Мусейля н Артур Владими рович Подписано цифровой подписью: Мусейлян Артур Владимирович Дата: 2022.11.24 00:53:18 +03'00' 1. Пояснительная записка Рабочая программа по истории Кубанского казачества в 1 – 4 классах составлена на основе проекта программы «История и культура кубанского казачества» (1-4) на основе методических рекомендаций по казачьему образованию от 10.01.2017 № 01-20/67 Актуальность данной программы обусловлена необходимостью воспитания у учащихся чувства патриотизма, любви к своей малой родине, привития нравственных качеств активного гражданина Кубани. Специфика курса «История Кубанского казачества» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, не только объединяет обществоведческие, исторические, культурологические знания, но и через исследовательскую, практическую деятельность даёт возможность ребёнку целостного и системного представления как об основах истории и культуры кубанского казачества, так и о своём роде, своей семье, представляя возможность приобщения к укладу жизни кубанских казаков. Цель - формирование начального представления о кубанском казачестве, приобщение к историческим и культурным традициям кубанского казачества, осознание своей причастности к духовному и культурному наследию кубанского казачества, становление патриотизма учащихся. Задачи, решаемые данной программой: -воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Кубани; -привитие нравственных и духовных устоев кубанских казаков; -знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их традициями и обычаями, основными занятиями, ремеслами и промыслами; -приобщение учащихся к традициям и обычаям казаков Кубани; -знакомство с некоторыми событиями в истории и современности кубанского казачества; -формирование представлений о Кубанском казачьем войске; -развитие творческих способностей детей; -формирование у учащихся интереса к исследовательской работе. Особенностью построения данной программы является выделение авторами шести основных тематических разделов в течение каждого из 4 лет обучения: «Кубанские казаки», «Традиции и обычаи кубанских казаков», «Труд и быт казаков Кубани», «Православие в жизни кубанского казачества», «Кубанское казачье войско: история и современность», «Традиционная культура кубанского казачества». Разделы призваны реализовать цель и задачи программы. Содержание, основные формы работы каждого раздела усложняются в зависимости от возраста учащихся. 2 В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает усвоение наиболее актуальных для младшего школьника знаний, использование его жизненного опыта и, в дальнейшем, систематизации, обобщения, более глубокого изучения предмета. Содержание первого года обучения посвящено изучению того, что ближе всего ребёнку 6–7-летнего возраста, тому, что окружает его: его семье, школе, жизни в своем городе, станице. Дети получают общие представления об основных понятиях, связанных с историей и культурой казачества. Актуализация знаний учащегося, обращение к его опыту, формирование внимательного отношения к ближайшему окружению ребёнка – всё это соответствует важнейшему принципу обучения и воспитания – принципу природосообразности. Содержание второго, третьего и четвёртого годов обучения направлены на знакомство с историей и приобщение к культуре кубанских казаков в своем населенном пункте, районе, на Кубани в целом в различные исторические периоды, значимости деятельности кубанских казаков. Осознание включенности в жизнь своего края формируется у учащихся через личностноориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города. С этой же целью в содержание учебного пособия введены сквозные герои, обсуждение которыми учебных тем, проблемных вопросов помогают ребёнку сориентироваться при выполнении заданий, в доступной форме получить сложную для понимания информацию. Эффективность преподавания учебного курса зависит также от того, насколько он содержательно интегрируется с курсами « Кубановедение» , « Основы православной культуры» , курсов внеурочной деятельности, направленных на воспитание юного казака. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета -Ответственное отношение человека к самому себе и родным людям, к историческому и культурному наследию своего народа. -Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности духовно-нравственных традиций кубанского казачества и жизнеспособности российского общества. -Труд и творчество как отличительные черты развитой личности. -Православная культура как основа духовных ценностей казака. Образовательная программа «История и культура кубанского казачества» предназначена для детей, обучающихся в начальных классах казачьей направленности общеобразовательных школ. Образовательная программа по истории и культуре кубанского казачества является первой 3 ступенью комплексной программы, предназначенной для классов казачьей направленности, а также может рассматриваться и как совершенно самостоятельная учебная дисциплина дополнительного образования. Данная образовательная программа, объединила в свое содержание основы истории, традиционной и православной культуры кубанского казачества. Она разработана на основе анализа современного учебно-методического комплекта для учащихся классов и групп казачьей направленности, созданного ведущими учеными-этнографами Краснодарского края. Осознание своей включенности в жизни своей страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города. Средства достижения цели: 1.Аудиовизуальные 2.Электронные образовательные ресурсы 3.Наглядные 4. Демонстрационные Методы достижения цели: 1. Словесные, наглядные, практические. 2.Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные. 3.Стимулирования, определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями, навыками Сведения о сроках реализации программы. Полный курс «История Кубанского казачества» рассчитан на 4 года обучения, изучается с 1 по 4 класс в объёме 135 часов, 1 час в неделю, 33 часа для 1 класса и 34 часа для 2 – 4 классов. В отличие от авторской образовательной программы дополнительного образования, которая составляет 36 часов за год обучения, данная рабочая программа содержит меньшее количество часов- 34 часа (33 ч - 1 класс) за год обучения. 4 Таблица распределения часов по годам обучения № п/п Разделы, темы Автор Количество часов Рабочая программа по классам 1 кл. 2 кл. 3 кл. 4кл. ауд. вне ауд. вне ауд. вне ауд. вне ауд. ауд. ауд. ауд. 1 1 1 2 1 1 1 1 Рабоч 1. Кубанские казаки 9 2. 22 1 4 1 4 2 4 2 4 3. Традиции и обычаи кубанских казаков Труд и быт 20 1 4 1 4 2 3 2 3 28 1 7 1 7 1 5 1 5 4. Традиционная культура кубанского казачества Кубанское казачье войско: история и современность 33 1 6 1 6 2 7 2 8 Православие в жизни кубанского казачества Итого: 23 1 5 1 6 1 5 1 3 27 6 28 9 25 9 25 5. 6. 7. 135 6 135 33 5 34 34 34 2. Учебно-тематический план 1-го года обучения № п/п Наименование разделов, блоков, тем Всего час Количество часов Ауд Вн 1 1 Познакомиться с задачами факультатива. Осознавать национальную принадлежность. Изучать основы духовной жизни и семейных устоев кубанских казаков, знать главные православные праздники, понимать информацию представленную в виде текстов, рисунков, фотографий и музейных экспонатов. Уметь подбирать иллюстрации и художественные произведения по теме занятий, сотрудничать со сверстниками и взрослыми (педагог, казак наставник, священнослужитель) для поисковоисследовательских проектов. Изучать уклад жизни, особенности традиционной казачьей культуры и быта, различать традиции и обряды, знать различные фольклорные формы Кубани и своей малой Родины, особенности проведения обрядовых праздников. Умение исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества, сотрудничать со сверстниками и взрослыми (педагог, казак наставник, священнослужитель) 1. Кубанские казаки 2. Традиции и обычаи кубанских казаков 3. Труд и быт 5 1 4 4. Традиционная культура кубанского казачества 8 1 7 2 5 1 4 6 Характеристика деятельности обучающихся Умение выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом. Знание основных ремесел, видов ДПИ кубанского казачества, основных технологических особенностей изготовления отдельных изделий выполнение некоторых изделий, поделок в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества. Изучать уклад жизни, особенности традиционной казачьей культуры и быта, различать традиции и обряды, знать различные фольклорные формы Кубани и своей малой Родины, особенности проведения обрядовых праздников. Умение исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества, понимать информацию представленную в виде текстов, рисунков, фотографий и музейных экспонатов. сотрудничать со сверстниками и взрослыми (педагог, казак наставник, священнослужитель) 5. Кубанское казачье войско: история и современность 6. Православие в жизни кубанского казачества Итого часов: 7 6 1 1 33 6 5 6 27 7 Знать и понимать структуру Кубанского казачьего войска, казачьи чины, звания и награды, организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом) Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы. Знать основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачьего войска. Знать и понимать основы духовной жизни кубанских казаков. Находить информацию с помощью взрослых о жизни, традициях и обычаях казаков. Встречаться с казаками местного войска, интервьюировать их, посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов, формулировать выводы из изученного материала. Учебно-тематический план 2-го года обучения № Наименование разделов, блоков, тем 1. Кубанские казаки 2. Традиции и обычаи кубанских казаков 3. Труд и быт Всего час 2 Количество часов Ауд Внеау 1 1 5 5 Познакомиться с задачами факультатива. Осознавать национальную принадлежность. Изучать основы духовной жизни и семейных устоев кубанских казаков, знать главные православные праздники, понимать информацию представленную в виде текстов, рисунков, фотографий и музейных экспонатов. Уметь подбирать иллюстрации и художественные произведения по теме занятий, сотрудничать со сверстниками и взрослыми (педагог, казак наставник, священнослужитель) для поисковоисследовательских проектов. Изучать уклад жизни, особенности традиционной казачьей культуры и быта, различать традиции и обряды, знать различные фольклорные формы Кубани и своей малой Родины, особенности проведения обрядовых праздников. Умение исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества, сотрудничать со сверстниками и взрослыми (педагог, казак наставник, священнослужитель) 1 4 1 4 8 Характеристика деятельности обучающихся Умение выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом. Знание основных ремесел, видов ДПИ кубанского казачества, основных технологических особенностей изготовления отдельных изделий выполнение некоторых изделий, поделок в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества. Традиционная культура кубанского казачества 8 1 7 5. Кубанское казачье войско: история и современность 7 1 6 6. Православие в жизни кубанского казачества 4. Итого часов: 7 1 34 6 6 28 9 Изучать уклад жизни, особенности традиционной казачьей культуры и быта, различать традиции и обряды, знать различные фольклорные формы Кубани и своей малой Родины, особенности проведения обрядовых праздников. Умение исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества, понимать информацию представленную в виде текстов, рисунков, фотографий и музейных экспонатов. сотрудничать со сверстниками и взрослыми (педагог, казак наставник, священнослужитель) Знать и понимать структуру Кубанского казачьего войска, казачьи чины, звания и награды, организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом) Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы. Знать основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачьего войска. Знать и понимать основы духовной жизни кубанских казаков. Находить информацию с помощью взрослых о жизни, традициях и обычаях казаков. Встречаться с казаками местного войска, интервьюировать их, посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов, формулировать выводы из изученного материала. Учебно-тематический план 3-го года обучения № Наименование разделов, блоков, тем Всего час Количество часов Ауд Вне 1 1 Познакомиться с задачами факультатива. Осознавать национальную принадлежность. Изучать основы духовной жизни и семейных устоев кубанских казаков, знать главные православные праздники, понимать информацию представленную в виде текстов, рисунков, фотографий и музейных экспонатов. Уметь подбирать иллюстрации и художественные произведения по теме занятий, сотрудничать со сверстниками и взрослыми (педагог, казак наставник, священнослужитель) для поисковоисследовательских проектов. Изучать уклад жизни, особенности традиционной казачьей культуры и быта, различать традиции и обряды, знать различные фольклорные формы Кубани и своей малой Родины, особенности проведения обрядовых праздников. Умение исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества, сотрудничать со сверстниками и взрослыми (педагог, казак наставник, священнослужитель) 1. Кубанские казаки 2. Традиции и обычаи кубанских казаков 3. Труд и быт 5 2 3 4. Традиционная культура кубанского казачества 6 1 5 2 6 2 4 10 Характеристика деятельности обучающихся Умение выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом. Знание основных ремесел, видов ДПИ кубанского казачества, основных технологических особенностей изготовления отдельных изделий выполнение некоторых изделий, поделок в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества. Изучать уклад жизни, особенности традиционной казачьей культуры и быта, различать традиции и обряды, знать различные фольклорные формы Кубани и своей малой Родины, особенности проведения обрядовых праздников. Умение исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества, понимать информацию представленную в виде текстов, рисунков, фотографий и музейных экспонатов. сотрудничать со сверстниками и взрослыми (педагог, казак наставник, священнослужитель) 5. Кубанское казачье войско: история и современность 6. Православие в жизни кубанского казачества Итого часов: 9 6 2 1 34 7 5 9 25 11 Знать и понимать структуру Кубанского казачьего войска, казачьи чины, звания и награды, организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом) Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы. Знать основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачьего войска. Знать и понимать основы духовной жизни кубанских казаков. Находить информацию с помощью взрослых о жизни, традициях и обычаях казаков. Встречаться с казаками местного войска, интервьюировать их, посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов, формулировать выводы из изученного материала. Учебно-тематический план 4-го года обучения № Наименование разделов, блоков, тем Всего час Количество часов Ауд. Вн 1 2 Познакомиться с задачами факультатива. Осознавать национальную принадлежность. Изучать основы духовной жизни и семейных устоев кубанских казаков, знать главные православные праздники, понимать информацию представленную в виде текстов, рисунков, фотографий и музейных экспонатов. Уметь подбирать иллюстрации и художественные произведения по теме занятий, сотрудничать со сверстниками и взрослыми (педагог, казак наставник, священнослужитель) для поисковоисследовательских проектов. Изучать уклад жизни, особенности традиционной казачьей культуры и быта, различать традиции и обряды, знать различные фольклорные формы Кубани и своей малой Родины, особенности проведения обрядовых праздников. Умение исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества, сотрудничать со сверстниками и взрослыми (педагог, казак наставник, священнослужитель) 1. Кубанские казаки 2. Традиции и обычаи кубанских казаков 3. Труд и быт 5 2 3 4. Традиционная культура кубанского казачества 6 1 5 3 6 2 4 12 Характеристика деятельности обучающихся Умение выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом. Знание основных ремесел, видов ДПИ кубанского казачества, основных технологических особенностей изготовления отдельных изделий выполнение некоторых изделий, поделок в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества. Изучать уклад жизни, особенности традиционной казачьей культуры и быта, различать традиции и обряды, знать различные фольклорные формы Кубани и своей малой Родины, особенности проведения обрядовых праздников. Умение исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества, понимать информацию представленную в виде текстов, рисунков, фотографий и музейных экспонатов. сотрудничать со сверстниками и взрослыми (педагог, казак наставник, священнослужитель) 5. Кубанское казачье войско: история и современность 6. Православие в жизни кубанского казачества Итого часов: 10 4 2 1 34 8 3 9 Знать и понимать структуру Кубанского казачьего войска, казачьи чины, звания и награды, организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом) Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы. Знать основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачьего войска. Знать и понимать основы духовной жизни кубанских казаков. Находить информацию с помощью взрослых о жизни, традициях и обычаях казаков. Встречаться с казаками местного войска, интервьюировать их, посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов, формулировать выводы из изученного материала. 25 Возрастная характеристика группы: Программа курса «История Кубанского казачества» рассчитана на учащихся начальной школы казачьей направленности. Возраст 7-11 лет Формы организации детского коллектива. Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. 13 Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть занятие-встреча, занятие –заочная экскурсия, занятие-гостиная, занятие-экспедиция, занятие-творческий портрет, занятие -праздник. Особенно приветствуются выездные занятия в музеи, на концерты творческих коллективов. Занятия по данной программе носят практико- ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия первого и второго года обучения нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), занятия третьего и четвёртого года обучения носят активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний). Отчёт о работе проходит в форме ярмарок, открытых занятий, конкурсов, массовых мероприятий 3. Содержание программы 1 год обучения (33 часа) Раздел 1. Кубанские казаки. Зачем мы изучаем курс «История и культура кубанского казачества». Кто такие казаки. Наши предки – казаки. Раздел 2 Традиции и обычаи кубанских казаков. Казачья станица. Уважение к старшим, к старикам. Обычай взаимопомощи. Казачья семья. Традиции и обычаи семьи. Обычаи, связанные с рождением и детством казачат. Верный друг казака. Раздел 3. Труд и быт. Как жили казаки. Хата казака. Красный угол. Быт казачьей семьи. Обустройство жилища, домашняя утварь. Труд казачьей семьи. Мастеровые руки. Дети-помощники. Обязанности детей в казачьих семьях. Раздел 4 Православие в жизни кубанского казачества. Казак без веры – не казак. Храм. Правила поведения в храме. Казачьи традиции. Рождество Христово. Казачьи традиции. Светлое Христово Воскресение. Раздел 5 Кубанское казачье войско: история и современность. Как казаки на Кубань пришли. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачьи заповеди. Казачья служба. Казаки в годы Великой Отечественной войны. Кущевская атака. Раздел 6 Традиционная культура кубанского казачества. Дети в казачьей семье. Как казачат учили. Мы - казачата. Поведение и форма казачат. Семейные реликвии. Игры кубанских казачат. Казачьи пословицы. 14 2 год обучения (34 часа) Раздел 1. Кубанские казаки Нравственные ценности казаков: труд, правда, честь, Отечество. Казачьи заповеди. Раздел 2 Традиции и обычаи кубанских казаков. Казачья станица. Традиции и обычаи кубанских казаков. Почитание гостя. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества Раздел 3. Труд и быт Двор. Дом. Уклад казачьей семьи. Занятия казаков. Казачья пища. Раздел 4 Православие в жизни кубанского казачества. Казак без веры – не казак. Православные храмы родной станицы, города. Казак в храме. Для чего приходят в Православный храм. Святой, покровитель Кубанского казачьего войска – блгв князь Александр Невский. Святые, особо почитаемые среди кубанских казаков. Икона в храмах и жилищах. Раздел 5 Кубанское казачье войско: история и современность. Кубанские казаки на рубежах Отечества. Основание первых куреней. Екатеринодар – град казачий. Памятник казакам-переселенцам. Поминовения казаков-героев Кубанского казачьего войска. Наше казачье общество. Раздел 6 Традиционная культура кубанского казачества. Народное творчество для казачат. Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье. Кубанская «балачка». Песенная культура кубанских казаков. Бандура - казачий музыкальный инструмент. 3 год обучения (34 часа) Раздел 1 Кубанские казаки. Народы Кубани. Добрососедство. Нравственные качества кубанского казака. Сила духа и доблесть казаков. Раздел 2 Традиции и обычаи кубанских казаков. Уважение к женщине: бабушке, матери, сестре, жене, вдове. День матери-казачки. Казачий род. Моя родословная. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества. Раздел 3 Труд и быт. Казак – хозяин и труженик. Занятия, ремесла и промыслы кубанских казаков. Одежда казака. Одежда казачки. Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков. 15 Раздел 4 Православие в жизни кубанского казачества. Казак без веры – не казак. Молитва. Православные храмы Кубани. Войсковой храм. Войсковой священник. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Раздел 5 Кубанское казачье войско: история и современность. Переселение казаков на Кубань. Лента времени. Основные памятные даты. Героизм кубанских казаков. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. Кубанское казачье войско в наши дни. Отделы Кубанского казачьего войска. Атаман Кубанского казачьего войска. Несение службы современными казаками. Почётный караул войска. Час Славы Кубани. Раздел 6 Традиционная культура кубанского казачества. Устное народное творчество кубанских казаков. Казачьи сказы, былички. Говор кубанских казаков. Танцевальная культура кубанских казаков. «Казачий дид» Федор Андреевич Щербина. 4 год обучения (34 часа) Раздел 1 Кубанские казаки. Территория проживания, язык, культура казаков. Казачьи войска России. Казачьи заповеди. Раздел 2 Традиции и обычаи кубанских казаков. Родители и дети. Воспитание мальчиков. Подготовка к службе, к взрослой жизни. Воспитание девочек-казачек. Подготовка к взрослой жизни. Казачий курень. Казачий круг. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества. Раздел 3 Труд и быт. Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков. Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков. Казачий военный костюм. Оружие казака. Награды. Раздел 4 Православие в жизни кубанского казачества. Казак без веры – не казак. Заповеди Божьи. Православные храмы Кубани и России. Традиции и обычаи кубанских казаков по Православному календарю. Раздел 5 Кубанское казачье войско: история и современность. Лента времени. Основные памятные даты. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. Кубанское казачье войско в наши дни. Управление Кубанским казачьим войском. Несение казаками службы в наше время. Охрана порядка. Помощь в чрезвычайных ситуациях. Помощь в охране природы. Выдающиеся казаки Кубани. Сохранение истории 16 кубанского казачества. Памятники и музеи. Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска. Раздел 6 Традиционная культура кубанского казачества. Казачья семья в современной жизни. Отношение к семье на Кубани. История семьи в истории родной Кубани. Сохранение и преумножение семейных традиций. Обрядовый фольклор кубанских казаков. Кубанский казачий хор. 4. Планируемые результаты изучения курса «История Кубанского казачества» В ходе изучения данного курса предполагается ориентация на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов. Личностные результаты освоения курса «История и культура кубанского казачества» должны отражать сформированность: -осознания себя гражданином России и жителем казачьего края, чувства гордости за свою Родину, кубанское казачество; -уважительного отношения к Отечеству, Кубани, истории, культуре, своей семье; -социальной роли учащегося, мотивов учебной деятельности, изучения истории и культуры кубанского казачества; -самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения; -чувства доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; -навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях; -мотивации к труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметными казачества» являются: результатами освоения курса «История Кубанского -способность осознавать цель и задачи изучения предмета; -освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; -формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата; -освоение доступных способов изучения истории и культуры кубанского казачества (наблюдение, запись, сравнение и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); -использование различных способов поиска (интервьюирование, справочники, Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами; фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины; -умение составлять тексты в устной и письменной формах, выступать; соблюдать нормы информационной этики; -овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений; -готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; аргументировать свою точку зрения. 17 5. Формы и виды контроля. -Фольклорные праздники, викторины, конкурс инсценировок, исследовательский «Моя семья» проект -Семейные праздники, выставка «Семейные реликвии», выпуск стенгазет «Кубанская семья», творческий проект «Родословная моей семьи» -Выставка творческих работ (либо изделий) «Традиционные ремёсла и промыслы», «кубанская старина», проект «Занятия кубанских казаков» - Викторина, тестирование «Ремёсла и виды декоративно-прикладного искусства», выставка и анализ творческих работ учащихся Видео-, слайд- викторина, акция «Во имя России, во славу Кубани», творческий проект «История памятника» (по выбору учащегося) Викторина, тестирование, праздники, связанны с памятными датами, исследовательский проект. Исследовательский проект, православные праздники. 6. Методические рекомендации Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия первого и второго года обучения нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), а занятия третьего, четвертого года обучения носят исключительно активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний и т.д.). Отчет о работе проходит в форме ярмарок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий. Одним из результатов обучения является решение задач воспитания – осмысления практического применения системы ценностей. В основе образования лежит коммуникация, общение, что способствует развитию качеств личности. Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимания и взаимопомощи своим родным, осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам. 18 7. Описание материально-технического обеспечения программы. № Наименование объектов и средств материальноп/п технического обеспечения 1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция). 1. 1. Кубанские народные колыбельные песни. Краснодар. 2020. 2. Кубанские народные сказки и легенды. Составитель В.В. Воронин. Краснодар. 2019. 3. Народная проза Кубани. Авторы-составители: Л.Б.Мартыненко, И.В. Уварова. Краснодар. 2019. (Предания и легенды, анекдоты, былички, сказки). 4. От прибаутки до былины. Русский фольклор. М. 2019. 5. Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Составители: Л.Б.Мартыненко, И.В.Уварова. Краснодар. 2020. 2. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. М. 2010. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб. 2021. Баранкевич И.А. Традиционный костюм в семейной обрядности казачеств России: конфессиональные особенности и функции. // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар. 2019. Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Т. 1-2. Краснодар. 2021. Бондарь В. Город Екатеринодар в пространстве и времени. Краснодар. 2006. Бондарь Н.И. «Мышка, мышка…»: образ и ритуал. // Дикаревские чтения (4). Итоги фольклорноэтнографических исследований этнических культур Кубани за 1997 год. Белореченск. 1998. Бондарь Н.И. Воины и хлеборобы (некоторые аспекты мужской субкультуры Кубанского казачества). // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар. 2000. Бондарь Н.И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанских казаков // Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар. 2010. Количество Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д 19