ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по основам безопасности и защиты Родины (далее ОБЗР) разработана на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, федеральной рабочей программе воспитания, и предусматривает непосредственное применение при реализации ОП ООО. Программа ОБЗР позволит учителю построить освоение содержания в логике последовательного нарастания факторов опасности от опасной ситуации до чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия человека с окружающей средой, учесть преемственность приобретения обучающимися знаний и формирования у них умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности и защиты Родины. Программа ОБЗР обеспечивает: ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и формирование у подрастающего поколения базового уровня культуры безопасного поведения; прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий, обеспечивающих преемственность изучения основ комплексной безопасности личности на следующем уровне образования; возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и навыков, необходимых для последующей жизни; выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих потребностям современности; реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное взаимодополнение, способствующее формированию практических умений и навыков. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ» В программе ОБЗР содержание учебного предмета ОБЗР структурно представлено одиннадцатью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне основного общего образования и преемственность учебного процесса на уровне среднего общего образования: модуль № 1 «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства»; модуль № 2 «Военная подготовка. Основы военных знаний»; модуль № 3 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»; модуль № 4 «Безопасность в быту»; модуль № 5 «Безопасность на транспорте»; модуль № 6 «Безопасность в общественных местах»; модуль № 7 «Безопасность в природной среде»; модуль № 8 «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»; модуль № 9 «Безопасность в социуме»; модуль № 10 «Безопасность в информационном пространстве»; модуль № 11 «Основы противодействия экстремизму и терроризму». В целях обеспечения системного подхода в изучении учебного предмета ОБЗР на уровне основного общего образования программа ОБЗР предполагает внедрение универсальной структурно-логической схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности: «предвидеть опасность → по возможности её избегать → при необходимости действовать». Учебный материал систематизирован по сферам возможных проявлений рисков и опасностей: помещения и бытовые условия; улица и общественные места; природные условия; коммуникационные связи и каналы; физическое и психическое здоровье; социальное взаимодействие и другие. Программой ОБЗР предусматривается использование практикоориентированных интерактивных форм организации учебных занятий с возможностью применения тренажёрных систем и виртуальных моделей. При этом использование цифровой образовательной среды на учебных занятиях должно быть разумным, компьютер и дистанционные образовательные технологии не способны полностью заменить педагога и практические действия обучающихся. В условиях современного исторического процесса с появлением новых глобальных и региональных природных, техногенных, социальных вызовов и угроз безопасности России (критичные изменения климата, негативные медико-биологические, экологические, информационные факторы и другие условия жизнедеятельности) возрастает приоритет вопросов безопасности, их значение не только для самого человека, но также для общества и государства. При этом центральной проблемой безопасности жизнедеятельности остаётся сохранение жизни и здоровья каждого человека. В современных условиях колоссальное значение приобретает качественное образование подрастающего поколения россиян, направленное на формирование гражданской идентичности, воспитание личности безопасного типа, овладение знаниями, умениями, навыками и компетенцией для обеспечения безопасности в повседневной жизни. Актуальность совершенствования учебно-методического обеспечения учебного процесса по предмету ОБЗР определяется следующими системообразующими документами в области безопасности: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646, Национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474, государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642. ОБЗР является системообразующим учебным предметом, имеет свои дидактические компоненты во всех без исключения предметных областях и реализуется через приобретение необходимых знаний, выработку и закрепление системы взаимосвязанных навыков и умений, формирование компетенций в области безопасности, поддержанных согласованным изучением других учебных предметов. Научной базой учебного предмета ОБЗР является общая теория безопасности, исходя из которой он должен обеспечивать формирование целостного видения всего комплекса проблем безопасности, включая глобальные, что позволит обосновать оптимальную систему обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также актуализировать для обучающихся построение модели индивидуального безопасного поведения в повседневной жизни, сформировать у них базовый уровень культуры безопасности жизнедеятельности. ОБЗР входит в предметную область «Основы безопасности и защиты Родины», является обязательным для изучения на уровне основного общего образования. Изучение ОБЗР направлено на обеспечение формирования готовности к защите Отечества и базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, что способствует освоению учащимися знаний и умений позволяющих подготовиться к военной службе и выработке у обучающихся умений распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовывать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Такой подход содействует закреплению навыков, позволяющих обеспечивать защиту жизни и здоровья человека, формированию необходимых для этого волевых и моральнонравственных качеств, предоставляет широкие возможности для эффективной социализации, необходимой для успешной адаптации обучающихся к современной техно-социальной и информационной среде, способствует проведению мероприятий профилактического характера в сфере безопасности. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ» Целью изучения ОБЗР на уровне основного общего образования является формирование у обучающихся готовности к выполнению обязанности по защите Отечества и базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями личности, общества и государства, что предполагает: способность построения модели индивидуального безопасного поведения на основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин, механизмов возникновения и возможных последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций, знаний и умений применять необходимые средства и приемы рационального и безопасного поведения при их проявлении; сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного безопасного поведения в интересах безопасности личности, общества и государства; знание и понимание роли государства и общества в решении задач обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, отведенных для изучения ОБЗР в 5-7 классах, составляет 102 часа, по 1 часу в неделю за счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Основы безопасности и защиты Родины 5-7 КЛАСС МОДУЛЬ «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ» Человек и его безопасность Опасности в жизни человека. Опасные и чрезвычайные ситуации. Источники опасных ситуаций. Возникновение опасных ситуаций из-за человеческого фактора. Основные правила безопасного поведения в различных ситуациях. Понятия «безопасность», «безопасность жизнедеятельности». Правила безопасности жизни. Краткие сведения о системе государственной защиты в области безопасности. Разновидности чрезвычайных ситуаций. Понятие «чрезвычайная ситуация». Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Чрезвычайные ситуации социального характера. МОДУЛЬ «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ» Здоровье и факторы, влияющие на него Что такое здоровье и здоровый образ жизни. Определения понятий «здоровье», «здоровый образ жизни». Физическое здоровье. Духовное здоровье. Неразрывная связь физического и духовного здоровья. Как сохранить здоровье. Режим дня. Отдых. Сон как важнейший признак здоровья. Правильная и неправильная осанка при ходьбе и при работе за письменным столом. Близорукость и дальнозоркость. Развитие физических качеств (сила, быстрота, выносливость). Малоподвижный образ жизни. Двигательная активность. Закаливание и закаливающие процедуры. Питание. Вода, белки, витамины, жиры, минеральные вещества, углеводы — необходимые элементы, требующиеся для развития организма. Личная гигиена. Определение понятия «гигиена». Уход за зубами. Уход за кожей. Выбор одежды по сезону. Правила гигиены на каждый день. Предупреждение вредных привычек. Вред табакокурения и употребления спиртных напитков. Негативное отношение к приёму наркотических и токсикоманических веществ. Основные правила здорового образа жизни. Здоровье и правила его сбережения Факторы, способствующие сбережению здоровья. Правильное и неправильное питание. Закаливание организма. Факторы, разрушающие здоровье. Долгое сидение за компьютером. Избыточный вес. Профилактика вредных привычек. Вред от употребления алкогольных напитков, табака, наркотиков. Игромания. Компьютерная игровая зависимость. Как избежать этой зависимости. Как избежать отрицательного воздействия окружающей среды на развитие и здоровье человека. Физические, химические и социальные антропогенные факторы окружающей среды. Экологическая безопасность. Правила личной гигиены при занятиях туризмом. Правильный выбор одежды и обуви по сезону для участия в походе. Соблюдение правил личной гигиены в походе. Туризм как часть комплекса ГТО. Чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения Эпидемии. Понятия «эпидемия», « пандемия». Пандемия ко р о н а в и р ус а . Правила профилактики коронавируса. Эпизоотии. Понятия «эпизоотический очаг», «панзоотия». Признаки инфекционных заболеваний животных. Эпифитотии. Понятия «эпифитотия», «панфитотия». Признаки инфекционных заболеваний растений. Защита населения от чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения. Защита от эпидемий, эпизоотий, эпифитотий. Здоровье и здоровый образ жизни Зависимость благополучия человека от его здоровья. Как сформировать индивидуальную модель здорового образажизни. Как избежать инфекционных заболеваний. Влияние вредных привычек на здоровье человека. Табакокурение. Электронные сигареты. Не употребляйте алкогольные напитки. Наркозависимость. Здоровье как важная составляющая благополучия человека. Физиологическая составляющая здоровья. Психологическая составляющая здоровья. Нравственная составляющая здоровья. Что включает в себя здоровый образ жизни. Обязательные правила при составлении режима дня. Преодоление социальных опасностей, угрожающих здоровью и жизни. Значение репродуктивного здоровья для населения страны. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье. Улучшение демографической ситуации на государственном уровне. Семейно-брачные отношения. Репродуктивная функция семьи. Что нужно понимать передтем, как создать семью. Семейное право в Российской Федерации. Основные положения Семейного кодекса Российской Федерации. МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ» Безопасное поведение на дорогах и в транспорте Правила поведения для пешеходов. Дорожная разметка. Регулирование дорожного движения. Пешеходные переходы (регулируемые и нерегулируемые). Пешеходная, велопешеходная и велосипедная дорожки. Дорожные знаки (восемь групп). Транспортные и пешеходные светофоры. Сигналы светофоров. Сигналы регулировщика. Движение пешеходов в городе и по загородным дорогам. Правила поведения для пассажиров. Общественный транспорт. Школьный автобус. Правила, которые необходимо выполнять пассажирам трамваев, троллейбусов, автобусов, метрополитена. Если вы водитель велосипеда. Движение велосипедистов согласно Правилам дорожного движения Российской Федерации. Средства индивидуальной защиты велосипедиста. Требования к техническому состоянию велосипеда. Безопасность участников дорожного движения. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и аварийные ситуации. Правила безопасного поведения пассажира при передвижении на автомашине. Обязанности водителя, попавшего в ДТП. Кнопка SOS в автомобиле. Аварийные ситуации в городском общественном транспорте. Безопасность на авиационном и водном транспорте. Что делать в случае возникновении аварийной ситуации в самолёте. Безопасность пассажиров морских и речных судов. Как вести себя при кораблекрушении. Безопасность в ситуациях, связанных с железнодорожным транспортом и метрополитеном Ситуации, связанные с железнодорожным транспортом. Зоны опасности на железной дороге. «Зацеперы». Поездка в поезде дальнего следования. Аварийная ситуация в поезде дальнего следования. Безопасность в метрополитене. МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ» Безопасность вашего жилища Среда обитания человека. Особенности сельских поселений. Особенности городов как среды обитания (смог, переработка и хранение бытовых отходов, шум и другие проблемы). Службы, которые всегда приходят на помощь. Правила вызова экстренных служб. Единый номер 112. Основные правила безопасности на улице. Безопасность в вечернее время. Безопасность в толпе. Безопасность дома. Источники опасности в современном жилище. Бытовой газ — источник повышенной опасности. Гигиена жилища. Безопасность в подъезде и на игровой площадке. Основные правила безопасности в подъезде и лифте, которые надо соблюдать, чтобы не подвергнуться нападению. Основные правила безопасного поведения на игровой площадке. Как вести себя при пожаре. Правила поведения, если пожар в квартире. Рекомендации, как избежать пожара. Безопасность в повседневной жизни Пожарная безопасность в помещениях. Пожар на кухне, на балконе. Меры предосторожности при работе с печью. Электробезопасность в повседневной жизни. Меры предосторожности при использовании электроприборов. Средства бытовой химии. Безопасность в быту Обеспечение личной безопасности в быту. Пользование водопроводом, канализацией и мусоропроводом. Употребление лекарств. Потеря ключей. Пожары в зданиях. Основные причины пожаров в зданиях. Основные поражающие факторы пожара. Правила использования электроприборов. Как вести себя при пожаре в общественном месте. Предупреждение пожаров и меры по защите населения. Пожарная профилактика. Основные задачи пожарной охраны. Государственная противопожарная служба (ГПС), её функции. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ» Безопасность в криминогенных ситуациях Как избежать контактов со злоумышленниками и преступной средой. Понятие «криминогенная ситуация». Разновидности преступлений. Правила безопасного поведения на улице, в образовательной организации, дома, которые необходимо соблюдать, чтобы не статьжертвой злоумышленников. Советы на всю жизнь. Полезные правила, которые помогут детям и подросткам избежать криминальных угроз. Как улучшить отношения с окружающими Стресс и стрессовые ситуации. Как снизить влияние стресса на поведение и общее состояниечеловека. Методы самовнушения, самоубеждения и самоприказа в борьбесо стрессом. Конфликт — особенности общения. Как избежать конфликтной ситуации. Побег из дома. Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей. Безопасность в социальных сетях. Как не стать жертвой принуждения к самоубийству (суициду). Как противостоять опасностям вовлечения в группы смерти. Опасности вовлечения в экстремистские субкультуры «Колумбайн» и «скулшутинг» — опасные враги общества. Признаки агрессивного поведения у подростков. Не позволяйте собой манипулировать. Как противостоять манипуляциям в информационной среде. Противодействие вовлечению в криминальные сообщества. Признаки воздействия криминальных сообществ на учащихся. Что нужно делать, чтобы снизить риск попадания под влияние криминальных структур. МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ» Экстремизм и терроризм — угрозы личности, обществуи государству Что такое экстремизм. Понятия «экстремизм», «экстремистская деятельность». Опасные формы экстремистской деятельности. Ответственность за экстремистскую деятельность. Терроризм — крайняя форма экстремизма. Понятие «терроризм». Различные виды террористической деятельности. Ложные сообщения о терактах. Формы проявления терроризма. Ответственность несовершеннолетних за участие в террористической деятельности. Правила безопасного поведения при угрозе или совершении террористического акта. Признаки наличия взрывного устройства. Правила поведенияв различных ситуациях, связанных с проявлением террористической деятельности. Терроризм — угроза обществу и каждому Как государство борется с терроризмом. Государственное законодательство о борьбе с терроризмом. Основные задачи Национального антитеррористического комитета(НАК). Особенности современного терроризма. Виды современной террористической деятельности. Телефонные террористы. Как не стать пособником террористов. Как действуют вербовщики террористических организаций. Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, предусмотренные за террористическую деятельность, в том числе для лиц, которым исполнилось на момент преступления 14 лет. Формирование антитеррористического поведения. Противодействие экстремизму и терроризму Терроризм — угроза национальной безопасности России. Основные нормативно-правовые акты по противодействиюэкстремизму и терроризму. Федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности», «О противодействии терроризму» и другие документы. Общегосударственное противодействие терроризму. Основные задачи противодействия терроризму. Основные направления предупреждения (профилактики) терроризма. Силовые ведомства, привлекаемые к антитеррористической деятельности. Противодействие вовлечению в сообщества экстремистской направленности. Праворадикальные сообщества. Леворадикальные сообщества. Как избежать вовлечения в радикальные сообщества и не попасть под влияние экстремистской идеологии. Общие правила Интернет-безопасности с целью противостояния экстремизму и терроризму. Правила поведения в различных ситуациях, связанных с антитеррористической безопасностью. Обнаружение подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством. Захват в заложники. Правила поведения при захвате самолёта террористами. Обеспечение безопасности при перестрелке. МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ» Безопасность в информационной среде Что такое информационная среда. Понятия «информационная среда», «информационная безопасность». Основные источники информации. Безопасное использование информационных ресурсов. Понятие «киберзависимость». Правила безопасности для защиты от информационных угроз и опасностей. Безопасность в Интернете Информационная безопасность. Информационная безопасность детей. Угроза информационной безопасности. Основные правила поведения в социальных сетях. Компьютерная игромания. Признаки заболевания у подростков, слишком увлечённых компьютерными играми. Деструктивное поведение в социальных сетях. Как не стать жертвой кибербуллинга. Понятия «буллинг», «кибербуллинг». Способы избежать контактов с компьютерными агрессорами. Как не стать жертвой мошенничества в социальных сетях. Как распознать действия кибермошенников. Как защитить свои денежные средства при использовании платёжных средств в Интернете. МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ» Безопасность в различных погодных условиях и при стихийных бедствиях Как погодные условия могут влиять на безопасность человека. Ветер. Гроза. Молния. Правила поведения при грозе. Гололёди гололедица. Безопасное поведение на водоёмах. Правила поведения на замёрзшем водоёме. Безопасность при купании в водоёмах летом. Стихийные бедствия и связанные с ними опасности. Землетрясение. Наводнение. Ураган. Сель. Оползень. Правилаповедения во время стихийных бедствий. Безопасное поведение на природе Безопасное поведение в туристских походах. Основные меры безопасности в туристских походах. Если турист отстал от группы. Виды туристских походов. Однодневные и многодневные, местные и дальние туристскиепоходы. Как ориентироваться на местности. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по природным признакам. Ориентирование по местным признакам. Способы определения сторон горизонта по компасу, небесным светилами карте. Подготовка к проведению туристского похода. Руководитель похода и его обязанности. Санитар и его обязанности. Состав аптечки первой помощи (походной аптечки). Туристское снаряжение в зависимости от вида похода. Приметы, по которым можно определить погоду.Как развести костёр при разной погоде. Выбор места для костра и его розжиг. Виды костров. Если в лесу вас застигла гроза. Признаки приближающейся грозы. Правильное размещение в укрытии во время грозы. Правила безопасного поведения в различных видах походов Советы на всю жизнь. Пеший поход. Ведущий турист. Замыкающий турист. Техника движения по равнинной и пересечённой местности. Устройство бивака. Лыжные походы. Особенности снаряжения. Организация движения. Горные походы. Организация движения при подъёме и спуске. Водные походы. Способы и средства самопомощи и взаимопомощи в водных походах. Плавучие средства. Общий распорядок ходового дня. Правиладействия во время аварии судна. Безопасное поведение при автономном существовании Поведение человека в условиях автономного существования в природной среде. Факторы, способствующие и препятствующие выживанию при автономном существовании. Добровольная и вынужденная автономия человека в природной среде. Характерные особенности добровольного и вынужденного существования в природе. Организация ночлега при автономном существовании. Сооружение временного жилища. Добывание огня с помощью различных предметов. Как добыть питьё и пищу в условиях автономии. Растения, грибы, орехи, которые можно употреблять в пищу. Очистка и обеззараживание вод. Как подать сигналы бедствия. Различные средства аварийной сигнализации. Опасные встречи в природных условиях Безопасность при встрече с дикими животными. Правила поведения при встрече с дикими животными (лосем, кабаном, волком, медведем и др. Безопасность при встрече со змеёй. Защита от комаров, мошки и других насекомых. Профилактика клещевого энцефалита. Клещевой вирусный энцефалит, его переносчики, места и время передачи, последствия заболевания. Способы удаления клещей с тела. Чрезвычайные ситуации природного характера Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения. Землетрясение. Правила при подготовке к землетрясению. Что нужно делать во время землетрясения. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения. Извержения вулканов. Оползни, обвалы. Что нужно делать при поступившем сигнале о начале стихийного бедствия геологического происхождения. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения. Ураганы и бури. Смерчи. Правила поведения при чрезвычайных ситуациях метеорологического происхождения. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения. Наводнения, их виды. Сели. Цунами. Снежные лавины. Правила поведения при чрезвычайных ситуациях гидрологического происхождения. Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологическогопроисхождения. Защита от землетрясений и ликвидация их последствий. Защита от вулканических опасностей, оползней и обвалов. Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического и гидрологического происхождения. Защита от ураганов, бурь, смерчей. Защита от наводнений. Мероприятия по защите от селей. Мероприятия по защите от цунами. Защита от снежных лавин. Природные пожары Степные, тростниковые, лесные и торфяные пожары. Правила безопасности при возникновении лесных и торфяныхпожаров. Защита населения от лесных и торфяных пожаров. Средства и способы, которые используются при тушении лесных пожаров. МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА» Производственные аварии и их опасность для жизни, здоровья и благополучия человека Химические производства и связанные с ними опасности. Понятие «химическое заражение местности». Хлор и аммиак — аварийно химически опасные вещества (АХОВ). Правила действия после оповещения об аварии и угрозе химического заражения. Индивидуальные средства защиты. Ядерные объекты и их опасности. Радиационноопасный объект. Радиационная авария. Правила безопасного поведения в условиях радиационной обстановки. Гидротехнические сооружения и их опасности. Понятие «гидродинамическая авария». Правила безопасного поведения в условиях гидродинамической аварии. МОДУЛЬ «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ» Первая помощь и правила её оказания Основные правила оказания первой помощи. Цель оказания первой помощи. Неотложные состояния, при которых необходимо оказывать помощь. Телефоны для вызова скорой медицинской помощи. Средства из домашней аптечки, которые нужно использовать при оказании первой помощи. Первая помощь и взаимопомощь при ожоге. Виды ожогов в зависимости от травмирующего источника, воздействующего на кожу (термические, электрические, лучевые, химические). Поверхностные и глубокие ожоги. Правила первой помощи при различных видах ожогов. Первая помощь при отравлениях. Различные пути попадания яда в человеческий организм. Правила безопасности для предупреждения случаев отравления. Первая помощь при отравлении минеральными веществами и бытовойхимией. Первая помощь при травмах. Понятия «ушиб», «травма». Первая помощь при ушибах и ссадинах. Первая помощь при чрезвычайных ситуациях. Правила оказания первой помощи в условиях различных чрезвычайных ситуаций. Важность своевременного оказания первой помощи. Первая помощь при электротравме. Первая помощь при кровотечении. Наружные и внутренние кровотечения. Виды кровотечения — капиллярное, венозное, артериальное, смешанное. Способы временной остановки наружного кровотечения. Оказание первой помощи при носовом кровотечении. Первая помощь при ушибах и переломах. Транспортировка пострадавших в медицинское учреждение. Способы транспортировки пострадавшего. Первая помощь в природных условиях Народные средства первой помощи. Средства для остановки кровотечения, от кашля, от воспаления. Первая помощь при травматических повреждениях. Первая помощь при травме конечностей, при повреждении глази носа. Иммобилизация при травме конечностей. Первая помощь при солнечном и тепловом ударе. Первая помощь при переохлаждении, отморожении и ожоге. Психологическая поддержка пострадавшего. Оказание первой помощи Значение первой помощи при неотложных состояниях. Средства, рекомендуемые для оказания первой помощи. Оказание первой помощи при травмах. Переломы, вывихи, растяжения. Оказание первой помощи при утоплении, остановке сердцаи коме. Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами. Первая помощь при массовых поражениях людей. Первая помощь при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути. Действия по удалению инородного тела. Первая помощь при отсутствии сознания и остановке дыхания. МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫХМЕСТАХ» Безопасность в криминогенных ситуациях Как избежать встречи с преступником. Безопасность на улице. Безопасность в городском транспорте. Как обеспечить свою безопасность в квартире. Осторожно: мошенничество. Как избежать встречи с наркоторговцем. Понятие «наркотизм». Противодействие наркотизму. Безопасность в учебном и производственном процессах Безопасность на уроках и переменах. Безопасность на практических занятиях. Защита прав потребителей в Российской Федерации Права потребителя на безопасность товара. Основные положения Федерального закона «О защите прав потребителей». Защита прав потребителей при использовании приобретённого товара. Безопасность товара (работы, услуги). Информация о товарах (работах, услугах). От чего зависит уровень защищённости потребителя от опасного товара. Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков. Замена товара ненадлежащего качества. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказанииуслуг). Права потребителя при обнаружении недостатков выполненнойработы (оказанной услуги). МОДУЛЬ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ» Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от их последствий Разновидности чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Аварии и катастрофы в современной промышленности и энергетике. Аварии на радиационно опасных объектах и защита населения от их последствий. Понятие «радиационная защита». Источники облучения. Правила поведения при аварии на радиационно опасном объекте. Меры радиационной защиты населения. Аварии на химически опасных объектах и защита населения от их последствий. Источники химической опасности для населения. Правила поведения в зоне химической аварии. Правила поведения при движении по заражённой территории. Средства индивидуальной защитынаселения от АХОВ. Аварии на взрывопожароопасных объектах и защита населения от их последствий. Пожары и взрывы с тяжёлыми социальными и экономическими потерями. Четыре класса опасностей производственных объектов. Средства защиты населения. Как вести себя при взрыве. Аварии на гидротехнических сооружениях и защита населения от их последствий. Виды гидротехнических сооружений. Основные причины аварий на плотинах. Меры по защите населения. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Сигнал «Внимание всем!». Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН). Действия по сигналам гражданской обороны. Виды и способы эвакуации населения. Организация эвакуации населения по производственно-территориальному принципу. Виды эвакуации в зависимости от сроков проведения. Локальная, местная, региональная эвакуация. Особенности организации и осуществления эвакуационных мероприятий при авариях и катастрофах. Действия после получения информации об эвакуации. Инженерные сооружения для защиты населения. Инженерная защита населения и её функции. Защитные сооружения гражданской обороны. Противорадиационные укрытия(ПРУ). Простейшие укрытия. Национальная безопасность Российской Федерации на современном этапе Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества, государства. Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности, изложенные в документах государственного законодательства (Конституция Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации и др.). Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Основные угрозы военной безопасности Российской Федерации. Основные внешние военные опасности. Основные внутренние военные опасности. Основные военные угрозы. МОДУЛЬ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» Антропогенное влияние на окружающую средуи безопасность Источники загрязнения окружающей среды. Загрязнение атмосферы. Загрязнение почв. Загрязнение вод. Типовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Правила безопасного поведения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. Безопасное поведение в местах с загрязнённой атмосферой. Безопасное поведение в местах с загрязнённой водой. Безопасное поведение в местах с загрязнённой почвой. МОДУЛЬ «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Гражданская оборона. Система управления гражданской обороной. Мероприятия по гражданской обороне. Подготовка населения в области гражданской обороны. Задачи в области гражданской обороны. Принципы организации и ведения гражданской обороны. Права и обязанности граждан в области гражданской обороны. Силы гражданской обороны. Деятельность МЧС России. Структура и основные задачи МЧС России. Основные функцииМЧС России. Основные функции РСЧС. Структура единой государственной системы предупрежденияи ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Силы и средства РСЧС. Примерная тематика практических занятий Разработка маршрута туристского похода. Ориентирование на местности (по карте, компасу, местным предметам, природным признакам). Сооружение жилища для автономного существования. Оказание первой помощи при травмах. Оказание первой помощи при кровотечениях.Оказание первой помощи при ожоге. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе.Оказание первой помощи при электротравме. Оказание помощи и самопомощи при инфекционных заболеваниях. Работа с типовыми приборами для контроля окружающей среды. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовность и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей,в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1) Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; 2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; 3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; 4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населенияот опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенногои социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; 1) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества; 2) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; 3) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции; 4) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; 5) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизми терроризм, и их последствий для личности, общества и государства; 6) знание мер безопасности и правил поведения и умение их применять в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; 7) умение оказать первую помощь пострадавшим; 8) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределённости; 9) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; 10) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс № п/ п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всег о Контрольны е работы Практически е работы Электронные (цифровые) образовательны е ресурсы Раздел 1. Модуль «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ " http://schoolЧеловек и его 1.1 3 0 0 collection.edu.ru безопасность Итого по разделу 3 0 Раздел 2. Модуль " ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ " Здоровье и 3 0 факторы, влияющие на него Здоровье и 2.2 2 0 правила его сбережения Итого по разделу 5 0 Раздел 3. Модуль " БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ" Безопасное 3.1 поведение на 3 0 дорогах и в транспорте Итого по разделу 3 0 Раздел 4. Модуль " БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ " 0 0 http://schoolcollection.edu.ru 0 http://schoolcollection.edu.ru 2.1 Безопасность 6 0 вашего жилища Итого по разделу 6 0 Раздел 5. Модуль " БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ " Безопасность в 5.1 2 0 криминогенных ситуациях 0 0 http://schoolcollection.edu.ru 0 http://schoolcollection.edu.ru 0 http://schoolcollection.edu.ru 0 4.1 0 Итого по разделу 2 0 0 Раздел 6. Модуль " ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ " Экстремизм и http://school6.1 терроризм — 3 0 0 collection.edu.ru угрозы личности, обществу и государству Итого по разделу 3 0 0 Раздел 7. Модуль " БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ " Безопасность в http://school7.1 2 0 0 информационно collection.edu.ru й среде Итого по разделу 2 0 0 Раздел 8. Модуль "БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ " Безопасность в различных погодных http://school8.1 2 0 0 условиях и при collection.edu.ru стихийных бедствиях Итого по разделу 2 0 0 Раздел 9. Модуль « Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера Производственны е аварии и их опасность для 9.1 жизни, здоровья и благополучия человека Итого по разделу 3 0 3 0 Раздел 10.Модуль ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ» 10.1 Первая помощь и 4 0 правила ее оказания Итого по разделу Итоговая контрольная работа ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 0 http://schoolcollection.edu.ru 0 0 4 0 0 1 1 0 34 1 0 http://schoolcollection.edu.ru ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Модуль «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ " Здоровье и правила его сбережения Итого по разделу 1.1 6 0 0 http://schoolcollection.edu.ru 6 0 0 Раздел 2. Модуль " БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ " 8 0 0 http://schoolcollection.edu.ru 4 0 0 http://schoolcollection.edu.ru 7 0 0 http://schoolcollection.edu.ru Опасные встречи 4 0 0 в природных условиях Итого по разделу 23 0 0 Раздел 3. Модуль " ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ " Первая помощь в 3.1 4 0 0 природных условиях Итого по разделу 4 0 0 Итоговая контрольная 1 1 0 работа. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО 34 1 0 ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ http://schoolcollection.edu.ru 2.1 2.2 2.3 2.4 Безопасное поведение на природе Правила безопасного поведения в различных видах походов Безопасное поведение при автономном существовании http://schoolcollection.edu.ru ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Контрольные работы Раздел 1. Модуль " БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ " Как 1.1 4 0 улучшить отношения с окружающими Итого по разделу 4 0 Практические работы 0 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы http://schoolcollection.edu.ru 0 Раздел 2. Модуль " БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ" Безопасность в повседневной жизни Итого по разделу 2.1 3 0 0 3 0 0 Раздел 3. Модуль " БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ" Безопасност ьв 3.1 2 0 0 ситуациях, связанных с железнодорожн ым транспортом и метрополитеном Итого по разделу 2 0 0 Раздел 4. Модуль " БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ " Безопасност 4.1 2 0 0 ь в криминогенн ых ситуациях Итого по разделу 2 0 0 Раздел 5. Модуль " ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ " Терроризм — угроза обществу 5.1 6 0 0 и каждому человеку Итого по разделу 6 0 0 Раздел 6. Модуль " БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ " Чрезвычайные 6.1 7 0 0 ситуации природного характера 6.2 Природные пожары http://schoolcollection.edu.ru 2 0 0 http://schoolcollection.edu.ru http://schoolcollection.edu.ru http://schoolcollection.edu.ru http://schoolcollection.edu.ru Итого по разделу 9 0 0 Раздел 7. Модуль " ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ " Чрезвычайные 7.1 ситуации 4 0 0 биологосоциального происхождения Итого по разделу 4 0 0 Раздел 8 Модуль " ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ " 8.1 Первая помощь и 3 0 правила ее оказания. Итого по разделу Итоговая контрольная работа. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 0 3 0 0 1 1 0 34 1 0 http://schoolcollection.edu.ru http://schoolcollection.edu.ru ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Тема урока Опасности в жизни человека Основные правила безопасного поведения в различных ситуациях. Разновидности чрезвычайных ситуаций. Что такое здоровье и здоровый образ жизни. Как сохранить здоровье. Личная гигиена. Предупреждение вредных привычек. Основные правила здорового образа жизни. Правила поведения для пешеходов. Правила поведения для пассажиров. Если вы водитель велосипеда. Среда обитания человека. Службы, которые всегда приходят на помощь. Основные правила безопасности на улице. Безопасность дома. Безопасность в подьезде и на игровой площадке. Как вести себя при пожаре. Как избежать контактов со злоумышленниками и криминальной средой. Советы на всю жизнь. Что такое экстремизм. Терроризм- крайняя форма экстремизма. Правила безопасного поведения при угрозе или совершении террористического акта. Что такое информационная среда. Безопасное использование информационных ресурсов. Как погодные условия могут влиять на безопасность человека. Безопасное поведение на водоемах. Стихийные бедствия и их опасности. Количество часов Всего 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата изучения 27 28 29 30 31 32 33 34 Химические производства и связанные с ними опасности… Ядерные обьекты и их опасности. Гидротехнические сооружения и их опасности. Основные правила оказания первой помощи. Первая помощь и взаимопомощь при ожоге. Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при травмах. Первая помощь при чрезвычайных ситуациях. Итоговая контрольная работа ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 1 1 1 1 1 1 1 34 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Тема урока Факторы, способствующие сбережению здоровья. Факторы, разрушающие здоровье. Профилактика вредных паривычек. Как избежать отрицательного воздействия окружающей среды на развитие и здоровье человека. Правила личной гигиены при занятиях туризмом. Туризм как часть комплекса ГТО. Безопасное поведение в туристических походах. Виды туристических походов. Как ориентироваться на местности. Как ориентироваться на местности. Подготовка к проведению туристического похода. Приметы, по которым можно определить погоду. Как развести костер при разной погоде. Если в лесу вас застигла гроза. Советы на всю жизнь. Количество часов Всего 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата изучения 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Лыжные походы. Горные походы. Водные походы. Способы и средства самопомощи и взаимопомощи в водных походах. Поведение человека в условиях автономного существования в природной среде. Добровольная и вынужденная автономия человека в природной среде. Организация ночлега при автономном существовании. Как добыть питье и пищу в условиях автономии. Как добыть питье и пищу в условиях автономии. Как подать сигналы бедствия. Как подать сигналы бедствия. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Безопасность при встрече с дикими животными. Безопасность при встрече со змеей. Защита от комаров,мошки и других насекомых. Профилактика клещевого энцефалита. Народные средства первой помощи.. Первая помощь при травматических повреждениях. Первая помощь при солнечном и тепловом ударах. Первая помощь при переохлаждении, отморожении и ожоге. Психологическая поддержка пострадавшего Итоговая контрольная работа 1 1 1 1 1 1 1 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС № п/п 1 2 3 4 Количество часов Тема урока Всего Стресс и стрессовые ситуации. Как снизить влияние стресса на поведение и общее состояние человека. Конфликт- особенность общения. Безопасность в социальных сетях. 1 1 1 1 Дата изучения 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Пожарная безопасность в помещениях. Электробезопасность в повседневной жизни. Средства бытовой химии. Ситуации, связанные с железнодорожным транспортом. Безопасность в метрополитене. Как избежать встречи с преступником. Как избежать встречи с наркоторговцем. Как государство борется с терроризмом. Особенности современного терроризма. Виды современной террористической деятельности. Телефонные террористы. Как не стать пособником террористов. Формирование антитеррористического поведения. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясение). Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (извержения вулканов оползни, обвалы). Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы и бури. смерчи). . Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами). Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения. Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического и гидрологического происхождения. Степные, тростниковые, лесные и торфяные пожары. Защита населения от лесных и торфяных пожаров. Эпидемии. Эпизоотии. Эпифитотии. Защита населения от чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения. Важность своевременного оказания первой помощи. Первая помощь при электротравме. Первая помощь при кровотечении. Первая помощь при ушибах и переломах. Транспортировка пострадавших в медицинское учреждение. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Итоговая контрольная работа 34 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 34 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. Хренников, Н.В. Гололобов, Л.И. Льняная, М.В. Маслов Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Хренников, Н.В. Гололобов, Л.И. Льняная, М.В. Маслов Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. Хренников, Н.В. Гололобов, Л.И. Льняная, М.В. Маслов Б.О. Б.О. Б.О. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. УМК «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных организаций под редакцией С.Н. Егорова; 2. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-7 классы: методическое пособие / Н. Ф. Виноградова, Д. В. Смирнов. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school- collection.edu.ru); 2. Основы безопасности жизнедеятельности (http://www.school- obz.org); 3. Российская электронная школа (resh.edu.ru) 4. Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн платформа uchi.ru