Положение о языке образования

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ-СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

педагогическим советом

Директор МБОУ-СОШ №13

МБОУ-СОШ №13
(протокол от 28.08.2024 № 1)

____________ И.Г.Ткаченко

28.08.2024

Положение
о языке образования и порядке организации изучения родных и
иностранных языков в муниципальном бюджетном
общеобразовательного учреждения –
средней общеобразовательной школе № 13

2024 год

1. Общие положения
1.1. Положение о языке образования и порядке организации изучения
родных
и
иностранных
языков
в
муниципальном
бюджетном
общеобразовательном учреждении–средней общеобразовательной школе №13
(далее – образовательная организация), осуществляющей образовательную
деятельность по реализации образовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования, регулирует использование
государственного языка Российской Федерации в образовательной деятельности,
права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком
Российской Федерации, а также изучение иностранного языка в целях развития
языковой культуры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.2. Положение разработано в соответствии с требованиями нормативно –
правовых актов:
• Конституции Российской Федерации;
• Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в действующей редакции);
• Декларации о языках народов России «О языках народов Российской
Федерации» от 25.10.1991 г. № 1807-1 с изменениями на 11 июня 2021 года;
• Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке
Российской Федерации» (в действующей редакции);
• Приказа Министерства просвещения РФ от 2 сентября 2020 № 458 «Об
утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
• Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 (с изменениями и
дополнениями 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря
2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.);
• Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 (с изменениями и
дополнениями 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г., 8 ноября
2022 г.);
• Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 286;
• Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287;
• Приказа Минпросвещения России от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утвержденный приказом

• Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г.
№ 413»;
• Приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
• Федеральной образовательной программой начального общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 372;
• Федеральной образовательной программой основного общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 370;
• Федеральной образовательной программой среднего общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 371;
• Устава образовательной организации.
1.3. Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из
числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как
родного языка осуществляется по заявлению родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования.
1.4. Настоящее Положение разработано с целью соблюдения
законодательства Российской Федерации в области образования в части
определения языка образования, а также изучение иностранного языка в целях
развития языковой культуры в соответствии с законодательством Российской
Федерации в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
1.5. Образовательная организация обеспечивает открытость и доступность
информации о языке, на котором ведётся образование и воспитание, размещая её в
нормативных локальных актах и на сайте образовательной организации в сети
Интернет.
1.6. Настоящее Положение обязательно для исполнения всеми
участниками образовательных отношений.
2. Язык образования (обучения)
2.1. В соответствии со ст.14 п.1 Закона РФ «Об образовании в Российской
Федерации» в школе гарантируется получение образования на государственном
языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в
пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
2.2. Образовательная деятельность в образовательной организации
осуществляется на русском языке. Преподавание и изучение государственного
языка Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ осуществляется в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами.
2.3. Документооборот в образовательной организации осуществляется на
русском языке – государственном языке Российской Федерации. Документы об
образовании оформляются на государственном языке Российской Федерации –
русском языке.
2.4. Государственный русский язык изучается в рамках предметов «Родной
язык», ««Литературное чтение на родном языке», «Родная литература». Изучение

русского языка как родного входит в предметную область «Русский язык и
литература».
2.5. Иностранные граждане и лица без гражданства все документы
представляют в образовательную организацию на русском языке или вместе с
заверенными в установленном порядке переводом по русскому языку.
2.6. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без
гражданства получают образование в образовательной организации на русском
языке по основным образовательным программам начального общего, основного
общего, среднего общего образования в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами.
3. Изучение иностранного языка
3.1. Обучение иностранным языкам в образовательной организации на
уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования
проводится в рамках имеющих государственную аккредитацию основных
образовательных программ в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами.
3.2. Изучение иностранных языков направлено на достижение предметных,
метапредметных и личностных результатов обучения, предусмотренных
Федеральными государственными образовательными стандартами общего
образования, в том числе:
•
формирование иноязычной коммуникативной компетенции – освоение
знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли
в иностранном языке;
•
формирование социокультурной/межкультурной компетенции приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка;
•
развитие учебно-познавательной компетенции - ознакомление с
доступными обучающимся способами и приемами самостоятельного изучения
языков и культур, в том числе с использованием новых информационных
технологий;
•
развитие
личности
обучающихся
посредством
реализации
воспитательного потенциала иностранного языка;
•
формирование у обучающихся потребности изучения иностранных
языков и овладение ими как средством общения, познания, самореализации и
социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях
глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и
родного языка как средства общения в современном мире;
•
формирование общекультурной и этнической идентичности как
составляющих гражданской идентичности личности;
•
воспитание качеств гражданина, патриота;
•
развитие
национального
самосознания,
стремление
к
взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантному отношению к
проявлениям иной культуры;
•
лучшему осознанию своей собственной культуры;
•
развитие стремления к овладению основами мировой культуры
средствами иностранного языка.
3.3. В соответствии с реализуемыми образовательными программами в

МБОУ-СОШ № 13 и учебным планом, обучающиеся изучают иностранный язык
(английский язык) со 2 по 11 классы.
3.4. Обучение иностранному языку на всех уровнях образования
осуществляется с учетом фактора преемственности обучения.
3.5. Школа при наличии условий и по заявлению обучающегося или
родителя (законного представителя) несовершеннолетнего обучающегося
предоставляет возможность изучения второго иностранного языка на уровнях
основного общего и среднего общего образования.
3.6. Перечень иностранных языков, предлагаемый для изучения в рамках
реализации общеобразовательных программ, определяется самостоятельно с
учетом анализа выявляемых потребностей и возможностей Школы, наличия в
Школе условий, практического уровня подготовки ребенка и фактора
преемственности обучения.
3.7. Школа не предоставляет услуг по организации преподавания и
изучения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных
компонентов на иностранных языках (билингвальное обучение).
4. Порядок выбора родного языка
4.1. Выбор родного языка из числа языков народов Российской Федерации,
в том числе русского языка как родного языка, осуществляется по заявлениям
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при
приеме (переводе) на обучение по имеющим государственную аккредитацию
образовательным программам начального общего и основного общего образования
(пункт 6 ст. 14 Закона).
4.2. Для определения языка изучения на будущий учебный год в апреле мае проводятся классные родительские собрания, о повестке которых родители
(законные представители) уведомляются заранее.
4.3. Родители (законные представители) обучающихся в ходе классных
родительских собраний информируются о праве выбора языка изучения с
занесением данного вопроса в протокол родительского собрания.
4.4. Заполнение родителями (законными представителями) обучающихся
личных заявлений производится в удобное им время.
4.5. Протоколы родительских собраний и заявления родителей (законных
представителей) передаются на рассмотрение Совета школы, который до начала
нового учебного года рассматривает поступившие материалы и определяет
перечень языков народов Российской Федерации, обучение которым необходимо
обучающимся в новом учебном году. Решение Совета школы передается на
рассмотрение Педагогического совета школы.
4.6. Заявления родителей (законных представителей) о выборе родного
языка обучения хранятся в личных делах обучающихся. Сбор заявлений и
подготовка протоколов родительских собраний осуществляется классными
руководителями.
4.7. Педагогический совет школы до начала нового учебного года
принимает решение о внесении изменений в основные образовательные
программы начального, основного и среднего образования, реализуемых
образовательной организацией с целью обеспечения преподавания предметов
образовательных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
(ООП начального общего образования), «Родной язык и родная литература» (ООП

основного общего и среднего образования) согласно заявлениям родителей,
протоколам родительских собраний и Совета образовательной организации.
4.8. При поступлении ребенка в школу родители (законные представители)
несовершеннолетних обучающихся или лица, их заменяющие, в заявлении
указывают желаемое для них изучение родного языка.
4.9. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов
Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в рамках
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных
программ
осуществляются в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами.
5. Заключительные положения
5.1. Положение доводится до сведения работников образовательной
организации на педагогическом совете.
5.2. Изменения и дополнения, внесённые в настоящее Положение,
вступают в силу в порядке, предусмотренном для Положения. Изменения и
дополнения, внесённые в настоящее Положение, доводятся до сведения указанных
в нм лиц не позднее двух недель с момента вступления его в силу.
5.3. Контроль за правильным и своевременным исполнением настоящего
Положения возлагается на директора образовательной организации.
5.4. Настоящее Положение может изменяться, дополняться. С момента
регистрации новой редакции Положения предыдущая редакция утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».