24.08.2021
Первый класс — это волнительный этап не только для ребёнка, но и для всей семьи. А если ребёнок не ходил в детский сад, беспокойство родителей возрастает ещё больше. Как помочь первокласснику с адаптацией и какие могут быть последствия стресса?
Вопрос. Как помочь ребёнку проще пережить адаптацию к школе, если он не ходил в детский сад?
Ответ. Когда ребёнок ходит в детский сад, общается со своими сверстниками, происходит этап социализации. Такой ребёнок легче адаптируется к школе, потому что он уже имеет опыт общения с ровесниками, другими значимыми взрослыми, имеет опыт выполнения заданий. Он понимает, что такое дисциплина, имеет больше представлений о том, кто он такой. И когда подготовленный ребёнок идёт в школу, ему легче предъявлять себя этому миру, заявлять о себе. Такие дети быстрее находят общий язык со сверстниками, вливаются в коллектив. Им легче справляться со стрессом.
С каким основным стрессом сталкиваются дети в первом классе? У ребёнка меняется ведущая деятельность. Если раньше всё развитие происходило через игру, то теперь — через обучение. И этот переход от игры к учёбе зачастую даётся детям сложно. Также дети сталкиваются с тем, что нужно поддерживать дисциплину, у них появляется ещё один взрослый авторитетный человек — учитель.
Ещё ребёнка ждёт боязнь неуспеваемости, что тоже может вызвать стресс. Его последствиями становятся агрессия, плаксивость, нежелание принимать дисциплину, плохая успеваемость, неспособность сконцентрировать внимание.
Как родители могут помочь школьнику с адаптацией?
- Желательно, чтобы перед школой, за месяц-полтора, ребёнок уже начинал учиться собирать портфель. К будущему первокласснику будет приходить осознанность, что он идёт в школу.
- Ни в коем случае нельзя запугивать ученика, говорить: «Сейчас отдохни, а потом начнётся школа» или «Сейчас у тебя закончится детство».
- Наладить режим: минимум за две недели до школы нужно приучать ребенка вставать и ложиться в одно и то же время. Четкий и предсказуемый график также можно составить для приема пищи, прогулок, просмотра мультиков.
- Читать и говорить с ребенком об отношениях с ровесниками, о дружбе. Объяснять, как лучше подружиться, как стать хорошим другом. Важно проговаривать и проигрывать каждый такой момент, можно с помощью кукол или других игрушек.
- Если в школу ребенку идти через год, а детский сад он не посещает, можно поводить его на кружки, секции. Лучше, если они будут направлены на развитие психологических функций: внимания, памяти, где дети будут играть, конструировать.
Во время учебы
- Поддерживать ребёнка, проявлять терпение. Если родители видят, что он сталкивается со стрессом, нельзя в этот момент упрекать его, акцентировать на этом внимание, всем рассказывать, что первоклассник постоянно плачет или ленится. Наоборот, нужно говорить окружающим, что вы гордитесь тем, что ребёнок пошёл в школу, что учёба — это хорошо.
- Отслеживать признаки стресса, понимать, чего школьнику не хватает в данный момент. Например, если он стал сильно раздражительным, то, вероятно, он не высыпается. Нужно наладить режим. Если стал много и часто болеть — проконсультироваться с педиатром и, возможно, с психологом, чтобы исключить стресс-фактор.
- Чтобы адаптация прошла лучше, хорошо бы постараться обеспечить ребёнку дневной сон. Или следить за тем, чтобы вечером он не ложился поздно. Тогда психике будет легче восстанавливаться после школьного стресса.
- Дать какой-нибудь предмет с собой в школу и придать ему смысл. Например, брелок может быть символом того, что мама с папой всегда рядом. И когда ребёнку страшно, он может взять этот брелок, в котором будет «находиться его сила».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.08.2021
Дата обновления: 24.08.2021
Дата публикации: 24.08.2021