AnyScanner Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по музыке в 4 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), вариант 7.1, разработана на основе основополагающих документов современного Российского Образования. - Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015) - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067); - Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «ОбутвержденииСанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Адаптированная рабочая программа по музыке ориентирована на использование учебно – методического комплекта по предмету: 1.1.5.2.5.4 Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 4 класс Издательство «Просвещение» Цель реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР - формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки; - воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов; - развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; - обогащение знаний о музыкальном искусстве; - овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация). Успехи в изучении предмета «Музыка» немаловажную роль играют в качестве подготовки ребёнка по другим школьным предметам. Учитывая это, программа построена с учётом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются: - незрелость эмоционально - волевой сферы; - нарушения восприятия и памяти; - проблемы речи и замедление темпа её развития; - отставание в развитии форм мышления; - общее ослабление здоровья из-за проявлений хронических заболеваний и повышенной утомляемости уч-ся. Данная программа строит обучение детей с ОВЗ по предмету «музыка» на основе принципа коррекционно–развивающей направленности процесса, в котором нужно обозначить дополнительный комплекс коррекционных задач и целей, стоящих перед преподавателем на уроках, а именно: - корригировать отклонения в нарушении восприятия и памяти; - корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи; - способствовать снятию эмоционального напряжения; - активизировать творческие способности учащихся. Задачи программы: развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям; понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания; освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов); изучение особенностей музыкального языка; формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей. Место учебного предмета в учебном плане Адаптированная рабочая программа (вариант 7.1) по музыке в 4 классе рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Срок реализации адаптированной рабочей программы ( вариант 7.1) по музыке – 1 год Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка». Личностные результаты Ученик к концу 4 класса научится: укреплять культурную, этническую и гражданскую индентичность в соответствии с духовными традициями семьи и народа; эмоционально относится к искусству, эстетически смотреть на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии; формировать личностный смысл постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой; приобретать начальные навыки соцкультурной адаптации в современном мире и позитивно самооценивать свои музыкально-творческие возможности; развивать мотивы музыкально-учебной деятельности и реализовывать творческий потенциал в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных; развивать духовно-нравственные и этнические чувства, эмоциональную отзывчивость, понимать и сопереживать, уважительно относиться к историко-культурным традиции других народов; формировать эмоциональное и осознанное усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки. чувствовать сопричастность и гордость за культурное наследие своего народа. уметь понятно, точно, корректно излагать свои мысли, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление. наблюдать за использованием музыки в жизни человека. понимать значение духовной музыки и колокольных звонов для русского человека, знакомство с национальными и историческими традициями и обычаями. ценить отечественные, народные музыкальные традиции. Метапредметные результаты Регулятивные УУД Ученик к концу 4 класса научится: реализовывать собственные творческие замыслы через понимание целей; выбирать способы решения проблем поискового характера; планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия, понимать их успешность или причины неуспешности, умение контролировать свои действия; уметь воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном и художественном разнообразии; выполнять учебные действия в качестве слушателя; подбирать слова отражающие содержание музыкальных произведений; воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать; установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, передавать свои собственные впечатления от музыки с помощью музыкально – творческой деятельности (пластические и музыкально –ритмические движения); приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности; использовать речь для регуляции своего действия. Ученик получит возможность научиться: - преобразовывать познавательную задачу в практическую; - составлять план и последовательность действий; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные УУД Ученик к концу 4 класса научится: - наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимать их специфику и эстетическое многообразие; ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности; применять знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; уметь логически действовать: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства; подбирать и читать стихи о родном крае, о России, созвучные музыкальным произведениям, прозвучавших на уроке; узнавать названия изученных произведений и их авторов; названия изученных жанров и форм музыки (кант, кантата); понимать названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации; смысл понятий: песенность , танцевальность, маршевость, музыкальная живопись; анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации; познавать разнообразные стороны жизни русского человека, его религиозные убеждения и традиции, через музыкально-художественные образы; передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки; рассказывать сюжеты литературных произведений положенных в основу знакомых опер и балетов; узнавать тембры инструментов симфонического оркестра. Ученик получит возможность научиться: осуществлять и выделять необходимую информацию; осуществлять поиск необходимой информации; осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера; ставить и формулировать проблему. Коммуникативные УУД Ученик к концу 4 класса научится: участвовать в жизни микро- и и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.); участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей; аргументировать свою позицию после прослушивания произведения; формулировать собственное мнение и позицию; слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке; участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках. Ученик получит возможность научиться: ставить вопросы; обращаться за помощью к учителю и одноклассникам; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. формулировать свои затруднения. проявлять активность в решении познавательных задач. Предметные результаты: Ученик к концу 4 класса научится: воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности; ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края; сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки; воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, движении, играх, действах и др.); ценить отечественные народные музыкальные традиции; общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов; соотносить выразительные и изобразительные интонации; узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов; воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний; наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов; распознавать художественный смысл различных форм построения музыки; общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов; исполнять музыкальные произведения разных форм (пение, драматизация, музыкальнопластические движения, инструментальное музицировании, импровизация); определять виды музыки; сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных; Ученик к концу 4 класса получит возможность научиться: реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкальноисполнительские замыслы в различных видах деятельности; организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; использовать ИКТ в музыкальных играх; реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации); использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий; владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов; адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира; оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека). Содержание учебного предмета «Музыка» «Россия – Родина моя» (3 ч.) Мелодия - душа музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души. Природа и музыка. Звучащие картины. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. «Виват, Россия!» (кант). «Наша слава – русская держава». Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки. Кантата Прокофьева «Александр Невский». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки. Опера «Иван Сусанин». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин». «День, полный событий» (6 ч.) Образы природы в музыке. Утро. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро». Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского. Обобщающий урок. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационностилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, Э.Грига, М.Мусоргского). «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.) Древнейшая песнь материнства «Радуйся, Мария!» Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ матери в музыке, поэзии, ИЗО. Р/К Образы матери в сибирских песнях. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Р/К Сибирские праздники. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.) «Настрою гусли на старинный лад» (былины). Былина о Садко и Морском царе. Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Жанр былины. Певцы русской старины. «Лель, мой Лель…» Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова). Обобщающий урок. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений третьеклассников за 2 четверть. Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н.Римского-Корсакова. «В музыкальном театре» (6 ч.) Опера «Руслан и Людмила». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила». Опера «Орфей и Эвридика». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика». Опера «Снегурочка». Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка». Опера «Садко». «Океан – море синее». Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее». Балет «Спящая красавица». Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст. В современных ритмах (мюзиклы). Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки. «В концертном зале» (5 ч.) Музыкальное состязание (концерт). Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта. Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности флейты. Музыкальные инструменты (скрипка). Сюита «Пер Гюнт». Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт». «Героическая» (симфония). Мир Бетховена. Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (7 ч.) «Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки. Обобщенное представление об основных образноэмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композиторисполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыкантыисполнители. Музыка – источник вдохновения и радости. «Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского. Певцы родной природы (Э.Григ, П.Чайковский). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Выразительность и изобразительность в музыке. Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского. Прославим радость на земле. Р/К Образ природы в творчестве сибирских композиторов. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Композитор – исполнитель – слушатель. «Радость к солнцу нас зовет». Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка – источник вдохновения и радости. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года Тематическое планирование учебного предмета «Музыка» 4 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. итого Наименование раздела Россия – Родина моя О России петь – что стремиться в храм День, полный событий Гори, гори ясно, чтобы не погасло! В концертном зале В музыкальном театре Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… Количество часов 3 4 6 3 5 6 7 34 Приложение к адаптированной рабочей программе по музыке Муниципальное общеобразовательное учреждение – Средняя общеобразовательная школа деревни Новые Ивайтенки Унечского района Брянской области «Согласовано» Руководитель МС: «Утверждено» Малышева Л. А. Директор школы: Приказ от Галюго И.М. № Календарно - тематическое планирование по музыке 4 класс (Вариант 7.1) Учитель: Малышева Л. А. Первая квалификационная категория 2022 – 2023 учебный год Календарно- тематическое планирование по музыке, 4класс № п/п Наименование раздела Тема урока Кол-во часов Дата проведения План Россия – Родина моя (3 ч) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Мелодия.«Ты запой мне эту песню…Что не выразишь 1ч словами, звуком на душу навей» Как сложили Песню. Звучащие картины. 1ч Ты откуда, русская, зародилась музыка.? Я пойду по 1ч полю белому…» О России петь -что стремиться в храм…(4ч) 2.09 Святые земли Русской. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий. Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. Родной обычай старины. Светлый праздник. День, полный событий ( 6ч) 1ч 23.09 1ч 30.09 1ч 1ч 7.10 14.10 9.09 16.09 Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» Зимнее 1ч утро». Приют спокойствия, трудов и вдохновенья… « Зимний 1ч вечер». « Что за прелесть эти сказки!» Три чуда. 1ч Ярмарочное гулянье. 1ч Святогорский монастырь. 1ч « Приют, сияньем муз одетый». 1ч Гори, гори ясно, чтобы не погасло! ( 3 ч ) 21.10 Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов. Музыкант-чародей. Народные праздники. ( Троица).Обобщающий урок. В концертном зале ( 5 ч) 1ч 16.12 1ч 1ч 23.12 13.01 Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. Старый замок. Счастье в сирени живёт… 1ч 1ч 13.01 20.01 11.11 18.11 25.11 2.12 9.12 Факт. 19 20 21 Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы… Патетическая соната. Годы странствий. Царит гармония оркестра. В музыкальном театре (6ч) 1ч 27.01 1ч 1ч 3.02 10.02 22 23 24 25 26 27 Опера « Иван Сусанин». 1ч 10.02 « Исходила младёшенька». 1ч 17.02 Русский Восток. 1ч 24.02 Балет « Петрушка». 1ч 3.03 Театр музыкальной комедии. 1ч 10.03 Обобщающий урок «В музыкальном театре». 1ч 17.03 Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…( 7 ч ) 28 29 30 31 32 33 34 Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек. Музыкальные инструменты. Музыкальный сказочник. Рассвет на Москве- реке. Обобщающий урок : «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…». Годовая итоговая аттестация (тест) 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 7.04 14.04 21.04 28.04 5.05 12.05 19.05