в тетради Рабочая тетрадь, в которой выполняются Тетрадь в линию В 1-4 классах тетради проверяются после различные виды работ на уроке, (объем – 12-18 каждого урока у всех обучающихся (все домашние работы. листов). домашние и классные работы). Отметки за отдельные виды работ и проверку тетрадей могут быть выставлены в журнал (в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ОО). Тетрадь для контрольных работ Тетрадь в линию Во 2-4-х классах проверяются и (контрольные диктанты, контрольные объемом не возвращаются обучающимся к следующему сочинения, изложения, словарные менее 12-18 уроку. диктанты, другие виды контрольных листов Отметки за контрольные работы работ) обязательно выставляются в журнал. Тетрадь для работ по развитию речи Во 2-4-х классах проверяются и (обучающие сочинения, изложения) возвращаются обучающимся не позднее, чем через пять дней. Отметки за сочинения и изложения обязательно выставляются в журнал (в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ОО). Хранение тетрадей Рабочие тетради находятся у обучающихся, после проверки им возвращаются. Тетради в течение всего учебного года хранятся в ОО и выдаются обучающимся для выполнения в них соответствующих работ. № п/п Виды тетрадей 1. Тетради по учебному предмету «Литературное чтение» (1-4 класс) Количество Периодичность проверки тетради листов в тетради Рабочая тетрадь, в которой выполняются Тетрадь в линию В 1-х - 4-х классах проверяются не реже 1 различные виды работ на уроке, объемом 24-48 раза в месяц. Отметки за отдельные виды домашние работы. листов работ могут быть выставлены в журнал (в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ОО). Хранение тетрадей Рабочие тетради находятся у обучающихся, после проверки им возвращаются. Примечание 1. В проверяемых работах согласно Положению о едином речевом режиме в общеобразовательной организации учителям необходимо отмечать и допущенные обучающимися орфографические, пунктуационные, речевые и грамматические ошибки. При проверке работ по русскому языку и литературе учитель отмечает и исправляет допущенные орфографические ошибки, руководствуясь следующими методическими рекомендациями: «В методике орфографии существует несколько способов фиксации орфографических ошибок в тетрадях обучающихся: 1) ошибка подчеркивается одной чертой, зачеркивается и исправляется (в работах обучающихся, входящих в группу учебного риска); 2) ошибка подчеркивается, зачеркивается, но не исправляется; 3) обозначается часть слова, в которой есть ошибка; 4) подчеркивается все слово, в котором есть ошибка; 5) никаких подчеркиваний не делается, на полях ставится условный знак орфографической ошибки (в предыдущих случаях на полях тоже ставится знак орфографической ошибки). Способ фиксации орфографических ошибок избирается учителем в зависимости от цели работы (обучающая она или контрольная). При проверке контрольных работ, а также изложений и сочинений используются два первых способа. При выполнении обучающих упражнений используются все перечисленные выше способы фиксации ошибок. Последовательность их применения определяется целями обучения обучающихся умению находить и исправлять ошибки. Первый способ показывает, как нужно обозначать, как зачеркивать и как исправлять ошибки; следующий - учит исправлению ошибки; третий способ - нахождению и исправлению ошибки в той или иной морфеме; четвертый - учит поиску ошибок в слове, а пятый - в ряде слов в строке. Не все обучающиеся одновременно овладевают перечисленными умениями, поэтому в одной и той же работе учитель будет использовать разные способы фиксации ошибок и у разных обучающихся, но в течение учебного года необходимо всех обучающихся провести через все способы фиксации». Если в работе по русскому языку допущена ошибка, которая не изучается в начальной школы, необходимо использовать первый способ фиксации, при этом эта ошибка не учитывается при выставлении оценки. Аналогично могут фиксироваться и другие ошибки. Ошибки, допущенные обучающимся в работе по русскому языку, учитель обозначает на полях тетради определенными условными знаками (I — орфографическая ошибка, V —пунктуационная, С – содержание (включает Ф – фактическая, Л – логическая), Р – речевая, Г – грамматическая). Подчеркивание и исправление ошибок, а также выставление оценки производится учителем красной пастой. Проверив диктант, изложение или сочинение, учитель выставляет 1 оценку, проверив диктант и списывание с грамматическим заданием, учитель выставляет двойную оценку. Примечание 2. В тетрадях по русскому языку (рабочие, контрольные) обязательно выполняется работа над ошибками, предполагающая разбор ошибок с определением их типов, подробным объяснением и графическим выделением орфограммы, также необходимо подбирать однотипные слов на орфограмму, в которой была допущена ошибка. При исправлении пунктуационных ошибок необходимо выписать предложение и выполнить элементы пунктуационного разбора. Не допускается обычное списывание слов и предложений с ошибками. Учитель после проверки оценивает работу над ошибками, выставляя отметку. Примечание 3. В 1-2 классе и 1 полугодии 3 класса используются тетради в косую линию. На каждом уроке в тетради отводится 2 строки в 1-3 классе на чистописание и 1 строка в 4 классе. Во 2 полугодии 3 класса и 4 классе – в широкую линию. Для контрольных работ и работ по развитию речи во 2-3 классе используются тетради в косую линию. В 4 классе – в широкую линию. № п/п Виды тетрадей 1 2 Тетради по учебному предмету «Математика» (1-4 класс) Количество Периодичность проверки тетради листов в тетради Рабочая тетрадь, в которой выполняются Тетрадь в клетку В 1-4 классах тетради проверяются после различные виды работ на уроке, (объем – 12-18 каждого урока у всех обучающихся (все домашние работы. листов). домашние и классные работы). Отметки за отдельные виды работ и проверку тетрадей могут быть выставлены в журнал (в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ОО). Тетрадь для контрольных работ Тетрадь в клетку Во 2-4-х классах проверяются и (контрольные работы, контрольные объемом не возвращаются обучающимся к следующему математические диктанты, другие виды менее 12-18 уроку. контрольных работ) листов Отметки за контрольные работы обязательно выставляются в журнал. Хранение тетрадей Рабочие находятся обучающихся, проверки возвращаются. тетради у после им Тетради в течение всего учебного года хранятся в ОО и выдаются обучающимся для выполнения в них соответствующих работ. Примечание 1. В рабочих и контрольных тетрадях орфографические ошибки исправляются, но не учитываются при выставлении оценки. При проверке рабочих тетрадей по математике математическая ошибка подчеркивается одной чертой, зачеркивается и исправляется. При проверке контрольных тетрадей по математике ошибка подчеркивается, зачеркивается, но не исправляется. Примечание 2. В тетрадях по математике (рабочие, контрольные) обязательно выполняется работа над ошибками, предполагающая разбор ошибок с определением их типов. Если допущена вычислительная ошибка или ошибка в решении уравнения, необходимо подобрать однотипные числовые выражения и уравнения для подробного разбора. Если ошибка допущена в ходе решения задачи, необходимо разобрать и решить однотипные задачи.