Мусейлян Артур Владимир ович Подписано цифровой подписью: Мусейлян Артур Владимирович Дата: 2022.11.24 00:53:56 +03'00' 1. Пояснительная записка Рабочая программа курса «Традиции Кубанского казачества» 1 – 4 классы составлена на основе авторской образовательной программы дополнительного образования детей «История и культура кубанского казачества». М.В. Мирук, Е.Н. Ерёменко, О.В. Чуп. – Краснодар: «Традиция», 2014 г. История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремесла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определенной культурной, ментальной среде. Достижение этой задачи в начальной школе осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города; именно в этот временной период начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду. Образовательная программа «История и культура кубанского казачества» предназначена для детей, обучающихся в начальных классах казачьей направленности общеобразовательных школ. Образовательная программа по истории и культуре кубанского казачества является первой ступенью комплексной программы, предназначенной для классов казачьей направленности, а также может рассматриваться и как совершенно самостоятельная учебная дисциплина дополнительного образования. Данная образовательная программа, объединила в свое содержание основы истории, традиционной и православной культуры кубанского казачества. Она разработана на основе анализа современного учебнометодического комплекта для учащихся классов и групп казачьей направленности, созданного ведущими учеными-этнографами Краснодарского края. Цель данной программы – формирование начального представления о кубанском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся. Задачи, решаемые данной программой: знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их культурными особенностями, основными ремеслами, видами труда; ознакомление с основными историческими вехами кубанского казачества, приобщение учащихся к кубанским казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам; воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Кубани; привитие нравственных устоев кубанских казаков в духе православия; развитие творческих способностей детей; формирование у учащихся интереса к исследовательской работе. 2 Особенностью построения данной программы является то, что в течение 4 лет обучения выделяются восемь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура кубанских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Кубани», «Декоративно-прикладное искусство», «Памятники истории кубанского казачества», «Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества», «Православие и казачество», «Казак – патриот». Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от возраста учащихся. Осознание своей включенности в жизни своей страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города. Средства достижения цели: 1.Аудиовизуальные 2.Электронные образовательные ресурсы 3.Наглядные 4. Демонстрационные Методы достижения цели: занятия первого года обучения нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), а занятия второго года обучения носят исключительно активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний). Сведения о сроках реализации программы. Полный курс «Традиции кубанского казачества» рассчитан на 4 года обучения, изучается с 1 по 4 класс в объёме 135 часов, 1 час в неделю, 33 часа для 1 класса и 34 часа для 2 – 4 классов. В отличие от авторской образовательной программы дополнительного образования, которая составляет 36 часов за год обучения, данная рабочая программа содержит меньшее количество часов- 34 часа (33 ч - 1 класс) за год обучения. 3 Таблица распределения часов по годам обучения № п/п Разделы, темы 1. Вводное занятие 2. Количество часов Рабочая программа по классам 1 кл. 2 кл. 3 кл. 4кл. ауд. вне ауд. вне ауд. вне ауд. вне ауд. ауд. ауд. ауд. 1 1 1 1 - Автор ская прогр амма 8 Рабоч ая прогр амма 4 Традиционная культура кубанских казаков История моей кубанской семьи Труд и быт казаков на Кубани 16 16 1 3 1 3 1 3 1 3 16 16 1 3 1 3 1 3 1 3 16 16 1 3 1 3 1 3 1 3 Декоративноприкладное искусство. Памятники истории Кубанскогоказаче ства. 16 16 1 3 1 3 1 3 1 3 16 16 1 3 1 3 1 3 1 3 7. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. 16 16 1 3 1 3 1 3 1 3 8. Православие и казачество. 16 16 1 3 1 3 1 3 1 3 9. Казак – патриот. 16 16 1 3 1 3 1 3 1 3 8 3 - - - 1 - 1 - 1 3. 4. 5. 6. 10. Подведение итогов, подготовка и проведение массовых 4 воспитательных мероприятий. 11. 25 8 Итого: 8 26 144 135 33 34 2. Учебно-тематический план 26 8 26 8 34 34 Учебно-тематический план 1-го года обучения Наименование блоков, тем Всего разделов, час Количество часов Характеристика деятельности обучающихся Ауд Вн Вводное занятие. 1 1 1. Традиционная культура кубанских казаков. 4 1 3 4 1 3 4 1 3 4 1 3 2. История моей казачьей семьи. 3. Труд и быт казаков на Кубани. 4. Декоративно-прикладное искусство. 5. 5 Познакомиться с задачами факультатива. Задавать вопросы, вступать в диалог с товарищами, отвечать на вопросы одноклассников, формулировать выводы, оценивать результаты своей работы. Познакомиться с фольклором кубанских казаков, научиться различать обряды и традиции Кубани, научиться формулировать собственное мнение и позицию. Составлять рассказ о своей семье, называть её членов, описывать их. Знать историю своей казачьей семьи, рассказывать о своём казачьем роде, отбирать из семейного архива фотографии членов семьи, интервьюировать членов семьи, оценивать значение семьи для человека. Познакомиться с трудом и бытом казаков на Кубани; называть предметы быта казаков. Приводить примеры видов труда на Кубани. Объяснять названия орудий труда. Выполнять домашние обязанности в соответствии с возрастом, формулировать выводы из изученного материала, договариваться и приходить к общему мнению. Знать основные ремёсла, виды ДПИ кубанского казачества, технологические особенности изготовления отдельных изделий. Выполнять некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, Памятники истории Кубанского казачества. 4 1 3 6. 7. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. 4 1 3 4 1 3 4 1 3 - - - Православие и казачество. 8. Казак – патриот. 9. 10. Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий. Итого часов: 34 8 присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества. Знать основные памятные сооружения, связанные с историей и культурой кубанского казачества. Различать исторические памятники казачества, участвовать в охране и уходе за памятниками Знать основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. Работать со взрослыми: находить в Интернете, дополнительной литературе информацию, готовить сообщение, отвечать на вопросы. Различать и называть особо почитаемых святых среди кубанских казаков. Проявлять уважительное отношение: к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них). Знать правила поведения при посещении храма, задавать вопросы, формулировать выводы. Знать структуру и направления деятельности Кубанского казачьего войска, делиться впечатлениями от фотографий и от картин на патриотическую тему, работать с терминологическим словарём Обсуждать полученные сведения по данной теме. Оценивать свои достижения. Отвечать на итоговые вопросы. 25 Учебно-тематический план 2-го года обучения Наименование блоков, тем Всего разделов, , час Количество часов Ауд. Вне Вводное занятие. 1. 1 1 6 Характеристика деятельности обучающихся Повторить пройденный за год. Познакомиться с программой Традиционная культура кубанских казаков. 2. 4 1 3 4 1 4 1 3 1 3 4 1 3 4 1 История моей казачьей семьи. 3. 3 Труд и быт казаков на Кубани. 4. 5. Декоративно-прикладное искусство. 4 Памятники истории Кубанского казачества. 6. 7. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. 3 7 Знать особенности проведения обрядовых праздников кубанских казаков, уметь исполнять демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества, работать со взрослыми: находить информацию о традиционной культуре кубанских казаков, выступать с подготовленными сообщениями, отвечать на итоговые вопросы. Знать историю своей казачьей семьи и историю семьи своих одноклассников. Характеризовать понятие «традиция». Сопоставлять семейные традиции с временами года. Рассказывать об интересных событиях в жизни семьи, иллюстрировать рассказ рисунком, фотографиями, слушать и понимать речь других людей Выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом. Познакомиться с блюдами кубанской кухни и названиями предметов быта казаков. Составлять рассказ об одном из предметов быта, выполненном кубанскими мастерами. Знать основные ремёсла кубанского казачества. Слушать и понимать речь других людей, оценивать свои достижения. Знать основные ремёсла, виды ДПИ кубанского казачества, технологические особенности изготовления отдельных изделий. Выполнять некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества . Знать основные памятные сооружения, связанные с историей и культурой кубанского казачества. Различать исторические памятники казачества, участвовать в охране и уходе за памятниками Знать основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. Работать со взрослыми: находить в Интернете, дополнительной литературе Православие и казачество. 8. 4 1 4 1 3 Казак – патриот. 9. 10. 1. 2. 3. Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий. Итого часов: 3 1 34 1 8 информацию, готовить сообщение, выступать с сообщением в классе, встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их, отвечать на вопросы. Объяснять значение красного угла в казачьих хатах. Различать и называть особо почитаемых святых среди кубанских казаков. Понимать: смысловое значение имен, обращений: Пресвятая Богородица, Божия Матерь, Спаситель, Заступница Усердная, смысл молитв, смысл православных праздников. Проявлять уважительное отношение: к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них). Знать правила поведения при посещении храма, задавать вопросы, формулировать выводы. Определять основные задачи воспитания будущих защитников родной земли. Извлекать информацию из дополнительной литературы и Интернета, готовить сообщения, встречаться с казаками, интервьюировать их. Обсуждать полученные сведения по данной теме. Оценивать свои достижения. Отвечать на итоговые вопросы. 26 Учебно-тематический план 3-го года обучения Вводное занятие. Повторить материал пройденный за год. Знакомиться с программой 1 1 Традиционная культура Уметь исполнять демонстрировать кубанских казаков. различные фольклорные формы 4 1 3 кубанского казачества, реконструировать основные праздничные обряды, работать со взрослыми: находить информацию о традиционной культуре кубанских казаков, выступать с сообщениями, оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. История моей казачьей Изучать генеалогическое древо 4 1 3 семьи. своей семьи. Анализировать пословицы о семье. Находить 8 Труд и быт казаков на Кубани. 4 3 1 4. Декоративно-прикладное искусство. 4 1 3 Памятники истории Кубанского казачества. 4 1 3 5. 6. 7. 8. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. Православие и казачество. 4 1 3 4 1 3 4 1 3 Казак – патриот. 9. 9 стихотворения кубанских поэтов о семье. Выполнять индивидуальный проект. Планировать, корректировать, анализировать свои действия и оценивать свои достижения. Перечислять и описывать предметы казачьего быта. Оценивать духовнонравственный смысл понятия «кубанское гостеприимство». Составлять рецепт блюда кубанской кухни, готовить сообщения в группах, , работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе информацию о труде и быте казаков на Кубани. Знать основные ремёсла, виды ДПИ кубанского казачества, технологические особенности изготовления отдельных изделий. Выполнять некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества. Знать основные памятные сооружения, связанные с историей и культурой кубанского казачества. Различать исторические памятники казачества, участвовать в охране и уходе за памятниками Знать основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. Выполнять исследовательский проект «История и культура кубанского казачества» Понимать основы духовной жизни кубанских казаков. Выполнять исследовательский проект на тему «История и культура кубанского казачества» Реализовывать знания по православию при посещении храма Демонстрировать знания по образованию станиц. Работать с историческими картами, находить на карте станицы, Екатеринодар. Извлекать информацию из дополнительной литературы и Интернета, готовить сообщения, встречаться с казаками, интервьюировать их. 10. № Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий. 1 Итого часов: 34 1 8 Обсуждать полученные сведения по данной теме. Оценивать свои достижения. Отвечать на итоговые вопросы. 26 Учебно-тематический план 4-го года обучения Всего, Количество Наименование разделов, час часов Характеристика деятельности блоков, тем обучающихся Ауд Вн Вводное занятие. Повторить пройден. за год. Знакомиться с программой. 1. 1 Традиционная культура кубанских казаков. 4 1 1 3 2. История моей казачьей семьи. 4 1 3 Труд и быт казаков на Кубани. 4 1 3 3. 4. 10 уметь исполнять демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества, реконструировать основные праздничные обряды, работать со взрослыми: находить информацию о традиционной культуре кубанских казаков, выступать с сообщениями, оценивать результаты собственного труда и труда товарищей Рассказывать по рисунку фотографиям о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях. Изучать и сохранять семейные традиции. Оформлять альбом «Моя родословная». Используя различные источники информации (рассказы взрослых, материалы СМИ и пр.) рассказывать об истории казачьей семьи, формулировать выводы из изученного. Демонстрировать знания уклада жизни кубанской семьи. Сопоставлять предметы быта различных эпох, находить отличия и сходства с предметами кубанского быта. Самостоятельно добывать Декоративно-прикладное 4 искусство. 3 1 1 3 информацию путем опроса знакомых и родственников о быте казаков; обсуждать выступления учащихся. Знать основные ремёсла, виды ДПИ кубанского казачества, технологические особенности изготовления отдельных изделий. Выполнять некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества . Знать основные памятные сооружения, связанные с историей и культурой кубанского казачества. Различать исторические памятники казачества, Знать памятники казакам – защитникам Родины. Включиться в работу по охране памятников. 5. Памятники истории Кубанского казачества. 4 6. 7. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. 4 1 3 и 4 1 3 9. 4 1 3 - 1 10. Подведение итогов, 1 подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий. 8. Православие казачество. Знать основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. Выполнять исследовательский проект «История и культура кубанского казачества» Понимать основы духовной жизни кубанских казаков. Выполнять исследовательский проект на тему «История и культура кубанского казачества» Реализовывать знания по православию при посещении храма Определять основные задачи воспитания будущих защитников родной земли. Извлекать информацию из дополнительной литературы и Интернета, готовить сообщения, встречаться с казаками, интервьюировать их. Казак – патриот. Итого часов: 34 8 Обсуждать полученные сведения по данной теме. Оценивать свои достижения. Отвечать на итоговые вопросы 26 Возрастная характеристика группы: 11 Программа курса «Традиции Кубанского казачества» рассчитана на учащихся начальной школы казачьей направленности. Возраст 7-11 лет. Формы организации детского коллектива. Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть занятие-встреча, занятие –заочная экскурсия, занятие-гостиная, занятие-экспедиция, занятиетворческий портрет, занятие -праздник. Особенно приветствуются выездные занятия в музеи, на концерты творческих коллективов. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия первого и второго года обучения нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), занятия третьего и четвёртого года обучения носят активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний). Отчёт о работе проходит в форме ярмарок, открытых занятий, конкурсов, массовых мероприятий III. Содержание программы 1 год обучения (33 часа). Вводное занятие. Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины с предметами «Кубановедение», «Основы православной культуры», «Традиционная физическая культура кубанского казачества». Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков. Пословицы и поговорки, колыбельные песни кубанских казаков. Потешки. Считалки. Заклички. 12 Раздел 2. История моей казачьей семьи. Понятие «казачья семья». Члены моей семьи. Обязанности и увлечения членов семьи. Предки-казаки. Семейный фотоальбом. Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани. Понятие «семейный быт». Быт моей казачьей семьи. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков. Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство. Материалы, из которых мастера ДПИ нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т.д.) Образцы изделий, предметов ДПИ, изготовленных в Краснодарском крае. Раздел 5. Памятники истории Кубанского казачества. Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры родного населенного пункта. Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного Кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога). Раздел 7. Православие и казачество. Православная вера – основа казачьей семьи. Почитание родителей и стариков. Празднование Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье. Раздел 8. Казак – патриот. 13 Казак. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачья честь. Регалии. 2 год обучения (34 часа). Вводное занятие. Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год. Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков. Детские игры. Игровые припевки. Казачьи сказки, легенды, былички. Кубанский говор. Раздел 2. История моей казачьей семьи. Численность и состав традиционной казачьей семьи. Нравственные ценности семьи. Семейные традиции. Распределение обязанностей в семье. Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани. Традиционный и современный быт казачьей семьи. Обустройство жилища, домашняя утварь. Кубанская кухня. Конь – верный друг казака. Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство. Изготовление изделий декоративно - прикладного искусства своими руками: - сбор и подготовка материалов, распространенных в данной местности; - основные техники работы с материалом; - последовательность этапов изготовления изделия; - презентация творческих работ. Раздел 5. Памятники истории Кубанского казачества. Памятники казакам – защитникам Родины. 14 Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного Кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога). Раздел 7. Православие и казачество. Святой, покровитель Кубанского казачьего войска – благоверный князь Александр Невский. Святая Екатерина и Святой Георгий Победоносец – особо почитаемые святые среди кубанских казаков. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Икона в храмах и жилищах. Красный угол в казачьей хате. Раздел 8. Казак – патриот. Нравственные качества – основа патриотизма кубанского казака. Юные казаки – будущие защитники родной земли. Казачья честь. 3 год обучения (34 часа). Вводное занятие. Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год. Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков. Фольклор жителей моей станицы (города). Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье. Раздел 2. История моей казачьей семьи. Родословная семьи. Генеалогическое древо. История семьи в истории родной Кубани. 15 Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани. Казак – труженик. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Орудие труда кубанских казаков. Ремёсла: кузнечное, плетение из лозы и соломки, гончарное и др. Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство. Изготовление изделий декоративно - прикладного искусства своими руками: - сбор и подготовка материалов, распространенных в данной местности; - основные техники работы с материалом; - последовательность этапов изготовления изделия; - презентация творческих работ. * С учётом усложнения задания по сравнению со 2 классом. Раздел 5. Памятники истории Кубанского казачества. Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры Краснодарского края. Памятник Екатерине I в Екатеринодаре-Краснодаре. Личный вклад в охрану и защиту памятников. Тема 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного Кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога). Раздел 7. Православие и казачество. 16 Православный войсковой собор – храм Святого благоверного князя Александра Невского в Екатеринодаре-Краснодаре. Дом Божий – православная церковь в родной станице (городе). Казак в храме. Молитва. Раздел 8. Казак – патриот. Переселение казаков-черноморцев на Кубань. Основание первых станиц. Екатеринодар – казачья станица. 4 год обучения (34 часа). Вводное занятие. Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год. Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков. Календарные обряды и обрядовый фольклор казаков. Зимние святки, колядки, щедровки, масленица. Пасха. Весенние хороводы. Иван Купала. Раздел 2. История моей казачьей семьи. Казачья семья в современном мире. Отношение к семье на Кубани. Ребенок в казачьей семье. Воспитание мальчиков и девочек. Сохранение и преумножение семейных традиций и реликвий. Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани. Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков. Традиционная одежда. Казачья станица, двор, дом. Уклад жизни казачьей семьи. Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство. Изготовление изделий декоративно – прикладного искусства своими руками: - сбор и подготовка материалов, распространенных в данной местности; - основные техники работы с материалом; 17 - последовательность этапов изготовления изделия; - презентация творческих работ. * С учётом усложнения задания по сравнению со 3 классом. Раздел 5. Памятники истории Кубанского казачества. Увековечение памяти выдающихся деятелей истории и культуры Кубанского казачества. Памятники и музеи. Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного Кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога). Раздел 7. Православие и казачество. Православные традиции кубанских казаков в быту и на службе. Православные праздники. Раздел 8. Казак – патриот. Доблесть казаков. Казаки на страже рубежей отечества. Казачий военный костюм. Оружие, награды. 4. Предполагаемые результаты реализации программы. Предметные результаты Воспитательные результаты Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни /1 уровень/ 18 Формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной Приобретение школьником опыта самостоятельног о социального действия реальности целом /2 уровень/ Традиции Кубанского казачества в определять основные жанры фольклорного искусства кубанского казачества; знать историю своей казачьей семьи или семьи своего одноклассника; понимать особенности традиций и обрядов кубанских казаков; знать основные памятные сооружения выполнять элементы народных поделок, присущие традиционным видам ДПИ кубанского казачества; объяснять структуру и направления деятельности Кубанского казачьего войска. уметь исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества; реконструировать основные праздничные обряды; выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом; уметь рассказать о своём казачьем роде. инсценировать народные обряды с песнями и фольклором кубанских казаков; исполнять основы духовной жизни кубанских казаков; выполнять изделия, поделки в традициях ДПИ кубанского казачества; выполнить исследовательский проект на тему «История и культура кубанского казачества». Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Традиции кубанского казачества»: — чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; — уважительное отношение к культуре других народов нашей страны и мира в целом; — понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; — формирование эстетических чувств, творческого мышления, наблюдательности и фантазии; 19 — овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; — умение обсуждать и анализировать театральную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы. — Формирование установки на здоровый образ жизни. — Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников. Возбуждение интереса к занятиям декоративным –прикладным искусством. — Формирование адекватной дифференцированной самооценки. — отвечать за свои поступки. Формирование негативного отношения к невыполнению человеком своих обязанностей. Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке — Формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности — Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. — Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: — освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; — распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез (техника безопасности, этические нормы). — освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; — овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; — использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска — умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; — осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. — Умение проводить сравнение, устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей. — Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. 5. Формы и виды контроля. Примерные формы и виды контроля 20 № Разделы программы Виды контроля Формы контроля Что контролируем Традиционная 1 Вводный, культура текущий, кубанских итоговый казаков. Фольклорные праздники, викторины, конкурс инсценировок, исследовательски й проект «Моя семья» - Знание различных фольклорных форм кубанского казачества; знание особенностей проведения обрядовых праздников кубанских казаков; умение исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества; -умение реконструировать основные праздничные обряды. 2. История моей казачьей семьи. Семейные праздники, выставка «Семейные реликвии», выпуск стенгазет «Кубанская семья», творческий проект «Родословная моей семьи» - Знание истории своей казачьей семьи и/или истории семьи своих одноклассников; - знание и понимание уклада жизни, особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи; умение рассказать о своем казачьем роде. 3. Труд и быт казаков на Кубани. - Умение выполнять домашние обязанности Выставка в соответствии со своим возрастом; творческих работ (либо изделий) - знание основных ремесел, видов ДПИ кубанского казачества, основных «Традиционные технологических особенностей ремёсла и изготовления отдельных изделий промыслы», «кубанская старина», проект «Занятия кубанских казаков» 4. Декоративноприкладное искусство. Викторина, тестирование «Ремёсла и виды декоративноприкладного искусства», выставка и анализ творческих работ учащихся 1. - Знание основных ремесел, видов ДПИ кубанского казачества, основных технологических особенностей изготовления отдельных изделий; - выполнение некоторых изделий, поделок в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества. 21 5. Памятники истории Кубанского казачества. Видео-, слайдвикторина, акция «Во имя России, во славу Кубани», творческий проект «История памятника» (по выбору учащегося) - Знание основных памятных сооружений, связанных с историей и культурой кубанского казачества; - выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура кубанского казачества». 6. Основные памятные даты и знаменательн ые события из истории Кубанского казачества. Викторина, тестирование, праздники, связанны с памятными датами, исследовательски й проект. Знание памятных событий и дат, связанных с историческими событиями кубанского казачества; выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура кубанского казачества». 7. Православие и казачество. Исследовательски й проект, православные праздники. Понимание основ духовной жизни кубанских казаков. Выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура кубанского казачества». 8. Казакпатриот. Исследовательски й проект «Казакивойны моей семьи», тестирование, фронтальная беседа. - Структура и направления деятельности кубанского казачьего войска; Выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура кубанского казачества» 6. Методические рекомендации Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия первого и второго года обучения нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), а занятия третьего, четвертого года обучения носят исключительно активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний и т.д.). 22 Отчет о работе проходит в форме ярмарок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий. Одним из результатов обучения является решение задач воспитания – осмысления практического применения системы ценностей. В основе образования лежит коммуникация, общение, что способствует развитию качеств личности. Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимания и взаимопомощи своим родным, осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам. Налаживание взаимосвязи с учреждениями дополнительного образования. 7. Описание материально-технического обеспечения программы. № Наименование объектов и средств материальноп/п технического обеспечения 1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция). 1. 1. Кубанские народные колыбельные песни. Краснодар. 2020. 2. Кубанские народные сказки и легенды. Составитель В.В. Воронин. Краснодар. 2019. 3. Народная проза Кубани. Авторы-составители: Л.Б.Мартыненко, И.В. Уварова. Краснодар. 2019. (Предания и легенды, анекдоты, былички, сказки). 4. От прибаутки до былины. Русский фольклор. М. 2019. 5. Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Составители: Л.Б.Мартыненко, И.В.Уварова. Краснодар. 2020. 2. 1. 2. 3. 4. 5. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. М. 2010. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб. 2021. Баранкевич И.А. Традиционный костюм в семейной обрядности казачеств России: конфессиональные особенности и функции. // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар. 2019. Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Т. 1-2. Краснодар. 2021. Бондарь В. Город Екатеринодар в пространстве и времени. Краснодар. 2006. 23 Количество Д Д Д Д Д 6. 7. 8. 9. 10. 11. Бондарь Н.И. «Мышка, мышка…»: образ и ритуал. // Дикаревские чтения (4). Итоги фольклорноэтнографических исследований этнических культур Кубани за 1997 год. Белореченск. 1998. Бондарь Н.И. Воины и хлеборобы (некоторые аспекты мужской субкультуры Кубанского казачества). // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар. 2000. Бондарь Н.И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанских казаков // Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар. 2010. Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар 2020. Бондарь Н.И. Святой угол // Народное творчество. 1998 № 2. Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского казачества. Избранные работы. Краснодар. 1999. 2. Печатные пособия. 1 Плакаты 2 Буклеты 3 Таблицы 4. Раздаточный материал 3. Технические средства обучения. 1 Мультимедийный проектор с программным обеспечением. Мультимедиа - проектор. 2. Фотоаппарат. 3. Телевизор. 4. Музыкальный центр. 4. Экранно-звуковые пособия 1. Презентации, 2. диски песен. 5. Игры и игрушки 1. Куклы в казачьих костюмах. 6. Оборудование кабинета. 1. Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев Д Д Д Д 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. Д Д Д К 2. Стол учительский с тумбой Д 3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. Д 4. Демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых изделий) 24 Д