17 РП Химия 8,9 классы ФГОС

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13

Мусейлян Подписано
цифровой подписью:
Артур
Мусейлян Артур
Владимиров Владимирович
Дата: 2022.11.08
08:36:35 +03'00'
ич

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2018 года протокол № 1
Директор МБОУ СОШ № 13
______________ В.М. Мартынова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ХИМИИ

Основное общее образование: 8 – 9 классы
Количество часов

136

Учитель

Глигор Наталья Николаевна

Программа разработана в соответствии и на основе:
приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями).
примерной основной образовательной программы основного общего
образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением
по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
учебно-методического комплекта Химия Предметной линии учебников Г.Е.
Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 8, 9 классы, авторской программы Н.Н. Гара. –
2-е изд. Доп. – М. : Просвещение. 2013

1

Целями реализации основной образовательной программы основного
общего образования являются:
 достижение выпускниками планируемых результатов: знаний,
умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых
личностными,
семейными,
общественными,
государственными
потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного
возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния
здоровья;
 становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности,
уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации
образовательной организацией основной образовательной программы
основного общего образования предусматривает решение следующих
основных задач:
 обеспечение соответствия основной образовательной программы
требованиям Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (ФГОС ООО);
 обеспечение преемственности начального общего, основного
общего, среднего общего образования;
 обеспечение доступности получения качественного основного
общего образования, достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования всеми
обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
 установление требований к воспитанию и социализации
обучающихся как части образовательной программы и соответствующему
усилению
воспитательного
потенциала
школы,
обеспечению
индивидуализированного
психолого-педагогического
сопровождения
каждого
обучающегося,
формированию
образовательного
базиса,
основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном
уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее
самореализации;
 обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм
организации учебных занятий, взаимодействия всех участников
образовательных отношений;
 взаимодействие образовательной организации при реализации
основной образовательной программы с социальными партнерами;
 выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе
детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их
интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно
полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей
образовательных организаций дополнительного образования;
 организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического
творчества,
проектной
и
учебно-исследовательской
деятельности;
2

 участие обучающихся, их родителей (законных представителей),
педагогических работников и общественности в проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
 включение обучающихся в процессы познания и преобразования
внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для
приобретения опыта реального управления и действия;
 социальное
и
учебно-исследовательское
проектирование,
профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов,
психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми
предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами
профессиональной работы;
 сохранение и укрепление физического, психологического и
социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки,
отражающие основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в
развитие личности обучающихся, их способностей.
Личностные результаты освоения основной образовательной
программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к
Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,
чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в
качестве гражданина России, субъективная значимость использования
русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной
сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества
(идентичность человека с российской многонациональной культурой,
сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории
современной России); интериоризация гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и
способность
осознанному
выбору
и
построению
дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
3

нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам (способность к
нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное
отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых
в культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потребительстве; сформированность представлений об основах светской
этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и
истории России и человечества, в становлении гражданского общества и
российской государственности; понимание значения нравственности, веры и
религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность
ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду,
наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения
семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как
полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа
партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых
способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как
конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к
ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций
с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения
социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют
сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие,
готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного
объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и
социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта
социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере
организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного
отношения к окружающей действительности, ценностей социального
творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности,
самореализации в группе и организации, ценности «другого» как
4

равноправного
партнера,
формирование
компетенций
анализа,
проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов
взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного
лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера
(способность
понимать
художественные
произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ
художественной культуры обучающихся как части их общей духовной
культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего
мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира,
самовыражению и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества,
выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в
общении с художественными произведениями, сформированность активного
отношения к традициям художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностно-значимой ценности).
9.
Сформированность
основ
экологической
культуры,
соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие
опыта
экологически
ориентированной
рефлексивно-оценочной
и
практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к
исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к
художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в
том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, например, таких как
система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение
обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков
работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной
школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и
развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют
чтением как средством осуществления своих дальнейших планов:
продолжения образования и самообразования, осознанного планирования
своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового,
подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет
5

сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания
мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
создании образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют
приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и
пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и
интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и
интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных
объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое
свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в
сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядносимволической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт
понятий - концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут
опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы,
способствующей
воспитанию
самостоятельности,
инициативности,
ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной
деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне
овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать
решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат
возможность развить способность к разработке нескольких вариантов
решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению
наиболее приемлемого решения.
Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе
разработки основной образовательной программы основного общего
образования образовательной организации в зависимости от материальнотехнического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов
работы и образовательных технологий.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных
учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
 анализировать
существующие
и
планировать
будущие
образовательные результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную
проблему;
 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный результат;
6

 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной
цели деятельности;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на
ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных
способов решения учебных и познавательных задач;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов,
условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять
целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
 выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта,
проведения исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить средства для их устранения;
 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в
виде технологии решения практических задач определенного класса;
 планировать
и
корректировать
свою
индивидуальную
образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией. Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии
планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
планируемых результатов и оценки своей деятельности;
 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности,
осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных
условий и требований;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения
или отсутствия планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
7

изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую
деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения
запланированных характеристик продукта/результата;
 устанавливать связь между полученными характеристиками
продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении
деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения
улучшенных характеристик продукта;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения
учебной задачи;
 анализировать и обосновывать применение соответствующего
инструментария для выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и
самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и
способы действий;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или
самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью
деятельности;
 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе
оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
 фиксировать
и
анализировать
динамику
собственных
образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений
и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе
взаимопроверки;
 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него
ответственность;
 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и
находить способы выхода из ситуации неуспеха;
 ретроспективно определять, какие действия по решению учебной
задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося
продукта учебной деятельности;
 демонстрировать
приемы
регуляции
психофизиологических/
эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения
8

эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления
проявлений
утомления),
эффекта
активизации
(повышения
психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение
(индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие
его признаки и свойства;
 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
 выделять общий признак двух или нескольких предметов или
явлений и объяснять их сходство;
 объединять предметы и явления в группы по определенным
признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению
связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие,
способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия
явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям
и от частных явлений к общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,
выделяя при этом общие признаки;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте
решаемой задачи;
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в
проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности
информации;
 вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него
источником;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с
изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая;
объяснять с заданной точки зрения);
 выявлять и называть причины события, явления, в том числе
возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной
причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
9

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
 определять логические связи между предметами и/или явлениями,
обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
 создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее
решения;
 создавать вербальные, вещественные и информационные модели с
выделением существенных характеристик объекта для определения способа
решения задачи в соответствии с ситуацией;
 преобразовывать модели с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область;
 переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
графического или формализованного (символьного) представления в
текстовое, и наоборот;
 строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать
неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к
которому применяется алгоритм;
 строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации
учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе
предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных
критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями
своей деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл
текста, структурировать текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
процессов;
 резюмировать главную идею текста;
 преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность,
интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный,
научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
 критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
 определять свое отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания
живых организмов;
10

 проводить причинный и вероятностный анализ экологических
ситуаций;
 прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного
фактора на действие другого фактора;
 распространять экологические знания и участвовать в практических
делах по защите окружающей среды;
 выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения,
модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного
использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями;
 формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;
 соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого,
различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),
факты; гипотезы, аксиомы, теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые
способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и
познавательной деятельности;
 корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в
дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством
признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать
его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в
соответствии с поставленной перед группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
11

 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации,
обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи,
формы или содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии
с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение
устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать
речевые средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации
с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план
собственной деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и
дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать
мнение партнера в рамках диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с
собеседником;
 создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств;
 использовать вербальные средства (средства логической связи) для
выделения смысловых блоков своего выступления;
 использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации
непосредственно после завершения коммуникативного контакта и
обосновывать его.
13. Формирование и развитие компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий (далее –
ИКТ). Обучающийся сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств
ИКТ;
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную
модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных
языков в соответствии с условиями коммуникации;
 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными,
использовать модель решения задачи;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных
задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для
решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе:
12

вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание
презентаций и др.;
 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных
аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности.
Предметные результаты
Ученик научится:
8 класс
 характеризовать основные
методы
познания: наблюдение,
измерение, эксперимент;
 описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ,
выделяя их существенные признаки;
 раскрывать смысл основных химических понятий «атом»,
«молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное
вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую
систему химии;
 раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства
состава, атомно-молекулярной теории;
 различать химические и физические явления;
 называть химические элементы;
 определять состав веществ по их формулам;
 определять валентность атома элемента в соединениях;
 определять тип химических реакций;
 называть признаки и условия протекания химических реакций;
 выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической
реакции при выполнении химического опыта;
 составлять формулы бинарных соединений;
 составлять уравнения химических реакций;
 соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
 пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
 вычислять относительную молекулярную и молярную массы
веществ;
 вычислять массовую долю химического элемента по формуле
соединения;
 вычислять количество, объем или массу вещества по количеству,
объему, массе реагентов или продуктов реакции;
 характеризовать физические и химические свойства простых
веществ: кислорода и водорода;
 получать, собирать кислород и водород;
 распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород,
водород;
 раскрывать смысл закона Авогадро;
13

 раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный
объем»;
 характеризовать физические и химические свойства воды;
 раскрывать смысл понятия «раствор»;
 вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
 приготовлять растворы с определенной массовой долей
растворенного вещества;
 называть соединения изученных классов неорганических веществ;
 характеризовать физические и химические свойства основных
классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
 определять принадлежность веществ к определенному классу
соединений;
 составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
 проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных
классов неорганических веществ;
 распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по
изменению окраски индикатора;
 характеризовать взаимосвязь между классами неорганических
соединений;
 раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
 объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера
химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе
Д.И. Менделеева;
 объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств
элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
 характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на
основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и
особенностей строения их атомов;
 составлять схемы строения атомов первых 20 элементов
периодической системы Д.И. Менделеева;
 раскрывать
смысл
понятий:
«химическая
связь»,
«электроотрицательность»;
 характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа
кристаллической решетки;
 определять вид химической связи в неорганических соединениях;
 изображать схемы строения молекул веществ, образованных
разными видами химических связей;
9 класс
 раскрывать
смысл
понятий
«ион»,
«катион»,
«анион»,
«электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация»,
«окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление»,
«восстановление»;
 определять степень окисления атома элемента в соединении;
14

 раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
 составлять уравнения электролитической диссоциации кислот,
щелочей, солей;
 объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и
реакций ионного обмена;
 составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции
обмена;
 определять возможность протекания реакций ионного обмена;
 проводить реакции, подтверждающие качественный состав
различных веществ;
 определять окислитель и восстановитель;
 составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
 называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
 классифицировать химические реакции по различным признакам;
 характеризовать взаимосвязь между составом, строением и
свойствами неметаллов;
 проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических
свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
 распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ
и аммиак;
 характеризовать взаимосвязь между составом, строением и
свойствами металлов;
 называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен,
метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота,
стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;
 оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на
организм человека;
 грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
 определять
возможность
протекания
реакций
некоторых
представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами,
основаниями, галогенами.
Ученик получит возможность научиться:
8 класс
 выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических
свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности
вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных
химических реакций;
 характеризовать вещества по составу, строению и свойствам,
устанавливать
причинно-следственные
связи
между
данными
характеристиками вещества;
 осознавать значение теоретических знаний по химии для
практической деятельности человека;
15

 составлять
последовательности
классов.

уравнения
реакций,
превращений неорганических

соответствующих
веществ различных

9 класс
 составлять молекулярные и полные ионные уравнения по
сокращенным ионным уравнениям;
 прогнозировать способность вещества проявлять окислительные
или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов,
входящих в его состав;
 выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах
воздействия различных факторов на изменение скорости химической
реакции;
 использовать приобретенные знания для экологически грамотного
поведения в окружающей среде;
 использовать
приобретенные
ключевые
компетенции
при
выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению
свойств, способов получения и распознавания веществ;
 объективно оценивать информацию о веществах и химических
процессах;
 критически
относиться
к
псевдонаучной
информации,
недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
 осознавать значение теоретических знаний по химии для
практической деятельности человека;
 создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных
задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в
инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Таблица
тематического распределения количества часов по годам обучения
(136 часов за два года, 2 часа в неделю)
Количество часов
Рабочая программа по
№
Разделы, темы
классам
п/п
8 класс
9 класс
1 Первоначальные химические понятия
17
2 Кислород. Водород
8
3 Вода. Растворы
13
4 Основные
классы
неорганических
15
соединений
5 Строение атома. Периодический закон и
7
периодическая
система
химических
элементов Д.И. Менделеева
6 Строение веществ. Химическая связь
8
16

1
2
3
4

ИТОГО
Химические реакции
Неметаллы IV – VII групп и их соединения
Металлы и их соединения
Первоначальные сведения об органических
веществах
ИТОГО
ВСЕГО

68
15
31
13
9
68
136

Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Тела и вещества. Основные методы познания:
наблюдение, измерение, эксперимент. Физические и химические явления.
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Атом. Молекула.
Химический элемент. Знаки химических элементов. Простые и сложные
вещества. Валентность. Закон постоянства состава вещества. Химические
формулы. Индексы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая
доля химического элемента в соединении. Закон сохранения массы веществ.
Химические уравнения. Коэффициенты. Условия и признаки протекания
химических реакций. Моль – единица количества вещества. Молярная масса.
Кислород. Водород
Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Состав
воздуха. Физические и химические свойства кислорода. Получение и
применение кислорода. Тепловой эффект химических реакций. Понятие об
экзо- и эндотермических реакциях. Водород – химический элемент и простое
вещество. Физические и химические свойства водорода. Получение водорода
в лаборатории. Получение водорода в промышленности. Применение
водорода. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Качественные реакции на
газообразные вещества (кислород, водород). Объемные отношения газов при
химических реакциях.
Вода. Растворы
Вода в природе. Круговорот воды в природе. Физические и химические
свойства воды. Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация
растворов. Массовая доля растворенного вещества в растворе.
Основные классы неорганических соединений
Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов.
Химические свойства оксидов. Получение и применение оксидов. Основания.
Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований. Получение
оснований. Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации.
Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот.
Получение и применение кислот. Химические свойства кислот. Индикаторы.
Изменение окраски индикаторов в различных средах. Соли. Классификация.
Номенклатура. Физические свойства солей. Получение и применение солей.
Химические свойства солей. Генетическая связь между классами
неорганических соединений. Проблема безопасного использования веществ и
17

химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и
взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.
Строение атома. Периодический закон и периодическая система
химических элементов Д.И. Менделеева
Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома:
протоны, нейтроны. Изотопы. Периодический закон Д.И. Менделеева.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический
смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номера группы
и периода периодической системы. Строение энергетических уровней атомов
первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их
соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева
и строения атома. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева.
Строение веществ. Химическая связь
Электроотрицательность
атомов
химических
элементов.
Ковалентная химическая связь: неполярная и полярная. Понятие о
водородной связи и ее влиянии на физические свойства веществ на примере
воды. Ионная связь. Металлическая связь. Типы кристаллических решеток
(атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических
свойств веществ от типа кристаллической решетки.
Химические реакции
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на
скорость химической реакции. Понятие о катализаторе. Классификация
химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и
полученных веществ; изменению степеней окисления атомов химических
элементов; поглощению или выделению энергии. Электролитическая
диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы.
Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена.
Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Степень
окисления. Определение степени окисления атомов химических элементов в
соединениях. Окислитель. Восстановитель. Сущность окислительновосстановительных реакций.
Неметаллы IV – VII групп и их соединения
Положение неметаллов в периодической системе химических
элементов Д.И. Менделеева. Общие свойства неметаллов. Галогены:
физические и химические свойства. Соединения галогенов: хлороводород,
хлороводородная кислота и ее соли. Сера: физические и химические
свойства. Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксиды серы. Серная,
сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Азот: физические и
химические свойства. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная
кислота и ее соли. Фосфор: физические и химические свойства. Соединения
фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и ее соли. Углерод:
физические и химические свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит,
18

карбин, фуллерены. Соединения углерода: оксиды углерода (II) и (IV),
угольная кислота и ее соли. Кремний и его соединения.
Металлы и их соединения
Положение металлов в периодической системе химических элементов
Д.И. Менделеева. Металлы в природе и общие способы их получения. Общие
физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов:
реакции с неметаллами, кислотами, солями. Электрохимический ряд
напряжений металлов. Щелочные металлы и их соединения.
Щелочноземельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерность
оксида и гидроксида алюминия. Железо. Соединения железа и их свойства:
оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).
Первоначальные сведения об органических веществах
Первоначальные сведения о строении органических веществ.
Углеводороды: метан, этан, этилен. Источники углеводородов: природный
газ, нефть, уголь. Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол,
этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная кислота, аминоуксусная
кислота, стеариновая и олеиновая кислоты). Биологически важные вещества:
жиры, глюкоза, белки. Химическое загрязнение окружающей среды и его
последствия.
Типы расчетных задач:
1.
Вычисление массовой доли химического элемента по формуле
соединения.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям
химических элементов.
2.
Вычисления по химическим уравнениям количества, объема,
массы вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов
реакции.
3.
Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
8 класс
1. Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила
безопасной работы в химической лаборатории.
2. Очистка загрязненной поваренной соли.
3. Признаки протекания химических реакций.
4. Получение кислорода и изучение его свойств.
5. Получение водорода и изучение его свойств.
6. Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного
вещества.
7. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы
неорганических соединений».
9 класс
1. Реакции ионного обмена.
2. Качественные реакции на ионы в растворе.
3. Получение аммиака и изучение его свойств.
19

4. Получение углекислого газа и изучение его свойств.
5. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV – VII групп и
их соединений».
6. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
Направления проектной деятельности.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся
проводится по следующим направлениям:
- исследовательское;
- инженерное;
- прикладное;
- информационное;
- социальное;
- игровое;
- творческое.
В рамках каждого из направлений могут быть определены общие
принципы, виды и формы реализации учебно-исследовательской и проектной
деятельности, которые могут быть дополнены и расширены с учетом
конкретных особенностей и условий образовательной организации, а также
характеристики рабочей предметной программы.
В ходе реализации настоящей программы применяются такие виды
проектов (по преобладающему виду деятельности), как: информационный,
исследовательский, творческий, социальный, прикладной, игровой,
инновационный.
Проекты могут быть реализованы как в рамках одного предмета, так и
на содержании нескольких. Количество участников в проекте может
варьироваться, так, может быть индивидуальный или групповой проект.
Проект может быть реализован как в короткие сроки, к примеру, за
один урок, так и в течение более длительного промежутка времени. В состав
участников проектной работы могут войти не только сами обучающиеся
(одного или разных возрастов), но и родители, и учителя.
Особое значение для развития УУД в основной школе имеет
индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу,
осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода,
возможно, в течение всего учебного года. В ходе такой работы обучающийся
(автор проекта) самостоятельно или с небольшой помощью педагога
получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один
из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым
должен овладеть школьник.

20

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс (2 ч в неделю, всего 68 ч)
Раздел

Первоначальные
химические
понятия

КолиТемы
КолиОсновные виды
честчест- деятельности обучающихся
во
во
(на уровне универсальных
часов
часов
учебных действий)
Предмет химии. Тела и
1
Различать предметы изучения
17
вещества.
Основные
естественных
наук.
методы
познания:
Наблюдать свойства веществ
наблюдение, измерение,
и их изменения в ходе
эксперимент.
химических реакций. Учиться
проводить
химический
Инструктаж по ТБ.
1
эксперимент.
Соблюдать
Пр.р.
№
1
правила
техники
«Лабораторное
безопасности.
Оказывать
оборудование и приемы
первую
помощь
при
обращения
с
ним.
отравлениях,
ожогах
и
Правила
безопасной
травмах,
связанных
с
работы в химической
реактивами и лабораторным
лаборатории».
оборудованием. Знакомиться
Чистые вещества и
1
с
лабораторным
смеси.
Способы
оборудованием.
Изучать
разделения смесей.
строение
пламени,
выдвигая
Инструктаж по ТБ.
1
гипотезы и проверяя их
Пр.р. № 2 «Очистка
экспериментально. Различать
загрязненной
понятия «чистое вещество» и
поваренной соли».
«смесь
веществ».
Уметь
Физические
и
1
разделять смеси методами
химические явления.
отстаивания, фильтрования и
Атом.
Молекула.
1
выпаривания.
Различать
Химический элемент.
физические
и
химические
Знаки
химических
явления.
Определять
элементов.
признаки
химических
Простые и сложные
1
реакций.
Фиксировать
в
вещества.
тетради
наблюдаемые
Относительная атомная
1
признаки
химических
и молекулярная массы.
реакций. Различать понятия
Закон
постоянства
1
«атом»,
«молекула»,
состава
вещества.
«химический
элемент»,
Химические формулы.
«ион»,
«элементарные
Индексы.
частицы». Различать понятия
Массовая
доля
1
«вещества
молекулярного
химического элемента в
строения»
и
«вещества
соединении.
немолекулярного строения».
1
Расчетные
задачи
Формулировать определение
«Вычисление массовой
понятия
«кристаллические
доли
химического
решётки».
Объяснять
элемента по формуле
зависимость
свойств
соединения».
вещества
от
типа
его
Валентность.
1
кристаллической
решётки.
Закон
сохранения
1
Определять
относительную
массы веществ.
21

Кислород.
Водород

8

Химические уравнения.
Коэффициенты.
Условия и признаки
протекания химических
реакций.
Инструктаж по ТБ.
Пр.р. № 3 «Признаки
протекания химических
реакций».
Контрольная работа
№
1
по
теме
«Первоначальные
химические понятия».

1

Анализ
контрольной
работы № 1. Кислород
– химический элемент и
простое
вещество.
Озон. Состав воздуха.
Физические
и
химические
свойства
кислорода. Получение и
применение кислорода.
Инструктаж по ТБ.
Пр.р. № 4 «Получение
кислорода и изучение
его свойств».
Тепловой
эффект
химических
реакций.
Понятие об экзо- и
эндотермических
реакциях.
Водород – химический
элемент
и
простое
вещество. Физические и
22

1

1

1

1

1

1

1

1

атомную массу элементов и
валентность элементов в
бинарных
соединениях.
Определять
состав
простейших соединений по
их химическим формулам.
Составлять
формулы
бинарных соединений по
известной
валентности
элементов.
Изображать
простейшие
химические
реакции
с
помощью
химических
уравнений.
Различать понятия «индекс»
и «коэффициент»; «схема
химической
реакции»
и
«уравнение
химической
реакции».
Рассчитывать
относительную
молекулярную
массу
по
формулам
веществ.
Рассчитывать массовую долю
химического
элемента
в
соединении. Устанавливать
простейшие
формулы
веществ по массовым долям
элементов.
Пользоваться
информацией
из
других
источников для подготовки
кратких сообщений. Готовить
презентации по теме.
Исследовать
свойства
изучаемых
веществ.
Наблюдать физические и
химические
превращения
изучаемых
веществ.
Распознавать опытным путём
кислород.
Описывать
химические
реакции,
наблюдаемые
в
ходе
демонстрационного
и
лабораторного эксперимента.
Делать
выводы
из
результатов
проведённых
химических
опытов.
Участвовать в совместном
обсуждении
результатов
опытов. Оказывать первую
помощь при
отравлениях,
ожогах
и
травмах,
связанных
с
реактивами и лабораторным

химические
свойства
водорода.
Получение водорода в
лаборатории. Получение
водорода
в
промышленности.
Применение водорода.
Инструктаж по ТБ.
Пр.р. № 5 «Получение
водорода и изучение
его свойств».
Контрольная работа
№
2
по
темам
«Первоначальные
химические понятия» и
«Кислород. Водород».

1

1

1

оборудованием. Составлять
формулы
оксидов
по
известной
валентности
элементов.
Записывать
простейшие
уравнения
химических
реакций.
Пользоваться информацией
из других источников для
подготовки
кратких
сообщений.
Готовить
презентации
по
теме.
Исследовать
свойства
изучаемых
веществ.
Наблюдать физические и
химические
превращения
изучаемых
веществ.
Описывать
химические
реакции, наблюдаемые в ходе
демонстрационного
и
лабораторного эксперимента.
Распознавать опытным путём
водород. Соблюдать правила
техники безопасности. Делать
выводы
из
результатов
проведённых
химических
опытов.
Участвовать
в
совместном
обсуждении
результатов опытов.
Записывать
простейшие
уравнения
химических
реакций.
Пользоваться
информацией
из
других
источников для подготовки
кратких сообщений. Готовить
презентации по теме.

Вода.
Растворы

13

Анализ
контрольной
работы № 2. Вода в
природе.
Круговорот воды в
природе.
Физические
и
химические
свойства
воды.
Растворы.
Растворимость
веществ в воде.
Концентрация
растворов.
Массовая
доля
растворенного вещества
в растворе.
Расчетные
задачи
23

1

1
1

1
1
1
1

1

Исследовать
свойства
изучаемых
веществ.
Наблюдать физические и
химические
превращения
изучаемых
веществ.
Описывать
химические
реакции, наблюдаемые в ходе
демонстрационного
и
лабораторного эксперимента.
Делать
выводы
из
результатов
проведённых
химических
опытов.
Участвовать в совместном
обсуждении
результатов
опытов.
Записывать
простейшие
уравнения
химических
реакций.

Основные
классы
неорганических
соединений

15

«Расчет массовой доли
растворенного вещества
в растворе».
Инструктаж по ТБ.
Пр.р.
№
6
«Приготовление
растворов
с
определенной массовой
долей
растворенного
вещества».
Расчетные
задачи
«Расчет массовой доли
растворенного вещества
в растворе».
Моль
–
единица
количества вещества.
Молярная масса.
Расчетные
задачи
«Вычисления
по
химическим
уравнениям количества,
объема, массы вещества
по количеству, объему,
массе реагентов или
продуктов реакции».
Закон
Авогадро.
Молярный объем газов.
Качественные реакции
на
газообразные
вещества
(кислород,
водород).
Объемные
отношения газов при
химических реакциях.
Оксиды.
Классификация.
Номенклатура.
Физические свойства
оксидов.
Химические свойства
оксидов. Получение и
применение оксидов.
Основания.
Классификация.
Номенклатура.
Физические свойства
оснований.
Получение оснований.
Химические свойства
оснований.
Реакция
нейтрализации.
Кислоты.
24

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

Вычислять массовую долю
растворённого вещества в
растворе,
массу
растворённого вещества и
воды для приготовления
раствора
определённой
концентрации.
Готовить
растворы с определённой
массовой
долей
растворённого
вещества.
Использовать
внутрии
межпредметные
связи.
Рассчитывать
молярную
массу
вещества,
относительную
плотность
газов.
Вычислять
по
химическим формулам и
химическим
уравнениям
массу, количество вещества,
молярный
объём
по
известной массе, молярному
объёму, количеству одного из
вступающих
или
получающихся в реакции
веществ.
Вычислять
объёмные отношения газов
при химических реакциях.
Использовать
примеры
решения
типовых
задач,
задачники с приведёнными в
них алгоритмами решения
задач.
Исследовать
свойства
изучаемых
веществ.
Наблюдать физические и
химические
превращения
изучаемых
веществ.
Описывать
химические
реакции, наблюдаемые в ходе
демонстрационного
и
лабораторного эксперимента.
Делать
выводы
из
результатов
проведённых
химических
опытов.
Участвовать в совместном
обсуждении
результатов
опытов. Классифицировать
изучаемые
вещества
по
составу
и
свойствам.
Составлять
формулы

Классификация.
Номенклатура.
Физические свойства
кислот. Получение и
применение кислот.
Химические свойства
кислот.
Индикаторы.
Изменение
окраски
индикаторов
в
различных средах.
Расчетные
задачи
«Вычисления
по
химическим
уравнениям количества,
объема, массы вещества
по количеству, объему,
массе реагентов или
продуктов реакции».
Соли. Классификация.
Номенклатура.
Физические свойства
солей.
Получение
и
применение
солей.
Химические свойства
солей.
Генетическая
связь
между
классами
неорганических
соединений.
Контрольная работа
№ 3 по теме «Вода.
Растворы» и «Основные
классы неорганических
соединений».
Инструктаж по ТБ.
Пр.р. № 7 «Решение
экспериментальных
задач
по
теме
«Основные
классы
неорганических
соединений».
Анализ
контрольной
работы № 3. Проблема
безопасного
использования веществ
и химических реакций в
повседневной жизни.
Токсичные, горючие и
взрывоопасные
вещества.
Бытовая
25

1

1

1

1

1

1

1

1

1

оксидов, кислот, оснований,
солей.
Характеризовать
состав и свойства веществ,
относящихся к основным
классам
неорганических
соединений.
Записывать
простейшие
уравнения
химических реакций.

Строение
атома.
Периодический закон и
периодическая система
химических
элементов
Д.И.
Менделеева

7

химическая
грамотность.
Строение атома: ядро,
энергетический
уровень.
Состав ядра атома:
протоны,
нейтроны.
Изотопы.
Периодический закон
Д.И.
Менделеева.
Периодическая система
химических элементов
Д.И. Менделеева.
Физический
смысл
атомного (порядкового)
номера
химического
элемента,
номера
группы
и
периода
периодической
системы.
Строение
энергетических уровней
атомов
первых
20
химических элементов
периодической системы
Д.И. Менделеева.
Закономерности
изменения
свойств
атомов
химических
элементов
и
их
соединений на основе
положения
в
периодической системе
Д.И. Менделеева и
строения атома.
Значение
Периодического закона
Д.И. Менделеева.

26

1

1

1

1

1

1

1

Классифицировать изученные
химические элементы и их
соединения.
Сравнивать
свойства
веществ,
принадлежащих к разным
классам,
химические
элементы
разных
групп.
Устанавливать внутри- и
межпредметные
связи.
Формулировать
периодический закон Д. И.
Менделеева и раскрывать его
смысл.
Характеризовать
структуру
периодической
таблицы. Различать периоды,
А- и Б группы. Объяснять
физический
смысл
порядкового
номера
химического
элемента,
номеров группы и периода, к
которым
элемент
принадлежит
в
периодической системе Д. И.
Менделеева; закономерности
изменения свойств элементов
в пределах малых периодов и
А-групп.
Формулировать
определения
понятий
«химический
элемент»,
«порядковый
номер»,
«массовое число», «изотопы»,
«относительная
атомная
масса»,
«электронная
оболочка»,
«электронный
слой»
(«энергетический
уровень»). Определять число
протонов,
нейтронов,
электронов
у
атомов
химических
элементов,
используя
периодическую
таблицу.
Составлять схемы строения
атомов первых 20 элементов
периодической
системы
элементов. Характеризовать
химические элементы на
основе их положения в
периодической системе и
особенностей строения их
атомов.
Делать

Строение
веществ.
Химическая
связь

8

Электроотрицательность
атомов
химических
элементов.
Ковалентная
химическая
связь:
неполярная и полярная.
Ионная связь.
Металлическая связь.
Понятие о водородной
связи и ее влиянии на
физические
свойства
веществ на примере
воды.
Типы кристаллических
решеток
(атомная,
молекулярная, ионная,
металлическая).
Зависимость
физических
свойств
веществ
от
типа
кристаллической
решетки.
Контрольная работа
№
4
по
темам
«Строение
атома.
Периодический закон и
периодическая система
химических элементов
Д.И. Менделеева» и
«Строение
веществ.
Химическая связь».
Анализ контрольной
работы № 4. Степень
окисления.

ИТОГО

1

1

1
1
1

1

1

1

68

27

умозаключения о характере
изменения
свойств
химических элементов
с
увеличением
зарядов
атомных ядер. Исследовать
свойства изучаемых веществ.
Наблюдать физические и
химические
превращения
изучаемых
веществ.
Описывать
химические
реакции, наблюдаемые в ходе
эксперимента. Участвовать в
совместном
обсуждении
результатов опытов.
Формулировать определения
понятий
«ковалентная
неполярная
связь»,
«ковалентная
полярная
связь»,
«ионная
связь»,
«электроотрицательность».
Определять тип химической
связи в соединениях на
основании
химической
формулы.
Устанавливать
внутри- и межпредметные
связи.
Составлять
сравнительные
и
обобщающие
таблицы,
схемы.

Пр.р. - 7, к.р. - 4

9 класс (2 ч в неделю, всего 68 ч)
Раздел

Химические
реакции

КолиТемы
КолиОсновные виды
честчест- деятельности обучающихся
во
во
(на уровне универсальных
часов
часов
учебных действий)
Определение степени
1
Классифицировать
15
окисления
атомов
химические
реакции.
химических элементов
Приводить примеры реакций
в соединениях.
каждого типа. Распознавать
окислительноОкислитель.
2
восстановительные реакции.
Восстановитель.
Определять
окислитель,
Сущность
восстановитель,
процесс
окислительноокисления, восстановления.
восстановительных
Наблюдать
и
описывать
реакций.
химические
реакции
с
Классификация
1
помощью
естественного
химических реакций по
языка
и
языка
химии.
различным признакам:
Исследовать
условия,
изменению
степеней
влияющие
на
скорость
окисления
атомов
химической
реакции.
химических элементов.
Описывать
условия,
Классификация
1
влияющие
на
скорость
химических реакций по
химической
реакции.
различным признакам:
Проводить
групповые
числу
и
составу
наблюдения
во
время
исходных
и
проведения
полученных веществ.
демонстрационных опытов.
Классификация
1
Участвовать в совместном
химических реакций по
обсуждении
результатов
различным признакам:
опытов.
поглощению
или
Составлять термохимические
выделению энергии.
уравнения
реакций.
Понятие о скорости
1
Вычислять тепловой эффект
химической
реакции.
реакции
по
её
Факторы, влияющие на
термохимическому
скорость химической
уравнению. Формулировать
реакции. Понятие о
определение
понятия
катализаторе.
«степень
окисления».
Электролитическая
1
Определять тип химической
диссоциация.
связи в соединениях на
Электролиты
и
основании
химической
неэлектролиты. Ионы.
формулы.
Определять
Катионы и анионы.
степень
окисления
Электролитическая
1
элементов в соединениях.
диссоциация
кислот,
Составлять формулы веществ
щелочей и солей.
по
степени
окисления
Реакции
ионного
1
элементов.
обмена.
Условия
протекания
реакций
ионного обмена.
28

Неметаллы IV
– VII групп и
их соединения

31

Инструктаж по ТБ.
Пр.р. № 1 «Реакции
ионного обмена».
Реакции
ионного
обмена.
Условия
протекания
реакций
ионного обмена.
Расчетные
задачи
«Вычисления
по
химическим
уравнениям количества,
объема, массы вещества
по количеству, объему,
массе реагентов или
продуктов реакции».
Контрольная работа
№
1
по
теме
«Химические реакции».
Инструктаж по ТБ.
Пр.р.
№
2
«Качественные реакции
на ионы в растворе».
Анализ
контрольной
работы № 1. Положение
неметаллов
в
периодической системе
химических элементов
Д.И.
Менделеева.
Общие
свойства
неметаллов.
Галогены: физические
свойства.
Галогены: химические
свойства.
Соединения галогенов:
хлороводород.
Соединения галогенов:
хлороводородная
кислота и ее соли.
Сера: физические и
химические свойства.
Соединения
серы:
сероводород, сульфиды.
Сероводородная
кислота и её соли.
Соединения
серы:
оксиды серы.
Сернистая
кислота и
её соли.
Серная, кислота и её
соли.
29

1

1

1

1

1

1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
2

Объяснять
закономерности
изменения
свойств
неметаллов в периодах и Агруппах.
Характеризовать
галогены на основе их
положения в периодической
системе Д. И. Менделеева и
особенностей строения их
атомов.
Объяснять
закономерности
изменения
свойств галогенов по периоду
и в А-группах. Описывать
свойства веществ в ходе
демонстрационного
и
лабораторного эксперимента.
Соблюдать
технику
безопасности. Распознавать
опытным путём соляную
кислоту и её соли, бромиды,
иодиды.
Использовать
приобретённые знания и
умения
в
практической
деятельности и повседневной
жизни с целью безопасного
обращения с веществами и
материалами и экологически
грамотного
поведения
в
окружающей среде.
Вычислять массовую долю

Контрольная работа
№
2
по
теме
«Неметаллы VI – VII
групп
и
их
соединения».
Анализ
контрольной
работы № 2. Расчетные
задачи
«Расчет
массовой
доли
растворенного вещества
в растворе».
Азот: физические и
химические свойства.
Аммиак.
Соли аммония.
Инструктаж по ТБ. Пр.
р. № 3 «Получение
аммиака и изучение его
свойств».
Оксиды азота.
Азотная кислота и ее
соли.
Фосфор: физические и
химические свойства.
Соединения фосфора:
оксид фосфора (V),
ортофосфорная кислота
и ее соли.
Углерод: физические и
химические свойства.
Аллотропия углерода:
алмаз, графит, карбин,
фуллерены.
Соединения углерода:
оксиды углерода (II) и
(IV).
Соединения углерода:
угольная кислота и ее
соли.
Инструктаж по ТБ. Пр.
р. № 4 «Получение
углекислого
газа
и
изучение его свойств».
Кремний
и
его
соединения.
Расчетные
задачи
«Вычисления
по
химическим
уравнениям количества,
объема, массы вещества
по количеству, объему,
30

1

1

1
1
1
1

1
2
1
1

1

1

1

1

1
1

растворённого вещества в
растворе.
Характеризовать
элементы
IVА-группы
(подгруппы кислорода) на
основе их положения в
периодической системе Д. И.
Менделеева и особенностей
строения
их
атомов.
Объяснять
закономерности
изменения свойств элементов
IVА-группы по периоду и в
А-группах. Характеризовать
аллотропию кислорода и
серы как одну из причин
многообразия
веществ.
Описывать свойства веществ
в ходе демонстрационного и
лабораторного эксперимента.
Соблюдать
технику
безопасности.
Оказывать
первую
помощь
при
отравлениях,
ожогах
и
травмах,
связанных
с
реактивами и лабораторным
оборудованием. Определять
принадлежность веществ к
определённому
классу
соединений.
Сопоставлять
свойства разбавленной и
концентрированной серной
кислоты.
Записывать
уравнения реакций в ионном
виде с указанием перехода
электронов.
Распознавать
опытным путём растворы
кислот, сульфиды, сульфиты,
сульфаты.
Использовать
приобретённые знания и
умения
в
практической
деятельности и повседневной
жизни с целью безопасного
обращения с веществами и
материалами и экологически
грамотного
поведения
в
окружающей
среде.
Вычислять по химическим
уравнениям массу, объём и
количество вещества одного
из продуктов реакции по
массе исходного вещества,
объёму
или
количеству

массе реагентов или
продуктов реакции».
Контрольная работа
№
3
по
теме
«Неметаллы IV – V
групп
и
их
соединения».
Инструктаж по ТБ. Пр.
р. № 5 «Решение
экспериментальных
задач
по
теме
«Неметаллы IV – VII
групп и их соединения»

31

1

1

вещества,
содержащего
определённую
долю
примесей.
Готовить
компьютерные презентации
по теме. Характеризовать
элементы
VА-группы
(подгруппы азота) на основе
их
положения
в
периодической системе и
особенностей строения их
атомов.
Объяснять
закономерности
изменения
свойств
элементов
VAгруппы.
Характеризовать
аллотропию фосфора как
одну из причин многообразия
веществ. Описывать свойства
веществ
в
ходе
демонстрационного
и
лабораторного эксперимента.
Соблюдать
технику
безопасности.
Оказывать
первую
помощь
при
отравлениях,
ожогах
и
травмах,
связанных
с
реактивами и лабораторным
оборудованием.
Устанавливать
принадлежность веществ к
определённому
классу
соединений.
Сопоставлять
свойства разбавленной и
концентрированной азотной
кислоты.
Составлять
уравнения
ступенчатой
диссоциации на примере
фосфорной
кислоты.
Записывать
уравнения
реакций в ионном виде с
указанием
перехода
электронов.
Распознавать
опытным путём
аммиак,
растворы кислот, нитрат- и
фосфат-ионы, ион аммония.
Использовать приобретённые
знания
и
умения
в
практической деятельности и
повседневной жизни с целью
безопасного обращения с
веществами и материалами и
экологически
грамотного
поведения в окружающей

среде. Вычислять массовую
долю растворённого вещества
в растворе. Пользоваться
информацией
из
других
источников для подготовки
кратких сообщений. Готовить
компьютерные презентации
по теме. Характеризовать
элементы
IVА-группы
(подгруппы углерода) на
основе их положения в
периодической системе и
особенностей строения их
атомов.
Объяснять
закономерности
изменения
свойств
элементов
IVAгруппы.
Характеризовать
аллотропию углерода как
одну из причин многообразия
веществ. Описывать свойства
веществ
в
ходе
демонстрационного
и
лабораторного эксперимента.
Соблюдать
технику
безопасности. Сопоставлять
свойства оксидов углерода и
кремния, объяснять
причину
их
различия.
Устанавливать
принадлежность веществ к
определённому
классу
соединений.
Доказывать
кислотный характер высших
оксидов углерода и кремния.
Записывать
уравнения
реакций в ионном виде с
указанием
перехода
электронов.
Осуществлять
взаимопревращения
карбонатов
и
гидрокарбонатов.
Распознавать опытным путём
углекислый газ, карбонатионы.
Использовать
приобретённые знания и
умения
в
практической
деятельности и повседневной
жизни с целью безопасного
обращения с веществами и
материалами и экологически
грамотного
поведения
в
окружающей
среде.
32

Металлы и их
соединения

13

Анализ
контрольной
работы
№
3.
Положение металлов в
периодической системе
химических элементов
Д.И. Менделеева.
Металлы в природе и
общие
способы
их
получения.
Общие
физические
свойства
металлов.
Общие
химические
свойства
металлов:
реакции с неметаллами,
кислотами, солями.
Электрохимический ряд
напряжений металлов.
Щелочные металлы и
их соединения.
Щелочноземельные
металлы
и
их
соединения.
Алюминий.
Амфотерность оксида и
гидроксида алюминия.
Железо.
Соединения железа и их
свойства:
оксиды,
гидроксиды и соли
железа (II и III).
Расчетные
задачи
«Вычисления
по
химическим
уравнениям количества,
объема, массы вещества
по количеству, объему,
массе реагентов или
продуктов реакции».
Контрольная работа
№
4
по
теме
«Металлы».
Инструктаж по ТБ. Пр.
р. № 6 «Решение
33

1

1

1

1
1
1

1
1
1
1

1

1

1

Вычислять по химическим
уравнениям массу, объём или
количество
одного
из
продуктов реакции по массе
исходного вещества, объёму
или количеству вещества,
содержащего определённую
долю примесей.
Характеризовать металлы на
основе их положения в
периодической системе и
особенностей строения их
атомов.
Объяснять
закономерности
изменения
свойств металлов по периоду
и в А-группах. Исследовать
свойства изучаемых веществ.
Объяснять
зависимость
физических свойств металлов
от вида химической связи
между
их
атомами.
Наблюдать
и
описывать
химические
реакции
с
помощью
естественного
языка
и
языка химии.
Наблюдать демонстрируемые
и
самостоятельно
проводимые
опыты.
Описывать
свойства
изучаемых веществ на основе
наблюдений
за
их
превращениями. Доказывать
амфотерный
характер
оксидов
и
гидроксидов
алюминия
и
железа(III).
Сравнивать
отношение
изучаемых
металлов
и
оксидов металлов к воде.
Сравнивать
отношение
гидроксидов натрия, кальция
и алюминия к растворам
кислот
и
щелочей.
Распознавать опытным путём
гидроксид-ионы, ионы Fe2+ и
Fe3+. Соблюдать технику
безопасного обращения с
химической
посудой
и
лабораторным
оборудованием.
Осуществлять
реакции,
подтверждающие
генетическую связь между

экспериментальных
задач
по
теме
«Металлы
и
их
соединения».

Первоначальные сведения
об
органических
веществах

9

Анализ
контрольной
работы
№
4.
Первоначальные
сведения о строении
органических веществ.
Углеводороды: метан,
этан.
Углеводороды: этилен.
Источники
углеводородов:
природный газ, нефть,
уголь.
Расчётные
задачи «Установление
простейшей формулы
вещества по массовым
долям
химических
34

1

1
1
1

неорганическими
соединениями.
Записывать
уравнения реакций в ионном
виде с указанием перехода
электронов. Обобщать знания
и
делать
выводы
о
закономерностях изменений
свойств металлов в периодах
и А-группах периодической
системы.
Прогнозировать
свойства
неизученных
элементов и их соединений
на
основе
знаний
о
периодическом
законе.
Использовать приобретённые
знания
и
умения
в
практической деятельности и
повседневной жизни с целью
безопасного обращения с
веществами и материалами и
экологически
грамотного
поведения в окружающей
среде.
Вычислять
по
химическим
уравнениям
массу, объём или количество
одного из продуктов реакции
по массе исходного вещества,
объёму
или
количеству
вещества,
содержащего
определённую
долю
примесей.
Пользоваться
информацией
из
других
источников для подготовки
кратких сообщений. Готовить
компьютерные презентации
по теме.
Использовать внутрии
межпредметные
связи.
Составлять молекулярные и
структурные
формулы
углеводородов. Определять
принадлежность вещества к
определённому
классу
органических
соединений.
Записывать
уравнения
реакций
замещения
и
присоединения с
участием
органических
веществ.
Наблюдать
демонстрируемые
опыты.
Описывать
свойства
изучаемых веществ на основе

элементов».
Кислородсодержащие
соединения:
спирты
(метанол,
этанол,
глицерин).
Кислородсодержащие
соединения:
карбоновые
кислоты
(уксусная
кислота,
аминоуксусная кислота,
стеариновая
и
олеиновая кислоты).
Биологически важные
вещества:
жиры,
глюкоза, белки
Химическое загрязнение
окружающей среды и
его последствия.

1

1

2

наблюдений
за
их
превращениями. Участвовать
в совместном обсуждении
результатов
опытов.
Проводить
качественные
реакции
на
некоторые
органические
вещества.
Пользоваться информацией
из других источников для
подготовки
кратких
сообщений.
Готовить
компьютерные презентации
по теме.

1

ИТОГО

68

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей естественно - математического
цикла МБОУ СОШ № 13
от «___» _августа_ 2018 года № 1
__________________Е. М. Савина

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________Е.В. Сидельникова
«___» _августа_ 2018 года

35

Пр.р. - 6, к.р. - 4

.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Результаты Независимой Оценки Качества Образования (НОКО) в 2022 году

Уважаемые пользователи ресурса! На официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях Вы можете выразить своё мнение о качестве условий оказания услуг в нашей организации.


МБОУ СОШ № 13 на сайте bus.gov.ru




Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».