Общероссийский конкурс «Лучшая читающая школа России» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 «Читающие родители - читающая семья читающая Россия» Авторы проекта: Адаменко Юлия Евгеньевна Белан Елена Евгеньевна Добрынина Надежда Александровна Муслидин Екатерина Анатольевна Армавир, 2024 год 1 Содержание Аннотация .....................................................................................................3 Глава 1. 1.1. Подготовительный этап......................................................................5 1.2. Основной этап......................................................................................7 Глава 2. 2.1. Сетевое взаимодействие с библиотеками города..............................11 2.2. Библиотечные акции как инструмент продвижения книги..............12 2.3. Всей семьёй в библиотеку...................................................................13 2.4. Книги, как элемент работы с обучающимися и семьями, состоящими на различных видах учета...............................................................14 2.5. Использование метода сказкотерапии в работе с детьми................16 Заключительный этап.................................................................................18 Заключение..................................................................................................19 Список литературы.....................................................................................20 Приложения................................................................................................21 2 Аннотация Совместные семейные чтения объединяют семью, способствуют духовно-нравственному развитию. Семья — самое главное, что есть у человека. Это самые близкие люди, это надежный тыл, место, где можно оставаться самим собой. Большая семья — большое счастье. Всегда считалось, что чем больше в семье детей, тем она счастливее. Но, к сожалению, жизнь изменилась, и с этой истиной сегодня согласны далеко не все. В наше материальное время все реже встречаются семьи, где родители и дети собираются за одним столом, чтобы поделиться своими радостями и проблемами. Особенно актуальны традиции семейного чтения для семей, имеющих статус многодетной. Таких семей в нашей школе 88 и в них проживают 287 детей. Направление проекта: сохранение и развитие традиций семейного чтения. Актуальность проекта связана с осознанием важности семейного чтения для формирования личности, единой семейной идентичности, укрепления семейных связей, передачи культурных ценностей. Цель проекта: привлечение обучающихся и их родителей к семейному чтению и поддержка чтения через проведение различных форм и методов работы среди детей и родителей. Задачи проекта: 1. Провести цикл мероприятий в поддержку книг и чтения; 2. Развивать у детей интерес к чтению; 3. Расширять кругозор детей с помощью книги; 4. Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания школьников; 5. Приобщить детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя; 3 6. Обобщить и распространить опыт, выработанный в ходе реализации проекта. Команда проекта: Добрынина Надежда Александровна - заместитель директора по УМР, учитель начальных классов, педагог высшей категории. Белан Елена Евгеньевна - советник директора по воспитанию и работе с детскими объединениями, педагог высшей категории. Адаменко Юлия Евгеньевна - библиотекарь, учитель начальных классов педагог первой категории. Муслидин Екатерина Анатольевна - педагог-психолог, учитель начальных классов, педагог высшей категории. Срок реализации: 2023-2024, 2024-2025 учебные года. Для реализации проекта нами используется технология коллективнотворческого дела (КТД). В процессе КТД обучающиеся приобретают навыки общения, учатся работать в группе, брать ответственность за общий результат. Обучающиеся через творческие мероприятия подходят к процессу чтения. Участниками КТД становятся и педагоги, и обучающиеся, и их родители. Данная деятельность объединяет всех участников образовательного процесса. 6. Площадка реализации - МБОУ СОШ № 13, ВКонтакте, Сферум. 7. Описание опыта реализации: Проект «Читающие родители - читающая семья - читающая Россия» реализуется в течение 2023-2024, 2024-2025 учебных лет. Часть мероприятий, а именно театральные инсценировки литературных произведений, реализуются с привлечением специалистов библиотеки им. А.П. Чехова муниципального образования город Армавир. Для более удобного пользования книгами используются ресурсы электронных библиотек. Отчеты о проводимых мероприятиях публикуются на школьном сайте и группе ВКонтакте. Проект находится в процессе реализации. 8. Ключевые результаты и эффекты реализации проекта. 4 Рост доступности библиотечных ресурсов с помощью электронных библиотек; Возвращение к традициям чтения, как к форме организации досуга семьи; Укрепление семейных связей через совместную деятельности родителей и детей. 9. Для оценки эффективности данного проекта проводится стартовая и итоговая диагностика читательских компетенций обучающихся, а так же отношения к чтению книг и посещению библиотеки обучающимися и их родителями. Так же, критерием оценки эффективности служат отзывы обучающихся и их родителей на проводимые мероприятия в группе ВКонтакте и книгах отзывов библиотек. С реализацией проекта можно ознакомиться на школьном сайте https://армавир13.школакубани.рф/sveden/objects, в группе ВКонтакте https://vk.com/school13_armavir. 10. Описание видов образовательных результатов, получаемых участниками проекта: Расширение кругозора; развитие коммуникабельных способностей; развитие творческих способностей; сплочение детского коллектива; благоприятный семейный климат. 11. Контакты ответственного лица за реализацию проекта для связи: ФИО, e- mail, телефон, образовательная организация, субъект РФ. Муслидин Екатерина Анатольевна, ekaterinamuslidin@yandex.ru , 8-988-527-62-24, МБОУ СОШ № 13, МО г. Армавир 5 Глава 1 1.1. Подготовительный этап Перед реализацией проекта нами было организовано анкетирование родителей и обучающихся нашей школы на тему «Чтение книг в моей семье». Анкетирование имело два формата: очный QR-коды на онлайн опрос раздавались на родительских собраниях, и голосование в группе ВКонтакте. Из проведённого опроса мы выяснили, что: Лишь 7% родителей считают, что их ребенок увлечён чтением; 35% родителей говорят с детьми о важности чтения; 85% родителей поощряют своих детей за чтение; 45% родителей обсуждают прочитанные детьми книги; 15% процентов родителей считают себя активными читателями и столько же считают, что являются примером для своего ребенка в чтении; 15% учеников считают, что можно прожить без книги; 30% учеников отмечают, что им нравится читать книги. Так же, большинство опрошенных обучающихся затрудняются ответить «Какие книги предпочитают их родители?». На вопрос «Часто ли ты посещаешь библиотеку?», ученики дали ответ «редко» и «иногда». Все вышеизложенное говорит о низкой читательской культуре, отсутствии примера чтения со стороны родителей. Тем не менее, и обучающиеся и их родители с теплом вспоминают детство, когда родители читали своим детям книги. А так же отмечают, что совместное чтение было бы хорошей семейной традицией. Родители и дети выделяют, как проблему сложность в подборе литературы интересной как детям, так и их родителям. В итоге был составлен образовательный маршрут, состоящий из нескольких этапов: 1. Привлечение к чтению детей и их родителей. 2. Составление подборок книг для совместного чтения родителями и детьми. 6 3. Обеспечение доступности книг для чтения. Выпуск QR-кодов с электронными книгами через образовательные платформы : (https://svetapp.rusneb.ru/,https://rusneb.ru/,https://nebdeti.ru/, https://www.litres.ru/enter-school/) 4. Проведение совместных конкурсов и организация проектов для семейного творчества. 7 1.2. Основной этап Проект реализуется в нескольких направлениях: Театральные постановки по литературным произведениям в сотрудничестве с библиотекой им. Чехова МО г. Армавир; Акция «Книга для родителей»; Подборка книг для многодетных семей; Книги, как элемент работы с обучающимися и семьями, состоящими на профилактическом учете; Сказкотерапия. Дорожная карта проекта № Наименование мероприятия Сроки Отметка о выполнении реализации Посещение обучающимися и их В 1 родителями спектаклей литературным произведениям просветительских мероприятий библиотеки им. А.П. Чехова. течение https://vk.com/wall- по учебного года 215704150_1338 и https://vk.com/wall- в 215704150_395 https://vk.com/wall215704150_458 https://vk.com/wall215704150_532 https://vk.com/wall215704150_532 https://vk.com/wall215704150_677 https://vk.com/wall215704150_700 https://vk.com/wall215704150_786 8 https://vk.com/wall215704150_792 https://vk.com/wall215704150_802 https://vk.com/wall215704150_852 2 Родительское на тему Октябрь 2023 «Книга - лучший друг и товарищ». Апрель 2024 Родительское собрание на тему Октябрь 2024 «Папа, мама, я – читающая семья» Апрель 2025 3 Акция . собрание «Книга Участвуют для родителей». 2024-2025 обучающиеся 5-11 учебный год классов. 4 Изготовление . 1-4 классы https://армавир13.школак убани.рф/file/card?id=403 3 и распространение Ноябрь 2024 буклетов для обучающихся 1-2 родителей классов https://армавир13.школак убани.рф/file/card?id=403 «Как 1 воспитать читателя». 5 Оформление стенда с QR-кодами 2024-2025 . https://армавир13.школак подборки книг для многодетных учебный год убани.рф/upload/kubacsx семей. n__13_6kcak0bza5ae_new /files/a1/80/a180346028c6 c6cc50afe6ccc818e0dd.pd f 6 Организация и проведение конкурса в . чтецов 7 Анкетирование . родителей течение https://vk.com/wall- года обучающихся и Сентябрь 2023 215704150_472 Выполнено вводное анкетирование Апрель 2025 8. Круглый стол с родителями «Читаем Май 2025 9 всей семьей» 9. Книги, как элемент обучающимися работы и с В течение Использовано в работе с семьями, года двумя семьями и пятью состоящими на различных видах подростками, в учета. индивидуальной ходе профилактической работы 10. Сказкотерапия 2-9-х с классов. обучающимися В Ознакомление терапевтическими сказками течение На родительских с года собраниях библиотекарь и ознакомила родителей с рассылка по родительским чатам возможностями начальной использования школы подборок произведений. терапевтических сказок в воспитании младшего школьника; классные руководители 1-4-х классов подборки разослали книг по родительским чатам. Тренинги с элементами сказкотерапии реализуются во 2-9-х классах. https://армавир13.школак убани.рф/file/card?id=403 2 11. Литературный марафон Ноябрь 2023 «Следующий шаг за тобой» 12. Онлайн-акция «Поэзия России» https://vk.com/wall215704150_498 Ноябрь 2023 https://vk.com/wall215704150_495 10 Глава 2. 2.1 Сетевое взаимодействие с библиотеками города МБОУ СОШ 13 долгое время сотрудничает с библиотекой им. А. П. Чехова МО г. Армавир. И обучающиеся и их родители являются читателями этой библиотеки. На базе библиотеки им. А. П. Чехова осуществляет свою работу детская театральная студия. Участниками студии являются обучающиеся нашей школы. Участники студии занимаются инсценировками литературных произведений, готовят спектакли для детей и их родителей. Театральные инсценировки являются одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Они доставляют детям радость, развивают воображение и фантазию, способствуют творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. Благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции. Коллективный характер театрализованных инсценировок позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития. Театрализованные инсценировки способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи и др. Спектакли, которые ставят участники театральной студии, посещают не только обучающиеся нашей школы, но и их родители. А поход в библиотеку для просмотра спектакля не заканчивается просмотром постановки. Родители и дети не уходят из библиотеки без книг. 11 Семейной традицией станут не только поход в библиотеку за художественной литературой, но и участие всех членов семьи в мероприятиях, организуемых сотрудниками библиотеки. 2.2 Библиотечные акции как инструмент продвижения книги Не многие родители обучающихся нашей школы знают о том, что в школьной библиотеке есть не только книги для детей и учебная литература, но и книги, которые могут понравиться и старшему поколению. Например, бессмертная классика, фантастика, детективы, проза, стихи, книги писателей Армавира, литература по краеведению, специализированная литература. И родитель может стать читателем школьной библиотеки. Принято считать, что родители должны прививать любовь к чтению своим детям. Мы же предлагаем пойти и другим путём: предлагаем обучающимся узнать у родителей об их интересах и предпочтениях и, исходя из этого, выбрать для них книгу. Это поможет лучше детям узнать своих родителей, их интересы и склонности. Так же, будет почва для обсуждения прочитанного. А после, рекомендуем обучающимся предложить маме и папе выбрать книгу для них. Родители вспоминают книги, которые любили в детстве, рекомендуют их своим детям. А ребятам читают книги по предложению родителей, ведь те прочитали книги детей. Вот такая связь поколений! 12 2.3 Всей семьей в библиотеку Жизнь многодетной семьи часто отличается от жизни с одним или двумя детьми. В ней ещё больше радости, детского смеха веселых игр. Но и в разы больше забот и хлопот. Родители, загруженные бытовыми и материальными вопросами, не всегда успевают качественно проводить досуг с детьми. А ведь это очень важно для сохранения благоприятного психологического климата, формирования тёплых, доверительных взаимоотношений. Для многодетных семей нашей школы мы создали каталог рекомендованных книг. Для удобства использования помимо ссылок на электронные ресурсы, оформлен уголок с QR-кодами, отсканировав который осуществляется переход на сайт электронной библиотеки. С подборкой «Литературные многодетные семьи можно ознакомиться в приложении 1. Книги будут полезны не только многодетным семьям, но и любым родителям и детям, ведь основой каждой семьи является безусловная любовь между родителями и детьми. 13 2.4 Чтение книг как элемент работы с обучающимися и семьями, состоящими на различных видах учета В работе с обучающимися и семьями, состоящими на учете в органах системы профилактики, используется чтение и обсуждение литературных произведений. Тематика произведений подбирается с учётом проблемы обучающегося. Например, при реализации программы сопровождения ученика «группы риска» «Шаг навстречу будущему», где для обучающегося подбираются задания на каждый день, есть задания по прочтению книг, рассказов, терапевтических сказок. Прочитав произведение, подросток получает задание обсудить прочитанное с родителями и друзьями. Так, у ребенка появляется социально-одобряемый опыт чтения книг, который может преобразоваться в хобби - чтение художественной литературы. Список литературы о проблемных подростках, о современной школе, о сложных отношениях между подростками и учителями можно увидеть в приложении 4. Подборка книг для родителей трудных подростков представлена в приложении 2. Книги помогают родителям подростков выстроить с ними качественные взаимоотношения, основанные на доверии и взаимопонимании. Подростки, состоящие на различных видах учета, обретают полезное хобби. У подростков и их родителей появляется новый способ проведения свободного времени: чтение и обсуждение прочитанного. 14 2.5 Использование метода сказкотерапии в работе с детьми Сказки можно не только читать, но и писать их. Метод сказкотерапии очень популярен в современной психологической практике. Особо важное место этот метод занимает в работе детского психолога. Здесь ценность сказки заключается в том, через сказочные образы дети получают возможность осознать свои трудности и найти пути их преодоления. Ситуации, в которые попадают герои сказок, проецируются на реальные детские проблемы, и ребенок получает возможность посмотреть на них со стороны, но в то же время, идентифицировать проблемы героя с собственными. Актуальность и новизна комплексной сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст. Почему именно сказка обладает таким мощным психотерапевтическим воздействием? В сказочном сюжете зашифрованы большинство основных проблем и жизненных ситуаций, которые переживает каждый человек. Часто мы замыкаемся на какой-то своей проблеме и не способны выйти за ее пределы, осмыслить ситуацию под другим, более общим углом. Сказка позволяет мягко подойти к оценке ситуации, оказывая воспитательное воздействие, как на поведенческом, так и на нравственно-ценностном уровне. Для ребенка, помимо вышесказанного, сказочная история является проводником во «взрослую» жизнь с ее, порой жесткими, нравственными законами; сказочные события становятся первой «школой жизни», а поступки героев - мерой добра и зла. Использование сказок в педагогическом процессе делает уроки насыщенными и интересными, что в свою очередь влияет на создание положительной мотивации к учёбе. Работа со сказками даёт возможность ребёнку проявить себя творчески и помогает в усвоении учебного материала. Использование сказок способствует гармонизации межличностных 15 отношений в классе и может выступать одной из форм сотрудничества педагога с детьми. Метод сказкотерапии реализуется педагогом-психологом в ходе коррекционно-развивающих занятий с обучающимися. Этот метод выступает инструментом развития нравственных ценностей через восприятие текста сказок, развитие творческих способностей через написание сказки. Написанная обучающимся сказка так же выступает предметом диагностики характерологических особенностей школьника. Написанная сказка может рассказать о проблемах, которые испытывает ребенок. Ведь писать он будет не о вымышленных героях, а о себе. Так же, с помощью сказки можно дать непрямой совет ребенку. Давая рекомендацию персонажу сказки ребенок применит совет для решения своей ситуации. Конспект занятия с использованием метода сказкотерапии можно увидеть в приложении 3. Сказкотерапия в период адаптации к обучению в первом классе. В помощь терапевтические родителям сказки. первоклассников Например, предлагаются произведения М. А. готовые Панфилова «Создание лесной школы», «Букет для учителя», «Смешные страхи», «Игры в школе», «Школьные правила», «Госпожа Аккуратность», «Жадность», «Волшебное яблоко», «Ленивец», «Ябеда» и другие. Так же, родителям совместно с ребенком предлагается придумать свою сказку с положительным отношением к школьному обучению. Совместное чтение, создание и обсуждение сказок способствует формированию крепкой связи между родителями и детьми. 16 Заключительный этап Ожидаемые результаты: Повысится процент постоянных читателей библиотеки из числа обучающихся школы и их родителей; Максимальный охват библиотечными мероприятиями всех участников образовательного процесса; Увеличение пользователей электронных библиотечных ресурсов; Осмысленный выбор литературы; Положительные отзывы о мероприятиях в библиотеке на сайте школы. 17 Заключение Проблема снижения интереса обучающихся к чтению относится к числу наиболее актуальных в образовании. Семья формирует основы мировоззрения человека, его образ жизни и ценностные ориентиры. Одной из безусловных ценностей семьи является традиции семейных чтений. Но очевидно, что на сегодняшний день это та ценность, которая относится к исчезающим, так как происходит трансформация семейного уклада, разрушение традиционных нравственных норм во взаимоотношениях людей, в том числе и в семье, происходит приоритет развлекательных предпочтений перед познавательными. Есть данные, что если до 90-х годов XX века 50% родителей читали своим детям книжки, то сегодня это делают только 7%. Необходимо сделать так, чтобы книга вернулась в семью. Современное российское общество безусловно признало: какими бы прекрасными ни были дошкольные и школьные учреждения, самыми, главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец – семья. Чтобы вернуть культурные ценности семьи, возродить традиции семейного чтения, требуется время, объединение усилий образовательных и культурных учреждений, и самое главное самих родителей. Настоящим ценителем чтения ребенок вырастет в среде, где: читают все члены семьи, не только детские книги для малыша, но и свои книги, показывают их ребенку, рассказывают о том, что читают; книги для ребенка покупаются регулярно, дарятся ему с радостью, и становятся собственностью ребенка; у ребенка есть своя книжная полка, с которой удобно и легко он может взять книгу сам. семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги. 18 Список литературы 1. Дети и книга: простые приемы привлечения к чтению. - М. : Чистые пруды, 2007. - 32 с. 2. Жукова, Т.Д. Родительское собрание по детскому чтению : метод. пособие / / сост. Жукова Т.Д. - М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. - 288 с. - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря, Сер. 1; Вып. 7-8). 3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Мастер сказок. - СПб. : Речь, - 2011. 4. Карпова, Н.Л. Семейное чтение - семейная библиотерапия // Школьная библиотека. - 2004. - № 5. - С. 53-57. 5. Огненко, Н. Узнай себя в сказочных образах. – СПб. : Речь, 2009. 6. Полякова, Т.И. Чтение как педагогический процесс развития информационной культуры младших школьников // Школьная библиотека. 2006. – с. 4. 7. Тимофеева, И.Н. Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти : Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением / И.Н. Тимофеева; РНБ. – СПб., 2000. - 511 с. 8. Токарева, О.Б., Килимник, О.Л. Читательский портрет современного подростка. Первые итоги регионального исследования. - М. : Российская государственная детская библиотека, 2003. 19 Приложения Приложение 1. Библиографический атлас «Читаем всей семьей» ЛИТЕРАТУРНЫЕ МНОГОДЕТНЫЕ СЕМЬИ Эпиграфом нашей подборки стали слова Матери Терезы: «Что вы можете сделать, чтобы способствовать миру во всем мире? Просто идите к себе домой и любите свою семью». «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик», о ней известная норвежская писательница Анне-Катрин Вестли написала целую серию историй. Эта семья может служить примером для многих из нас: мама, папа и восемь детей живут в одной комнате, а еще приглашают в гости бабушку, и при этом ни у кого нет и тени недовольства! Родители любят своих детей и всегда находят с ними общий язык. Старшие помогают младшим, а все вместе помогают маме. И несмотря на бытовые трудности, все счастливы! Здесь много веселых приключений, есть авантюрная, даже детективная сюжетная линия (например, слежка Мадса и Моны за похитителем грузовика) и много юмора. Есть и серьезные проблемы, которые в этой семье всегда решаются сообща. Мне кажется, особенно важно читать такие книжки в семьях, где растет не один ребенок. Чтобы дети учились заботе и вниманию друг к другу, распределению обязанностей между членами семьи, ответственности и трудолюбию. Ссылка на книгу: https://librebook.me/papa__mama__vosem_detei_i_gruzovik_anne_katrine _vestli «Двенадцать человек — не дюжина» (автор Вера Ферра-Микура). В этой семейке — а их ни много ни мало двенадцать человек! — не всегда спокойно: один из дедушек куда-то исчезает по воскресеньям, одна тетушка пишет книги, вторая вечно ищет свои инструменты (и это только часть каждодневных проблем!). Но как же весело детям в этой семье! Да и любви здесь намного больше, чем можно встретить порой в других семьях! Нелли 20 Зомер, главная героиня повести, прекрасно это понимает. А вот ее одноклассница Марианна живет с мамой и папой, и на днях в их семье ожидается пополнение. Марианна боится, что родители теперь не будут уделять ей столько внимания, как раньше, и станут меньше любить. Знакомство Марианны с семейством Зомер помогает ей взглянуть на ситуацию иначе и понять, что в больших семьях любовь не делят, а умножают. И вот уже она бесконечно рада рождению братика! Ссылка на книгу: https://fb2.top/dvenadcaty-chelovek-ne-dyughina-323625/read/part-2 «На острове Сальткрока» Астрид Линдгрен. Для меня загадка, почему эту прекрасную повесть далеко не однозначно воспринимают читатели. От полного восторга до полного неприятия. Многие любители Линдгрен утверждают, что чтение этой книги у них «не идет». Думаю, одна из причин в том, что повесть отличается от всего, написанного Линдгрен. Это не сказка, не веселая история в духе «Карлсона» или «Пеппи». Но это замечательное тонкое, лирическое произведение. И что важно, читать его нужно не в самом раннем возрасте, а примерно лет с десяти. История жизни семьи Мелкерсонов в Столяровой усадьбе на острове Сальткрока дарит незабываемые минуты счастья! Здесь есть настоящая дружба, любовь, страдания. Здесь много говорится об ответственности друг перед другом, и очень много юмора, а еще —добра и теплоты. В этой семье нет мамы, а папа — рассеянный чудак. Маму заменила старшая сестра Малин. Обо всех семейных радостях и печалях девушка пишет в своем дневнике, читая который нам не раз придется улыбнуться или погрустить. Ссылка на книгу: https://librebook.me/my___na_ostrove_saltkroka Повесть «Искатели сокровищ» принесла литературную славу английской детской писательнице Эдит Несбит. В ней рассказывается о семействе Бэстейблов, большой и дружной многодетной семье, в которой растут две девочки и четыре мальчика. Однажды в дом приходит беда: мать 21 неожиданно умирает, а отцу грозит разорение. И тогда дети решают найти сокровища, чтобы спасти отца от банкротства. На первый взгляд их поступки наивны и смешны, но та искренность, с которой они бросаются на помощь, не может не вызывать восхищения. И те «сокровища», которое дети найдут в результате своих поисков, окажуься лучше всех других сокровищ! Эдит Несбит, конечно, писала о своем детстве и о своей семье, поэтому герои получились очень живые и правдивые. Между братьями и сестрами случаются конфликты и разногласия, но дети искренне любят друг друга, чувствуют себя частью одного целого и в любой сложной ситуации помогают друг другу. Добрая и удивительная книга. Ссылка на книгу: https://librebook.me/the_story_of_the_treasure_seekers Классика мировой литературы — повести «Маленькие женщины» и «Маленькие женщины замужем» Луизы Мэй Олкотт. Автор повествует о жизни семьи Марч во времена войны между Севером и Югом. Отец воюет, мать с четырьмя взрослеющими дочерьми вынуждена, забыв о былой роскоши, выживать в это нелегкое время. Сестры трепетно относятся друг к другу, если размолвки и случаются, все глубоко переживают случившееся. Девочки очень разные, и к каждой мать, беседуя, находит свой подход, а дочери изо всех сил внимают материнским мудрым словам. Эти теплые семейные отношения, на мой взгляд, как раз то, что мы, к сожалению, сегодня утрачиваем. Ссылка на книгу: https://librebook.me/little_women, https://litmir.club/bd/?b=879039 Рядом с «Маленькими женщинами» можно поставить еще одну историю, которая, без сомнения, перекликается с книгой Луизы Мэй Олкотт. Это «Гордость и предубеждение» Джейн Остен. Роман английской писательницы, написанный в 1813 году, по-прежнему бередит девичьи сердца, а сестры Беннет не менее популярны, чем семья Марч. Итак, та же самая ситуация — взрослеющие девушки, которым пришла пора выходить 22 замуж. Вот только мать здесь совсем другая, невежественная, не обращающая внимание на чувства дочерей, руководствуется только материальным положением. Но любовь и взаимопомощь — все равно главная движущая сила в семействе Беннет. И в результате Джейн и Элизабет, для которых чувство важнее денег, находят счастье со своими избранниками, а отношения Элизабет и мистера Дарси стали примером романтической и настоящей любви. Ссылка на книгу: https://librebook.me/pride_and_prejudice/vol1/1 Но, к сожалению, случается и так, что ребенок несчастлив, столкнувшись с «недетской» проблемой. Так происходит, например, в книге Кристин Нестлингер «Само собой и вообще». Автор рассказывает о семье, в которой отношения между родителями не самые лучшие: мама с папой часто скандалят и в конце концов расстаются. По-разному переживают эту ситуацию их дети: 15-летняя Карли, 13-летний Ани и 7-летний Шустрик. Им тяжело принять, что привычная жизнь в одно мгновение изменилась, а кроме того, они одинаково любят и маму и папу и хотят видеть каждый день их обоих. Нестлингер дает возможность взглянуть на развод глазами детей (в каждой главе они по очереди рассказывают историю). А тут еще оказывается, что семье предстоит сменить жилье, так как нет возможности его оплачивать. Однако за этой невеселой историей скрывается море позитива и надежды! Пытаясь осмыслить происходящее, дети крепче сдружились друг с другом, а взрослые поняли, что должны прислушаться к детям. Ссылка на книгу:https://libcat.ru/knigi/proza/detskiaya-proza/220831- kristine-nyostlinger-samo-soboj-i-voobshhe.html#read Еще одна сложная ситуация показана в книге Евгении Басовой «Подросток Ашим». Ее герой, мальчик Ашим (Миша — если читать наоборот), стыдится своей необеспеченной многодетной семьи. Он становится объектом насмешек своих одноклассников, ведь у него нет дорогих вещей, а значит, он ничем не интересен. Книга жесткая, но 23 правдивая. В ней уделено внимание недостаточной государственной поддержке многодетных семей и проблеме столкновения материального и духовного, что, к сожалению, происходит все чаще и чаще... Повесть «Подросток Ашим» — финалист Всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества «КнигуРу» в 2015 году. Ссылка на книгу:https://libcat.ru/knigi/proza/detskiaya-proza/93261-ilgaponornickaya-podrostok-ashim.html «Страшный милый волк» Жюли Бинд. Это добрая и поучительная история о любви родителей и детей, и прежде всего об отцовской любви. Именно любовь к своим волчатам и осознание себя «многодетным» отцом превращает Волка из злого хищника, какого мы привыкли видеть в сказках, в доброго понимающего папочку, который стремится понять каждого, сравнивая собеседника со своими волчатами. Дополняют рассказ трогательные иллюстрации Мишель Деруйё. Подходит для чтения и самым маленьким деткам, и младшим школьникам. Ссылка для чтения:https://www.papmambook.ru/articles/1882/ Еще одна сказочная семья — семейство Ларссонов из сказки Яна Экхольма «Людвиг Четырнадцатый и Тутта Карлссон». В семействе, в котором веками ценили хитрость и обман, неожиданно появился отщепенец, который хочет жить по-честному! И это младшенький, любимый! Нелегко приходится родителям, братьям и сестрам. Не сразу они принимают выбор и позицию Людвига... Но все окончится хорошо, и вот уже все лисье семейство отправляется с визитом в курятник. Добрая, трогательная сказка. Ссылка для чтения: https://librebook.me/tutta_karlsson_pervaia_i_edinstvennaia__liudvig_chetyr nadcatyi_i_drugie А вот и семья Дарлингов из любимой миллионами читателей сказки Д. Барри «Питер Пэн». Вэнди, Джон и Майкл вместе с Питером Пэном давно являются символом детства. Девочка здесь — истинная леди, которая 24 уже чувствует свое женское и материнское начало. Мальчики — сорванцы и шалуны. А сама история — одна из самых волшебных и необычных сказок, где царствуют Воображение и Фантазия. Ссылка для чтения:https://librebook.me/peter_pan Ну и в заключение — всем известное семейство Бэнксов из серии сказок о «Мэри Поппинс» П.Л. Трэверс. Джейн, Майкл, Джон и Барбара Бэнкс сменили не одну гувернантку, пока в их дом не постучала лучшая няня в мире — Мэри Поппинс. Именно благодаря ей в семье начинают происходить невероятные сказочные события. Книга вышла в 1934 году и стала классикой английской литературы. В данном издании — шесть историй о непревзойденной Мэри и ее системе воспитания. Ссылка для чтения: https://librebook.me/mary_poppins Это далеко не все книги о многодетных семьях: можно вспомнить «Историю одной семейки» Кристин Нестлингер, «Кэдди Вудлоун» Кэрол Райри Бринк, «Эволюцию Кэлпурнии Тейт» Жаклин Келли, «Приключения в Бюллербю» Астрид Линдгрен и многие-многие другие. «Без детей нельзя было бы так любить человечество» (Федор Михайлович Достоевский) 25 Приложение 2. 8 полезных книг для родителей подростков Екатерина Мурашова, Виктория Шиманская «Повороты взросления. Суперсила подростка для преодоления любых трудностей». Книга от ведущих российских психологов, которая поможет подростку перестать тревожиться, поверить в себя и найти свою суперсилу – внутреннюю опору в любых ситуациях. Когда ты становишься взрослее, в голове появляется множество новых вопросов. Почему я испытываю столько разных эмоций, порой чуть ли не одновременно? Обязательно ли вообще взрослеть? И в какой момент я перестану быть ребенком? Из-за чего с родителями стало так сложно? Как наконец почувствовать уверенность в себе? Подобный шквал вопросов может кого угодно поставить в тупик. К тому же каждый из нас индивидуален, и невозможно взрослеть правильно. Авторы этой книги – психологи Екатерина Мурашова и Виктория Шиманская – помогут тебе найти ответы, верные именно для тебя. Ты научишься разбираться в буре своих эмоций и направлять их в нужное русло. Поймешь, почему все так сильно меняется и как изменится еще. Разберешься, о чем не стоит переживать, а о чем лучше рассказать родителям. И узнаешь упражнения и лайфхаки, которые упростят тебе жизнь. Лия Шарова «Мой подросток. Краткий курс выживания для родителей». В этой книге Лия Шарова говорит с родителями просто о сложном и делится своим опытом, секретами, методами и способами выживания в самых сложных отношениях «родитель – ребенок». Эта книга – честный и открытый диалог с родителями, которые пытаются наладить с бунтующим подростком отношения и взаимопонимание, донести до его сознания все эти «надо» и «должен» и даже стать для него тем самым авторитетом, мнение которого он будет спрашивать сам. Добро пожаловать в мир бесконфликтного влияния, доверительных разговоров и настоящей близости со своим подростком. 26 Никита Карпов «Чертовы подростки! Как найти общий язык с повзрослевшим ребенком». Детский и подростковый психолог Никита Карпов знает о взрослении все. Более 15 лет он помогает подросткам и родителям найти общей язык и решает их проблемы. В легкой форме, с долей юмора, Никита Карпов рассказывает о реальных кейсах, профессиональных техниках и методиках, которые спасут ваши нервы, наладят крепкие доверительные отношения и помогут воспитать самостоятельного человека. Он раскроет глаза, что на самом деле пубертат очень интересный период, от которого можно получать удовольствие и родителям, и подросткам. Екатерина Бурмистрова «Подростки. Как пережить пубертат». Большинство родителей, сталкиваясь с подростковыми сложностями детей, чувствуют растерянность, раздражение, боль. Причем не только из-за плохого поведения ребенка, но и потому, что сами себе кажутся плохими родителями. Детский психолог, известный семейный психотерапевт и мама одиннадцати детей Екатерина Бурмистрова предлагает родителям посмотреть на подростковый возраст как на возможность своего личностного развития или игру для всей семьи. Она поможет найти подход к любому ребенку без криков и скандалов и объяснит, как наладить контакт с подростком, даже когда взрослые для него не авторитет. С помощью простых приемов можно научить ребенка самостоятельности и ответственности и при этом остаться в хороших отношениях. Каким бы сложным и тяжелым пубертат ни казался, его можно превратить в самый интересный период жизни ребенка и родителей. Лия Шарова «Я подросток. Краткий курс выживания». В этой книге Лия Шарова говорит с подростками просто о сложном и дает пошаговые инструкции к действию в различных ситуациях. Эта книга – открытый, честный разговор с подростком о том, как начать распутывать отношения с родителями, если они запутались, как понять себя, если никто тебя не понимает; о том, зачем учиться транслировать состояние уверенности и как это делать. Как справляться с издевками и травлей, как вычислять людей, 27 которые относятся к тебе по-настоящему хорошо, и «отсекать» тех, кто только носит маску доброжелательности, но на самом деле добра тебе не желает; как выйти победителем в войне с манипулятором. О добрых и злых Драконах, которые живут в каждом из нас. Как избежать неприятностей и что делать, если уже попал в беду. Как сделать свою социальную жизнь онлайн и офлайн приятной и безопасной. И главное, эта книга – о том, что делать, если всё и все достали и не хочется думать ни о чем, кроме как: когда это все закончится? Дэниэл Дж. Сигел, Тина Пэйн Брайсон «Хорошие родители дают детям корни и крылья. 4 условия воспитания самостоятельного и счастливого ребенка». Новая книга от авторов бестселлеров и признанных экспертов по воспитанию детей Дэниела Сигела и Тины Брайсон. Все родители знают, что привязанность – основа воспитания здорового, счастливого и самостоятельного ребенка. Но как создать эту крепкую нерушимую связь? Сигел и Брайсон уверены: доверительные отношения с ребенком могут построить даже самые занятые родители. Собрав данные последних научных исследований, они определили 4 условия формирования здоровой привязанности: безопасность ребенка, внимание к его эмоциям, утешение в трудные моменты, надежность. С помощью наглядных примеров авторы показывают, как эти условия обеспечить и как исправить уже допущенные ошибки в воспитании. А главное – научиться по-настоящему быть рядом, принимать и любить. Бриджит Флинн Уокер «С тобой интересно! Как перестать беспокоиться о том, что о тебе подумают, и найти друзей». Простая программа из пяти шагов, которая поможет преодолеть социальную тревожность, стоящую между подростком и более счастливой жизнью. Подростки постоянно беспокоятся о том, что о них думают другие. Боятся осуждения. Упускают жизнь. Избегают людей или ситуаций. Эта книга расскажет, как освободиться от страха и неуверенности, которые мешают жить полноценной социальной жизнью. Программа для подростков, 28 приведенная в этой книге, предлагает простые шаги, основанные на когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). Подросток научится распознавать триггеры тревожности и справляться с ними, он откроет для себя способы мягко противостоять вызывающим беспокойство ситуациям и повысить уровень комфорта. 29 Приложение 3. Конспект занятия с использованием элементов сказкотерапии для обучающихся 2-го класса. Тема: Мы испытываем разные чувства. Цель: актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека Задачи: Умение выражать свои эмоции Умение понимать эмоции другого человека Формирование позитивного поведения с опорой на пример положительного сказочного героя Формирование благоприятных межличностных отношений, развитие разнообразных форм коммуникации; обогащение положительного эмоционального опыта; Развитие творческих способностей, познавательного интереса, памяти, мышления, воображения, фантазии; Развитие речи, обогащение активного словаря; Оборудование: Листы с лицами; сказка; шарики; карандаши или фломастеры; наклейки-смайлики; маленький предмет, имитирующий волшебный подарок от феи. Ход занятия: Приветствие. Здравствуйте ребята. Меня зовут Екатерина Анатольевна. Я работаю психологом в нашей школе. Знаете, почему я к вам пришла? (выслушать ответы). На самом деле я пришла вот по какой причине: несколько дней назад мне на телефон кто-то позвонил. Номер был скрыт и грубым голосом сказал: «В 13 школе, во 2Б классе учатся ленивые, сердитые ребята, которые всего боятся». И повесил трубку. Я удивилась. Через пять минут мне 30 позвонили опять, но уже другой, приятный голос сообщил: «Не верьте. В 13 школе во 2Б классе учатся хорошие ребята. Они весёлые, дружные и если даже чего-то боятся, то умеют справляться со своими страхами». И я задумалась… И решила прийти к вам, чтобы самой посмотреть на вас и понять, кому верить? Сразу скажу – никакие вы не сердитые, а очень даже милые. А для того, чтобы понять – какие вы – я бы хотела с вами провести занятие. Согласны? Это упражнение должно заинтриговать детей и побудить к работе, чтобы показать, что они умные, трудолюбивые. Разминка Уже конец дня, вы, наверное, устали. Давайте себя приободрим? Глазки, вы готовы внимательно смотреть? (трём глаза) Ушки, вы готовы слушать» (трём уши) Ручки, вы готовы к занятию? (хлопаем в ладоши) Ножки, вы готовы ходить? (топаем) Молодцы. Вижу, готовы к занятию. Это упражнение станет физической мини-зарядкой, взбодрит. Основное содержание занятия. Давайте познакомимся? Я не знаю, как вас зовут. А мне очень хотелось бы с вами познакомиться. Давайте каждый из вас скажет, как его зовут и расскажет, что ему нравится, а что не нравится? Это упражнение покажет уровень коммуникации ребёнка, его готовность и умение рассказать о себе. Вспомним чувства и эмоции. Ребята, а какие эмоции вы знаете? (дети перечисляют знакомые им эмоции (радость, грусть, злость, заинтересованность, удивление, стыд, обида). А что такое чувства? (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание). А помните ли вы о чувстве тепла-холода? О чувстве больно-приятно? 31 О чувстве осознания тела? Даже с закрытыми глазами вы знаете, где находятся ваши руки-ноги. О чувстве равновесия? Когда вы идёте по узкой доске, вы способны удерживать равновесие так, чтобы не падать. Или поднимаясь в гору. Или катаясь на велосипеде. Сейчас мне интересно, а какие эмоции вы переживаете в тех или иных ситуациях? Я буду каждому из вас задавать вопрос, вы на него отвечать, но при этом не будете говорить, какие эмоции переживали в тот или иной момент. А другие ребята постараются угадать, грустно или весело было его однокласснику, а может ему было страшно или обидно? Для этого я вам раздала карточки с кружочками. Это не просто кружочки, а недорисованные лица. После каждого ответа вашего одноклассника, вы в одном из кружочков нарисуете эмоцию, которую по вашему мнению переживал рассказчик. Итак, начнём. 1. Как началось твоё утро? 2. Опиши свою дорогу в школу? 3. Опиши, чем ты занимался, когда пришёл в школу. 4. Расскажи, что ты кушал сегодня в столовой? 5. Расскажи, чем ты занимался на одной из перемен. 6. Расскажи о первом уроке. 7. Расскажи о втором уроке. 8. Расскажи, как ты делаешь домашнее задание. 9. Расскажи, как ты помогаешь маме. 10. Расскажи, как ты играешь. 11. Расскажи, как ты ложишься спать. 12. Расскажи, как ты идёшь со школы домой? Упражнение тренирует память, умение слушать, выделять свои эмоции и понимать эмоции другого. Страх, я тебя не боюсь. 32 Поднимите руки те ребята, которые чего-то боятся или боялись. Темноты, собак, чудовищ? Всем нам знаком страх. И герою сказки, которую я вам сейчас прочитаю, он тоже знаком. Но он научился с ним справляться. Слушайте меня внимательно. После прочтения я задам вам вопросы. Упражнение дает терапевтический эффект. Тренирует внимание, воображение и умение отвечать на вопросы. «Сказка о мальчике, который боялся темноты». Вопросы для обсуждения. - Чего боялся мальчик? - Как фея помогла ему избавиться от своего страха? Боюсь-ка Фея из сказки моя знакомая. Она знала, что я приду к вам и дала мне один волшебный предмет. Каждый из вас возьмет этот предмет в руки. Скажет, чего он боится и передаст этот предмет другому. Как я уже говорила, предмет этот волшебный, он может забрать ваши страхи себе, если вы захотите его отдать. После упражнения предмет я забираю себе, чтобы вернуть его фее. Она его заколдует и превратит ваши страхи в пустоту. Упражнение помогает выразить свой страх в словах, узнать, что и другие дети чего-то боятся и имеет терапевтический эффект. Сдуй свой страх. Поможем феи заколдовать ваши страхи. Я даю вам шарики. Вы их будете надувать, но не просто надувать, а представлять, что вы надуваете свой страх. Дуем. Всё больше. Больше. Страх увеличивается-увеличивается. Всё. Нам страшно. Мы боимся. А теперь.. мы сдуем этот страх. Выпустим его, как воздух из шарика. Раз! И нет ничего. (сдуваем шарики). Шарики остаются детям. 33 И каждый раз, когда вы вдруг чего-то испугаетесь, например, темноту, вы можете вспомнить это упражнение. И даже без шарика, набрать полные лёгкие воздуха и с шумом его выпустить, выпустить страх. 4. Рефлексия. Давайте возьмемся за руки и представим, что мы волны спокойного, тихого моря. (имитируются волны, дети раскачиваются из стороны в сторону) Я очень рада была с вами познакомиться. И теперь я точно знаю, что вы умные, селые и добрые ребята. Спасибо вам. Ребята, а какое у вас настроение сейчас? (раздаются смайликинаклейки). Выберите смайлик, который больше всего подходит вашему настроению сейчас и наклейте его на карточку, с которой мы уже работали. (дети клеят наклейки) Замечательно, тогда давайте друг другу подарим аплодисменты за такое сказочное настроение и отличное настроение. 34 Конспект занятия по сказкотерапии Тема: «Сказка о самом заветном желании». Программное содержание: Развить память, мышление, творческое воображение, научить уметь чувствовать и понимать другого человека. Воспитывать чувство дружбы, коммуникабельность, уверенность в себе. Дать понятие о добре, сочувствии. Научить понимать содержание сказки и выражать свое отношение к ее героям. Закрепить умение управлять мышцами тела: расслаблять или напрягать по желанию. Материал: 1. Цветы на поляне (по количеству детей). 2. Бабочки (по количеству детей). 3. Волшебный цветок. 4. Платочки по 2 шт. на каждого ребенка Ход занятия по сказкотерапии: Введение Сегодня мы с вами отправимся в сказку, где главным героем является большая, красивая бабочка. - А какими другими словами можно назвать большую бабочку? (Огромная, как великан, здоровенная, огромная). Герой нашей сказки был большой по отношению к другим обитателям волшебной поляны. Вот сегодня мы и отправимся в путешествие по волшебной полянке. Вход в сказку А силы на это путешествие в сказку нам подарит волшебный цветок, который растет на этой поляне (показываю цветок). Взгляните на этот цветок 35 внимательно и почувствуйте, как его красота и сила переходят в ваше тело. Вы готовы идти путешествовать. Дети садятся в позу расслабления. Сказка Однажды теплым майским утром на ароматную цветочную поляну прилетела большая красивая Бабочка. Летая с цветка на цветок, она пила их сладкий нектар и, благодаря этому, с радостью служила почтальоном. Бабочка передавала поздравления от одних цветов другим, рассказывала, что происходит в разных уголках поляны. Бабочка переносила даже любовные послания цветов - пыльцу, помогая им завязать семена. Бабочка занималась очень важным делом. Упражнение «Танец Бабочки» Ведущий включает спокойную, тихую музыку, и дети танцуют с разовыми платочками. Движения мягкие, спокойные, плавные. В один прекрасный день, когда пришло время позаботиться о потомстве, Бабочка выбрала красивый цветок и отложила яйца. Невидимые глазу они были аккуратно приклеены к обратной стороне зеленого листка. Цветок помнил заслуги Бабочки-почтальона и берег яйца от солнечных лучей и дождевых капель. Упражнение «Цветок» Дети складывают ладони вместе, изображая стебель, затем разжимают центральные частицы ладони, формируя «бутон». И, наконец, раскрывают пальцы: цветок распустился. Необходимо кистями рук изобразить раскрытый цветок, почувствовать напряжение в пальцах рук, затем потрясти руками и расслабить их. - Очень скоро из них вылупились маленькие гусенички и расползлись в разные стороны. Упражнение «Гусенички» Дети сидят, как в яйце, затем распрямляются, ложатся на живот, и ползут на животе по полу, руки вытягивают вдоль туловища ладонями вниз. 36 Выполнив упражнения, дети поворачивают голову набок так, чтобы одна щека лежала на полу, расслабляют все мышцы тела. Только одна Гусеничка осталась жить там, где появилась на свет. Скрутив трубочкой один из листьев, кроха устроила себе уютный дом. Упражнение «Домашний очаг» Дети зажимают себя руками, словно заворачиваются в листочки, напрягая при этом мышцы рук, затем расслабляют их (3-4 раза). - Цветку это не очень понравилось, ведь у него теперь стало на один листочек меньше, и ему стало не хватать пищи, которую он получал своими листочками от солнечного света. Упражнение «Цветочек» Ребенок садится на стул в центре комнаты, остальные дети тянут ладони вверх (к солнышку), по очереди подходят, ласково касаются ладонями ладоней ребенка-солнышка, (солнечные лучи кормят цветок). - А тут еще и Гусеничка соседний листочек начала быстро- быстро грызть. Упражнение «Жевание Гусенички» Дети, сидя на полу, подтягивают к себе мысленный листочек и быстро двигают челюстями. - Ой-ой-ой! - Закричал от боли Цветочек, - что ты делаешь, остановись! Но Гусеничка не отреагировала. - Как тебе не стыдно? - Спросил Цветочек. - Я так оберегал тебя, а ты делаешь мне больно. Гусенице стало стыдно. - Я не хочу делать тебе больно, - сказала она, - но я не могу иначе. Если я не буду есть, я умру от голода. С этой минуты листочки уже не казались ей такими вкусными и сладкими, как раньше, и даже хорошее утро и блеск капель, и даже ласковый ветерок перестали радовать ее. И вот однажды Цветочек прошептал: 37 - У меня больше нет сил. Если ты не перестанешь есть мои листочки, я погибну. Испугавшись, Гусеничка решила поискать еду в другом месте. Упражнение «Страх» Гусеничка слезла с Цветочка и поползла под землю. Сразу же она нашла какие-то тоненькие ниточки, которые были очень вкусные. - Ой-ой-ой! - Пискнул Цветочек. - Это мои корни, ими я добываю питательную влагу. Без них я погибну еще скорее. Пришлось Гусеничке снова выбираться на поверхность. Она уже подросла, благодаря цветку, и изо всех сил пыталась сдерживать свой аппетит, потому что ей очень не хотелось вредить цветку. Она сидела и думала, думала, думала: «Как же сохранить Цветочек, и незаметно для себя стала есть все меньше и меньше и, наконец, совсем перестала грызть нежные листочки. Ее тонкая кожа затвердела и превратилась в защитный кокон, и наша Гусеничка превратилась в куколку. Куколка уснула и даже во сне продолжала представлять, как она сделает когда-нибудь для цветочка что-то хорошее. Упражнение «Сон Куколки» Дети садятся или ложатся на пол, закрывают глаза, расслабляются и слушают «голоса природы». Время шло, и пока Куколка мечтала, Цветочек отращивал листочки, а затем появились бутоны, и Цветочек расцвел. Необходимо раздать бабочек, дети садятся в позу расслабления. Через некоторое время твердая оболочка Куколки лопнула, и на свет появилась прекрасная Бабочка. Она расправила крылышки, которые на солнышке заиграли всеми цветами радуги, и полетела. Упражнение «Бабочка» Дети выполняют под музыку танец с бабочками. - Что я могу сделать для тебя? - Спросила бабочка у Цветочка. 38 - Найди похожий на меня Цветочек и отнеси ему мою пыльцу. Осенью появятся семена, они перезимует под снегом, а весной превратятся в такие же цветы, как я. - Я обязательно найду такой цветок! Мне так хочется отблагодарить тебя за твою ласку! - Договорились, а теперь лети и быстрее возвращайся с хорошими новостями. Упражнение «Найди цветок» Дети сажают бабочек, с которыми они танцевали, на разноцветные цветы. Всю волшебную силу мы потратили, следовательно, давайте прощаться с нашими друзьями: цветочками и бабочками. Закройте глаза и ждите, пока Цветочек коснется вас своим лепестком и вернет нас в наш мир. Не забудьте поблагодарить цветок, но не словами, а своим сердечком. Пусть добро этого цветка Перейдет каждому в голову, Из головы пойдет к сердечку, Расцветет там, и запомнится навсегда. Ведь добро - это сильное оружие, Которое убивает злость и равнодушие, А остается любовь и сострадание. 39 Приложение 4. Список литературы о проблемных подростках, о современной школе, о сложных отношениях между подростками и учителями. П . Верещагин «Рецепт одной войны» А. Герасимов «Нежный возраст» Г. Шмидт «Битвы по средам» А. Анисимова «Гутя» А. Иванов «Географ глобус пропил» Е. Габова «Не пускайте рыжую на озеро» Е. Лопес «Трамплин» В. Железников «Чучело» Е. Мурашова «Класс коррекции» Л. Жуховицкий «Банан за чуткость» Р. Паласио «Чудо» Рассказы и повести Е. Габовой. 40