2.2.РП_по_обществознанию_для_8_9_классов_по_ФГОС_ООО_2010_+_ФОП_ООО

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Муниципальное образование город Армавир
МБОУ СОШ № 13

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1262575)
учебного предмета «Обществознание»
для обучающихся 8-9 классов

Армавир 2024

1

Планируемые
результаты
освоения
учебного
предмета
«Обществознания».
Программа обеспечивает достижение выпускниками основной школы
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
1.

Личностные:
1.
Гражданского воспитания:

гражданственности как интегративного качества личности,
позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и
политически дееспособным;

активной гражданской позиции, гражданской ответственности,
основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях
российского общества;

культуры межнационального общения; приверженности идеям
интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;

уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;

правовой и политической культуры детей, расширение
конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права
интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления,
общественно значимой деятельности;

ответственности, принципов коллективизма и социальной
солидарности;

стабильной системы нравственных и смысловых установок
личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным
явлениям;

правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе
детей из семей мигрантов;

опыта участия в школьном самоуправлении и общественной жизни
в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;

готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей
и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся;

опыта непосредственного гражданского участия, готовности
участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения,
продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными
институтами;

идентификацим
себя
в
качестве
субъекта
социальных
преобразований;

компетентностей в сфере организаторской деятельности;

2

ценностей
созидательного
отношения
к
окружающей
действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной
организации совместной деятельности, самореализации в группе и
организации, ценности «другого» как равноправного партнера;

компетенций анализа, проектирования, организации деятельности,
рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов
реализации собственного лидерского потенциала.
2.
Патриотического воспитания и формирования российской
идентичности:

российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,
чувства ответственности и долга перед Родиной, идентификации себя в
качестве гражданина России, субъективной значимости использования
русского языка и языков народов России, осознания и ощущения личностной
сопричастности судьбе российского народа;

осознания этнической принадлежности, знания истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества;

идентичности с российской многонациональной культурой,
сопричастности истории народов и государств, находившихся на территории
современной России; интериоризации гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества.

осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира.

высоконравственного, творческого, компетентного гражданина
России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации;

патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к
защите интересов Отечества, ответственности за будущее России, любови к
родному краю, родному дому;

ориентации
обучающихся
в
современных
общественнополитических процессах, происходящих в России и мире, осознанной
выработки собственной позиции по отношению к ним на основе знания и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн
Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества.
3.
Духовного и нравственного воспитания детей на основе
российских традиционных ценностей:

целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;


3

развитого морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора,

знания основных норм морали, нравственных, духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России, готовности на их основе к
сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потребительстве;

нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам, умения справедливо
оценивать свои поступки, поступки других людей;

способности к нравственному самосовершенствованию;

представлений об основах светской этики,

знания культуры традиционных религий, их роли в развитии
культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского
общества и российской государственности;

понимания значения нравственности, веры и религии в жизни
человека, семьи и общества;

веротерпимости, уважительного отношения к религиозным
чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия
ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам
своей семьи

осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции;

социально-коммуникативных умений и навыков, готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания: идентификациия себя как полноправного субъекта общения,
готовности к конструированию образа партнера по диалогу, готовности к
конструированию образа допустимых способов диалога, готовности к
конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов,
процедур, готовности и способности к ведению переговоров;

навыков культурного поведения, социально-общественных качеств,
уважения к взрослым, ответственного отношения к выполнению поручений;

дружеских чувств, коллективных взаимоотношений.
4.
Приобщения детей к культурному наследию (эстетического
воспитания):

эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

способности понимать художественные произведения, отражающие
разные этнокультурные традиции;

основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства
организации общения;


4

мира;



эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего

способности к эмоционально-ценностному освоению мира,
самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве
культуры;

уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в том
числе в понимании красоты человека;

потребности в общении с художественными произведениями;

активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

чувства красоты, умения видеть, чувствовать, понимать красоту и
беречь её.
5.
Популяризации научных знаний среди детей (ценности
научного познания):

готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

мировоззренческих
представлений,
соответствующих
современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания
сущности научной картины мира;

представлений об основных закономерностях развития общества,
взаимосвязях человека и общества с природной средой, о роли предмета в
познании этих закономерностей;

навыков самостоятельной работы с различными источниками
информации и первоначальных умений исследовательской деятельности.
6.
Физического воспитания и формирования культуры здоровья:

осознания ценности жизни

осознания ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
правил поведения на транспорте и на дорогах;

осознания последствий и неприятия вредных привычек;

знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения,
обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического
здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих
познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
7.
Трудового воспитания и профессионального самоопределения:

готовности и способности осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов;

уважительного отношения к труду;


5

опыта участия в социально значимом труде;
коммуникативной компетентности в общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

интереса к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного
выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учетом
личностных интересов и способностей, общественных интересов и
потребностей.
8.
Экологического воспитания:

основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления;

ответственного
отношения
к
природе
и
нравственнопатриотических чувств, опирающихся на исторические и природные корни,
проявление заботы об окружающей среде в целом;

опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и
практической деятельности в жизненных ситуациях: готовности к
исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к
художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в
том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности;

экологически целесообразного отношения к природе как источнику
жизни на Земле, основе ее существования;

способности применять знания, получаемые при изучении
предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой,
повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера
экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета;

экологического мышления, умения руководствоваться им в
познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
● анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
● определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых
образовательных результатов;
● идентифицировать
препятствия, возникающие при достижении
собственных запланированных образовательных результатов;
● выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы,
в отдельных случаях — прогнозировать конечный результат;
● ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной
деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих
возможностей;
● обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для



6

достижения образовательных результатов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
● определять необходимые действия в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
● обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения учебных и познавательных задач;
● определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия
для выполнения учебной и познавательной задачи;
● выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять
целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать
действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
● выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
● составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл
выполнения проекта, алгоритм проведения исследования);
● определять потенциальные затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить средства для их устранения;
● описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
алгоритма решения практических задач;
● планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
● различать
результаты и способы действий при достижении
результатов;
● определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
● систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности;
● отбирать
инструменты для оценивания своей деятельности,
осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных
условий и требований;
● оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины
достижения или отсутствия планируемого результата;
● находить необходимые и достаточные средства для выполнения
учебных действий в изменяющейся ситуации;
● работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность
на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных
характеристик/показателей результата;
7

устанавливать связь между полученными характеристиками результата
и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности
предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных
характеристик результата;
● соотносить свои действия с целью обучения.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
● определять
критерии правильности (корректности) выполнения
учебной задачи;
● анализировать
и обосновывать применение соответствующего
инструментария для выполнения учебной задачи;
● свободно
пользоваться выработанными критериями оценки и
самооценки, исходя из цели и имеющихся средств;
● оценивать
продукт своей деятельности по заданным и/или
самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью
деятельности;
● обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе
оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
● фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
● анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
● соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее
успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить
способы выхода из критической ситуации;
● принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные
последствия принятого решения;
● определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры
этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности;
● демонстрировать
приемы
регуляции
собственных
психофизиологических/эмоциональных состояний.
Познавательные УУД
5. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
● подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его
признаки и свойства;
●

8

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
● выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов
или явлений и объяснять их сходство или отличия;
● объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
● различать/выделять явление из общего ряда других явлений;
● выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или
событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или
событий;
● строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и
от частных явлений к общим закономерностям;
● строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,
выделяя при этом их общие признаки и различия;
● излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте
решаемой задачи;
● самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
● объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности;
● выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно
осуществляя причинно-следственный анализ;
● делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
6. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся
сможет:
● обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
● определять логические связи между предметами и/или явлениями,
обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
● создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
● строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее
решения;
● создавать вербальные, вещественные и информационные модели с
выделением существенных характеристик объекта для определения способа
решения задачи в соответствии с ситуацией;
● переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
графического или формализованного (символьного) представления в текстовое
и наоборот;
● строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать
неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к
которому применяется алгоритм;
● строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
●

9

анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного
проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения
решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе
заданных критериев оценки продукта/результата.
7. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
● находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями
своей деятельности);
● ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл
текста, структурировать текст;
● устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
процессов;
● резюмировать главную идею текста;
● преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения
к содержанию текста, целевую установку речи), интерпретировать текст
(художественный и нехудожественный — учебный, научно-популярный,
информационный);
● критически оценивать содержание и форму текста.
8. Формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
● определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде
обитания;
● анализировать влияние экологических факторов на среду обитания
живых организмов;
● проводить
причинный и вероятностный анализ различных
экологических ситуаций;
● прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного
фактора на другой фактор;
● распространять экологические знания и участвовать в практических
мероприятиях по защите окружающей среды.
9. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования
словарей, справочников, открытых источников информации и электронных
поисковых систем. Обучающийся сможет:
● определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать
корректные поисковые запросы;
● осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
базами знаний, справочниками;
● формировать множественную выборку из различных источников
информации для объективизации результатов поиска;
● соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей
деятельности.
Коммуникативные УУД
10. Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и
совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально
●

10

и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
● определять возможные роли в совместной деятельности;
● играть определенную роль в совместной деятельности;
● принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать
в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);
● определять
свои действия и действия партнера, которые
способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
● строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
● корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в
дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
● критически относиться к собственному мнению, уметь признавать
ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;
● предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
● выделять общую точку зрения в дискуссии;
● договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
● организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
● устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога.
11. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
● определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и
использовать речевые средства;
● представлять в устной или письменной форме развернутый план
собственной деятельности;
● соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
● высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение
партнера в рамках диалога;
● принимать
решение в ходе диалога и согласовывать его с
собеседником;
● создавать письменные тексты различных типов с использованием
необходимых речевых средств;
● использовать средства логической связи для выделения смысловых
блоков своего выступления;
● использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с
коммуникативной задачей;
11

оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.
12. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Обучающийся
сможет:
● целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств
ИКТ;
● использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные
языки в соответствии с условиями коммуникации;
● оперировать данными при решении задачи;
● выбирать
адекватные задаче инструменты и использовать
компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для:
вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания
презентаций и др.;
● использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
● создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности.
8 класс
• объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
• различать основных участников экономической деятельности:
производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников;
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
• раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
• характеризовать основные экономические системы, экономические
явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать
полученные данные об экономических системах;
• характеризовать механизм рыночного регулирования экономики;
анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
• объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики;
анализировать структуру бюджета государства;
• называть и конкретизировать примерами виды налогов;
• характеризовать функции денег и их роль в экономике;
•
раскрывать
социально-экономическую
роль
и
функции
предпринимательства;
• анализировать информацию об экономической жизни общества из
адаптированных источников различного типа; анализировать несложные
статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся
отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические
знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов
поведения участников экономической деятельности; оценивать этические
нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
●

12

• раскрывать рациональное поведение субъектов экономической
деятельности;
• характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного
бюджета;
• использовать полученные знания при анализе фактов поведения
участников экономической деятельности;
• обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха;
• анализировать с опорой на полученные знания несложную
экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
• выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
описанием состояния российской экономики;
• анализировать и оценивать с позиций экономических знаний
сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
• решать с опорой на полученные знания познавательные задачи,
отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности
человека;
• грамотно применять полученные знания для определения экономически
рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
• сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально
распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный
бюджет;
• описывать социальную структуру в обществах разного типа,
характеризовать основные социальные общности и группы;
• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
• характеризовать ведущие направления социальной политики
Российского государства;
• конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
• характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
• объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их
разрешения;
• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным
проблемам молодежи;
• находить и извлекать социальную информацию о государственной
семейной политике из адаптированных источников различного типа.
9 класс
• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры,
выражать свое мнение о явлениях культуры;
• описывать явления духовной культуры;
• объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
• оценивать роль образования в современном обществе;
• различать уровни общего образования в России; раскрывать связь права
на образование и обязанности получить образование;
• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и
проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
13

• описывать духовные ценности российского народа и выражать
собственное отношение к ним;
• объяснять необходимость непрерывного образования в современных
условиях;
• учитывать общественные потребности при выборе направления своей
будущей профессиональной деятельности;
• раскрывать роль религии в современном обществе;
• характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры;
• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения
достижений культуры;
• характеризовать основные направления развития отечественной
культуры в современных условиях;
• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о
таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;
• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни;
осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
• сформировать положительное отношение к необходимости соблюдать
здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с
требованиями безопасности жизнедеятельности;
• объяснять роль политики в жизни общества;
• различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать
их примерами;
• давать характеристику формам государственно-территориального
устройства;
• различать различные типы политических режимов, раскрывать их
основные признаки;
• раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы
демократии;
• называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных
примерах;
• характеризовать различные формы участия граждан в политической
жизни;
• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции
в укреплении нашего государства;
• соотносить различные оценки политических событий и процессов и
делать обоснованные выводы.
2. Содержание учебного предмета «Обществознание»
Таблица распределения количества часов по разделам и классам.
№
п\п

Тема

1

Человек в экономических

ФРП
20

Рабочая программа
8 кл.
9 кл.
20

14

отношениях
2

Человек в мире культуры

11

3

Человек в политическом
измерении

6

6

4

Гражданин и государство

8

8

Человек в системе
социальных отношений
Человек в современном
изменяющемся мире
Защита проектов,
итоговое повторение

11

11

5

5

5
6
7

Итого

11

7

3

4

68

34

34

8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях.
Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность
ресурсов. Экономический выбор.
Экономическая система и её функции. Собственность.
Производство – источник экономических благ. Факторы производства.
Трудовая деятельность. Производительность труда. Разделение труда.
Предпринимательство.
Виды
и
формы
предпринимательской
деятельности.
Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы.
Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение. Рыночное
равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков.
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить
эффективность производства.
Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные
союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников.
Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит,
платёжная карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное
банковское обслуживание. Страховые услуги. Защита прав потребителя
финансовых услуг.
Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств.
Потребительские товары и товары длительного пользования. Источники

15

доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план.
Способы и формы сбережений.
Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы
государства. Государственный бюджет. Государственная бюджетная и
денежно-кредитная политика Российской Федерации. Государственная
политика по развитию конкуренции.
Человек в мире культуры.
Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на
формирование личности. Современная молодёжная культура.
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в
развитии общества.
Образование. Личностная и общественная значимость образования в
современном
обществе.
Образование
в
Российской
Федерации.
Самообразование.
Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации.
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода
совести и свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии.
Религии и религиозные объединения в Российской Федерации.
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и
общества.
Роль информации и информационных технологий в современном мире.
Информационная культура и информационная безопасность. Правила
безопасного поведения в Интернете.
9 КЛАСС
Человек в политическом измерении.
Политика и политическая власть. Государство – политическая организация
общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя политика.
Форма государства. Монархия и республика – основные формы правления.
Унитарное и федеративное государственно-территориальное устройство.
Политический режим и его виды.
Демократия, демократические ценности. Правовое государство и
гражданское общество.
Участие граждан в политике. Выборы, референдум.
Политические партии, их роль в демократическом обществе.
Общественно-политические организации.
Гражданин и государство.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия –
демократическое федеративное правовое государство с республиканской
формой правления. Россия – социальное государство. Основные направления и

16

приоритеты социальной политики российского государства. Россия – светское
государство.
Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной
власти в Российской Федерации. Президент – глава государства Российская
Федерация. Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная
Дума и Совет Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная
система в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской
Федерации. Верховный Суд Российской Федерации.
Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской
Федерации.
Государственно-территориальное устройство Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации: республика, край, область, город
федерального
значения,
автономная
область,
автономный
округ.
Конституционный статус субъектов Российской Федерации.
Местное самоуправление.
Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и
гражданина.
Гражданство
Российской
Федерации.
Взаимосвязь
конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской
Федерации.
Человек в системе социальных отношений.
Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и
групп.
Социальная мобильность.
Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор
подростка.
Социализация личности.
Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные
ценности. Основные роли членов семьи.
Этнос и нация. Россия – многонациональное государство. Этносы и нации
в диалоге культур.
Социальная политика Российского государства.
Социальные конфликты и пути их разрешения.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для
человека и общества. Профилактика негативных отклонений поведения.
Социальная и личная значимость здорового образа жизни.
Человек в современном изменяющемся мире.
Информационное общество. Сущность глобализации. Причины,
проявления и последствия глобализации, её противоречия. Глобальные
проблемы и возможности их решения. Экологическая ситуация и способы её
улучшения.
17

Молодёжь – активный участник общественной жизни. Волонтёрское
движение.
Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера.
Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа
жизни. Мода и спорт.
Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир.
Особенности общения в виртуальном пространстве.
Перспективы развития общества.
Характеристика основных содержательных линий
Программа по обществознанию включает все содержательные линии
обществоведческого курса, отраженные в федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования: человек, общество,
познание, право, экономическая сфера, политическая сфера, социальная сфера и
духовная сфера.
Курс обществознания на ступени основного общего образования является
частью концентрической системы обществоведческого образования.
Последовательность,
предлагаемая
в
рабочей
программе
по
обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учёта общих
принципов отбора содержания и логики его развёртывания, также
особенностями построения учебного содержания курса для школьниковподростков.
3. Тематическое планирование предмета «Обществознания»
8 КЛАСС
№
п/
п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всег
о

Контрольн
ые работы

Практическ
ие работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек в экономических отношениях
1.1

Экономика —
основа
жизнедеятельнос
ти человека

5

0

0

1.2

Рыночные
отношения в
экономике

5

0

0

1.3

Финансовые
отношения в
экономике

5

0

0

https://m.edsoo.ru/7f4191
96

1.4

Домашнее

1

0

0

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4191
96

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4191
96

Библиотека ЦОК

18

хозяйство

1.5

Экономические
цели и функции
государства

Итого по разделу

https://m.edsoo.ru/7f4191
96

Библиотека ЦОК
4

1

0

0

0

https://m.edsoo.ru/7f4191
96

20

Раздел 2. Человек в мире культуры
2.1

Культура, её
многообразие и
формы

2.2

Наука и
образование в
Российской
Федерации

4

0

0

2.3

Роль религии в
жизни общества

2

0

0

2.4

Роль искусства в
жизни человека

2

0

0

2.5

Роль
информации в
современном
мире

2

1

0

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7f4191
96

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4191
96

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4191
96

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4191
96

Библиотека ЦОК

Итого по разделу

11

Защита проектов,
итоговое повторение

3

0

0

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

2

0

https://m.edsoo.ru/7f4191
96

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4191
96

9 КЛАСС
№
п/
п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всег
о

Контрольн
ые работы

Практическ
ие работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек в политическом измерении
1.1

Политика и

3

0

0

Библиотека ЦОК

19

политическая
власть
1.2

Участие граждан
в политике

Итого по разделу

https://m.edsoo.ru/7f41b4
14

Библиотека ЦОК
3

1

0

0

0

https://m.edsoo.ru/7f41b4
14

6

Раздел 2. Гражданин и государство

2.1

Основы
конституционно
го строя
Российской
Федерации

2.2

Высшие органы
публичной
власти в
Российской
Федерации

2

0

0

2.3

Государственнотерриториальное
устройство
Российской
Федерации

2

0

0

2.4

Конституция
Российской
Федерации о
правовом
статусе человека
и гражданина

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
2

https://m.edsoo.ru/7f41b4
14

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b4
14

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b4
14

Библиотека ЦОК
2

1

0

https://m.edsoo.ru/7f41b4
14

8

Раздел 3. Человек в системе социальных отношений
3.1

Социальные
общности и
группы

2

0

0

3.2

Статусы и роли.
Социализация
личности. Семья
и её функции

4

0

0

3.3

Этносы и нации
в современном
обществе.
Социальная

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b4
14

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b4
14

Библиотека ЦОК
3

0

0

https://m.edsoo.ru/7f41b4
14

20

политика
Российского
государства

3.4

Отклоняющееся
поведение и
здоровый образ
жизни

Библиотека ЦОК
2

Итого по разделу

11

Раздел 4. Человек в
современном
изменяющемся мире

5

1

0

0

0

https://m.edsoo.ru/7f41b4
14

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b4
14

Библиотека ЦОК

Защита проектов,
итоговое повторение

4

0

0

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

3

0

https://m.edsoo.ru/7f41b4
14

21

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».