«Молчит — значит, не выучил»: как эмоции влияют на успехи в школе

15.04.2021

«Способный ребёнок, но такой неусидчивый…», «Голова светлая, но не может сосредоточиться» — такое слышат от учителей многие родители. Возможно, в этот момент мешает ссора с одноклассником, страх или первая любовь. Администрация школы рассказывает, почему умение управлять эмоциями для школьника не менее важно, чем таблица умножения (а ещё они связаны!).


При всей очевидности влияния эмоций на наше поведение, мотивацию и успех убедительные исследования, описывающие этот процесс, начались только во второй половине XX века. До этого учёные были уверены, что такие важные качества, как, например, сила воли или умение концентрироваться, от чувств зависят мало. Примерно в это же время появился и сам термин «эмоциональный интеллект». Впервые он встречается в 1964 году в статье психологов из Колумбийского университета в Нью-Йорке Джоэла Дэвиса и Майкла Белдока.


Статус эмоций как одного из главных ресурсов человека, помимо учёных, как ни странно, повысили ещё и технологии. Сейчас дети растут в совершенно ином информационном контексте, чем даже их старшие братья и сёстры, не говоря уже о родителях и бабушках с дедушками. Ребёнок гораздо быстрее получает информацию, учится, ищет друзей. Живущий в городе (а ещё и в соцсетях) подросток ежедневно контактирует с большим числом людей, чем его прапрабабушки и прапрадедушки за всю их жизнь.


Что такое эмоциональный интеллект


Е.А. Муслидин, психолог МБОУ СОШ №13:

Эмоциональный интеллект — это способность обрабатывать информацию, которая содержится в эмоциях. Что в этом случае значить «обрабатывать»? И какую информацию несут эмоции?


Для начала необходимо эмоцию распознать. В этом нам помогает в первую очередь внимательное отношение к телесным ощущениям, ведь в первую очередь эмоция отражается в теле: мы чувствуем напряжение в мышцах, сдавленное дыхание, прилив крови, меняется мимика, благодаря которой мы угадываем эмоциональное состояние собеседника.


Происходящие с нами события вызывают в нас разные эмоциональные реакции, так как их значимость для нас не одинакова. Зная это, мы можем, во-первых, понимать самих себя и жить в согласии со своими ценностными установками или, в случае необходимости, влиять на них. Во-вторых, это даёт нам инструмент понимания других на более глубоком уровне, чем словесный.


Эмоции можно использовать эффективно и во благо самому себе, а можно, наоборот, разрушать себя


Это будет зависеть от того, насколько мы умеем соотносить цели со своим состоянием и владеем разными способами выражения эмоций. Если цель и актуальная эмоция не «дружат», то способность управлять эмоциями может спасти ситуацию.


Это возвращает нас к первому шагу: то, что было отражением эмоции, становится рычагом управления ею. То есть, если вы чувствуете мышечное напряжение, которое сейчас некстати, — постарайтесь расслабиться.


Если коротко, то эмоциональный интеллект можно разделить на несколько составляющих:

  • «Я понимаю, что чувствую я и другие».
  • «Я понимаю, почему возникают эмоции».
  • «Я умею использовать энергию эмоций».
  • «Я умею управлять эмоциями».


Если говорить о детском эмоциональном интеллекте, то многие, наверное, сталкивались со следующими ситуациями.


Вдруг (на самом деле не вдруг) у ребёнка меняется поведение, как правило, не в лучшую сторону. Часто он сам не понимает, что происходит, и тем более не может это адекватно выразить словами. Взрослый, будь то родитель или педагог, видит только поведенческие проявления. Он далеко не всегда распознаёт или хотя бы интересуется эмоциональным состоянием ребёнка, хотя это могло бы стать ключом к разрешению ситуации.


Умение идентифицировать эмоции и чувства значительно облегчило бы нам процесс взаимопонимания. Помните историю героини мультфильма «Головоломка»? Ситуация разрешилась в тот момент, когда девочка осознала свою печаль, сказала о ней родителям и попросила о поддержке.


Эмоции, осознаём мы их или нет, отражаются на наших мыслях и действиях

Поступки, совершённые под влиянием эмоций, часто не приводят к цели, а результат вызывает недоумение, разочарование, стыд или угрызения совести. «Я об этом не подумал…», «От страха я теряю дар речи», «Я вспылил», «От волнения я всё забыла и не смогла собраться» — слышим мы в качестве объяснений. Умение управлять эмоциональным состоянием и соотносить его с целью снизило бы количество конфликтных ситуаций и помогло бы многим быть более успешными.


Ещё одна непростая тема, в которой большое место занимают эмоции, — это детская жестокость. Развитие эмпатии и простой вопрос «Как ты думаешь, что чувствует сейчас Маша (Петя, кошка…)?» способствуют созданию здоровой атмосферы в школе, снижают количество конфликтов. Когда ребёнок думает про чужие эмоции, осознаёт, к чему могут привести его импульсивные или неуместные действия, это становится одним из эффективных шагов в профилактике буллинга.


Как эмоции мешают учиться


Успех в школе определяют не только познавательные процессы: внимание, память, мышление. На них оказывают сильное влияние эмоции. Страх может заблокировать способность к запоминанию и воспроизведению. Длительная скука приводит к отвращению, с которым бывает крайне трудно справиться. Злость может стать источником агрессивного поведения и отказа от работы, а может дать энергию для исследовательской деятельности.


Ссора в классе иногда влечёт потерю интереса к учёбе и снижение успеваемости. Желание не выделяться, а вернее страх быть не как все, тоже может быть причиной низких баллов. Конфликт с учителем — и в результате двойка за четверть. Все эти ситуации никак не связаны с объёмом знаний и неспособностью усвоить предмет, но имеют прямое отношение к умению понимать себя и управлять своими эмоциями.Хочу такой сайт


Спросите своего ребёнка: «Как ты справляешься со скукой, тревогой, страхом, злостью?» И в большинстве случаев это будет подавление или неконструктивное выражение эмоций. У каждой из них уникальная природа, и мы должны уметь управлять ими, чтобы отвечать за свои поступки. В противном случае придётся быть вечными жертвами обстоятельств.


«Ненавижу физику!», «История — скукотища!» А поменялся педагог, и вдруг появилось желание сдавать физику, а история превратилась в призвание


Мы — и взрослые, и дети — склонны отождествлять начальника с работой, учителя — с предметом, предмет — с профессией, особенно когда это связано с сильными эмоциями. Только умение анализировать, что стало первопричиной той или иной эмоции, того или иного отношения, помогает понять, чем действительно хочет заниматься ребёнок. Вдруг окажется, что можно быть успешным в физике и одновременно не любить преподавателя и совсем не обязательно становиться геологом, чтобы петь песни у костра. Развитый эмоциональный интеллект позволяет человеку делать осознанный выбор.


Как родители могут помочь ребёнку


Эмоциональный интеллект — это способность, которая, как и любая другая, развивается из задатков в процессе деятельности. Для эмоционального интеллекта это коммуникация и общение. Поэтому процесс развития начинается с самого рождения. И то, как этот процесс будет протекать, зависит прежде всего от родителей, от их стиля общения.


Психологическая служба школы смогла описать родительские стили воспитания через призму отношения родителей к эмоциям ребёнка.


Игнорирующий, когда родители не принимают их во внимание и считают, что главное — это интеллект.


Осуждающий, когда родители жёстко контролируют проявление эмоций (фраза «Мальчики не плачут» из их репертуара). В этих условиях у ребёнка формируется представление о своих чувствах как неправильных, он не доверяет себе и не умеет обращаться с эмоциями.


Попустительствующий, который характеризуется полным «принятием» эмоций ребёнка без какой-либо обратной связи. В этом случае он не получает опыта управления эмоциями и поведением.


Чтобы развить эмоциональный интеллект у ребёнка, мы рекомендуем эмоционально-интеллектуальный стиль, когда взрослые уделяют внимание эмоциям, помогают в них разобраться и подводят к решению. Вот несколько советов для родителей:

  • Не запрещайте чувствовать: позвольте ребёнку ощутить весь спектр эмоций.
  • Говорите об эмоциях, называйте их: «Вот сейчас ты счастлив!», «А вот это обидно».
  • Посочувствуйте, помогите выразить то, что на душе.
  • Говорите об эмоциях во время игры или прогулки.
  • Играйте в настолки, которые учат распознавать эмоции.
  • Учите самоконтролю.


Как развивать эмоциональный интеллект в школе


В школе эмоциональный интеллект нужно развивать с первого класса, а ещё лучше начинать уже в детском саду. Тогда дети приходят в школу более подготовленными и легче адаптируются к новым условиям и требованиям. И в одиннадцатом классе начинать не поздно. Особенность эмоционального интеллекта нам на руку: он развивается с рождения и до старости.


Конечно, в нашей школе его развитию посвящён целый курс, который даёт возможность планомерно и целенаправленно осваивать навыки: от распознавания эмоций у себя и других к причинам их возникновения и дальше — к навыкам использования и управления. В зависимости от возраста глубина материала отличается. На это влияет и способность к рефлексии, неотъемлемой части социально-эмоционального развития, и ответственность, которую ребёнок готов взять на себя.


Конечно, важным условием успеха таких занятий становятся сами наши учителя, в первую очередь их готовность говорить о чувствах, рассуждать вместе с детьми на разные темы. Неважно, физик он или литератор. Главное — атмосфера доверия, уважения и безопасности, которую каждый день создают наши педагоги. Параллельно с занятиями мы ведем просветительскую и развивающую работу с родителями в формате бесед на родительских собраниях, и тематических встреч, и совместных детско-родительских мероприятиях.


Такой курс — не единственная возможность для развития. Эмоционально-интеллектуальный стиль общения наших учителей способствует развитию эмоционального интеллекта детей. Наша педагогическая команда постоянно обращает внимание на эмоции и чувства, учит детей их понимать, помогает соотносить актуальные эмоции с желаемым результатом и проводит короткие упражнения на регуляцию состояния.


Небольшой ритуал самодиагностики и приведения себя в рабочее состояние в начале урока со временем занимает всё меньше и меньше времени. Ребята учатся сами регулировать свои эмоции. Мы это делаем каждый день перед началом первого урока и результаты не заставляют себя ждать.

Просмотров всего: , сегодня:

Рейтинг: . Оценили: .

Дата создания: 15.04.2021

Дата обновления: 15.04.2021

Дата публикации: 15.04.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Результаты Независимой Оценки Качества Образования (НОКО) в 2022 году

Уважаемые пользователи ресурса! На официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях Вы можете выразить своё мнение о качестве условий оказания услуг в нашей организации.


МБОУ СОШ № 13 на сайте bus.gov.ru




Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».