РП профориентация

Муниципальное образование город Армавир
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 13
УТВЕРЖДЕНО

Мусейлян
Артур
Владимир
ович

Подписано
цифровой
подписью:
Мусейлян Артур
Владимирович
Дата: 2022.11.25
11:31:56 +03'00'

решением педагогического совета
от 31 августа 2022 года протокол № 1
Директор МБОУ СОШ № 13
_____________А.В. Мусейлян

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
7 класс
Срок реализации 1 год
Муслидин Екатерина Анатольевна

Программа линейного курса внеурочной деятельности «В мире
профессий» составлена на основе авторских программ «Азбука профессий»,
«Выбор Профиля» доцента кафедры основного и среднего общего образования
АППО СПБ, к.п.н. Огановской Е.Ю. и реализуется через форму общественнополезных практик.
Данная Программа составлена в соответствии с возрастными
особенностями учащихся и рассчитана на проведение 34 часов в год в 7 классе.
Время одного занятия – 40 минут. Занятия проводятся во время, отведённое для
внеурочной деятельности 1 раз в неделю. Программа позволяет всем
участникам образовательного процесса получить представление о целях,
содержании, стратегии обучения, воспитания и развития, учащихся средствами
деятельности,
конкретизирует
содержание
курса,
даѐт
примерное
распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую
последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных связей,
логики учебного процесса, возрастных особенносте учащихся. Направление
программы внеурочной деятельности – социальное.Программа носит
интегративный характер.
Актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования указывает, что профориентационная работа
является неотъемлемой частью программы воспитания и социализации
соответствии с ФГОС ООО выпускник основной школы должен обладать
следующими качествами: «…формирование ответственного отношения к
учению, способности к самообразованию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий». Школа должна выпускать ученика «…ориентирующегося в
мире профессий, понимающего значение профессиональной деятельности для
человека в интересах устойчивого развития общества и природы».
Формирование у школьников мотивации к труду, потребности приобретения
востребованной на рынке труда профессии становятся сегодня приоритетными
в системе общего образования.
Не менее значимо и соответствие профессиональной деятельности
личностным особенностям, потребностям (интересам) выпускников. Именно
поэтому
одним
из
концептуальных
направлений
ФГОС
стала
профориентационная работа общеобразовательных учреждений. И начинать
такую деятельность необходимо как можно раньше. В этой связи программа
внеурочной деятельности для учащихся 7 классов способствует достижению
указанных выше образовательных результатов.

Цель программы – формирование готовности обучающихся к выбору
профиля обучения и к профессиональному самоопределению с учетом
личностных особенностей и возможностей рынка труда, формирование
профориентационных компетенций ученика, необходимых для решения
практико-ориентированных задач, протяжении всей его жизни, связанных с
профессиональной социализацией.
Задачи, решение которых необходимо для достижения цели: развитие
познавательного интереса учащихся к вопросам выбора профиля обучения и
профессии; формирование общественной активности личности; формирование
компетенций, связанных с построением профессиональных образовательных
маршрутов; применение полученных теоретических знаний на практике;
освоение новых направлений и форм профориентации; получение опыта
практической деятельности учащихся для осознанного профессионального
самоопределения; формирование умения адаптироваться к изменяющимся
условиям профессиональной среды и рынка труда. формирование готовности
обучающихся к выбору профиля обучения и к профессиональному
самоопределению с учетом личностных особенностей и возможностей рынка
труда,
формирование
профориентационных
компетенций
ученика,
необходимых для решения практико- ориентированных задач, возникающих на
протяжении всей его жизни, связанных с профессиональной ориентацией и
социализацией.
Планируемые результаты обучения
Результатом обучения по программе должны стать:
Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности
должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, формирование уважительного отношения к
труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах; участие в общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных
и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты освоения программы внеурочной
деятельности должны отражать: универсальные учебные действия:
регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные:
1)умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений
и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные:
1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 3) овладение
навыками смыслового чтения.
Коммуникативные:
1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:

находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов;
2) умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты изучения
деятельности должны отражать:

данной

программы

внеурочной

1) ориентация в мире профессий;
2) ориентация в цепочке «хочу»-«могу»-«надо», формула выбора
профессии;
3) выявление склонностей и развитие способностей как индивидуальных
качеств личности;
4) соотнесение интересов и способностей с миром профессий.
Учащийся научится:
планировать и выполнять учебные действия, связанные с поиском
информации;
выбирать и использовать методы, соответствующие рассматриваемой
проблеме;
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены
путём
исследования,
отбирать
адекватные
методы
исследования,
формулировать вытекающие из исследования выводы;
использовать игровые приёмы для решения практико-ориентированных
задач;
использовать некоторые методы получения знаний, характерные для
социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание,
сравнительное описание, объяснение, использование статистических данных,
интерпретация фактов. Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебные действия,
связанные с решением практико-ориентированных задач;
целенаправленно
способности;

и

осознанно

развивать

свои

коммуникативные

осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за
качество выполненных работ;

Личностные качества, которые развиваются в результате обучения по
программе:
самостоятельность,
организованность,
гибкость,
коммуникативность,
ответственность,
взаимопомощь,
толерантность,
аккуратность, работоспособность, трудолюбие.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа в год) в форме
теоретических и практических занятий, игровой форме, форме экскурсий и
мастер-классов. При проведении экскурсий, соревнований предполагается
объединение часов двух (или более) занятий. Каждая экскурсия занимает
определенное место программы внеурочной деятельности и подразумевает
практическое знакомство с профессиями конкретного типа после его
теоретического освящения. Экскурсии в высшие учебные заведения на уровне
определенного класса подразумевают специально разработанные маршруты по
музеям ВУЗов. На предприятиях города, учащиеся знакомятся с современным
производством
в
рамках
профессиональной
деятельности
внутри
определенного типа профессий. Система экскурсий разработана с учетом
возрастных особенностей учащихся.
Формы контроля
Для проверки уровня усвоения учащимися содержания программы
предусмотрена организация игр, упражнений и профессиональных проб,
проводимых внутри общеобразовательного учреждения на протяжении
учебного года по разным разделам программы.
Важное место в программе занимает организация профессиональных проб
обучающихся. Профессиональная проба – испытание, моделирующее элементы
конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид,
способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии. Иначе
профпробу можно определить, как испытание интересов, способностей и
личностных особенностей, учащихся в реальных условиях профессиональной
деятельности, обеспечивающее проверку выборов с помощью собственного
трудового опыта. Для проведения эффективных профессиональных проб
необходимо предварительное тестирование и выявление потенциальных
интересов и имеющихся способностей, обучающихся для проверки их на
практике. Для диагностики результативности деятельности обучающихся
целесообразно использовать портфолио ученика, которое может представлять
собой папку результатами всех диагностических исследований, их анализом и
выводами. В портфолио необходимо размещать и работы по анализу

предпочтений к определенным профилям обучения; поиску информации об
учебных заведениях, профессиограммы предполагаемых профессий и
специальностей. Итоговой работой по модулю является соотнесение
индивидуальных предпочтений к определенным предметам школьной
программы, направлению профильного обучения в соответствии с примерной
программой среднего общего образования, то есть непосредственно выбор
профиля обучения. Итогом работы по программе внеурочной деятельности в
целом должен стать построенный индивидуальный профессиональный
маршрут, то есть фактически, выбор направления профессиональной
деятельности. Такой выбор осуществляется через анализ личностных
особенностей идеального профессионала в сопоставлении с собственными
индивидуальными особенностями, интересами и способностями обучающегося,
представленными в портфолио ученика.
Диагностика результативности освоения программы
Для проверки уровня усвоения учащимися содержания программы
предусмотрена система мероприятий-соревнований, участие в которых дает
возможность оценить уровень достижения образовательных результатов.
Формами диагностики результативности являются: портфолио тестирование,
работы по анализу интересов и склонностей к предметам различных профилей
обучения, индивидуальных личностных особенностей, учебных заведений
профессионального
образования,
построению
индивидуальных
образовательных маршрутов и индивидуальных профессиональных маршрутов.
Содержание программы 7 класс
Раздел 1 Введение .
Тема 1. Введение в мир профессий Ценность труда. Понятие «профессия».
Что отличает профессиональную деятельность от хобби? Чем отличается
профессиональная деятельность от трудовой? Многообразие мира профессий.
Рисунок профессии (все учащиеся рисуют какую-либо профессию по
собственному выбору, рисунки вывешивают в классе, учащиеся должны
определить, что за профессия изображена). Упражнение «Древо профессий»
(профессии родителей, прародителей).
Тема 2 Характеристика профессий.
Характеристики, признаки, объединяющие разные профессии: условия
труда, орудия труда, предметы труда. Игры: «Алфавит профессий», «Снежный

ком» (по профессиям), «Семь нот», «Чем пахнут ремесла?», «Отгадай
профессию по действию».

Тема 3 Знакомство с различными профессиями.
Классификация профессий по предмету труда. Деление профессий по
предмету труда. Типы профессий «Человек- Человек», «ЧеловекХудожественный образ», «Человек Техника», «Человек-Знаковая система»,
«Человек-Природа». Игры: «Пасьянс профессий», «Четвертый лишний»,
«Доскажи словечко». Тип профессий «Человек-Человек» Особенности типа
профессии, сферы профессиональной деятельности (образование, медицина,
бытовое и обслуживание). Тип профессий «Человек-Человек» Игры: «Словарь
профессий – ЧЧ», «Слова-слова – ЧЧ», «Четвертый лишний – ЧЧ», «Синонимы
– ЧЧ», «Самая-самая – ЧЧ» Упражнение «Пантомима» Ребусы – ЧЧ, анаграммы
– ЧЧ, загадки – ЧЧ, кроссворд по профессиям типа ЧЧ.
Тема 4 Итоговые занятия
Викторина по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра»
(возможные рубрики: Люди, прославившие свою профессии, Атрибуты
профессий, Профессии литературных героев, Пословицы и поговорки о труде,
Ребусы, Анаграммы, Синонимы и др.), защита проектов и творческих работ.
Учебно-тематический план 7 класс
№ Наименование
тем

разделов

и Количество часов
Теория Практика
Раздел 1. Введение
1

Всего

1

Вводное занятие. Труд:
обязанность или радость?

2

Выбор жизненного пути.
1
1
Диагностика «Моя будущая
профессия».
Самоопределение.
Многообразие мира
1
1
профессий. «Все профессии
нужны – все профессии
важны».
Раздел 2. Характеристика профессий
Способность и талант.
1
1

3

4

1

Форма
проведения
занятия
Просмотр
презентации,
ирга
Диагностика

Деловая игра

Просмотр и

5

6

7

8
9

10

11

12
13
14

15

16

17

18

Профессиональные качества
человека.
Как здоровье может влиять
1
1
на выбор профессии.
Профессиональная
пригодность.
Мой психологический
1
1
портрет. Кем я хочу стать:
интересы, склонности,
темперамент.
Предмет, цели и средства
1
1
труда. Условия и характер
труда.
Профессия, специальность,
1
1
должность.
Факторы, влияющие на
1
1
выбор профессии («хочу»,
«могу», «надо»). Ошибки
при выборе
профессионального пути.
Раздел 3. Знакомство с различными профессиями
Экскурс в мир профессий.
1
1
«Все работы хороши,
выбирай на вкус».
Профессии типа «Человек –
1
1
человек». Профессия
«Медик (врач)».
Профессия «Педагог /
1
1
учитель / воспитатель».
Профессия «Продавец». Игра
1
1
«Магазин».
Опасные профессии:
1
1
«полицейский / спасатель /
пожарный / военный».
Профессии сферы услуг:
1
1
«Парикмахер».
Моделирование причёски.
Профессия «Почтальон».
1
1
Проект: письмо «Деду
морозу».
Профессия «Повар /
1
1
кулинар». Правила этикета.
Игра «Накрываем на стол».
Профессия швея.
1
1

обсуждение
презентации
Диагностика,
упражнения
Упражнения

Просмотр и
обсуждение
презентации
Деловая игра
Просмотр и
обсуждение
презентации

Просмотр и
обсуждение
презентации
Деловая игра
Деловая игра
Деловая игра
Деловая игра
Деловая игра
Деловая игра
Деловая игра
Деловая игра

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

Моделируем одежду из
бумаги.
Профессии типа «Человек –
техника». Профессия
«Водитель».
Профессии «Слесарьсборщик. Токарь. Столяр.
Плотник. Инженер».
Профессии «Строитель /
архитектор». Проектировщик
инфраструктуры «Умного
дома». Конструирование
«Дом моей мечты».
Профессии авиации
(диспетчер, пилот,
стюардесса, кассир).
Профессии типа «Человек –
природа». Озеленитель /
цветовод-декоратор /
агроном / селекционер.
Профессии «Животновод /
зоотехник / зоолог / ученыйбиолог».
«Человек – знаковая
система»: профессии
«Бухгалтер / экономист /
библиотекарь».
Профессии типа «Человек –
художественный образ».
Актер / режиссер / музыкант.
Художник / дизайнер /
фотограф: профессия или
призвание?
Юридические профессии:
судья, прокурор, адвокат,
нотариус, следователь.
Профессия археолог.
История профессии, её
особенности. Ученыйисторик.
Самые востребованные
профессии на современном
рынке труда. Рекламный
бизнес.

1

1

Деловая игра

1

1

Деловая игра

1

1

Деловая игра

1

1

Деловая игра

1

1

Деловая игра

1

1

Деловая игра

1

1

Деловая игра

1

1

Деловая игра

1

1

Деловая игра

1

1

Деловая игра

1

1

Деловая игра

30 Профессии XXI века.
1
Информационные и
компьютерные технологии.
Программист.
Раздел 4. Итоговые занятия
31 Представление мини –
1
проектов «Азбука
профессий». Игра «Угадай
профессию».
32 Профессии моих родителей.
1
Творческая работа «Древо
профессий моей семьи».
33 Проект: «Профессии нашего
1
региона и родного села».

1

Деловая игра

1

Защита
проектов.
Игра

1

34 Обобщающее занятие «Моя
будущая профессия».
Стратегии выбора и пути
получения профессии.
Итого

1

1

Защита
проектов.
Игра
Защита
проектов.
Игра
Круглый
стол

28

34

6

1

Литература
1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе:
от действия – к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. (Стандарты второго
поколения). – М.: Просвещение, 2011 – 159 с.
2. Ансимова Н. П., Кузнецова И. В. Профессиональная ориентация, профотбор и
профессиональная адаптация молодежи. – Ярославль, 2000
3. Бендюков М., Соломин И., Ткачев М. Азбука профориентации. Как молодому
человеку преуспеть на рынке труда? – СПб.: «Литера плюс», 1997
4. Булычева Н.А. Особенности профессионального выбора выпускников классов
коррекционно-развивающего обучения // Коррекционная педагогика. –2004. –№2(4). –С.
5. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Издательство «Академический проект»
6. Климов Е А. Как выбирать профессию: книга для учащихся старших классов средней
школы. – М., 1990
7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Издательский центр
«Академия»,- 2004
8 Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии. – М.: МПСИ:
Флинта, 2003
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения классных руководителей
МБОУ СОШ №13 МО город Армавир от 30 августа
2022 года №1________Е.Ю Скрипниченко

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________________ Н.А. Добрынина
30 августа 2022 года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Результаты Независимой Оценки Качества Образования (НОКО) в 2022 году

Уважаемые пользователи ресурса! На официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях Вы можете выразить своё мнение о качестве условий оказания услуг в нашей организации.


МБОУ СОШ № 13 на сайте bus.gov.ru




Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».