Адаптированная РП 7.1. ИЗО 1-3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дети с задержкой психического развития (ЗПР), которым
рекомендовано
обучение
в
школе
VII
вида,
обучаются
по
общеобразовательной программе. Особенности их обучению происходят за
счет применения специальных методик, подходов, а также за счет
постоянной психолого-педагогической помощи. Педагоги, работающие с
детьми, которые имеют нарушение развития, планируют свою работу,
учитывая как требования образовательной программы, так и особенности
психического развития определенной категории детей.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в
психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие
получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР–наиболее многочисленная среди детей
с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу
группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать
органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной
системы, конституциональные факторы, хронические соматические
заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и
социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов
обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от
состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний,
требующих отграничения от умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени
выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные
недостаточными
познавательными
способностями,
специфическими
расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.),
нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для
всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки
в формировании высших психических функций, замедленный темп либо
неравномерное становление познавательной деятельности, трудности
произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются
нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и
пространственной ориентировки, умственной работоспособности и
эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР
зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как
правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества
предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик –
от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и
относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными
и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективноповеденческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной
поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до
обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования
в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической)
коррекционной помощи. Различие структуры нарушения психического
развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия
специальной поддержки в получении образования и самих образовательных
маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с
ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в
получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического
развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению
образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых
сверстников.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в начальной школе
является базовым предметом. Он направлен в основном на формирование
эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является
условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей
личности.
Цель
учебного
предмета
«Изобразительное
искусство»
в
общеобразовательной школе — формирование художественной культуры
учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры
мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие
ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны
быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической
отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е.
зоркости души ребенка.
-обеспечение условий для успешного обучения и социализации детей с
ОВЗ
Задачи обучения:
совершенствование
эмоционально-образного
восприятия
произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры
в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными
материалами;
развитие способностей к художественно-образному, эмоциональноценностному восприятию произведений искусства, выражению в творческих
работах своего отношения к окружающему миру

развитие интереса к внутреннему миру человека, способности
углубления в себя
осознания своих внутренних переживаний
Число часов, отведённых на изучение изобразительного искусства,
составляет в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в
неделю),в 3 классе -34 часа (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1 КЛАСС
Модуль «Графика»
Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или
горизонтального формата листа в зависимости от содержания изображения.
Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для
линейного рисунка и их особенности. Приёмы рисования линией.
Рисование с натуры: разные листья и их форма.
Представление о пропорциях: короткое – длинное. Развитие навыка видения
соотношения частей целого (на основе рисунков животных).
Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте.
Формирование навыка видения целостности. Цельная форма и её части.
Модуль «Живопись»
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве.
Навыки работы гуашью в условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и
белая.
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым
цветом.
Навыки смешения красок и получение нового цвета.
Эмоциональная
выразительность
цвета, способы выражения
настроения
в изображаемом сюжете.
Живописное изображение разных цветков по представлению и
восприятию.
Развитие навыков работы гуашью. Эмоциональная выразительность цвета.
Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния
времён года. Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника.
Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения.
Модуль «Скульптура»
Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек,
тряпочка.
Лепка зверушек из цельной формы (например, черепашки, ёжика, зайчика).
Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.
Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных
художественных промыслов (дымковская или каргопольская игрушка или по выбору
учителя с учётом местных промыслов).
Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами надрезания,
закручивания, складывания.
Объёмная аппликация из бумаги и картона.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на
основе
фотографий).
Эмоционально-эстетическое
восприятие
объектов
действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах
декоративно-прикладного искусства.
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов.
Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или в
полосе.

Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное
ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии
симметрии при составлении узора крыльев.
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных
художественных промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по
выбору учителя с учётом местных промыслов).
Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги
и аппликации.
Оригами – создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания
бумаги.
Модуль «Архитектура»
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по
фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий.
Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных
простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и
вырезания деталей; использование приёма симметрии.
Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города
из бумаги, картона или пластилина.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и
эмоционального содержания детских работ.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной
среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической
задачи наблюдения (установки).
Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных
установок учителя в соответствии с изучаемой темой.
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние,
или с картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения В. М. Васнецова и
другие по выбору учителя).
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых
знаний и творческих практических задач – установок наблюдения. Ассоциации из
личного опыта обучающихся и оценка эмоционального содержания произведений.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных
впечатлений.
Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих
изучаемой теме.

2 КЛАСС
Модуль «Графика»
Ритм линий. Выразительность линии. Художественные материалы для
линейного рисунка и их свойства. Развитие навыков линейного рисунка.
Пастель и мелки – особенности и выразительные свойства графических
материалов, приёмы работы.
Ритм пятен: освоение основ композиции. Расположение пятна на плоскости
листа: сгущение, разброс, доминанта, равновесие, спокойствие и движение.
Пропорции – соотношение частей и целого. Развитие аналитических навыков
видения пропорций. Выразительные свойства пропорций (на основе рисунков птиц).
Рисунок с натуры простого предмета. Расположение предмета на листе бумаги.
Определение формы предмета. Соотношение частей предмета. Светлые и тёмные
части предмета, тень под предметом. Штриховка. Умение внимательно
рассматривать и анализировать форму натурного предмета.
Графический рисунок
животного
с
активным
выражением
его
характера.
Рассматривание графических произведений анималистического жанра.
Модуль «Живопись»
Цвета основные и составные. Развитие навыков смешивания красок и
получения нового цвета. Приёмы работы гуашью. Разный характер мазков и
движений кистью. Пастозное, плотное и прозрачное нанесение краски.
Акварель и её свойства. Акварельные кисти. Приёмы работы акварелью. Цвет
тёплый и холодный – цветовой контраст.
Цвет тёмный и светлый (тональные отношения). Затемнение цвета с помощью
тёмной краски и осветление цвета. Эмоциональная выразительность цветовых
состояний и отношений.
Цвет открытый – звонкий и приглушённый, тихий. Эмоциональная
выразительность цвета.
Изображение природы (моря) в разных контрастных состояниях погоды и
соответствующих цветовых состояниях (туман, нежное утро, гроза, буря, ветер – по
выбору учителя). Произведения И. К. Айвазовского.
Изображение сказочного персонажа с ярко выраженным характером (образ
мужской или женский).
Модуль «Скульптура»
Лепка из пластилина или глины игрушки – сказочного животного по мотивам
выбранного художественного народного промысла (филимоновская игрушка,
дымковский петух, каргопольский Полкан и другие по выбору учителя с учётом
местных промыслов). Способ лепки в соответствии с традициями промысла.
Лепка животных (например, кошки, собаки, медвежонка) с передачей
характерной пластики движения. Соблюдение цельности формы, её преобразование
и добавление деталей.
Изображение движения и статики в скульптуре: лепка из пластилина тяжёлой,
неповоротливой и лёгкой, стремительной формы.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Наблюдение узоров в природе (на основе фотографий в условиях урока),

например, снежинки, паутинки, росы на листьях. Ассоциативное сопоставление с
орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства (например, кружево,
вышивка, ювелирные изделия).
Рисунок геометрического орнамента кружева или вышивки. Декоративная
композиция. Ритм пятен в декоративной аппликации.
Поделки из подручных нехудожественных материалов. Декоративные
изображения животных в игрушках народных промыслов; филимоновские,
дымковские, каргопольские игрушки (и другие по выбору учителя с учётом местных
художественных промыслов).
Декор одежды человека. Разнообразие украшений. Традиционные народные
женские и мужские украшения. Назначение украшений и их роль в жизни людей.
Модуль «Архитектура»
Конструирование из бумаги. Приёмы работы с полосой бумаги, разные
варианты складывания, закручивания, надрезания. Макетирование пространства
детской площадки.
Построение игрового сказочного города из бумаги (на основе сворачивания
геометрических тел – параллелепипедов разной высоты, цилиндров с прорезями и
наклейками); завивание, скручивание и складывание полоски бумаги (например,
гармошкой). Образ здания. Памятники отечественной архитектуры с ярко
выраженным характером здания. Рисунок дома для доброго или злого сказочного
персонажа (иллюстрация сказки по выбору учителя).
Модуль «Восприятие произведений искусства».
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и
эмоционального содержания детских работ.
Художественное наблюдение природы и красивых природных деталей, анализ
их конструкции и эмоционального воздействия. Сопоставление их с рукотворными
произведениями.
Восприятие орнаментальных произведений прикладного искусства (например,
кружево, шитьё, резьба и роспись).
Восприятие произведений живописи с активным выражением цветового
состояния в природе. Произведения И. И. Левитана, И. И. Шишкина, Н. П. Крымова.
Восприятие произведений анималистического жанра в графике (например,
произведений В. В. Ватагина, Е. И. Чарушина) и в скульптуре (произведения В. В.
Ватагина). Наблюдение животных с точки зрения их пропорций, характера
движения, пластики.
Модуль «Азбука цифровой графики».
Компьютерные средства изображения. Виды линий (в программе Paint или
другом графическом редакторе).
Компьютерные средства
изображения.
Работа
с
геометрическими
фигурами.
Трансформация и копирование геометрических фигур в программе Paint.
Освоение инструментов традиционного рисования (карандаш, кисточка,
ластик, заливка и другие) в программе Paint на основе простых сюжетов (например,
образ дерева). Освоение инструментов традиционного рисования в программе Paint
на основе темы
«Тёплый и холодный цвета» (например, «Горящий костёр в синей ночи»,

«Перо жар- птицы»).
Художественная фотография. Расположение объекта в кадре. Масштаб. Доминанта.
Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих
изучаемой теме.

3 КЛАСС
Модуль «Графика»
Эскизы обложки и иллюстраций к детской книге сказок (сказка по
выбору). Рисунок буквицы. Макет книги-игрушки. Совмещение изображения и
текста. Расположение иллюстраций и текста на развороте книги. Поздравительная
открытка. Открытка-пожелание. Композиция открытки: совмещение текста (шрифта)
и изображения. Рисунок открытки или аппликация. Эскиз плаката или афиши.
Совмещение шрифта и изображения. Особенности композиции плаката. Графические
зарисовки карандашами по памяти или на основе наблюдений и фотографий
архитектурных достопримечательностей своего города. Транспорт в городе. Рисунки
реальных или фантастических машин. Изображение лица человека. Строение,
пропорции, взаиморасположение частей лица. Эскиз маски для маскарада:
изображение лица – маски персонажа с ярко выраженным характером. Аппликация
из цветной бумаги.
Модуль «Живопись»
Создание сюжетной композиции «В цирке», использование гуаши или
карандаша и акварели (по памяти и представлению). Художник в театре: эскиз
занавеса (или декораций сцены) для спектакля со сказочным сюжетом (сказка по
выбору). Тематическая композиция «Праздник в городе». Гуашь по цветной бумаге,
возможно совмещение с наклейками в виде коллажа или аппликации. Натюрморт из
простых предметов с натуры или по представлению. «Натюрморт-автопортрет» из
предметов, характеризующих личность обучающегося. Пейзаж в живописи.
Передача в пейзаже состояний в природе. Выбор для изображения времени года,
времени дня, характера погоды и особенностей ландшафта (лес или поле, река или
озеро); количество и состояние неба в изображении. Портрет человека по памяти и
представлению с опорой на натуру. Выражение в портрете (автопортрете) характера
человека, особенностей его личности с использованием выразительных
возможностей композиционного размещения в плоскости листа, особенностей
пропорций и мимики лица, характера цветового решения, сильного или мягкого
контраста, включения в композицию дополнительных предметов.
Модуль «Скульптура»
Создание игрушки из подручного нехудожественного материала,
придание ей одушевлённого образа (добавления деталей лепных или из бумаги,
ниток или других материалов). Лепка сказочного персонажа на основе сюжета
известной сказки или создание этого персонажа путём бумагопластики. Освоение
знаний о видах скульптуры (по назначению) и жанрах скульптуры (по сюжету
изображения). Лепка эскиза парковой скульптуры. Выражение пластики движения в
скульптуре. Работа с пластилином или глиной.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Приёмы исполнения орнаментов и выполнение эскизов украшения посуды

из дерева и глины в традициях народных художественных промыслов Хохломы и
Гжели (или в традициях других промыслов по выбору учителя). Эскизы орнаментов
для росписи тканей. Раппорт. Трафарет и создание орнамента при помощи печаток
или штампов. Эскизы орнамента для росписи платка: симметрия или асимметрия
построения композиции, статика и динамика узора, ритмические чередования
мотивов, наличие композиционного центра, роспись по канве. Рассматривание
павловопосадских платков. Проектирование (эскизы) декоративных украшений в
городе, например, ажурные ограды, украшения фонарей, скамеек, киосков, подставок
для цветов.
Модуль «Архитектура»
Зарисовки
исторических
памятников
и
архитектурных
достопримечательностей города или села. Работа по наблюдению и по памяти, на
основе использования фотографий и образных представлений. Проектирование
садово-паркового пространства на плоскости (аппликация, коллаж) или в виде
макета с использованием бумаги, картона, пенопласта и других подручных
материалов. Графический рисунок (индивидуально) или тематическое панно «Образ
моего города» (села) в виде коллективной работы (композиционная склейкааппликация рисунков зданий и других элементов городского пространства,
выполненных индивидуально).
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Иллюстрации в детских книгах и дизайн детской книги. Рассматривание и
обсуждение иллюстраций известных российских иллюстраторов детских книг.
Восприятие объектов окружающего мира – архитектура, улицы города или села.
Памятники архитектуры и архитектурные достопримечательности (по выбору
учителя), их значение в современном мире. Виртуальное путешествие: памятники
архитектуры в Москве и СанктПетербурге (обзор памятников по выбору учителя).
Художественные музеи. Виртуальные путешествия в художественные музеи:
Государственная
Третьяковская
галерея,
Государственный
Эрмитаж,
Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств
имени А. С. Пушкина. Экскурсии в местные художественные музеи и галереи.
Виртуальные экскурсии в знаменитые зарубежные художественные музеи (выбор
музеев – за учителем). Осознание значимости и увлекательности посещения музеев;
посещение знаменитого музея как событие; интерес к коллекции музея и искусству в
целом. Виды пространственных искусств: виды определяются по назначению
произведений в жизни людей. Жанры в изобразительном искусстве – в живописи,
графике, скульптуре – определяются предметом изображения; классификация и
сравнение содержания произведений сходного сюжета (например, портреты,
пейзажи). Представления о произведениях крупнейших отечественных художниковпейзажистов: И. И. Шишкина, И. И. Левитана, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, И. К.
Айвазовского и других. Представления о произведениях крупнейших отечественных
портретистов: В. И. Сурикова, И. Е. Репина, В. А. Серова и других.
Модуль «Азбука цифровой графики»

Построение в графическом редакторе различных по эмоциональному
восприятию ритмов расположения пятен на плоскости: покой (статика), разные
направления и ритмы движения (например, собрались, разбежались, догоняют,
улетают). Вместо пятен (геометрических фигур) могут быть простые силуэты
машинок, птичек, облаков. В графическом редакторе создание рисунка элемента
орнамента (паттерна), его копирование, многократное повторение, в том числе с
поворотами вокруг оси рисунка, и создание орнамента, в основе которого раппорт.
Вариативное создание орнаментов на основе одного и того же элемента.
Изображение и изучение мимики лица в программе Paint (или другом графическом
редакторе). Совмещение с помощью графического редактора векторного
изображения, фотографии и шрифта для создания плаката или поздравительной
открытки. Редактирование фотографий в программе Picture Manager: изменение
яркости, контраста, насыщенности цвета; обрезка, поворот, отражение. Виртуальные
путешествия в главные художественные музеи и музеи местные (по выбору учителя).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по изобразительному искусству
на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального
общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:

уважение и ценностное отношение к своей Родине – России;

ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие
индивидуально- личностные позиции и социально значимые личностные качества;

духовно-нравственное развитие обучающихся;

мотивация к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и
активному участию в социально значимой деятельности;

позитивный опыт участия в творческой деятельности; интерес к
произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности
и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и
творчеству своего и других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение обучающимися
содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре,
народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства
воспитывает патриотизм в процессе восприятия и освоения в личной
художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных
в культурных традициях.
Гражданское воспитание осуществляется через развитие чувства личной
причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение
обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет
способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты их
эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных
форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого
человека, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного
развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в
себе духовно- нравственный поиск человечества. Учебные задания направлены на
развитие внутреннего мира обучающегося и развитие его эмоционально-образной,
чувственной сферы. Занятия искусством помогают обучающемуся обрести
социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту
самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание – важнейший компонент и условие развития

социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о
прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание
способствует формированию ценностных ориентаций обучающихся в отношении к
окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье,
природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально
окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития
навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в
художественно- творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности
развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественноэстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства.
Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий,
приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественнотворческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от
создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь
результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой
деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в
команде, выполнять коллективную работу – обязательные требования к
определённым заданиям по программе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального
общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Пространственные представления и сенсорные способности:

характеризовать форму предмета, конструкции;

выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном
образе;

сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным
основаниям;

сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;

соотносить тональные отношения (тёмное – светлое) в
пространственных и плоскостных объектах;

выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых
отношений в пространственной среде и плоскостном изображении.
У
обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:

проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе
освоения выразительных свойств различных художественных материалов;

проявлять творческие экспериментальные действия в процессе
самостоятельного
выполнения
художественных
заданий;
проявлять

исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных
установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства,
архитектуры и продуктов детского художественного творчества;

использовать наблюдения для получения информации об особенностях
объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды;

анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления
природы и предметно-пространственную среду жизни человека;

формулировать
выводы,
соответствующие
эстетическим,
аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого
наблюдения;
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
анализировать,
интерпретировать,
обобщать
и
систематизировать
информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и
схемах.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:

вести диалог и участвовать в обсуждении, проявляя уважительное
отношение к противоположным мнениям, сопоставлять свои суждения с суждениями
участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и
понимании обсуждаемого явления;

находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих
позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности;

демонстрировать и объяснять результаты своего творческого,
художественного или исследовательского опыта;

анализировать произведения детского художественного творчества с
позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;
Овладение универсальными регулятивными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации
и самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:

внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные
учителем;

соблюдать последовательность учебных действий при выполнении
задания;

уметь организовывать своё рабочее место для практической работы,
сохраняя порядок в окружающем пространстве и проявляя бережное отношение к
используемым материалам;

соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по изобразительному искусству:
Модуль «Графика»
Осваивать
навыки применения свойств простых графических материалов в
самостоятельной творческой работе в условиях урока.
Приобретать
первичный опыт в создании графического рисунка на основе
знакомства со средствами изобразительного языка.
Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать
пространственные величины.
Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения
изображения на листе.
Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для
выполнения соответствующих задач рисунка.
Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей
практической художественной деятельности.
Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей
с позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций выраженного в
рисунке содержания и графических средств его выражения (в рамках программного
материала).
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока.
Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные
представления, которые рождает каждый цвет.
Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё
мнение с опорой на опыт жизненных ассоциаций.
Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения
красок и получения нового цвета.
Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные
впечатления, организованные педагогом.
Модуль «Скульптура»
Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных
образных объёмных форм в природе (например, облака, камни, коряги, формы
плодов).
Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать
представления о целостной форме в объёмном изображении.
Овладевать первичными навыками бумагопластики – создания объёмных
форм из бумаги путём её складывания, надрезания, закручивания.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры
узоров в природе (в условиях урока на основе фотографий);
Учиться использовать правила симметрии в своей художественной
деятельности.
Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции

(стилизованной: декоративный цветок или птица).
Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей.
Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных
художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору
учителя с учётом местных промыслов) и опыт практической художественной
деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла.
Модуль «Архитектура».
Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по
фотографиям в условиях урока); анализировать и характеризовать особенности и
составные части рассматриваемых зданий.
Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных
простых геометрических тел.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций
их содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а
также соответствия учебной задаче, поставленной учителем.
Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе
эмоциональных впечатлений с учётом учебных задач и визуальной установки
учителя.
Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни
человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи
(установки).
Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения
архитектурных построек.
Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой
картиной, понимать значение зрительских умений и специальных знаний;
приобретать опыт восприятия картин со сказочным сюжетом (В.М. Васнецова и
других художников по выбору учителя), а также произведений с ярко выраженным
эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога или А. Матисса).
Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских
книгах и отношения к ним в соответствии с учебной установкой.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой
целью сделан снимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в
кадре.
К концу обучения во 2 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по изобразительному искусству:
Модуль «Графика»
Осваивать особенности и приёмы работы новыми графическими
художественными материалами; осваивать выразительные свойства твёрдых, сухих,
мягких и жидких графических материалов.
Приобретать навыки изображения на основе разной по характеру и способу
наложения линии.

Осваивать навык визуального сравнения пространственных величин,
приобретать умения соотносить пропорции в рисунках птиц и животных (с опорой
на зрительские впечатления и анализ).
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы цветом, навыки смешения красок, пастозное плотное
и прозрачное нанесение краски; осваивать разный характер мазков и движений
кистью, навыки создания выразительной фактуры и кроющие качества гуаши.
Приобретать опыт работы акварельной краской и понимать особенности
работы прозрачной краской.
Знать названия основных и составных цветов и способы получения разных
оттенков составного цвета.
Различать и сравнивать тёмные и светлые оттенки цвета; осваивать смешение
цветных красок с белой и чёрной (для изменения их тона).
Знать о делении цветов на тёплые и холодные; уметь различать и сравнивать
тёплые и холодные оттенки цвета.
Осваивать эмоциональную выразительность цвета: цвет звонкий и яркий,
радостный; цвет мягкий, «глухой» и мрачный и другое.
Приобретать опыт создания пейзажей, передающих разные состояния погоды
(например, туман, грозу) на основе изменения тонального звучания цвета,
приобретать опыт передачи разного цветового состояния моря.
Модуль «Скульптура»
Познакомиться с традиционными игрушками одного из народных
художественных промыслов;
Приобретать в процессе лепки из пластилина опыт передачи движения цельной
лепной формы и разного характера движения этой формы (изображения зверушки).
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Рассматривать, анализировать и эстетически оценивать разнообразие форм в
природе, воспринимаемых как узоры.
Сравнивать, сопоставлять природные явления – узоры (например, капли,
снежинки, паутинки, роса на листьях, серёжки во время цветения деревьев) – с
рукотворными произведениями декоративного искусства (кружево, шитьё,
ювелирные изделия и другое).
Рассматривать, анализировать, сравнивать украшения человека на примерах
иллюстраций к народным сказкам лучших художников-иллюстраторов (например, И.
Я. Билибина), когда украшения не только соответствуют народным традициям, но и
выражают характер персонажа; учиться понимать, что украшения человека
рассказывают о нём, выявляют особенности его характера, его представления о
красоте.
Приобретать опыт выполнения красками рисунков украшений народных
былинных персонажей.

Модуль «Архитектура»
Осваивать приёмы создания объёмных предметов из бумаги и объёмного
декорирования предметов из бумаги.
Участвовать в коллективной работе по построению из бумаги
пространственного макета сказочного города или детской площадки.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Обсуждать примеры детского художественного творчества с точки зрения
выражения в них содержания, настроения, расположения изображения в листе, цвета
и других средств художественной выразительности, а также ответа на поставленную
учебную задачу.
Осваивать и развивать умения вести эстетическое наблюдение явлений
природы, а также потребность в таком наблюдении.
Приобретать опыт восприятия, эстетического анализа произведений
отечественных художников-пейзажистов (И. И. Левитана, И. И. Шишкина, И. К.
Айвазовского, Н. П. Крымова и других по выбору учителя), а также художникованималистов (В. В. Ватагина, Е. И. Чарушина и других по выбору учителя).
Знать имена и узнавать наиболее известные произведения отечественных
художников И. И. Левитана, И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского, В. М. Васнецова,
В. В. Ватагина, Е. И. Чарушина (и других по выбору учителя).
Модуль «Азбука цифровой графики»
Осваивать возможности изображения с помощью разных видов линий в
программе Paint (или другом графическом редакторе).
Осваивать приёмы трансформации и копирования геометрических фигур в
программе Paint, а также построения из них простых рисунков или орнаментов.
Осваивать в компьютерном редакторе (например, Paint) инструменты и
техники – карандаш, кисточка, ластик, заливка и другие – и создавать простые
рисунки или композиции (например, образ дерева).
Осваивать композиционное построение кадра при фотографировании:
расположение объекта в кадре, масштаб, доминанта. Участвовать в обсуждении
композиционного построения кадра в фотографии.
К концу обучения в 3 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по изобразительному искусству:
Модуль «Графика».
Приобретать представление о художественном оформлении книги, о дизайне
книги, многообразии форм детских книг, о работе художниковиллюстраторов.
Получать опыт создания эскиза книжки-игрушки на выбранный сюжет: рисунок
обложки с соединением шрифта (текста) и изображения, рисунок заглавной буквицы,
создание иллюстраций, размещение текста и иллюстраций на развороте. Узнавать об
искусстве шрифта и образных (изобразительных) возможностях надписи, о работе
художника над шрифтовой композицией. Создавать практическую творческую
работу – поздравительную открытку, совмещая в ней шрифт и изображение.
Узнавать о работе художников над плакатами и афишами. Выполнять творческую
композицию – эскиз афиши к выбранному спектаклю или фильму. Узнавать
основные пропорции лица человека, взаимное расположение частей лица.
Приобретать опыт рисования портрета (лица) человека. Создавать маску сказочного

персонажа с ярко выраженным характером лица (для карнавала или спектакля).
Модуль «Живопись»
Осваивать приёмы создания живописной композиции (натюрморта) по
наблюдению натуры или по представлению.
Рассматривать, эстетически анализировать сюжет и композицию,
эмоциональное настроение в натюрмортах известных отечественных художников.
Приобретать опыт создания творческой живописной работы – натюрморта с
ярко выраженным настроением или «натюрмортаавтопортрета».
Изображать красками портрет человека с опорой на натуру или по
представлению.
Создавать пейзаж, передавая в нём активное состояние природы.
Приобрести представление о деятельности художника в театре.
Создать красками эскиз занавеса или эскиз декораций к выбранному сюжету.
Познакомиться с работой художников по оформлению праздников.
Выполнить тематическую композицию «Праздник в городе» на основе
наблюдений, по памяти и по представлению.
Модуль «Скульптура»
Приобрести опыт творческой работы: лепка сказочного персонажа на основе
сюжета известной сказки (или создание этого персонажа в технике бумагопластики,
по выбору учителя).
Учиться создавать игрушку из подручного нехудожественного материала
путём добавления к ней необходимых деталей и тем самым «одушевления образа».
Узнавать о видах скульптуры: скульптурные памятники, парковая скульптура,
мелкая пластика, рельеф (виды рельефа).
Приобретать опыт лепки эскиза парковой скульптуры.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узнавать о создании глиняной и деревянной посуды: народные
художественные промыслы гжель и хохлома.
Знакомиться с приёмами исполнения традиционных орнаментов, украшающих
посуду гжели и хохломы; осваивать простые кистевые приёмы, свойственные этим
промыслам; выполнить эскизы орнаментов, украшающих посуду (по мотивам
выбранного художественного промысла).
Узнать о сетчатых видах орнаментов и их применении, например, в росписи
тканей, стен, уметь рассуждать с опорой на зрительный материал о видах симметрии
в сетчатом орнаменте.
Осваивать навыки создания орнаментов при помощи штампов и трафаретов.
Получить опыт создания композиции орнамента в квадрате (в качестве эскиза
росписи женского платка).
Модуль «Архитектура»
Выполнить зарисовки или творческие рисунки по памяти и по представлению
на тему исторических памятников или архитектурных достопримечательностей
своего города.
Создать эскиз макета паркового пространства или участвовать в коллективной
работе по созданию такого макета.
Создать в виде рисунков или объёмных аппликаций из цветной бумаги эскизы
разнообразных малых архитектурных форм, наполняющих городское пространство.

Придумать и нарисовать (или выполнить в технике бумагопластики)
транспортное средство.
Выполнить творческий рисунок – создать образ своего города или села или
участвовать в коллективной работе по созданию образа своего города или села (в
виде коллажа).
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Рассматривать и обсуждать содержание работы художника, ценностно и
эстетически относиться к иллюстрациям известных отечественных художников
детских книг, получая различную визуально-образную информацию; знать имена
нескольких художников детской книги.
Рассматривать и анализировать архитектурные постройки своего города (села),
характерные особенности улиц и площадей, выделять центральные по архитектуре
здания и обсуждать их архитектурные особенности, приобретать представления,
аналитический и эмоциональный опыт восприятия наиболее известных памятников
архитектуры Москвы и Санкт-Петербурга (для жителей регионов на основе
фотографий, телепередач и виртуальных путешествий), уметь обсуждать увиденные
памятники.
Знать и уметь объяснять назначение основных видов пространственных
искусств: изобразительных видов искусства – живописи, графики, скульптуры;
архитектуры, дизайна, декоративно-прикладных видов искусства, а также
деятельности художника в кино, в театре, на празднике.
Знать и уметь называть основные жанры живописи, графики и скульптуры,
определяемые предметом изображения.
Знать имена крупнейших отечественных художников-пейзажистов: И. И.
Шишкина, И. И. Левитана, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, И. К. Айвазовского и
других (по выбору учителя), приобретать представления об их произведениях.
Осуществлять виртуальные интерактивные путешествия в художественные
музеи, участвовать в исследовательских квестах, в обсуждении впечатлений от
виртуальных путешествий.
Знать имена крупнейших отечественных портретистов: В. И. Сурикова, И. Е.
Репина, В. А. Серова и других (по выбору учителя), приобретать представления об
их произведениях.
Понимать значение музеев и называть, указывать, где находятся и чему
посвящены их коллекции: Государственная Третьяковская галерея, Государственный
Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный музей
изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Знать, что в России много замечательных художественных музеев, иметь
представление о коллекциях своих региональных музеев.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Осваивать приёмы работы в графическом редакторе с линиями,
геометрическими фигурами, инструментами традиционного рисования.
Применять получаемые навыки для усвоения определённых учебных тем,
например: исследования свойств ритма и построения ритмических композиций,
составления орнаментов путём различных повторений рисунка узора, простого
повторения (раппорт), экспериментируя на свойствах симметрии; создание
паттернов.

Осваивать с помощью создания схемы лица человека его конструкцию и
пропорции; осваивать с помощью графического редактора схематическое изменение
мимики лица.
Осваивать приёмы соединения шрифта и векторного изображения при
создании, например, поздравительных открыток, афиши.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1

Ты учишься изображать

10

0

0

resh.edu.ru

2

Ты украшаешь

9

0

0

resh.edu.ru

3

Ты строишь

8

0

0

resh.edu.ru

4

Изображение, украшение,
постройка всегда помогают друг
другу

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

resh.edu.ru
6

0

0

33

0

0

2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1

Введение

2

0

0

resh.edu.ru

2

Как и чем работает художник

14

0

0

resh.edu.ru

3

Реальность и фантазия

5

0

0

resh.edu.ru

4

О чем говорит искусство?

7

0

0

resh.edu.ru

5

Как говорит искусство?

6

0

0

resh.edu.ru

34

0

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Введение

1

0

0

2

Искусство в твоем доме

8

0

0

3

Искусство на улицах твоего города

8

1

0

4

Художник и зрелище

7

0

0

5

Художник и музей

10

0

0

34

1

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411892

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411892

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411892

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411892

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411892

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Все дети любят рисовать:
рассматриваем детские рисунки и
рисуем радостное солнце

2

Изображения вокруг нас:
рассматриваем изображения в
детских книгах

3

Мастер изображения учит видеть:
создаем групповую работу
«Сказочный лес»

4

Короткое и длинное: рисуем
животных с различными
пропорциями

5

Изображать можно пятном:
дорисовываем зверушек от пятна
или тени

1

0

0

6

Изображать можно в объеме:
лепим зверушек

1

0

0

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
resh.edu.ru

1

0

0
resh.edu.ru

1

0

0
resh.edu.ru

1

0

0
resh.edu.ru

1

0

0
resh.edu.ru

resh.edu.ru

7

Изображать можно линией: рисуем
ветви деревьев, травы

8

Разноцветные краски. Рисуем
цветные коврики (коврик-осень /
зима или коврик-ночь / утро)

9

Изображать можно и то, что
невидимо: создаем радостные и
грустные рисунки

10

Художники и зрители:
рассматриваем картины
художников и говорим о своих
впечатлениях

11

Мир полон украшений:
рассматриваем украшения на
иллюстрациях к сказкам

1

0

0

12

Цветы: создаем коллективную
работу «Ваза с цветами»

1

0

0

13

Узоры на крыльях: рисуем бабочек
и создаем коллективную работу –
панно «Бабочки»

1

0

0

14

Красивые рыбы: выполняем
рисунок рыб в технике монотипия

1

0

0

15

Украшения птиц создаем
сказочную птицу из цветной

1

0

0

1

0

0

resh.edu.ru
resh.edu.ru

1

0

0
resh.edu.ru

1

0

0
resh.edu.ru

1

0

0

resh.edu.ru

resh.edu.ru
resh.edu.ru

resh.edu.ru
resh.edu.ru

бумаги
16

Узоры, которые создали люди:
рисуем цветок или птицу для
орнамента

17

Нарядные узоры на глиняных
игрушках: украшаем узорами
фигурки из бумаги

18

Как украшает себя человек: рисуем
героев сказок с подходящими
украшениями

19

Мастер Украшения помогает
сделать праздник: создаем веселые
игрушки из цветной бумаги

1

0

0

20

Постройки в нашей жизни:
рассматриваем и обсуждаем

1

0

0

21

Дома бывают разными: рисуем
домики для героев книг

1

0

0

22

Домики, которые построила
природа: рассматриваем, как они
устроены

1

0

0

23

Снаружи и внутри: создаем домик
для маленьких человечков

1

0

0

24

Строим город: рисуем и строим
город из пластилина и бумаги

1

0

0

resh.edu.ru
1

0

0
resh.edu.ru

1

0

0
resh.edu.ru

1

0

0
resh.edu.ru

resh.edu.ru
resh.edu.ru
resh.edu.ru

resh.edu.ru
resh.edu.ru

25

Все имеет свое строение: создаем
изображения животных из разных
форм

1

0

0

26

Строим вещи: создаем из цветной
бумаги веселую сумку-пакет

1

0

0

27

Город, в котором мы живем:
фотографируем постройки и
создаем панно «Прогулка по
городу»

28

Изображение, украшение,
постройка всегда помогают друг
другу: рассматриваем и обсуждаем

29

Праздник птиц: создаем
декоративные изображения птиц
из цветной бумаги

30

Разноцветные жуки и бабочки:
создаем аппликацию из цветной
бумаги жука, бабочки или
стрекозы

31

Азбука компьютерной графики:
знакомство с программами Paint
или Paint net. Создание и
обсуждение фотографий

1

0

0

32

Времена года: создаем рисунки о

1

0

0

resh.edu.ru

resh.edu.ru
resh.edu.ru

1

0

0

resh.edu.ru
1

0

0
resh.edu.ru

1

0

0
resh.edu.ru

1

0

0

resh.edu.ru

resh.edu.ru

каждом времени года
33

Здравствуй, лето! Рисуем красками
«Как я буду проводить лето»

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

0

0

33

0

0

resh.edu.ru

2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

1

2

3

4

5

6
7

Тема урока

Учусь быть зрителем и
художником: рассматриваем
детское творчество и произведения
декоративного искусства
Природа и художник: наблюдаем
природу и обсуждаем
произведения художников
Художник рисует красками:
смешиваем краски, рисуем эмоции
и настроение
Художник рисует мелками и
тушью: рисуем с натуры простые
предметы
С какими еще материалами
работает художник: рассматриваем,
обсуждаем, пробуем применять
материалы для скульптуры
Гуашь, три основных цвета: рисуем
дворец холодного ветра и дворец
золотой осени
Волшебная белая: рисуем
композицию «Сад в тумане, раннее

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
resh.edu.ru

1

0

0
resh.edu.ru

1

0

0
resh.edu.ru

1

0

0
resh.edu.ru

1

0

0
resh.edu.ru

1

0

0
resh.edu.ru

1

0

0

1

0

0

resh.edu.ru

8
9
10
11
12
13
14
15
16

17

18
19

утро»
Волшебная черная: рисуем
композицию «Буря в лесу»
Волшебные серые: рисуем цветной
туман
Пастель и восковые мелки: рисуем
осенний лес и листопад
Аппликация: создаем коврики на
тему «Осенний листопад»
Что может линия: рисуем зимний
лес
Линия на экране компьютера:
рисуем луговые травы, деревья
Что может пластилин: лепим
фигурку любимого животного
Бумага, ножницы, клей: создаем
макет игровой площадки
Неожиданные материалы: создаем
изображение из фантиков, пуговиц,
ниток
Изображение, реальность,
фантазия: рисуем домашних и
фантастических животных
Украшение, реальность, фантазия:
рисуем кружево со снежинками,
паутинками, звездочками
Постройка, реальность, фантазия:

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

resh.edu.ru
resh.edu.ru
resh.edu.ru
resh.edu.ru
resh.edu.ru
resh.edu.ru
resh.edu.ru
resh.edu.ru
resh.edu.ru

1

0

0
resh.edu.ru

1

0

0
resh.edu.ru

1

0

0

1

0

0

resh.edu.ru

20

21

22

23

24

25

26

27

обсуждаем домики, которые
построила природа
Конструируем природные формы:
создаем композицию «Подводный
мир»
Конструируем сказочный город:
строим из бумаги домик, улицу или
площадь
Изображение природы в различных
состояниях: рисуем природу разной
по настроению
Изображение характера животных:
передаем характер и настроение
животных в рисунке
Изображение характера человека:
рисуем доброго или злого
человека, героев сказок
Образ человека в скульптуре:
создаем разных по характеру
образов в объеме – легкий,
стремительный и тяжелый,
неповоротливый
Человек и его украшения: создаем
кокошник для доброй и злой
героинь из сказок
О чем говорят украшения: рисуем
украшения для злой и доброй феи,
злого колдуна, доброго воина

resh.edu.ru
1

0

0
resh.edu.ru

1

0

0
resh.edu.ru

1

0

0
resh.edu.ru

1

0

0
resh.edu.ru

1

0

0
resh.edu.ru

1

0

0

resh.edu.ru
1

0

0
resh.edu.ru

1

0

0

Образ здания: рисуем дома для
разных сказочных героев
Теплые и холодные цвета: рисуем
29
костер или перо жар-птицы на
фоне ночного неба
Тихие и звонкие цвета, ритм линий
30
создаем композицию «Весенняя
земля»
Характер линий: рисуем весенние
31
ветки – березы, дуба, сосны
Характер линий: рисуем весенние
32
ветки – березы, дуба, сосны
Ритм и движение пятен: вырезаем
33
из бумаги птичек и создаем из них
композиции
Пропорции выражают характер:
34
создаем скульптуры птиц
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
28

1

0

0

resh.edu.ru
resh.edu.ru

1

0

0
resh.edu.ru

1

0

0

1

0

0

1

0

0

resh.edu.ru
resh.edu.ru
resh.edu.ru

1

0

0

1

0

0

34

0

0

resh.edu.ru

3 КЛАСС
№
п/п

1

2

3

4

5

6

Тема урока

Изображение,
постройка, украшения и
материалы: знакомимся
с иллюстрациями и
дизайном предметов
Твои игрушки: создаем
игрушки из подручного
нехудожественного
материала и/или из
пластилина/глины
Посуда у тебя дома:
изображаем орнаменты
и эскизы украшения
посуды в традициях
народных
художественных
промыслов
Обои и шторы у тебя
дома: создаем
орнаменты для обоев и
штор
Орнаменты для обоев и
штор: создаем
орнаменты в
графическом редакторе
Мамин платок: создаем
орнамент в квадрате

Количество часов
Контрольные
Всего
работы

Практические
работы

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1496ae

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14a932

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14af2c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14b166

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14cd18

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14b2c4

7

8

9

10

11

12

13

14

Твои книжки: создаем
эскизы обложки,
заглавной буквицы и
иллюстраций к детской
книге сказок
Открытки: создаем
поздравительную
открытку
Труд художника для
твоего дома:
рассматриваем работы
художников над
предметами быта
Памятники
архитектуры:
виртуальное
путешествие
Исторические и
архитектурные
памятники: рисуем
достопримечательности
города или села
Парки, скверы,
бульвары: создаем
эскиз макета паркового
пространства
Ажурные ограды:
проектируем
декоративные
украшения в городе
Волшебные фонари:
создаем малые
архитектурные формы

Библиотека ЦОК
1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

https://m.edsoo.ru/8a1494d8
https://m.edsoo.ru/8a14c0e8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14929e

https://infourok.ru/prezentaciya-poizobrazitelnomu-iskusstvu-na-temu-trudhudozhnika-dlya-tvoego-doma-4401487.html

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14c35e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14b490

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14b6e8

https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-dlyaklassa-na-temuazhurnie-ogradi-2312622.html

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14b8e6

15

16

17

18

19

20

21

22

для города (фонари)
Витрины: создаем
витрины - малые
архитектурные формы
для города
Удивительный
транспорт: рисуем или
создаем в
бумагопластике
фантастический
транспорт
Труд художника на
улицах твоего города:
создаем панно «Образ
моего города»
Контрольное
тестирование.
Художник в цирке:
рисуем на тему «В
цирке»
Художник в театре:
создаем эскиз занавеса
или декораций сцены
Театр кукол: создаем
сказочного персонажа
из пластилина или в
бумагопластике
Маска: создаем маски
сказочных персонажей
с характерным
выражением лица
Афиша и плакат:
создаем эскиз афиши к

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

1

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

https://infourok.ru/vitrini-magazinovprezentaciya-k-uroku-po-izobrazitelnomuiskusstvu-v-klasse-477546.html

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14ba1c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14bd46

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14a19e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14a45a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14a7f2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14996a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14982a

23

24

25

26

27

28

29

30

спектаклю или фильму
Праздник в городе:
создаем композицию
«Праздник в городе»
Школьный карнавал:
украшаем школу,
проводим выставку
наших работ
Музей в жизни города:
виртуальное
путешествие
Картина – особый мир:
восприятие картин
различных жанров в
музеях
Музеи искусства:
участвуем в
виртуальном
интерактивном
путешествии в
художественные музеи
Картина-пейзаж:
рисуем пейзаж,
отображаем состояние
природы
Картина-портрет:
рассматриваем
произведения
портретистов, сочиняем
рассказы к портретам
Изображение портрета:
рисуем портрет
человека красками

Библиотека ЦОК

1

0

0

1

0

0

https://infourok.ru/prezentaciya-po-izoshkolniy-prazdnik-karnaval-klass3417521.html

1

0

0

https://infourok.ru/prezentaciya-poizobrazitelnomu-iskusstvu-na-temu-muzey-vzhizni-goroda-klass-3161525.html

1

0

0

https://m.edsoo.ru/8a14a626

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14c71e

Библиотека ЦОК
1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

https://m.edsoo.ru/8a14d0d8
https://m.edsoo.ru/8a14ca48

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a149c3a
https://m.edsoo.ru/8a14c890

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a149eb0

https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-natemu-kartina-portret-klass-2875577.html

Картина-натюрморт:
рисуем натюрморт
Картины исторические
и бытовые: создаем
32
композицию
историческую или
бытовую
Скульптура в музее и на
33
улице: лепим эскиз
парковой скульптуры
Художественная
выставка: организуем
34
художественную
выставку работ
обучающихся
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММ
31

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

34

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a149abe
https://infourok.ru/prezentaciya-poizobrazitelnomu-iskusstvu-na-temu-kartiniistoricheskie-i-bitovie-klass-3163929.html

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a14acca

https://multiurok.ru/files/khudozhiestviennaiavystavka-3-klass.html

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
•
Изобразительное искусство: 1-й класс: учебник, 1 класс/
Неменская Л. А.; под редакцией Неменского Б. М., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
•
Изобразительное искусство: 2-й класс: учебник, 2 класс/
Коротеева Е. И.; под ред. Неменского Б. М., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
• Изобразительное искусство, 3 класс/ Горяева Н.А., Неменская Л.А.,
Питерских А.С. и другие; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное
общество
«Издательство
«Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.
Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по
изобразительному искусству : 1–4 классы : пособие для учителя / Б. М.
Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского.
– М. : Просвещение, 2020.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ
СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.
http://fcior.edu.ru/ Федеральный Центр Информационнообразовательных ресурсов.
2.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».