РП Функциональная грамотность 5-9 классы 2022-2023

Муниципальное образование город Армавир
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 13

Мусейлян Подписано цифровой
подписью: Мусейлян
Артур
Артур Владимирович
Владимиров Дата: 2022.11.24
18:07:24 +03'00'
ич

УТВЕРЖЕНО
Решением педагогического совета
От 31 августа 2022 года протокол № 1
Директор МБОУ СОШ № 13
_________ А .В .Мусейлян

РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности

ФОРМИРОВАНИЕ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ГРАМОТНОСТИ
5-9 классы

Пояснительная записка
Актуальность
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилосьв конце 60-х
годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло вобиход исследователей.
Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с
профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в
этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная
грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную
грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной
ориентации личности, интегрирующей связь образования(в первую очередь общего)
с многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным
ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста,получившие обязательное
общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного
функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»1, является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная
грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного
функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах
оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и
финансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России
актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от
7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…>
обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение
Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»2.
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и
умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном
обществе, ее развитие у школьников необходимо не только дляповышения результатов
мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ
поставленных перед ним Президентом за- дач, но и для развития российского общества в
целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения
затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому
обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои
потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым
принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется
актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне
общества.
Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг.
странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки
функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором
дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния3. Любой
школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий
уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития
функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного
процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях
обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
Целеполагание
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности
учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства

доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения,
использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире,
высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая
грамотность);
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты,размышлять о них
и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности
естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в
том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную,
интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую
позицию при рассмотрении проблем, связанных сестествознанием (естественнонаучная
грамотность)4;
способности человека принимать эффективные решения в разнообразных
финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности
и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Планируемые результаты
Метапредметные и предметные

5 класс
Уровень
узнавания и
понимания

6 класс
Уровень
понимания и
применения

7 класс
Уровень
анализа и
синтеза

Грамотность
ЕстественноЧитательская
Математическая
научная
находит и
находит и
находит и
извлекает
извлекает
извлекает
информацию из математическую
информацию о
различных
информацию в
естественнонаучтекстов
различном
ных явлениях в
контексте
различном
контексте
применяет
применяет
объясняет и
извлеченную из
математические
описывает
текста
знания для
естественнонаучинформацию для решения разного
ные явления на
решения разного рода проблем
основе
рода проблем
имеющихся
научных знаний
анализирует и
формулирует
распознает и
интегрирует
математическую
исследует личные,
информацию,
проблему на
местные,
полученную из
основе анализа
национальные,
текста
ситуации
глобальные
естественнонаучные проблемы в
различном
контексте

Финансовая
находит и
извлекает
финансовую
информацию в
различном
контексте
применяет
финансовые
знания для
решения
разного рода
проблем
анализирует
информацию в
финансовом
контексте

8 класс
Уровень
оценки
(рефлексии)
в рамках
предметного
содержания

оценивает
форму и
содержание
текста в рамках
предметного
содержания

интерпретирует и
оценивает
математические
данные в
контексте лично
значимой
ситуации

9 класс
Уровень
оценки
(рефлексии) в
рамках
метапредметного
содержания

оценивает
форму и
содержание
текста в рамках
метапредметного содержания

интерпретирует и
оценивает
математические
результаты в
контексте
национальной или
глобальной
ситуации

интерпретирует и
оценивает
личные, местные,
национальные,
глобальные
естественнонаучные проблемы в
различном
контексте в
рамках
предметного
содержания
интерпретирует и
оценивает, делает
выводы и строит
прогнозы о
личных, местных,
национальных,
глобальных
естественнонаучных проблемах в
различном
контексте в
рамках
метапредметного
содержания

оценивает
финансовые
проблемы в
различном
контексте

оценивает
финансовые
проблемы,
делает выводы,
строит
прогнозы,
предлагает
пути решения

Личностные
Читательская
5-9 классы

оценивает
содержание
прочитанного с
позиции норм
морали и
общечеловеческих
ценностей;
формулирует
собственную
позицию по
отношению к
прочитанному

Грамотность
Математическая
Естественнонаучная
объясняет
объясняет
гражданскую
гражданскую
позицию в
позицию в
конкретных
конкретных
ситуациях
ситуациях
общественной
общественной
жизни на основе
жизни на основе
математических
естественнонаучзнаний с позиции ных знаний с
норм морали и
позиции норм
общечеловечесморали и
ких ценностей
общечеловеческих ценностей

Финансовая
оценивает
финансовые
действия в
конкретных
ситуациях с
позиции норм
морали и
общечеловеческих
ценностей,
прав и
обязанностей
гражданина
страны

Характеристика образовательного процесса
Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется из части
учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или
внеурочной деятельности и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная,
математическая и финансоваяграмотность).
Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание
модуля из расчета одного/двух часов в неделю в каждом класс- комплекте. Тем не менее,
каждое образовательное учреждение индивидуальнопроектирует учебный план по каждой
параллели и по каждому модулю.

Таким образом, общее количество часов: минимальное – 170 часовмаксимальное –
340 часов.
Количество часов на один год обучения в одном класс-комплекте – от 34до 68, т.е по
1-2 часа в неделю: 8-16 часов на модули «читательская грамотность», «математическая
грамотность», «финансовая грамотность»;
- 8-18 часов для модуля естественнонаучной грамотности;
- 2 часа на проведение аттестации, завершающих освоение программыпо
соответствующему году обучения.
Разработчики программы рекомендуют в каждой параллели начинатьреализацию с
модуля по формированию читательской грамотности.
1 четверть – модуль «читательская грамотность».
Другие модули могут по потребностям и возможности организации идтив любом
порядке, например:
2 четверть – модуль «математическая грамотность»,
3 четверть – модуль «естественнонаучная грамотность»,4
четверть – модуль «финансовая грамотность».
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих
основу функциональной грамотности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного
предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных
как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по
оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья,
дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
В 6 классе формируется умение применять знания о математических,
естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решенияпоставленных
перед учеником практических задач.
В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать)
информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые
ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как
личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны
овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные
поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и
строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в
отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко
актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы,
моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочие программы
курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования с учетом основных программ, включенных в ее структуру. В связи с этим,
целесообразно проведение текущей (выполнение заданий в ходе урока), рубежной (по
окончании каждого модуля), промежуточной (по окончании года обучения) и итоговой
аттестации по данному курсу в форматах, предусмотренным методологией и критериями
оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе
практикимеждународных исследований качества подготовки обучающихся.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
5 класс
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Тема занятия

Кол-во
часов

Как появились деньги? Что могут деньги?
Деньги в разных странах
Деньги настоящие и ненастоящие
Как разумно делать покупки?
Кто такие мошенники?
Личные деньги
Сколько стоит «своё дело»?
Проведение рубежной аттестации.
Итого

№
1.

Беседы, диалоги, дискуссии.
Круглый стол, игра.
Игра, экскурсия.
Игра, круглый стол.
Круглый стол, игра, квест.
Беседы, диалоги, дискуссии.
Проект, игра.
Тестирование.

1
1
1
1
1
1
1
1
8

6

Формы деятельности

класс
Тема занятия

Удивительные факты и истории о деньгах.
Нумизматика.
«Сувенирные»
деньги.
Фальшивые деньги: история и современность.

Кол-во
часов

Формы деятельности

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

2.
3.
4.
5.
6.
7

Откуда берутся деньги? Виды доходов.
Заработная плата. Почему у всех она разная? От
чего это зависит?
Собственность и доходы от нее. Арендная плата,
проценты, прибыль, дивиденты.
Социальные выплаты: пенсии, пособия.
Как заработать деньги? Мир профессий и для
чего нужно учиться?
Личные деньги
Проведение рубежной аттестации.
Итого

1

Игра, круглый стол, дискуссии.

1

Круглый стол, игра, квест.

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

1
2
8

Проект, игра.
Тестирование.

7 класс
№

1.
2.
3.
4.
5.

Тема занятия

Что такое налоги и почему мы их должны
платить?
Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги
уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые
льготы.
Что такое государственный бюджет? На что
расходуются налоговые сборы?
Виды социальных пособий. Если человек потерял
работу.
История возникновения банков. Как накопить,
чтобы купить? Всё про кредит.

Кол-во
часов

Формы деятельности

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

1
Круглый стол, игра.
1

Игра, круглый стол, дискуссии.

1

Круглый стол, игра, квест.

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

6.
7

Вклады: как сохранить и приумножить?
Пластиковая карта – твой безопасный Банк в
кармане.
Проведение рубежной аттестации.
Итого

1
Проект, игра.
2
8

Тестирование.

8 класс
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7

Тема занятия

Потребление или инвестиции? Активы в трех
измерениях.
Как сберечь личный капитал? Модель трех
капиталов.
Бизнес и его формы. Риски
предпринимательства.
Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и
малый бизнес.
Бизнес подростков
и идеи.
Молодые
предприниматели.
Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции
и риски связанные с ними.
Проведение рубежной аттестации.
Итого

Кол-во
часов

Формы деятельности

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

1

Круглый стол, игра.

1

Викторина, круглый стол,
дискуссии.

1

Круглый стол, игра, квест.

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

1

Проект, игра.

2
8

Тестирование.

9 класс
№

1.

Тема занятия

Ценные бумаги. Векселя и облигации:
российская специфика.
2. Риски акций и управление ими. Гибридные
инструменты. Биржа и брокеры. Фондовые
индексы.
3. Паевые инвестиционные фонды. Риски и
управление ими.
4. Инвестиционное профилирование.
Формирование инвестиционного портфеля и его
пересмотр. Типичные ошибки инвесторов.
5. Участники страхового рынка. Страхование для
физических лиц.
и
негосударственное
6. Государственное
пенсионное страхование.
7. Выбор и юридические аспекты отношений с
финансовым посредником.
8. Проведение рубежной аттестации.
Итого

Кол-во
часов

Формы деятельности

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

1

Круглый стол, игра.

1

Круглый стол, дебаты.

1

Круглый стол, игра, квест.

1

Беседы, викторина, квест, квиз.

1
1
1
8

Дебаты, беседы.
Проект, дискуссии,
«Что? Где? Когда?».
Тестирование.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы читательской грамотности»

5 класс

№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Тема занятия

Кол-во
часов

Определение основной темы в фольклорном
произведении. Пословицы, поговорки какисточник
информации.
Сопоставление содержания текстов
разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.
Работа с текстом: как выделить главную мысль
текста или его частей?
Типы текстов: текст-описание (художественное
и техническое).
Что такое вопрос? Виды вопросов.
Типы задач на грамотность чтения. Примеры
задач.
Работа со сплошным текстом.
Проведение рубежной аттестации.

Формы деятельности

Беседа, конкурс.
1
1
1
1

ИТОГО

Работа в парах. Ролевая игра.
Беседа, дискуссия в формате
свободного обмена мнениями.
Круглый стол.

1

Квест, конкурс.

1

Квест, игра «Что? Где? Когда?».

1
2
9

Ролевая игра.
Тестирование.

6 класс
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Тема занятия

Определение основной темы и идеи в эпическом
произведении
Древнерусская
летопись
как
источник
информации о реалиях времени.
Сопоставление содержания художественныхтекстов.
Определение авторской позиции в
художественных текстах.
Работа с текстом: как понимать информацию,
содержащуюся в тексте?
Типы текстов: текст-повествование (рассказ,
отчет, репортаж)
Типы задач на грамотность. Интерпретационные
задачи.

Кол-во
часов

Формы деятельности

1

Беседа, конкурс.

1

Круглый стол, ролевая игра.

1

Работа в парах,
игра в формате КВН.

1

Квест, круглый стол.

1

Круглый стол, дискуссия.

1

Квест, игра «Что? Где? Когда?».

Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.

1

Проведение рубежной аттестации.

2
9

ИТОГО

Беседа, дискуссия в формате
свободного обмена мнениями.
Тестирование.

7 класс
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Тема занятия

Определение основной темы и идеи в
лирическом произведении. Поэтический тексткак источник
информации.
Сопоставление
содержания
текстов
публицистического
стиля.
Общественнаяситуация в
текстах.
Работа с текстом: как преобразовывать
текстовую информацию с учётом целидальнейшего
использования?
Типы текстов: текст-объяснение
(объяснительное сочинение, резюме,толкование,
определение).
Поиск комментариев, подтверждающих
основную мысль текста, предложенного дляанализа.
Типы задач на грамотность. Позиционные
задачи.
Работа с несплошным текстом:
информационные листы и объявления, графикии диаграммы.
Проведение рубежной аттестации.
Итого

Кол-во
часов

Формы деятельности

1

Беседа, конкурс.

1

Работа в парах.

1

Беседа, круглый стол,
ролевая игра.

1

Квест, дискуссия, круглый стол.

1

Деловая игра.

1

Квест, круглый стол.

1

Деловая игра.

2
9

Тестирование.

8 класс
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Тема занятия

Определение основной темы и идеи в
драматическом произведении. Учебный текст какисточник
информации.
Сопоставление содержания текстов официальноделового стиля. Деловые ситуации в текстах.
Работа с текстом: как применять информацию из
текста в изменённой ситуации?
Типы текстов: текст-инструкция (указания к
выполнению работы, правила, уставы, законы)
Поиск ошибок в предложенном тексте.
Типы задач на грамотность. Информационные
задачи.
Работа с несплошным текстом: формы, анкеты,
договоры (рубежная аттестация).
Проведение рубежной аттестации.
Итого

Кол-во
часов

Формы деятельности

1

Беседа, конкурс.

1

Работа в парах.

1

Беседа, круглый стол.

1

Квест, дискуссия.

1

Квест, круглый стол.

1

Квест, круглый стол.

1

Деловая игра.

2
9

Тестирование.

9 класс
№

Тема занятия

1.

Формирование читательских умений с опорой на
текст и вне текстовые знания. Электронный тексткак источник
информации.
Сопоставление содержания текстов научного
стиля. Образовательные ситуации в текстах.
Работа с текстом: как критически оцениватьстепень достоверности
содержащейся в тексте
информации?
Типы текстов:текст-аргументация
(комментарий, научное обоснование).

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Составление плана на основе исходного текста.

Кол-во
часов

Формы деятельности

1

Беседа, конкурс.

1

Работа в парах, дискуссия.

1

Квест, круглый стол.

1

Деловая игра, круглый стол.

1

Типы задач на грамотность. Аналитические
(конструирующие) задачи.
Работа со смешанным текстом.
Составные тексты (рубежная аттестация).
Проведение рубежной аттестации.
Итого

Работа в группах, соревнование
в
формате КВН.

1

Квест, круглый стол.

1

Деловая игра.

2
9

Тестирование.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы математической грамотности»

5 класс
№

Кол-во
часов

Формы деятельности

Применение чисел и действий над ними. Счет и
десятичная система счисления.

1

Сюжетные задачи, решаемые с конца.

1

Беседа, обсуждение,
практикум.
Обсуждение, практикум,
брейн-ринг.

3.

Задачи на переливание (задача Пуассона) и
взвешивание.

1

Обсуждение, урокисследование.

4.

Логические задачи: задачи о «мудрецах»,
о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

1

Беседа, обсуждение
практикум.

5.

Первые шаги в геометрии. Простейшие
геометрические фигуры. Наглядная геометрия.Задачи на разрезание и
перекраивание.
Разбиение объекта на части и составлениемодели.

1.
2.

6.

7.
8.
9.

Тема занятия

Размеры объектов окружающего мира (отэлементарных частиц до
Вселенной)
длительность процессов окружающего мира.

1

1

Комбинаторные задачи. Представление данных в
виде таблиц, диаграмм, графиков.
Применение таблиц, диаграмм и графиков при решении задач.
Проведение рубежной аттестации.
Итого

Игра, урок-исследование,
брейн-ринг,
конструирование.
Обсуждение, урокпрактикум,
моделирование.

1

Урок-практикум.

1
1
9

Урок-практикум.
Тестирование

6 класс
№

Тема занятия

1.

Числа и единицы измерения: время, деньги,
масса, температура, расстояние.

2.

Вычисление величины, применение пропорцийпрямо пропорциональных
отношений для
решения проблем.
Текстовые задачи, решаемые арифметическим
способом: части, проценты, пропорция,движение, работа.

3.

4.

Инварианты: задачи на четность (чередование,
разбиение на пары).

5.

Логические задачи, решаемые
с помощью
таблиц.
Графы и их применение в решении задач.

6.
7.

Геометрические задачи на построение и на
изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой
бумаге, конструирование.

8.

Элементы логики, теории вероятности,комбинаторики: таблицы,
диаграммы,
вычисление вероятности.

9.

Кол-во
часов

Формы деятельности

1

Игра, обсуждение,
практикум.

1
1
1
1
1
1

1

Проведение рубежной аттестации.
Итого

1
9

Исследовательская работа,
урок-практикум.
Обсуждение, урокпрактикум,
соревнование.
Урок-игра, урокисследование.
Урок-игра, индивидуальная
работа в парах.
Обсуждение, урокпрактикум.
Беседа, урокисследование,
моделирование.
Обсуждение, урокпрактикум,
проект, игра.
Тестирование.

7 класс
№

1.
2.
3.
4.

5.
6.
7.

8.
9.

Тема занятия

Арифметические и алгебраические выражения:
свойства операций и принятых соглашений.
Моделирование изменений окружающего мира
с помощью линейной функции.

Кол-во
часов

Формы деятельности

1

Обсуждение, практикум.

1

Задачи практико-ориентированного
содержания: на движение, на совместнуюработу.

1

Геометрические задачи на построения и наизучение свойств фигур,
возникающих в
ситуациях повседневной жизни, задачпрактического
содержания.
Решение задач на вероятность событий в
реальной жизни.

1

Элементы теории множеств как объединяющееоснование многих
направлений математики.
Статистические явления, представленные в
различной форме: текст, таблица, столбчатые илинейные диаграммы,
гистограммы.
Решение геометрических задач
исследовательского характера.
Проведение рубежной аттестации.

Обсуждение, урокпрактикум.
Обсуждение, урокпрактикум,урокисследование.

1

Урок-игра, урокисследование.

1

Урок-исследование.

1
1

Итого

Исследовательская работа,
урокпрактикум.

1
9

Обсуждение, урокпрактикум,
проект, игра.
Проект, исследовательская
работа.
Тестирование.

8 класс
№

1.
2.
3.
4.

5.
6.
7.
8.
9.

Тема занятия

Работа с информацией, представленной в форме
таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем.
Вычисление расстояний на местности в
стандартных ситуациях и применение формул вповседневной жизни.
Квадратные уравнения, аналитические и
неаналитические методы решения.
Алгебраические связи между элементами фигур:теорема Пифагора,
соотношения между
сторонами треугольника), относительноерасположение,
равенство.
Математическое описание зависимости между
переменными в различных процессах.
Интерпретация
трёхмерных
изображений,
построение фигур.
Определение ошибки измерения, определение
шансов наступления того или иного события.
Решение типичных математических задач,
требующих прохождения этапа моделирования.
Проведение рубежной аттестации.
Итого

Кол-во
часов

Формы деятельности

1

Практикум.

1

Беседа. Исследование.

1

Исследовательская работа,
практикум.

1

Проектная работа.

1

Обсуждение. Урок практикум.

1

Моделирование. Выполнение
рисунка. Практикум.

1

Урок-исследование.

1

Урок-практикум.

1
9

Тестирование.

9 класс
№

Тема занятия

1.

Представление данных в виде таблиц. Простые исложные вопросы.

2.

Представление данных в виде диаграмм.
Простые и сложные вопросы.
Построение мультипликативной модели с тремя
составляющими.

3.
4.
5.
6.

Решение стереометрических задач.
Вероятностные, статистические явления и зависимости.

9.

Проведение рубежной аттестации.

Формы деятельности

1

Беседа. Обсуждение.
Практикум.
Обсуждение. Исследование.
Практикум.
Моделирование.
Конструирование
алгоритма. Практикум.
Обсуждение. Исследование.
Исследование. Выбор способа
решения. Практикум.

1
1

Задачи с лишними данными.
Решение типичных задач через систему
линейных уравнений.
Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными
представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в
уме, оценкой разумности результатов.

7.
8.

Кол-во
часов

1
1
1

Обсуждение. Практикум.

1

Обсуждение. Практикум.
Исследование. Интерпретация
результатов в разных
контекстах.
Тестирование.

1

Итого

9

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
5 класс

5
№

1.
2.

3.

4.
5.

6.

Тема занятия

Кол-во
часов

Формы деятельности

Звуковые явления
Звуковые явления. Звуки живой и неживой
Беседа, демонстрация записей
1
природы. Слышимые и неслышимые звуки.
звуков.
Устройство
динамика.
Современные
1
Наблюдение физическихявлений.
акустические системы. Шум и его воздействие на
человека.
Строение вещества
Движение и взаимодействие частиц. Признаки
1
Презентация. Учебный эксперимент.
химических реакций. Природные индикаторы.
Наблюдениефизических явлений.
Вода. Уникальность воды.
1
Углекислый газ в природе и его значение.
1
Земля и земная кора. Минералы
Работа с коллекциями
1
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с
минералов и горных пород. Посещение
минералами, горной породой и рудой.
минералогической
экспозиции.
Атмосфера Земли.
1

7.
8

6 класс
№

1.
2.
3.
4.
5.

Живая природа
1
Уникальность планеты Земля. Условия для
существования жизни на Земле. Свойства живых
организмов.
Проведение рубежной аттестации.
1
Итого
8
Тема занятия

Кол-во
часов

Строение вещества
состояния
1

Беседа. Презентация.
Тестирование.

Формы деятельности

Тело и вещество. Агрегатные
Наблюдения.
вещества.
Лабораторная работа.
Масса. Измерение массы тел.
Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели
1
Моделирование.
атома.
Тепловые явления
Презентация. Учебный эксперимент.
Тепловые явления. Тепловое расширение тел.
1
Наблюдение
Использование явления теплового расширения
физических явлений.
для измерения температуры.
Плавление и отвердевание. Испарение и
1
Проектная работа.
конденсация. Кипение.
Земля, Солнечная система и Вселенная
Представления о Вселенной. Модель Вселенной.
Обсуждение. Исследование.
1
Модель солнечной системы.
Проектная работа.

6.
7.

7 класс
№

Царства живой природы
Проведение рубежной аттестации.

Живая природа
1
2
Итого
8

Тема занятия

Кол-во
часов

Квест.
Тестирование.

Формы деятельности

1.

Структура и свойства вещества
Почему все тела нам кажутся сплошными:
молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и
1
Беседа. Демонстрация моделей.
газов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых
телах.
Механические явления. Силы и движение

2.

Механическое движение. Инерция
Закон Паскаля. Гидростатический парадокс.

3.

4.

1

Демонстрация моделей.Лабораторная работа.

Посещение производственныхили научных
1
лабораторий с разрывными машинами и
прессом.
Земля, мировой океан

Деформация тел. Виды деформации. Усталость
материалов.

Атмосферные явления. Ветер. Направление
ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами,
объяснение их происхождения.

1

Проектная деятельность.

5.

6.

7.

8.

8 класс
№

1.
2.

Давление воды в морях и океанах. Состав воды
морей и океанов. Структура подводной сферы.
1
Исследование океана. Использование подводных
дронов.
Биологическое разнообразие
Растения. Генная модификация растений.
1
Внешнее строение дождевого червя, моллюсков,
насекомых.
Оформление коллажа. Созданиежурнала «Музей
Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их
фактов».
многообразие. Пресноводные и морские рыбы.
Внешнее и внутреннее строение птицы.
1
Эволюция птиц. Многообразие птиц.
Перелетные птицы. Сезонная миграция.
Проведение рубежной аттестации.
1
Тестирование.
Итого
8
Тема занятия

Кол-во
часов

Формы деятельности

Структура и свойства вещества (электрические явления)
Беседа. Демонстрация
Занимательное электричество.
1
моделей.
Электромагнитные явления. Производство электроэнергии
Беседа. Демонстрация
Магнетизм и электромагнетизм.
1
моделей. Презентация.

3. Строительство плотин
4.
5.

6.
7.
8.

9 класс
№

1.

1

Учебный эксперимент. Наблюдение
физических
явлений.

Гидроэлектростанции.Экологические риски
1
при строительстве
гидроэлектростанций.
Проектная работа.
Нетрадиционные виды энергетики,
1
объединенные энергосистемы.
Биология человека (здоровье, гигиена, питание)
Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет.
1
Моделирование. Виртуальноемоделирование.
Наследственность.
Системы жизнедеятельности человека.
1
Проведение рубежной аттестации.
1
Тестирование.
Итого
8
Тема занятия

Кол-во
часов

Формы деятельности

Структура и свойства вещества
На сцену выходит уран. Радиоактивность.
1
Демонстрация моделей.
Искусственная радиоактивность.
Дебаты.
Химические изменения состояния вещества
Изменения состояния веществ.
Беседа. Демонстрация моделей.

Физические явления и химические превращения.
Презентация. Учебный эксперимент.
1
Отличие химических реакций от физических
Исследование
явлений.
Наследственность биологических объектов
Размножение организмов. Индивидуальное
развитие организмов. Биогенетический закон.
1
Закономерности наследования признаков.
3.
Вид и популяции. Общая характеристика
Беседа. Демонстрация моделей.
популяции. Экологические факторы и условия
Учебный эксперимент.Наблюдение явлений.
среды обитания. Происхождение видов.
Закономерности изменчивости:
4. модификационная и мутационная изменчивости.
1
Основные методы селекции растений, животных
и микроорганизмов.
Экологическая система
Потоки вещества и энергии в экосистеме.
Саморазвитие экосистемы. Биосфера.
5. Средообразующая деятельность организмов.
1
Демонстрация моделей.
Круговорот веществ в биосфере. Эволюция
Моделирование.
биосферы.
6. Антропогенное воздействие на биосферу.
1
Основы рационального природопользования.
2
Тестирование.
7. Проведение рубежной аттестации.
Итого
8
2.

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения
классных руководителей
МБОУ СОШ №13 МО город Армавир от 30 августа
202 года №1________Е.Ю Скрипнеченко

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________________ Н.А. Добрынина
30 августа 2022 года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Результаты Независимой Оценки Качества Образования (НОКО) в 2022 году

Уважаемые пользователи ресурса! На официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях Вы можете выразить своё мнение о качестве условий оказания услуг в нашей организации.


МБОУ СОШ № 13 на сайте bus.gov.ru




Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».