РП История Кубанского казачества (1-4)

Мусейля
н Артур
Владими
рович

Подписано
цифровой
подписью:
Мусейлян Артур
Владимирович
Дата: 2022.11.24
00:53:18 +03'00'

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Кубанского казачества в 1 – 4 классах составлена на
основе

проекта программы «История и культура кубанского казачества» (1-4) на основе

методических рекомендаций по казачьему образованию от 10.01.2017 № 01-20/67
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью воспитания у
учащихся чувства патриотизма, любви к своей малой родине, привития нравственных качеств
активного гражданина Кубани.
Специфика курса «История Кубанского казачества» состоит в том, что он, имея ярко
выраженный интегративный характер, не только объединяет обществоведческие, исторические,
культурологические знания, но и через исследовательскую, практическую деятельность даёт
возможность ребёнку целостного и системного представления как об основах истории и
культуры кубанского казачества, так и о своём роде, своей семье, представляя возможность
приобщения к укладу жизни кубанских казаков.
Цель - формирование начального представления о кубанском казачестве, приобщение к
историческим и культурным традициям кубанского казачества, осознание своей причастности к
духовному и культурному наследию кубанского казачества, становление патриотизма учащихся.
Задачи, решаемые данной программой:
-воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Кубани;
-привитие нравственных и духовных устоев кубанских казаков;
-знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их традициями и обычаями, основными
занятиями, ремеслами и промыслами;
-приобщение учащихся к традициям и обычаям казаков Кубани;
-знакомство с некоторыми событиями в истории и современности кубанского казачества;
-формирование представлений о Кубанском казачьем войске;
-развитие творческих способностей детей;
-формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
Особенностью построения данной программы является выделение

авторами шести

основных тематических разделов в течение каждого из 4 лет обучения: «Кубанские казаки»,
«Традиции и обычаи кубанских казаков», «Труд и быт казаков Кубани», «Православие в жизни
кубанского казачества», «Кубанское казачье войско: история и современность», «Традиционная
культура кубанского казачества». Разделы призваны реализовать цель и задачи программы.
Содержание, основные формы работы каждого раздела усложняются в зависимости от возраста
учащихся.

2

В

основе

построения

программы

лежит

концентрический

принцип,

который

обеспечивает усвоение наиболее актуальных для младшего школьника знаний, использование
его жизненного опыта и, в дальнейшем, систематизации, обобщения, более глубокого изучения
предмета.
Содержание первого года обучения посвящено изучению того, что ближе всего ребёнку
6–7-летнего возраста, тому, что окружает его: его семье, школе, жизни в своем городе, станице.
Дети получают общие представления об основных понятиях, связанных с историей и культурой
казачества. Актуализация

знаний

учащегося,

обращение

к

его

опыту, формирование

внимательного отношения к ближайшему окружению ребёнка – всё это

соответствует

важнейшему принципу обучения и воспитания – принципу природосообразности.
Содержание второго, третьего и четвёртого годов обучения направлены на знакомство с
историей и приобщение к культуре кубанских казаков в своем населенном пункте, районе, на
Кубани в целом в различные исторические периоды, значимости

деятельности кубанских

казаков.
Осознание включенности в жизнь своего края формируется у учащихся через личностноориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих
родственников, своего района и города.

С этой же целью в содержание учебного пособия

введены сквозные герои, обсуждение которыми учебных тем, проблемных вопросов помогают
ребёнку сориентироваться при выполнении заданий, в доступной форме получить сложную для
понимания информацию.
Эффективность преподавания учебного курса зависит также от того, насколько он
содержательно

интегрируется

с

курсами

« Кубановедение» ,

« Основы

православной

культуры» , курсов внеурочной деятельности, направленных на воспитание юного казака.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
-Ответственное отношение человека к самому себе и родным людям, к историческому и
культурному наследию своего народа.
-Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог
преемственности духовно-нравственных традиций кубанского казачества и
жизнеспособности российского общества.
-Труд и творчество как отличительные черты развитой личности.
-Православная культура как основа духовных ценностей казака.
Образовательная программа «История и культура кубанского казачества» предназначена
для детей, обучающихся в начальных классах казачьей направленности общеобразовательных
школ. Образовательная программа по истории и культуре кубанского казачества является первой
3

ступенью комплексной программы, предназначенной для классов казачьей направленности, а
также может рассматриваться и как совершенно самостоятельная учебная дисциплина
дополнительного образования.
Данная образовательная программа, объединила в свое содержание основы истории,
традиционной и православной

культуры кубанского казачества. Она разработана на основе

анализа современного учебно-методического комплекта для учащихся классов и групп казачьей
направленности, созданного ведущими учеными-этнографами Краснодарского края. Осознание
своей включенности в жизни своей страны формируется у учащихся путём привязки содержания
курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь
сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.
Средства достижения цели:
1.Аудиовизуальные
2.Электронные образовательные ресурсы
3.Наглядные
4. Демонстрационные
Методы достижения цели:
1. Словесные, наглядные, практические.
2.Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские,
проблемные.
3.Стимулирования, определенные поощрения в формировании мотивации, чувства
ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями, навыками
Сведения о сроках реализации программы.
Полный курс «История Кубанского казачества» рассчитан на 4 года обучения,
изучается с 1 по 4 класс в объёме 135 часов, 1 час в неделю, 33 часа для 1 класса и 34 часа для 2
– 4 классов. В отличие от авторской образовательной программы дополнительного образования,
которая составляет 36 часов за год обучения, данная рабочая программа содержит меньшее
количество часов- 34 часа (33 ч - 1 класс) за год обучения.

4

Таблица распределения часов по годам обучения

№
п/п

Разделы, темы
Автор

Количество часов
Рабочая программа по классам
1 кл.
2 кл.
3 кл.
4кл.
ауд. вне ауд. вне ауд. вне ауд. вне
ауд.
ауд.
ауд.
ауд.
1
1
1
2
1
1
1
1

Рабоч

1.

Кубанские казаки

9

2.

22

1

4

1

4

2

4

2

4

3.

Традиции и обычаи
кубанских казаков
Труд и быт

20

1

4

1

4

2

3

2

3

28

1

7

1

7

1

5

1

5

4.

Традиционная культура
кубанского казачества
Кубанское казачье
войско: история и
современность

33

1

6

1

6

2

7

2

8

Православие в жизни
кубанского
казачества
Итого:

23

1

5

1

6

1

5

1

3

27

6

28

9

25

9

25

5.

6.
7.

135

6

135

33

5

34

34

34

2. Учебно-тематический план 1-го года обучения
№
п/п

Наименование разделов,
блоков, тем

Всего
час

Количество
часов
Ауд

Вн

1

1

Познакомиться
с
задачами
факультатива.
Осознавать
национальную
принадлежность.
Изучать основы духовной жизни и
семейных устоев кубанских казаков,
знать
главные
православные
праздники, понимать информацию
представленную в виде текстов,
рисунков, фотографий и музейных
экспонатов.
Уметь
подбирать
иллюстрации
и
художественные
произведения
по теме занятий,
сотрудничать со сверстниками и
взрослыми (педагог, казак наставник,
священнослужитель) для поисковоисследовательских проектов.
Изучать уклад жизни, особенности
традиционной казачьей культуры и
быта, различать традиции и обряды,
знать различные фольклорные формы
Кубани и своей малой Родины,
особенности проведения обрядовых
праздников.
Умение
исполнять,
демонстрировать
различные
фольклорные
формы
кубанского
казачества,
сотрудничать
со
сверстниками и взрослыми (педагог,
казак наставник, священнослужитель)

1.

Кубанские казаки

2.

Традиции и обычаи
кубанских казаков

3.

Труд и быт

5

1

4

4.

Традиционная культура
кубанского казачества

8

1

7

2

5

1 4

6

Характеристика деятельности
обучающихся

Умение
выполнять
домашние
обязанности в соответствии со своим
возрастом. Знание основных ремесел,
видов ДПИ кубанского казачества,
основных
технологических
особенностей изготовления отдельных
изделий
выполнение
некоторых
изделий, поделок в соответствии с
технологическими
особенностями,
присущими традиционным видам
ДПИ кубанского казачества.
Изучать уклад жизни, особенности
традиционной казачьей культуры и
быта, различать традиции и обряды,

знать различные фольклорные формы
Кубани и своей малой Родины,
особенности проведения обрядовых
праздников.
Умение
исполнять,
демонстрировать
различные
фольклорные
формы
кубанского
казачества, понимать информацию
представленную в виде текстов,
рисунков, фотографий и музейных
экспонатов.
сотрудничать
со
сверстниками и взрослыми (педагог,
казак наставник, священнослужитель)
5.

Кубанское казачье войско:
история и современность

6.

Православие в жизни
кубанского казачества

Итого часов:

7

6

1

1

33

6

5

6

27

7

Знать и понимать
структуру
Кубанского казачьего войска, казачьи
чины,
звания
и
награды,
организовывать взаимодействие в
группе
(распределять
роли,
договариваться друг
с другом)
Формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые
вопросы. Знать основные памятные
даты и знаменательные события из
истории Кубанского казачьего войска.
Знать и понимать основы духовной
жизни кубанских казаков. Находить
информацию с помощью взрослых о
жизни, традициях и обычаях казаков.
Встречаться
с казаками местного
войска, интервьюировать их, посещать
краеведческий музей и готовить
рассказ на основании его экспонатов,
формулировать выводы из изученного
материала.

Учебно-тематический план 2-го года обучения
№

Наименование разделов,
блоков, тем

1.

Кубанские казаки

2.

Традиции и обычаи
кубанских казаков

3.

Труд и быт

Всего
час

2

Количество
часов
Ауд

Внеау

1

1

5

5

Познакомиться
с
задачами
факультатива.
Осознавать
национальную
принадлежность.
Изучать основы духовной жизни и
семейных устоев кубанских казаков,
знать
главные
православные
праздники, понимать информацию
представленную в виде текстов,
рисунков, фотографий и музейных
экспонатов.
Уметь
подбирать
иллюстрации и художественные
произведения
по теме занятий,
сотрудничать со сверстниками и
взрослыми (педагог, казак наставник,
священнослужитель) для поисковоисследовательских проектов.
Изучать уклад жизни, особенности
традиционной казачьей культуры и
быта, различать традиции и обряды,
знать
различные
фольклорные
формы Кубани и своей малой
Родины, особенности проведения
обрядовых
праздников.
Умение
исполнять,
демонстрировать
различные
фольклорные
формы
кубанского казачества, сотрудничать
со сверстниками и взрослыми
(педагог,
казак
наставник,
священнослужитель)

1 4

1

4

8

Характеристика деятельности
обучающихся

Умение
выполнять
домашние
обязанности в соответствии со своим
возрастом. Знание основных ремесел,
видов ДПИ кубанского казачества,
основных
технологических
особенностей
изготовления
отдельных
изделий
выполнение
некоторых изделий, поделок в
соответствии с технологическими
особенностями,
присущими
традиционным
видам
ДПИ
кубанского казачества.

Традиционная культура
кубанского казачества

8

1

7

5.

Кубанское казачье войско:
история и современность

7

1

6

6.

Православие в жизни
кубанского казачества

4.

Итого часов:

7

1

34

6

6

28

9

Изучать уклад жизни, особенности
традиционной казачьей культуры и
быта, различать традиции и обряды,
знать
различные
фольклорные
формы Кубани и своей малой
Родины, особенности проведения
обрядовых
праздников.
Умение
исполнять,
демонстрировать
различные
фольклорные
формы
кубанского казачества, понимать
информацию представленную в виде
текстов, рисунков, фотографий и
музейных экспонатов. сотрудничать
со сверстниками и взрослыми
(педагог,
казак
наставник,
священнослужитель)
Знать и понимать
структуру
Кубанского казачьего войска, казачьи
чины,
звания
и
награды,
организовывать взаимодействие в
группе
(распределять
роли,
договариваться друг с другом)
Формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые
вопросы. Знать основные памятные
даты и знаменательные события из
истории
Кубанского
казачьего
войска.
Знать и понимать основы духовной
жизни кубанских казаков. Находить
информацию с помощью взрослых о
жизни, традициях и обычаях казаков.
Встречаться с казаками местного
войска,
интервьюировать
их,
посещать краеведческий музей и
готовить рассказ на основании его
экспонатов, формулировать выводы
из изученного материала.

Учебно-тематический план 3-го года обучения
№

Наименование разделов,
блоков, тем

Всего
час

Количество
часов
Ауд

Вне

1

1

Познакомиться
с
задачами
факультатива.
Осознавать
национальную
принадлежность.
Изучать основы духовной жизни и
семейных устоев кубанских казаков,
знать
главные
православные
праздники, понимать информацию
представленную в виде текстов,
рисунков, фотографий и музейных
экспонатов.
Уметь
подбирать
иллюстрации
и
художественные
произведения
по теме занятий,
сотрудничать со сверстниками и
взрослыми (педагог, казак наставник,
священнослужитель) для поисковоисследовательских проектов.
Изучать уклад жизни, особенности
традиционной казачьей культуры и
быта, различать традиции и обряды,
знать различные фольклорные формы
Кубани и своей малой Родины,
особенности проведения обрядовых
праздников.
Умение
исполнять,
демонстрировать
различные
фольклорные
формы
кубанского
казачества,
сотрудничать
со
сверстниками и взрослыми (педагог,
казак наставник, священнослужитель)

1.

Кубанские казаки

2.

Традиции и обычаи
кубанских казаков

3.

Труд и быт

5

2

3

4.

Традиционная культура
кубанского казачества

6

1

5

2

6

2 4

10

Характеристика деятельности
обучающихся

Умение
выполнять
домашние
обязанности в соответствии со своим
возрастом. Знание основных ремесел,
видов ДПИ кубанского казачества,
основных
технологических
особенностей изготовления отдельных
изделий
выполнение
некоторых
изделий, поделок в соответствии с
технологическими
особенностями,
присущими традиционным видам
ДПИ кубанского казачества.
Изучать уклад жизни, особенности
традиционной казачьей культуры и
быта, различать традиции и обряды,

знать различные фольклорные формы
Кубани и своей малой Родины,
особенности проведения обрядовых
праздников.
Умение
исполнять,
демонстрировать
различные
фольклорные
формы
кубанского
казачества, понимать информацию
представленную в виде текстов,
рисунков, фотографий и музейных
экспонатов.
сотрудничать
со
сверстниками и взрослыми (педагог,
казак наставник, священнослужитель)
5.

Кубанское казачье войско:
история и современность

6.

Православие в жизни
кубанского казачества

Итого часов:

9

6

2

1

34

7

5

9

25

11

Знать и понимать
структуру
Кубанского казачьего войска, казачьи
чины,
звания
и
награды,
организовывать взаимодействие в
группе
(распределять
роли,
договариваться друг
с другом)
Формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые
вопросы. Знать основные памятные
даты и знаменательные события из
истории Кубанского казачьего войска.
Знать и понимать основы духовной
жизни кубанских казаков. Находить
информацию с помощью взрослых о
жизни, традициях и обычаях казаков.
Встречаться
с казаками местного
войска, интервьюировать их, посещать
краеведческий музей и готовить
рассказ на основании его экспонатов,
формулировать выводы из изученного
материала.

Учебно-тематический план 4-го года обучения
№

Наименование разделов,
блоков, тем

Всего
час

Количество
часов
Ауд.

Вн

1

2

Познакомиться
с
задачами
факультатива.
Осознавать
национальную
принадлежность.
Изучать основы духовной жизни и
семейных устоев кубанских казаков,
знать
главные
православные
праздники, понимать информацию
представленную в виде текстов,
рисунков, фотографий и музейных
экспонатов.
Уметь
подбирать
иллюстрации
и
художественные
произведения
по теме занятий,
сотрудничать со сверстниками и
взрослыми (педагог, казак наставник,
священнослужитель) для поисковоисследовательских проектов.
Изучать уклад жизни, особенности
традиционной казачьей культуры и
быта, различать традиции и обряды,
знать различные фольклорные формы
Кубани и своей малой Родины,
особенности проведения обрядовых
праздников.
Умение
исполнять,
демонстрировать
различные
фольклорные
формы
кубанского
казачества,
сотрудничать
со
сверстниками и взрослыми (педагог,
казак наставник, священнослужитель)

1.

Кубанские казаки

2.

Традиции и обычаи
кубанских казаков

3.

Труд и быт

5

2

3

4.

Традиционная культура
кубанского казачества

6

1

5

3

6

2

4

12

Характеристика деятельности
обучающихся

Умение
выполнять
домашние
обязанности в соответствии со своим
возрастом. Знание основных ремесел,
видов ДПИ кубанского казачества,
основных
технологических
особенностей изготовления отдельных
изделий
выполнение
некоторых
изделий, поделок в соответствии с
технологическими
особенностями,
присущими традиционным видам
ДПИ кубанского казачества.
Изучать уклад жизни, особенности
традиционной казачьей культуры и
быта, различать традиции и обряды,

знать различные фольклорные формы
Кубани и своей малой Родины,
особенности проведения обрядовых
праздников.
Умение
исполнять,
демонстрировать
различные
фольклорные
формы
кубанского
казачества, понимать информацию
представленную в виде текстов,
рисунков, фотографий и музейных
экспонатов.
сотрудничать
со
сверстниками и взрослыми (педагог,
казак наставник, священнослужитель)
5.

Кубанское казачье войско:
история и современность

6.

Православие в жизни
кубанского казачества

Итого часов:

10

4

2

1

34

8

3

9

Знать и понимать
структуру
Кубанского казачьего войска, казачьи
чины,
звания
и
награды,
организовывать взаимодействие в
группе
(распределять
роли,
договариваться друг
с другом)
Формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые
вопросы. Знать основные памятные
даты и знаменательные события из
истории Кубанского казачьего войска.
Знать и понимать основы духовной
жизни кубанских казаков. Находить
информацию с помощью взрослых о
жизни, традициях и обычаях казаков.
Встречаться
с казаками местного
войска, интервьюировать их, посещать
краеведческий музей и готовить
рассказ на основании его экспонатов,
формулировать выводы из изученного
материала.

25

Возрастная характеристика группы:
Программа курса «История Кубанского казачества» рассчитана на учащихся начальной
школы казачьей направленности.
Возраст 7-11 лет
Формы организации детского коллектива.
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также
используется групповая и индивидуальная формы работы.

13

Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть занятие-встреча,
занятие –заочная экскурсия, занятие-гостиная, занятие-экспедиция, занятие-творческий
портрет, занятие -праздник. Особенно приветствуются выездные занятия в музеи, на
концерты творческих коллективов.

Занятия по данной программе носят практико-

ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия первого и второго года
обучения нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация,
сообщение сведений), занятия третьего и четвёртого года обучения носят активный и
интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита проектов,
самостоятельный поиск знаний). Отчёт о работе проходит в форме ярмарок, открытых
занятий, конкурсов, массовых мероприятий
3. Содержание программы
1 год обучения (33 часа)
Раздел 1. Кубанские казаки.
Зачем мы изучаем курс «История и культура кубанского казачества». Кто такие казаки.
Наши предки – казаки.
Раздел 2 Традиции и обычаи кубанских казаков.
Казачья станица. Уважение к старшим, к старикам. Обычай взаимопомощи. Казачья
семья. Традиции и обычаи семьи. Обычаи, связанные с рождением и детством казачат.
Верный друг казака.
Раздел 3. Труд и быт.
Как жили казаки. Хата казака. Красный угол. Быт казачьей семьи. Обустройство жилища,
домашняя утварь. Труд казачьей семьи. Мастеровые руки. Дети-помощники. Обязанности
детей в казачьих семьях.
Раздел 4 Православие в жизни кубанского казачества.
Казак без веры – не казак. Храм. Правила поведения в храме. Казачьи традиции.
Рождество Христово. Казачьи традиции. Светлое Христово Воскресение.
Раздел 5 Кубанское казачье войско: история и современность.
Как казаки на Кубань пришли. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачьи заповеди.
Казачья служба. Казаки в годы Великой Отечественной войны. Кущевская атака.
Раздел 6 Традиционная культура кубанского казачества.
Дети в казачьей семье. Как казачат учили. Мы - казачата. Поведение и форма казачат.
Семейные реликвии. Игры кубанских казачат. Казачьи пословицы.

14

2 год обучения (34 часа)
Раздел 1. Кубанские казаки
Нравственные ценности казаков: труд, правда, честь, Отечество. Казачьи заповеди.
Раздел 2 Традиции и обычаи кубанских казаков.
Казачья станица. Традиции и обычаи кубанских казаков. Почитание гостя. Календарные
праздники и обряды Кубанского казачества
Раздел 3. Труд и быт
Двор. Дом. Уклад казачьей семьи. Занятия казаков. Казачья пища.
Раздел 4 Православие в жизни кубанского казачества.
Казак без веры – не казак. Православные храмы родной станицы, города. Казак в храме.
Для чего приходят в Православный храм. Святой, покровитель Кубанского казачьего
войска – блгв князь Александр Невский. Святые, особо почитаемые среди кубанских
казаков. Икона в храмах и жилищах.
Раздел 5 Кубанское казачье войско: история и современность.
Кубанские казаки на рубежах Отечества. Основание первых куреней. Екатеринодар – град
казачий. Памятник казакам-переселенцам. Поминовения казаков-героев Кубанского
казачьего войска. Наше казачье общество.
Раздел 6 Традиционная культура кубанского казачества.
Народное творчество для казачат. Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье.
Кубанская «балачка». Песенная культура кубанских казаков. Бандура - казачий
музыкальный инструмент.
3 год обучения (34 часа)
Раздел 1 Кубанские казаки.
Народы Кубани. Добрососедство. Нравственные качества кубанского казака. Сила духа и
доблесть казаков.
Раздел 2 Традиции и обычаи кубанских казаков.
Уважение к женщине: бабушке, матери, сестре, жене, вдове. День матери-казачки.
Казачий род. Моя родословная. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.
Раздел 3 Труд и быт.
Казак – хозяин и труженик. Занятия, ремесла и промыслы кубанских казаков. Одежда
казака. Одежда казачки. Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков.

15

Раздел 4 Православие в жизни кубанского казачества.
Казак без веры – не казак. Молитва. Православные храмы Кубани. Войсковой храм.
Войсковой священник. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Раздел 5 Кубанское казачье войско: история и современность.
Переселение казаков на Кубань. Лента времени. Основные памятные даты. Героизм
кубанских казаков. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. Кубанское казачье
войско в наши дни. Отделы Кубанского казачьего войска. Атаман Кубанского казачьего
войска. Несение службы современными казаками. Почётный караул войска. Час Славы
Кубани.
Раздел 6 Традиционная культура кубанского казачества.
Устное народное творчество кубанских казаков. Казачьи сказы, былички. Говор
кубанских казаков. Танцевальная культура кубанских казаков. «Казачий дид» Федор
Андреевич Щербина.
4 год обучения (34 часа)

Раздел 1 Кубанские казаки.
Территория проживания, язык, культура казаков. Казачьи войска России. Казачьи
заповеди.
Раздел 2 Традиции и обычаи кубанских казаков.
Родители и дети. Воспитание мальчиков. Подготовка к службе, к взрослой жизни.
Воспитание девочек-казачек. Подготовка к взрослой жизни. Казачий курень. Казачий
круг. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.
Раздел 3 Труд и быт.
Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков. Декоративно-прикладное
творчество кубанских казаков. Казачий военный костюм. Оружие казака. Награды.
Раздел 4 Православие в жизни кубанского казачества.
Казак без веры – не казак. Заповеди Божьи. Православные храмы Кубани и России.
Традиции и обычаи кубанских казаков по Православному календарю.
Раздел 5 Кубанское казачье войско: история и современность.
Лента времени. Основные памятные даты. Поминовения казаков Кубанского казачьего
войска. Кубанское казачье войско в наши дни. Управление Кубанским казачьим войском.
Несение казаками службы в наше время. Охрана порядка. Помощь в чрезвычайных
ситуациях. Помощь в охране природы. Выдающиеся казаки Кубани. Сохранение истории

16

кубанского казачества. Памятники и музеи. Регалии и реликвии Кубанского казачьего
войска.
Раздел 6 Традиционная культура кубанского казачества.
Казачья семья в современной жизни. Отношение к семье на Кубани. История семьи в
истории родной Кубани. Сохранение и преумножение семейных традиций. Обрядовый
фольклор кубанских казаков. Кубанский казачий хор.
4. Планируемые результаты изучения курса «История Кубанского казачества»
В ходе изучения данного курса предполагается ориентация на достижение
обучающимися личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты освоения курса «История и культура кубанского
казачества» должны отражать сформированность:
-осознания себя гражданином России и жителем казачьего края, чувства гордости за свою
Родину, кубанское казачество;
-уважительного отношения к Отечеству, Кубани, истории, культуре, своей семье;
-социальной роли учащегося, мотивов учебной деятельности, изучения истории и
культуры кубанского казачества;
-самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений
о нравственных нормах поведения;
-чувства доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
-навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях;
-мотивации к труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными
казачества» являются:

результатами

освоения

курса

«История

Кубанского

-способность осознавать цель и задачи изучения предмета;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения
результата;
-освоение доступных способов изучения истории и культуры кубанского казачества
(наблюдение, запись, сравнение и др., с получением информации из семейных архивов, от
окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
-использование различных способов поиска (интервьюирование, справочники, Интернет),
сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с задачами; фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые
величины;
-умение составлять тексты в устной и письменной формах, выступать; соблюдать нормы
информационной этики;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений;
-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; аргументировать
свою точку зрения.
17

5. Формы и виды контроля.
-Фольклорные праздники, викторины, конкурс инсценировок, исследовательский
«Моя семья»

проект

-Семейные праздники, выставка «Семейные реликвии», выпуск стенгазет «Кубанская
семья», творческий проект «Родословная моей семьи»
-Выставка творческих работ (либо изделий) «Традиционные ремёсла и промыслы»,
«кубанская старина», проект «Занятия кубанских казаков»
- Викторина, тестирование «Ремёсла и виды декоративно-прикладного искусства»,
выставка и анализ творческих работ учащихся
Видео-, слайд- викторина, акция «Во имя России, во славу Кубани», творческий проект
«История памятника» (по выбору учащегося)
Викторина, тестирование, праздники, связанны с памятными датами, исследовательский
проект.
Исследовательский проект, православные праздники.
6. Методические рекомендации
Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия по данной
программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия
первого и второго года обучения нацелены на применение более пассивных методик
(рассказ, демонстрация, сообщение сведений), а занятия третьего, четвертого года
обучения носят исключительно активный и интерактивный характер (исследовательская
деятельность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний и т.д.).
Отчет о работе проходит в форме ярмарок, открытых занятий, конкурсов,
фестивалей, массовых мероприятий.




Одним из результатов обучения является решение задач воспитания – осмысления
практического применения системы ценностей.
В основе образования лежит коммуникация, общение, что способствует развитию
качеств личности.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимания
и взаимопомощи своим родным, осознание своих корней; уважительное
отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

18

7. Описание материально-технического обеспечения программы.
№
Наименование объектов и средств материальноп/п технического обеспечения
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).
1.
1. Кубанские народные колыбельные песни. Краснодар.
2020.
2. Кубанские народные сказки и легенды. Составитель
В.В. Воронин. Краснодар. 2019.
3. Народная проза Кубани. Авторы-составители:
Л.Б.Мартыненко, И.В. Уварова. Краснодар. 2019.
(Предания и легенды, анекдоты, былички, сказки).
4. От прибаутки до былины. Русский фольклор. М.
2019.
5. Пословицы, поговорки и загадки Кубани.
Составители: Л.Б.Мартыненко, И.В.Уварова.
Краснодар. 2020.
2.

1.
2.
3.

4.
5.
6.

7.

8.

Байбурин
А.К.
Жилище
в
обрядах
и
представлениях восточных славян. М. 2010.
Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре.
СПб. 2021.
Баранкевич И.А. Традиционный костюм в
семейной
обрядности
казачеств
России:
конфессиональные особенности и функции. //
Православие,
традиционная
культура,
просвещение. Краснодар. 2019.
Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Т. 1-2.
Краснодар. 2021.
Бондарь В. Город Екатеринодар в пространстве и
времени. Краснодар. 2006.
Бондарь Н.И. «Мышка, мышка…»: образ и ритуал.
// Дикаревские чтения (4). Итоги фольклорноэтнографических
исследований
этнических
культур Кубани за 1997 год. Белореченск. 1998.
Бондарь Н.И. Воины и хлеборобы (некоторые
аспекты мужской субкультуры Кубанского
казачества).
//
Православие,
традиционная
культура, просвещение. Краснодар. 2000.
Бондарь Н.И. К вопросу о традиционной системе
ценностей кубанских казаков // Из культурного
наследия
славянского
населения
Кубани.
Краснодар. 2010.

Количество
Д
Д
Д
Д
Д

Д
Д
Д

Д
Д
Д
Д
Д

Д
Д
Д
Д

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Результаты Независимой Оценки Качества Образования (НОКО) в 2022 году

Уважаемые пользователи ресурса! На официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях Вы можете выразить своё мнение о качестве условий оказания услуг в нашей организации.


МБОУ СОШ № 13 на сайте bus.gov.ru




Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».