РП Традиции Кубанского казачества (1-4)

Мусейлян
Артур
Владимир
ович

Подписано
цифровой
подписью:
Мусейлян Артур
Владимирович
Дата: 2022.11.24
00:53:56 +03'00'

1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Традиции Кубанского казачества» 1 – 4
классы составлена на основе авторской образовательной программы
дополнительного образования детей «История и культура кубанского
казачества». М.В. Мирук, Е.Н. Ерёменко, О.В. Чуп. – Краснодар:
«Традиция», 2014 г.
История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и
ремесла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою
принадлежность к определенной культурной, ментальной среде.
Достижение этой задачи в начальной школе осуществляется через
знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского
казачества через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи,
станицы, города; именно в этот временной период начинается формирование
любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.
Образовательная программа «История и культура кубанского
казачества» предназначена для детей, обучающихся в начальных классах
казачьей направленности общеобразовательных школ. Образовательная
программа по истории и культуре кубанского казачества является первой
ступенью комплексной программы, предназначенной для классов казачьей
направленности, а также может рассматриваться и как совершенно
самостоятельная учебная дисциплина дополнительного образования.
Данная образовательная программа, объединила в свое содержание
основы истории, традиционной и православной культуры кубанского
казачества. Она разработана на основе анализа современного учебнометодического комплекта для учащихся классов и групп казачьей
направленности,
созданного
ведущими
учеными-этнографами
Краснодарского края.
Цель данной программы – формирование начального представления о
кубанском казачестве, ориентация в многообразии исторических и
культурных традиций кубанского казачества, воспитание гражданственности
и патриотизма учащихся.
Задачи, решаемые данной программой:
 знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их культурными
особенностями, основными ремеслами, видами труда;
 ознакомление с основными историческими вехами кубанского
казачества, приобщение учащихся к кубанским казачьим праздникам,
обрядам, знаменательным датам;
 воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Кубани;
 привитие нравственных устоев кубанских казаков в духе православия;
 развитие творческих способностей детей;
 формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
2

Особенностью построения данной программы является то, что в
течение 4 лет обучения выделяются восемь основных тематических блоков,
помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура
кубанских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на
Кубани», «Декоративно-прикладное искусство», «Памятники истории
кубанского казачества», «Основные памятные даты и знаменательные
события из истории кубанского казачества», «Православие и казачество»,
«Казак – патриот». Данные тематические блоки повторяются в каждом
учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого блока
усложняются в зависимости от возраста учащихся.
Осознание своей включенности в жизни своей страны формируется у
учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через
личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью
своей семьи, своих родственников, своего района и города.
Средства достижения цели:
1.Аудиовизуальные
2.Электронные образовательные ресурсы
3.Наглядные
4. Демонстрационные
Методы достижения цели: занятия первого года обучения нацелены на
применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение
сведений), а занятия второго года обучения носят исключительно активный и
интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и
защита проектов, самостоятельный поиск знаний).
Сведения о сроках реализации программы.
Полный курс «Традиции кубанского казачества» рассчитан на 4 года
обучения, изучается с 1 по 4 класс в
объёме 135 часов, 1 час в неделю,
33 часа для 1 класса и 34 часа для 2 – 4 классов. В отличие от авторской
образовательной программы дополнительного образования, которая
составляет 36 часов за год обучения, данная рабочая программа содержит
меньшее количество часов- 34 часа (33 ч - 1 класс) за год обучения.

3

Таблица распределения часов по годам обучения

№
п/п

Разделы, темы

1.

Вводное занятие

2.

Количество часов
Рабочая программа по классам
1 кл.
2 кл.
3 кл.
4кл.
ауд. вне ауд. вне ауд. вне ауд. вне
ауд.
ауд.
ауд.
ауд.
1
1
1
1
-

Автор
ская
прогр
амма
8

Рабоч
ая
прогр
амма
4

Традиционная
культура
кубанских
казаков
История моей
кубанской семьи
Труд и быт
казаков на
Кубани

16

16

1

3

1

3

1

3

1

3

16

16

1

3

1

3

1

3

1

3

16

16

1

3

1

3

1

3

1

3

Декоративноприкладное
искусство.
Памятники
истории
Кубанскогоказаче
ства.

16

16

1

3

1

3

1

3

1

3

16

16

1

3

1

3

1

3

1

3

7.

Основные
памятные даты и
знаменательные
события из
истории
Кубанского
казачества.

16

16

1

3

1

3

1

3

1

3

8.

Православие и
казачество.

16

16

1

3

1

3

1

3

1

3

9.

Казак – патриот.

16

16

1

3

1

3

1

3

1

3

8

3

-

-

-

1

-

1

-

1

3.
4.

5.

6.

10. Подведение
итогов,
подготовка и
проведение
массовых

4

воспитательных
мероприятий.
11.

25

8
Итого:

8

26

144
135
33
34
2. Учебно-тематический план

26

8

26

8

34

34

Учебно-тематический план 1-го года обучения
Наименование
блоков, тем

Всего
разделов, час

Количество
часов
Характеристика деятельности
обучающихся
Ауд Вн

Вводное занятие.

1
1

1.

Традиционная культура
кубанских казаков.

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

2.

История моей казачьей
семьи.
3.

Труд и быт казаков на
Кубани.

4.

Декоративно-прикладное
искусство.
5.

5

Познакомиться
с
задачами
факультатива. Задавать вопросы,
вступать в диалог с товарищами,
отвечать на вопросы одноклассников,
формулировать выводы, оценивать
результаты своей работы.
Познакомиться
с
фольклором
кубанских
казаков, научиться
различать обряды и традиции
Кубани, научиться формулировать
собственное мнение и позицию.
Составлять рассказ о своей семье,
называть её членов, описывать их.
Знать историю своей казачьей семьи,
рассказывать о своём казачьем роде,
отбирать из семейного архива
фотографии
членов
семьи,
интервьюировать
членов
семьи,
оценивать значение семьи для
человека.
Познакомиться с трудом и бытом
казаков
на
Кубани;
называть
предметы быта казаков.
Приводить примеры видов труда на
Кубани.
Объяснять
названия
орудий труда. Выполнять домашние
обязанности в соответствии с
возрастом, формулировать выводы из
изученного
материала,
договариваться и приходить к
общему мнению.
Знать основные ремёсла, виды ДПИ
кубанского
казачества,
технологические
особенности
изготовления отдельных изделий.
Выполнять
некоторые
изделия,
поделки
в
соответствии
с
технологическими
особенностями,

Памятники истории
Кубанского казачества.

4

1

3

6.

7.

Основные памятные даты и
знаменательные события из
истории Кубанского
казачества.

4

1

3

4

1

3

4

1

3

-

-

-

Православие и казачество.

8.

Казак – патриот.
9.

10.

Подведение итогов,
подготовка и проведение
массовых воспитательных
мероприятий.
Итого часов:

34

8

присущими традиционным видам
ДПИ кубанского казачества.
Знать
основные
памятные
сооружения, связанные с историей и
культурой кубанского казачества.
Различать исторические памятники
казачества, участвовать в охране и
уходе за памятниками
Знать основные памятные даты и
знаменательные события из истории
Кубанского казачества. Работать со
взрослыми: находить в Интернете,
дополнительной
литературе
информацию, готовить сообщение,
отвечать на вопросы.
Различать и называть
особо почитаемых святых среди
кубанских
казаков. Проявлять
уважительное
отношение:
к
православным традициям семьи, к
родителям, к старшим, к младшим
(проявление заботы о них). Знать
правила поведения при посещении
храма,
задавать
вопросы,
формулировать выводы.
Знать структуру и направления
деятельности Кубанского казачьего
войска, делиться впечатлениями от
фотографий и от картин на
патриотическую тему, работать с
терминологическим словарём
Обсуждать полученные сведения по
данной теме. Оценивать свои
достижения. Отвечать на итоговые
вопросы.

25

Учебно-тематический план 2-го года обучения
Наименование
блоков, тем

Всего
разделов, , час

Количество
часов
Ауд.

Вне

Вводное занятие.
1.

1

1

6

Характеристика деятельности
обучающихся

Повторить пройденный за год.
Познакомиться с программой

Традиционная культура
кубанских казаков.

2.

4

1

3

4

1

4

1

3

1

3

4

1

3

4

1

История моей казачьей
семьи.

3.

3

Труд и быт казаков на
Кубани.

4.

5.

Декоративно-прикладное
искусство.

4

Памятники истории
Кубанского казачества.
6.

7.

Основные памятные даты
и знаменательные
события из истории
Кубанского казачества.

3

7

Знать
особенности
проведения
обрядовых праздников кубанских
казаков,
уметь
исполнять
демонстрировать
различные
фольклорные формы кубанского
казачества, работать со взрослыми:
находить
информацию
о
традиционной культуре кубанских
казаков,
выступать
с
подготовленными
сообщениями,
отвечать на итоговые вопросы.
Знать историю своей казачьей семьи
и
историю
семьи
своих
одноклассников.
Характеризовать
понятие «традиция». Сопоставлять
семейные традиции с временами
года. Рассказывать об интересных
событиях
в
жизни
семьи,
иллюстрировать рассказ рисунком,
фотографиями, слушать и понимать
речь других людей
Выполнять домашние обязанности в
соответствии со своим возрастом.
Познакомиться с блюдами кубанской
кухни и названиями предметов быта
казаков. Составлять рассказ об одном
из предметов быта, выполненном
кубанскими мастерами. Знать
основные ремёсла кубанского
казачества. Слушать и понимать речь
других людей, оценивать свои
достижения.
Знать основные ремёсла, виды ДПИ
кубанского
казачества,
технологические
особенности
изготовления отдельных изделий.
Выполнять
некоторые
изделия,
поделки
в
соответствии
с
технологическими
особенностями,
присущими традиционным видам
ДПИ кубанского казачества .
Знать
основные
памятные
сооружения, связанные с историей и
культурой кубанского казачества.
Различать исторические памятники
казачества, участвовать в охране и
уходе за памятниками
Знать основные памятные даты и
знаменательные события из истории
Кубанского казачества. Работать со
взрослыми: находить в Интернете,
дополнительной
литературе

Православие и казачество.

8.

4

1

4

1

3

Казак – патриот.
9.

10.

1.

2.

3.

Подведение итогов,
подготовка и проведение
массовых воспитательных
мероприятий.
Итого часов:

3

1
34

1
8

информацию, готовить сообщение,
выступать с сообщением в классе,
встречаться с ветеранами войны,
интервьюировать их, отвечать на
вопросы.
Объяснять значение красного угла
в
казачьих хатах. Различать и
называть особо почитаемых святых
среди кубанских казаков. Понимать:
смысловое
значение
имен,
обращений: Пресвятая Богородица,
Божия
Матерь,
Спаситель,
Заступница Усердная, смысл молитв,
смысл православных праздников.
Проявлять уважительное отношение:
к православным традициям семьи, к
родителям, к старшим, к младшим
(проявление заботы о них). Знать
правила поведения при посещении
храма,
задавать
вопросы,
формулировать выводы.
Определять основные задачи
воспитания будущих защитников
родной земли. Извлекать
информацию из дополнительной
литературы и Интернета, готовить
сообщения, встречаться с казаками,
интервьюировать их.
Обсуждать полученные сведения по
данной теме. Оценивать свои
достижения. Отвечать на итоговые
вопросы.

26

Учебно-тематический план 3-го года обучения
Вводное занятие.
Повторить материал пройденный
за год. Знакомиться с программой
1
1
Традиционная культура
Уметь исполнять демонстрировать
кубанских казаков.
различные фольклорные формы
4
1
3
кубанского
казачества,
реконструировать
основные
праздничные обряды, работать со
взрослыми: находить информацию о
традиционной культуре кубанских
казаков, выступать с сообщениями,
оценивать результаты собственного
труда и труда товарищей.
История моей казачьей
Изучать генеалогическое древо
4
1
3
семьи.
своей
семьи. Анализировать
пословицы о семье. Находить
8

Труд и быт казаков на
Кубани.

4

3
1

4.
Декоративно-прикладное
искусство.

4

1

3

Памятники истории
Кубанского казачества.

4

1

3

5.

6.

7.

8.

Основные памятные даты
и знаменательные
события из истории
Кубанского казачества.

Православие и казачество.

4

1

3

4

1

3

4

1

3

Казак – патриот.
9.

9

стихотворения кубанских поэтов о
семье. Выполнять индивидуальный
проект. Планировать, корректировать,
анализировать свои действия и
оценивать свои достижения.
Перечислять и описывать предметы
казачьего быта. Оценивать духовнонравственный
смысл
понятия
«кубанское
гостеприимство».
Составлять рецепт блюда кубанской
кухни, готовить сообщения в группах,
, работать со взрослыми: находить в
дополнительной
литературе
информацию о труде и быте казаков
на Кубани.
Знать основные ремёсла, виды ДПИ
кубанского
казачества,
технологические
особенности
изготовления отдельных изделий.
Выполнять некоторые изделия,
поделки
в
соответствии
с
технологическими особенностями,
присущими традиционным видам
ДПИ кубанского казачества.
Знать
основные
памятные
сооружения, связанные с историей и
культурой кубанского казачества.
Различать исторические памятники
казачества, участвовать в охране и
уходе за памятниками
Знать основные памятные даты и
знаменательные события из истории
Кубанского казачества. Выполнять
исследовательский проект «История
и культура кубанского казачества»
Понимать основы духовной жизни
кубанских
казаков.
Выполнять
исследовательский проект на тему
«История и культура кубанского
казачества» Реализовывать знания
по православию при посещении
храма
Демонстрировать
знания
по
образованию станиц. Работать с
историческими картами, находить
на карте станицы, Екатеринодар.
Извлекать
информацию
из
дополнительной
литературы
и
Интернета, готовить сообщения,
встречаться
с
казаками,
интервьюировать их.

10.

№

Подведение итогов,
подготовка и проведение
массовых воспитательных
мероприятий.

1

Итого часов:

34

1

8

Обсуждать полученные сведения по
данной теме. Оценивать свои
достижения. Отвечать на итоговые
вопросы.

26

Учебно-тематический план 4-го года обучения
Всего, Количество
Наименование разделов, час
часов
Характеристика деятельности
блоков, тем
обучающихся
Ауд
Вн
Вводное занятие.

Повторить пройден. за год.
Знакомиться с программой.

1.

1
Традиционная культура
кубанских казаков.

4

1

1

3

2.

История моей казачьей
семьи.

4

1

3

Труд и быт казаков на
Кубани.

4

1

3

3.

4.

10

уметь исполнять демонстрировать
различные фольклорные формы
кубанского
казачества,
реконструировать
основные
праздничные обряды, работать со
взрослыми: находить информацию о
традиционной культуре кубанских
казаков, выступать с сообщениями,
оценивать результаты собственного
труда и труда товарищей
Рассказывать
по
рисунку
фотографиям
о
семейных
взаимоотношениях, о семейной
атмосфере, общих занятиях. Изучать
и сохранять семейные традиции.
Оформлять
альбом
«Моя
родословная». Используя различные
источники информации (рассказы
взрослых, материалы СМИ и пр.)
рассказывать об истории казачьей
семьи, формулировать выводы из
изученного.
Демонстрировать знания уклада
жизни
кубанской
семьи.
Сопоставлять
предметы
быта
различных эпох, находить отличия и
сходства с предметами кубанского
быта. Самостоятельно добывать

Декоративно-прикладное 4
искусство.

3

1

1

3

информацию
путем
опроса
знакомых и родственников о быте
казаков; обсуждать выступления
учащихся.
Знать основные ремёсла, виды ДПИ
кубанского
казачества,
технологические
особенности
изготовления отдельных изделий.
Выполнять некоторые изделия,
поделки
в
соответствии
с
технологическими особенностями,
присущими традиционным видам
ДПИ кубанского казачества .
Знать основные памятные
сооружения, связанные с историей и
культурой кубанского казачества.
Различать исторические памятники
казачества, Знать памятники
казакам – защитникам Родины.
Включиться в работу по охране
памятников.

5.

Памятники истории
Кубанского казачества.
4
6.

7.

Основные
памятные
даты и знаменательные
события из истории
Кубанского казачества.
4

1

3

и 4

1

3

9.

4

1

3

-

1

10.

Подведение итогов,
1
подготовка и проведение
массовых
воспитательных
мероприятий.

8.

Православие
казачество.

Знать основные памятные даты и
знаменательные события из истории
Кубанского казачества. Выполнять
исследовательский проект «История
и культура кубанского казачества»
Понимать основы духовной жизни
кубанских
казаков.
Выполнять
исследовательский проект на тему
«История и культура кубанского
казачества» Реализовывать знания
по православию при посещении
храма
Определять
основные
задачи
воспитания будущих защитников
родной
земли.
Извлекать
информацию из дополнительной
литературы и Интернета, готовить
сообщения, встречаться с казаками,
интервьюировать их.

Казак – патриот.

Итого часов:

34

8

Обсуждать полученные сведения по
данной теме. Оценивать свои
достижения. Отвечать на итоговые
вопросы
26

Возрастная характеристика группы:
11

Программа курса «Традиции Кубанского казачества» рассчитана на
учащихся начальной школы казачьей направленности.
Возраст 7-11 лет.
Формы организации детского коллектива.
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а
также используется групповая и индивидуальная формы работы. Основной
формой работы являются учебные занятия. Это могут быть занятие-встреча,
занятие –заочная экскурсия, занятие-гостиная, занятие-экспедиция, занятиетворческий портрет, занятие -праздник. Особенно приветствуются выездные
занятия в музеи, на концерты творческих коллективов.
Занятия по данной программе носят практико-ориентированный,
творческий, игровой характер. Занятия первого и второго года обучения
нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация,
сообщение сведений), занятия третьего и четвёртого года обучения носят
активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность,
разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний).

Отчёт о

работе проходит в форме ярмарок, открытых занятий, конкурсов, массовых
мероприятий
III. Содержание программы
1 год обучения (33 часа).
Вводное занятие.
Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины с
предметами «Кубановедение», «Основы православной культуры»,
«Традиционная физическая культура кубанского казачества».
Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков.
Пословицы и поговорки, колыбельные песни кубанских казаков. Потешки.
Считалки. Заклички.
12

Раздел 2. История моей казачьей семьи.
Понятие «казачья семья». Члены моей семьи. Обязанности и увлечения
членов семьи. Предки-казаки. Семейный фотоальбом.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани.
Понятие «семейный быт». Быт моей казачьей семьи. Индивидуальный и
коллективный труд в жизни казаков.
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство.
Материалы, из которых мастера ДПИ нашей местности изготавливают
изделия (дерево, глина, лоза и т.д.) Образцы изделий, предметов ДПИ,
изготовленных в Краснодарском крае.
Раздел 5. Памятники истории Кубанского казачества.
Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры
родного населенного пункта.
Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из
истории Кубанского казачества.
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного
значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее
основанием для памятной даты. Значение данного события для современного
Кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору
педагога).
Раздел 7. Православие и казачество.
Православная вера – основа казачьей семьи. Почитание родителей и
стариков. Празднование Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье.
Раздел 8. Казак – патриот.
13

Казак. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачья честь. Регалии.
2 год обучения (34 часа).
Вводное занятие.
Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.
Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков.
Детские игры. Игровые припевки. Казачьи сказки, легенды, былички.
Кубанский говор.
Раздел 2. История моей казачьей семьи.
Численность и состав традиционной казачьей семьи. Нравственные ценности
семьи. Семейные традиции. Распределение обязанностей в семье.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани.
Традиционный и современный быт казачьей семьи. Обустройство жилища,
домашняя утварь. Кубанская кухня. Конь – верный друг казака.
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство.
Изготовление изделий декоративно - прикладного искусства своими руками:
- сбор и подготовка материалов, распространенных в данной местности;
- основные техники работы с материалом;
- последовательность этапов изготовления изделия;
- презентация творческих работ.
Раздел 5. Памятники истории Кубанского казачества.
Памятники казакам – защитникам Родины.

14

Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из
истории Кубанского казачества.
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного
значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее
основанием для памятной даты. Значение данного события для современного
Кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору
педагога).
Раздел 7. Православие и казачество.
Святой, покровитель Кубанского казачьего войска – благоверный князь
Александр Невский. Святая Екатерина и Святой Георгий Победоносец –
особо почитаемые святые среди кубанских казаков. Православный праздник
Покрова Пресвятой Богородицы. Икона в храмах и жилищах. Красный угол в
казачьей хате.
Раздел 8. Казак – патриот.
Нравственные качества – основа патриотизма кубанского казака. Юные
казаки – будущие защитники родной земли. Казачья честь.
3 год обучения (34 часа).
Вводное занятие.
Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.
Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков.
Фольклор жителей моей станицы (города). Песни, сказки, поговорки,
предания в моей семье.
Раздел 2. История моей казачьей семьи.
Родословная семьи. Генеалогическое древо. История семьи в истории родной
Кубани.
15

Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани.
Казак – труженик. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство.
Орудие труда кубанских казаков. Ремёсла: кузнечное, плетение из лозы и
соломки, гончарное и др.
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство.
Изготовление изделий декоративно - прикладного искусства своими руками:
- сбор и подготовка материалов, распространенных в данной местности;
- основные техники работы с материалом;
- последовательность этапов изготовления изделия;
- презентация творческих работ.
* С учётом усложнения задания по сравнению со 2 классом.
Раздел 5. Памятники истории Кубанского казачества.
Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры
Краснодарского края. Памятник Екатерине I в Екатеринодаре-Краснодаре.
Личный вклад в охрану и защиту памятников.
Тема 6. Основные памятные даты и знаменательные события из
истории Кубанского казачества.
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного
значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее
основанием для памятной даты. Значение данного события для современного
Кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору
педагога).
Раздел 7. Православие и казачество.

16

Православный войсковой собор – храм Святого благоверного князя
Александра

Невского

в

Екатеринодаре-Краснодаре.

Дом

Божий

–

православная церковь в родной станице (городе). Казак в храме. Молитва.
Раздел 8. Казак – патриот.
Переселение казаков-черноморцев на Кубань. Основание первых станиц.
Екатеринодар – казачья станица.
4 год обучения (34 часа).
Вводное занятие.
Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.
Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков.
Календарные обряды и обрядовый фольклор казаков. Зимние святки,
колядки, щедровки, масленица. Пасха. Весенние хороводы. Иван Купала.
Раздел 2. История моей казачьей семьи.
Казачья семья в современном мире. Отношение к семье на Кубани. Ребенок в
казачьей

семье.

Воспитание

мальчиков

и

девочек.

Сохранение

и

преумножение семейных традиций и реликвий.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани.
Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков. Традиционная
одежда. Казачья станица, двор, дом. Уклад жизни казачьей семьи.
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство.
Изготовление изделий декоративно – прикладного искусства своими руками:
- сбор и подготовка материалов, распространенных в данной местности;
- основные техники работы с материалом;
17

- последовательность этапов изготовления изделия;
- презентация творческих работ.
* С учётом усложнения задания по сравнению со 3 классом.
Раздел 5. Памятники истории Кубанского казачества.
Увековечение памяти выдающихся деятелей истории и культуры Кубанского
казачества. Памятники и музеи.
Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из
истории Кубанского казачества.
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного
значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее
основанием для памятной даты. Значение данного события для современного
Кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору
педагога).
Раздел 7. Православие и казачество.
Православные

традиции

кубанских

казаков

в

быту

и

на

службе.

Православные праздники.
Раздел 8. Казак – патриот.
Доблесть казаков. Казаки на страже рубежей отечества. Казачий военный
костюм. Оружие, награды.
4. Предполагаемые результаты реализации программы.
Предметные результаты
Воспитательные
результаты

Приобретение школьником
социальных знаний, понимания
социальной реальности и
повседневной жизни
/1 уровень/

18

Формирование
позитивного
отношения
к
базовым
ценностям
нашего общества
и к социальной

Приобретение
школьником
опыта
самостоятельног
о социального
действия

реальности
целом
/2 уровень/

Традиции
Кубанского
казачества
















в

определять основные жанры
фольклорного
искусства
кубанского казачества;
знать историю своей казачьей
семьи
или
семьи
своего
одноклассника;
понимать особенности традиций
и обрядов кубанских казаков;
знать
основные
памятные
сооружения выполнять элементы
народных
поделок, присущие
традиционным
видам ДПИ
кубанского казачества;
объяснять
структуру
и
направления
деятельности
Кубанского казачьего войска.

уметь исполнять, демонстрировать различные
фольклорные формы кубанского казачества;
реконструировать основные праздничные обряды;
выполнять домашние обязанности в соответствии
со своим возрастом;
уметь рассказать о своём казачьем роде.
инсценировать народные обряды с песнями и фольклором кубанских
казаков;
исполнять основы духовной жизни кубанских казаков;
выполнять изделия, поделки в традициях ДПИ кубанского
казачества;
выполнить исследовательский проект на тему «История и культура
кубанского казачества».

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета по программе «Традиции кубанского казачества»:
— чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
— уважительное отношение к культуре других народов нашей страны и
мира в целом;
— понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и
каждого отдельного человека;
— формирование
эстетических чувств, творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
19

— овладение навыками коллективной деятельности в процессе
совместной творческой работы в команде одноклассников под
руководством учителя;
— умение обсуждать и анализировать театральную деятельность и
работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы.
— Формирование установки на здоровый образ жизни.
— Формирование уважительного и доброжелательного отношения к
труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников.
Возбуждение интереса к занятиям декоративным –прикладным
искусством.
— Формирование адекватной дифференцированной самооценки.
— отвечать за свои поступки. Формирование негативного отношения к
невыполнению человеком своих обязанностей. Установление
дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на
взаимопомощи и взаимной поддержке
— Формирование широкой мотивационной основы творческой
деятельности
— Формирование мотива,
реализующего потребность в социально
значимой и социально оцениваемой деятельности.
— Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся
в познавательной и практической творческой деятельности:
— освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
— распознавание объектов, выделение существенных признаков и их
синтез (техника безопасности, этические нормы).
— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
— овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в
процессе выполнения коллективной творческой работы;
— использование средств информационных технологий для решения
различных учебно-творческих задач в процессе поиска
— умение
рационально
строить
самостоятельную
творческую
деятельность, умение организовать место занятий;
— осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к
достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
— Умение проводить сравнение,
устанавливать аналогии; строить
логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
— Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий.
5. Формы и виды контроля.
Примерные формы и виды контроля

20

№

Разделы
программы

Виды
контроля

Формы контроля

Что контролируем

Традиционная
1
Вводный,
культура
текущий,
кубанских
итоговый
казаков.

Фольклорные
праздники,
викторины,
конкурс
инсценировок,
исследовательски
й
проект «Моя
семья»

- Знание различных фольклорных форм
кубанского казачества;
знание особенностей проведения
обрядовых праздников кубанских казаков;
умение исполнять, демонстрировать
различные фольклорные формы кубанского
казачества;
-умение реконструировать основные
праздничные обряды.

2.

История моей
казачьей
семьи.

Семейные
праздники,
выставка
«Семейные
реликвии»,
выпуск стенгазет
«Кубанская
семья»,
творческий
проект
«Родословная
моей семьи»

- Знание истории своей казачьей
семьи
и/или
истории
семьи
своих
одноклассников;
- знание и понимание уклада жизни,
особенности
численного
состава
и
распределения обязанностей традиционной
казачьей семьи;
умение рассказать о своем казачьем роде.

3.

Труд и быт
казаков
на
Кубани.

- Умение выполнять домашние обязанности
Выставка
в соответствии со своим возрастом;
творческих работ
(либо
изделий) - знание основных ремесел, видов ДПИ
кубанского
казачества,
основных
«Традиционные
технологических
особенностей
ремёсла
и
изготовления отдельных изделий
промыслы»,
«кубанская
старина», проект
«Занятия
кубанских
казаков»

4.

Декоративноприкладное
искусство.

Викторина,
тестирование
«Ремёсла и виды
декоративноприкладного
искусства»,
выставка и анализ
творческих работ
учащихся

1.

- Знание основных ремесел, видов ДПИ
кубанского казачества, основных
технологических особенностей изготовления
отдельных изделий;
- выполнение некоторых изделий, поделок в
соответствии с технологическими
особенностями, присущими традиционным
видам ДПИ кубанского казачества.

21

5.

Памятники
истории
Кубанского
казачества.

Видео-,
слайдвикторина, акция
«Во имя России,
во славу Кубани»,
творческий
проект «История
памятника»
(по
выбору
учащегося)

- Знание основных памятных сооружений,
связанных с историей и культурой
кубанского казачества;
- выполнение исследовательского проекта на
тему «История и культура кубанского
казачества».

6.

Основные
памятные
даты
и
знаменательн
ые события из
истории
Кубанского
казачества.

Викторина,
тестирование,
праздники,
связанны
с
памятными
датами,
исследовательски
й проект.

Знание памятных событий и дат,
связанных с историческими событиями
кубанского казачества;
выполнение исследовательского
проекта на тему «История и культура
кубанского казачества».

7.

Православие
и казачество.

Исследовательски
й
проект,
православные
праздники.

Понимание основ духовной жизни
кубанских казаков.
Выполнение исследовательского
проекта на тему «История и культура
кубанского казачества».

8.

Казакпатриот.

Исследовательски
й проект «Казакивойны моей
семьи»,
тестирование,
фронтальная
беседа.

- Структура и направления деятельности
кубанского казачьего войска;
Выполнение исследовательского
проекта на тему «История и культура
кубанского казачества»

6. Методические рекомендации
Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия по
данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой
характер. Занятия первого и второго года обучения нацелены на применение
более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), а
занятия третьего, четвертого года обучения носят исключительно активный
и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и
защита проектов, самостоятельный поиск знаний и т.д.).
22

Отчет о работе проходит в форме ярмарок, открытых занятий,
конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.
Одним из результатов обучения является решение задач воспитания –
осмысления практического применения системы ценностей.
 В основе образования лежит коммуникация, общение, что
способствует развитию качеств личности.
 Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека,
взаимопонимания и взаимопомощи своим родным, осознание своих
корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным
идеалам.
 Налаживание
взаимосвязи с учреждениями дополнительного


образования.
7. Описание материально-технического обеспечения программы.
№
Наименование объектов и средств материальноп/п технического обеспечения
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).
1.
1. Кубанские народные колыбельные песни. Краснодар.
2020.
2. Кубанские народные сказки и легенды. Составитель
В.В. Воронин. Краснодар. 2019.
3. Народная проза Кубани. Авторы-составители:
Л.Б.Мартыненко, И.В. Уварова. Краснодар. 2019.
(Предания и легенды, анекдоты, былички, сказки).
4. От прибаутки до былины. Русский фольклор. М.
2019.
5. Пословицы, поговорки и загадки Кубани.
Составители: Л.Б.Мартыненко, И.В.Уварова.
Краснодар. 2020.
2.

1.
2.
3.

4.
5.

Байбурин
А.К.
Жилище
в
обрядах
и
представлениях восточных славян. М. 2010.
Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре.
СПб. 2021.
Баранкевич И.А. Традиционный костюм в
семейной
обрядности
казачеств
России:
конфессиональные особенности и функции. //
Православие,
традиционная
культура,
просвещение. Краснодар. 2019.
Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Т. 1-2.
Краснодар. 2021.
Бондарь В. Город Екатеринодар в пространстве и
времени. Краснодар. 2006.
23

Количество
Д
Д
Д
Д
Д

6.

7.

8.

9.
10.
11.

Бондарь Н.И. «Мышка, мышка…»: образ и ритуал.
// Дикаревские чтения (4). Итоги фольклорноэтнографических
исследований
этнических
культур Кубани за 1997 год. Белореченск. 1998.
Бондарь Н.И. Воины и хлеборобы (некоторые
аспекты мужской субкультуры Кубанского
казачества).
//
Православие,
традиционная
культура, просвещение. Краснодар. 2000.
Бондарь Н.И. К вопросу о традиционной системе
ценностей кубанских казаков // Из культурного
наследия
славянского
населения
Кубани.
Краснодар. 2010.
Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды
кубанского казачества. Краснодар 2020.
Бондарь Н.И. Святой угол // Народное творчество.
1998 № 2.
Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского
казачества. Избранные работы. Краснодар. 1999.

2. Печатные пособия.
1
Плакаты
2
Буклеты
3
Таблицы
4.
Раздаточный материал
3. Технические средства обучения.
1
Мультимедийный проектор с программным
обеспечением.
Мультимедиа - проектор.
2.
Фотоаппарат.
3.
Телевизор.
4.
Музыкальный центр.
4. Экранно-звуковые пособия
1.
Презентации,
2.

диски песен.

5. Игры и игрушки
1.
Куклы в казачьих костюмах.
6. Оборудование кабинета.
1.
Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев

Д
Д
Д
Д
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
Д
Д

Д
К

2.

Стол учительский с тумбой

Д

3.

Шкафы для хранения учебников, дидактических
материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

Д

4.

Демонстрационная подставка (для образцов,
изготавливаемых изделий)
24

Д


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Результаты Независимой Оценки Качества Образования (НОКО) в 2022 году

Уважаемые пользователи ресурса! На официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях Вы можете выразить своё мнение о качестве условий оказания услуг в нашей организации.


МБОУ СОШ № 13 на сайте bus.gov.ru




Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».