Что такое функциональная грамотность. Разбираемся на примере школьных заданий

15.02.2022

О том, что у школьников надо развивать функциональную грамотность, говорят на всех профильных конференциях. Что же такое функциональная грамотность? Не все могут сразу дать ответ на этот вопрос. Коротко объясняем ключевое для исследования PISA понятие.


Что такое функциональная грамотность и зачем она нужна

Впервые этот термин был введен 8 сентября 1965 года в Тегеране на Всемирном конгрессе министров просвещения, проходившем под эгидой ЮНЕСКО. Повышение функциональной грамотности населения первоначально рассматривалось как задача увеличения количества людей, охваченных общим образованием. Сегодня под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач.


Все люди, получившее общее образование, умеют читать. Но сколько из них читают инструкцию перед выполнением работ, использованием нового устройства или договор перед его подписанием? Каждый человек, получивший общее образование, умеет считать, но почему же мы предпочитаем рисковать, предоставляя право принимать финансовые решения за себя сторонним людям (торговым и кредитным консультантам, специалистам по инвестициям), и даже не даем себе труда понять суть проведенных ими расчётов? А потом вдруг оказывается, что овердрафт по карте надо возвращать с огромными процентами!


Функциональная безграмотность (читательская, естественно-научная, математическая, финансовая, цифровая) даже при наличии достаточного уровня образования значительно снижает качество жизни. Она делает человека беспомощным, уязвимым, зависимым от мнения и решений других людей, неспособным к адаптации в быстро меняющемся мире.


Многие люди, даже имеющие высшее образование, степени кандидатов и докторов наук, потеряли свою работу раньше наступления пенсионного возраста просто потому, что оказались не готовы к кардинальным изменениям. В наше время приходится следовать совету Черной королевы из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»: «…Бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте. Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее!»


Специалисты утверждают, что функциональная безграмотность населения является значимым фактором дестабилизации национальной и мировой экономики в целом. И задача формирования функциональной грамотности населения во многих странах мира была возведена в ранг государственной в связи с разразившимся в 2008 году мировым финансово-экономическим кризисом.


Как функциональная грамотность отражена в школьной программе

С 2010 года наша школа работает по федеральным образовательным стандартам, предъявляющим требования к метапредметным результатам обучения, являющимся составными элементами функциональной грамотности. Есть много разных методических приемов достижения функциональной грамотности в рамках урочной и внеурочной деятельности. Например, это не только уделение внимания прикладным вопросам в содержании школьных учебников, но и развитие таких образовательных практик, как «День конвергентного образования», «Урок в музее, парке, усадьбе», «Профессиональные пробы» и т. п.


В апреле 2021 года был введен в действие ФГОС ООО третьего поколения, который уточнил вклад каждого предмета в достижение этих результатов, поставил задачу перехода от формирования отдельных метапредметных результатов к формированию их целостной системы. Для перехода на новые стандартны уже подготовлены примерные учебные программы по всем предметам. Эти программы показывают, что при сохранении баланса между предметной подготовкой и функциональной грамотностью эти образовательные задачи можно решать комплексно.


Приведем пример задачи, решение которой будет полезно не только школьникам, но и многим взрослым, делающим поспешные выводы исходя из количественных данных.

2022-02-15_14-34-54.png

В задаче недостаточно данных для выбора ответа. Для сравнения нужно знать, сколько заболевших приходится на одно и то же количество жителей. Мы легко можем восстановить этот недостаток информации, поискав ее в интернете, и, проведя расчёты, сделать обоснованный выбор. Кстати, заключение Верхоглядова ошибочно, т. к. в расчёте на сто тысяч жителей в Москве и Московской области на эту дату приходилось 6 заболевших, а в Архангельской области — 24.Хочу такой сайт


Зачем нужны такие задачи? Чтобы научить школьников самостоятельно принимать решения и критически относиться к обилию информации вокруг.


Основы функциональной грамотности закладываются еще в начальной школе. На этом этапе у учеников и учителей есть явное преимущество: основные предметы, как правило, ведёт один учитель, поэтому и межпредметные связи, которые лежат в основе функциональной грамотности, формировать проще, чем в старших классах. И если раньше основным показателем, например, читательской грамотности была скорость чтения, то теперь подходы в корме изменились и от учеников требуется осмыслить текст, суметь вычленить главное, найти нужную информацию.


Зачем учить школьников функциональной грамотности? Те, кто задается подобным вопросом, видимо, как Долорес Амбридж — героиня фильма про Гарри Поттера, — искренне считают, что в школу мы ходим ради получения аттестата, а потому тратить время на формирование умения применять знания совершенно не нужно.


Результаты обучения функциональной грамотности в школе

И логичный вопрос — а можно ли оценить функциональную грамотность учащихся и понять, как влияет это умение на общую образованность ребенка?


Армавир уже много лет участвует в международных исследованиях качества образования. И одно из основных таких исследований — PISA. Оно оценивает, как школьники используют знания, полученные во время учебы, на практике.


Последний цикл исследования проводился в 2018 году и затронул более чем 80 стран и территорий.

Просмотров всего: , сегодня:

Рейтинг: . Оценили: .

Дата создания: 15.02.2022

Дата обновления: 15.02.2022

Дата публикации: 15.02.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Результаты Независимой Оценки Качества Образования (НОКО) в 2022 году

Уважаемые пользователи ресурса! На официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях Вы можете выразить своё мнение о качестве условий оказания услуг в нашей организации.


МБОУ СОШ № 13 на сайте bus.gov.ru




Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».