ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОДНКР» В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовнонравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКР. В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовнонравственные ценности. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОДНКР» Целями изучения учебного курса являются: формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессио- нального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур; создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации; формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений; идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны. Задачи: овладение предметными преимущественное значение идентичности обучающегося; компетенциями, для формирования имеющими гражданской приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества; развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству; становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности; формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки; обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов; воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России; содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОРКСЭ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа рассчитана на 34 часа в год с периодичностью преподавания 1 час в неделю. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5 класс (34 ч) Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество . Традиционные ценности и ролевые модели . Традиционная семья . Всеобщий характер морали и нравственности . Русский язык и единое культурное пространство . Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России . Тема 2 . Наш дом — Россия. Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом . Дружба народов . Тема 3 . Язык и история. Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми . Языки народов мира, их взаимосвязь. Тема 4 . Русский язык — язык общения и язык возможностей . Русский язык — основа российской культуры . Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие . Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения . Важность общего языка для всех народов России . Возможности, которые даёт русский язык . Тема 5 . Истоки родной культуры. Что такое культура . Культура и природа . Роль культуры в жизни общества . Многообразие культур и его причины . Единство культурного пространства России . Тема 6 . Материальная культура. Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника . Связь между материальной культурой и духов- но-нравственными ценностями общества . Тема 7 . Духовная культура. Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности . Художественное осмысление мира . Символ и знак . Духовная культура как реализация ценностей . Тема 8 . Культура и религия . Религия и культура . Что такое религия, её роль в жизни общества и человека . Государствообразующие религии России . Единство ценностей в религиях России . Тема 9 . Культура и образование . Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний . Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию человека . Тема 10 . Многообразие культур России (практическое занятие). Единство культур народов России . Что значит быть культур- ным человеком? Знание о культуре народов России . Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей . Семья — базовый элемент общества . Семейные ценности, традиции и культура . Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека . Тема 12 . Родина начинается с семьи . История семьи как часть истории народа, государства, человечества . Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество? Тема 13 . Традиции семейного воспитания в России . Семейные традиции народов России . Межнациональные семьи . Семейное воспитание как трансляция ценностей . Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России . Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т . д .) о семье и семейных обязанностях . Семья в литературе и произведениях разных видов искусства . Тема 15 . Труд в истории семьи . Социальные роли в истории семьи . Роль домашнего труда . Роль нравственных норм в благополучии семьи . Тема 16 . Семья в современном мире (практическое занятие) . Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др .) . Семейное древо . Семейные традиции . Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Тема 17 . Личность — общество — культура . Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества . Связь между обществом и культурой как реализация духовнонравственных ценностей . Тема 18 . Духовный мир человека . Человек — творец культуры . Культура как духовный мир человека . Мораль . Нравственность . Патриотизм . Реализация ценностей в культуре . Творчество: что это такое? Границы творчества . Традиции и новации в культуре . Границы культур . Созидательный труд . Важность труда как творческой деятельности, как реализации . Тема 19 . Личность и духовно-нравственные ценности . Мораль и нравственность в жизни человека . Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким . Тематический блок 4. «Культурное единство России» Тема 20 . Историческая память как духовно-нравственная ценность . Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества . Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации . Преемственность поколений . Тема 21 . Литература как язык культуры . Литература как художественное осмысление действительности . От сказки к роману . Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность . Тема 22 . Взаимовлияние культур . Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция . Обмен ценностными установками и идеями . При- меры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей . Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа . Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России . Тема 24 . Регионы России: культурное многообразие . Исторические и социальные причины культурного разнообразия . Каждый регион уникален . Малая Родина — часть общего Отечества . Тема 25 . Праздники в культуре народов России . Что такое праздник? Почему праздники важны . Праздничные традиции в России . Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов . Тема 26 . Памятники архитектуры в культуре народов России . Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные . Культура как память . Музеи . Храмы . Дворцы . Исторические здания как свидетели истории . Архитектура и духовнонравственные ценности народов России . Тема 27 . Музыкальная культура народов России . Музыка . Музыкальные произведения . Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми . Народные инструменты . История народа в его музыке и инструментах . Тема 28 . Изобразительное искусство народов России . Художественная реальность . Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству . Храмовые росписи и фольклорные орнаменты . Живопись, графика . Выдающиеся художники разных народов России . Тема 29 . Фольклор и литература народов России . Пословицы и поговорки . Эпос и сказка . Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности . Национальная литература . Богатство культуры народа в его литературе . Тема 30 . Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие). Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона . Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников . Тема 31 . Культурная карта России (практическое занятие). География культур России. Россия как культурная карта . Описание регионов в соответствии с их особенностями. Тема 32 . Единство страны — залог будущего России. Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России . 6 класс (34 ч) Тематический блок 1. «Культура как социальность» Тема 1 . Мир культуры: его структура. Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников формирования социального облика общества. Тема 2 . Культура России: многообразие регионов. Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России. Тема 3 . История быта как история культуры. Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического раз вития народов России. Тема 4 . Прогресс: технический и социальный. Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд. Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества? Тема 5 . Образование в культуре народов России. Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного мира . Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей . Тема 6 . Права и обязанности человека. Права и обязанности человека в культурной традиции народов России . Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации . Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие . Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традиционные религии как источник духовнонравственных ценностей. Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие) . Современное общество: его портрет . Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России . Тематический блок 2. «Человек и его отражение в Культуре» Тема 9 . Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека. Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни. Тема 10 . Взросление человека в культуре народов России. Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность. Тема 11 . Религия как источник нравственности. Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека. Тема 12 . Наука как источник знания о человеке и человеческом. Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей. Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры. Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему нравственность важна? Тема 14 . Самопознание (практическое занятие). Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение проекта. Тематический блок 3. «Человек как член общества» Тема 15 . Труд делает человека человеком. Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство. Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда. Тема 16 . Подвиг: как узнать героя? Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время. Милосердие, взаимопомощь. Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы Этика предпринимательства. Социальная помощь. Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания. Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение этих явлений в культуре общества. Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений. Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство. Общественные блага. Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России. Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России. Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества. Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессий. Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг. Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом. Тема 23. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества. Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в благополучие страны. Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных. Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие). Труд как самореализация, как вклад в общество . Рассказ о своей будущей профессии . Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» Тема 25 . Гражданин. Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества гражданина. Тема 26 . Патриотизм. Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность патриотизма. Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг? Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом. Военные подвиги. Честь. Доблесть. Тема 28. Государство. Россия — наша родина. Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое закон. Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность. Тема 29. Гражданская идентичность (практическое занятие). Какими качествами должен обладать человек как гражданин. Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие). Портрет школы или класса через добрые дела . Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие). Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как важнейшие качества человека. Тема. Человек и культура (проект). Итоговый проект: «Что значит быть человеком?». ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты: Патриотическое воспитание: самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности. Гражданское воспитание: осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. Ценности познавательной деятельности: сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. Духовно-нравственное воспитание: сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении. Метапредметные результаты: Познавательные универсальные учебные действия: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД); умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаковосимволические / моделирование); смысловое чтение; развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Коммуникативные универсальные учебные действия: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество); умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация); формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность). Регулятивные универсальные учебные действия: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание). Предметные результаты: 5 класс Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» Тема 1 . Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России; иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны; понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовнонравственным развитием личности и социальным поведением. Тема 2 . Наш дом — Россия иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования; знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий; 6 понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость. Тема 3 . Язык и история знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание личности; иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных смыслов культуры; понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия; обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета. Тема 4 . Русский язык — язык общения и язык возможностей иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России; знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства и общества; понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры; иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении. Тема 5 . Истоки родной культуры иметь сформированное представление о понятие «культура»; осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия; уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины. Тема 6 . Материальная культура иметь представление об артефактах культуры; иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве; понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры; понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами. Тема 7 . Духовная культура иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»; знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности», «духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления; понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре; осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов; знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны. Тема 8 . Культура и религия иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и основные социально-культурные функции; осознавать связь религии и морали; понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России; уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира. Тема 9 . Культура и образование характеризовать термин «образование» и важность для личности и общества; уметь обосновать его иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости; понимать взаимосвязь культуры и образованности человека; приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека; понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире. Тема 10 . Многообразие культур России (практическое занятие) иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях; выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа; предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе местной культурноисторической специфики; обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности современного общества. Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей знать и понимать смысл термина «семья»; иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье; осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени; уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурноисторическими условиями её существования; понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»; осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную роль; понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства. Тема 12 . Родина начинается с семьи знать и уметь объяснить понятие «Родина»; осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»; понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения; обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества. Тема 13 . Традиции семейного воспитания в России иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений; знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса; уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи; осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов. Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях; уметь обосновывать своё понимание выраженных в фольклорных сюжетах; семейных ценностей, знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры; понимать и обосновывать важность семейных ценностей с и пользованием различного иллюстративного материала. Тема 15 . Труд в истории семьи знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд; понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье; осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социальноэкономической структурой общества в форме большой и малой семей; характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи. Тема 16 . Семья в современном мире (практическое занятие) иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи; выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа; предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями семьи; обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности. Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Тема 17 . Личность — общество — культура знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовнонравственной культуры; уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека и культуры; понимать и объяснять различия между обоснованием «личность» в быту, в контексте культуры и творчества; термина знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре. Тема 18 . Духовный мир человека. Человек — творец культуры знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости; осознавать и доказывать ограничений в творчестве; важность обосновывать важность творчества нравственных ценностей человека; как морально-нравственных реализацию духовно- доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса; знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества. Тема 19 . Личность и духовно-нравственные ценности знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека; обосновывать происхождение идеалов добра и зла; духовных ценностей, понимание понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким». Тематический блок 4. «Культурное единство России» Тема 20 . Историческая память как духовно-нравственная ценность понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты; иметь представление о значении и функциях изучения истории; осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса; знать о существовании связи между историческими событиями и культурой. обосновывать важность изучения истории как духовнонравственного долга гражданина и патриота. Тема 21 . Литература как язык культуры знать и понимать отличия художественного творчества; литературы от других видов рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка; обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; находить и обозначать средства выражения морального нравственного смысла в литературных произведениях. и Тема 22 . Взаимовлияние культур иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества; понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия; знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей. Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовнонравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенности российского народа; осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это. Тема 24 . Регионы России: культурное многообразие понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»; называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают; уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»; понимать ценность многообразия Российской Федерации; культурных укладов народов демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России; уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины. Тема 25 . Праздники в культуре народов России иметь представление о природе праздников важность как элементов культуры; устанавливать уклада; и взаимосвязь праздников обосновывать их и культурного различать основные типы праздников; уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи; анализировать связь праздников и истории, культуры народов России; понимать основной смысл семейных праздников; определять нравственный смысл праздников народов России; осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов. Тема 26 . Памятники архитектуры народов России знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития; понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности; осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научнотехнического развития и типами жилищ; осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России; устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории и культуры; иметь представление краеведческой работы. о нравственном Тема 27 . Музыкальная культура народов России и научном смысле знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства музыкального языка; обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; находить и обозначать средства выражения нравственного смысла музыкальных произведений; морального и знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты. Тема 28 . Изобразительное искусство народов России знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства; уметь объяснить, что такое фольклорные орнаменты; скульптура, живопись, графика, обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; находить и обозначать средства выражения нравственного смысла изобразительного искусства; морального и знать основные темы изобразительного искусства народов России. Тема 29 . Фольклор и литература народов России знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств; понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня; воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности; знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства; оценивать морально-нравственный литературы. потенциал национальной Тема 30 . Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона; уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур; уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для шестиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей); понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края. Тема 31 . Культурная карта России (практическое занятие) знать и уметь объяснить отличия культурной физической и политической географии; географии от понимать, что такое культурная карта народов России; описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями. Тема 32 . Единство страны — залог будущего России знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства; понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов. 6 класс Тематический блок 1. «Культура как социальность» Тема 1 . Мир культуры: его структура Знать и уметь объяснить структуру культуры как социально- го явления; понимать специфику социальных явлений, их ключевые от- личия от природных явлений; уметь доказывать связь между этапом развития материаль- ной культуры и социальной структурой общества, их взаи- мосвязь с духовно- нравственным состоянием общества; понимать зависимость социальных процессов от культурноисторических процессов; уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и этапами развития социума . Тема 2 . Культура России: многообразие регионов Характеризовать административно-территориальное деление России; знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа, уметь показать их на административной карте России; понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в полиэтничном государстве, важность сохранения исторической памяти отдельных этносов; объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его принадлежности к тому или иному народу; понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации; демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России; характеризовать духовную культуру всех народов России как общее достояние и богатство нашей многонациональной Родины. Тема 3 . История быта как история культуры Понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его типы; понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов России и особенностями исторического периода; находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов России от их локализации в конкретных климатических, географических и культурно-исторических условиях. Тема 4 . Прогресс: технический и социальный Знать, что такое труд, производительность труда и разделение труда, характеризовать их роль и значение в истории и современном обществе; осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества, роль созидательного и добросовестного труда для создания социально и экономически благоприятной среды; демонстрировать понимание роли обслуживающего труда, его социальной и духовно-нравственной важности; понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и изменениями социальных взаимосвязей в обществе; осознавать и обосновывать влияние технологий на культуру и ценности общества. Тема 5 . Образование в культуре народов России Иметь представление об истории образования и его роли в обществе на различных этапах его развития; понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость от процесса познания; понимать специфику каждой ступени образования, её роль в современных общественных процессах; обосновывать важность образования в современном мире и ценность знания; характеризовать образование как часть процесса формирования духовно-нравственных ориентиров человека. Тема 6 . Права и обязанности человека Знать термины «права человека», «естественные права человека», «правовая культура»: характеризовать историю формирования комплекса понятий, связанных с правами; понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и обязанности человека; понимать необходимость соблюдения прав человека; понимать и уметь объяснить необходимость сохранения паритета между правами и обязанностями человека в обществе; приводить примеры формирования правовой культуры из истории народов России. Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие Знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия», «атеизм», «свободомыслие»; характеризовать основные культурообразующие конфессии; знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном этапе общественного развития; понимать и обосновывать роль религий как источника культурного развития общества. Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие) Характеризовать основные процессы, протекающие в современном обществе, его духовно-нравственные ориентиры; понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития человека и общества в целом для сохранения социальноэкономического благополучия; называть и характеризовать основные источники этого процесса; уметь доказывать теоретические положения, выдвинутые ранее на примерах из истории и культуры России. Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» Тема 9 . Духовно-нравственный облик и идеал человека Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание личных качеств человека; осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или иными моральными и нравственными ценностями; понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь; обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия общества, уважения к правам человека, его месту и роли в общественных процессах; характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода», «ответственность», «право» и «долг»; понимать важность коллективизма как ценности современной России и его приоритет перед идеологией индивидуализма; приводить примеры идеалов человека в историко-культурном пространстве современной России. Тема 10 . Взросление человека в культуре народов России Понимать различие между процессами антропогенеза и антропосоциогенеза; характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы, а также потребности человека для гармоничного развития и существования на каждом из этапов; обосновывать важность взаимодействия человека и общества, характеризовать негативные эффекты социальной изоляции; знать и уметь демонстрировать своё понимание самостоятельности, её роли в развитии личности, во взаимодействии с другими людьми. Тема 11 . Религия как источник нравственности Характеризовать нравственный потенциал религии; знать и уметь излагать нравственные принципы государствообразующих конфессий России; знать основные требования к нравственному идеалу человека в государствообразующих религиях современной России; уметь обосновывать важность религиозных моральных и нравственных ценностей для современного общества. Тема 12 . Наука как источник знания о человеке Понимать и характеризовать смысл понятия «гуманитарное знание»; определять нравственный смысл гуманитарного знания, его системообразующую роль в современной культуре; характеризовать понятие «культура» как процесс самопознания общества, как его внутреннюю самоактуализацию; осознавать и доказывать взаимосвязь различных областей гуманитарного знания. Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры Характеризовать многосторонность понятия «этика»; понимать особенности этики как науки; объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в истории и культуре народов России и соотносить их с личным опытом; обосновывать важность и необходимость нравственности для социального благополучия общества и личности. Тема 14 . Самопознание (практическое занятие) . Характеризовать понятия «самопознание», «автобиография», «автопортрет», «рефлексия»; уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность», «ценности» с самопознанием и рефлексией на доступном для обучающихся уровне; доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения. Тематический блок 3. «человек как член общества» Тема 15 . Труд делает человека человеком Характеризовать важность труда и его роль в современном обществе; соотносить понятия «добросовестный труд» и «экономическое благополучие»; объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»; понимать важность и уметь обосновать необходимость их преодоления для самого себя; оценивать общественные процессы в области общественной оценки труда; осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых подвигов, социальной ответственности за свой труд; объяснять важность труда и его экономической стоимости; знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство», с одной стороны, и «трудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с другой стороны, а также «общественная оценка труда». Тема 16 . Подвиг: как узнать героя? Характеризовать понятия «подвиг», «героизм», «самопожертвование»; понимать отличия подвига на войне и в мирное время; уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества; знать и называть героев современного общества и исторических личностей; обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм» через значимость для общества и понимание последствий. Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние Характеризовать понятие «социальные отношения»; понимать смысл понятия «человек как субъект социальных отношений» в приложении к его нравственному и духовному развитию; осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном состоянии личности; обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь», «коллективизм» и приводить примеры из истории, культуры и литературы; обосновывать важность и находить нравственные основания социальной взаимопомощи, в том числе благотворительности; понимать и характеризовать понятие «этика предпринимательства» в социальном аспекте. Тема 18 . Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания Характеризовать понятие «социальные проблемы современного общества» как многостороннее явление, в том числе обусловленное несовершенством духовно-нравственных идеалов и ценностей; приводить примеры таких понятий как «бедность», «асоциальная семья», «сиротство»; знать и уметь обосновывать пути преодоления их последствий на доступном для понимания уровне; обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих проблем, а также необходимость помощи в преодолении этих состояний со стороны общества. Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений. Характеризовать понятия «благотворительность», «меценатство», «милосердие», «волонтерство», «социальный проект», «гражданская и социальная ответственность», «общественные блага», «коллективизм» в их взаимосвязи; анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности, милосердия, добровольной помощи, взаимовыручки у представителей разных этносов и религий; уметь самостоятельно находить информацию о благотворительных, волонтёрских и социальных проектах в регионе своего проживания. Тема 20 . Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов России Характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовнонравственных ценностей российского народа; находить и обосновывать проявления гуманизма в историкокультурном наследии народов России; знать и понимать важность гуманизма для формирования высоконравственной личности, государственной политики, взаимоотношений в обществе; находить и объяснять гуманистические проявления в современной культуре. Тема 21 . Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества Характеризовать понятия «социальные профессии», «помогающие профессии»; иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых представителям социальных профессий; осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе социальных профессий; приводить примеры из литературы и истории, современной жизни, подтверждающие данную точку зрения. Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг Характеризовать понятие «благотворительность» и его эволюцию в истории России; доказывать важность меценатства в современном обществе для общества в целом и для духовно-нравственного развития личности самого мецената; характеризовать понятие «социальный долг», обосновывать его важную роль в жизни общества; приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и современной России; понимать смысл внеэкономической благотворительности: волонтёрской деятельности, аргументированно объяснять её важность. Тема 23 . Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества Характеризовать понятие «наука»; уметь аргументированно обосновывать важность науки в современном обществе, прослеживать её связь с научно-техническим и социальным прогрессом; называть имена выдающихся учёных России; обосновывать важность понимания истории науки, получе- ния и обоснования научного знания; характеризовать и доказывать важность науки для благопо- лучия общества, страны и государства; обосновывать важность морали и нравственности в науке, её роль и вклад в доказательство этих понятий . Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие) Характеризовать понятие «профессия», предполагать характер и цель труда в определённой профессии; обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать её вклад в общество; называть духовно-нравственные качества человека, необходимые в этом виде труда . Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» Тема 25 . Гражданин Характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их взаимосвязь; понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей гражданского самосознания; понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина . Тема 26 . Патриотизм Характеризовать понятие «патриотизм»; приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе; различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на ценности толерантности, уважения к другим народам, их истории и культуре; уметь обосновывать важность патриотизма. Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг? Характеризовать понятия «война» и «мир»; доказывать важность сохранения мира и согласия; обосновывать роль защиты Отечества, её важность для гражданина; понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке, культуре; характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть»; обосновывать их важность, приводить примеры их проявлений. Тема 28 . Государство. Россия — наша родина Характеризовать понятие «государство»; уметь выделять и формулировать основные особенности Российского государства с опорой на исторические факты и духовно-нравственные ценности; характеризовать понятие «закон» как существенную часть гражданской идентичности человека; характеризовать понятие «гражданская идентичность», соотносить это понятие с необходимыми нравственными качествами человека . Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие) Охарактеризовать свою гражданскую идентичность, её составляющие: этническую, религиозную, гендерную идентичности; обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина, указывать их источники. Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие) Характеризовать понятие «добрые дела» в контексте оценки собственных действий, их нравственного характера; находить примеры добрых дел в реальности и уметь адаптировать их к потребностям класса. Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие) Характеризовать понятие «человек» как духовно-нравственный идеал; приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре; формулировать свой идеал человека и нравственные качества, которые ему присущи. Тема 32 . Человек и культура (проект) Характеризовать грани взаимодействия человека и культуры; уметь описать в выбранном направлении с помощью известных примеров образ человека, создаваемый произведениями культуры; показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние; характеризовать основные признаки понятия «человек» с опорой на исторические и культурные примеры, их осмысление и оценку, как с положительной, так и с отрицательной стороны. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс № Наименование разделов Количество часов Электронные (цифровые) образовательные п/п и тем программы ресурсы всего контрольные практические работы 1 Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» работы 10 0 https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. http://otvetkak.ru/interestingfacts/interesnye-tradicii-narodovrossii.html Интересные традиции народов России: обычаи, культура. https://iknigi.net/avtor-irina-sinova/163436narody-rossii-istoriya-i-kultura-obychai-itradicii-irina-sinova/read/page-1.html Народы России. История и культура, обычаи. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 2 Тематический блок 2. «Семья и духовнонравственные ценности» 6 1 0 https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. http://otvetkak.ru/interestingfacts/interesnye-tradicii-narodovrossii.html Интересные традиции народов России: обычаи, культура. https://iknigi.net/avtor-irina-sinova/163436narody-rossii-istoriya-i-kultura-obychai-itradicii-irina-sinova/read/page-1.html Народы России. История и культура, обычаи. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 3 Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» 3 0 0 https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. http://otvetkak.ru/interestingfacts/interesnye-tradicii-narodovrossii.html Интересные традиции народов России: обычаи, культура. https://iknigi.net/avtor-irina-sinova/163436narody-rossii-istoriya-i-kultura-obychai-itradicii-irina-sinova/read/page-1.html Народы России. История и культура, обычаи. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 4 Тематический блок 4. «Культурное единство России» 13 1 0 https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. http://otvetkak.ru/interestingfacts/interesnye-tradicii-narodovrossii.html Интересные традиции народов России: обычаи, культура. https://iknigi.net/avtor-irina-sinova/163436narody-rossii-istoriya-i-kultura-obychai-itradicii-irina-sinova/read/page-1.html Народы России. История и культура, обычаи. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 5 Итоговое повторение 2 1 0 https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 0 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс № п/п Наименование разделов и тем программы 1 Тематический блок 1. Количество часов всего контрольные практические работы работы 8 0 «Культура как социальность» Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. http://otvetkak.ru/interestingfacts/interesnye-tradicii-narodovrossii.html Интересные традиции народов России: обычаи, культура. https://iknigi.net/avtor-irina-sinova/163436narody-rossii-istoriya-i-kultura-obychai-itradicii-irina-sinova/read/page-1.html Народы России. История и культура, обычаи. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 2 Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» 6 1 0 https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. http://otvetkak.ru/interestingfacts/interesnye-tradicii-narodovrossii.html Интересные традиции народов России: обычаи, культура. https://iknigi.net/avtor-irina-sinova/163436narody-rossii-istoriya-i-kultura-obychai-itradicii-irina-sinova/read/page-1.html Народы России. История и культура, обычаи. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 3 Тематический блок 3. «Человек как член общества» 10 1 0 https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. http://otvetkak.ru/interestingfacts/interesnye-tradicii-narodovrossii.html Интересные традиции народов России: обычаи, культура. https://iknigi.net/avtor-irina-sinova/163436narody-rossii-istoriya-i-kultura-obychai-itradicii-irina-sinova/read/page-1.html Народы России. История и культура, обычаи. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4 4 Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» 8 0 https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. http://otvetkak.ru/interestingfacts/interesnye-tradicii-narodovrossii.html Интересные традиции народов России: обычаи, культура. https://iknigi.net/avtor-irina-sinova/163436narody-rossii-istoriya-i-kultura-obychai-itradicii-irina-sinova/read/page-1.html Народы России. История и культура, обычаи. 5 Итоговое повторение ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 2 1 0 34 3 0 https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС № п/ п 1 Количество часов Тема урока Контрольные Практичес Всего работы кие работы Дата изучен ия 1 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 1 2 неделя Язык и история 1 3 неделя Русский язык — язык общения и язык возможностей 1 4 неделя Истоки родной культуры 1 5 неделя Материальная культура 1 6 неделя Духовная культура 1 7 неделя Культура и религия 1 8 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 Культура и образование 1 9 неделя Многообразие культур России (практическое 1 10 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. Зачем изучать курс «Основы духовнонравственной культуры народов России»? 1 Наш дом — Россия 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Электронные цифровые образовательные ресурсы https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 занятие) Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 Семья — хранитель духовных ценностей 1 11 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 Родина начинается с семьи 1 Традиции семейного воспитания в России 1 12 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 13 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 Образ семьи в культуре народов России 1 Труд в истории семьи 1 15 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 Семья в современном мире (практическое занятие) 1 16 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 Личность — общество — культура 1 17 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 Духовный мир человека. Человек — творец культуры 1 18 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 Личность и духовнонравственные ценности 1 19 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 Историческая память как духовнонравственная ценность 1 20 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. Библиотека ЦОК 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 1 14 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 https://m.edsoo.ru/7f419196 Литература как язык культуры 1 21 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 Взаимовлияние культур 1 22 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 1 23 Духовно-нравственные ценности российского народа 23 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 1 24 Регионы России: культурное многообразие 24 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 Праздники в культуре народов России 1 25 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 Памятники в культуре народов России 1 Музыкальная культура на- родов России 1 27 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 Изобразительное искусство народов России 1 28 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 Фольклор и литература народов России 1 29 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое 1 30 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. Библиотека ЦОК 21 22 25 26 27 28 29 30 1 26 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 занятие) 31 https://m.edsoo.ru/7f419196 Культурная карта России (практическое занятие) 1 31 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 Единство страны — залог будущего России 1 32 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 Итоговый тест 1 Повторительнообобщающий урок 1 32 33 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 1 33 34 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 34 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 0 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС № п/ п Количество часов Тема урока Контрольные Практичес Всего работы кие работы Мир культуры: его структура 1 Дата изучен ия 1 неделя 1 1 2 неделя История быта как история культуры 1 3 неделя Прогресс: технический и социальный 1 4 неделя Образование в культуре народов России 1 5 неделя Права и обязанности человека 1 6 неделя Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие 1 7 неделя Современный мир: самое важное (практическое занятие) 1 8 неделя Каким должен быть человек? Духовнонравственный облик и идеал человека 1 9 неделя Взросление человека в культуре народов России 1 10 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. https://m.edsoo.ru/7f4170e4 3 4 5 6 8 9 10 https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК Культура России: многообразие регионов 2 7 Электронные цифровые образовательные ресурсы https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Религия как источник нравственности 1 11 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК 1 12 Наука как источник знания о человеке и человеческом 12 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК 13 Этика и нравственность 1 как категории духовной культуры 13 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК 1 14 Самопознание (практическое занятие) Труд делает человека человеком 1 15 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК Подвиг: как узнать героя? 1 16 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК Люди в обществе: духовно- нравственное взаимовлияние 1 17 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания 1 18 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений 1 19 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры на- родов России 1 20 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК 11 15 16 17 18 19 20 1 14 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК 21 22 23 24 Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества 1 21 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг 1 22 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества 1 23 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК Моя профессия (практическое занятие) 1 24 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК Гражданин 1 25 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК Патриотизм 1 26 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК Защита Родины: подвиг или долг? 1 27 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК Государство . Россия — наша родина 1 28 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК Гражданская идентичность (практическое занятие) 1 29 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК Моя школа и мой класс (практическое занятие) 1 30 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК Человек: какой он? (практическое 1 31 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура 1 25 26 27 28 29 30 31 занятие) народов России. https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК Человек и культура (проект) 1 Итоговый тест 1 Повторительнообобщающий урок 1 32 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК 32 33 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК 1 33 34 неделя https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК 34 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 0 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. Учебник. Виноградова В.М. Москва, издательство «Дрофа» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. Учебник. Виноградова В.М. Москва, издательство «Дрофа» Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс Методическое пособие. ФГОС. Просвещение, 2018г ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1) https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. 2) https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК 3) http://otvetkak.ru/interesting-facts/interesnye-tradicii-narodov-rossii.html Интересные традиции народов России: обычаи, культура. 4) https://iknigi.net/avtor-irina-sinova/163436-narody-rossii-istoriya-i-kultura-obychai-itradicii-irina-sinova/read/page-1.html Народы России. История и культура, обычаи. 5) https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Основы духовно-нравственной культуры народов России. 6 класс. Учебник. Виноградова В.М. Москва, издательство «Дрофа» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Основы духовно-нравственной культуры народов России. 6 класс. Учебник. Виноградова В.М. Москва, издательство «Дрофа» Основы духовно-нравственной культуры народов России 6 класс Методическое пособие. ФГОС. Просвещение, 2018г ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1) https://bigenc.ru/text/3040264 Традиционная культура народов России. 2) https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦОК 3) http://otvetkak.ru/interesting-facts/interesnye-tradicii-narodov-rossii.html Интересные традиции народов России: обычаи, культура. 4) https://iknigi.net/avtor-irina-sinova/163436-narody-rossii-istoriya-i-kultura-obychai-itradicii-irina-sinova/read/page-1.html Народы России. История и культура, обычаи. 5) https://m.edsoo.ru/7f4170e4 Библиотека ЦО